Научная статья на тему 'Воспитание читательской культуры студентов на примере проведения мероприятий «Читаем вместе»'

Воспитание читательской культуры студентов на примере проведения мероприятий «Читаем вместе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура чтения / мотивационный / когнитивный / операциональный компонент культуры чтения / высшее образование / чтецкий вечер / формы и методы воспитания / reading culture / motivational / cognitive / operational component of reading culture / higher education / reading evening / forms and methods of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матехина Ольга Геннадьевна

В статье рассматривается проблема кризиса читательской культуры, низкая сформированность мотивационного и когнитивного компонента чтения у студентов, обучающихся на технических направлениях высшего образования, проблема поиска эффективных форм и методов воспитания культуры чтения. Представлены возможности формирования культуры чтения у студентов технических вузов посредством проведения чтецких вечеров. Автор определяет место данных мероприятий в образовательной системе высшего учебного заведения, указывает условия, обеспечивающие эффективность данной формы работы, методы, которые используются для формирования культуры чтения, представляет годовой план мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF THE READING CULTURE OF STUDENTS ON THE EXAMPLE OF HOLDING EVENTS “READING TOGETHER”

The article deals with the problem of the crisis of reading culture, the low formation of the motivational and cognitive component of reading among students studying of a technical university higher education, the problem of finding effective forms and methods of educating the culture of reading. The possibilities of forming a reading culture among students of technical universities through reading evenings are presented. The author determines the place of these activities in the educational system of a higher educational institution, specifies the conditions that ensure the effectiveness of this form of work, the methods that are used to form a reading culture, and presents an annual plan of activities.

Текст научной работы на тему «Воспитание читательской культуры студентов на примере проведения мероприятий «Читаем вместе»»

Воспитание читательской культуры студентов на примере проведения мероприятий «Читаем вместе»

Матехина Ольга Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, кафедра филологии, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный индустриальный университет»

E-mail: matehina@yandex.ru

В статье рассматривается проблема кризиса читательской культуры, низкая сформированность мотивационного и когнитивного компонента чтения у студентов, обучающихся на технических направлениях высшего образования, проблема поиска эффективных форм и методов воспитания культуры чтения. Представлены возможности формирования культуры чтения у студентов технических вузов посредством проведения чтецких вечеров. Автор определяет место данных мероприятий в образовательной системе высшего учебного заведения, указывает условия, обеспечивающие эффективность данной формы работы, методы, которые используются для формирования культуры чтения, представляет годовой план мероприятий.

Ключевые слова: культура чтения, мотивационный, когнитивный, операциональный компонент культуры чтения, высшее образование, чтецкий вечер, формы и методы воспитания.

Актуальной проблемой современного образования является воспитание читательской культуры обучающихся на всех уровнях образования. Однако если воспитание культуры чтения у школьников в системе общего образования решается на уроках литературы (и литературного чтения в начальной школе), то в системе высшего образования технических направлений подготовки дисциплины литературоведческого круга отсутствуют. Проведенные исследования показывают, что студенты технических направлений подготовки демонстрируют отсутствие мотивации к чтению и низкую читательскую активность. Это обусловливает необходимость поиска эффективных форм, методов и средств воспитания культуры чтения у студентов технических вузов.

В связи с этим возникает необходимость определить эффективные формы, методы и средства взаимодействия, направленные на стимулирование читательской активности, воспитание культуры слова, интереса к чтению не только технической, но и художественной литературы у обучающихся технических вузов.

Мы предполагаем, что форма чтецкого вечера в формате «Читаем вместе» в силу своей непринужденности, эмоциональности, ориентированности на добровольный и безоценочный характер участия в мероприятии является эффективным средством популяризации чтения художественной литературы, повышения читательской активности и воспитания культуры чтения среди студентов технических вузов.

Чтение как вид познавательной, коммуникативной и культурной деятельности занимает особое место в структуре формирования личности. Чтение не только способствует обучению и развитию человека, но и закладывает основу духовно-нравственных ценностей, формирует личностную картину мира, является одной из важнейших форм приобщения личности к социальному и культурному опыту человечества. Культура читательской деятельности тесно связана с культурой речи и формированием коммуникативной компетентности. Посредством чтения человек воспринимает речь в ее лучшем, обработанном литературном варианте, знакомится с многообразием жанров, стилей, речевых средств выразительности [1,2,4].

Исследователи по-разному трактуют понятие «культуры чтения» [2,4,8]. Мы, вслед за Н.Н. Свет-ловской, под культурой чтения понимаем единую систему отличающих читателя знаний, умений привычек, потребностей взглядов, направленных на книгу, связанных с доступным кругом чтения

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

и выраженных в индивидуальной самостоятельной деятельности [11]. При этом культура чтения, согласно исследованию Е.В. Откидач, включает следующие компоненты: мотивационный, когнитивный и операциональный. Мотивационный компонент определяет потребность субъекта в той или иной информации, потребность в чтении как коммуникативном процессе и готовность к реализации данного процесса. Когнитивный компонент характеризует процесс восприятия и осмысления полученной информации, в том числе учет вида информации (фактологической, концептуальной, эстетической, методической и др.), ее научного, исторического или культурного контекста и т.д. Операциональный компоненты включает умения и навыки, необходимые для поиска информации и ее обработки [9].

В то же время исследователи отмечают существенные изменения, которые претерпевают читательские установки в начале XXI века [4,5,14]. Данные установки касаются снижения качества и содержательной стороны чтения, интенсивности и степени читательской активности. В целом все это позволяет говорить о системном кризисе читательской культуры; наше общество подошло «к критическому пределу пренебрежения чтением», как отмечалось на международной научной конференции «Чтение в образовании и культуре» в 2011 г. [5, с. 5]. В исследовании И.В. Шулер «Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды» отмечается, что чтение как культурная практика находится на пересечении двух культур - «традиционной», «книжной» и «экранной культуры» при экспансии последней [14, с. 37]. И доминирование «экранной», «виртуальной» культуры также является одной из причин кризиса читательской культуры и изменения сферы читательских интересов.

Для исследования сформированности читательской культуры среди читательской аудитории технического вуза мы провели анкетирование, результаты которого показали, что указанные тенденции в значительной степени характерны для обучающихся технических направлений подготовки. Ввиду того, что в систему профессиональной подготовки студентов данных направлений не входит чтение художественной или публицистической литературы, перечень литературы, обязательной для подготовки к занятиям и аттестации, включает только научно-технические произведения, круг читательских интересов обучающихся ограничен, а читательская активность является низкой. Присутствуют негативные установки в отношении художественных произведений («скучно», «пустая трата времени», «не люблю читать»); страхи (страх публичного выступления, страх большого объема текста, страх чтения наизусть и др.). Таким 5 образом, исследование показало низкую сформи-5 рованность мотивационного и когнитивного ком-^ понента читательской культуры обучающихся. Все ° это обусловливает необходимость поиска эффек-ав тивных педагогических методов, форм и средств

взаимодействия, направленных на стимулирование читательской активности, воспитание культуры слова, интереса к чтению не только технической, но и художественной литературы обучающихся технических вузов.

Культура чтения тесно связана с культурой речи и формированием коммуникативной компетентности обучающегося. Рассмотрим, как формируется коммуникативная компетентность в процессе подготовки бакалавров, обучающихся по техническим направлениям (на примере Сибирского государственного индустриального университета -СибГИУ). Формирование коммуникативной компетентности обучающихся реализуется в следующих направлениях деятельности:

• Учебная деятельность: аудиторные занятия и самостоятельная работа по дисциплинам, направленным на формирование коммуникативных компетенций. В Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования в качестве обязательно формируемой компетенции включена коммуникативная компетенция: «ОК-5 - Способность к коммуникации в устной или письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» (ФГОС 3+); «УК-4 - Способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах» (ФГОС 3++). В СибГИУ данные компетенции реализуются дисциплинами, входящими в базовую (обязательную) часть учебного плана - «Культура речи и деловое общение», «Иностранный язык».

• Научная деятельность: участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, научных конкурсах по русскому, иностранному языку, культуре речи. Данное направление деятельности дает возможность обучающимся развивать умения и навыки, связанные с чтением, анализом научной литературы, созданием научных текстов.

• Внеучебная деятельность: занятия в кружках и клубах культурного центра СибГИУ (школа ведущих, студенческий театр миниатюр и др.); участие в культурных мероприятиях («Студенческая весна», День студента и др.). Активное участие обучающихся во внеучебной деятельности развивает умения публичных выступлений, коммуникативные умения, необходимые для творческого и делового взаимодействия. Анализ форм и содержания деятельности

по формированию коммуникативной компетентности у обучающихся технического вуза показал: а) основное внимание направлено на формирование умений и навыков научной и деловой коммуникации; б) отсутствуют формы деятельности, которые ставят целью формирование у обучающихся читательской культуры. Возникла необходимость дополнить систему коммуникативной подготовки обучающихся мероприятиями, направленными на воспитание читательской активности, культуры слова.

Для определения форм и методов воспитания культуры чтения мы обратились к научной литературе по методике выразительного и художественного чтения, работам, посвященным проблеме популяризации чтения и формирования читательской культуры [4,3,7,8,10,13] и др. Изучение научных источников позволило нам выделить наиболее актуальные и эффективные формы популяризации чтения, используемые в современном образовательном пространстве, в том числе: дни чтения и фестивали чтения, организация читательских маршрутов, буккроссингов, буктрейле-ров, дискуссионные читательские клубы, встречи авторов с читателями, популяризация чтения посредством социальных сетей и многое другое [4,7,8,10]. Исследователи отмечают, что традиционные методы воспитания культуры чтения в условиях современного цифрового общества становятся малоэффективны, что побуждает искать новые формы либо новую интерпретацию традиционных методов и форм взаимодействия с нечи-тающей аудиторией. По мнению авторов, основными условиями эффективности методов популяризации чтения являются их креативный характер, вовлеченность аудитории, свободное и неоценочное участие, систематичность мероприятий [3].

Анализ научной литературы позволил нам сделать предположение, что эффективной формой воспитания культуры чтения у студентов технического вуза являются чтецкие вечера в формате «Читаем вместе». Под чтецкими вечерами мы понимаем форму внеучебной работы, при которой основным методом воздействия является совместное выразительное чтение художественных произведений. Чтецкие вечера восходят к традиции совместного семейного чтения и литературных салонов [6,12], однако позволяют представить их в новой, современной интерпретации, что подтверждается положительным опытом реализации таких массовых проектов, как «Читаем вместе», «Читаем вслух», флешмоб «Читаем Толстого», творческие мероприятия «КниГОстиная» и др. [4,7,8,10].

Чтецкие вечера, с одной стороны, включены в систему внеучебной работы СибГИУ и представляют собой культурно-просветительское мероприятие; с другой стороны, позволяют интегрировать образовательные и воспитательные задачи. За основу мероприятия был взят формат литературного кафе: в непринужденной творческой обстановке чтецкого вечера студенты знакомятся с образцами классической и современной литературы, слушают выразительное художественное чтение, имеют возможность принять участие в обсуждении произведений и проявить читательскую эрудицию. В процессе мероприятия реализуются такие методы воспитания культуры чтения, как совместное чтение, чтение с последующим обсуждением, конкурсное чтение, беседа.

Чтецкий вечер «КнигоЧай» является мероприятием воспитательного и просветительского характера, цель которого - повышение уровня эстетиче-

ского воспитания обучающихся СибГИУ, воспитание читательской активности, культуры слова, выявление талантливой молодежи. Задачи:

• формирование интереса к классической и современной художественной литературе, пропаганда лучших произведений отечественной и зарубежной художественной литературы среди обучающихся;

• развитие художественно-творческой активности как элемента эстетического воспитания обучающихся;

• развитие творческих способностей участников и коммуникативных навыков через участие в творческом общении;

• поддержание традиции художественного чтения, чтецких вечеров;

• воспитание посредством произведений художественной литературы гуманизма, духовности, искренности.

Особенности целевой аудитории (студенты технических направлений подготовки) определили специфику творческого мероприятия, что позволило преодолеть негативные установки и укоренившиеся «читательские страхи» аудитории:

• добровольный и безоценочный характер участия в мероприятии;

• разделение этапов конкурсного отбора и чтецкого вечера;

• чтение произведений «с листа», а не наизусть;

• преобладание прозаических фабульных произведений над лирическими;

• создание комфортной атмосферы дружеской встречи;

• сочетание чтения произведений с беседой на литературные и окололитературные темы. Особые требования предъявлялись к отбору

произведений, их художественной ценности и эмоциональному воздействию.

Приведем календарный план творческих мероприятий «КнигоЧай» (см. Таблицу 1).

Приведем пример организации данного творческого мероприятия. Мероприятие включало два этапа:

I этап - конкурсный отбор чтецов для участия в творческом вечере. Цель: выявление талантливых студентов, воспитание культуры слова, мастерства публичного выступления, художественного чтения. Форма проведения - творческий конкурс. Участникам предлагались для выразительного чтения фрагменты прозаических художественных произведений классической и современной литературы: фрагмент рассказа О. Генри «Дары волхвов», фрагменты рассказа Л. Андреева «Ангелочек», фрагмент из произведения Н. Аб-гарян «Берд». Студенты должны были прочитать текст с листа, без предварительного заучивания. Для знакомства с текстом и подготовки каждому участнику было дано 15 минут. Критерии оценки исполнения: эмоциональная выразительность, передача авторского стиля и жанра произведения, владение голосом, орфоэпическая, дикционная и исполнительская культура речи участника.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Таблица 1. Календарный план чтецких творческих мероприятий СибГИУ

Сроки Тема Цель мероприятия

реали-

зации

Декабрь «Рожде- Популяризация проза- Формиро-

2019 ственские ических произведений вание чи-

чтения» классической и современной литературы, приобщение к духовным рождественским традициям тательской активности, культуры слова, популяри-

Март 2020 «Весеннее равноденствие» Популяризация поэтических произведений; воспитание любви к родному краю зация произведений литературы.

Май «Голоса Воспитание патриотиз-

2020 войны» ма; неприятия насилия

Октябрь «Цве- Воспитание толерантно-

2020 ты для Элджернона» го отношения к людям с особенностями развития

Декабрь «Открытая Популяризация произ-

2020 книга» ведений классической и современной литературы, обмен читательским опытом

II этап - проведение творческого вечера «Кни-гоЧай». Цель: поддержание традиции чтецких вечеров, повышение интереса к чтению, пропаганда произведений классической и современной литературы, духовное воспитание студентов. Форма проведения - чтецкий вечер в формате литературного кафе. Тема вечера - «Рождественские чтения». Девиз вечера: «Горячий чай согревает руки. Добрая книга согревает душу». На мероприятии присутствовали участники I этапа и приглашенные гости. Победители I этапа выступили в качестве чтецов. Основным содержанием вечера стало подготовленное выразительное чтение художественных произведений: рассказа Н. Геймана «Сказка декабря», рассказа О. Генри «Дары волхвов», рассказа М. Фрая «Ничего не говори», рассказа Л. Андреева «Ангелочек», фрагмента из повести Н. Абгарян «Люди, которые всегда со мной». Критериями подбора произведений стали: художественная ценность и нравственное содержание текста, соответствие заявленной тематике, небольшой объем произведения. Также в сценарий вечера были включены выступления приглашенных гостей, блиц-опросы для выявления читательской эрудиции участников, беседы о книгах.

Результаты: за прошедший год участниками «КнигоЧая» стали 172 студента, большинство из которых принимали участие в данном мероприятии неоднократно. Количество и состав участ-5 ников расширились за счет участия студентов I СибГИУ всех курсов, а также привлечения обу-сч чающихся других образовательных организаций. 041 Для более качественной подготовки чтецких вечеров были организованы сопутствующие мастер-

классы по технике речи, культуре слова и публичному выступлению. В качестве приглашенных гостей в мероприятиях принимали участие мастера художественного слова и писатели родного края. На заключительном этапе исследования было проведено анкетирование обучающихся, результаты которого показали: более 80% участников выразили желание вновь принять участие в чтецком вечере, 85% отметили, что произведения, которые звучали на творческом мероприятии, вызвали у них эмоционально-эстетическое переживание, 68% выразили намерение познакомиться с другими произведениями авторов, чьи тексты звучали на вечере. Таким образом, мероприятия вызвали эмоциональный отклик у обучающихся, мотивировали на знакомство с произведениями художественной литературы.

В заключение отметим, что проблема формирования культуры чтения, читательской активности и эрудиции в молодежной среде в настоящее время является актуальной. Среди студентов, обучающихся на технических направлениях высшего образования, данная проблема стоит особенно остро: исследование показало низкую сформи-рованность мотивационного и когнитивного компонента читательской культуры у данных студентов. Существующая система учебной и научной деятельности обучающихся не позволяет в полной мере решить указанную проблему, поскольку ставит задачи формирования коммуникативной компетентности в научной и деловой сфере. В связи с этим есть необходимость определить эффективные формы, методы и средства взаимодействия, направленные на стимулирование читательской активности, воспитание культуры слова, интереса к чтению не только технической, но и художественной литературы у обучающихся технических вузов.

В ходе проведенного нами исследования мы выяснили, что одним из эффективных способов формирования мотивационного и когнитивного компонентов культуры чтения у студентов являются творческие мероприятия (чтецкие вечера), включенные во внеучебную деятельность. В процессе мероприятия реализуются такие методы воспитания культуры чтения, как совместное чтение, чтение с последующим обсуждением, конкурсное чтение, беседа. Условиями успешной реализации чтецких вечеров в техническом вузе являются: добровольный и безоценочный характер участия в мероприятии; разделение этапов конкурсного отбора и чтецкого вечера; чтение произведений «с листа», а не наизусть; преобладание прозаических фабульных произведений над лирическими; создание комфортной атмосферы дружеской встречи; сочетание чтения произведений с беседой на литературные и окололитературные темы; особые требования к художественной ценности и эмоциональному воздействию произведений.

Нами была разработана и реализована серия чтецких вечеров в формате «Читаем вместе», на-

правленных на популяризацию чтения и воспитание читательской культуры студентов технического вуза. Данные мероприятия были включены в систему внеучебной работы вуза и позволяли интегрировать образовательные и воспитательные задачи. Результаты анкетирования обучающихся показали, что мероприятия вызвали у студентов эмоциональный отклик, мотивировали на знакомство с произведениями художественной литературы, что позволяет говорить об эффективности чтецких вечеров как средства воспитания культуры чтения у студентов технического вуза.

Литература

1. Азарова Л. И., Курганская Л.М. Чтение как социокультурное явление // Наука. Искусство. Культура. - 2013. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/chtenie-kak-sotsiokulturnoe-yavlenie (дата обращения: 16.08.2020).

2. Белина Е. В. О развитии понятия «Культура чтения» в русской культуре и науке // Чи О. -2014. - № 3 (40). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-razvitii-ponyatiya-kultura-chteniya-v-russkoy-kulture-i-nauke (дата обращения: 16.08.2020).

3. Кашкаров А. П. К вопросу об эффективности программ продвижения чтения и... современной библиотеке // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/k-voprosu-ob-effektivnosti-programm-prodvizheniya-chteniya-i-sovremennoy-biblioteke (дата обращения: 17.11.2020).

4. Лунева М.В., Леонова Л.Л. Библиотека - центр чтения и формирования информационной культуры пользователей: к Году культуры 2014 в библиотеках: (метод. рекомендации). Режим доступа: www.tounb.ru/library/Upload/Images/ NMO/Пособие-%20год%20 культуры^ос

5. Международная научная конференция «Чтение в образовании и культуре»: докл. и тез. / сост. Ю.П. Мелентьева, Т.С. Макарова. М., 2011. С. 5.

6. Мелентьева Ю.П. Понятие «культура чтения» в контексте русской культурной традиции // Гос. публич. науч.-тех. б-ка [сайт]. URL: http://www. gpntb.ru/win/inter-events/crimea2007/ cd/11.pdf (дата обращения: 16.08.2020)

7. Мелентьева Ю.П. Технологии продвижения чтения в нечитающую среду. Опыт библиотек России // Библиосфера. 2006. № 2. С. 3-6.

8. Минина Т.В. Читаем всюду, или 5 методов продвижения чтения // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (15 марта 2018 г.) / ред. А.Н. Дулатова, О.М. Уржумова и др. -Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2018. - С. 230-237.

9. Откидач Е.В. Развитие читательской культуры студентов в условиях университетского ком-

плекса: дисс. ... канд. пед. наук. Нижной Новгород, 2001. 162 с.

10. Рубчинская О.В., Филаткина Т.М. «Читать -модно!»: методы популяризации чтения // Материалы научной конференции XLVII Огарёвские чтения. В 3-х частях. / Сост. А.В. Столяров. -2019: Изд-во: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва. - Саранск. - С. 240-245.

11. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа,-2003. - № 1, с. 11-18.

12. Степичева Татьяна Викторовна Традиция семейного чтения как вид читательской деятельности через определяющие ее мотивы и потребности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 6

13. Шелестова, З.А. Выразительное чтение в средней и высшей школе: учебное пособие: [12+] / З.А. Шелестова; Московский педагогический государственный университет. - 2-е изд., до-раб. и доп. - Москва: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2016. - 212 с.

14. Шулер И.В. Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды (на материале обучения в вузе): дисс. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2011. - 156 с.

EDUCATION OF THE READING CULTURE OF STUDENTS ON THE EXAMPLE OF HOLDING EVENTS "READING TOGETHER"

Matehina O.G.

Siberian State Industrial Universit, Department of Philology

The article deals with the problem of the crisis of reading culture, the low formation of the motivational and cognitive component of reading among students studying of a technical university higher education, the problem of finding effective forms and methods of educating the culture of reading. The possibilities of forming a reading culture among students of technical universities through reading evenings are presented. The author determines the place of these activities in the educational system of a higher educational institution, specifies the conditions that ensure the effectiveness of this form of work, the methods that are used to form a reading culture, and presents an annual plan of activities.

Keywords: reading culture, motivational, cognitive, operational component of reading culture, higher education, reading evening, forms and methods of education.

References

1. Azarova L. I., Kurganskaya L.M. Reading as a sociocultural phenomenon. Art. Culture. - 2013. - No. 2. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/chtenie-kak-sotsiokulturnoe-yavlenie (accessed: 16.08.2020).

2. Belina E.V. On the development of the concept of "Reading culture" in Russian culture and science.. - 2014. - № 3 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-ponyatiya-kultura-chteniya-v-russkoy-kulture-i-nauke (accessed: 16.08.2020).

3. Kashkarov A.P. On the question of the effectiveness of programs for promoting reading and ... modern library // Siberian Pedagogical Journal. 2011. No. 12. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-effektivnosti-programm-prodvizheniya-chteniya-i-sovremennoy-biblioteke (date of request: 17.11.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Luneva M. V., Leonova L.L. Library-the center of reading and formation of information culture of users: to the Year of cul-

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

ture 2014 in libraries: (method. recommendations). Access mode: www.tounb.ru/library/Upload/Images/NMO/Benefit-%20 year%20 Kyntrypbi.doc

5. International Scientific Conference "Reading in Education and Culture": dokl. and tez. / comp. Yu.P. Melent'eva, T.S. Makaro-va. M., 2011. P. 5.

6. Melentyeva Yu.P. The concept of "reading culture" in the context of the Russian cultural tradition. b-ka [site]. URL: http://www. gpntb.ru/win/inter-events/crimea2007/ cd/11. pdf (accessed: 16.08.2020)

7. Melentyeva Yu.P. Technologies for promoting reading in a non-reading environment. Experience of Russian libraries // Bib-liosphere. 2006. No. 2. pp. 3-6.

8. Minina T.V. We read everywhere, or 5 methods of promoting reading // Innovative processes in the information and communication sphere: collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (March 15, 2018) / ed. by A.N. Du-latov, O.M. Urzhumova et al. - Krasnodar: Krasnodar State Institute of Culture, 2018. - pp. 230-237.

9. Otkidach E.V. Development of the students ' reading culture in the conditions of the university complex: diss. ... candidate of pedagogical sciences. Nizhny Novgorod, 2001. 162 p.

10. Rubchinskaya O. V., Filatkina T.M. " Reading is fashionable!": methods of popularization of reading // Proceedings of the scientific conference XLVII Ogarev Readings. In 3 parts. / Comp. A.V. Stolyarov. - 2019: Publishing House: National Research Mordovian State University named after N.P. Ogarev. - Saransk. - pp. 240-245.

11. Svetlovskaya N.N. Obuchenie chteniyu i zakony formirovaniya chitatelya // Nachalnaya shkola,- 2003. - No. 1, p. 11-18.

12. Stepicheva Tatyana Viktorovna Traditsiya semeynogo chteniya kak vid readatelskoy deyatel'skoi deyatel'skoi poz opredelyay-uschie it motives and needs // Theory and practice of social development. 2015. No. 6

13. Shelestova, Z.A. Expressive reading in secondary and higher schools: textbook: [12+] / Z.A. Shelestova; Moscow Pedagogical State University. - 2nd ed., dorab. Moscow: Moscow Pedagogical State University (MPSU), 2016. - 212 p.

14. Shuler I.V. Development of the reader's culture of the individual in the conditions of the modern information environment (based on the material of teaching at the university): diss. . candidate of pedagogical sciences. - Tyumen, 2011. - 156 p.

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.