DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-4-29-39
УДК 028.5
ББК 78.07 + 74.026.478 Г.Я. Гревцева
(Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия)
ЧТЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Раскрывается актуальность проблемы развития читательской компетенции учащейся молодежи. Отмечается, что одним из условий социализации учащихся в изменяющейся социокультурной среде является чтение. Раскрывается сущность читательской компетенции в условиях информационно-цифровой среды, а также мотивы, значение чтения, читательской деятельности в развитии личности. Анализируются исследования ученых, посвященных чтению, формированию читательской компетенции. Уточняются понятия «осмысленное чтение», «социализация», «читательская культура». Выявляются факторы, препятствующие развитию читательской компетенции личности. Делается акцент на необходимость критического и осмысленного, профессионально-ориентированного чтения. Выделяются наиболее эффективные методы, приемы и средства развития читательской компетенции. Представлены результаты опроса студентов вуза об отношении к чтению. Определяются направления деятельности по привлечению к чтению обучающейся молодежи.
Ключевые слова: чтение, профессионально-ориентированное чтение, читательская культура, читательская грамотность, читательская компетенция, читательская деятельность, социализация, ответственность, образование, самообразование, самостоятельная работа.
G.Ya. Grevtseva
(Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia)
<u <u
CP
о
CP £
J
о о
<u
2 к
READING AS A CONDITION FOR STUDENTS SOCIALIZATION IN A CHANGING SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT t
The article reveals the relevance of the problem of developing the reading competence of students. One of the conditions for the socialization of students in a changing socio-cultural environment is revealed. The essence of reading culture in the conditions of information | and digital environment, meaning, ways of reading are revealed. The studies of scientists devoted to reading, development of reading culture, formation of reading competence are analyzed. The factors that hinder the development of the reading culture of the individual are revealed. Emphasis is placed on the need for critical and meaningful reading.
Key words: reading, professionally oriented reading, reading culture, reading literacy, reading competence, reading activity, socialization, responsibility, education, self-education, independent work.
го
ш
ф
^
ш
ф
о;
Социально-экономический кризис, социальная неопределенность за будущее, рост безработицы среди молодежи, недостаточное внимание государства и правительства к жизненным интересам подрастающих поколений являются причинами противоречий в отношениях поколений, государства и молодежи. Сформировалось сложнейшее положение, когда отсутствует преемственность в передаче материальных и духовных ценностей от старшего поколения к младшему. Культурные ценности старшего поколения оказались невостребованными. Явно наметился разрыв поколений.
Современная молодежь оказалась в трудном положении. Дело в том, что переворот в социально-экономической сфере сопровождается кризисом ценностного сознания, в том числе и в отношении к государству, его законам, гражданским обязанностям, гражданским правам.
Молодежи приходится самостоятельно решать проблемы отношения к общественным ценностям, адаптации к новым условиям существования, нравственным нормам межличностных отношений. СМИ постоянно твердят о том, что следует заботиться самим о себе, добиваться успеха любыми социально приемлемыми способами. СМИ оказывают большое, зачастую негативное, влияние на социализацию молодежи и формирование ее мировоззренческих установок [32; 33]. Инструментом этого влияния выступают различные манипулятивные технологии. В результате культивирования таких «нравственных» установок в обществе теряет свое значение ценность порядочности, обязательности, профессионализма, происходит отчуждение молодежи от труда. Социальная культура поведения и отношений в обществе оказались невос-требованы. Следовательно, воспитание гражданина-патриота, его культуры - коренная проблема нравственного развития общества, от чего зависит его будущее. Воспитать гражданина - социальный заказ гражданского общества образовательной системе России.
Решению этой проблемы, на наш взгляд, будет способствовать формирование читательской культуры.
Необходимость формирования читательской культуры личности подчеркивается в законодательных и нормативно-правовых документах: в Постановлении Совета Федерации РФ «О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации» [26], «Национальной программе поддержки и развития чтения на 2007-2020 гг.» [19], в которой чтение рассматривается как условие эффективного вхождения в мировую культуру; в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. В последнем документе отмечается: «Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг (как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры» [17, с. 2].
В России 2015 год Указом Президента РФ В.В. Путина был объявлен Годом Литературы. В настоящее время продолжается деятельность по развитию читательской культуры, интереса к чтению. Тем не менее, следует отметить, что интерес к чтению снижается. Одни связывают указанную тенденцию с компьютеризацией, глобализацией, другие - с отсутствием всесторонней системы целенаправленного формирования читательской деятельности; третьи считают, что родители мало внимания уделяют воспитанию детей, семейному чтению; четвертые указывают на увеличение каналов передачи знаний и способов проведения досуга, развитие экранной культуры (например, Интернет, СМИ, гаджеты, телевизоры, виртуальные миры), визуальная культура; пятые ищут причину в снижении уровня культуры чтения; шестые - в падении престижа чтения среди друзей и т.д.
Возрос интерес ученых к отдельным аспектам заявленной проблемы, накоплен
определенный научный опыт, который представлен в научных исследованиях, публикациях, диссертационных работах. Исследования В.Я. Аскаровой [3], Н.В. Вась-киной [9], Т.Г. Галактионовой [10], М.Ю. Гудова [14], И.В. Шулер [4], ЕВ. Русских [24] и др. посвящены чтению, читательской культуре, работы Е.В. Астапенко [4], О.Н. Беленькой [8], Т.А. Разуваевой [23] - читательской компетенции; работы И.Н. Бабич [5], М.Ю. Гудова [14], Е.А. Колосовой [15] и др. - роли чтения в развитии личности будущего специалиста и его социализации в обществе; исследования С.И. Беленцова [7], О.Н. Малыхиной [7] - проблемам обучения осмысленному чтению в России в 60-70-е гг. XIX в.; М. Полякова [22] - раскрытию специфики интерактивной книги.
Особое значение для нашего исследования имеют педагогические труды, касающиеся чтения в учебной и воспитательной деятельности (Е.И. Голубева, Л.Г. Жабиц-кая и др.); в процессе самообразования (И.Г Барсуков, Г.Н. Сериков и др.).
М.Н. Недвецкая [20] выявляет педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности подростков; характеризует виды читательской деятельности: воспринимающий, аналитический, оценочный, конструирующий, ценностно-ориента-ционный. Т.А. Разуваева [21] разработала алгоритм формирования читательской компетенции обучающихся.
Среди методологических подходов выделяются деятельностный (М.Н. Недвецкая [20]), компетентностный (Т.А. Ра-зуваева [23], феноменологический и культурологический подходы (Т.Г Га-лактионова [10]), деятельностный, функциональный и стратегиальный подходы к чтению (Н.В. Грушевская [13]), Е.В. Русских [24] применив эстетико-речевой подход к развитию читательской культуры, выявляет виртуальные площадки, которые соответствуют интересам и потребностям социально-возрастной группы читателей 15-17 (18) лет. Н.В. Васькиной [9] разработаны крите-
рии отбора текстов, на основе которых формируются умения профессионально ориентированного чтения и построения концептосферы будущего специалиста.
Для нашего исследования имеют особое значение работы, посвященные проблеме профессионально-ориентированного чтения (Е.В. Крылова, Т.С. Серова и др.), а также обучения студентов чтению научного и учебного текстов (Е.К. Позде-ева, В. А. Сластёнин и др.).
Ради справедливости следует отметить, что было проведено немало ценных исследований в области указанной проблемы. К ним относятся работы педагогов-новаторов Я. Корчака, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, С. Соловейчик, С.Н. Лысенковой, В. Матвеева, Б. Никитина, Т.И. Гончарова, В. Ф. Шаталова, В.А. Караковского, ЕЮ. Сазонова, И.П. Волкова, Е. Н. Ильина, Е.А. Ямбурга и др.
Так, например, книга великого педагога и гуманиста Януша Корчака «Как любить ребенка» - подлинная энциклопедия воспитания, «О пользе чтения» Яна Амоса Коменского всегда будут волновать сердца думающих людей. Обращаясь из глубины веков, он называет книги «инструментом, призванным служить универсальному образованию молодого человека, подготовке его к будущей жизни» [16; 21]. Он был убежден, что понимание прочитанного зависит от того, как написана книга... «Читать и не понимать - то же, что совсем не читать», «Мало читать книги, их надо читать внимательно, отмечая и выписывая главное» - эти мысли и советы Я.А. Коменского актуальны и сегодня. О значении книги в воспитании он пишет: «Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги...» [там же].
Произведения А.С. Макаренко, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.В. Су-хомлинского так же, как и во времена советского периода, востребованы и актуальны. Авторы отводили огромную роль чтению в воспитании личности.
- «.читатель - это человек, который ищет в книге мудрость, зна-
ф ч ф
О
£
о о
ф ^
2 к
к
о
X
го т
го
го
о о
со
о ц
о
ф
н
!Т
го m
<u
ш
<u
CR
ния, идею...» (А.С. Макаренко [18]);
- «никогда никакими силами Вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно» (А.Н. Толстой [27]);
- «на каждое произведение мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни» (Ушинский, 1968) [2, с. 594].
- «подлинноечтение-этовдумчивое проникновение в смысл прочитанного, наслаждение художественными ценностями» (В.А. Су-хомлинский [27]).
Одним из средств воспитания и гражданской социализации является литература. На протяжении веков главным источником знаний являлась книга (художественная и научно-популярная) -источник социально значимой информации. В книгах отражены события прошлого и настоящего. Несомненно, влияние книги на личность учащегося зависит от интереса к познанию. «.. .Почувствовать себя частичкой великого народа, осознать, что народ крепок семьей, обрести душевный покой в излюбленной деятельности, не бегать за счастьем, удовольствиями жизни, осознавать их суетность и временность, отвергнуть преходящие ценности, направить все свои устремления на самосовершенствование» [11, с. 98].
Чтение - сложный психофизиологический процесс, Б.Г. Ананьев отмечал, что в его основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействия различных анализаторов и формируется этот процесс на базе устной речи. Большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую [2, с. 106.].
Сущность чтения, как отмечает М.Ю. Гудова, «это способ освоения социокультурной информации, воплощенной в определенном тексте культуры (на уровне индивида), или универсальный способ существования социально-коммуникативной подсистемы культуры (на
уровне культуры)» [14, с. 3]. При смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента.
М. Адлер выделяет три главных способа чтения. Первый способ - структурный, или аналитический, при котором читатель движется от целого к частному. Второй способ - интерпретационный, или синтетический. Здесь читатель движется от частного к целому. Третий способ -критический, или оценочный. В этом случае читатель оценивает автора и решает, согласен ли с его точкой зрения [1, с. 117]. При чтении и осмыслении текста появляются идеи, вопросы. Записав возникшие мысли, используя приемы зрелого чтения, осуществляем интеллектуальную деятельность, учимся анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, делать выводы, принимать решения.
«Осмысленное чтение способствует стиранию границ между теорией и практикой в обучении, поскольку теория будет включать в себя понимание и интерпретацию поля деятельности учащегося, а практика даст значительно более существенные результаты при применении рефлексивного подхода к пониманию текстов» [4, с. 165].
В эпоху расцвета цифровых технологий, поддерживать интерес к книге и чтению становится все сложнее. Компьютер, планшет, телефон и телевизор отняли у человека время и желание читать. Но именно этой проблеме мы во многом обязаны бурным развитием интерактивной книги.
В специфических условиях современной информационно-цифровой среды появляются новые возможности для познания окружающего мира, например, электронные издания дополняют традиционные книги. В то же время наблюдаются психологические перегрузки, форматизация сознания и т.д. - факторы, препятствующие развитию читательской культуры личности.
Однако повышается активность общественных организаций в поддержку
чтения, наблюдаются педагогические инициативы издательств и книжной торговли, создаются центры чтения, проводятся форумы, конференции и т.д., посвященные продвижению чтения.
Научная библиотека ЧГИК (директор И.А. Бачурина) оказывают поддержку творческой реализации личности читателя, обеспечивая благоприятную среду для учебного процесса и научной работы; реализует «Программу поддержки и развития чтения студенчества Челябинской государственной академии культуры и искусств» под девизом «Читай, чтобы стать успешным!» [25]. Эта работа проводится в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. В программу входят проекты такие проекты, как «Библиотека - главная аудитория вуза», «Читай, Академия!», «Ученые-педагоги и библиотека - грани взаимодействия», «Библиотека без границ», «Умей читать правильно».
В Челябинском государственном институте культуры (ЧГИК) с 1998 года существует Центр детского и юношеского чтения. В 2009 году в рамках Центра на основе партнерства с Челябинской областной юношеской библиотекой сформировался Межрегиональный библиотечный инновационно-методический Центр, одним из направлений деятельности которого стала разработка и реализация новых технологий поддержки и развития чтения (рук. - зав. кафедрой библиотечно-информационно деятельности факультета документальных коммуникаций и туризма к.п.н., доцент И.Ю. Матвеева). Председатель Центра детского и юношеского чтения - д-р филол. наук, профессор В.Я. Аскарова [3].
Чтение - социокультурный феномен, элемент образовательных компетенций, несомненно, развивает мышление, снижает стресс, повышает грамотность, делает нас более уверенными, творческими, тренирует память и т.д. Развитие творческих способностей невозможно без активного чтения различной литературы. Фонд абонемента библиотеки вуза
находится в открытом доступе, что дает прекрасную возможность самостоятельного выбора книг любимых авторов. В вузе проводятся литературные праздники, презентации трудов ученых нашего вуза, литературные акции, выставки книг, Дни науки в библиотеке, поэтические чтения, встречи с писателями и журналистами и т.д.
Часть фонда отделом библиотеки представлена в открытом доступе (художественная литература, периодические издания и т.д.). Фонд редких книг является базой обучения и практики, основой для научных исследований и студентов, и преподавателей. «Будущие специалисты учатся создавать музейные экспозиции, проводить презентации выставок, обеспечивать особый режим хранения экспонатов» [6, с. 57].
Библиотека осуществляет информационную поддержку и принимает активное участие в проведении традиционных исторических студенческих игр («Война 1812 года», «Вставай, страна огромная», «Мир Л. Толстого»), психолого-педагогических олимпиад, посвященных педагогам-новаторам («Педагогические взгляды А.С. Макаренко», «В.А. Караковский о воспитании личности», «Сердце отдаю детям»), и др.
На занятиях по педагогике и психологии студенты знакомятся с трудами классиков, анализируются и обсуждаются научные статьи; студенты пишут рецензии и аннотации к психолого-педагогическим публикациям; разрабатывают проекты («Чтение - вот лучшее учение!», «Будем читать», «Круг семейного чтения» и т.д.); защищают творческие работы («Чтение как педагогическая проблема», «Формирование читательской компетентности у обучающихся», «Условия развития интереса к чтению», «Значение читательских конференций» и т.д.); разрабатываются тестовые задания по педагогике и психологии на основе произведений.
Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляю-
ф ч ф
О
£
о о
ф ^
2 к
к
о
X
го т
го
го
о о
со
о ц
о
ф
н
!Т
го
со ф
^
ш
ф
К
щих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование читательской компетенции - интегративной характеристики личности, способной осмысливать, критически оценивать информацию и использовать ее в созидательной, профессиональной деятельности. В структуру читательской компетенции включаем мотивационно-нормативный, когнитивный, практико-деятельностный компоненты.
Основой успешной познавательной деятельности студентов является культура чтения, которая определяет уровень интеллектуального и духовного развития личности и общества. Через культуру чтения происходит социализация человека. Уровень культуры зависит от читательских интересов каждого человека. Чтению необходимо обучать.
Читательская компетенция приобретается через практическую, рефлексивную деятельность, во время чтения и осмысления произведений. Чтение осуществляет мотивационную, развивающую, воспитательную, социализирующую функции. Чтение должно «погрузить» читателя в процесс поиска, познания и самопознания, проживания ситуации.
Интегративный подход при изучении педагогических дисциплин основывается на принципах субъектности, культуросообразности, креативности, ориентации на ценности и ценностные отношения, синергии, самообразования, диалога культур, вариативности в выборе средств взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, диа-логизации, обратной связи [12]. Компонентами интегративного подхода могут быть: организационно-методический, деятельностно-практический и теоретико-содержательный.
В процессе изучения дисциплины «Педагогика и психология» мы предлагаем студентам прочитать «Письма к сыну», «Письма к дочери» В.А. Сухом-линского, написать письмо будущему сыну (дочери); написать эссе на тему (по
выбору): 1) Какие идеи педагогической системы В.А. Сухомлинского особенно актуальны сегодня, а какие являются спорными? 2) Педагогическое наследие А.С. Макаренко и современное образование. 3) Мир Детства (по произведениям Ш. Амонашвили. 4) Космическая педагогика К.Н. Вентцеля. 5) Развитие идей К.Д. Ушинского о народности в воспитании и т.д. 6) Диалог с В.А. Сухомлин-ским: взгляд на проблемы воспитания через века и др.
Чтение произведений классиков педагогики и психологии позволяет «погрузить» читателя в процесс поиска, познания и самопознания, проживания ситуации, поделиться своими размышлениями.
Интерес к книгам по педагогике и психологии содействуют развитию читательской грамотности, критического мышления, творческого воображения, памяти. Задача книги в том, чтобы человек в книге нашел «привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемый источник знаний» (В.А. Сухомлин-ский). В этом аспекте, например, обучающиеся к занятию готовят презентацию книг педагогов-новаторов, авторских проектов. Эффективным методом является аннотирование, рецензирование научной статьи по педагогике и психологии, составление тематического тезауруса.
Наиболее популярны среди студентов круглые столы «Педагогика - наука развивающаяся», аудиторные дискуссии «Современные проблемы науки и образования», на которых обсуждаются произведения классиков педагогики: В.А. Су-хомлинского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинс-кого, труды современных ученых Н.Д. Никандрова, В.А. Караковского, М.Е. Дуранова, А.С. Гаязова, Н.М. Борыт-ко, Р.А. Литвак, В.Г. Рындак, А.В. Кирья-ковой, Г.Н. Серикова и других ученых.
Студенты имеют возможность поделиться впечатлениями, размышлениями о прочитанном, интерпретировать и оценивать события и действия героев для понимания мотивов, чувств; обосновывать
свои суждения; оценивать информацию, извлеченную из текста первоисточника.
Чтобы выявить отношения к чтению, студентам 1 курса Челябинского государственного института культуры было предложено ответить на вопросы:
Насколько важно умение читать в современном мире? 2. Посещаете ли Вы библиотеку? 3. Предпочитаете читать бумажные или электронные книги? 4. Что бы вы выбрали: чтение книги или просмотр одноименного фильма? 5. Как часто вы читаете художественную литературу помимо студенческой программы?
Ответы распределились следующим образом. 100 % респондентов считают: важно владеть навыками чтения, но при этом библиотеку посещают редко, ссылаются на нехватку времени. Результат опроса на третий вопрос показал, что студенты любят читать преимущественно бумажные книги (78 %), однако отмечают, что электронные книги занимают мало места, бесплатны, доступны, есть возможность читать где угодно. Большинство студентов выбрали фильм (61%), как более зрелищную версию книги, к тому же, просмотр фильма, по их мнению, отнимает гораздо меньше времени. На вопрос о частоте чтения художественной литературы помимо студенческой программы 49 % студентов ответили, что читают ее реже, чем учебную.
Проанализировав данные анкеты и опроса, становится понятно, что несмотря на изменения в окружающей нас действительности, вызванные новыми информационными технологиями, роль книги и чтения остается по-прежнему актуальной в жизни молодежи. Книга не даёт готовых решений, но она заставляет думать. У студентов наблюдается высокий интерес к чтению и учебной и художественной литературы. Молодежное чтение носит более деловой характер, значительное внимание уделяется работе с цифровыми источниками информации, а развлекательное чтение отошло на второй план в связи с появлением доступных альтернативных способов развлечения.
Основными направлениями дальнейшей работы совместно с научной библиотекой в нашем вузе являются: организации экскурсий по библиотеке и Музею книги, выставок новинок литературы, в том числе и преподавателей вуза; изданий из краеведческого фонда; презентации учебников и учебных пособий преподавателей, проведение творческих встреч студентов с писателями и т.д. В рамках проекта «Ученые, педагоги и библиотека - грани взаимодействия» - осуществление совместных мероприятий по формированию читательской культуры студентов.
Библиографический список:
1. Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 344 с.
2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. - Известия АПН РСФСР, вып. 70. - С. 106.
3. Аскарова В.Я. Челябинск: к созданию территории чтения [Электронный ресурс] // Сайт Российской Библиотечной ассоциации. - Режим доступа: http://www.rba.ru/content/activities/ section/30/publ/2012/2.pdf
4. Астапенко Е.В., Перелыгина Е.М. Осмысленное чтение как элемент современных образовательных компетенций // Вестник ТвГУ Серия «Педагогика и психология». - 2017. - Выпуск 4. - С. 159-165.
5. Бабич И.Н. Чтение как средство социализации личности в трансформирующемся обществе // Вестник РГГУ - 2013. - № 2. - С. 54-66.
6. Бачурина И.А. Проектная деятельность библиотеки вуза культуры как пример социально ориентированного подхода в обслуживании пользователей // Библиотеки вузов Урала. -2014. - № 13. С. 54-58.
7. Беленцов С.И., Малыхина О.Н. Актуализация идеи сознательности при обучении чтению в России в 60-70-е гг. XIX В. Ученые записки [Электрон-
ф ч ф
О
£
о о
ф ^
2 к
к
о
X
го т
го
го
о о
со
о ц
о
ф
н
!Т
ный ресурс] // Электронный научный журнал Курского государственного университета. - Курск. - 2020. -№2 (54). - Режим доступа: Ы^:// cyberleшnka.m/artide/n/aktuaHzatsiya-idei-soznatelnosti-pri-obucheшi-chteniyu-v-rossii-v-60-70-e-gg-hih-v
8. Беленькая О.Н. Читательская компетенция как базовая основа ключевых компетенций учащихся [Электронный ресурс] // Средняя общеобразовательная школа №76 имени М.Г. Галицкого. - Режим доступа: http://sarschool76.narod.ru/kompet_ B0N_2012.pdf.
9. Васькина Н.В. Обучение профессионально ориентированному чтению студентов неязыковых вузов на основе извлечения концепта текста. -Нижний Новгород, 2010. - 26 с.
10. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: дисс. . д-ра пед. наук. - СПб., 2008. - 432 с.
11. Горячева И.А. Учебные книги К.Д. Ушинского как образец педагогической классики. - Екатеринбург: Изд-во «Артефакт», 2020. - 304 с.
12. Гревцева Г.Я., Циулина М.В., Болоду-рина Э.А., Банников М.И. Интегра-тивный подход в учебном процессе вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. С. 262. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=26857
13. Грушевская Н.В. Формирование читательской компетентности будущих библиотечных специалистов: концептуальные основы и условия реализации: автореф. дисс. ... к.п.н. - Краснодар. - 2019. - 31 с.
14. Гудов М.Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ: дисс. ... д-а культурологии. - Екатеринбург, 2015. - 328 с.
15. Колосова Е.А. Чтение как фактор ранней социализации современных российских детей // Вестник РГГУ. -2009. - № 2.
16. Коменский Я.А. Об искусном пользовании книгами - первейшим инструментом развития природных дарований // Школьная библиотека. -2000. - №5. С.58-62.
17. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации / Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 1155-р [Электронный ресурс] // Российский книжный союз. -Режим доступа: https://bookunion.ru/ projects/concept/
18. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
19. Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2017 года №719-р) [Электронный ресурс] // Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». - Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/News/ Nats-progr-chtenia.pdf
20. Недвецкая М.Н. Педагогические условия активизации читательской деятельности подростков в учебно-воспитательном процессе: автореф. дисс. ... к.п.н. - М., 2003. - 24 с.
21. О педагогическом труде Я.А. Комен-ского «Великая дидактика» [Электронный ресурс] // Педагогика для родителей. - Вып. № 1. - 2008. - Режим доступа: https://strong2gether. ru/library-up/great-teachers-up2/ komensky-menu
22. Полякова М. «Вехи» - Интерактивная книга: истории и персоналии. Особенности направления в контексте искусства книги [Электронный ресурс] // Concepture.club. -Режим доступа: https://concepture. club/post/ rub rika_2021/interaktivnaja-kniga-istorija-i-personalii-osobennosti-napravlenija-v-kontekste-iskusstva-knigi
23. Разуваева Т.А. Формирование читательской компетенции студентов факультета иностранных языков: дисс. .. .к.п.н. - Тула, 2006. - 234 с.
24. Русских Е.В. Развитие читательской культуры юношества: эстетико-ре-чевой аспект: дисс. ... к.п.н. - Киров, 2016. - 186 с.
25. Сетевая электронная библиотека вузов культуры и искусств [Электронный ресурс] // Сайт ЧГИК. - Режим доступа: http://lib.chgaki.ru/default.aspx
26. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р) [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ -Режим доступа: https://www.garant.ru/ ргс^иС^Лро/рпте^ос/71243400/
27. Сухомлинский В.А. - М: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1997. - 224 с.
28. Толстой Л.Н. Стенограмма беседы с коллективом редакции журнала «Смена» [Электронный ресурс] / Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Публицистика // itexts.net. Электронная библиотека. - Режим доступа: https://itexts.net/avtor-aleksey-nikolaevich-tolstoy/172654-sobranie-sochineniy-v-desyati-tomah-tom-10-publicistika-aleksey-tolstoy/read/
29. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1968. - С. 557.
30. Центр чтения детского и юношеского чтения [Электронный ресурс] // Сайт ЧГИК. - Режим доступа: https://chgik. ru/guidebook/divisions/centr-chteniya-detskogo-i-yunosheskogo-chteniya
31. Шулер И.В. Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды: на материале обучения в вузе: дисс. ... к.п.н. - Тюмень, 2011. - 176 с.
32. Problems of stable development of the region: informational security of multi-ethnic society (on the material of the South of Russia). Ed. by V.M. Yurchenko. - Krasnodar: Kuban State University, 2011. - 244 p.
33. Rosenberg N. V. Mass media influence on the youth's way of life [Electronic resource] // Science. Society. State. -2015. - №1. - Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sredstv-massovoy-informatsii-na-obraz- ф zhizni-molodezhi ф
CP
о s J
о о
a; о >s <u ï 2 к
x
ф
S со s m
a; о x s ï ro
T
J
ro
со
S
ro s J о
о ф
s m
о Ц
о ^
го
^
ф s x ф н Iг
page-16.html Поступила 05.11.2020
Об авторе:
Гревцева Гульсина Якуповна, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, [email protected]
Для цитирования: Гревцева Г.Я. Чтение как условие социализации учащихся в изменяющейся социокультурной среде // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 4. С. 29-39. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-4-29-39
References:
1. Adler M. How to read books. A Guide to Reading Great Writings. Trans. from English by Larisa Plostak. 2nd ed. - M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2011. - 344 p. (in Russian)
2. Ananiev B.G. Analysis of difficulties in the process of mastering reading and writing by children. Izvestiya APN RSFSR. - Vol. 70. P. 106. (in Russian)
3. Askarova V. Ya. Chelyabinsk: to the creation of the territory of reading [Electronic resource] // Website of the Russian Library Association. - Available at: http://www.rba.ru/ content/activities/section/30/publ/2012/2.pdf. (in Russian)
4. Astapenko E.V., Perelygina E.M. Meaningful reading as an element of modern educational competencies // Vestnik of TVGU. Series «Pedagogy and Psychology». -2017. - Issue 4. Pp. 159-165. (in Russian)
5. Babich I.N. Reading as a means of personal socialization in a transforming society // Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Sociological Sciences». - 2013. -№ 2. Pp. 54-66. (in Russian)
6. Bachurina I.A. Project activity of a higher educational institution of culture library as an example of a socially oriented approach to user service // Libraries of the Urals universities. - 2014. - №. 13. Pp. 54-58. (in Russian)
7. Belentsov S.I., Malykhina O.N. Actualization of the idea of conscience in teaching reading in Russia in the 60-70s. of XIX c. Scientific notes [Electronic resource] // Electronic scientific journal of Kursk State University. - 2020. - №. 2 (54). - Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/aktualizatsiya-idei-soznatelnosti-pri-obuchenii-chteniyu-v-rossii-v-60-70-e-gg-hih-v (in Russian)
8. Belenkaya O.N. On Reading competence as a basic framework for key competencies of students [Electronic resource] // General secondary school №76 named after M.G. Galitsky. - Available at: http://sarschool76.narod.ru/kompet_B0N_2012.pdf. (in Russian)
9. Vaskina N.V. Teaching professionally oriented reading for students of non-linguistic universities on the basis of text concept extraction. - Nizhny Novgorod, 2010. - 26 p. (in Russian)
10. Galaktionova T.G. Reading of schoolchildren as a social and pedagogical phenomenon of open education: diss. ... doct. of ped. sciences. - St. Petersburg, 2008. -432 p. (in Russian)
11. Goryacheva I.A. Educational books by K.D. Ushinsky as an example of pedagogical classics. 2nd ed., rev. and add. - Yekaterinburg: Publishing house «Artefact», 2020. -304 p. (in Russian)
12. Gudov M.Yu. Reading in the era of post-literacy: cultural analysis: diss. ... doct. of cultural studies. - Yekaterinburg, 2015. - 328 p. (in Russian)
13. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V., Bolodurina E.A., Bannikov M.I. An integrative approach in the educational process of a university [Electronic resource] // Modern problems of science and education. - 2017. - №. 5. P. 262. - Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=26857 (in Russian)
14. Grushevskaya N.V. Formation of reading competence of future library specialists: conceptual foundations and conditions for implementation. Author's transcript: diss. ... cand. of ped. sciences. - Krasnodar, 2019. - 31 p. (in Russian)
15. Kolosova E.A. Reading as a factor in the early socialization of modern Russian children // Vestnik RGGU. Sociology. - 2009. - № 2.
16. Komensky Ya.A. On the skillful use of books - the primary tool for the development of natural talents. School Library. - 2000. - №. 5. Pp. 58-62. (in Russian)
17. The concept of the program for supporting children and youth reading in the Russian Federation / Approved by the order of the Government of the Russian Federation of June 3, 2017 № 1155-r. [Electronic resource] // Russian book union. - Available at: https://bookunion.ru/projects/concept/ (in Russian)
18. Makarenko A.S. Education of a citizen. - M.: Education, 1988. - 304 p. (in Russian)
19. National Program for Reading Support and Development for 2007-2020. (Order of the Government of the Russian Federation of April 17, 2017 No. 719-r) [Electronic resource] // Russian committee of UNESKO Program Information for all. - Available at: http://www.
2 ifapcom.ru/files/News/Nats-progr-chtenia.pdf (in Russian)
ig 20. Nedvetskaya M.N. Pedagogical conditions for enhancing the reading activity of adolescents in the educational process: Author's transcript: diss. ... cand. of ped. sciences. - Moscow, 2003. - 24 p. (in Russian)
21. About the pedagogical work Great didactics by Ya.A. Komensky [Electronic resource] // Pedagogy for parents. - 2008. - Issue № 1. - Available at: https://strong2gether.ru/library-up/great-teachers-up2/komensky-menu (in Russian)
22. Polyakova M. Vekhi - Interactive book: stories and personalities. Features of the direction in the context of the art of the book [Educational site] // Concepture club. -Available at: concepture.club/post/rubrika_2021/interaktivnaja-kniga-istorija-i-personalii-osobennosti-napravlenija-v-kontekste-iskusstva-knigi. (in Russian)
23. Razuvaeva T.A. Formation of reading competence of students of the Faculty of Foreign Languages: diss. ... cand. of ped. sciences. - Tula, 2006. - 234 p. (in Russian)
24. Russkikh E.V. Development of the reading culture of youth: aesthetic and speech aspect: diss. ... cand. of ped. sciences. - Kirov, 2016. - 186 p. (in Russian)
25. Network electronic library of universities of culture and arts [Electronic resource] // ChGIK website. - Available at: http://lib.chgaki.ru/default.aspx (in Russian)
26. Strategy of state cultural policy for the period up to 2030 (approved by the order of the Government of the Russian Federation of February 29. - 2016. - No. 326-r) [Electronic resource]. - Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71243400/ (in Russian)
27. Sukhomlinsky V.A. - M.: Shalva Amonashvili Publishing House, 1997. -224 p. (in Russian)
28. Tolstoy L.N. - M.: Publishing House of Shalva Amonashvili. 1996. - 224 p. (in Russian)
29. Ushinsky K.D. Selected pedagogical works. - M.: Education, 1968. - P. 557. (in Russian)
30. Reading Center for Children and Youth Reading [Electronic resource] // ChGIK website. -Available at: https://chgik.ru/guidebook/divisions/centr-chteniya-detskogo-i-yunosheskogo-chteniya (in Russian)
31. Shuler I.V. The development of the reader's culture of the individual in the conditions
of the modern information environment: on the material of teaching at the university: ^ diss. ... cand. of ped. sciences. - Tyumen, 2011. - 176 p. (in Russian) g-
32. Problems of stable development of the region: informational security of multi-ethnic o society (on the material of the South of Russia). Ed. by V.M. Yurchenko. - Krasnodar: £ Kuban State University, 2011. - 244 p. (in Russian) |
33. Rosenberg N.V. Mass media influence on the youth's way of life [Electronic resource] // | Science. Society. State. -2015. - №1. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/nZ o vliyanie-sredstv-massovoy-informatsii-na-obraz-zhizni-molodezhi. (in Russian)
>s
About the author: 2
Grevtseva Gulsina Yakupovna, Professor, Department of Pedagogy and Psychology,
Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogy, Professor,
X
For citation: Grevtseva G.Ya. Reading as a Condition for Students Socialization ^ in a changing Social and Cultural Environment // Contemporary Higher Education: ^
Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 4. P. 29-39. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-4- | 29-39 I
<D H IГ
О