Научная статья на тему 'Воспитание человека по христианским заповедям в эпистолярном наследии святителя Игнатия (Брянчанинова)'

Воспитание человека по христианским заповедям в эпистолярном наследии святителя Игнатия (Брянчанинова) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
283
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЕВАНГЕЛИЕ / ХРИСТИАНСКИЕ ЗАПОВЕДИ / ХРИСТИАНСКИЕ КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА / РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ / ORTHODOX CHRISTIAN EDUCATION / GOSPEL / CHRISTIAN COMMANDMENTS / CHRISTIAN QUALITIES OF A PERSON''S CHARACTER / SPEECH GENRES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баланчик Нина Сергеевна

Статья посвящена письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) о православно-христианском воспитании человека. Главная идея статьи заключается в том, что православно-христианское воспитание основано на Евангелии, в котором четко указывается, какими качествами и свойствами должен обладать человек-христианин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATION OF MAN ON THE CHRISTIAN COMMANDMENTS IN THE EPISTOLARY HERITAGE OF ST. IGNATIUS (BRYANCHANINOV)

The article is devoted to the letters of St. Ignatius (Bryanchaninov) about the Orthodox Christian education of man. The main idea of the article is that Orthodox Christian education is based on the Gospel, which clearly indicates what qualities and properties a Christian person should possess.

Текст научной работы на тему «Воспитание человека по христианским заповедям в эпистолярном наследии святителя Игнатия (Брянчанинова)»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Баланчик Нина Сергеевна

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПО ХРИСТИАНСКИМ ЗАПОВЕДЯМ В ЭПИСТОЛЯРНОМ НАСЛЕДИИ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА)

Аннотация. Статья посвящена письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) о православно-христианском воспитании человека. Главная идея статьи заключается в том, что православно-христианское воспитание основано на Евангелии, в котором четко указывается, какими качествами и свойствами должен обладать человек-христианин.

Ключевые слова: православно-христианское воспитание, Евангелие, христианские заповеди, христианские качества характера человека, речевые жанры.

Annotation. The article is devoted to the letters of St. Ignatius (Bryanchaninov) about the Orthodox Christian education of man. The main idea of the article is that Orthodox Christian education is based on the Gospel, which clearly indicates what qualities and properties a Christian person should possess.

Keywords: Orthodox Christian education, the Gospel, Christian commandments, Christian qualities of a person's character, speech genres.

Введение. Эпистолярное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова) - епископа Кавказского и Черноморского, причисленного к лику святых Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1988 году, - является одной из наиболее ярких сторон творчества духовного писателя и учителя христианской жизни.

Среди обширной переписки отца Игнатия (Брянчанинова) с разными лицами по общественным, деловым и личным вопросам обращают на себя внимание письма, посвященные православно-христианскому воспитанию. В настоящее время, во многом лишенное четких и ясных жизненных принципов, духовности, вопросы православно-христианского и, шире, духовно-нравственного воспитания особенно актуальны.

Изложение основного материала статьи. Цель воспитания святитель Игнатий (Брянчанинов) видит в духовно-нравственном совершенствовании человека, в стремлении дать ему «правильное направление в жизни и укрепить в нем веру» [4, с. 671].

Основой всего духовного воспитания, основой всей человеческой жизни святитель считает Евангелие: «Великая и всесвятая книга - Евангелие! В нем изображен новый, богоподобный человек; а какие должны быть свойства нового человека, - это являют Христовы заповеди <. .> Вглядываясь в Евангелие, <. .> мы можем <. .> выбрасывать из себя понятия и свойства ветхости нашей, заменять их мыслями и свойствами евангельскими, Христовыми. В этом состоит задача, урок, которые должен разрешить, выполнить христианин во время земной жизни своей» [4, с. 123]. Заботясь о духовном воспитании молодого поколения, отец Игнатий (Брянчанинов) предъявлял высокие требования к образованию. Так, обсуждая реформы духовных училищ, он писал: «Весьма полезно <...> самому образованию дать характер более сильный и определенный, чтоб образование действовало не только на ум, но и на сердце, чтоб образованный <...> воспитанник получал решительный характер христианина» [4, с. 585]. Говоря об образовании, отец Игнатий (Брянчанинов) особо подчеркивал, что образование должно быть духовным, нравственным: «От преподавания, действующего исключительно на ум, <...> является по преимуществу материальное направление» [4, с. 587].

Мысли о духовности, нравственности образования он реализует, в частности, в рамках проекта Собора Русской Православной Церкви, где он, например, предлагает составить учебники для духовных учебных заведений с изъятием из них всего безнравственного. Сам он составляет «Уроки словесности», где излагает свои представления о словесности как разумной способности души человеческой. Этот труд отца Игнатия (Брянчанинова) показывает во владыке не только талант литератора, словесника, но и талант воспитателя, педагога. В еще большей степени педагогический талант отца Игнатия (Брянчанинова) раскрывается в его эпистолярном наследии.

Среди средств, используемых в воспитании, святитель делал особый акцент на Божественном даре слова. Раскрывая значение этого дара, он писал в письме игумену Антонию Бочкову о том, что Божественная цель слова в писателях, учителях, а более всего в священнослужителях - наставление и духовное спасение человека.

Необходимость умело использовать этот Божественный дар святитель показал при работе над своими творениями: «<...> разговоры, как-то: об Иисусовой млитве, о смирении и монашестве <...>. У них слог иной и должен быть иным, нежели у поэтических сочинений <...>. Опять иной слог у статей богословских <...> иной у статей, принадлежащих к христианской нравственности <. >,» - и далее святитель выводит правило, которому неукоснительно следует в своих письмах, - Разнообразие слога нахожу неизбежным» [4, с. 699].

Воспитательную ценность писем отца Игнатия (Брянчанинова) особенно к друзьям, близким, духовным чадам усиливает особая душевная открытость, доверительность отношений, искренняя интонация и отсутствие рамок церковного этикета. В этих письмах чувствуется красота и свобода духовного общения: «Письмо мое препровождаю через моего наместника <...>. Оно, как видите, вовсе не церемонное; все из сердца» [4, с. 20].

Письма отца Игнатия (Брянчанинова) как кусочки мозаики в картине складываются в описание системы православно-христианского воспитания.

Начало православно-христианского преображения отец Игнатий (Брянчанинов) видит во внутреннем нравственном самоопределении, с того момента, когда человек ясно осознает свое подлинное положение в мире, свое сыновнее отношение к Богу, когда чувствует твердое желание следовать воле Божией и выполнять Его заповеди. С этого момента начинается работа по воспитанию христианина.

В своих письмах святитель обозначает каждый этап этой работы: «Решитесь сначала, хотя по уму, отречься себя ради Христа, лишите ум ваш пагубного, бестолкового самовластия, подчините его заповедям Христовым, подчините его Евангелию. Начало самоотвержения в уме <...>» [4, с. 107].

«Умъ, м. Общее название познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить; <...> низшая степень, а высшая, отвлеченная; разумъ», - писал В.И. Даль [2, т. 4, с. 494].

Духовный разум как высшая ценность определяется в Евангелии и трудах святых отцов Церкви: «Бог дарует верному рабу Своему разум истины, или разум духовный, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - этот разум можно и должно признать здравым разумом: он извещенная вера <...>. Основание духовного рассуждения - Бог. На этом твердом камени оно зиждется, и потому не колеблется, не падает» [4, с. 72].

И Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля подтверждает: «Разумъ, м. Духовная сила <...>, способность вернаго, последовательнаго сцеплешя мыслей, от причины, следствш и до цели, конца» [2, т. 4, с. 53].

В православно-христианском воспитании среди многих качеств, которые необходимо воспитать в человеке, отец Игнатий (Брянчанинов) останавливается на тех, которые являются свойствами Христовыми: «Мир Христов совершил мучеников и преподобных: он выводит христианина из-под власти плоти и крови, исторгает отраву греховную из души и тела, уничтожает насильственное влияние демонов на душу и тело, вводит в христианина свойства Христовы: кротость, смирение, благость» [4, с. 110]. Из этих свойств «в новом человеке, Богочеловеке Иисусе Христе и в желающих жить подобно ему, начало, источник всего благого -смирение» [4, с. 136].

Библейская энциклопедия, изданная архимандритом Никифором, дает энциклопедическое описание этого качества: «Смиреше - добродетель противоположная гордости, и одна изъ самыхъ главныхъ добродетелей въ Хрисианской жизни. Оно состоитъ въ томъ, что человекъ не высоко думаетъ о себе, питаетъ в своемъ сердце духовное убеждеше, что ничего своего не имеетъ, а имеетъ только то, что даруетъ Богъ, и что онъ ничего добраго не можетъ сделать безъ Божiей помощи и благодати; такимъ образомъ вменяетъ себя за ничто и со всемъ прибегаетъ къ милосердто Божш. Въ Свящ. Писанш означенная добродетель особенно предписывается и заповедуется всемъ последователям Христовым». Завершает энциклопедическое описание ссылка на Евангелие: «Все же, подчиняясь другъ другу, облекитесь смиренномудриемъ, говорит св. ап. Петръ, потому что Богъ гордымъ противится, а смреннымъ даетъ благодать. И такъ, смиритесь подъ крепкую руку Божто, да вознесетъ васъ въ свое время» [3, с. 660-661].

Словарное определение этому понятию дает и В.И. даль: «Смирение - состояние по глаголу смирять / смирить - сознание слабостей своих и недостатков, чувство сокрушения, унижения, раскаяния; скромность» [2, т. 4, с. 235].

Святитель Игнатий (Брянчанинов) для каждого своего адресата - духовного чада - находит необходимую грань этого качества. «Смирение состоит в том, чтобы мы признавали себя достойными скорби» [4, с. 447], «смирение есть полная преданность Богу при полном недоверии к себе» [4, с. 609] и т. д.

Достижение этого качества - необходимый процесс. В доказательство этого отец Игнатий (Брянчанинов) приводит слова патриарха Александрийского, который спросил игумена Нитрийской горы о том, что особенно важно в монашеском пути и, услышав ответ: «Укорять и осуждать непрестанно», сказал: «Да, <...> другого средства к спасению нет». Соглашаясь с этими словами, отец Игнатий (Брянчанинов) дает следующий совет: «<...> унизьте себя пред ближним в сердце вашем. <...> И вы стяжите это легкое делание, могущее ввести в душу вашу смирение» [4, с. 216, 218].

В письме одной инокине святитель говорит прямо: «Научитесь смирению. Где? В Евангелии. От кого? -От разбойника, от мытаря, от жены грешной. Сочтите себя слепою, прокаженною, вполне нуждающейся в помощи от Господа. <.> когда от сердца сокрушенного и смиренного <.> будете взывать молитвою ко Господу, тогда Он невидимо придет и поможет вам» [4, с. 278]. Подчеркивая необходимость, важность этого качества, святитель сказал просто и точно: «<...> смирением уничтожается высокоумие, тщеславие, гордость житейская, словом все, что человека, попросту сказать, с ума сводит» [4, с. 23], «<...> корысть и смирение <...> - свидетели неподдельного, истинного, Божественного добра» [4, с. 111].

Понятие «смирение» в эпистолярии отца Игнатия (Брянчанинова) дополняет и раскрывает другое понятие - «кротость». В.И. Даль, толкуя понятие «кротость» писал: «Кротость, ж. Свойство, состояние, принадлежность кроткого <...>. Кроткий о челов. тихш, скромный, смиренный, любящий, снисходительный; не вспыльчивый, негневливый, многотерпеливый» [2, т. 2, с. 199].

Как об особо значимом духовном качестве святитель писал о терпении следующее: «Для преодоления иной скорби нужно мужество, для изшествия из другой - мудрость; для избавления от третьей - смирение. Но во всех скорбях, при всех прочих добродетелях непременно нужно терпение». Развивая эту мысль, отец Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что «ни одна добродетель не может состоятся без терпения», и в утверждение этого ссылается на Евангелие: «Господь сказал о благоугождающих Ему, что они плод творят в терпении (Лк. 8, 15), повелел душу свою стяжавать в терпении (Лк. 21, 19), возвестил, что спасется только терпеливый до конца (Мф. 24, 13)» [4, с. 12].

Понятие «терпение» в русском языке объясняется как состояние или свойство по глаголу терпеть. В словаре В.И. Даля находим: «Терпеть, терпливать что, выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать; <...> ожидать, выжидать чего лучшаго, надеяться, быть кротким». И далее, раскрывая значимость этого качества, В.И. Даль пишет: «Въ терпенш является сила и величiе духа, терпеше <...> есть признак кротости; смиренья <...>» [2, т. 4, с. 401].

Стремление к духовному совершенствованию, как утверждает отец Игнатий (Брянчанинов), требует такого качества, как крепость характера. Словарь В.И. Даля дает следующее толкование этого понятия: «Крепкш <...> мощный стойкостью, упорный, неуступчивый, неодолимый, нерушимый. <...> Твердый духом, нравом, стойкий, нешаткш, неунывающш; крепкодушный, крепкий или стойкий и тверый душою» [2, т. 2, с. 206].

Крепость души дает всесилие Господа, указывает святитель, и, стремясь поддержать духовное чадо, ищущего ответа, пишет: «Письмо ваше тронуло меня, и это причина, по которой я ответом иду к вам <.> вы в скорби оттого, что в борьбе; в борьбе оттого, что закон Христов духовен, требует распятия <.> Если вы видите, что немощь побеждает вас, то знайте, что Господь силен дать крепость людям Своим, как говорит святой Давид (Мф. 26, 39; Лк 22, 44; Пс. 28, 11). Те люди Богу свои, тем людям он дает крепость, которые сохраняют верность к Нему <.> Все это пишу вам в утешение, чтоб вы <.> приходили не в безнадежие и скорбь, но в смирение, благодушествовали по причине упования на Христа, которое не посрамит. - Он всесилен» [4, с. 34].Святитель в своих письмах часто говорит о влиянии окружающей жизни на духовное состояние человека: «Человеку, доколе он находится среди человеков, невозможно не подвергаться

многоразличным напастям, возникающим у мира» [4, с. 34]. Поэтому воспитание бдительности - это тоже составляющая нравственного воспитания.

«Бдеть, не спать, не дремать, быть в яви, наяву, не во сне <...>; блюсти, надзирать, смотреть неусыпно», - такое толкование дается в словаре В.И. Даля [2, т. 1, с. 57].

Опасности носят разный характер, говорит святитель и напоминает о бдительности: «Очень рад, что вам так нравится в Москве, особливо по причине святынь, которыми богат этот древний христианский город. Но и в таком прекрасном месте должно наблюдать за своим сердцем, при свете, который издают из себя Священное Писание и писания святых отцов» [4, с. 46].

Должно (наблюдать), то есть «надлежитъ, надо, надобно, следуетъ, потребно, необходимо требуется», -так объясняет это слово В.И. Даль и этим раскрывает всю глубину мысли святителя Игнатия (Брянчанинова) [2, т. 1, с. 461].

Воспитание христианина невозможно без воспитания послушания, особенно послушания Церкви: «<...> вне неуклонного послушания Церкви нет ни истинного смирения, ни истинного духовного разума», - писал отец Игнатий (Брянчанинов) [4, с. 31].

«Послушание ср. по знач. слушаться, повиноваться; повиновенье, покорность, исполненье всехъ приказаний», - пишет В.И. Даль [2, т. 3, с. 335].

Необходимость послушания святитель раскрывает, ссылаясь на слова святого: «От послушания, - сказал святой Иоанн Лествичник, - рождается истинное смирение; от смирения - истинное духовное рассуждение, или разум» [4, с. 31].

Способность отца Игнатия (Брянчанинова) благодатно воздействовать на человеческие души опирается на его высокую речевую культуру, талантливое использование многообразной палитры речевых жанров для достижения поставленных задач.

Под речевым жанром в данной работе понимается текст, который «характеризуется определенным тематическим содержанием, композиционной структурой, отбором лексико-фразеологических, грамматических, стилистических средств и интенциально-прагматическими особенностями [1, с. 429].

В эпистолярии отца Игнатия (Брянчанинова) представлены моделирующие, эпимистические, метадискурсивные, фатические и др. жанры.

В письме «О скорбях, истине» взволнованность наставления святителя выражается в жанре мольбы: «Надо, чтоб наш образ мыслей был проникнут Истиною <...>. Вникните глубоко в слова мои! Прошу, умоляю вас! Умоляю вас для вашего же спасения» [4, с. 130].

Пастырское наставление в эпистолярии отца Игнатия (Брянчанинова) всегда конкретно, ведь «наставлять, наставить <...> кого, научать, поучать, учить, руководить, давать наставления», - пишет В.И. Даль [2, т. 2, с. 474].

Так, в письме о земной жизни как непрестанной духовной брани святитель дает такое наставление-руководство: «Боритесь против помыслов и ощущений печали кроткими словами: «Господи! Буди воля твоя! Благословен и Свят Бог во всех делах Своих!» Произносите эти слова умом <...> повторяйте эти краткие слова до тех пор, пока не затихнут помыслы и ощущения печали. Когда они снова подымутся, и вы снова употребляйте против них то же самое оружие» [4, с. 170].

Воспитательное значение в письмах святителя могут нести фатические этикетные жанры, например, извинение. В одном из писем о преподании советов отец Игнатий (Брянчанинов) достаточно сурово высказывается о вреде неумелых советов, за что он позже извиняется: «Итак, не прогневайся, душа, за то, что в прошедшем письме моем твоей спинке досталось несколько ударов от жезла - слова. Это было за пересол!» (Ранее он цитирует пословицу «Недосол на столе, а пересол на спине») [4, с. 55].

Как призыв святитель использует жанр пожелания, например, в Новогоднем поздравлении: «Примите мое усерднешное поздравление с наступающим Новым годом <...>. Преуспевайте, преуспевайте в делах милосердия! Здешняя жизнь - точно поле, усеянное различными посевами <...>. Преуспевайте на ниве вашей: сейте милостыню, жните утешение, очищайте от плевелов пшеницу вашу, приготовляйте жертву чистую, чтоб Царь царей <...> признал всю ее достойною небесной житницы» [4, с. 50].

Пожелание оформлено не в рамках традиции: перечисление того, что желается, а в форме директивного жанра - наставления-призыва.

Духовные наставления адресату в письмах отца Игнатия (Брянчанинова) даются часто в форме императивов: «Прибегайте больше к чтению святых отцов; пусть они руководствуют вас, напоминают вам о добродетели, наставляют на путь Божий <...>. Старайтесь не увлекаться рассеянностью. Если же случиться увлечься ею по немощи, сродной всем нам - человекам, - не предавайтесь унынию <...>. Не желайте от себя невозможного, не требуйте от души вашей того, чего она не может дать. Врачуйте ваши увлечения покаянием, а недостаток делания вашего восполняйте сокрушением духа» [4, с. 50].

Императивы передают многогранную палитру побуждений: призыв, наставление, предостережение, совет, мольбу.

Выводы. Эпистолярное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова) показывает, что православно-христианское воспитание, основанное на Евангелии, говорит не только о том, что должен делать воспитывающий, но главное - к чему, к каким высоким человеческим качествам должен стремиться воспитываемый, как важно здесь самовоспитание, руководимое мудрым пастырем. В деле воспитания христианских качеств отец Игнатий (Брянчанинов) видел важность индивидуального подхода к каждому, считал, что человек сам выбирает тот объем работы над собой, который ему по силам и мерило здесь одно -совесть. Используемая святителем Игнатием (Брянчаниновым) система православно-христианского воспитания на сегодняшний день, безусловно, актуальна своей высокой духовностью и ориентацией на самосовершенствование в соответствии с христианскими заповедями.

Литература:

1. Гибадуллина А.Р. Жанры речи в педагогической лингвистике и риторике // Дискурс, культура, ментальность: коллективная монография / Отв. ред. М.Ю. Олешков. - Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 211. - С. 423-437.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. - М., 1956.

3. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия / труд и издание архимандрита Никифора. - М., 1891. - 903 с. (Репр. изд. - М.: ТЕРРА, 1990).

4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. - М: Правило веры, 2009. - 878 с.

Педагогика

УДК; 378.147

старший преподаватель Балунова Светлана Альбертовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Тимофеева Елена Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ У БАКАЛАВРОВ ПРИКЛАДНОЙ

ИНФОРМАТИКИ

Аннотация. В данной статье рассматривается структура развития способности к самообразованию информатика-менеджера при изучении 1С: Предприятие с помощью технологии «перевернутый класс».

Ключевые слова: самообразование; компоненты структуры развития способности к самообразованию; система 1С: Предприятие; видеоуроки; технология «перевернутый класс».

Annotation. In this article, the structure of the development of the ability to self-education of the informatics manager in studying 1 C: Enterprise with the help of technology "inverted class".

Keywords: self-education; components of the development structure of the ability to self-education; system 1C: Enterprise; video lessons; "overreacted class" technology.

Введение. В условиях развития информационного общества в России к молодежи предъявляется множество требований: быть способным к профессиональной мобильности, социальной активности; иметь компетентность в смежных областях, наработанную коммуникационную среду, способность к постоянному саморазвитию. Современные требования к подготовке специалистов подразумевают новые подходы к процессу обучения. На передний план подготовки студентов выходит развитие самостоятельности, способности к самоорганизации и самообразованию как одной из ключевых общекультурных компетенций современного бакалавра [2].

В современных условиях специалисты прикладной информатики выступают главными действующими лицами информатизации и представляют социально-профессиональную группу, более других подверженную изменениям. Развитие информационного и социального пространства, «проектирование знаний» - новые задачи IT-специалистов, которые определяют особенность их компетентностной подготовки, ставят новый цикл задач перед педагогами в сфере IT-образования [3].

Формулировка цели статьи. Цель статьи - исследовать развитие способностей к самообразованию у студентов бакалавриата по специальности «Прикладная информатика в менеджменте» в процессе изучения системы 1С: Предприятие 8.3 по дисциплине «Проектный практикум» с использованием технологии «перевернутый класс» в НГПУ им. К. Минина.

Изложение основного материала статьи. В ФГОС ВО третьего поколения по специальности «Прикладная информатика в менеджменте» представлены родственные компетенции (Б-ОК-7; М-ОК-3), определяющие способность и готовность к самоорганизации, самообразованию, саморазвитию и самореализации студентов двух уровней высшего образования: бакалавриата и магистратуры [3] (Таблица 1). Важность развития способности к самообразованию в процессе профессиональной подготовки будущих информатиков-менеджеров определяется рядом причин:

- в современные условия подготовки студентов в системе высшего образования предполагают сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема самостоятельной работы;

- опыт деятельности является важной составляющей профессиональных компетенций, выступает в качестве характеристики практической активности человека, его поведения и собственного развития;

- успешность становления IT-специалиста в профессии зависит от сформированной способности к самообразованию на этапе его профессиональной подготовки, что составляют основу осуществления образовательного процесса по овладению другими общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными компетенциями при подготовке по программам бакалавриата и магистратуры [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.