Научная статья на тему 'Вопросы юрисдикции в международном космическом праве'

Вопросы юрисдикции в международном космическом праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
931
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL SPACE LAW / НЕБЕСНОЕ ТЕЛО / КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPACE ACTIVITY / ГОСУДАРСТВО / НАБЛЮДЕНИЕ / MONITORING / GLOBE / STATEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Губанова А.И., Сафронов В.В.

В данной статье идет речь о государственном контроле над космической деятельностью, о праве посещения как о способе осуществления контроля над космической деятельностью, о формировании системы международного контроля над космической деятельностью, о методах осуществления контроля над космической деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF JURISPRUDENCE IN INTERNATIONAL SPACE LAW

In this article it is speaking about State control of space activity, about right to visit space for monitoring space activity, about forming international control of space activity, about methods of monitoring space activity.

Текст научной работы на тему «Вопросы юрисдикции в международном космическом праве»

УДК 341.229

ВОПРОСЫ ЮРИСДИКЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ

А. И. Губанова Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский институт бизнеса, управления и психологии Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, ул. Московская, 7а E-mail: hallobewohner1@gmail.com

В данной статье идет речь о государственном контроле над космической деятельностью, о праве посещения как о способе осуществления контроля над космической деятельностью, о формировании системы международного контроля над космической деятельностью, о методах осуществления контроля над космической деятельностью.

Ключевые слова: международное космическое право, небесное тело, космическая деятельность, государство, наблюдение.

QUESTIONS OF JURISPRUDENCE IN INTERNATIONAL SPACE LAW

A. I. Gubanova Scientific supervisor - V. V. Safronov

Siberian Institute of Business, Management and Psychology 7а, Moskovskaya str., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: hallobewohner1@gmail.com

In this article it is speaking about State control of space activity, about right to visit space for monitoring space activity, about forming international control of space activity, about methods of monitoring space activity.

Keywords: International space law, globe, space activity, statement, monitoring.

Космическое право - совокупность норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами (прежде всего государствами) в связи с осуществлением космической деятельности по исследованию и использованию космического пространства и устанавливающих международно-правовой режим космического пространства.

Государственный контроль над космической деятельностью.

Он предусмотрен в основополагающем документе космического права - в Договоре по космосу 1967 г.

Под понятием «юрисдикция и контроль» в широком смысле в международном космическом праве подразумевается право государства на осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти в отношении лиц и объектов, находящихся в космическом пространстве и на небесных телах.

Правовые основы реализации контроля и юрисдикции заложены в ст. VIII Договора по космосу 1967 г. « Государство - участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время нахождения их в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле» [1]. Одна из особенностей юрисдикции заключается в том, что Договор по космосу связывает осуществление контроля и юрисдикции с актом регистрации космического объекта, придавая регистрации, превалирующее значение по сравнению с другими возможными.

Право посещения как способ осуществления контроля над космической деятельностью.

Особое значение для правового режима небесных тел имеет положение относительно так называемого «права посещения». Это право предусматривается ст. XII Договора по космосу и подтверждается п. 1 ст. 15 Соглашения о Луне 1979 г.

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

Статья XII Договора по космосу устанавливает, что «все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств-участников настоящего Договора на основе взаимности» [1].

Установление таких норм в международном космическом праве связано в первую очередь с проверкой выполнения требований статей Договора по космосу 1967 г. и Соглашения 1979 г., запрещающих военную деятельность на Луне и других небесных телах [5]. Кроме того, как Договор по космосу, так и Соглашение о Луне содержат и иные предписания, обязательные для всех государств-исследователей. Поэтому право посещения должно применяться и как средство взаимного контроля за соблюдением других требований режима небесных тел.

Формирование системы международного контроля над космической деятельностью.

В уставе ООН закреплена норма, которая обязывает всех членов этой организации добровольно выполнять принятые международные обязательства [2]. Аналогичные нормы содержатся в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН и принятой Генеральной Ассамблеей ООН в октябре 1970 г., а также в Заключительном акте общеевропейского совещания 1975 г. Вместе с тем, государства прибегают к поиску различных мер, обеспечивающих соблюдение международных обязательств. В связи с этим в международном праве все более широкое распространение получает институт контроля, применяемый в отношениях между государствами, как одна из гарантий выполнения принятых обязательств.

В какой правовой форме может осуществляться организация и регулирование деятельности международной космической контрольной службы? Анализ международных договоров показывает, что в основе осуществления международного контроля лежат общие принципы и нормы международного права и специальные принципы.

Научно-технический прогресс оказывает непосредственное влияние на правовые вопросы осуществления контроля, что требует учета при рассмотрении проблемы правомерности использования в этих целях национальных технических средств. Применение технических средств, включая космические, влияет на формирование международно-правовых норм.

Чтобы составить более полное представление о том, что вкладывается в понятие «международного контроля» и в чем заключается деятельность контрольных органов, необходимо прежде всего рассмотреть цели осуществления контроля. Применительно к международным отношениям цель контроля состоит в том, чтобы путем специально организованной проверки убедиться, насколько соответствуют действия субъектов международного права обязательствам по договорам и способствовать их выполнению.

Необходимо учитывать, что сам факт установления контроля государствами не гарантирует полного соблюдения законности в международной жизни всеми членами международного сообщества. Контроль является лишь одной из серии мер, направленных на обеспечение выполнения международных соглашений.

По форме международный контроль подразделяется на:

1) создание контрольных органов в рамках международных организаций; 2) учреждение государствами специально создаваемых международных контрольных органов; 3) контроль национальными органами и средствами; 4) сочетание международных процедур и национальных органов (средств) проверки соблюдения государствами принятых обязательств.

Основные принципы и нормы международного права имеют универсальный характер и составляют основу взаимоотношений государств. Они применимы ко всем видам межгосударственного общения и представляют собой критерий законности всех других норм, вырабатываемых государствами в сфере международных отношений. Это такие общие установления, которые не могут быть отменены никакими установлениями специального характера.

При создании органов контроля и определении методов его осуществления важным является безусловное соблюдение принципа суверенного равенства государств. Использование государствами односторонних преимуществ в ходе контрольной деятельности или произвольная подмена международных органов контроля национальными противоречит принципу суверенного равенства государств, а поэтому такая деятельность является неправомерной.

Соблюдение государствами такого принципа международного права, как добросовестное выполнение международных обязательств является необходимым условием создания благоприятной, доброжелательной атмосферы, способствующей укреплению взаимного доверия между участниками соглашений.

Таким образом, главным критерием правомерности международного космического контроля является соответствие деятельности его органов основным принципам и нормам международного космического права, а также международного публичного права, включая Устав ООН.

Возникает вопрос, как же должны поступать контрольные органы в случае установления ими нарушений международных договоров, допущенных субъектами международного космического права на небесных телах? Анализ международной практики показывает, что о результатах своей деятельности контрольные органы, прежде всего, информируют соответствующие международные организации и заинтересованные правительства. В последующем контрольный орган может вырабатывать и предлагать субъектам международного космического права рекомендации по устранению нарушений международных обязательств. Если же государства не желают устранить допущенные ими нарушения, то они несут соответствующую ответственность по международному праву [3].

Итак, мы приходим к выводу, что орган по осуществлению международного космического контроля не должен никоим образом быть своеобразным подобием «космической полиции», которая могла бы применить и силовые методы решения возникающих проблем. Орган космического контроля - это прежде всего наблюдательный, информирующий орган.

Методы осуществления контроля над космической деятельностью.

При создании международной организации по осуществлению космического контроля в космическом пространстве и на небесных телах с неизбежностью встанет вопрос о методах контрольной деятельности. Реализация контроля может осуществляться такими методами как: представление отчетов, докладов, обмен информацией, инспектирование на месте, установление контрольных постов, проведение консультаций, рассмотрение жалоб, изучение передаваемой телеметрической информации по каналам связи и т. д. [2].

Ведущим же методом контроля над всей космической деятельностью, по нашему мнению, станет метод наблюдения. Наблюдение может вестись уполномоченными на то лицами (инспекторами, наблюдателями, контрольными постами и др.). Для ведения наблюдения могут использоваться воздушные и космические летательные аппараты, планетоходы.

Специальные полномочия инспекторов, наблюдателей контрольной службы должны быть детально предусмотрены соглашением, регулирующим данную деятельность. Так, должны быть оговорены права инспекторов по их доступу к проверяемым объектам. Время и порядок проведения таких проверок, право ознакомления с документацией проверяемой исследовательской партии, право снятия информации со специальных приборов и др. Также необходимо предусмотреть и права государств-исследователей, деятельность которых проверяется контрольным органом.

Ведение сплошного и постоянного наблюдения может вестись спутниками, выводимыми на орбиту небесного тела Солнечной системы. Их основная задачей будет идентификация космического объекта, действия которого причиняют ущерб кому-либо из государств-исследователей, либо нарушают нормы международного космического права.

На сегодняшнем этапе развития космического права заложены основы осуществления международного контроля в космосе и идентификации космических объектов, которые определяются положениями Конвенции о регистрации 1975 г. [4].

Библиографические ссылки

1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 1967 // СДД СССР. Вып. XXV. С.41-45.

2. Пирадов А. С. Международное космическое право. М. : Международные отношения. 1985.

205 с.

3. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. 1972 // СДД СССР. Вып. XXIX. С. 95-101.

4. Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство. 1975 // СДД СССР. Вып. XXXIV. С. 442-446.

5. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. 1979 // Международное космическое право. М., 1987. С. 52-62.

© Губанова А. И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.