УДК 341.229
ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМОСА В ВОЕННЫХ ЦЕЛЯХ
А. А. Гостев Научный руководитель - В. В. Сафронов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Раскрывается правовое регулирование использования военных ресурсов в космосе. Особое внимание уделяется рассмотрению правового контроля размещения и использования военных объектов в космическом пространстве, использованию различных космических тел и космических объектов государствами в военных целях.
Ключевые слова: космическое пространство, международное космическое право, космические объекты естественного происхождения, искусственные космические объекты, оружие массового поражения, военные ресурсы, военные объекты, космос.
THE PROBLEM OF USING SPACE FOR MILITARY PURPOSES
A. A. Gostev Scientific supervisor - V. V. Safronov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Article is directed on disclosure of legal regulation of using military recourses in space. The special attention is paid to consideration of a legal control and use of military objects in space, as well as using various space bodies and space objects by the states in military purposes.
Keywords: outer space, international space law, space objects of natural origin, artificial space objects, weapons of mass destruction, military resources, military objects, space.
С начала освоения космоса во времена холодной войны, СССР и США рассматривали космическое пространство как один из наиболее важных и перспективных стратегических ресурсов. Политическое противоборство двух держав катализировало процесс изучения космического пространства для его использования в военных целях. Очевидно, что данные исследования породили ряд проблем, в том числе и правового характера.
По мере развития космических технологий был выработан ряд правовых норм, международных договоров и иных нормативно-правовых актов, связанных с проведением деятельности военного характера в космическом пространстве. Это в большинстве своём нормы, целью которых являлось недопущение превращения космоса в зону международных конфликтов, предотвращение гонки вооружений в космосе.
Первым принятым договором, регулирующим подобные отношения, является Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года, заключенный между СССР и США. Более многогранным является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (или Договор о космосе), принятый в 1967 году. Данный договор установил частичную демилитаризацию космоса и полную демилитаризацию Луны и других небесных тел. В Договоре декларируется обязательство по поддержанию международного мира и безопасности. В военном аспекте использования космического пространства установлены многочисленные ограничения, но запрета военной деятельности в целом нет. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых видов оружия и проведение военных маневров, военное или иное враждебное использование средств воздействия на природную среду и на кос-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
мическое пространство. При этом предусмотрено то, что государства в соответствии с нормами и принципами международного и космического права могут дополнить эти запреты и ограничения. Наиболее далеко идущие запреты в области военного использования космического пространства распространяются на Луну и другие небесные тела, которые в соответствии с положениями Договора по космосу, должны использоваться «исключительно в мирных целях», где исключается любая деятельность военного характера [3]. Военное воздействие допускается в том случае, если военные ресурсы или персонал будут использованы в мирных целях.
С развитием технологии и науки начался процесс глобализации, и человечество обратило своё внимание на глобальные проблемы человечества, связанные с природной средой. Поэтому в 1977 году была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования воздействия на природную среду.
Особое место среди этих соглашений занимал и Договор по ПРО, который не только был одним из важнейших для ограничения гонки стратегических наступательных и оборонительных вооружений, но и сдерживал милитаризацию космического пространства [1, с. 191].
Можно выделить также двусторонние и многосторонние международные отношения, которые включают в себя косвенные ограничения военной деятельности в космосе [3]. Таким образом, в статье IX Договора о космосе предусматривается проведение консультаций между государствами в случае, если запланированная государством деятельность может создать помехи мирному использованию космического пространства.
Данные договоры достаточно тщательно регулируют военную деятельность в космическом пространстве. Тем не менее, договоры охватывают лишь часть аспектов военной деятельности, и при этом ряд важных методов использования даже не рассмотрен. Данные упущения являются крайне важными, поскольку именно они позволяют обойти уже созданные правовые нормы. К этой «серой зоне» можно отнести следующие аспекты:
- создание, испытание и развертывание противоспутникового оружия;
- проведение военно-прикладных экспериментов в космосе;
- создание и развертывание в космосе средств оптикоэлектронного и радиоэлектронного подавления;
- создание и развёртывание в космосе оружия, основанного на новых физических принципах;
- создание и развёртывание в космосе оружия, которое не может быть отнесено к ОМП (Оружия массового поражения), основанного на новых физических принципах, и направленного на поражение объектов в космосе, в атмосфере Земли и на ее поверхности [3].
Именно разработка механизма международно-правового регулирования третьей, так называемой «серой зоны», военно-космической деятельности является наиболее приоритетной задачей в настоящее время.
В принятых договорах использование космоса рассматривается в основном для целей агрессии, но не обороны. Применение ударных космических систем, впрочем, запрещено не полностью, так как в соответствии с Уставом ООН и принципами международного права применение вооруженных сил может быть оправдано при наличии следующих оснований: во-первых, если эти силы направлены на отражение агрессии другого государства; во-вторых, по специальному решению СБ ООН при единогласии большинства постоянных членов и квалифицированного большинства в общем составе СБ; в-третьих, при получении просьбы поддержки в соответствии с целями и принципами Устава ООН в действиях против насильственных мер и в сопротивлении насильственным действиям, лишающим народы принципа равноправия и самоопределения. Таким образом, использование космоса в целях обороны возможно, но существующие нормы не предусматривают заблаговременного размещения средств обороны в космосе.
Существует ещё несколько проблем, связанных с самими договорами. Во-первых, очевидно то, что обязательства, предусмотренные в указанных выше договорах, распространяются только на их участников, а также отсутствуют какие-либо межгосударственные правила и нормы применения санкций (при необходимости даже силы под эгидой ООН) за их нарушение. Не существует даже понятийного аппарата. Во-вторых, правовые ограничения договоров практически не относятся к обеспечивающим космическим системам, поскольку эти системы по своему определению не являются дестабилизирующими вооружениями [2].
На данный момент в космическом пространстве не размещено никаких видов оружия, однако куда более важной для международного космического права задачей является предотвращение превращения космоса в сферу оружейного противоборства. Очевидно, что пресечение размещения ору-
жия в космическом пространстве будет в данном случае более эффективно, чем сокращение и ликвидация уже размещённого и развёрнутого оружия.
Таким образом, правовое регулирование использования космического пространства в военных целях нельзя назвать всеобъемлющим, однако наличие пробелов в данном регулировании обусловлено высокими темпами исследования космического пространства. Поэтому наиболее важной проблемой, требующей внимания, является своевременная разработка и принятие новых норм международного космического права для расширения международного сотрудничества и мирного исследования и использования космического пространства, а также разработка понятийного аппарата. Немаловажной также является проблема контроля размещения и использования ОМП в космосе. Возможным решением данной проблемы может являться создание единого международного центра, занимающегося наблюдением и контролем за деятельностью государств в данной сфере. Эффективная деятельность данного центра могла бы быть достигнута путём размещения в центре представителей государств-участников договоров, а также СБ ООН, которые бы наиболее оперативно выявляли возможные нарушения и принимали решения по использованию космоса в целях обороны.
Библиографические ссылки
1. Антонов А. И. Международно-правовое регулирование военно-космической деятельности // Вестник МГИМО. 2012. № 4(25). С. 190-196.
2. Концепции: космос и право [Электронный ресурс]. URL: http://www.vko.ru/koncepcii/ kosmos-i-pravo (дата обращения: 25.03.15).
3. О проблематике предотвращения размещения оружия в космическом пространстве. Подходы Российской Федерации к военной деятельности в космосе [Электронный ресурс]. URL: http://www.armscontrol.ru/course/lectures04a/apb040317.htm (дата обращения: 25.03.15).
© Гостев А. А., 2015