УДК 37.034
Гаврилова Татьяна Петровна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7(342) 238-63-72 e-mail: [email protected]
Махазен Мария Владимировна
учитель русского языка и литературы
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида,
Березники, Пермский край
ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СТИМУЛИРОВАНИЯ
Tatiana P. Gavrilova
PhD, Assistant Professor of the Chair of Pedagogy
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education
«Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
Mariya V. Machasoyn
Teacher of Literature
Special School № 3, Berezniki, Perm region
UPBRINGING OF KINDNESS OF JUNIOR TEENAGERS WITH INTELLECTUAL INSUFFICIENCY AT LESSONS OF READING USING METHODS OF EMOTIONAL STIMULATION
Аннотация. В статье представлено описание звеньев технологической цепочки по воспитанию доброты у школьников с интеллектуальной недостаточностью. Показана целесообразность использования в учебно-воспитательном процессе методов и приемов эмоционального стимулирования для достижения поставленной цели.
Ключевые слова: доброта, приемы эмоционального стимулирования, внеклассное чтение, младшие подростки, интеллектуальная недостаточность.
© Гаврилова Т.П., Махазен М.В., 2017
Abstract. In article the description of technology of upbringing teenager's kindness by method of emotional stimulation is given.
Key words: junior teenagers, kindness, emotional stimulation, intellectual insufficiency, lessons of reading.
На сегодняшний день российское общество находится в моральном смятении, и мы наблюдаем дисгармонию социальных отношений и ценностных приоритетов. Современная молодежь настроена враждебно к «консервативным» понятиям своих родителей. Такие понятия, как доброта, милосердие, честь, совесть очень часто вызывают у детей с интеллектуальной недостаточностью негативные эмоции.
Известно, что школьники с особыми образовательными потребностями занимают своеобразное положение в семье и в близкой им среде. У них отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхностность мышления, наличие слабо сформированных нравственных качеств, неразвитой эмоционально-чувственной сферы.
Большинство учащихся коррекционной школы - это дети из неблагополучных семей, где они не только обделены заботой и вниманием, но часто становятся жертвами своих родителей, которые жестоко обращаются с ними; вследствие этого у детей возникает агрессия, появляется злоба на весь мир, повышается уровень тревожности. Именно поэтому дети растут социально пассивными, отличаются особой жестокостью и эгоизмом. Насилие и недобрые поступки ребенок зачастую воспринимает как жизненную норму. Только от 30 % родителей поступает социальный заказ: обеспечение безопасных и благоприятных условий для развития и дальнейшего жизнеустройства детей. Остальные 70 % равнодушны к дальнейшей судьбе своего ребенка.
Вот почему педагоги вынуждены восполнять родительские функции по нравственному воспитанию школьников. Мы считаем, что наша задача -научить детей разбираться в этом жестоком мире, сохранять и умножать в себе и окружающих частичку доброты и справедливости. В каждом ребенке нужно формировать потребность в выражении чувств сострадания, жалости, человеколюбия, нетерпимость к унижениям и оскорблениям.
Перед педагогами, особенно перед учителями литературы, стоит важная задача: имея такое действенное оружие как художественное слово, воздействовать на духовный мир школьников, показать им значение чуткости и милосердия в жизни людей; приобщить к глубинам философского осмысления правды и справедливости, воспитать любовь к добру и непринятие зла.
Ребенок с интеллектуальной недостаточностью должен пройти сложный путь от знакомства с простыми нормами нравственности до осознания необходимости их реализации, и литература в этом отношении - прекрасное средство познания и воспитания, ибо в ней запечатлен нравственный опыт человечества от древнейших времен до наших дней.
Изучение научно-методической литературы, опыта педагогов-практиков, поиск методов воспитания привели нас к мысли, что процесс воспитания доброты у младших подростков с интеллектуальной недостаточностью будет эффективным, если на уроках внеклассного чтения будут использованы методы и приемы эмоционального стимулирования на основе учета возрастных особенностей детей с нарушением интеллекта.
В коррекционной школе большое значение для активизации механизмов обучения и воспитания имеет насыщение учебного процесса приемами эмоционального стимулирования, которые помогают не только воздействовать на сознание, но и пробудить чувства детей. Это обусловлено тем, что школьники с нарушением интеллекта, не обладая иммунитетом к отрицательным воздействиям окружающей среды, легко поддаются чужому влиянию, как негативного, так и позитивного характера, и могут совершать негуманные поступки [4]. Таким образом, самая главная задача - направить ребенка к миру ценностей, провести по нравственно-духовной «дороге» внутреннего мира героев и найти отклик в сердцах детей.
Использование технологии эмоционально-ценностного стимулирования позволяет увлечь ребенка искусством художественного слова, искусством красок, музыки, заставит открыть, пережить, понять новое в мире мыслей, чувств, а значит, и в жизни в целом. Именно эмоциональные стимулы, воздействуя на сферу чувств, обогащают учебно-воспитательный процесс, приближают методы и приемы к потребностям и интересам детей.
Основываясь на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной в соответствии с новым ФГОС [2], мы создали технологическую цепочку, которая включила в себя следующие звенья: исходную диагностику, целеполагание, подбор содержания учебного материала, методов и приемов, корректировку воспитательных воздействий по результатам текущей диагностики, итоговую диагностику. Наличие всех этих компонентов при соблюдении соответствующих условий обеспечивает возможность воспроизведения воспитательного цикла.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Специальной коррекционной общеобразовательной школы № 3 VIII вида в г. Березники Пермского края. В эксперименте приняли участие ученики 5-го класса.
Первый диагностический этап предусматривал проведение ряда диагностик с целью изучения представлений и суждений подростков о нравственных категориях, лежащих в основе понятия «доброта», определения личностной направленности воспитанников на добро или зло, а также степени проявления свойств, лежащих в основе интегративного понятия «доброта». При подборе диагностических методик мы учитывали психолого-педагогические особенности младших подростков с интеллектуальной недостаточностью, наличие у них смысловых, эмоциональных барьеров, затрудняющих контакт учащихся с педагогами, и поэтому ввели в диагностический материал
методики, имеющие эмоциональную окраску, такие как «Сундучок премудростей», «Галерея сказочных героев», «Сума, дай ума», «Ромашка». Они отличались портативностью, были интересными, несложными для восприятия, побуждали детей давать искренние ответы.
Изучение направленности личности младших подростков с интеллектуальной недостаточностью мы осуществили с помощью таких методик, как «Веер», «Камень на перекрестке дорог», «Выбор волшебного предмета», «Друг из сказки», «Чудесное превращение» [1].
Для того чтобы изучить степени проявления свойств, лежащих в основе понятия «доброта», и определить уровень сформированности этого качества, мы применили метод компетентных судей с помощью модифицированной нами карты наблюдений.
Проанализировав полученные результаты, мы определили конкретные задачи учебно-воспитательной работы: углубить понимание младшими подростками сути понятия «доброта» и его структурных компонентов (чуткость, милосердие, заботливость), изменить суждения учащихся о них и скорректировать отношение к исследуемым категориям. Нам надо было показать детям, что есть духовные качества, которые важнее всего на свете, а для того чтобы их формировать, нужна долгая и кропотливая работа по самовоспитанию.
Проанализировав полученные диагностические данные, мы разработали цикл уроков внеклассного чтения, целью которых являлось не только обучение чтению, но и решение воспитательных задач, в частности, задач по воспитанию доброты.
Учебно-тематический план уроков внеклассного чтения был одобрен методическим объединением учителей русского языка и литературы Специальной коррекционной школы № 3 VIII вида г. Березники, а также утвержден педагогическим советом в качестве экспериментального.
Для достижения поставленной цели, при проведении уроков внеклассного чтения, мы постарались реализовать принцип триединства (сознание + чувства + поведение), воздействуя не только на рациональную, но также на эмоциональную сферу их сознания [5].
Для активизации чувств младших подростков, кроме проблемно-поисковых были использованы игровые, соревновательные и эмоционально-образные стимулы.
Также для достижения своей цели мы использовали различные формы организации обучения, такие как: урок-конкурс, урок-игра, проект, шляпные сражения, урок-исследование, урок-путешествие.
Так, например, вместе с детьми мы разработали проект «Книга добрых слов», в ходе реализации которого дети учились составлять своеобразную историю жизни класса в добрых словах. В книгу учащиеся поместили описание своих хороших поступков, поступков своих друзей, рассказы о добрых людях из детско-взрослого сообщества класса и школы; стихи собственного
сочинения; рисунки; добрые слова в адрес учителей, родителей, сверстников. Таким образом, создавались условия для воспитания добрых, отзывчивых и внимательных людей.
Характеризуя уроки внеклассного чтения, проведенные в рамках экспериментальной работы, мы использовали следующие приемы эмоционального стимулирования: этические игры [3], художественное слово, беседу, проблемные вопросы, мини-сочинение, обсуждение иллюстраций, использование ИКТ. Особое внимание мы уделили смежным видам искусства: изобразительной деятельности, театрализации, музыкотерапии.
Например, использование таких эмоциональных стимулов, как чтение под музыку лирического произведения и демонстрация слайдов о щенке, выброшенном на улицу и умершем от холода из-за равнодушия людей, усилило эффект восприятия, вызвало у детей ни с чем не сравнимые ощущения единства классного коллектива, потрясенного жестокостью людей. С помощью этого приема мы побудили учащихся задуматься о своих поступках по отношению к тем, кто находится рядом, о ком мы должны заботиться.
В ходе внедрения приемов эмоционального стимулирования в цикл уроков дети начали не только понимать нравственный смысл произведений, но и научились сопереживать, сочувствовать, сотрудничать.
После проведения в 5-м классе разработанных нами уроков внеклассного чтения мы провели итоговую диагностику, используя комплекс методик исходного констатирующего эксперимента.
Сравнивая полученные результаты, мы отмечаем, что как в исходной, так и в итоговой диагностике высокого уровня сформированности нравственных качеств по-прежнему нет ни у кого из учащихся. Однако у 33 % школьников на этапе итоговой диагностики был выявлен достаточный уровень, средний уровень у 50 %, низкий уровень - у 16 % учащихся. Следует заметить, что на этапе исходной диагностики низкий уровень сформированности доброты был зафиксирован у 58 % младших подростков.
В целом у учащихся наметилась тенденция к формированию верного понимания сути такого качества, как доброта и его структурных компонентов, о чем свидетельствуют результаты итоговой диагностики, которая явилась завершающим звеном в нашей технологической цепочке.
В результате проведения разработанного нами цикла уроков мы пришли к выводу, что наш эксперимент успешен. Положительные результаты были достигнуты, так как соблюдались необходимые условия применения приемов эмоционального стимулирования:
- методы и приемы эмоционального стимулирования были подобраны в соответствии с темой, типом и целями уроков;
- методы и приемы эмоционального стимулирования применялись в системе на каждом уроке;
- учитывались возрастные и индивидуальные психолого-педагогические особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
- на уроках был создан благоприятный психологический климат.
Наша работа показала, что применение эмоциональных стимулов разного вида - игровых, проблемно-поисковых, эмоционально-образных - обогащает воспитательный процесс, повышает активность учащихся, включает механизмы саморазвития и самовоспитания, побуждает их к совершению нравственных поступков, что является залогом успешного развития ребенка и его социальной адаптацией.
Проведение анализа литературы по исследуемой проблеме, а также результаты итоговой диагностики показали, что систематическая и целенаправленная работа по воспитанию доброты у младших подростков с интеллектуальной недостаточностью в 5-м классе на уроках внеклассного чтения посредством эмоционального стимулирования позволяет добиться эффективных результатов, что является залогом успешного развития ребенка и его социальной адаптации.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволили экспериментально подтвердить гипотезу и сделать вывод о том, что цели и задачи исследования реализованы.
Список литературы
1. Гаврилова Т.П. Использование приемов эмоционального стимулирования в нравственном воспитании. - Пермь, 2012. - 43 с.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2011.
3. Нравственное и патриотическое воспитание молодежи: этические игры: метод. пособие / авт.-сост. Т.П. Гаврилова; Пермь. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2014. - 46 с.
4. Шаповалова О.Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика. -Липецк: Образование +. - 2006. - № 3.
5. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / Классный руководитель. - 2002. - № 4. - С. 24-33.