148 Высшее образование в России • № 10, 2008
фессионального проявления, самовыражения, самореализации личности.
Субъектность как высший уровень развития личности способствует осуществлению естественного состояния человеческого потенциала - реализуемости. Самореализация есть одна из основных ценностей человека, отражает его способности более полно проявлять свои способности и претворять их в жизнь в процессе продуктивной профессиональной, общественной, семейной, духовной деятельности.
Самореализация педагогом собственного личностного и профессионального потенциала может выражаться в разных формах: настойчивости в осуществлении планов, активном утверждении в деятельности своих индивидуальных способностей, последовательном достижении жизненных целей, умении отстаивать свои права и свою позицию и преодолевать трудности и препятствия при решении личностно значимых задач.
Самореализованность педагога, по нашему мнению, может быть обнаружена в эффективности профессиональной деятельности, достигаемой на основе гуманистических ценностей с использованием ин-
новационных технологий и состоящей в продуктивности, результативности и личностном росте педагога.
Основными критериями оценки профессионализма педагога могут выступать: успешное применение технологий в профессиональной деятельности; опыт преодоления препятствий; внедрение инноваций с целью преобразования педагогической деятельности; продуктивность деятельности; результативность деятельности.
Таким образом, структурными компонентами профессионализма педагога являются: профессиональная компетентность с составляющими ее компетенциями - методической, психологической, коммуникативной, организационной, рефлексивноисследовательской, акмеологической; субъектность как мера активности педагога в профессиональной деятельности; ценностные ориентации в виде гуманистических предпочтений; инновационность как способность обновлять и преобразовывать профессиональную деятельность; саморе-ализованность как состояние актуализации собственного потенциала через обучение, взаимопонимание, общение, организацию деятельности и личностный рост.
С. АКУТИНА, доцент Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара
Подготовка будущего педагога в нынешних условиях имеет специфические особенности, связанные с духовнонравственной переориентацией современной молодежи. Учеными А.А. Орловым, Е.И. Исаевым, И.Л. Федотенко было установлено, что большая часть юношей, «даже имеющих ярко выраженную педагогическую направленность... не связывает свое будущее с педагогической деятельностью » [1]. Необходима принципиальная смена подходов к организации всего образователь-
Воспитание будущего педагога в период педпрактики
ного процесса в вузе, ориентированного на формирование личности будущего специалиста нового типа, являющегося доминирующим субъектом «кристаллизации практических социокультурных инноваций и меж-культурного взаимодействия» [2].
В процессе становления духовно-нравственных ценностей будущего педагога особое значение имеет педагогическая практика. По мнению ряда ученых (Е.П. Белозерцева, В.А. Беляевой, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластёнина,
Редакционная почта
149
В.Ю. Троицкого, Н.А. Шайденко, А.Д. Чер-вякова и др.), первоочередной задачей педагогической практики является сознательное и комплексное применение студентами всего арсенала полученных теоретических знаний, включая знания не только по своей специальности и психолого-педагогическому циклу, но и по общественным дисциплинам.
В литературе выделяются пять основных функций педагогической практики:
• адаптационная, проявляющаяся в «привыкании» к конкретному учебному заведению, в котором предстоит работать;
• обучающая, основанная на применении теоретических знаний в реальных педагогических условиях;
• воспитывающая, направленная на выработку у студентов толерантности, ответственности, чувства долга, установки на самовоспитание;
• развивающая, ориентированная на развитие педагогических способностей сту-дентов-практикантов;
• диагностическая,связанная с оценкой и самооценкой своих профессиональных возможностей.
Предлагаем проследить индивидуальный образовательный маршрут студента-практиканта (социального педагога и педа-гога-психолога) Арзамасского государственного педагогического института, который проводится в следующих направлениях: профессиональное обучение и подготовка будущего специалиста, профессиональное воспитание личности, формирование у него профессионально значимых духовно-нравственных качеств в период прохождения практики.
Реализация первого направления осуществляется в течение всего обучения в вузе через такие формы, как лекционные, семинарские, лабораторные и практические занятия по предметам общепрофессиональной и предметной подготовки, в которых происходит содержательно-информационное обеспечение духовно-ценностной ориентации студентов.
Второе направление - профессиональ-
ное воспитание - направлено на формирование у студентов духовно-нравственных ценностей. Большую роль в этом играет проведение занятий на первом курсе непосредственно в учреждениях социальной сферы, где студенты собирают необходимую информацию о будущей профессии, сравнивают и оценивают свои знания, умения и способности. В ходе прохождения непрерывной педагогической практики студентов-практикантов (2—5-й курсы) особое внимание уделяется созданию условий для развития у них духовно-нравственных ценностей через организацию и проведение различ-ныхформ общественной социально-педагогический деятельности. На втором курсе проходит практика в школе, где студенты осваивают следующие виды деятельности, помогающие им в приобретении ценностных ориентаций: ознакомление с направлениями работы специалистов образовательных учреждений, изучение нормативной документации, системы взаимодействия специалистов с различными социальными партнерами, работа в закрепленном классе, наблюдение за проблемными учащимися, патронат семей, планирование и проведение индивидуального консультирования учащихся и родителей совместно со специалистом образовательного учреждения, диагностические исследования, подготовка и проведение воспитательных мероприятий.
Эффективным средством развития профессионально значимых духовно-нравственных качеств у студентов является работа инструктивно-методического лагеря (3-й курс). Данная педагогическая практика, как правило, проводится на базе оздоровительного лагеря «Ласточка», что приближает подготовку студентов к реальным условиям работы лагеря в летний период. Задача инструктивно-методического лагеря состоит в том, чтобы наполнить деятельность студентов аксиологическим содержанием. Каждый отряд обязательно придумывает свое название, речёвку, девиз, отрядную песню, создает отрядный уголок, где освещается жизнедеятельность отряда.
150 Высшее образование в России • № 10, 2008
В ходе общения выявляются лидеры, устанавливается распорядок действий в отряде, происходит самоорганизация группы. Для студентов-практикантов опытные преподаватели организуют различные кружки, где студенты приобретают навыки работы отрядного вожатого: художественнооформительский, музыкальный, танцевальный, спортивный и др. Овладение методикой проведения досуговой деятельности является необходимым условием для выработки умений педагога-организатора.
Следующим этапом образовательного маршрута студента-практиканта является летняя педагогическая практика в летних оздоровительных лагеряхв течение двух смен. В ее задачи входит формирование у студентов умений и навыков воспитательной работы с временным детским коллективом, развитие ответственного и творческого отношения к проведению социально-педагогической работы, совершенствование коммуникативных, диагностических, организаторских и аналитических умений, воспитание духовнонравственного отношения к профессиональной деятельности. Данный видпрактики осуществляется в летних оздоровительных лагерях как муниципального, так и федерального значения («Артек», «Орленок»).
При прохождении практики на старших курсах студенты овладевают умением проектировать собственную социально-педагогическую деятельность, учатся применять различные технологии работы с разными категориями детей и с семьями, приобретают ценностное отношение к профессиональной деятельности. В педагогическом училище, где студенты проходят практику в качестве преподавателя, они выполняют функции куратора студенческой группы. В ответ на социальный заказ города будущие педагоги работают в комитетах самоуправления, центре оказания помощи детям-ин-валидам, детском доме, социальном приюте, центре оказания помощи семье и центре социальной помощи пожилым гражданам, в коррекционной школе 8-го вида, вечерней сменной школе, в Управлении внут-
ренних дел, Управлении социальной защиты населения. Все это помогает в воспитании духовно-нравственного отношения к будущей профессии.
Наряду с выполнением различных видов педагогических практик важным элементом в индивидуальном маршруте студентов является участие в конференции по итогам прохождения практики. Итоговые конференции являются рефлексивным этапом, в ходе которого дается краткая характеристика целей и задач практики (удалось ли достичь цели, каков результат, что помогало и что мешало в работе, что получилось, а что не удалось реализовать в ходе практики, какие методы, приемы педагогического взаимодействия оказались эффективными в работе с учащимися, родителями, другими субъектами; в чем состояли трудности и в чем видятся резервы по преодолению этих трудностей). Кроме того, каждая группа готовит отчетное творческое выступление, которое проходит в форме театрализованного действия - сказок, путешествий, постановок со стихами, песнями, музыкальным сопровождением. Итоговые конференции проводятся в нетрадиционной форме - с обязательными выставками стенных газет, которые отражают самые яркие события практики, с мультимедийными презентациями.
Очевидно, что педагогической науке необходим поиск новых подходов к организации духовно-нравственного воспитания будущего учителя и к подготовке его к профессиональной деятельности с учащимися, родителями, а также с различными категориями взрослого населения.
Литература
1. Орлов А.А., Исаев Е.И., Федотенко И.Л.
Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза // Педагогика. - 2004. - №3.
2. Быстрай Е. Формирование межкультур-
ной педагогической компетентности учителя » // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2006. - № 6.