Научная статья на тему '«ВОСХОЖДЕНИЕ К КАЧЕСТВУ»: КАРТИНА ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1984 ГОДА В СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДИКЕ'

«ВОСХОЖДЕНИЕ К КАЧЕСТВУ»: КАРТИНА ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1984 ГОДА В СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / советская школа / советские средства массовой информации / реформа 1984 года / педагог / ученик / качество образования / education / Soviet school / Soviet mass media / reform of 1984 / pedagogue / student / quality of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куровская Ю. Г.

Статья посвящена реформе общеобразовательной и профессиональной школы, которая была принята в 1984 году. На материале центральных периодических изданий того времени (газет «Правда», «Известия», «Неделя») авторами показано, как предстоящие преобразования в отечественном образовании были восприняты советскими людьми самых разных профессий, разных социальных слоев, разной региональной принадлежности; какие надежды и ожидания у них были связаны с изменениями в жизни школы. Обсуждение реформы происходило по нескольким направлениям, среди которых: особенности образовательного пространства школы, статус педагогического сообщества; формирование личности подрастающего поколения — граждан советской страны, участие родительского сообщества в образовательном процессе, укрепление связи школы с другими организациями — образовательными, научными и производственными. Установлено, что реформа советской школы вызвала высокую заинтересованность всего советского народа и стала символом единения страны в деле воспитания и обучения молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE ASCENT TO QUALITY»: A PICTURE OF THE PERCEPTION OF THE SCHOOL REFORM OF 1984 IN THE SOVIET PERIODICALS

The article is devoted to the reform of secondary and vocational school, which was adopted in 1984. Based on the material of the central periodicals of that time (newspapers “Pravda”, “Izvestia”, “Nedelya”) the author shows how the upcoming transformations in domestic education were perceived by Soviet people of various professions, different social strata, different regional affiliations; and what hopes and expectations they had associated with changes in school life. The discussion of the reform covered several areas, including: features of educational school space, the status of the pedagogical community; the formation of personalities of the younger generation — citizens of the Soviet country, the participation of the parent community in the educational process, strengthening the school’s connections with other educational, scientific and industrial organizations. It was established that the reform of the Soviet school caused high interest of all Soviet people and became a symbol of the unity of the country in the education and training of young people.

Текст научной работы на тему ««ВОСХОЖДЕНИЕ К КАЧЕСТВУ»: КАРТИНА ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1984 ГОДА В СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДИКЕ»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. Г. Куровская

Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 150-167. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 1 (97). P. 150-167.

Научная статья УДК 373

doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-150-167

«ВОСХОЖДЕНИЕ К КАЧЕСТВУ»: КАРТИНА ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1984 ГОДА В СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДИКЕ

Юлия Геннадьевна Куровская

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, Россия, kurovskaja@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена реформе общеобразовательной и профессиональной школы, которая была принята в 1984 году. На материале центральных периодических изданий того времени (газет «Правда», «Известия», «Неделя») авторами показано, как предстоящие преобразования в отечественном образовании были восприняты советскими людьми самых разных профессий, разных социальных слоев, разной региональной принадлежности; какие надежды и ожидания у них были связаны с изменениями в жизни школы. Обсуждение реформы происходило по нескольким направлениям, среди которых: особенности образовательного пространства школы, статус педагогического сообщества; формирование личности подрастающего поколения — граждан советской страны, участие родительского сообщества в образовательном процессе, укрепление связи школы с другими организациями — образовательными, научными и производственными. Установлено, что реформа советской школы вызвала высокую заинтересованность всего советского народа и стала символом единения страны в деле воспитания и обучения молодежи.

© Куровская Ю. Г., 2024

Ключевые слова: образование, советская школа, советские средства массовой информации, реформа 1984 года, педагог, ученик, качество образования

Благодарности: автор выражает благодарность и глубокую признательность Анатолию Владимировичу Овчинникову, члену-корреспонденту РАО, доктору педагогических наук, научному руководителю лаборатории антропологии и педагогической компаративистики ФГБУ «Российская академия образования», за ценные советы и помощь в проведении исследования.

Финансирование: исследование выполнено в рамках государственного задания Российской академии образования № 075-00693-23-00 от 27.12.2022.

Для цитирования: Куровская Ю. Г. «Восхождение к качеству»: картина восприятия школьной реформы 1984 года в советской периодике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 150-167. doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-150-167

Original article

«THE ASCENT TO QUALITY»: A PICTURE OF THE PERCEPTION OF THE SCHOOL REFORM OF 1984 IN THE SOVIET PERIODICALS

Yulia G. Kurovskaya

Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia, kurovskaja@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the reform of secondary and vocational school, which was adopted in 1984. Based on the material of the central periodicals of that time (newspapers "Pravda", "Izvestia", "Nedelya") the author shows how the upcoming transformations in domestic education were perceived by Soviet people of various professions, different social strata, different regional affiliations; and what hopes and expectations they had associated with changes in school life. The discussion of the reform covered several areas, including: features of educational school space, the status of the pedagogical community; the formation of personalities of the younger generation — citizens of the Soviet country, the participation of the parent community in the educational process, strengthening the school's connections with other educational, scientific and industrial organizations. It was established that the reform of the Soviet school caused high interest of all Soviet people and became a symbol of the unity of the country in the education and training of young people.

Kewords: education, Soviet school, Soviet mass media, reform of 1984, pedagogue, student, quality of education

Funding: the study was carried out within the framework of the state task of the Russian Academy of Education No. 075-00693-23-00 from 27/12/2022.

Acknowledgements: the author expresses her gratitude and deep appre-

ciation to Anatoly V. Ovchinnikov, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Dr. Sc. (Education), Scientific Adviser of the Laboratory of the Russian Academy of Education, for the valuable advice and help in conducting the research.

For citation: Kurovskaya Y. G. «The ascent to quality»: a picture of the perception of the school reform of 1984 in the soviet periodicals. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(1):150-167. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-150-167

Введение

Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, которое понимается как «фактор и условие социального развития личности и общества» [4, c. 43], неотделимо связано с обновлением содержания общего образования и созданием модели его развития, основу которой составляет российская ценностная, научная и культурная база. В этом случае особую актуальность приобретает передовой опыт прошлого, опираясь на который можно проследить тенденции развития образовательной политики в стране, раскрыть закономерности преобразования школьного дискурса, увидеть преемственность лучших педагогических традиций и выявить пути повышения качества образования и просвещения школьной молодежи, обусловливающие изменение требований «к профессионалам и, как следствие, к обучению» [3, c. 154].

Одной из таких инноваций в сфере отечественного образования является школьная реформа 1984 года, в которой была представлена научно обоснованная концепция обучения и воспитания детей, их эффективной подготовки к жизни и труду в советском обществе на основе идеи «о единой, трудовой, политехнической школе» [5, с. 2].

Цель статьи заключается в рассмотрении картины восприятия процесса реформирования школьного образования 1984 года, изображенной на страницах советской прессы. Этот период, по мнению М. В. Богуславского, является «золотым веком» отечественного образования: «золотой век продуцируемой в настоящее время неоконсервативной парадигмы относится к историческому времени второй половины 70-х — первой половины 80-х гг. ХХ в.» [1, c. 10].

В ходе работы принимаются во внимание исследования, отражающие основные тенденции развития школы (например: [2; 6; 9; 10; 13]), а также работы по педагогической семиологии и дискурс-анализу (в частности: [7; 12]).

В ходе изучения инноваций в образовании были проанализированы центральные периодические издания СССР. Источниками исследования послужили тексты статей и их иллюстративное сопровождение в следующих центральных средствах массовой информации советского медиапро-странства: 1) в газете «Правда», которая являлась основным ежедневным печатным изданием КПСС; 2) в ежедневной газете «Известия», которая была официальным органом руководящих органов советской власти, в частности Верховного Совета СССР; 3) в газете «Неделя», которая выходила еженедельно как приложение к газете «Известия». Живой язык медиа СССР воплощает основные общественно-политические ценности и культурные смыслы российского общества рассматриваемого периода и, открывая «путь к познанию предметного мира» [8, с. 115], дает нам возможность посмотреть в зеркало истории страны и увидеть состояние духа советских людей, их ожидания от грядущих перемен в системе отечественного образования.

Результаты

Реформа была рассмотрена и принята 12 апреля 1984 года на Сессии Верховного Совета СССР, став первостепенной государственной задачей. Также были приняты решения об объявлении 1 сентября Днем знаний и о внесении изменений в статус ордена Трудовой Славы с возможностью награждения им учителей и других работников образования.

Риунок 1. Проект ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы [14, с. 1]

Накануне принятия реформы в прессе проходило активное обсуждение ее проекта. Это был проект ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (рис. 1). Проект был опубликован в январе 1984 года и широко и планомерно обсуждался в прессе (не только в центральной) на протяжении трех месяцев.

Проект ЦК КПСС о школьной реформе вызвал положительный резонанс среди разных слоев населения. Многочисленные деловые и взволнованные отклики и предложения, обстоятельные и заинтересованные комментарии и рекомендации в связи с начавшимся обсуждением проекта ЦК КПСС поступали в редакции всех средств массовой информации: газет, телевидения и радио. Его обсуждение приняло всенародный размах, письма поступали из самых разных регионов страны. Этот факт отмечается в постоянно действующей в тот период рубрике «Всенародный педсовет» газеты «Правда» (рис. 2): «Свыше 13 тысяч читательских писем, посвященных предстоящим школьным преобразованиям, получила редакция за это время. В течение двух с лишним месяцев в газете ежедневно публиковались статьи, заметки, отчеты с собраний общественности, строки из писем. Напечатано более 200 материалов из редакционной почты. Всенародному педсовету были посвящены две специальные страницы, пять тематических обзоров, основой для которых послужили около 500 писем» [14, с. 3].

мни по си>лче осфетс« ичичш 1

Рисунок 2. Всенародный педсовет «Завершая читательское обсуждение проекта ЦК КПСС о школьной реформе» [14, с. 3]

Во всех сообщениях проявлялось понимание предстоящей реформы школы как крупного события общегосударственного масштаба, значимого социально-политического мероприятия, реализация которого окажет благотворное влияние на укрепление идейно-политического, экономического и оборонного потенциала страны и на всесторонний прогресс советского общества. Так, в статье «Сила советов — воля народа» реформа характеризуется как поистине всенародное дело, как неотъемлемая часть совершенствования общества, и «высокий долг Советов — последовательно и настойчиво претворять в жизнь выработанную партией стратегическую программу дальнейшего развития народного образования» [5, с. 2].

Главной идеей реформирования школы стало формирование гармонично развитой личности ребенка — достойного гражданина своей страны. И важнейшая миссия в этом важном и благородном деле была отведена образованию, что показано в статье «Гражданская надежность. Разговор начистоту»: «Наша страна, наша партия постоянно заботятся о том, чтобы молодежь наша была интеллигентной и трудолюбивой, чтобы она умела и не боялась проверять истину практикой, чтобы обладала непоколебимой верой в прогресс и разум» [14, с. 7].

В круг основных обсуждаемых в советской периодике вопросов вошли направления реформирования советской школы, которые мы обозначили следующим образом:

- Образовательное пространство школы.

- Педагогическое сообщество.

- Ученик. Родительское сообщество.

- Связь школ с другими организациями — образовательными, научными и производственными.

Рассмотрим каждое из выделенных направлений более подробно.

В рамках направления «Образовательное пространство школы» были выдвинуты предложения по усовершенствованию структуры и управления образования, повышению его качества, обновлению содержания образования, развитию материально-технического оснащения и учебно-методического обеспечения.

В обсуждениях подчеркивается, что для педагогики (как и для медицины) существует универсальный принцип, единый критерий любого новшества: «Не навреди!», поэтому важно «подготовить кадры, продумать и обсудить каждую деталь, самым тщательнейшим образом подготовить

учебно-материальную базу. И тогда всем станет ясно: реформа принесла пользу» [11, с. 7].

Выдвигаются предложения разработать типовые проекты школ с учетом дополнительных помещений (спортивных залов, спален, игровых комнат), предусмотреть выпуск обновленных учебников, методических пособий для учителей, дидактических и наглядных материалов для обучающихся в комплексе; организовать обучение младших школьников в рамках пятидневной рабочей недели [14, с. 3].

Большое значение придается организации культурно-просветительской работы, развитию физической культуры на основе создания в районах единых культурно-спортивных комплексов с подчинением их местным органам власти [14, с. 1]. Активное обсуждение проходит по вопросу культурно-просветительской роли образования школьников. Большую значимость в повышении качества образования и в формировании личности молодых людей приобретает работа школьных музеев, в которых проводятся уроки обществоведения, истории, комсомольские собрания, принимают в пионеры: «Не случайно в проекте основных направлений реформы школы говорится о необходимости систематизировать деятельность общественно-политических музеев, кружков, лекториев» [14, с. 3]. При этом в основе обсуждаемого проекта реформы школы лежала идея подготовки молодого поколения к жизни, воспитания гражданского самосознания, развития ответственного отношения к порученному делу и увлеченности общественно полезным трудом [5, с. 3] (рис. 3).

Рисунок 3. Каким быть Х-Х1 классам? [5, с. 3]

Осмысливая вопросы реализации программы идеологической, политико-воспитательной работы среди школьной молодежи и качества учебно-воспитательного процесса, директор школы № 51 города Минска заслуженный учитель БССР Л. Хролович обозначает острую необходимость пересмотреть учебники и учебные пособия для того, чтобы «исключить из них информацию, которая не несет ни учебного, ни воспитательного заряда. Считаем, что надо дополнить учебники и программы обстоятельными материалами о социалистическом образе жизни, идейно-патриотическом воспитании» [5, с. 3].

Отдельное внимание на страницах газет уделяется учебно-технической базе школ и профессионально-технических училищ, предлагается возложить заботу о ее создании на все предприятия и хозяйства, и тогда «не будет такого положения, когда при «хорошем» директоре помощь в этом — добрая, при «плохом» — никудышная» [14, с. 3].

По направлению «Педагогическое сообщество» были предложены пути повышения статуса профессии учителя и развития системы наставничества, усовершенствования системы квалификационных категорий и оплаты труда учителя, а также новшества в системе подготовки и повышения квалификации педагогов.

Размышляя над реформой школы, авторы ставят животрепещущий вопрос: «Каким должен быть учитель будущего?» — и непременно сопрягают его с профессионализмом: «Хочу поговорить лишь об одной стороне дела: об учительском профессионализме» [14, с. 3]. Эту проблему связывают и со свободным временем педагога, которое понимается не только как его богатство, но и богатство его учеников. Поэтому важно отразить в реформе мысль о недопустимости перегрузки не только учеников, но и их учителей, поскольку «остановка в профессиональном развитии учителя — это и замедление развития его учеников» [11, с. 6]. При рассмотрении нагрузки учителей в статье «В интересах личности» (рис. 4) отмечается необходимость на законодательном уровне утвердить право учителя на библиотечный день, который он может посвятить самообразованию, знакомству с научно-популярными журналами, пособиями для внеклассной работы, и, что особенно важно, предусмотреть отчетность педагога за эту работу [14, с. 3].

Также в прессе широко обсуждается значимость внимательного отношения органов просвещения, педагогических научных учреждений к творческим начинаниям учителей-новаторов, поскольку, «какой бы

школа ни стала, главной фигурой в ней останется учитель» [14, с. 3] (рис. 5). Ведь цель и предназначение педагога состоит в воспитании человека, способного задавать трудные вопросы и умеющего ответственно распоряжаться собственной жизнью. И взрастить в ученике это важное качество и есть счастье учителя.

■ гчи_ни Оли:гид_■ — > ■

ПВ41СТ ЦЙ к Г] С С й рйффрн*-- Т

Рисунок 4. В интересах личности [14, с. 3]

Рисунок 5. Учительская высота [14, с. 3]

Приоритетное значение при обсуждении проекта реформы имеет вопрос оплаты учительского труда и создания четкой поощрительной системы. На страницах прессы предлагается принять во внимание опыт сферы материального производства и учитывать профессионализм, знания и истинную самоотдачу каждого педагога по следующей цепочке: «учитель — учитель III категории — учитель II категории — учитель I категории — отличник народного просвещения — заслуженный учитель республики — народный учитель СССР». По мере роста профессионального мастерства должна увеличиваться заработная плата учителей, что, несомненно, обеспечит повышение педагогического мастерства каждого учителя и нивелирует «уравниловку» [14, с. 3].

В ходе размышлений об улучшении материального положения учителя до уровня высокооплачиваемого квалифицированного рабочего неоднократно подчеркивается благородство миссии педагога и его первостепенная роль в воспитании достойных граждан страны: «Давайте сообща больше заботиться о наших славных дорогих учителях, у которых благородные, чистые сердца, нервы космонавтов и добрые руки. Как рабочий, считаю: учитель заслуживает высокого вознаграждения за свой титанический труд» [14, с. 3].

Остро стоит вопрос о положении сельского учителя. Так, в статье «Как в городе. Выше авторитет сельского учителя» подчеркивается, что пример почтительного отношения к учителям призваны показывать прежде всего партийные работники, которые должны ограждать их от второстепенных поручений, встречаться с ними чаще и прилюдно, информировать их о положении дел в районе, о важнейших решениях, выделять и поощрять наиболее достойных педагогов. Также в статье говорится о правильности того, чтобы увеличилась «прослойка лучших учителей-коммунистов в составе партийных комитетов» [14, с. 3].

В рамках направления «Ученик» большое внимание было уделено воспитанию школьников (патриотического и гражданского, трудового и эстетического, культурно-нравственного и воспитания здорового образа жизни), а также работе с талантливыми детьми и раскрытию творческого потенциала обучающихся.

В этом случае важны поддержка и активное участие ученых, педагогов-новаторов страны в разработке научно-методического сопровождения обновления содержания школьного образования с акцентом на развитие личности ребенка и его становление как гражданина и патриота: «Еще

раз повторяю: ученые в долгу перед школой. Они обязаны дать научно обоснованные рекомендации о путях формирования социально зрелой, подготовленной к труду и защите Родины личности» [5, с. 3].

А поддержка партии и страны должны стать залогом успешного исполнения идей воспитания прогрессивного молодого поколения, отраженных в реформе: «Наша страна, наша партия постоянно заботятся о том, чтобы молодежь наша была интеллигентной и трудолюбивой, чтобы она умела и не боялась проверять истину практикой, чтобы обладала непоколебимой верой в прогресс и разум» [14, с. 7].

Особое внимание в СМИ уделяется тому, чтобы воспитывать человека не просто как носителя суммы знаний, а прежде всего как гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма, «с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения» [5, с. 3]. В этом случае важным становится приучение молодежи к труду, поскольку человек, наученный и умеющий работать, «не дрогнет, не согнется под грузом исторической ответственности за судьбы страны» [14, с. 2]. Как духовно зрелая личность, обладающая непоколебимой верой в разум и прогресс, он будет готов к жизни в обществе и сможет активно участвовать в его развитии [5, с. 3].

Повышенный интерес у советских людей вызывает вопрос взаимодействия учителя и ученика, при обсуждении которого подчеркивается, что подрастающему поколению жизненно необходима коммуникация со сверстниками, сотрудничество взрослых (именно сотрудничество, а не умиление). В этом случае в полной мере раскроется творческий потенциал ребенка, но для этого необходимы «конкретные методики, нужны и живые, умные книги для всех интересующихся детским творчеством [5, с. 3].

Оживленную дискуссию вызывает порядок определения дальнейшей судьбы обучающихся после окончания 9-го класса. При рассмотрении дискуссионного вопроса о том, кто пойдет в 10-й класс, рекомендуется составлять на каждого ученика характеристику, утверждаемую педсоветом [14, с. 3].

Особенное внимание в прессе уделяется организации внеучебного времени учеников и превращению школ в педагогические центры, где дети могут найти себе дело по душе и реализовать свои способности. Так, в статье «Знание — убеждение — поступок» (рубрика «Педагогические раздумья») первый заместитель начальника главного управления народ-

ного образования Мосгорисполкома Л. Шило пишет о том, что школа должна стать педагогическим центром, ответственным за то, как живут и ведут себя дети в микрорайоне. Автор приводит положительный опыт отдельных школ и районов (например, Тимирязевского), который свидетельствует о том, что там, где педагогические коллективы возложили на себя такую ответственность, где правильно организовано внеучебное время, где берут под контроль каждую неблагополучную судьбу, наблюдается значительно меньшее количество «печальных отступлений от нормы» [5, с. 3].

При обсуждении вопроса «Родительское сообщество» особое значение приобрело рассмотрение поля ответственности родителей и создания правил для родителей.

Так, в рубрике «Обсуждаем проект ЦК КПСС о школьной реформе» представители школьного родительского комитета предлагают составить не только новые «Правила для учащихся», о которых говорится в пункте 14 проекта, но и «Правила для родителей». Эти правила могут «послужить основой правовых норм, на которые ориентирует пятый раздел проекта» [14, с. 3].

Широко обсуждается в СМИ важность ответственности семьи за недостатки в трудовом воспитании, на устранение которых нацелена реформа школы («здесь, в семейном воспитании, тоже нужна реформа»), поскольку труд не только создает материальные ценности, но и формирует личность, позволяет ей развиваться, совершенствоваться, реализовываться и самоутверждаться [11, с. 17].

По направлению «Связь школы с другими организациями — образовательными, научными и производственными» были даны рекомендации по налаживанию связей и усилению преемственности между школой и производством, школой и университетом, школой и ПТУ.

В газетах подчеркивается, что реформа школы, включая и систему профессионально-технического образования, является необходимой мерой для решения не столько вопросов интеграции содержания школьного обучения и достижений соответствующей науки (хотя, по мнению общественности, важно и это), сколько для выполнения задачи «сближения всей направленности школьной жизни с общественными потребностями» [14, с. 3]. Высокую ценность приобретают комбинаты профессий, которые могут многое сделать для развития профессионального образования.

При обсуждении проекта ЦК КПСС о реформе школы рекомендуется возобновить практику совместных заседаний партийных бюро шахты и школы, продолжить заключение договоров о социалистическом соревновании между бригадами и подшефными классами. В статье из серии «Обсуждаем проект ЦК КПСС о школьной реформе» преемственность представлена через систему наставничества и подшефных классов на предприятиях, которые могут и должны стать активными участниками образовательного процесса. Автор рекомендует на заводе выделить каждому цеху подшефный класс и при подведении итогов социалистического соревнования учитывать совокупный показатель работы цеха-класса. Помимо этого, предлагается предпринять дальнейшие шаги в этом направлении и распространить наставничество с предприятия на школу с возможностью участия шефов в заседаниях педсовета, в оценке работ по труду: «Тогда производственники будут еще активнее влиять на морально-нравственный настрой учащихся. Уверен: выиграют и школа, и предприятие» [14, с. 3].

Также в обсуждениях говорится о целесообразности считать ученическую производственную бригаду отдельным подразделением предприятия, шефствующего хозяйства, учреждения. Такое раннее приобщение к производительному труду позволит во многом облегчить профессиональную ориентацию школьников [11, с. 7], в основе которой реальные потребности общества, и ее «смело можно считать социально-экономическим заделом будущего» [14, с. 3].

В дискуссиях о создании, внедрении и эксплуатации новой техники и технологии, требующей совершенствования системы подготовки рабочих кадров, а также специалистов со средним и высшим образованием, пристальное внимание уделяется важности овладения практическими навыками обращения с вычислительной техникой и тому, чтобы «в школах, профессионально-технических училищах, вузах неотъемлемой частью учебного процесса стало широкое использование ЭВМ» [14, с. 2].

В статье «Как растить увлеченных» (рис. 6) вносится дополнение в 5-й пункт второго раздела проекта реформы, согласно которому предлагается предусмотреть право университетов и крупных вузов, располагающих крепкой материальной базой, иметь «двухгодичные специализированные физико-математические школы-интернаты для учащихся, проявляющих интерес и способности к углубленному изучению предметов физико-математического цикла» [5, с. 3].

Рисунок 6. Как растить увлеченных [5, с. 3]

Актуально звучит вопрос о повышении значительной роли вечерних (заочных) школ в реализации среднего всеобуча. Так, в рубрике «Обсуждаем проект ЦК КПСС о школьной реформе» (раздел «Точка зрения») автор настаивает на необходимости преобразований в самой вечерней школе. В частности, в данном случае должна быть усилена практическая составляющая и производственная направленность учебных программ, переработана учебно-методическая литература, повышена ответственность предприятий за выполнение плана набора обучающихся и за успешность их обучения [14, с. 3].

Заключение

Одобренная Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля 1984 года реформа школы (рис. 7) стала одним из ключевых звеньев планомерной совместной деятельности всех министерств и ведомств, Советов народных депутатов, органов образования, трудовых коллективов и учебных заведений. Партия видела свою задачу в том, чтобы воспитать «такую молодежь, которая сумела бы не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными

свершениями», а целевые установки реформы были связаны прежде всего с поднятием работы школы на качественно новый, соответствующий условиям и потребностям времени уровень [14, с. 3].

П Г Н < 4 Я __■'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ (ЩЕОБРЛЗОШЕЛЬНОН Н ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ шшы

ЭЛОбрС-чЭ Пп^мумс-Л ¿-¡К К.ЛСС О Н Г.-." -'II тыЛ/ С-?И»гв™ СССР !н л "

Рисунок 7. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Одобрено Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля [14, с. 3]

Ее воплощение в жизнь активно происходило по всей стране. Например, в статье «Школа на путях реформы» в газете «Правда» от 10 января следующего, 1985 года подчеркивается: «Опыт минувшего учебного полугодия еще раз подтвердил, как насущен и актуален этот принцип, утверждаемый нашей партией» [14, с. 1]. При этом отмечается, что достичь многого получилось в тех регионах, городах и деревнях, где школы и профессионально-технические училища создали надежный союз с предприятиями и колхозами, вузами и научными учреждениями, где это плодотворное сотрудничество возглавили партийные комитеты и Советы народных депутатов, где в нем активно участвуют профсоюзные и комсомольские организации. Об успешной реализации реформы свидетельствуют и следующие слова: «Уже в первый год реализации

школьной реформы заметно улучшилась материальная база учебных заведений, крепнут и углубляются связи школы с производством, педагогические кадры имеют поддержку и понимание в партийных и советских органах» [14, с. 3].

Таким образом, новаторский дух партийного документа, затрагивающего ключевые аспекты жизни школы, побудил людей к глубоким и вдумчивым размышлениям, искренним и откровенным рассуждениям о том, что можно и нужно сделать для совершенствования процесса обучения и воспитания молодой смены. Особое внимание привлекли такие темы, как структура и качество образования, возможности производственного обучения и укрепление взаимоотношений школы с другими организациями, подготовка педагогических кадров и статус профессии учителя, пути формирования личности ученика и участие родителей в воспитании детей и т.д. В ходе широкого обсуждения было высказано множество предложений и по другим вопросам.

О значимости предстоящих преобразований свидетельствуют разнообразие обсуждаемых в средствах массовой информации вопросов, обширный географический охват мнений, включающий жителей городов и деревень разных регионов страны, множество предложений и откликов по всем направлениям реформы, поступивших от представителей разных профессий и разных социальных слоев: производственников, научных сотрудников, учителей, руководителей школ и многих других. Во всех медиатекстах, посвященных обсуждению проекта ЦК КПСС о реформе школы, мы видим сплоченность и единение советских людей в деле обучения и воспитания молодежи, ощущаем их интерес и неравнодушие к инновациям в сфере отечественного образования и осознание несомненной важности этого события как предвестника больших и позитивных перемен, направленных на укрепление образовательного пространства российской школы и усиление могущества страны.

Список источников

1. Богуславский М. В. Консервативная стратегия модернизации российского образования в XX — начале XXI в. // Проблемы современного образования. 2014. № 1. С. 5-11.

2. Гаттарова Л. Х., Семина А. В. Модернизация трудовой подготовки школьников в реформах 1958 и 1984 годов // Актуальные исследования. 2019. № 2 (2). С. 58-60.

3. Елкина И. М. Анализ и поиск механизмов оценивания результатов обучения при лич-ностно ориентированном подходе // Наука и школа. 2016. № 2. С. 153-163.

4. Иванова С. В. Современное образовательное пространство в социокультурном и геополитическом аспектах // Ценности и смыслы. 2014. № 2 (30). С. 40-49.

5. Известия. Ежедневная газета. 1984-1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Коротеева Н. Н., Сойников А. А. Исторический опыт реформирования средней специальной гуманитарной школы (1958-1991 гг.) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2016. № 2 (19). С. 139-149.

7. Куровская Ю. Г. Основы когнитивной лингвистики через призму педагогической науки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. № 3 (35). С. 90-97.

8. Лукацкий М. А. Методология исторического познания // Историко-педагогический журнал. 2019. № 1. С. 101-122.

9. Милованов К. Ю., Никитина Е. Е. Методология трактовки модернизационного процесса в отечественной системе народного образования XX в. // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 4. С. 8 [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/41PDMN420.pdf (дата обращения: 20.10.2023).

10. Мясников В. А., Овчинников А. В., Козлова Г. Н. Историография образовательной школы РСФСР. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2013. 184 с.

11. Неделя. Еженедельное приложение к газете «Известия». 1984-1985.

12. Пичугина В. К. Антропологический дискурс в педагогике: направления развития и пути интеграции // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2, № 2. С. 22-25.

13. Полякова М. А. Интерпретация школы: социолингвистический и историко-педагогиче-ский аспекты // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 8 (112). С. 10-18.

14. Правда. Ежедневная газета. 1984-1985.

References

1. Boguslavskij M. V. Konservativnaja strategija modernizacii rossijskogo obrazovanija v XX — nachale XXI v. // Problemy sovremennogo obrazovanija. 2014. № 1. S. 5-11. [In Rus].

2. Gattarova L. H., Semina A. V. Modernizacija trudovoj podgotovki shkol'nikov v reformah 1958 i 1984 godov // Aktual'nye issledovanija. 2019. № 2 (2). S. 58-60. [In Rus].

3. Elkina I. M. Analiz i poisk mehanizmov ocenivanija rezul'tatov obuchenija pri lichnostno orien-tirovannom podhode // Nauka i shkola. 2016. № 2. S. 153-163. [In Rus].

4. Ivanova S. V. Sovremennoe obrazovatel'noe prostranstvo v sociokul'turnom i geopoliticheskom aspe-ktah // Cennosti i smysly. 2014. № 2 (30). S. 40-49. [In Rus].

5. Izvestija. Ezhednevnaja gazeta. 1984-1985. [In Rus].

6. Koroteeva N. N., Sojnikov A. A. Istoricheskij opyt reformirovanija srednej special'noj gumanitarnoj shkoly (1958-1991 gg.) // Izvestija Jugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Istorija i pravo. 2016. № 2 (19). S. 139-149. [In Rus].

У. Kurovskaja Ju. G. Osnovy kognitivnoj lingvistiki cherez prizmu pedagogicheskoj nauki // Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovanijah. 2014. № 3 (35). S. 90-97. [In Rus].

8. Lukackij M. A. Metodologija istoricheskogo poznanija // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. 2019. № 1. S. 101-122. [In Rus].

9. Milovanov K. Ju., Nikitina E. E. Metodologija traktovki modernizacionnogo processa v otechestven-noj sisteme narodnogo obrazovanija XX v. // Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2020. T. 8, № 4. S. 8 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/41PDMN420.pdf (data obrashhenija: 20.10.2023). [In Rus].

10. Mjasnikov V. A., Ovchinnikov A. V., Kozlova G. N. Istoriografija obrazovatel'noj shkoly RSFSR. M.: FGNU ITIP RAO, 2013. 184 s. [In Rus].

11. Nedelja. Ezhenedel'noe prilozhenie k gazete «Izvestija». 1984-1985. [In Rus].

12. Pichugina V. K. Antropologicheskij diskurs v pedagogike: napravlenija razvitija i puti integracii // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2011. T. 2, № 2. S. 22-25. [In Rus].

13. Poljakova M. A. Interpretacija shkoly: sociolingvisticheskij i istoriko-pedagogicheskij aspekty // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016. № 8 (112). S. 10-18. [In Rus].

14. Pravda. Ezhednevnaja gazeta. 1984-1985. [In Rus].

Информация об авторе

Ю. Г. Куровская—доктор педагогических наук, доцент, старший специалист управления научно-организационной деятельности, ведущий аналитик лаборатории антропологии и педагогической компаративистики ФГБУ «Российская академия образования»

Information about the author

Y. G. Kurovskaya—Dr. Sc. (Education), Associate Professor, Senior Specialist, Institute for Strategy of Education Development, Leading Analyst, the Russian Academy of Education

Статья поступила в редакцию 09.12.2023; одобрена после рецензирования 25.12.2023; принята к публикации 16.01.2024. The article was submtted 09.12.2023; approved after reviewing 25.12.2023; accepted for publication 16.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.