Научная статья на тему 'Восьмая международная научная конференция «XVIII век: литература в эпоху идиллий и бурь»'

Восьмая международная научная конференция «XVIII век: литература в эпоху идиллий и бурь» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восьмая международная научная конференция «XVIII век: литература в эпоху идиллий и бурь»»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2012. № 6

ВОСЬМАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «XVIII ВЕК: ЛИТЕРАТУРА В ЭПОХУ ИДИЛЛИЙ И БУРЬ»

29-31 марта 2012 г. на филологическом факультете МГУ прошла Международная научная конференция «XVIII век: Литература в эпоху идиллий и бурь». В ней приняли участие более 80 делегатов как из российских (из Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Самары, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Сочи, Уфы, Костромы, Саранска, Воронежа, Ярославля, Саратова, Благовещенска, Ясной Поляны, Энгельса), так и из зарубежных вузов (Белоруссии, Украины, Грузии, Армении, Франции и Германии). На конференции работали шесть секций, и было проведено три пленарных заседания, в течение которых были освещены различные аспекты литературной и культурной жизни эпохи в России и в Европе: бури и идиллии в поэзии, прозе, драматургии XVIII в., в философии, обществе, искусстве, а также традиции и отзвуки идиллически-бурного века в последующих литературных эпохах.

Конференция открылась пленарным заседанием, на котором были прочитаны доклады «Королевская идиллия С. Джонсона и бури английского Просвещения («Рэсселес»)» (Н.А. Соловьева), «Пасторальные контексты "Энеиды" Вергилия в переводе Дж. Драйдена» (Т.Ф. Теперик), «Пасторальные бури и утопические идиллии в «Новой Элоизе» Ж.-Ж. Руссо» (Н.Т. Пахсарьян), «Своеобразие идиллического модуса в драматургии Просвещения от «Натана Мудрого» Лессинга к «Мессинской невесте» Шиллера» (А.А. Смирнов), «Топос идиллии в философском романе ("Кливленд" Прево, "Юлия" Руссо)» (В.Д. Алташина). Особый интерес вызвали доклады Н.А. Соловьевой, Т.Ф. Теперик и В.Д. Алташиной.

Далее началось заседание трех секций, посвященных прозе, поэзии и театру эпохи идиллий и бурь. Доклад И.А. Черненко «Традиция эллинистической идиллии в творчестве Гете: "Павсаний и его цветочница"» был посвящен проблематике сопоставления эллинистических идиллий с некоторыми аспектами творчества Гете периода веймарского классицизма, интересно была поставлена проблема искусственного и естественного. Наибольший интерес и бурную дискуссию вызвали доклады А.И. Иваницкого «Историко-биографическое осмысление "Бури и натиска" в "Фаусте" Гете» и Г.В. Синило «"Бурная" гениальность и идиллическая модальность

в лирике Ф. Гельдерлина». Первый доклад содержал спорную трактовку взаимоотношений Фауста и Гретхен, а во втором, насыщенном проблемами докладе Г.В. Синило, ощущалось стремление более объективно и точно представить творчество Гельдерлина, который не получил должного освещения в нашей науке. Доклад Н.Н. Новиковой «Своеобразие идиллического хронотопа в поэме Хелен Марии Уильямс "Перу"(1784)» вызвал не меньший интерес со стороны старших коллег, тем более что его тематика была абсолютно новая и не могла не заинтересовать присутствующих. В дискуссии принимал участие также и коллега из РГГУ, географ по специальности, проливший свет на некоторые детали завоевания Перу.

В докладе Л.Г. Садыховой «"Бурные страсти" и идиллические чувства в английской драме XVIII века» были затронуты вопросы жанрового своеобразия классицистической драмы в Англии с конкретным решением проблемы модальности в произведениях Аддисона и Стиля, Шеридана и Кольера. Доклад А. Ибарбии «Аристократизм как противостояние бурям / идиллиям в творчестве К. Голь-дони и К. Гоцци» был посвящен анализу понятия аристократизма, по-разному рассматривающегося у двух венецианских драматургов. Доклады С.И. Панюты «Сказочное и идиллическое в "contes" аббата Вуазенона» и Т.А. Алпатовой «Трансформации идиллического начала в публикациях журнала "Вечера" (1772)» были посвящены соотношению идиллического и сказочного начал (в первом докладе) и эволюции идиллического начала (во втором) в литературных произведениях представителей французского и русского Просвещения соответственно. А.Н. Анисимова в докладе «Идиллический модус как средство преодоления трагического в автобиографическом романе "Жизнь и мнения Фридриха Даниэля Шубарта, записанного им самим в темнице"» рассмотрела, каким образом идиллическое преобразует реальные переживания героя в литературном произведении. В.С. Трофимова в необычайно артистичной и яркой манере рассказала про драматические опыты Реньяра и захватывающие романы одиозной и загадочной Афры Бен в докладе «Революция в семейной сфере и ее отражение в литературе Предпросвещения (Реньяр, Леритье де Вилландон, А. Бен)». На анализе многочисленных примеров подчеркивалось, что на рубеже XVII-XVIII вв. во французской и английской культуре институт семьи и брака находился в состоянии острого кризиса. В докладе О.А. Джумайло «Исповедальная саморефлексия и онирический кошмар: сюита Пиранези в романе Т. де Квинси "Исповедь англичанина, любителя опиума"» были рассмотрены рисунки Пиранези и онирические образы Т. де Квинси, причем построение образов сновидений отличалось особой изощренностью,

соединяющей барочную поэтику метафорической неожиданности с сюрреалистическими эффектами. Е.В. Фейгина представила эволюцию духовно-эмоциональной жизни героев как стержень событий, происходящих сначала в семье барона д'Этанж, затем в поместье Вольмара в докладе «"Исповедь" Руссо как энциклопедия руссоизма». Е.В. Карабегова, которая давно занимается Виландом и намерена перевести его романы, в докладе «Странствия и метаморфозы «прекрасной души»: романы К.М. Виланда «Дон Сильвио де Розальва» и «Перегрин Протей» осветила проблему духовного в странствии, что очень актуально не только для эпохи Просвещения, но и не менее важно для наших современников.

На пленарном заседании 30 марта особый интерес вызвали доклады А.В. Архангельской «Бури и идиллии у семейного очага (русская бытовая новеллистика XVIII века)», С.А. Саловой «Анакреонтическое завещание Ломоносова: бунт гения» и выступление Е.П. Зыковой «Генри Макензи и сентиментальная модальность в английской литературе».

На заседании секции «Идиллии и бури русского XVIII века» были прочитаны шесть докладов. Л.А. Курышева сравнила «Повесть об Александре Лодвике», опубликованную в конце XVIII в., с древнерусским текстом, входившим в сборник «История семи мудрецов» в XVII столетии, выделив новые, в том числе, актуальные для сентименталистской литературы черты в более поздней версии произведения. Предметом сообщения Л.И. Сизинцевой стала книга «Бесполезно излишне умствовать», изданная Костромской вольной типографией в 1793 г., в которой — на уровне выбора сюжета и расстановки акцентов — предлагалось увидеть отголоски идеологических, в том числе масонских споров конца XVIII в. А.В. Растягаев в докладе подробно остановился на уникальном издательском проекте XVIII в. — журнале А.П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела», рассмотренном в контексте важнейших идей своего времени. Т.И. Акимова предложила комплексный анализ «Сказки о царевиче Хлоре», написанной Екатериной II, с точки зрения реализации в этом тексте педагогических, воспитательных и государственно-устроительных интенций императрицы. А.Е. Шумахер избрала предметом своего сообщения баллады Н.М. Карамзина, сосредоточившись на специфике отражения в них сюжетной ситуации любовной измены с точки зрения сходства и отличия «балладной» ее трактовки от «повествовательной». В.Е. Калгановарассказала об использовании А.П. Сумароковым утопического дискурса в комедии «Ядовитый».

На секции «Бури и идиллии в философии, обществе, искусстве XVIII века» выступили десять докладчиков, среди которых особенный

интерес вызвали доклады А.Л. Гринштейна «Идиллия? Буря? Утопия? "Point de lendemain" Виван Денона в "Неспешности" М. Кундеры». Заслуживающий внимания не только собственно аналитический, но и иллюстративный материал был представлен и в докладе искусствоведа Ю.Н. Беловой «Формула пасторали А. Ватто».

На секции «Традиции и отзвуки идиллически бурного века в последующих литературных эпохах» было прочитано шесть докладов. Секция открылась выступлением коллеги из Ясной Поляны А.П. Полосиной «Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстой: идея прогресса». Профессионально и доказательно было представлено отношение Толстого к Руссо, в ряде случаев были использованы совершенно новые материалы. О.А. Александрова-Осокина выступила с необычным сообщением «Пространство идиллическое и священное как два типа мировоззрения (на примере паломнического путешествия первой трети XIX века)». В докладе были использованы интересные фактографические данные из дневников и писем П.А. Вяземского, А.Н. Муравьева и предложены перспективные варианты дальнейшего использования собранного материала. Руководители секции особенно отметили доклад Н.М. Шахназарян-Саркисовой «"Пан-тисократия" Колриджа в контексте социально-философских теорий английского романтизма». Весьма перспективной и актуальной для современной науки является поднятая выступавшей проблема взаимоотношений Колриджа с немецкой философией, в частности с Шеллингом, который очень ценил открытия Колриджа в теории воображения. Е.Э. Овчарова в своем выступлении связала вместе Кребийона-младшего, Бальзака и Фромантена в решении диалога героя и антагониста. Сильной стороной докладчика стало привлечение малоизвестного нашему читателю романа Фромантена «Доменик» и интересных наблюдений над методом писателей XVIII-XIX вв., хотя главный акцент был на Фромантене, а не на Бальзаке и Кребийоне. Интересная заявка на определение эмоционального мира XVIII в. в повести Дж. Элиот «История любви мистера Джилфила» была сделана в докладе аспиранта И.В. Мишиной. В дискуссии по теме доклада была отмечена перспективность не только постановки вопроса об эмоциональном мире героев Элиот раннего периода, но и сопоставление его с формами и способами представления в произведениях писательницы, относящихся к поздневикторианскому периоду. Отдельно был отмечен доклад аспиранта кафедры истории зарубежной литературы К.Н. Плужниковой «Образ XVIII в. в романе Гарсиа Маркеса "О любви и других демонах"». Доклад был хорошо представлен, а в ответах на вопросы аспирант показала свою эрудицию и профессионализм. Оба выступления молодых ученых-аспирантов

положили начало перспективному выходу за пределы XVIII в., не порывая с ним связи. В.В. Биткинова прекрасно продемонстрировала эту тенденцию в докладе «"Идиллии" XVIII в. в осмыслении бардовской поэзии (А. Городницкий и Б. Окуджава)».

На заключительном заседании 31 марта выступили с интересными сообщениями Т.В. Саськова («Идиллическая героика как феномен сентиментализма»), Г.Н. Ермоленко («Особенности идиллической модальности в поэме Ж. Делиля "Сады"») и Н.В. Киреева («Судьбы жанров, рожденных "эпохой идиллий и бурь" в литературе постмодернизма»). Отдельно хотелось бы отметить доклад Е. Ивановой-Гледель из Нанта «Буря на сцене: опера "Альциона" и пародии на нее», где была представлена музыкальная иллюстрация — присутствующие слушали арии из самой свежей постановки пародийной оперы «Альциона» и фотографии постановки этой оперы в театре марионеток во Франции. Подводя итоги, участники отметили не только высокий уровень выступлений и докладов, но и важность публикации сборника с материалами конференции.

С.И. Панюта, К.Н. Плужникова

Сведения об авторах: Панюта Светлана Игоревна, аспирант кафедры истории зарубежной литературы филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail : [email protected]; Плужникова Камилла Николаевна, аспирант кафедры истории зарубежной литературы филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail : infula@ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.