Научная статья на тему 'Воспитание физических качеств у школьниц в физкультурно-спортивной работе'

Воспитание физических качеств у школьниц в физкультурно-спортивной работе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ РАБОТА / ШКОЛЬНИЦА / ИГРОВОЙ МЕТОД / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / SPORTS WORK / GIRL / PLAY METHOD / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сибагатуллин Артур Раилевич

В физкультурно-спортивной работе рассматривается контроль функционального состояния и планирования физической нагрузки в воспитании физических качеств игровым методом у школьниц. В работе представлены и обоснованы точечные критерии игрового метода для школьниц, включая: временные параметры игры в воспитании физических качеств, развитие механизмов энергообеспечения, планирование физической нагрузки, соответствующие интервалы отдыха, определенный восстановительный интервал времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Сибагатуллин Артур Раилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of physical qualities of female school students in sports work

Control of functional condition and planning of physical activity in case of education of physical qualities of female school students by game method in sports work is discussed. Point criteria of game method of schoolgirls including temporary parameters of a game in education of physical qualities, development of mechanisms of power supply, planning of physical activity, the corresponding intervals of rest and a certain recovery interval of time are presented and proved.

Текст научной работы на тему «Воспитание физических качеств у школьниц в физкультурно-спортивной работе»

Сведения об авторе: Пташко Татьяна Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, факультет инклюзивного и коррекционного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: ptashko75@mail.ru

Information about the author: Ptashko Tatyana Genadievna,

Candidate of Sciences (Education), Academic

Title of Associate Professor,

Associate Professor, Department of Social work,

Pedagogy and Psychology

Faculty of Inclusive and Corrective Education

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University

Chelyabinsk, Russia

Kmail: ptashko75@mail.ru

УДК 796.1 ББК 74.200.544

А.Р. Сибагатуллин ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИх КАЧЕСТВ У ШКОЛьНИц

в физкультурно-спортивной работе

В физкультурно-спортивной работе рассматривается контроль функционального состояния и планирования физической нагрузки в воспитании физических качеств игровым методом у школьниц. В работе представлены и обоснованы точечные критерии игрового метода для школьниц, включая: временные параметры игры в воспитании физических качеств, развитие механизмов энергообеспечения, планирование физической нагрузки, соответствующие интервалы отдыха, определенный восстановительный интервал времени.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная работа, школьница, игровой метод, физическая нагрузка.

A.R. Sibagatullin

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF FEMALE SCHOOL STUDENTS IN SPORTS wORK

Control of functional condition and planning of physical activity in case of education of physical qualities of female school students by game method in sports work is discussed. Point criteria of game method of schoolgirls including temporary parameters of a game in education of physical qualities, development of mechanisms of power supply, planning of physical activity, the corresponding intervals of rest and a certain recovery interval of time are presented and proved.

Key words: sports work, girl, play method, physical activity.

Игровым методом можно воспитывать многие физические качества у школьниц. Игровой метод относится к строго регламентированному методу в том случае, если выполняется стандарт физической нагрузки в закономерной, обоснованной последовательности. Если игровой метод имеет ограничение в до-

зировании физической нагрузки, в воспитании физических качеств, то это является недостатком. Тогда возникает закономерный вопрос: зачем на практике применяется неэффективный метод, неэффективная физическая нагрузка? С такой регламентацией физической нагрузки игровой метод не выполняет оздоро-

вительную функцию в системе методов воспитания физических качеств. В отсутствии реализации регламентированной физической нагрузки, оздоровительной функции у школьниц игровой метод способствует утомлению, переутомлению, перенапряжению.

Н.А. Белоусова в работе подтверждает, что при утомлении у школьников снижается функциональная работоспособность и интерес к физкультурной деятельности [1]. Этот факт отмечает также и Н.В. Мамылина в обоновании базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков [2].

Если игровой метод имеет ограничение в дозировании физической нагрузки в воспитании физических качеств, с одной стороны, это является недостатком, так как в применении он не выполняет образовательные, оздоровительные, воспитательные функции занятий в системе педагогического контроля, методов воспитания физических качеств. С другой стороны, применение игрового метода приводит к утомлению, переутомлению, перенапряжению школьниц в физкультурно-спортивной деятельности. В. И. Сиваков и соавторы работы придерживаются того мнения, что неоптимальная физическая нагрузка снижает эффективность учебно-тренировочного процесса [3-5].

Рассмотрение недостатков игрового метода позволит улучшить образовательный процесс школьниц. Планирование физической нагрузки в воспитании физических качеств у школьниц на основе игровых правил снижает эффективность и результативность игрового метода по причине отсутствия объективного контроля и оценки функционального состояния. Эту причину подтверждают М.С. Терзи и соавторы статьи в изучении функциональной работоспособности единоборцев [6-7].

Цель исследования: обоснование регламентированной деятельности игрового метода в воспитании физических качеств у школьниц.

Задачи исследования: обосновать точечные критерии физической нагрузки в воспитании физических качеств у школьниц игровым методом.

Игровой метод должен иметь точечные критерии, включая: временные параметры игры в воспитании физических качеств, развитие механизмов энергообеспечения, планирование физической нагрузки, соответствующие интервалы отдыха, определенный восстановительный интервал времени. В условиях физкультурно-спортивной работы воспитание физических качеств определяется индивидуально, а не для группы, исходя из функционального состояния, функциональной подготовленности и восстановительных процессов.

На наш взгляд, критерий восстановления должен быть не две, три минуты, а только одна минута для группы. Это является эффективным временем с учетом функционального состояния, физической подготовленности и психологической готовности к выполняемой физической нагрузке. Если вышеуказанные критерии соблюдаются в физкультурно-спортивной работе, тогда игровой метод можно отнести к строго регламентированным действиям. Игровой метод должен быть только строго регламентированным, и только при строгой регламентации действий можно эффективно воспитывать физические качества, выполнять точечную физическую нагрузку, упреждать переутомление, перенапряжение.

Следует отметить, что нерегламен-тационная деятельность игрового метода может иметь применение только в проведении разовых эмоционально-увеселительных физкультурных игр, эстафет, физкультурных праздников, а для целенаправленной системной работы в повышении функциональных систем, физической подготовленности метод не подходит для физкультурно-спортивной деятельности.

Игровой метод в воспитании физических качеств не должен регламентировать действия только игровыми правилами. В основном, так и происходит в практической деятельности, где физическая нагрузка и двигательные действия реализуются только с учетом размера игровой площадки, количества игроков в игровой деятельности. Такой подход приводит

ф

I-

о ю го

о

X ш

I-

^

о с

о

о

X

¡2

ей ^

X .0 с; о ¡£

3

ей I-

о ф

т го

о ф

т

X

го

I-^

с

о о ш

с;

н га i_ го ю s

0

01 <

к переутомлению в отсутствии точечного планирования физической нагрузки. При этом у школьниц не осуществляется и не учитывается восстановительный процесс, функциональная оценка восстановления после физической нагрузки. В этом применении игровой метод является неэффективным в воспитании физических качеств, так как физическая нагрузка выполняется необоснованная, неконтролируемая и субъективная. Представленные действия в игровом методе не подходят для выполнения точеной физической нагрузки в воспитании физических качеств.

Снижение пульса от максимальной частоты до обозначенного интервала отдыха за определенное время после выполненной физической нагрузки устанавливается в течение многократных ускорений. В нашем случае у школьниц стандартное время восстановления составляет пятьдесят секунд (50 с). В физкультурной работе этот процесс контролируется следующим действием в определенной последовательности в определении оптимальной физической нагрузки: пульс 200 уд/мин, проходит 50 с, пульс снижается до 100 уд/мин, физическая нагрузка соответствует функциональным возможностям школьниц. Если оценочный восстановительный интервал времени функциональной работоспособности превысит установленное время восстановления (в нашем случае - 50 с) на 5 секунд, тогда школьница прекращает выполнять дальнейшую физическую нагрузку.

Восстановление для каждой школьницы является индивидуальным за определенное время от максимальной величины пульса до установленного интервала отдыха. Именно стандартный восстановительный интервал времени позволит эффективно дозировать выполнение физической нагрузки в каждой серии и между повторениями, упреждая неоптимальное повторение физического упражнения. Чем короче стандартный восстановительный интервал времени (в течение одной минуты), тем эффективней осуществляется восстановительный процесс. По стандартному восстановительному интервалу времени

от 30 до 60 секунд можно судить о физической подготовленности школьниц во время выполнения физической нагрузки. Если школьница восстанавливается после физической нагрузки на первой минуте за 45 секунд - восстановление соответствует функциональной подготовленности, на второй минуте - отмечаем переутомление, на третьей минуте - перенапряжение.

Функциональные возможности

школьниц имеют определенные восстановительные процессы. Например, если и далее продолжать воспитывать скоростные способности и игнорировать стандартный восстановительный интервал времени, в нашем случае, связанный с увеличением пульса в очередном повторении, тогда воспитывается не быстрота, а скоростная выносливость, которая приведет к повышению психической напряженности и снижению адаптационного процесса.

Если стандартный восстановительный интервал времени уменьшается до 25-30 секунд, отмечается стабильность восстановительного процесса в воспитании скоростных качеств, то это указывает на то, что интервал отдыха следует увеличить в серии от 100 до 105 уд/ мин. Если у школьниц зафиксировано 25-30-секундное время восстановления на первой минуте, тогда не развивается тренировочный эффект в физкультурно-спортивной работе. В этом эпизоде восстановления завершен адаптационный процесс к выполняемой физической нагрузке. Интервал отдыха между сериями (серий может быть несколько), во многом зависит от установленного интервала отдыха между повторениями в одной серии. В нашем случае это ординарный тип интервала отдыха (пульс 100 уд/мин). Исходя из ординарного типа интервала отдыха, отдых между сериями устанавливается полный, т.е. пульс снижается до 90 уд/мин, и тогда повторяется следующая серия, если она запланирована.

Необходимо отметить, что снижение пульса до 90 уд/мин между сериями требуется неодинаковое время восстановления для школьниц, так как уровень

функциональной подготовленности у них разный. При воспитании скоростных способностей школьниц нецелесообразно давать отдых между сериями при пульсе ниже 85 уд/мин, так как это приводит к снижению функциональной работоспособности.

Специалистам в физкультурно-спо-ртивной работе необходимо определять время восстановления после сна в горизонтальном положении. Функциональное состояние учащихся в начале и в конце учебного года изменяется, соответственно и изменяется показатель пульса. Представим критерий восстановления после физической нагрузки утром после сна. Если утром после пробуждения пульс увеличивается на 2 удара от стандартного уровня в горизонтальном положении, то это характеризуется как полное восстановление; от 3 до 5 ударов - как переутомление, а от 6 и более ударов - как перенапряжение школьниц в физкультурно-спортивной работе.

Школьницам необходимо ориентироваться на оценку пульса не только после пробуждения, но и после окончания занятий. Критериями восстановления после физической нагрузки являются показатели, превышающие исходный пульс (от 3 до 6 ударов оценивалось как полное восстановление, от 7 до 10 ударов - как переутомление, а от 11 ударов и более -как перенапряжение, связанное с перенапряжением систем и функций школьниц). Оценку восстановительного процесса систем и функций организма после выполненной физической нагрузки мож-

но определить и другим вариантом на 1-й, 2-й и 3-й минуте. После выполненной физической нагрузки в воспитании скоростной выносливости при пульсе 175 ударов в минуту определяется жесткий отдых -120 ударов в минуту после выполненного упражнения. Точечное выполнение физической нагрузки определяется в минутном режиме от 175 ударов до 120 ударов в минуту. Если восстановление происходит на первой минуте, то физическая нагрузка соответствует функциональной подготовленности. Если пульс снижается на второй минуте от 175 ударов до 120 ударов в минуту, то физическая нагрузка не соответствует функциональной подготовленности, вызывает переутомление; если пульс снижается на третьей минуте от 175 ударов до 120 ударов в минуту то физическая нагрузка не соответствует функциональной подготовленности, вызывает перенапряжение.

В заключение отметим, что игровой метод придает занятию эффективную рациональность, динамичность в раскрытии строгой регламентации метода и упреждает на раннем этапе выполнение неоптимальной физической нагрузки в физкультурно-спортивной работе. У школьниц во время выполнения физической нагрузки в воспитании физических и двигательных качеств дыхательный цикл выполняет различные функции: вдох через нос, выдох через нос активизируют восстановительный процесс функциональной системы, а вдох через нос, выдох через рот активизируют функциональную работоспособность.

Библиографический список

1. Белоусова, Н.А. Характеристика состояния стрессоустойчивости помощников машинистов [Электронный ресурс] / Н.А. Белоусова, Е.С. Шорохова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - Режим доступа: URL: http: //www.science-education.ru/ru/artide/view?id=24480

2. Мамылина, Н.В. Ферментемия как показатель повреждения организма при длительном эмоциональном стрессе и гипокинезии [Текст] / Н.В. Мамылина, Н.А. Белоусова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2003. - № 5. - С. 120-124.

3. Сиваков, В.И. Влияние адаптационного процесса на младших школьников в условиях физкультурно-спортивной деятельности [Текст] / В.И. Сиваков, Д.В. Сиваков // Физическая культура в школе. - 2015. - № 5. - С. 11-14.

4. Сиваков, В.И. Управление психической напряженностью старших дошкольников в процессе физического воспитания [Текст]: монография / В.И. Сиваков. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 164 с.

ф н о ю го

о

X

s H Œ

о с

о

о

X

>

¡2

s X .0

о

3

I-

о ф

т

го ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ф

т

X

го

IS

с

о о m

5. Сиваков, В.И. Квантовый метод в повышении энергосистемы спортсменов [Текст] / В.И. Си-ваков, Д.В. Сиваков, В.В. Сиваков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - № 12 (142). -2016.- С. 116-120.

6. Терзи, М.С. Молекулярно-генетическая детерминация функциональной работоспособности единоборцев разных квалификаций [Текст] / М.С. Терзи, Е.В. Леконцев, Д.А. Сарайкин, В.И. Павлова, Ю.Г. Камскова // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 7. - С. 21-24.

7. Терзи, М.С. Психофизиологические детерминанты спортивного мастерства единоборцев [Текст] / М.С. Терзи, Д.А. Сарайкин, В.И.Павлова, Ю.Г. Камскова // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 12. - С. 66-70.

References

1. Belousova N.A. Shorokhova E.S. Characteristics of the state of stress resistance of assistants to machinists. Sovremennyie problem nauki i obrazovania, 2016. № 3. Available at: http://www.science-education. ru/en/article/view?id=24480.

2. Mamylina N.V., Belousova N.A. Enzyme as an indicator of damage to the body with prolonged emotional stress and hypokinesia. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2003. № 5. P. 120-124.

3. Sivakov V.I Managing mental stress preschool children in the process of physical education: Monograph. ^e^ab^s^ Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2015. P. 164. [in Russian].

4. Sivakov V. I Topical and necessary psychological model of educational activities, physical education in the formation of the genius of preschool children, school children, students. Contyemporary Higher Education: Innovative Aspects, 2015. № 1. Р. 20-25. [in Russian]

5. Sivakov V.I., Sivakov D.V., Sivakov V.V. Kvantovyj metod v povyshenii ehnergosistemy sportsmenov. Uchenyezapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2016. № 12. (142). P. 116-120. [in Russian].

6. Terzi M.S., Saraykin D.A., Pavlova V.I., Kamskova J.G. Molecular genetic determination of functional capacity of the fighters of different qualifications. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2016. № 7. P. 21-24. [in Russian].

7. Terzi M.S., Saraykin D.A., Pavlova V.I., Kamskova J.G. Physiological determinants of sports skills of combatants. Teoriya ipraktika fizicheskoy kultury, 2014. №12. P. 66-70. [in Russian].

Сведения об авторах: Сибагатуллин Артур Раилевич,

аспирант кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: batyrov-artur@rambler.ru

Information about the authors: Sibagatullin Artur Railevich,

Post graduate student, Department of Theory and Method of Physical Education and Sport South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: batyrov-artur@rambler. ru

c;

H ra i_ ro ю s

0

01 <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.