Научная статья на тему 'ВОРУХ - ТЕРРИТОРИЯ ТАДЖИКСКО-КИРГИЗСКОГО РАЗДОРА. К ВОПРОСУ О НАЧАЛЬНОМ РАЗМЕЖЕВАНИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА. (ЧАСТЬ 1)'

ВОРУХ - ТЕРРИТОРИЯ ТАДЖИКСКО-КИРГИЗСКОГО РАЗДОРА. К ВОПРОСУ О НАЧАЛЬНОМ РАЗМЕЖЕВАНИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА. (ЧАСТЬ 1) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
399
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / СРЕДНЯЯ АЗИЯ / ФЕРГАНСКАЯ ДОЛИНА / АНКЛАВ ВОРУХ / КИРГИЗИЯ / ТАДЖИКИСТАН / НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ниязи А.Ш.

Таджикский анклав Ворух на территории Киргизии - взрывоопасная точка напряженности, разрядить которую оказывается очень непросто. Многие участки таджикско-киргизской границы вблизи Воруха остаются неделимитированными. Здесь постоянно происходят межнациональные конфликты. В ходе переговоров о проведении четких линий границ оппонирующие стороны обращаются к разного рода выгодным именно для их позиций документам. Таджикские эксперты предпочитают опираться на документальные источники начального периода национально-территориального размежевания в советской Средней Азии, их киргизские коллеги - на послевоенные документы, подтверждающие отделение Воруха от основной части Таджикистана. В то же время в СМИ двух республик наблюдается идеологизированная радикализация взглядов на статус Воруха. Одни утверждают, что он всегда был и остается анклавом. Другие - что анклавом он изначально не был и им не является, поскольку земли, соединявшие его с «материнской территорией», были незаконно аннексированы. В статье на основе анализа современных экспертных оценок и документов 20-х годов ХХ в. по проведению границ между Кара-Киргизской автономной областью РСФСР (позже Киргизской АССР) и Узбекской ССР, а позже Таджикской ССР, делается вывод, что Ворух в это время анклавом не являлся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VORUKH - THE TERRITORY OF THE TAJIK-KYRGYZ DISCORD. ON THE ISSUE OF THE INITIAL DEMARCATION OF THE SOVIET PERIOD. (PART 1)

The Tajik enclave of Vorukh on the territory of Kyrgyzstan is an explosion-dangerous point of tension, which is very difficult to defuse. Many sections of the Tajik-Kyrgyz border near Vorukh remain non-delimited. Interethnic conflicts are constantly taking place there. In the course of the negotiations on the drawing of clear lines of borders, the opposing parties turn to various kinds of documents that are beneficial for their positions. Tajik experts prefer to rely on documentary sources of the initial period of national-territorial demarcation in Soviet Central Asia, their Kyrgyz colleagues - on post-war documents confirming the separation of Vorukh from the main part of Tajikistan. At the same time, there exists an ideologized radicalization of views on the status of Vorukh in the media of the two republics. Some argue that it has always been and remains an enclave. Others say that it was not originally an enclave and is not at present, since the lands connecting it with the “mother territory” were illegally annexed. In the article based on the analysis of modern expert assessments and documents of the 20s of the twentieth century on the drawing of borders between the Kara-Kyrgyz Autonomous Region of the RSFSR (later the Kyrgyz ASSR) and the Uzbek SSR, and later In the Tajik SSR, it is concluded that Vorukh was not an enclave at that time.

Текст научной работы на тему «ВОРУХ - ТЕРРИТОРИЯ ТАДЖИКСКО-КИРГИЗСКОГО РАЗДОРА. К ВОПРОСУ О НАЧАЛЬНОМ РАЗМЕЖЕВАНИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА. (ЧАСТЬ 1)»

Ниязи А.Ш.

ВОРУХ - ТЕРРИТОРИЯ ТАДЖИКСКО-КИРГИЗСКОГО РАЗДОРА. К ВОПРОСУ О НАЧАЛЬНОМ РАЗМЕЖЕВАНИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА.

(Часть 1)

DOI: 10.31249/rimm/2022.04.05

Аннотация. Таджикский анклав Ворух на территории Киргизии -взрывоопасная точка напряженности, разрядить которую оказывается очень непросто. Многие участки таджикско-киргизской границы вблизи Воруха остаются неделимитированными. Здесь постоянно происходят межнациональные конфликты. В ходе переговоров о проведении четких линий границ оппонирующие стороны обращаются к разного рода выгодным именно для их позиций документам. Таджикские эксперты предпочитают опираться на документальные источники начального периода национально-территориального размежевания в советской Средней Азии, их киргизские коллеги - на послевоенные документы, подтверждающие отделение Воруха от основной части Таджикистана. В то же время в СМИ двух республик наблюдается идеологизированная радикализация взглядов на статус Воруха. Одни утверждают, что он всегда был и остается анклавом. Другие - что анклавом он изначально не был и им не является, поскольку земли, соединявшие его с «материнской территорией», были незаконно аннексированы. В статье на основе анализа современных экспертных оценок и документов 20-х годов ХХ в. по проведению границ между Кара-Киргизской автономной областью РСФСР (позже Киргизской АССР) и Узбекской ССР, а позже Таджикской ССР, делается вывод, что Ворух в это время анклавом не являлся.

Ключевые слова: межнациональные конфликты; Средняя Азия; Ферганская долина; анклав Ворух; Киргизия; Таджикистан; национально-территориальное размежевание.

На таджикско-киргизской границе в районе села Ворух и на близлежащих территориях периодически вспыхивают конфликты между местным таджикским и киргизским населением. В послед-

* Ниязи А.Ш., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья, Институт востоковедения РАН, e-mail: aziz.niyazi@mail.ru © Ниязи А.Ш., 2022

ние годы стычки граждан обычно сопровождаются боестолкнове-ниями между военнослужащими двух стран. Враждующие стороны сообщают об убитых и раненых, разрушенных домах и хозяйственных обьектах, обвиняют друг друга в провокациях. Затем, как правило, начальство разных рангов и ведомств Киргизии и Таджикистана объявляет о принятии очередных мер по урегулированию конфликта, а силовики и граждане привычно готовятся к новому витку противостояния.

Ворух - крупное таджикское село и одноименная территория, расположенные в пределах Киргизской Республики. Этот джамоат (сельская община), относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана, со всех сторон окружен административными территориями Киргизии. По отношению к Таджикистану Ворух в настоящее время считается его эксклавом, по отношению к Киргизии - анклавом1. До сих пор взаимные притязания двух республик на земли Воруха и прилегающие к ним территории остаются камнем преткновения в снятии нешуточной напряженности в приграничье2. Со временем ворухская проблема

1 Эксклав - несуверенный регион, отделенный от основной («материнской») территории страны и окруженный одним или несколькими государствами. Одна и та же территория является эксклавом для той страны, которой она принадлежит, и анклавом для того государства, которому она не принадлежит, но окружена его территорией. В научных работах об анклаве говорят, когда речь идет об окружающем государстве, а если речь заходит о «материнском» государстве, ту же территорию называют эксклавом. В публицистике и обиходе обычно используется термин «анклав».

2 Более 90% населения Воруха - таджики. По оценке руководства джамоата, на конец 2017 г., в нем проживало примерно 33 тыс. человек, имелось 2700 индивидуальных дехканских хозяйств. В среднем каждое хозяйство занимало примерно 37 соток земли. Следовательно, все крестьянские наделы ворухцев занимают чуть меньше 100 тыс. кв. км. В основном это предгорные поля, сады, сенокосы и пастбища. (См.: Анклав Ворух: территория благородных учителей, помолвленных девушек и советских мотоциклов. 01.12.2017. ИА Фергана. [Электронный ресурс] URL: https://asiaplustj.info/news/tajikistan/20171201/anklav-voruh-territoriya-blagorodnih-uchitelei-pomolvlennih-devushek-i-sovetskih-mototsiklov (дата обращения: 11.05. 2022).

Общедоступные данные Интернета о всей площади этого таджикского эксклава в Киргизии приводятся разные - примерно от 95 до 130 кв. км. При этом ссылки на источники отсутствуют. Разумеется, в условиях неопределенности границ вычислить возможно лишь приблизительные его размеры. Но если учесть, что ворухцы используют максимум пригодных для хозяйственных нужд участков местных равнин и предгорий (в первую очередь для земледелия и животноводства), то с прилегающими скалами и каменистыми горами вся территория анклава

серьезно обострилась под воздействием демографического фактора, растущей нехватки не только земельных, но и водных ресурсов. Борьба за локальное жизненное пространство совпала с общими постсоветскими социальными бедствиями и ростом национализма в республиках Центральной Азии. К тому же повышение уровня напряженности в таджикско-киргизском приграничье происходит параллельно с увеличением разрушительных природно-климатических воздействий на окружающую среду и местные сообщества. Взрывчатый материал в этом регионе постепенно накапливается по всем вышеперечисленным дестабилизирующим факторам, и не только по ним. За последние 3-4 года заметно возросла милитаризация территорий соприкосновения двух государств. На них стягиваются военные подразделения, укомплектованные армейской техникой, с двух сторон создаются укрепления эшелонированной обороны.

* * *

Первоочередной и наиболее выполнимой задачей по снижению напряженности становится четкая делимитация и демаркация киргизско-таджикской границы в зонах национально-территориальных споров. Пока по всей границе двух государств окончательно определено приблизительно 600 из более чем 900 километров1. Десятки спорных участков, большинство из которых находятся в зоне Исфара-Баткен,

вполне возможно превышает 100 кв. км. Открытые официальные данные о его общей площади отсутствуют. Автору удалось найти лишь одно упоминание в официальном таджикском документе о том, что в Таджикистане «все земли, находящиеся в пределах административных границ по состоянию на 1 января 2017 г., составляют общую площадь 14 137 685 га. Всего в стране используются земли общей площадью 14 232 394 га, в том числе земли, находящиеся за пределами административной территории 95 869 га, из них 89 218 га в Киргизской Республике». (Численность населения Республики Таджикистан на 1 января 2019 г. Статистический сборник. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2019. С. 12). Другой эксклав Таджикистана в Киргизии - Западная Калача (киргиз. Кайрагач) представляет малонаселенную местность размером около 1 кв. км.

1 16 апреля 2022 г. президент Киргизии Садыр Жапаров сообщил, что из 972 км общей границы с Таджикистаном согласованы 664 км. (МИД Таджикистана назвал действия киргизской стороны на границе провокацией. ИА INTERFAX, 04.06.22. [Электронный ресурс] URL: https://www.interfax.ru/world/ 844726) (дата обращения: 12.06.2022)).

остаются неделимитированными1. Стороны не могут договориться об их принадлежности, поскольку опираются на разные документы и исторические события советской эпохи, используют различные правила и опыт международного права по определению границ. Размежевание осложняется частой чересполосицей киргизских и таджикских поселений и хозяйственных участков. Иногда они располагаются в шахматном порядке. Границы нередко проходят прямо по улицам селений или по несколько раз пересекают одну и ту же дорогу.

Проблема усугубляется тем, что время от времени в СМИ Таджикистана появляются материалы с утверждениями, что Ворух не является ни эксклавом, ни анклавом, а представляет неотъемлемую часть Республики Таджикистан, незаконно отрезанную от «материнской территории». Бишкек стоит на своем - Ворух был и остается таджикским анклавом на территории Киргизской Респуб-лики2. При этом оппоненты апеллируют к весомым фактам, серьезным аргументам и контраргументам. Это неудивительно, поскольку история образования Воруха в виде анклава настолько запутана, что за каждой спорящей стороной, появляется своя правда, стоит только ей опереться на удобные лишь для нее одной факты.

Во время переговоров об урегулировании ворухской проблемы киргизские эксперты обычно предлагают исходить из ситуации второй половины 50-х годов и последующих периодов. Тогда передвижение локальных границ в ходе экономических преобразований привело к тому, что Ворух приобрел качества

1 [Электронный ресурс] URL: https://tj.sputniknews.ru/kyrgyzstan-tajikistan-novosti-granica/; Встреча глав МИД Таджикистана и Киргизии: что обсудили министры. 14.05.22. https://tj.sputniknews.ru/20220514/mid-tajikistan-kyrgyzstan-granitsa-1048443704.html (дата обращения: 14.06.2022).

2 См.: Евгений Родионов. Является ли Ворух анклавом, или киргизский экспансионизм через призму международного права. ИА-Авеста. 17.02.2014. [Электронный ресурс] URL: https://avesta.tj/2014/02/17/yavlyaetsya-li-voruh-anklavom-ili-kirgizskij-ekspansionizm-cherez-prizmu-mezhdunarodnogo-prava/ (дата обращения: 14.06.2022); Хамрохон Зарифи: «Земля Воруха - территория Таджикистана навсегда». 31.03.2021. [Электронный ресурс] URL: https://asiaplustj.info/ru/news/opinion/20210331/hamrohon-zarifi-zemlya-voruha-territoriya-tadzhikistana-navsegda (дата обращения: 10.04.2022); Орунбай Ахмедов. Анклав Ворух на киргизской территории - Мнения АКИpress. 06.04.2021 [Электронный ресурс] URL: http://mnenie.akipress.org/unews/un_post:20933(дата обращения: 14.06.2022); ЖазгульМасалиева. Сох, Ворух... Как они выглядят на картах Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. 23.11.2021. [Электронный ресурс] URL: https://24.kg/obschestvo/214502_soh_voruh_kak_oni_vyiglyadyat_nakartah_kyirgyizst ana_tadjikistana_iuzbekistana/ (дата обращения: 01.05.2022).

классического анклава. Появились документы, фиксирующие более четкое, чем прежде, описание местных границ. Таджикская сторона, как правило, настаивает на рассмотрении документов 1924-1929 гг. В то время принимались действительно базовые решения по формированию среднеазиатских республик, на основании которых до настоящего времени сохраняются их основные очертания.

* * *

Сведений о формировании границ на заре Советской власти в районе Воруха достаточно. Следует признать, что наиболее весомые из них свидетельствуют о том, что первоначально Ворух не был анклавом. Об этом говорят многие документы и карты 20-30-х годов минувшего столетия.

В ходе среднеазиатского национально-территориального деления 1924 г., территория Воруха была включена в Исфаринскую волость Канибадамского района Ферганской области Узбекской ССР1. Часть этой волости, заканчивающаяся землями Воруха, тонким «языком» - клином врезалась в соседний Баткенский район Кара-Киргизской автономной области, находившейся в составе Российской Федерации2. Ворух соединялся с основной частью Узбекистана полоской земли, пролегавшей по небольшим таджикским кишлакам и сельским дорогам вдоль русла реки Исфары. Это вклинивание (Ворух и узкий коридор, соединявший его с «боль-

1 С 31.01.1927 по 10.05.1929 г. - Исфаринский район Ходжентского округа Узбекской ССР; с 10.05.1929 по сентябрь 1929 г. - Исфаринский район Таджикской АССР; с сентября 1929 по 16.10.1929 г - Исфаринский район Ходжентского округа Таджикской АССР; 29.08.1930 - 16.03.1938 г - Исфаринский район Таджикской ССР; 16.03.1938 - 27.10.1939 г. - Исфаринский район Ленинабадского округа Таджикской ССР.

2 Начало стратегическому национально-территориальному делению советской Средней Азии было положено постановлением II сессии ЦИК СССР от 27 октября 1924 г. На базе Хорезмской и Бухарской советских республик, а также Туркестанской АССР были образованы Узбекская ССР и Туркменская ССР. Таджикская АССР входила в состав Узбекской ССР, Кара-Киргизская автономная область - в состав РСФСР. (См.: Постановление ЦИК СССР от 27 октября 1924 г. «О размежевании советских республик в Средней Азии и о вхождении в Союз ССР Узбекской Советской Социалистической Республики и Туркменской Советской Социалистической Республики». (Электронный ресурс] URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/ussr_2222.htm (дата обращения: 01.06.2022)).

шой землей») тянулось примерно 40-45 км в длину (с севера на юг) и достигало 1-3 км в ширину.

Вскоре после первоначального определения границ, проведенного в октябре 1924 г., руководство Кара-Киргизской автономной области обратилось к центральному советскому правительству с просьбой расширить ее территорию за счет Сохской и Исфарин-ской административных единиц Узбекской ССР, которые врезались вглубь ее территории. Однако, основываясь на результатах оценок совместных межреспубликанских комиссий, это обращение было отклонено. Исфара и Сох (населенные преимущественно таджиками) остались в юрисдикции Узбекской ССР. Видимо не последнюю роль в этом решении сыграл тот факт, что в них проживало преимущественно таджикское население. Таджики в основном занимались земледелием и были тесно связаны с оседлым узбекским населением. Территориальный приоритет в то время отдавался оседлым землепользователям, специализирующимся на орошаемом земледелии, и границы не должны были нарушать сложившиеся водохозяйственные системы. К тому же при проведении административных делений советская власть придерживалась простого и ясного принципа фактического пользования местностью на момент размежевания. Принадлежность территории обычно определялась по признаку преобладания на ней численности той или иной этнической группы.

* * *

Казалось бы, вопрос о национально-территориальном размежевании в районах Воруха и Соха можно было считать решенным. Но местное этнокультурное и хозяйственное устройство во многом не вписывалось в проектируемые революционерами схемы. К тому же на местах национальные интересы начинали нередко преобладать над здравым смыслом и вступать в противоречие с элементарными правилами административно-хозяйственного деления. В Москве же зачастую не понимали происходивших в Средней Азии общественных процессов. Направляемые из центра члены комиссий плохо разбирались в географии районов, национальной принадлежности их жителей и хозяйственных взаимосвязей между ними. В результате при формировании новых среднеазиатских государственных образований возникла настоящая чехарда с передачей отдельных территорий от одной республики к другой. Этот процесс естественно затронул и Ворух с примыкающими к нему районами,

отличавшимися пестрой этнотерриториальной и культурной мозаикой.

Несмотря на заявление центрального правительства в конце

1924 г. об «окончательном урегулировании» национально-территориального разграничения в Ферганской долине, взаимные претензии на спорные территории сохранялись. Наиболее часто они предъявлялись на плодородные земли, расположенных вдоль рек Исфара и Сох. Тогда при Среднеазиатском ликвидационном комитете была образована Комиссия по уточнению границ новых государственных образований, по итогам работы которой 17 марта

1925 г. были установлены обновленные пограничные линии между государственными образованиями Средней Азии. Президиум ВЦИК своим постановлением от 4 мая 1925 г. их утвердил1. Исфа-ринская и Сохская волости сохранялись за Узбекской ССР. Кроме того, постановлением Пленума Средазликвидкома, состоявшегося 17 марта 1925 г., от Кара-Киргизской АССР в пользу Таджикской автономии (в составе Узбекской ССР) должно было отойти около 34 тыс. га спорных земель. Их передача предлагалась с целью сохранения прямого коридора, связывавшего Ворух непосредственно с Исфаринской волостью Узбекистана (позднее - Исфаринским районом Таджикистана). Отмечалось, что эти участки земли на ходжентско-лейлекском направлении до 1924 г. использовались жителями Воруха2.

На вновь обозначенные границы опять поступило более 50 претензий со стороны всех новых среднеазиатских государственных образований. Согласно обновленному разграничению, в Ферганской долине на границе Киргизии образовались более двадцати вклиниваний и включений протяженностью в десятки кило-метров3. Недовольство киргизской стороны заключалось в том, что при определении границ по национальному признаку игнорировалась специфика образа жизни кочевых народов, которые, состав-

1 Протокол № 7 заседания пленума Средне-Азиатского ликвидационного Комитета от 17 марта 1925 г. ЦГАО СССР, ф. 1235, оп. 120, д.32, л. 8-9. (Цит. по: Аламанов С.К Анклавы в Центральной Азии: история вопроса и современные проблемы // Постсоветские исследования. Т. 1. № 5 (2018). С. 454.).

2 Дубовицкий В.В. История таджикского народа. В 6 т. Душанбе, 2011. Т. 6. С. 638-639.

3 См.: Аламанов С.К. Краткая история и опыт решения пограничных проблем Киргизии. Бишкек, 2005. С.90; Аламанов С.К. Анклавы в Центральной Азии: история вопроса и современные проблемы // Постсоветские исследования. Т. 1. № 5 (2018). С. 456.

ляя большинство населения местности в одно время года, оказывались меньшинством среди оседлого населения - в другое. Не учитывалось и то, что некоторые орошаемые земли, на которых трудилось оседлое население, с давних времен (скорее всего вследствие завоеваний) принадлежали кочевникам, которые отдавали их земледельцам в аренду. Также обращалось внимание на чрезмерную извилистость, чересполосицу и вкрапления в чужие территории при установлении границ в Ферганской долине.

Киргизская сторона вновь выдвинула вопрос о принадлежности Исфаринской волости, занимавшей значительную часть вклинившейся в её пределы территории. Упоминалось, что в ее границах оставались некоторые поселения и пастбища кочевников. Также под сомнение ставилось решение о принадлежности Соха, позже превратившегося в узбекский эксклав. Претензии Киргизской автономной области1 изучила Паритетная комиссия во главе с Д.И. Петровским. 30 августа 1926 г. на основании критики работы этой комиссии со стороны Облисполкома Киргизской АО и жалоб его председателя И. Тойчинова в ЦИК СССР и во ВЦИК РСФСР2, Президиум ВЦИК постановил: «Присоединить к Киргизской Автономной Области из Узбекской ССР волости Исфаринскую и Сохскую в современных границах»3. Однако уже 10 сентября того же года Президиум ЦИК СССР вынес противоположное решение -«Не включать в границы РСФСР, оставив в Уз. ССР: ...волости Исфаринскую и Сохскую в современных границах,..»4. Споры не утихали, и с целью урегулирования взаимных претензий вновь создается Паритетная комиссия под руководством Бяшима Кульбе-шерова. В очередной раз изучив пограничные проблемы, 27 января

1 25 мая 1925 г. Кара-Киргизская автономная область (ККАО РФСР) была переименована в Киргизскую автономную область (КАО РСФСР), 1 февраля 1926 г. преобразована в Киргизскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. 5 декабря 1936 г. стала полноценным субъектом Советского Союза -Киргизской ССР.

2 Аламанов С.К. Формирование государственной границы Киргизской Республики: история, современные проблемы, пути решения. 22.10.2014. Электронный ресурс] URL: http://www.topnews.kg/blog/view/3186 (дата обращения: 07.06.2022).

3 Протокол № 69 заседания Президиума ВЦИК Советов РКиК депутатов от 30 августа 1926 г. ЦГА КР, ф.21, оп.3, д.156, л.11. (Цит. по: Аламанов С.К. Анклавы в Центральной Азии: история вопроса и современные проблемы // Постсоветские исследования. Т. 1. № 5 (2018). C. 454, 456).

4 Аламанов С.К. Анклавы в Центральной Азии: история вопроса и современные проблемы // Постсоветские исследования. Т. 1. № 5 (2018). C. 454.

1927 г. комиссия вынесла решение: «Исфаринскую волость оставить на территории Узбекистана». В то же время Сохскую волость и ряд примыкающих к ней поселений и земель предлагалось присоединить к Киргизской АССР1. 3 мая 1927 г. Президиум ВЦИК под председательством М. Калинина это решение комиссии Б. Кульбешерова одобрил и постановил выделить Сох из УзССР и присоединить к РСФСР, но уже на следующий день - 4 мая 1927 г. Президиум ЦИК СССР под председательством того же М. Калинина, решил сохский вопрос в пользу Узбекской ССР2. Так что Сох и Ворух, с преобладающим таджикским населением, остались в составе Узбекистана. К Киргизии отошла лишь небольшая часть примыкавших к ним поселений и земель.

На этом территориальные споры предлагалось прекратить. Тем не менее руководство Киргизской АССР вновь осталось неудовлетворенным и «не откладывая в долгий ящик» уже 7 мая в письме И.В. Сталину Председатель Совнаркома Киргизской АССР Ж. Абдрахманов изложил многочисленные причины несогласия с решением Президиума ЦИК Советского Союза3. Но Москва, по всей видимости, к тому времени изрядно устала от рассмотрения нескончаемых жалоб, претензий и предложений среднеазиатских товарищей. Возможно раздражение Кремля вызывало собственное непонимание причин постоянно возникавших сложностей при формировании национальной государственности республик Средней Азии. Так или иначе, взаимные претензии рекомендовалось забыть до лучших времен. Наступала пора эпохальных экономических свершений.

1 Протокол № 4 заседания Паритетной комиссии ЦИК СССР по уточнению границ между УЗ.ССР и КАО от 27 января 1927 г. ЦГА КР, ф. 21, оп. 1, д. 5, лл. 178-178б.

2 В Постановлении заседания Президиума ЦИК СССР от 4 мая 1927 года было определено, что Ворух не является анклавом и полноценно входит в состав Исфаринского района Узбекской ССР. Это решение было принято к сведению Постановлением Президиума ЦИК Узбекской ССР от 23 мая 1927 г. № 15/4 и Постановлением Президиума ЦИК Киргизской АССР от 7 июня1927 года № 27. (См.: Бахманёр Надиров. Как Ворух стал «анклавом». История таджикско-киргизского конфликта. ИА Asia-Plus, 05.04.2021. [Электронный ресурс] URL; https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/society/20210405/kak-voruh-stal-anklavom-istoriya-tadzhiksko-kirgizskogo-konflikta (дата обращения: 23.06.2022).

3 Орунбай Ахмедов. Анклав Ворух на киргизской территории - Мнения АКИpress. 06.04.2021 [Электронный ресурс] URL: http://mnenie.akipress.org/ unews/un_post:20933(дата обращения: 14.06.2022).

В мае 1927 г. Президиум ВЦИК принял решение в течение трех лет не принимать к рассмотрению какие-либо ходатайства, связанные с перераспределением границ1. В том же году с целью подтверждения того, что национально-территориальное деление между Узбекской ССР и РСФСР завершено, была издана карта об установлении границ между обеими республиками. На ней Ворух напрямую соединялся с Исфаринским районом Ходжентского округа Узбекской ССР2.

При образовании Таджикской ССР в конце 1929 г. в ее состав был передан Ходжентский округ Узбекистана (современный Северный Таджикистан). Ворух, входивший в него, стал частью новой самостоятельной республики. Как и прежде он соединялся с «материнской» территорией небольшим коридором, проходившим вдоль реки Исфары. Это отображено на карте «Образование Таджикской АССР (1924), Образование Таджикской ССР (1929 г.)», изданной Главным управлением геодезии и картографии СССР в 1934 г.3

Таким образом, имеются весомые основания для признания того, что в важнейший период формирования государственных границ советских республик Средней Азии с 1924 по 1927 г., Во-рух не являлся эксклавом Узбекской ССР на территории Киргизской АССР. Он напрямую был соединен с остальной частью Узбекистана. В последующем, при определении границ Таджикской

1 Абашин С. Национальное размежевание в Ферганской долине: как все начиналось // Ислам в странах Содружества Независимых Государств: международная политика и сфера безопасности. № 2 (7), 2012. [Электронный ресурс] URL:_http://idmedina.ru/books/islamic/?4695 (дата обращения: 12.07.2022).

2 Сведения об этой карте, находящейся в Центральном государственном архиве РФ, приводятся независимым экспертом Евгением Родионовым. Он, в частности, отмечает, что карта скреплена печатью ЦИК СССР и подписана секретарем ЦИК А.С. Енукидзе. Ее текстовое описание подписано И.П. Магидовичем, известным географом, возглавлявшим Комиссию по уточнению границ новых государственных образований при Средазликвидкоме. Оба этих документа утверждены Постановление ЦИК СССР 17 марта 1927 г.

См.: Родионов Е. Является ли Ворух анклавом, или киргизский экспансионизм через призму международного права. ИА-Авеста. 17.02.2014. [Электронный ресурс] URL: https://avesta.tj/2014/02/17/yavlyaetsya-li-voruh-anklavom-ili-kirgizskij-ekspansionizm-cherez-prizmu-mezhdunarodnogo-prava/ (дата обращения: 14.06.2022).

3 Карта «Образование Таджикской АССР (1924 г.), Образование Таджикской ССР (1929 г.)». Составлено и оформлено фабрикой № 4 ГУГК СССР в 1934 г. [Электронный ресурс] URL: https://fedorofF.net/load/maps/karta/karta_ tadzhikistana_1924_1929_goda/90-1-0-1347 (дата обращения: 11.07.2022).

ССР в 1929 г., Ворух, так же как и прежде, соединялся с основной территорией республики непрерывным коридором и, соответственно, не являлся таджикским анклавом на территории Киргизии.

В дальнейшем в ходе коллективизации, индустриализации промышленности и сельского хозяйства экономическая целесообразность развития единого государства естественным образом возобладала над национальными интересами. При планировании и освоении больших и малых территориально-производственных комплексов в Средней Азии всевозможные границы нередко сдвигались по решению центральных, республиканских и даже местных властей. Иногда это происходило с целью снижения напряженности, возникавшей при использовании водно-земельных ресурсов. Перемещение линий границ, из-за спешки и их условности, не всегда подтверждалось документами. Бывало, что решения центральных органов не закреплялись законодательными актами граничащих друг с другом республик, так же как и двусторонними соглашениями между ними. Со временем, в ходе различных переустройств, Ворух оказался отсеченным от основной территории Таджикистана, но это уже другая история.

(Продолжение следует).

Niyazi A.S.

Vorukh — the territory of the tajik-kyrgyz discord.

On the issue of the initial demarcation

of the soviet period.

(Part 1)

Niyazi Aziz,

PhD(History), Senior Research Associate,

Centre for the Study of Central Asia,

Caucasus and the Urals-Volga region,

IOS, RAS

Abstract. The Tajik enclave of Vorukh on the territory of Kyrgyzstan is an explosion-dangerous point of tension, which is very difficult to defuse. Many sections of the Tajik-Kyrgyz border near Vorukh remain non-delimited. Interethnic conflicts are constantly taking place there. In the course of the negotiations on the drawing of clear lines of borders, the opposing parties turn to various kinds of documents that are beneficial for their positions. Tajik experts prefer to rely on documentary sources of the initial period of national-

territorial demarcation in Soviet Central Asia, their Kyrgyz colleagues - on post-war documents confirming the separation of Vorukh from the main part of Tajikistan. At the same time, there exists an ideologized radicalization of views on the status of Vorukh in the media of the two republics. Some argue that it has always been and remains an enclave. Others say that it was not originally an enclave and is not at present, since the lands connecting it with the "mother territory" were illegally annexed. In the article based on the analysis of modern expert assessments and documents of the 20s of the twentieth century on the drawing of borders between the Kara-Kyrgyz Autonomous Region of the RSFSR (later the Kyrgyz ASSR) and the Uzbek SSR, and later In the Tajik SSR, it is concluded that Vorukh was not an enclave at that time.

Keywords: interethnic conflicts; Central Asia; Ferghana Valley; Vorukh enclave; Kyrgyzstan; Tajikistan; national-territorial division.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.