Научная статья на тему 'Вопросы защиты прав юридических лиц при проведении контрольно-надзорных мероприятий'

Вопросы защиты прав юридических лиц при проведении контрольно-надзорных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контроль (надзор) / контрольно-надзорные мероприятия / регуляторная гильотина / мораторий / административное давление / ontrol (supervision) / control and supervisory measures / regulatory guillotine / moratorium / administrative pressure

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евдокимов Сергей Владимирович

При проведении контрольно-надзорных мероприятий должны соблюдаться принципы законности, объективности и справедливости. Контролирующие органы не имеют права произвольно вмешиваться в деятельность юридических лиц и нарушать их права. В случае выявления нарушений, контролирующие органы должны предоставить юридическому лицу возможность устранить нарушения до принятия мер по их устранению. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с правами юридических лиц при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Описывается, какие права имеют представители юридических лиц и какие документы они должны предоставить в ходе проведения проверок. Также рассматривается вопрос об обжаловании незаконных действий контролирующих органов и последствиях для юридических лиц в случае выявления нарушений. В статье приводится анализ судебных дел, связанных с защитой прав юридических лиц при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евдокимов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of protecting the rights of legal entities in the course of control and supervisory activities

The principles of legality, objectivity and fairness shall be observed in carrying out control and supervisory activities. Controlling bodies shall not have the right to arbitrarily interfere in the activities of legal entities and violate their rights. In case of detection of violations, supervisory authorities must provide the legal entity with an opportunity to eliminate violations before taking measures to eliminate them. This article deals with the issues related to the rights of legal entities in the course of control and supervisory activities. It describes what rights representatives of legal entities have and what documents they must provide during inspections. It also considers the issue of appealing against illegal actions of controlling bodies and consequences for legal entities in case of detection of violations. The article analyzes court cases related to the protection of the rights of legal entities in the course of control and supervisory activities.

Текст научной работы на тему «Вопросы защиты прав юридических лиц при проведении контрольно-надзорных мероприятий»

Вопросы защиты прав юридических лиц при проведении контрольно-надзорных

мероприятий

Issues of protecting the rights of legal entities in the course of control and supervisory

activities

Евдокимов Сергей Владимирович

Аспирант,

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-

строительный институт» (МИТУ-МАСИ) evdsv@outlook.com

Evdokimov Sergey Vladimirovich

PhD student,

Autonomous non-profit organization of higher education "Moscow Information Technology University - Moscow Institute of Architecture and Civil Engineering "

(MITU-MASI) evdsv@outlook. com

Аннотация.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий должны соблюдаться принципы законности, объективности и справедливости. Контролирующие органы не имеют права произвольно вмешиваться в деятельность юридических лиц и нарушать их права. В случае выявления нарушений, контролирующие органы должны предоставить юридическому лицу возможность устранить нарушения до принятия мер по их устранению. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с правами юридических лиц при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Описывается, какие права имеют представители юридических лиц и какие документы они должны предоставить в ходе проведения проверок. Также рассматривается вопрос об обжаловании незаконных действий контролирующих органов и последствиях для юридических лиц в случае выявления нарушений. В статье приводится анализ судебных дел, связанных с защитой прав юридических лиц при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Annotation.

The principles of legality, objectivity and fairness shall be observed in carrying out control and supervisory activities. Controlling bodies shall not have the right to arbitrarily interfere in the activities of legal entities and violate their rights. In case of detection of violations, supervisory authorities must provide the legal entity with an opportunity to eliminate violations before taking measures to eliminate them. This article deals with the issues related to the rights of legal entities in the course of control and supervisory activities. It describes what rights representatives of legal entities have and what documents they must provide during inspections. It also considers the issue of appealing against illegal actions of controlling bodies and consequences for legal entities in case of detection of violations. The article analyzes court cases related to the protection of the rights of legal entities in the course of control and supervisory activities.

Ключевые слова: контроль (надзор), контрольно-надзорные мероприятия, регуляторная гильотина, мораторий, административное давление.

Key words: control (supervision), control and supervisory measures, regulatory guillotine, moratorium, administrative pressure.

Проблема контрольно-надзорной деятельности в России является актуальной из-за большого количества контрольно-надзорных органов, которые могут препятствовать хозяйственной деятельности компаний или вмешиваться в их финансово-хозяйственную деятельность. Анализ системы государственного контроля показал, что в Российской Федерации более ста видов государственного контроля, и ежегодно проводится более миллиона проверок, но не всегда выявляются существенные нарушения [1]. Это свидетельствует о неэффективной системе отбора кандидатов для проведения контрольных мероприятий. Кроме того, нередки случаи нарушения законодательства о контрольно-надзорной деятельности и злоупотребления служебными полномочиями контролерами. Это может привести к снижению доверия к институту государственного контроля и нивелированию его предназначения как института власти, обеспечивающего законность.

Контрольно-надзорные мероприятия - это комплекс мер, направленных на контроль и надзор за деятельностью юридических лиц [2]. Они проводятся контролирующими органами с целью проверки соблюдения законодательства, правил и нормативных актов в различных сферах деятельности. Контрольно-надзорные мероприятия могут проводиться в различных сферах деятельности юридических лиц, таких как финансовая, налоговая, экологическая, техническая и другие. Они могут включать в себя проверку документации, оборудования, производственных процессов, условий труда и других аспектов деятельности юридических лиц.

Основная цель проведения контрольно-надзорных мероприятий - это обеспечение соблюдения законодательства и защита интересов государства, общества и потребителей. Кроме того, контрольно-надзорные мероприятия помогают выявлять нарушения и препятствуют незаконной деятельности юридических лиц.

Однако, при проведении контрольно-надзорных мероприятий необходимо соблюдать принципы законности, объективности и справедливости. Контролирующие органы не имеют права произвольно вмешиваться в деятельность юридических лиц и нарушать их права. В случае выявления нарушений, контролирующие органы должны предоставить юридическому лицу возможность устранить нарушения до принятия мер по их устранению.

Юридические лица имеют право на защиту своих прав и интересов в судебном порядке. В случае незаконных действий контролирующих органов юридическое лицо может обратиться в суд с иском о защите своих прав и требованием возмещения причиненных убытков.

Контрольно-надзорные мероприятия являются важным инструментом для обеспечения соблюдения законодательства и защиты интересов государства, общества и потребителей. Однако, при их проведении необходимо соблюдать принципы законности, объективности и справедливости, а юридическим лицам следует обращаться за юридической помощью и консультациями для защиты своих прав и интересов.

Контролирующие органы играют важную роль в обеспечении соблюдения законодательства и защите интересов государства, общества и потребителей. Однако, при проведении проверок они иногда допускают нарушения прав организаций. Это может быть связано с различными причинами.

Во-первых, некоторые контролирующие органы могут не иметь достаточной квалификации и опыта для проведения проверок. Они могут не знать всех нормативных актов и требований, что может привести к ошибкам при проверке. Кроме того, некоторые контролирующие органы могут быть склонны к произволу и нарушению прав организаций.

Во-вторых, некоторые организации могут не знать своих прав и обязанностей при проведении проверок. Они могут не знать, какие документы должны быть предоставлены контролирующим органам, какие права у них есть во время проверки и какие меры могут быть приняты в случае нарушений прав.

Чтобы не допустить нарушений прав при проведении проверок, контролирующие органы должны соблюдать принципы законности, объективности и справедливости. Они должны иметь достаточную квалификацию и опыт для проведения проверок и знать все нормативные акты и требования. Кроме того, они должны предоставлять организациям возможность устранить нарушения до принятия мер по их устранению.

Организации, в свою очередь, должны знать свои права и обязанности при проведении проверок. Они должны знать, какие документы должны быть предоставлены контролирующим органам, какие права у них есть во время проверки и какие меры могут быть приняты в случае нарушений прав.

Для того, чтобы не допустить нарушений прав при проведении проверок, необходимо соблюдать принципы законности, объективности и справедливости, а также знать свои права и обязанности при проведении проверок. Только тогда можно обеспечить соблюдение законодательства и защиту интересов государства, общества и потребителей без нарушения прав организаций.

В настоящее время контрольно-надзорные мероприятия являются неотъемлемой частью работы государственных органов, направленных на обеспечение соблюдения законодательства и защиту интересов государства, общества и потребителей. Однако, проведение таких мероприятий может сопровождаться нарушением прав организаций, что может привести к негативным последствиям.

В свете изменений, произошедших в экономике и бизнесе в начале 2020-х годов, контрольно-надзорные мероприятия стали еще более актуальными. В условиях усиления конкуренции и повышения требований к качеству продукции и услуг, государство должно обеспечивать контроль за соблюдением законодательства и защиту интересов потребителей.

Одной из основных проблем при проведении контрольно-надзорных мероприятий является недостаточная квалификация и опытность контролирующих органов. Для того чтобы избежать ошибок при проверке, контролирующие органы должны иметь достаточную квалификацию и опытность в проведении проверок. Они должны знать все нормативные акты и требования, а также соблюдать принципы законности, объективности и справедливости.

Кроме того, важно учитывать права и обязанности организаций при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Организации должны знать, какие документы должны быть предоставлены контролирующим органам, какие права у них есть во время проверки и какие меры могут быть приняты в случае нарушений прав.

В связи с изменениями в законодательстве, которые произошли в 2022 году, контрольно-надзорные мероприятия стали более прозрачными и предсказуемыми. Контролирующие органы должны предоставлять организациям возможность устранить нарушения до принятия мер по их устранению. Также были уточнены права и обязанности контролирующих органов и организаций.

Однако, несмотря на изменения в законодательстве, проведение контрольно-надзорных мероприятий может сопровождаться нарушением прав организаций. Для того чтобы обеспечить соблюдение законодательства и защиту интересов государства, общества и потребителей без нарушения прав организаций, необходимо учитывать особенности проведения таких мероприятий и соблюдать принципы законности, объективности и справедливости.

Законодатель постепенно предпринимает попытки по унификации процедуры проведения контрольно-надзорных мероприятий, далеко не все должностные лица соблюдают императивные нормы законодательства. Это, в свою очередь, несет риски для проверяемого лица с точки зрения нанесения вреда деловой репутации организации.

В рамках темы исследования следует рассмотреть вопросы защиты прав организаций в условиях объявленного Правительством Российской Федерации моратория на проведение плановых проверок, который был введен Постановлением Правительства РФ от 10.03.2023 N 372 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» [3]. Это предложение было выдвинуто в связи с тем, что проведение таких мероприятий может негативно сказаться на развитии бизнеса и экономики в целом.

Одной из основных причин, по которым рассматривается введение моратория на проверки, является необходимость снижения административного бремени на бизнес. Ранее организации часто сталкивались с большим количеством проверок со стороны контролирующих органов, что затрудняет их работу и увеличивает издержки.

Кроме того, проведение контрольно-надзорных мероприятий может привести к нарушению прав организаций и повлечь за собой негативные последствия. Например, некоторые контролирующие органы могут использовать проверки как инструмент для получения взяток или других неправомерных выгод.

Можно с уверенностью констатировать, что введение моратория на проверки в 2023 году помогло улучшить бизнес-климат в России и снизило негативное воздействие контрольно-надзорных мероприятий на экономику. Однако, с другой стороны, необходимо учитывать, что такое решение может привести к увеличению числа нарушений законодательства со стороны организаций. Поэтому, в связи с принятием решения о введении моратория на проведение проверок, необходимо разработать механизмы, которые позволят эффективно контролировать соблюдение законодательства со стороны организаций без проведения контрольно-надзорных мероприятий. Также необходимо продолжать работу по повышению квалификации и опытности контролирующих органов, чтобы они могли более эффективно выполнять свои функции при проведении проверок.

Предлагается рассмотреть статистику, опубликованную Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей [4]. Так, за 2022 год отмечается рекордно низкое количество проверок и контрольно-надзорных мероприятий в целом. Все это - результаты объявленного в 2022 году моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий (рисунок 1).

Количество проверок юридических лиц согласно данным Минэкономразвития

России

800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0

2020 2021 2022 ■ Федеральные ■ Региональные ■ Муниципальные

Рисунок 1. Количество проверок юридических лиц согласно данным Минэкономразвития России за период с

2020-2023гг.

В целом, совершенствование системы контрольно-надзорной деятельности в России является актуальной задачей, которая требует комплексного подхода и участия всех заинтересованных сторон. Необходимо создать баланс между интересами государства и бизнеса, а также обеспечить прозрачность и эффективность контрольно-надзорной деятельности для достижения общей цели - обеспечения законности и защиты прав граждан и предпринимателей. Общий анализ правового регулирования контрольно-надзорной деятельности и ее перспективного развития показывает, что главной целью является создание баланса между интересами всех участников данной системы. Для достижения этой цели предлагается внедрить систему контроля соблюдения обязательных требований, которая поможет предпринимателям избавиться от тотального контроля и оценить эффективность контрольно-надзорной деятельности с точки зрения потребителей товаров и услуг. Анализ законодательного регулирования показал, что на данный момент происходит третий этап реформы контрольно-надзорной деятельности, и Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном

I . .1.

контроле в РФ» имеет преимущества перед действующим Законом № 294-ФЗ, но остается проблема унификации понятийного аппарата в данной сфере.

Список используемой литературы:

1. Сибгатулина А.И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 5. С. 92-97.

2. Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.09.2023).

3. Постановление Правительства РФ от 10.03.2023 N 372 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.09.2023).

4. Приложение к Докладу Президенту Российской Федерации Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Индекс административного давления - 2023 URL:http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2023/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81 %Р0%В0%Р 0%В4%Р0%ВС%Р0%В8%Р0%ВР%Р0%В8%Р 1%81%Р 1%82%Р 1%80%Р0%В0%Р 1%82%Р0%В8%Р0%В2% Р0%ВР%Р0%ВЕ%Р0%В3%Р0%ВЕ %Р0%В4%Р0%В0%Р0%В2%Р0%ВВ%Р0%В5%Р0%ВР%Р0%В8%Р1% 8F.pdf (дата обращения: 20.09.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.