Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ'

ВОПРОСЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЙ КЛИМАТ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Т.А.

в статье анализируются проблемы инвестиционной привлекательности региона и ее взаимосвязь с региональной налоговой политикой на примере Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сорокина Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF INTERRELATION OF TAX POLICY AND INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE KRASNOYARSK TERRITORY

the article analyzes the problems of the investment attractiveness of the region and its relationship with the regional tax policy on the example of the Krasnoyarsk Territory.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВОПРОСЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Сорокина Т.А. Email: Sorokina6121@scientifictext.ru

Сорокина Татьяна Александровна - магистрант, кафедра учета, финансов и экономической безопасности, экономический факультет, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М. Ф. Решетнева,

г. Красноярск

Аннотация: в статье анализируются проблемы инвестиционной привлекательности региона и ее взаимосвязь с региональной налоговой политикой на примере Красноярского края.

Ключевые слова: инвестиционный потенциал региона, инвестиции в основной капитал, налоговая политика, налоговый климат, налоговые доходы бюджета.

ISSUES OF INTERRELATION OF TAX POLICY AND INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE KRASNOYARSK TERRITORY Sorokina T.A.

Sorokina Tatyana Alexandrovna - master Student, DEPARTMENT OF ACCOUNTING, FINANCE AND ECONOMIC SECURITY, FACULTY OF

ECONOMICS,

SIBERIAN STATE UNIVERSITY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY ACADEMICIAN NAMED AFTER M.F. RESHETNEV, KRASNOYARSK

Abstract: the article analyzes the problems of the investment attractiveness of the region and its relationship with the regional tax policy on the example of the Krasnoyarsk Territory.

Keywords: investment potential of the region, investment in fixed assets, tax policy, tax climate, tax revenues of the budget.

Инвестиционная привлекательность региона представляет собой количественную интегральную характеристику региона страны в рамках формирования его инвестиционного климата. Он характеризуется уровнем развития инвестиционной инфраструктуры, наличием и реализацией возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и прочих факторов, которые значительно влияют на доходность инвестиций и уровень инвестиционных рисков [1, c. 19].

Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности региона осуществляется с учетом положений государственной региональной политики в рамках экономической политики государства.

В последнее время большую актуальность приобрела проблема создания эффективной системы управления инвестиционной активностью территории как важнейшей составной части действующего инвестиционного процесса.

В данном процессе управления экономическим развитием региона важна разработка таких критериев оценки эффективности применяемых мер налоговой политики в регионе, которые легко позволят понять насколько тесная и рациональная

связь между налоговыми инструментами и величиной инвестиционного потенциала региона.

Стратегическая цель региональной налоговой политики может быть определена как повышение производственно-финансового потенциала региона путем увеличения региональных доходов при условии сохранения темпов социально-экономического роста; реализация налоговых мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционного развития в регионе.

Региональные особенности налоговой политики должны быть органически увязаны с производственно-инвестиционным потенциалом территории, что формирует созидательный импульс для регионального социально-экономического развития.

Эффективная налоговая политика способствует формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе путем вовлечения в экономику дополнительных средств. Развитие инвестиционного потенциала региона и возможность качественной модернизации промышленного комплекса региональной экономики зависит от методов проведения налоговой политики. В свою очередь, повышению налогового потенциала региона будет способствовать вовлечение в экономику дополнительных инвестиций, которые направятся на предотвращение износа основного капитала [2, а 261].

Анализ влияния налоговой политики на региональные инвестиционные процессы показывает, что она в недостаточной степени направлена на решение данной проблемы. Теоретическое обоснование и практическое применение методов налогового регулирования инвестиционной активности весьма важно для создания благоприятного инвестиционного климата в экономике [3, а 81].

Таким образом, инвестиционная привлекательность региона понимается как совокупность объективных свойств и условий осуществления инвестиций для отдельного инвестора в рамках его интересов на территории конкретного региона [4].

Налоговый климат влияет на финансовое положение хозяйствующих субъектов (в том числе на инвестиционные возможности субъекта) и обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня. Налоговый климат является тем показателем инвестиционной привлекательности территории, на который обращают внимание не только реальные, но и потенциальные инвесторы.

Оценка экономической эффективности должна способствовать оптимизации перечня действующих региональных налоговых льгот и обеспечению оптимального выбора объектов для предоставления государственной поддержки в форме налоговых льгот на уровне региона.

Участие государства в регулировании инвестиционной активности осуществляется с помощью таких инструментов налоговой политики, воздействующих на процессы инвестирования, как налоговые ставки и налоговые льготы, методы амортизации и др.; высвободившиеся финансовые ресурсы могут пойти на расширение, модернизацию и обновление производства.

При разработке мер налоговой политики, направленных на регулирование инвестиционной активности, важно предусмотреть систему гарантий использования полученных финансовых ресурсов (или их части) на установленные государством цели, прежде всего на инвестиционно-инновационное развитие.

Государство проводит активную амортизационную политику, способствуя перемещению денежных средств в амортизационный фонд, с целью модернизации и обновления производства и основных фондов, что существенно влияет на инвестиционную активность. Для усиления целевого использования амортизационных отчислений на инвестиции в основной капитал, целесообразно ввести систему ответственности и штрафы при нецелевом использовании амортизации.

В целях повышения инвестиционной активности необходима модернизация такого важного налогового рычага инновационного как инвестиционный налоговый кредит с использованием предложенных мероприятий.

Если государство использует такие инструменты налогового регулирования, как инвестиционный налоговый кредит, налоговые «каникулы», налоговые вычеты и др., что может служить толчком (средством) для развития производства, то этим оно стимулирует инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. Если же государство желает ограничить объемы инвестиций в экономику региона или отрасли, то оно применяет инструменты налогового регулирования, которые увеличивают налоговую нагрузку (увеличивает налоговые ставки, отменяет инвестиционные налоговые льготы, вводит авансовые платежи по налогам, увеличивает количество налогов и т.д.) [5, с. 68].

В таблице 1 показана динамика ВРП, доходов бюджета и объемов инвестирования в экономику Красноярского края.

Таблица 1. Динамика экономических показателей развития Красноярского края за 2016 - 2020

гг., млрд руб. [6], [7]

Показатели 2016 2017 2018 2019 2020 Абсо л. изм. Темп прироста, %

общий средн ий

Объем ВРП в текущих ценах, млрд. руб. 1821, 9 1977, 0 2374, 8 2692, 2 2361 539,1 29,6% 6,7%

Доходы консолидированного бюджета Красноярского края, млрд. руб. 262,9 285,9 326,1 381,1 394,8 131,9 50,2% 10,7%

из них налоговые доходы 186,9 198,8 225,6 280,1 266,6 79,7 42,6% 9,3%

Объем реальных инвестиций в основной капитал, млрд. руб. 425,9 420,9 421,8 436,4 478,6 52,7 12,4% 3,0%

Количество зарегистрированны х организаций, тыс. ед. 79,0 А 76 ,1 А 74 ,2 А 67 ,6 А 61 ,8 А - 17,2 А - 21,8% А - 6,0%

Как видно из данных табл. 1, за период 2016 - 2020 гг. в Красноярском крае отмечается рост объема валового регионального продукта в текущих ценах за 29,6%, в среднем за год рост составил 6,7%. Доходы бюджета края выросли за период на 50,2%, в том числе налоговые поступления - на 42,6%. При это объем реальных инвестиций в экономику Красноярского края увеличились на 12,4%, а число зарегистрированных предприятий сократилось на 21,8%. Это указывает на недостаточную инвестиционную привлекательность региона, так как сокращается предпринимательская активность и объем инвестирования отстает от роста экономики.

Для усиления позиций Красноярского края в экономике государства необходимо привлечение новых инвестиций, развитие новых и поддержка существующих производств и организаций сферы услуг.

Список литературы /References

1. Агаева Л.К. Инвестиционная привлекательность региона: учеб. пособие / Л.К. Агаева, В.Ю. Анисимова. Самара: Издательство Самарского университета, 2018.

2. Александров Г.А., Скворцова Г.Г., Павлова Е.В. Роль налоговой политики в формировании инвестиционного климата региона // ПСЭ, 2014. №2 (50). С. 261265.

3. Жадан А.Э. Налоговое регулирование как инструмент повышения инвестиционной привлекательности региона // Экономика и бизнес: теория и практика, 2016. № 4. С. 81-88.

4. Михайлова Э.А. Основы формирования инвестиционной привлекательности территории // Современные научные исследования и инновации, 2019. № 4. С. 24.

5. Рустамзаде М.Н. Проблемы налогового стимулирования инвестиционной деятельности в России // Проблемы Науки, 2017. № 15 (97). С. 66-69.

6. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакассия и Республике Тыва. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://krasstat.gks.ru/folder/27085/ (дата обращения: 17.01.2022).

7. Официальный сайт Министерства экономики и регионального развития Красноярского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://econ.krskstate.ru/ (дата обращения: 17.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.