Научная статья на тему 'Обобщение опыта педагогической практики студентов физико-математического факультета'

Обобщение опыта педагогической практики студентов физико-математического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейникова Анна Васильевна, Ткаченко Ольга Петровна

Учебно-практическая деятельность это процесс решения задач, требующих применения теоретических знаний на практике. В этой деятельности развивается творческое мышление будущих учителей, вырабатывается индивидуальный педагогический стиль. В статье автор приводит результаты анализа педагогической практики студентов физико-математического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олейникова Анна Васильевна, Ткаченко Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обобщение опыта педагогической практики студентов физико-математического факультета»

А.В. Олейникова, О.П. Ткаченко

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях, экономики постиндустриального, информационного общества. Оно не просто готовит специалистов под конкретные рабочие места и не просто расширяет профессиональный и общекультурный кругозор человека. Сегодня оно - важнейшее средство и ресурс становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции.

Современное высшее образование ориентировано не столько на получение студентом готовых конкретных знаний или формирование частных умений, сколько на развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к овладению новыми знаниями, развитие творческих способностей и самостоятельности в принятии им ответственных решений. Другими словами, для результата образования важным становится не только ЧТО знает будущий специалист, но и КАК он может действовать.

Таким образом, подготовка педагога нового поколения не может быть сведена только к усвоению студентами прочных профессиональных знаний.

Не менее важным в профессиональной подготовке специалиста является развитие профессионального сознания будущего учителя, которое определяет его социальное поведение и профессиональную деятельность через такие личностные характеристики, как социальная активность, организаторские умения, ответственное отношение к себе, результатам своей деятельности. Для выработки целостного мировоззрения, духовно-нравственной культуры подрастающего поколения сам педагог должен обладать не только системными знаниями и практическими умениями, но и социально значимыми морально-нравственными и духовно-личностными качествами, овладение которыми происходит в процессе обучения и самообразования.

Учебно-теоретическая деятельность студента педагогического вуза представляет собой процесс решения учебных задач, направленный на познание закономерностей, принципов, способов организации педагогического процесса и овладение педагогическими умениями. Она дает положительный результат только при опоре на собственную активность студентов в получении и обогащении знаний и умений. Познавательная деятельность реализуется на индивидуально -личностном уровне, поэтому усилия студентов направляются на выработку у себя навыков, позволяющих им в будущем учить учиться, прививать интерес к познанию нового, развивать самостоятельное мышление, воспитывать любознательность у школьников.

Следовательно, необходима диагностика характера мотивации учебной деятельности студента и оказание помощи в формировании устойчивых мотивов профессиональной деятельности и педагогическая поддержка процесса профессионального самоопределения, выработки целостного мировоззрения. Успешность учебно-теоретической деятельности, на настоящий момент времени, определяется отметками, которые получает студент в период сессии. Данные отметки свидетельствуют только о накоплении академических знаний в различных предметных областях, но не могут характеризовать процесс личностного и профессионального развития: какие профессионально значимые личностные качества и ценностные ориентации сформированы и каким образом развиваются, и какая педагогическая поддержка должна быть оказана тому или иному студенту. Таким образом, содержание учебно-теоретической деятельности должно изменяться так, чтобы в результате студент стал обладателем не только суммы предметных знаний и умений, но и овладел комплексом представлений, понятий, описывающих педагогическую действительность, и отражающих значимость будущей профессиональной деятельности, осознавал необходимость прилагать усилия к самовоспитанию, саморазвитию, самоактуализации. С первых дней учебы в вузе должен начаться процесс формирования педагогического мышления.

Не секрет, что многие студенты, на момент поступления в вуз, не вполне представляют себе характер и содержание своей будущей деятельности. Естественно, что на начальном этапе обучения многие студенты мыслят и оценивают получаемые знания с позиций собственного ученического опыта, некоторые теоретические положения при изучении дисциплин психолого-педагогического блока вступают в противоречие с их частным опытом, единичные примеры и наблюдения становятся основанием для теоретического обобщения. Например: физические наказания недопустимы, но меня наказывали и ничего, я многое осознал и признаю правоту родителей, следовательно, физические наказания допустимы. Необходим мониторинг развития педагогического мышления, формирования профессиональной направленности личности, соответствующих навыков и умений. И если есть затруднения в данной области, то студент нуждается педагогической поддержке, индивидуальном консультировании, а возможно и в наставнике в лице преподавателя вуза, школьного учителя, воспитателя детского сада, работника социального учреждения.

Учебно-практическая деятельность - это процесс решения задач, требующих применения теоретических знаний на практике. В этой деятельности развивается творческое мышление будущих учителей, вырабатывается индивидуальный педагогический стиль.

В силу возникновения разнообразных педагогических ситуаций, иллюстрирующих и конкретизирующих будущую деятельность, здесь создаются условия для актуализации знаний по специальным дисциплинам - психологии и педагогике, методике воспитательного процесса. Вместе с этим взаимодействие с детьми и взрослыми способствует формированию профессионально значимых личностных качеств будущего учителя.

Применить на практике полученные теоретические знания студент может в процессе прохождения педагогической практики. По характеру деятельности студентов в ходе педагогической практики она может быть активной и пассивной. Пассивная или наблюдательная - решает задачу подготовки к предстоящей профессиональной деятельности, позволяет акцентировать внимание студентов на явлениях и процессах педагогической действительности с опорой не только на собственный эмпирический опыт, но и на полученные в процессе обучения теоретические знания. В этот период происходит целенаправленная работа по переосмыслению собственного опыта и полученных знаний. В результате рефлексии происходит осмысление педагогической действительности и определения целей своей будущей педагогической деятельности.

Активная практика позволяет студенту стать полноправным участником учебно -воспитательного процесса. Педагогический процесс предстает во всем многообразии целей, задач, видов деятельности. Студент-практикант должен не только применить полученные знания в области методики воспитания и преподавания той или иной учебной дисциплины, но и продемонстрировать готовность занимать определенную личностную позицию в образовательном процессе.

Педагогическая практика играет важную роль в процессе становления духовно -нравственных ценностей будущего учителя.

В литературе выделяют пять основных функций педагогической практики:

• адаптационная, проявляющаяся в "привыкании" к конкретному учебному заведению, в котором предстоит работать;

обучающая, основанная на применении теоретических знаний в реальных педагогических условиях;

воспитывающая, направленная на выработку у студентов толерантности, ответственности, чувства долга, установки на самовоспитание;

развивающая, ориентированная на развитие педагогических способностей студентов-практикантов;

диагностическая, связанная с оценкой и самооценкой своих профессиональных возможностей [1].

Реализация функций осуществляется в течение всего обучения в вузе посредством разнообразных форм обучения. Так, например, лекционные, семинарские, лабораторные и практические занятия по предметам общеобразовательной и предметной подготовки, создают условия для содержательно-информационного обеспечения духовно-ценностной ориентации студентов.

Проведение занятий непосредственно в учреждениях социальной сферы, где студенты собирают необходимую информацию о будущей профессии, сравнивают и оценивают свои знания, умения и способности. В ходе прохождения непрерывной педагогической практики студентов-практикантов (3-5 курс) особое внимание уделяется созданию условий для развития у них духовно-нравственных, профессиональных ценностей через организацию и проведение различных форм общественной социально-педагогической деятельности.

Эффективным средством развития профессионально-значимых духовно-нравственных качеств у студентов является работа инструктивно-методического лагеря (3 курс). Данная педагогическая практика, как правило, проводится на базе оздоровительных лагерей в течение двух смен, что приближает подготовку студентов к реальным условиям работы лагеря в летний период. Задача инструктивно-методического лагеря состоит в том, чтобы наполнить деятельность студентов аксиологическим содержанием. Для студентов-практикантов опытные преподаватели организуют различные кружки, где студенты приобретают навыки работы отрядного вожатого: художественно-оформительский, музыкальный, танцевальный, спортивный и другие. Овладение методикой проведения досуговой деятельности является необходимым условием для выработки умений педагога-организатора. Студент-практикант помогает если есть в этом необходимость еще не сформировавшейся группе детей придумать свое название, речевку, девиз, отрядную песню, создать отрядный уголок, где освещается жизнедеятельность отряда. В ходе общения выявлять лидеров, устанавливать распорядок действий в отряде. На глазах студента, при его непосредственном участии, происходит превращение формальной группы в детский коллектив.

В задачи летней практики входит формирование у студентов умений и навыков воспитательной работы с временным детским коллективом, развития ответственного и творческого отношения к проведению социально-педагогической работы, совершенствование коммуникативных, диагностических, организаторских и аналитических умений, воспитание духовно-нравственного отношения к профессиональной деятельности.

Летняя практика третьего курса самая длительная по времени общения студентов с детьми (в течение всего дня), несмотря на календарную кратковременность (6 недель), она требует привлечения всего багажа теоретических знаний для самостоятельного решения педагогических задач, выбора методов, приемов воздействия на детей, организации их жизнедеятельности в течение всего дня. Студент-вожатый сталкивается с необходимостью принятия самостоятельных управленческих решений и несет моральную и юридическую ответственность за их реализацию.

В этот период происходит активное формирование самооценки студента. Условия лагеря формируют опыт реальных производственных отношений, воспроизводят единый образ профессиональной деятельности учителя-воспитателя, подтверждают практическую значимость полученных в вузе знаний.

Когда-то мы, нынешние студенты, будущие учителя, сами выступали в роли воспитуемых. И хотя не по душе был авторитарный стиль некоторых педагогов, иногда самим хотелось испытать власть: внушительно отдать команду, потребовать, взыскать за проступки. Только педагогическая практика с первых дней показала, что твой стиль педагогического общения являет собой сочетание различных стилей: авторитарного, демократического, либерального, и зависит это от сложившейся ситуации, от вида общения, от организационных форм работы с детьми, от поведения и личностных особенностей педагога и каждого школьника. Летняя практика убедила нас в том, что раздавать команды и единолично принимать решения, полагаясь на их беспрекословное выполнение, наименее эффективно, тем более что работать пришлось с проблемными подростками из детского дома. Гораздо эффективнее, интереснее и полезнее для работы было сообща обсуждать наши дела, определяя участие каждого, вместе строить планы, стараясь предвидеть результаты, принимать решения близкие и понятые всем. Вот такие решения действительно выполнялись беспрекословно. Тогда и власть не так уж необходима. Никто не нуждается в приказах, если существует доверие и авторитет педагога. Вместо приказа можно воспользоваться дружеским замечанием, советом, предложением. И каждый чувствует себя полноценным членом отряда. Не нужны приказы и пустые слова: не согласен - возражай, возражаешь - предлагай, предлагаешь -делай. Самое важное - дружба с детьми и коллегами.

На четвертом курсе проходит практика в школе, где студенты осваивают следующие виды деятельности, помогающие им в приобретении ценностных ориентаций:

- ознакомление с направлениями работы специалистов образовательных учреждений;

- изучение нормативной документации и регламентированной нормативной документацией системы взаимодействия специалистов школы с различными социальными партнерами;

- наблюдение за проблемными учащимися, патронат семей;

- планирование и проведение индивидуального консультирования учащихся и родителей совместно со специалистом образовательного учреждения,

- проведение психолого-педагогических исследований;

- подготовка и проведение воспитательных мероприятий.

В настоящее время студенты четвертого курса физико-математического факультета проходят зимнюю практику в школах и лицеях г. Таганрога. Перед ними стоит задача овладеть умением проектировать собственную социально-педагогическую деятельность, учиться применять различные технологии работы с разными категориями детей и с родителями. Полученный ими опыт практической деятельности позволит выявить ценностные смыслы избранной профессии и осознать отношение к будущей профессиональной деятельности.

Выявляя уровень нравственной воспитанности детей, оценивая ход процесса нравственного воспитания необходимо творчески использовать требования-критерии нравственной оценки сущности детской личности, методику выявления и оценки моральных качеств и свойств школьников.

Студенты старших курсов в ходе практики, должны четко помнить о том, что личность ребенка проявляется во взаимодействиях и взаимоотношениях, возникающих в основных видах детской деятельности: ученье, внеурочной деятельности, труде, общественной деятельности в коллективе, в семье. Объективными и справедливыми, применимыми ко всем детям критериями оценки их деятельности в учебно-воспитательном процессе являются прилежание и успешность. Эти критерии глубоко демократичны. Все, чем должны овладеть дети в науке, труде, общении, отношениях, вполне доступно каждому нормальному ребенку. Успех зависит от прилежания самого ребенка, его настойчивого стремления добиться цели и адекватной педагогической поддержки, которую он получит.

При работе со школьниками 9 класса 10-й школы города Таганрога еще больше убедились, что в подростковый период в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с половым созреванием и ростом самосознания. Подросток начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии, что накладывает трудности в общении и управлении поведением школьника студентом-практикантом. На данном этапе прохождения практики в школе очень важен процесс практического общения с детьми. Из теории мы знаем, что общение - сложный многоплановый процесс, включающий в себя и обмен информацией, и межличностное взаимодействие. В процессе общения происходит развитие речи, мышления, обогащается эмоциональная сфера личности, формируется мировоззрение... Но для эффективного общения необходимо владеть культурой и выразительностью речи, а также невербальными средствами общения, потому что жесты, мимика, поза, взгляд, улыбка, движение тела, дистанция имеют очень большое значение и этому конечно нужно учиться, реально общаясь с детьми. С первых уроков становится ясно, что более всего подходит манера общения, определяемая спокойным тоном, сдержанным и уверенным поведением. Было бы значительно легче, если бы студент-практикант имел представление об индивидуальных особенностях своих учеников, но для этого нужно достаточно много времени. Не надо бояться каверзных вопросов - надо учиться на них отвечать. Конечно, тщательная подготовка к урокам очень важна для их успешного проведения, но даже самые аккуратно написанные и подробные планы уроков не могут предусмотреть каждый предполагаемый ответ, каждый удивленный или озадаченный взгляд, вопрос, лукавую улыбку, а то и шалость во время обмена информацией. Хорошо, когда просчеты и ошибки заметят учителя-наставники и помогут их исправить.

На педагогической практике в школе студенты знакомятся с педагогами школы, поучаствовать в их коллегиальной деятельности, попытаться усвоить хотя бы в некоторой степени, социальные нормы и внутренние ценности педагогического коллектива. Мы понимаем, что невозможно

сразу избавиться от своих комплексов молодости и неопытности, личных сомнений, неуверенности (до сих пор мы в школе чувствуем себя лишь учениками). Хочется верить, что педагогическая практика поможет нам в этом, мы будем чувствовать себя, уверенно, приобретая социально и профессионально значимые качества будущего учителя и первый профессиональный опыт.

Педагогическая практика в условиях реальной деятельности способствует не только осмыслению важности полученных в вузе теоретических знаний, но и становлению и развитию профессионально значимых личностных качеств, которые будут востребованы в будущем. В силу возникновения разнообразных педагогических ситуаций, иллюстрирующих и конкретизирующих будущую деятельность, здесь создаются условия для активизации знаний по специальным дисциплинам - психологии и педагогике, методике организации воспитательного процесса. Вместе с этим взаимодействие с детьми и взрослыми способствует формированию профессионально значимых личностных качеств будущего учителя.

Приобретая в ходе педагогической практики новый для нас опыт работы в школе, связанный с применением полученных знаний на практике и с необходимостью творческого решения проблемных ситуаций, мы имеем возможность удовлетворять постоянную потребность в получении профессиональных знаний, развивать познавательный интерес, обогащать не только педагогический, но и личный опыт студентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акутина С. Воспитание будущего педагога в педпрактике // Высшее образование в России. 2008. № 10.

2. Доклад общественный палаты Российской Федерации // Высшее образование в России. 2007. № 4.

3. Кузьмина Е. Педагогическая практика как форма интеграции учебно-воспитательного процесса // Высшее образование в России. 2007. № 10.

4. Шаяхметова Р. Подготовка учителей физики: деятельностный подход // Высшее образование в России. 2006. № 9.

В. А. Панова

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ И ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Перестройка биосферы и грядущее становление ноосферы ставит перед человечеством нелегкие задачи. Прежде всего, это рациональное управление биосферой для удовлетворения насущных потребностей человечества.

У экологических проблем современности есть отличительные признаки, которые придают им масштаб глобальности. Прежде всего, это их общечеловеческая значимость. Основные проблемы современной биосферы, так или иначе, связаны с техногенной деятельностью человека.

Международное экологическое движение педагогов признаёт экологическое образование приоритетным направлением и рекомендует государствам и правительствам рассматривать его в свете глобального экологического кризиса и рекомендаций, содержащихся в документах Международной комиссии по окружающей среде и развитию.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого - развитие экологической культуры каждого члена общества. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении названной проблемы становиться не техника или технология, а образование в широком понимании этого слова. Само образование следует рассматривать не просто как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а как создание и сохранение единого образовательного пространства.

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. В этом процессе велико значение экологического образования младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.