Научная статья на тему 'Воспитание доброты'

Воспитание доброты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание доброты»

сохранению приемлемого качества окружающей среды, минимизации негативных последствий своей деятельности, созданию комфортных условий существования.

Список литературы

1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. М., 2008. С. 87.

2. Вязовкин С.В. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / С.В. Вязовкин. СПб., 1998. 16 с.

3. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в политехническом вузе // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-1. С. 19-22.

ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ Дубинина А.И.

Дубинина Алла Ивановна - музыкальный руководитель 1-ой квалификационной категории, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22 общеразвивающего вида, г. Рыбница

Человек человеку друг, товарищ и брат. Такой высокий принцип нашего современного общества.

Гуманизм - сложное моральное понятие, сюда входят доброта, заботливое и уважительное отношение к людям. В.А. Сухомлинский отмечал, что доброта может быть для нас таким же важным методом, как и мышление. У детей в детском саду она проявляется как товарищество, уважение к одногруппникам, готовностью поделиться игрушками, подарками [1, 16].

Первоосновой добрых позывов - добродушности, радости, нежности и сочувствия - закладывается именно в раннем возрасте, и эти качества сыграют огромную роль в становлении и формировании личности.

Следует отметить, что воспитание доброты тесно связано и с воспитанием коллективизма, взаимопомощи, трудолюбия, честности, дисциплинированности. Формируя у детей старательного отношения к выполнению поручений, культуры поведения, какая регулирует отношения, вместе с тем, вырабатывается привычка считаться с другими, подчинять собственные желания и привычки общим интересам, желание бескорыстно делиться с товарищами, выполнять свои обещания, уважать старших, и их желания [2, 44].

Целостная работа в этом направлении начинается в детском саду с изучения основ дошкольниками о добрых поступках, делах людей и их умения проявлять заботу о родителях, родных, товарищах, быть чуткими и отзывчивыми к бедам и неудачам других людей.

Студенты-«дошкольники» одного из пединститута проводили беседы с детьми, и вот какие ответы получили на свои вопросы.

«За что ты называешь маму или папу добрыми?» - «Они покупают мне все»; «Заботятся обо мне, покупают вещи, игрушки, готовят еду»; «Не обижают, ходят со мной гулять, читают книги»; «Любят меня, ухаживают, когда я болею».

В воспитании добрых эмоции, как и в формировании каких-либо моральных ценностей, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Дошкольники, непосредственные в общении, восприимчивые, ранимые, воспринимают разные ситуации, случаи, под натиском своего эмоционального состояния. Если случай детям

дает радость, удовлетворение - они повторяют его, если вдруг возникают негативные эмоции, то желания снова так сделать у них не будет.

Доброта, утвердится в поведении ребенка лишь тогда, когда ее действие будет направлено для других людей, забота о ближних, и тогда это будет порождать радость, бескорыстную готовность помочь, облегчить, разделить трудности, неприятности или боль товарища. Такие эмоции как скупость, желание выгоды, равнодушие, должны испытывать неприятные ощущения - неудовлетворения, тревоги, каяния и стыда [1, 156].

Дошкольники быстро возбуждаются, их очень легко настроить на положительный поступок. Дети смеялись, и дразнили, спокойного, немного угловатого в движениях Андрея. Однажды, когда его раньше забрали домой, воспитательница рассказала детям, что маленький Андрей тяжело болен, лежал в постели, и не мог ходить. «Вы все весело бегали, а его вывозили гулять в коляске. Но Андрей стойко перенес болезнь, и теперь он среди нас». После этой беседы, все оказали мальчику свое внимание, делились с ним игрушками и больше не дразнили.

В разных ситуациях, и при умелом руководстве педагога, дети способны проявлять сочувствие, готовность сразу помочь товарищу...

Сергей поцарапал ногу - выступила кровь. Пятилетняя Наташа заботливо перевязала ему ранку своим платочком.

Основным фактором в формировании доброты - является пример взрослых для ребенка, внимательное, заботливое отношение к близким людям, к старшим, бережное отношение к природе.

Гуманные, чувства воспитываются в работе, в труде - наполненным жизненными уроками тепла и щедрости. Живя в обстановке любви и взаимоуважения родителей, их уважения к людям, ребёнок перенимает этот пример, как данность и проносит его по всей своей жизни.

В группу пришёл новенький - четырехлетний Саша. Он, сразу обратил на себя внимание, своих сверстников: был уважительный и собранный. Обязательно принёс стульчик тому, кому его не хватало, угостит товарища, ни с кем не ссорился. Заботиться друг о друге - твердое правило в семье мальчика, и он не знает иного отношения [2, 223].

Первостепенное значение для воспитания доброты, имеет и стиль жизни детского сада. Спокойный тон, уважение и ласка к каждому ребёнку, щедрость и доверие, приветливость и душевное тепло педагогов - всё это, делает особый микроклимат добродушия, подталкивает детей подражать своим наставником, проявлять взаимопомощь и уважение в взаимоотношениях и со сверстниками. И если педагоги и родители совместно достигнут поставленных целей, в воспитании малышей, можно тогда будет с уверенностью сказать: вырастет доброе, чуткое, поколение людей.

У педагогов дошкольников сложился немалый опыт этой работы, вот несколько таких примеров.

1. Игры с куклами, забота о куклах.

Сюжетно-ролевые игры с куклами разворачиваются в общую деятельность всех детей группы. Сначала оповещают, что должна прийти кукла. У неё семья. Малыши ждут ее, готовиться к встрече, убираются в игровом уголке, готовят постель, посуду, игрушки. Встреча куклы становится праздником: ее встречают, поют для неё песенки, укладывают спать. У куклы есть собака - о ней тоже заботятся. Дальше разыгрываются праздники, дни рождения куклы, игры с ней. Сама кукла щедрая, спокойная, уважительная. Она обижается на тех, кто грубый, скупой, жадный; с нею все считаются, ее любят.

Со времёнем у куклы появляется маленький братик, его встречают, за ним ухаживают. Забот много: надо приготовить еду, вскипятить молоко, уложить спать.

Интересно и захватывающе проходит игра в больницу. Забота о пациенте, процедуры лечения, соблюдение режима, порядка, правил уважительного отношения к больным, требует от детей доброты, чуткости и ласки [3, 278].

2. Игры, где роли исполняют воспитатели и дети.

Это, всегда, сюжетно-ролевая игра в семью. Роль мамы исполняет воспитатель. У неё большая семья, она утром готовит завтрак, ей помогают дети, вежливо приглашают всех к столу. За столом все придерживаются правила этикета. После завтрака - игры, в них происходят ситуации, которые требуют уступчивости, взаимопомощи и заботы о близких. Затем - уборка комнаты. Дети дружно убирают, помогают друг другу. Нет ссор и обид. Присутствуют вежливость, взаимопомощь.

В игре «Полюс-1» участвуют моряки и летчики. От них требуется слаженность действий, взаимовыручка. В разгар игры подаётся сигнал «SOS» на полярной станции треснула льдина, двое упали в воду. Моряки и летчики, спешат спасти потерпевших, укладывают их в кровать, заботятся об их здоровье, предлагают лекарство, тёплый чай [3, 305].

3. Проигрывание жизненных ситуаций, какие требуют проявления доброты и чуткости.

В общении с дошкольниками, большое значение имеет поведение воспитателя, его личные качества, доброта и чуткость.

Надина мама часто болеет, отца нет, а в семье еще двое детей. И воспитательница, как может, помогает, заботиться о Наде: постирает ей платьице, выкупает, следит чтобы она хорошо ела. Играла с ребятами, не было сама. Видя пример взрослого, дети тоже уважительно относится к девочке.

4. Шефство старших детей над младшими.

Ценность его очевидна. Забота о малышах, вызывает у детей особенную нежность. Постоянное общение с ними, формирует ответственность, бескорыстную помощь тем, кто в ней нуждается. Это - живые уроки доброты и великодушия. Старшие дошкольники играют с малышами, помогают им собрать игрушки, одеться, готовят для них концерт, показывают сказки [4, 198].

5. Природа - источник доброты и чувства прекрасного.

Общение детей с природой, дает большие возможности для воспитания доброго, трепетного чувства восхищения ее красотой, и могуществом. Для дошкольников, в природе всё должно быть красивым и полезным. Ребёнок, который раздавил муравья, червяка, сломал ветку, бросил камнем в птицу - объект особого внимания воспитателя. Первое ощущение - плохое или хорошее - острая и сильная, привычка с детства не ощущать боль, живой природы, становится во взрослой жизни черствым равнодушием, жестокостью. Вот поэтому, необходимо сразу реагировать на такие ситуации, организовывать индивидуальное участие каждого ребёнка, в заботе об окружающей, нас природе: (ходить в лес с экскурсиями, готовить кормушки для птиц, выращивать цветы на клумбе)...

6. Убеждения словом.

Дошкольники, способны тонко чувствовать слово взрослого, когда они внимательно слушают, справедливые слова матери в сказке «Ласточка» - где она улетает прочь от своих, равнодушных и ленивых сыновей, в ответ на их позднее раскаяние - у многих на глазах наворачиваются слезы. Так и закладывается первое зернышко доброты и сочувствия [4, 217].

Дальше впереди - большая кропотливая совместная работа - семьи, детского сада и общества.

Список литературы

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. М.: Владос-Пресс, 2016. 208 с.

2. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие / О.О. Гонина. М.: Наука, Флинта, 2014. 272 с.

3. Мандель Б.Р. Педагогическая психология. Ответы на трудные вопросы / Б.Р. Мандель. М.: Феникс, 2015. 384 с.

4. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. Учебное пособие / В.Л. Ситников. - М.: Химиздат, 2012. 288 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Дягилева М.Э.

Дягилева Маргарита Эдуардовна - магистрант, кафедра менеджмента в АПК, Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск

Аннотация: цель статьи рассказать об актуальности проведения профпробы для дошкольников с целью раскрытия творческого потенциала каждого учащегося. Ключевые слова: дошкольники, профессиональные пробы, профориентация дошкольников, дошкольное образование.

Профессиональная проба помогает определить, насколько соответствует характер данной деятельности способностям и умениям ребенка. Пробуя, учащийся узнает свое отношение к результату профиспытания - удовлетворенность, разочарованность или полное равнодушие. Большое преимущество профессиональной пробы в том, что параллельно с получением профессионального опыта происходит процесс самопознания и раскрытия своего творческого потенциала, креативности. На всех профессиональных пробах задания не просто моделируют профессиональную деятельность, но и раскрывают творческие способности учащихся [1].

Профессиональные пробы направлены также и на то, чтобы сменить отношение родителей к детям: довольно часто молодые люди идут в профессию, потому что им велят так взрослые. Такого быть не должно, поскольку дети сами вольны выбирать и создавать свое будущее. Если в 6 лет дети играют в дизайнеров, то в 16 лет им уже предложат разработать шрифтовую композицию и логотип.

Существует проблема игнорирования вопросов раннего профориентационного воспитания дошкольников. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе. Создавшаяся ситуация заставила нас по другому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо с дошкольного возраста. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности [2].

Профориентация дошкольников - это широкое поле деятельности для преподавателей, новое еще не изученное направление дошкольной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.