Марина К. на первых занятиях по ПРФЗ вела себя пассивно, без особого желания участвовала в составлении алгоритмов решения задач по определенным темам школьного курса, при выполнении домашних заданий решала задачи только обязательного «минимума». Неохотно Марина участвовала в обсуждении способа решения задачи и ответов своих однокурсников. В качестве домашнего задания Марине было предложено подобрать задачи с историческим содержанием по теме «Свободное падение», используя сборники задач и методическую литературу. Студентка справилась с этим заданием, но испытывала трудности с объяснением решения подобранных задач. Следующим заданием для студентки было составление индивидуальных дидактических карточек с задачами разного уровня сложности, которые можно предложить учащимся по теме «Законы Ньютона». Студентка старательно выполняла задание, ее дидактический материал отличался интересными оформительскими находками.
Марине очень нравилось выполнять определенные задания, работая в микрогруппе (3-4 человека). Так, микрогруппе было предложено задание - разработать фрагмент урока подготовки к контрольной работе по теме «Закон сохранения импульса» в форме дидактической игры. Марина занималась оформлением материала, и она с интересом и ответственностью отнеслась к выполнению задания. На занятии она достаточно качественно объяснила решение одной из задач. Промежуточная контрольная работа выполнена с оценкой «хорошо». На последующих занятиях Марина стала проявлять себя более активно. Она предлагала вопросы, которыми можно привлечь внимание к решению задачи, ориентироваться в процессе решения задачи. Самостоятельно находила в методической литературе интересные задачи по содержанию, способу решения, способу оформления и демонстрировала их на занятии своим однокурсникам. По результатам анкетирования и экспертной оценки уровень мотивационных умений Марины К. изменился с первого (низкого) до второго (среднего).
Литература
1. Цветкова А. Т. Технологии формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников и будущих учителей физики. - М.:МПУ,1997.
2. Цветкова А. Т. Измерение уровня профессиональных мотивационных умений учителей// Наука и школа. - 1998, №5.
3. Цветкова А. Т. Методика формирования мотивации учебной деятельности и самоорганизации школьников в процессе обучения физике. Программа спецкурса для высших педагогических учебных заведений. - М.: Прометей, 2000.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ШКОЛЬНИКАМ И ЕЕ УЧЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ школе
В.И. Сиваков,
доктор педагогических наук, профессор Челябинского государственного педагогического университета
Актуальность. Оптимизация физической нагрузки осуществляется недостаточно полно на уроках физической культуры. Многие школьники надеются на педагогическое мастерство учителя физической культуры, полагаются на его знания в учебном процессе. Школьникам необходимо полагаться не только на учителя физической культуры, но и следует прислушиваться к психофизиологическому состоянию организма во время выполнения физической нагрузки. Ведь лучше всего оценит своё состояние сам занимающийся и спланирует оптимальную физическую нагрузку. Почему так не происходит в действительности? Причина видится в том, что учитель физической культуры не вооружает школьников определенными знаниями в оценивании физической нагрузки и не формирует у них потребности в её анализе в условиях учебной деятельности.
Отсутствие таких действий со стороны учителя физической культуры и школьника приводит к декомпенсирован-ному утомлению, т. е. к истощению всех функций и систем организма [2]. Такая проблема имеет место в учебной деятельности учителя физической культуры. Надо полагать, что школьник, владея достаточными теоретическими знаниями, направит их непосредственно на оптимизацию учебного процесса, поскольку учитель физической культуры не всегда своевременно и постоянно может осуществлять педагогический и психологический контроль школьника в связи с объективными и субъективными причинами.
Цель исследования - обоснование процессов начального утомления школьников в повышении функциональной подготовленности в учебном процессе общеобразовательных школ.
Недостаточный педагогический контроль физической нагрузки приводит к перенапряжению, переутомлению школьников с одной стороны, а с другой стороны, способствует истощению систем и функций. При этом теряется легкость и быстрота выполнения техники физического упражнения,
школьник утомлен из-за неадекватных физических нагрузок, не проявляет инициативу в регулировании физической нагрузки, а выполняет только строгое предначертание учебного плана. Такой подход не оправдывает себя так, как точечные, оценивающие критерии за переносимостью физической нагрузки в большей степени должен определять школьник, а не учитель физической культуры.
На практике получается совсем наоборот. Во-первых, может быть так, что учитель физической культуры недоглядел, а школьник не проконтролировал выполненную физическую нагрузку. Во-вторых, владея определенными знаниями, он будет вносить творчество, анализировать, своевременно вносить и предлагать коррективы в учебный план. Именно поэтому такой подход и позволит исключить необоснованные физические нагрузки, приводящие к перенапряжению школьников в учебном процессе.
Вопросы педагогического контроля и восстановления после физической нагрузки в учебной деятельности у школьников вызывают затруднения по той основной причине, что психология человека нацелена на большие и интенсивные физические нагрузки: «Чем больше, тем лучше». Способствует ли это повышению спортивного мастерства? Ответом на этот вопрос может быть такой афоризм: «Искусство тренировки - это искусство, тренируясь, отдыхать» [3]. Об этом свидетельствует и работа сердечно-сосудистой системы, например, за 60 лет жизни у человека при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 75 ударов в минуту сердце отдыхает 40 лет, а работает только 20 лет.
На практике все наоборот: школьник приходит с занятий, с ног валится, просыпается в полдень следующего дня или возвращается с занятий, еле ноги волоча. Он считает, что хорошо позанимался. Где же та природная целесообразность, экономичность и рациональность учебной деятельности? Рационально работает не только сердце, но и другие органы и системы организма. Несоблюдение природной экономично-
сти и целесообразности приводит к серьезным нарушениям сердечно-сосудистой системы даже у высококвалифицированных спортсменов. Например, у биатлониста С. Чепикова отказали в 1997 году два сердечных желудочка. Установилась мерцательная аритмия сердца. При этом сердце осуществляло свои функции за счет задней стенки [1]. Это, на наш взгляд, и есть те самые просчеты в психофизиологическом и педагогическом контроле.
Аналогичные примеры отмечаем и в других видах спорта, когда спортсмен по самочувствию психофизиологического состояния определяет выполнение физической нагрузки. Но ведь методики, определяющие функциональное состояние по ЧСС, имеют место и в учебной, и в спортивной практике и ими необходимо руководствоваться! Они доступны, легки в применении. К ним отнесем, прежде всего, определение восстановления по ЧСС после сна, через 30 минут после занятий и во время учебных занятий. Рассмотрим вначале эти критерии восстановления после предыдущей физической нагрузки на момент восстановления утром после сна. Увеличение ЧСС на два удара от исходного уровня характеризует физическую нагрузку как суперкомпенсаторную; на пять ударов -как оптимальное восстановление (норма), а на двенадцать ударов - как переутомление. При этом необходимо ориентироваться на оценку ЧСС не только после пробуждения, но и после 30 минут учебно-тренировочных занятий. Критерии оценки восстановления после физической нагрузки были следующие: превышение исходного уровня ЧСС на двенадцать ударов оценивалсь как суперкомпенсаторное восстановление, на восемнадцать ударов - как оптимальное восстановление, а от восемнадцати и выше - как переутомление. Обоснованные критерии восстановления после физической нагрузки, с одной стороны, позволяют научно обосновать индивидуальные программы, не допускающие неоптимальных физических нагрузок, а с другой - исключить перенапряжение, перетренировку школьников.
Специалистам необходимо помнить, что степень физической нагрузки определяется всегда от исходного уровня после пробуждения школьника и в одном и том же положении туловища, с одной стороны, а с другой - повышение уровня физической подготовленности от этапа к этапу изменяет функциональное состояние, соответственно снижает и ЧСС. Таким образом, физическая нагрузка изменяется на определенном этапе подготовки, изменяет и параметры функциональной адаптации сердечно-сосудистой системы организма. Очевидно, что контроль за ЧСС необходимо корректировать на каждом этапе подготовки.
Данные критерии физической нагрузки определяются для каждого школьника индивидуально. Вот эти три действия по ЧСС, если их соблюдать, уже обеспечат оптимальный контроль за восстановлением и прежде всего оптимизируют работу сердечно-сосудистой системы во время физической нагрузки. Планирование и восстановление физической нагрузки зависит также от психологических свойств и прежде всего от силы, подвижности, уравновешенности нервной системы.
Следовательно, необходимо каждому школьнику задавать индивидуальную нагрузку и определять индивидуальные типы интервалов отдыха. Необходимо анализировать результаты ЧСС каждый день и это всем известно. Вся проблема и трудность в том, что требуется дополнительное время для анализа и оформления записей спортивного дневника.
Критерии оптимальной физической нагрузки у школьников по величине разные на каждом этапе подготовки. Школьник, владея критерием физической нагрузки, не допустит нарушения в сердечном ритме. Не зря имеет место такое суждение, что неоптимальная физическая нагрузка разрушает здоровье. Причиной этого являются неоптимальные физические нагрузки и отсутствие педагогического контроля или его частичное присутствие в определении восстановительных процессов. Особенностью контроля на физиологическом уровне является контроль ЧСС как наиболее простой, доступный и оперативный вид деятельности.
В теории и методике физического воспитания и спорта выделяют следующие фазы утомления: начальное, компенсированное и декомпенсированное. Начальное утомление сопровождается первыми признаками усталости, которые не приводят к изменению структуры движения, компенсированное утомление связано с волевыми дополнительными усилиями и частичным изменением биомеханической структуры двигательного действия, а декомпенсированное утомление приводит к существенным изменениям скорости движения и структуры движения в целом [2].
Что касается методики повышения функционального состояния, многие специалисты в качестве педагогического контроля предлагают прекращать занятия при снижении скорости до 75-85% от максимальной. В этом процентном соотношении, на наш взгляд, уже заложено компенсированное, декомпенсированное утомление, скорее всего, в такой учебной ситуации необходимо полагаться только на объективные показатели ЧСС [2]. Оценка функционального состояния по ЧСС - это объективные и опережающие критерии, которые упреждают компенсированное и декомпенси-рованное утомление на более раннем этапе его проявления, чем снижение скорости на 75-85%. При снижении скорости на 75-85% во время выполнения упражнения в максимальной, субмаксимальной и в большой зоне мощности на этот процент полагаться уже поздновато. Школьник выполнил уже не «точечную» и не обоснованную по интенсивности физическую нагрузку.
Приведем в связи с этим соответствующее пояснение на примере воспитания быстроты. Выполняя многократно количество повторений с основной скоростью, необходимо помнить, чтобы скорость была стабильна и не снижалась; как только скорость начнет ухудшаться от повторения к повторению, не говоря уже и о 75-85% в данном случае, констатируем процесс воспитания не быстроты, а скоростной выносливости либо скоростно-силовых качеств в зависимости от вида деятельности. Снижение скорости во время выполнения физических упражнений по сравнению с основными результатами свидетельствует о наступлении компенсированного утомления у школьников.
Соответственно, оценивание функционального состояния по ЧСС говорит школьнику, с какой интенсивностью необходимо продолжать занятия далее или их следует прекратить. Оценка ЧСС во время выполнения упражнения несет более объективную и достоверную информацию о психофизиологическом состоянии, позволяет учителю физической культуры и школьнику планировать накануне точечное содержание занятий, исходя из оперативного восстановления, а не интуитивно выполнять надуманный, ничем не обоснованный объем и интенсивность физической нагрузки.
При этих условиях школьник может выполнить не одно повторение, а например, два, три или выполнить работу за счет волевого усилия, поддерживая интенсивность на уровне 90% при воспитании различных физических качеств. Даже два - три неоптимальных повторения при воспитании любых физических качеств могут привести к снижению функциональных систем или отказу того или иного органа во время выполнения физической нагрузки. В этом случае больше присутствует субъективность, чем объективность в оценке функционального состояния, то есть адаптация осуществляется не постепенно, а идет жесткая эксплуатация систем и функций организма. В данный момент неизвестно, за счет чего снижается скорость: может она снижается вследствие перенапряжения или того, что наступило уже декомпенсиро-ванное утомление. Причину снижения интенсивности на 7585% от максимальных показателей в полевых условиях определить сложно. Поэтому оценивание реакции сердечнососудистой системы на функциональную нагрузку по ЧСС уже позволит соблюдать все принципы физического воспитания.
Образно выражаясь, физическая нагрузка, выполняемая до начального утомления - это естественное, целенаправ-
ленное и последовательное развитие всех функций и систем организма. Физическая нагрузка, выполняемая до компенсированного и декомпенсированного утомления - это неоправданные педагогические действия. При таком подходе учитель в лучшем случае обязательно приведет школьника к снижению спортивного результата, а в худшем - к переутомлению, перенапряжению. Только при развитии начального утомления соблюдается принцип постепенности в наращивании развивающих и тренирующих воздействий. В целом, начальное утомление обеспечивает сбалансированность и динамичность восстановительных процессов от 6 до 12 часов. На восстановление компенсированного утомления школьникам необходимо от 12 до 72 часов, а на декомпенси-рованное утомление потребуется от 72 часов и более. Только оптимальные параметры физической нагрузки способствуют благоприятному течению восстановительных процессов, высоким скоростям и успешным результатам. В нашем случае начальному утомлению соответствует увеличение границ восстановительного времени на 5-8% от стандартного времени.
При планировании физической нагрузки необходимо исключать неоптимальные двигательные действия, выполняемые при определенном объеме и интенсивности. Физическая нагрузка планируется и корректируется каждый день, всем это известно, но тем не менее нами отмечается, что многие специалисты пишут планы и планируют физическую нагрузку на месяц и не отступают от них ни на шаг.
Основополагающим критерием «точечной» нагрузки в учебной деятельности являются следующие её компоненты. Во-первых, необходим «точечный» выбор интервала отдыха между повторениями в одном занятии в воспитании тех или иных физических качеств (по частоте сердечных сокращений) и между учебными занятиями. Во-вторых, следует точно определить восстановительный интервал времени и фиксировать его после выполненной физической нагрузки (за определенное время) у каждого школьника. В-третьих, определяются индивидуальные реакции сердечно-сосудистой системы у школьников на выполняемую физическую нагрузку. Если вышеуказанные компоненты учитываются специалистами при дозировании физической нагрузки, она будет «точечная» по направленности и воздействию, а школьник тогда не выполнит лишних повторений по объему и интенсивности.
Таким образом, изменяется реакция по ЧСС и увеличивается время восстановления на одну и ту же физическую нагрузку у каждого школьника по-разному. Упреждающим критерием в этой ситуации будет превышение оптимального времени на восстановление над стандартным временем. Поясним изложенную выше мысль примером. Выбираем жесткий тип интервала отдыха (ЧСС 130 уд./мин) между повторениями в воспитании скоростной выносливости, определяем пульс у школьников после выполненного ускорения и время восстановления, но как только время восстановления по ЧСС начнет увеличиваться и отличаться от стандартного рабочего времени перед очередным повторением, учебные занятия прекращаются. В этой учебной ситуации функциональные возможности организма ограничены на этом уровне восстановления, а если и далее продолжить воспитывать скоростную выносливость и проигнорировать процесс стандартного восстановления, связанный с увеличением ЧСС на неоптимальное повторение, то в такой учебной деятельности будет воспитываться не скоростная выносливость, а общая выносливость у школьников.
С одной стороны, очень часто специалисты, выбирая тот или иной тип интервала отдыха в воспитании физических качеств, почему-то используют пограничные критерии ЧСС - только нижние или верхние, - а промежуточные величины исключают. С другой стороны, не учитываются в интервалах отдыха адаптационные процессы к физической нагрузке. Полная адаптация к тем или иным интервалам отдыха сопровождается уменьшением времени на восстановление от
стандартного времени, что дает основание для выбора более высоких показателей по ЧСС в одном типе интервала отдыха, а если его возможности исчерпаны, применяется более напряженный тип интервала отдыха. Такая проблема существует у специалистов в воспитании физических качеств и в планировании физической нагрузки, и она не способствует реализации принципа единства, постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок и в большей степени напоминает форсированную подготовку.
Регулируется физическая нагрузка с учетом индивидуальной психофизиологической реакции сердечно-сосудистой системы у школьников. Необходимо учитывать при выполнении и планировании физической нагрузки силу, подвижность и уравновешенность нервной системы у школьников с различными свойствами темперамента. Обусловлено это тем, что после одной и той же физической нагрузки школьники с различным типом темперамента восстанавливаться будут по-разному, соответственно и результативность будет иная. В этом случае необходимо общую физическую нагрузку задавать школьнику индивидуально по направленности и содержанию. Вышеизложенную мысль поясним в следующей учебной ситуации, чтобы был понятен сам принцип: к примеру воспитывая выносливость, общее задание (800 м х 5 повторений) х 2 серии, предложенную нагрузку может выполнить только флегматик, сангвинику приемлема нагрузка (800 м х 4 повторения) х 2 серии, холерик выполняет (800 м х 3 повторения) х 2 серии, а меланхолик сможет выполнить (800 м х 2 повторения) х 2 серии. Из данного обобщения физической нагрузки видно, что сила, уравновешенность и подвижность нервной системы во многом способствуют индивидуальному планированию нагрузки. Если такие подходы имеют место в учебной деятельности, можно предположить, что школьники с различным темпераментом, выполняя индивидуальную физическую нагрузку, восстанавливаться будут успешно и одновременно подойдут к функциональному состоянию. Если игнорируется, допустим, темперамент, не учитывается индивидуальная физическая нагрузка, специалисты обязательно приведут к пику функциональной активности только одного флегматика, а холерик, сангвиник и меланхолик при таком подходе будут находиться, скорее всего, в состоянии утомления, перенапряжения.
В физическом воспитании на уроках физической культуры имеют место случаи повышенного ЧСС у школьников по сравнению с другими даже в состоянии покоя. Это объясняется нерациональной работой сердечно-сосудистой системы на генетическом уровне на физическую нагрузку; естественно, школьники с такой генетической реакцией восстанавливаются дольше, соответственно, им планируется иная по объему и интенсивности нагрузка, они реже будут выполнять высокоинтенсивную нагрузку, так как на восстановление этих школьников потребуется значительное время.
В заключение отметим, что начальному утомлению соответствует начальная фаза стресса, компенсированному утомлению - стресс, а декомпенсированному утомлению -дистресс (истощение всех функций и систем организма). Психическому восстановлению школьников требуется больше времени, чем физиологическому. Вот почему необходимы оперативные упреждающие действия в преодолении компенсированного, декомпенсированного утомления школьников в учебной деятельности.
Высокоинтенсивная физическая нагрузка, доведенная до начального утомления, в меньшей степени будет вызывать психическое напряжение в поведении школьников. Таким образом, начальное утомление в учебном процессе будет иметь результативную направленность в совершенствовании функционального состояния школьников.
Литература
1. Баташев А. Чепиков еще не отстрелялся // Физкультура и Спорт. 2002, №2, С. 6.
2. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания: - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.