Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ[11] » С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ'

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ[11] » С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИМУЩЕСТВО / НАЛОГ / ЗАТРАТЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЛИЗИНГ / АМОРТИЗАЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОАО «РЖД» / ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ДИРЕКЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стецюк Н.М., Костюк Я.И.

В статье акцентируется внимание на два взаимосвязанных процесса - создание потенциала для увеличения объёма инвестиций и оптимизацию налоговых выплат. Объект исследования - Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Актуальность выбора объекта [12] заключается в том, что в настоящее время собственные инвестиционные источники компании имеют тенденцию к снижению, что затрудняет реализацию долгосрочной инвестиционной программы, утвержденную распоряжением Правительства РФ. Одно из направлений для решения проблемы - это снижение налоговой нагрузки. Цель - разработка и обоснование предложений по формированию источников финансирования инвестиций за счёт инструментов по снижению налоговой нагрузки. Задачи: 1) обоснование целесообразности применения договора лизинга с зачислением имущества на баланс лизингополучателя и нелинейного метода начисления амортизации в ОАО «РЖД»; 2) разработка предложений по введению налоговых льгот для ОАО «РЖД» и его филиалов с учетом региональной составляющей. Информационная база: законодательные акты, нормативные документы РФ и Хабаровского края; консолидированная финансовая отчетность ОАО «РЖД» и его дочерних компаний [13] ; статистическая отчетность Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД»; программные документы правительства РФ [14] и Хабаровского края. Теоретическая база: работы российских и зарубежных авторов по исследуемому вопросу. Практическая значимость: результаты исследования направлены на оптимизацию отчислений по налогу в сфере железнодорожного транспорта России. В то же время описанные инструменты могут применяться для тех же целей в организациях других отраслей экономики, имеющих на балансе значительное количество движимых и недвижимых объектов с длительным сроком использования. Научная новизна: сформулированы и обоснованы направления по формированию дополнительных источников финансирования инвестиций для ОАО «РЖД» посредством оптимизации налоговой нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE TAX LOAD OF JSC "RUSSIAN RAILWAYS" IN ORDER TO CREATE ADDITIONAL SOURCES OF INVESTMENT FINANCING

In the article focuses on two interrelated processes - building the capacity to increase investment and optimization of tax payments. Studied object - Open Joint Stock Company "Russian Railways" (next - JSC "Russian Railways"). The reason for choosing an object is that, the company's own investment sources tend to decrease at this moment, so that makes it difficult to implement the long-term investment program approved by the decree of the Government of the Russian Federation. One of the ways to solve the problem is to reduce the tax burden. Purpose - development and justification of proposals for the formation of sources of investment financing at the expense of tools to reduce the tax burden. Task’s: 1) justification of the expediency of applying a leasing agreement with the transfer of property to the lessee's balance sheet and the use of a non-linear depreciation method in JSC "Russian Railways"; 2) development of proposals for the introduction of tax benefits for JSC "Russian Railways" and its branches, taking into account the regional component. Information base: legislative acts, regulatory documents of the Russian Federation and the Khabarovsk Territory; consolidated financial statements of JSC "Russian Railways" and its subsidiaries; statistical reporting of the Far Eastern Directorate of Infrastructure - a structural subdivision of the Central Directorate of Infrastructure - a branch of JSC "Russian Railways"; program documents of the Government of the Russian Federation and the Khabarovsk Territory. Theoretical base: works of Russian and foreign authors on the issue under study. The practical significance of the study lies in the fact that its results are aimed at optimizing property tax deductions in the field of railway transport in Russia. At the same time, the described tools can be used for the same purposes in organizations of other sectors of the economy that have a significant number of movable and immovable objects with a long period of use on the balance sheet. Scientific novelty: directions for the formation of additional sources of investment financing for JSC "Russian Railways" by optimizing the tax burden were formulated and justified.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ[11] » С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ»

УДК: 65; 330.322

DOI: 10.51965/20767919_2022_2_1_212

Стецюк Н.М., Костюк Я.И. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Stetsuk N.M., Kostyuk Yu.I.

OPTIMIZATION OF THE TAX LOAD OF JSC "RUSSIAN RAILWAYS" IN ORDER TO CREATE ADDITIONAL SOURCES OF INVESTMENT FINANCING

Ключевые слова: инвестиции, имущество, налог, затраты, оптимизация, лизинг, амортизация, налоговые льготы, железнодорожный транспорт, ОАО «РЖД», Дальневосточная дирекция инфраструктуры.

Keywords: investments, property, property, expenses, optimization, leasing; depreciation, tax incentives, railway transport, Russian Railways JSC, Far Eastern Infrastructure Directorate.

Аннотация: в статье акцентируется внимание на два взаимосвязанных процесса -создание потенциала для увеличения объёма инвестиций и оптимизацию налоговых выплат. Объект исследования - Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Актуальность выбора объекта заключается в том, что в настоящее время собственные инвестиционные источники компании имеют тенденцию к снижению, что затрудняет реализацию долгосрочной инвестиционной программы, утвержденную распоряжением Правительства РФ. Одно из направлений для решения проблемы - это снижение налоговой нагрузки.

Цель - разработка и обоснование предложений по формированию источников финансирования инвестиций за счёт инструментов по снижению налоговой нагрузки.

Задачи:

1) обоснование целесообразности применения договора лизинга с зачислением имущества на баланс лизингополучателя и нелинейного метода начисления амортизации в ОАО «РЖД»;

2) разработка предложений по введению налоговых льгот для ОАО «РЖД» и его филиалов с учетом региональной составляющей

Информационная база: законодательные акты, нормативные документы РФ и Хабаровского края; консолидированная финансовая отчетность ОАО «РЖД» и его дочерних компаний; статистическая отчетность Дальневосточной дирекции инфраструктуры -структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД»; программные документы правительства РФ и Хабаровского края.

Теоретическая база: работы российских и зарубежных авторов по исследуемому вопросу.

Практическая значимость: результаты исследования направлены на оптимизацию отчислений по налогу в сфере железнодорожного транспорта России. В то же время описанные инструменты могут применяться для тех же целей в организациях других отраслей экономики, имеющих на балансе значительное количество движимых и недвижимых объектов с длительным сроком использования.

Научная новизна: сформулированы и обоснованы направления по формированию дополнительных источников финансирования инвестиций для ОАО «РЖД» посредством оптимизации налоговой нагрузки.

Abstract: in the article focuses on two interrelated processes - building the capacity to increase investment and optimization of tax payments. Studied object - Open Joint Stock Company "Russian Railways" (next - JSC "Russian Railways"). The reason for choosing an object is that, the

company's own investment sources tend to decrease at this moment, so that makes it difficult to implement the long-term investment program approved by the decree of the Government of the Russian Federation. One of the ways to solve the problem is to reduce the tax burden.

Purpose - development and justification of proposals for the formation of sources of investment financing at the expense of tools to reduce the tax burden.

Task's:

1) justification of the expediency of applying a leasing agreement with the transfer ofproperty to the lessee's balance sheet and the use of a non-linear depreciation method in JSC "Russian Railways";

2) development of proposals for the introduction of tax benefits for JSC "Russian Railways" and its branches, taking into account the regional component.

Information base: legislative acts, regulatory documents of the Russian Federation and the Khabarovsk Territory; consolidated financial statements of JSC "Russian Railways" and its subsidiaries; statistical reporting of the Far Eastern Directorate of Infrastructure - a structural subdivision of the Central Directorate of Infrastructure - a branch of JSC "Russian Railways"; program documents of the Government of the Russian Federation and the Khabarovsk Territory.

Theoretical base: works of Russian and foreign authors on the issue under study.

The practical significance of the study lies in the fact that its results are aimed at optimizing property tax deductions in the field of railway transport in Russia. At the same time, the described tools can be used for the same purposes in organizations of other sectors of the economy that have a significant number of movable and immovable objects with a long period of use on the balance sheet.

Scientific novelty: directions for the formation of additional sources of investment financing for JSC "Russian Railways" by optimizing the tax burden were formulated and justified.

1. Обоснование предложений по формированию дополнительных источников финансирования инвестиций для ОАО «РЖД»

Согласно федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», к инвестициям следует относить денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [7].

К финансовым источникам инвестиций обычно относят: прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятий; амортизационные отчисления; некоторые виды задолженности (по оплате труда, расчетам с дочерними компаниями, отчислениям во внебюджетные фонды РФ и др.); доходы от продажи акций; вклады учредителей; целевое финансирование; государственные займы; банковские кредиты и пр. Для предприятий, на балансе которых находятся значительные объемы внеоборотных активов (по

стоимости и количеству), считаем целесообразным рассмотреть вариант формирования дополнительных инвестиционных источников за счет денежных средств, высвобожденных в результате мероприятий по оптимизации налоговых платежей или полученных введением налоговых льгот, в том числе по налогу на имущество [4].

Объектом для проведения исследования стало открытое акционерное общество «Российские железные дороги»

(ОАО «РЖД»). Причина выбора данной компании заключается в том, что в настоящее время её собственные инвестиционные источники имеют тенденцию к снижению, что затрудняет реализацию долгосрочной инвестиционной программы, утвержденную распоряжением Правительства РФ. В частности, по мнению О.В. Белозерова, собственные инвестиционные ресурсы компании в 2020 г. сократились на 550 млрд руб., а ожидаемые потери к 2025 г. составят 1,1 трлн руб. [1, 8].

В данной статье предлагается сделать акцент на оптимизацию налоговых выплат Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Цен-

тральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО «РЖД» (далее - ДДИ_ЦДИ_РЖД) в силу следующих фактов:

1) механизм формирования расходов и доходов ОАО «РЖД» имеет индивидуальные особенности [5, 9, 10, 14];

2) в структуре расходов ДДИ_ЦДИ_РЖД (по эксплуатационной и прочим видам деятельности), в силу отраслевой специфики и их функционального назначения, существенную долю составляет региональный налог на имущество (табл. 1)1;

3) денежные средства, которые будут высвобождены в результате оптимизации по налогу на имущество от каждого из структурных подразделений, в совокупности по компании (ОАО «РЖД»), могут быть использованы как дополнительный источник инвестиций для реализации долгосрочной инвестиционной программы.

В таблице 1 представлена информация, которая позволила определить участие ДДИ_ЦДИ_РЖД в общей величине налоговых поступлений в Дальневосточном федеральном округе (далее - ДФО) по налогу на имущество.

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Итого прочие расходы от эксплуатационной и прочих видов деятельности ДДИ ЦДИ РЖД, тыс. руб., в том числе: - налог на имущество ДДИ ЦДИ РЖД, тыс. руб. 4349939 5580611 6737797

1743368 2509952 3481106

Доля налога на имущество в структуре прочих расходов от эксплуатационной и прочих видов деятельности ДДИ ЦДИ РЖД, % 40,1 45,0 51,7

Величина налога на имущество ДФО (республика Саха (Якутия); края: Приморский и Хабаровский; области: Амурская, Сахалинская и Еврейская автономная), тыс. руб. 34707210 41334062 44953452

Доля ДДИ ЦДИ РЖД в структуре налоговых отчислений субъектов ДФО по имуществу, % 5,023 6,072 7,744

Таблица 1 - Доля ДДИ_ЦДИ_РЖД в структуре налоговых поступлений субъектов ДФО по налогу на имущество

Примечание: выбор указанного периода для исследования обусловлен тем, что ДДИ_ЦДИ_РЖД - это структурное подразделение филиала ОАО «РЖД», следовательно, публичность информации не является обязательной. Статистические данные, максимально приближенные к текущему моменту, недоступны.

Во временном интервале 20132021 гг., налоговые ставки (согласно Налоговому кодексу РФ) в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их технологической частью (железнодорожных путей общего пользования), не могли превышать:

1 Структура расходов Дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» представлена статьями: специфическими (прямыми производственными); общепроизводственными; общехозяйственными без содержания аппарата управления; прочими; текущим налогом на прибыль и расходами по уплате штрафных санкций. в 2013 году - 0,4%; 2014 и 2015 годах - 0,7%; 2016 и 2017 годах - 1%;

2018 и 2019 годах - 1,3%;

2020 и 2021 годах - 1,6% [6].

Также в письме Департамента налоговой политики Министерства финансов России от 30 апреля 2020 г. № 03-05-0501/35445 указывалось о сохранении в отношении объектов железнодорожной инфраструктуры ставки налога на имущество в размере 1,6% на бессрочной основе с 2021 года1.

1 Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30.04.2020 г. № 03-05-0501/35445 «О рассмотрении предложения о сохранении в отношении объектов железнодорожной инфраструктуры налоговой ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,6% на

Однако, данный налог относится к категории региональных и, следовательно, субъекты РФ с 2022 г. получают право, самостоятельно определять величину налоговых отчислений, но не выше указанных в Налоговом кодексе РФ. Так в пояснительной записке к проекту закона Хабаровского края «О краевом бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг.» в отношении железнодорожных путей общего пользования зафиксировано её увеличение до 2,2%1.

Получение преференций (льгот) возможно, но объекты, облагаемые налогом, с применением в отношении них понижающих коэффициентов, должны соответствовать одному из трёх требований, отмеченных в Постановлении Правительства РФ № 1056 от 31.08.2017 г.:

1)если объект(ы) построен(ы) или приобретен(ы) в соответствии:

- с инвестиционными программами хозяйственных обществ;

- федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)»;

- государственной программой РФ «Развитие транспортной системы»;

- федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г. »;

2) если вследствие увеличения уставного капитала хозяйствующего общества объект(ы) внесен(ы) в его уставный капитал в порядке оплаты выпущенных и размещённых им (обществом) дополнительных акций;

3) если в силу заключения гражданско-правовых договоров объект(ы) пере-дан(ы) хозяйственным обществам Российской Федерации2.

бессрочной основе с 2021 года» - Режим доступа: https://www.garant.ru.

1 Пояснительная записка к проекту закона Хабаровского края «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 года»: закон субъекта федерации: (принят законод., думой Хабаровского края 19.12.2020 г. №125 (с изм. и доп., вступившими в силу с 28.07.2021 г. № 199). Режим доступа: https://minfin.khabkrai.ru.

2 О требованиях, которым должны соответствовать железнодорожные пути общего пользования и сооружения, являющиеся их неотъемлемой

Принимая во внимание объемы налоговых отчислений (рис. 1 и 2) при ставках налога соответствующих 2014-2015 годам, а также с 2021 год и далее прогнозируемые, требуется разработка мероприятий, которые позволят снизить прочие расходы в части уплаты налога на имущество. Высвобожденные денежные средства могут быть направлены на реализацию новых инвестиционных проектов или иные другие цели по развитию, что позволит получить дополнительные налоговые льготы.

2. Предложения по оптимизации налоговых платежей с целью создания дополнительных источников финансирования инвестиций для ОАО «РЖД»

Под налоговой оптимизацией, по мнению Дергачева, А.А., Зотникова, Н.З., Кура-ков, А.Л., следует понимать снижение размера налоговых обязанностей вследствие целенаправленных действий, осуществляемых налогоплательщиком, в предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов [2].

B процессе изучения проблемы выявлены три комплекса действий с целью оптимизации налоговых платежей в исследуемом объекте:

1) лизинг (финансовая аренда);

2) изменение способа начисления амортизации по приобретенному имуществу;

3) налоговые льготы.

2.1. Лизинг (финансовая аренда)

Движимое и недвижимое имущество является объектом собственности, заключения сделок купли-продажи, залоговых операций, страхования, оценки, лизинга, а также налогообложения.

Согласно ст. 19 федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)», приобретение имущества с заключением договора о лизинге, предполагает, что предмет лизинга должен перейти в собственность лизингополучателя по окончании срока договора

технологической частью, особенности исчисления налога на имущество организаций в отношении которых предусмотрены статьей 385.3 Налогового кодекса Российской Федерации: поста-новление Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 № 1056. Режим доступа: https://www.con-sultant.ru.

или до его истечения, если это предусмотрено и подписано сторонами1.

В бухгалтерском учете, имущество, которое переходит в собственность лизингополучателя, должно иметь нулевую остаточную стоимость и не отражаться в балансе, поскольку все связанные с договором лизинга затраты, включая выкупную цену имущества, предполагается, что уже списаны.

Заключение договора о лизинге возможно в двух вариантах:

1) имущество будет числиться на балансе у лизингодателя;

2) имущество будет числиться на балансе у лизингополучателя.

С целью оптимизации налоговых отчислений рассмотрим преимущества каждого варианта лизингового договора.

В первом случае, то есть если имущество будет занесено в баланс лизингодателя, то налоговые обязательства по налогу на имущество и амортизационные отчисления должна выполнять лизинговая компания. В свою очередь, лизингополучатель будет ежемесячно переводить выплаты по лизингу на прочие расходы производства и реализацию продукции. Данная трансформация приведет к снижению налоговых обязательств по владению имуществом лизингополучателя, а также будет способствовать снижению его налога на прибыль.

Во втором случае, когда имущество заносится в баланс лизингополучателя, обязательство уплаты налога на имущество и амортизационные отчисления будут уплачиваться лизингополучателем, то есть ДДИ_ЦДИ_РЖД. Преимущества данного варианта договора лизинга могут быть получены в силу применения положений Налогового кодекса РФ (ст. 259.3), согласно которому налогоплательщики (в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (лизинга)) вправе применять к основной форме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3. Следствием применения ускоренной амортизации станет снижение величины налога на имущество,

1 О финансовой аренде (лизинге): федер. закон от 19.10.1998 г. №164-ФЗ (ред. от 16.10.2017 г. № 295-ФЗ). Режим доступа: https://www.consultant.ru.

выступающее в качестве предмета договора лизинга [11, 12, 13, 15, 16].

2.2. Изменение способа начисления амортизации по приобретенному имуществу

Методы и порядок начисления амортизации по приобретенному имуществу определены нормативно-законодательной базой РФ, а именно Налоговым кодексом РФ. В частности, содержание:

1) линейного метода представлено в ст. 259.1 НК РФ;

2) нелинейного метода - в ст. 259.2 НК РФ (в целях его реализации используются нормы (КАнорм), указанные в таблице 2).

ОАО «РЖД», его филиалы и структурные подразделения реализуют методику линейного начисления амортизации. Считаем, что применение нелинейного метода начисления амортизации, в сравнении с линейным, позволит снизить налоговые выплаты по налогу на имущество организации. В качестве доказательной базы рассмотрим пример на условных данных.

Исходная информация:

1) стоимость приобретенного имущества (УИ) - 3 000 тыс. руб.;

2) срок полезного использования имущества (п) - 120 месяцев или 10 лет;

3) отчисления по налогу на имущество (с%) - 1,6%.

2.2.1. Определение величины налога на имущество при линейном методе начисления амортизации предполагает реализацию следующего алгоритма:

1) расчет ежемесячной нормы амортизации (КА) выполняется согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 259.1):

калин = 1/п >100%, (1)

Калин = 1/120 х100% = 0,83%;

2) расчет ежемесячных амортизационных отчислений (Алин):

Алин = Уи > КАлин /100%, (2)

Алин = 3000 ><0,83/100% = 25 тыс. руб.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы: постановление Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 (в ред. от 27.12.2019 г.). Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения 17 сентября 2021 г.).

Таблица 2 - Начисление амортизации имущества для нелинейного метода (составлено на основании классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы)*_

Показатель Срок полезного использования и характеристика имущества Ежемесячная норма амортизации (Кднорм)

Амортизационная группа 1 от 1 года до 2 лет включительно (недолговечное имущество) 14,3

Амортизационная группа 2 от 2 до 3 лет включительно 8,8

Амортизационная группа 3 от 3 до 5 лет включительно 5,6

Амортизационная группа 4 от 5 до 7 лет включительно 3,8

Амортизационная группа 5 от 7 до 10 лет включительно 2,7

Амортизационная группа 6 от 10 до 15 лет включительно 1,8

Амортизационная группа 7 от 15 до 20 лет включительно 1,3

Амортизационная группа 8 от 20 до 25 лет включительно 1,0

Амортизационная группа 9 от 25 до 30 лет включительно 0,8

Амортизационная группа 10 более 30 лет 0,7

3) расчет показателя среднегодовой стоимости имущества (УИсргод) выполняется согласно ст. 376 Налогового кодекса РФ (формула 3), а именно, как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1 -е число каждого месяца отчетного периода и последнее число отчетного периода, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу:

Vисргод = (Ун на 01.01 +Vи на 01.02 + . • -+Уи на 01.12 +

+Vи на 31. 12)/13 (3)

УИсргод = (3000+2975+2950+.. .+2725+ +2700)/13=2850 тыс. руб.;

4) расчет суммы налога на имущество (Ни) при ставке 1,6%:

Ни = УИсргод х с%/100%, (4)

Ни = 2850 х 1,6/100 = 45,6 тыс. руб.

Таким образом, величина налоговых отчислений, подлежащих уплате в региональный бюджет Хабаровского края, при начислении амортизации линейным методом за первый год эксплуатации единицы имущества стоимостью 3 000 тыс. руб. составит 45,6 тыс. руб.

2.2.2. Определение величины налога на имущество при нелинейном методе начисления амортизации предполагает реализацию следующего алгоритма:

1) расчет амортизационных отчислений (А нелин ), согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 259.2), выполняется ежемесячно (^ с применением утвержденных норм амортизации (КАнорм), представленных в таблице 1:

Анелинф = УИ х КАнорм/100%, (5)

Анелин (на 01.01.ХХ) = 3000x2,7/100% = = 81 тыс. руб.;

Анелин (на 01.02.ХХ) = (3000 - 81) х х2,7/100% = 78,813 тыс. руб.;

Анелин (на 01.03.ХХ) = (3000 - 81 - 78,813) х х2,7/100% = 76,685 тыс. руб.

Далее расчеты амортизационных отчислений аналогичны.

2) расчет среднегодовой стоимости имущества (УИсргод) определяется по формуле 4, однако, в отличие от линейного метода, в нелинейном к расчету по первому периоду принимается стоимость приобретения имущества за вычетом начисленной амортизации, следовательно, УИсргод составит:

УИсргод = (2919+2840,187+2 763,502+...+ +2160,107+2101,785)/13=2489,925 тыс. руб.;

3) расчет суммы налога на имущество (Ни) при ставке 1 ,6% выполняется по формуле 4:

Ни = 2489,925 > 1,6/100 = 39,899 тыс. руб.

Таким образом, при начислении амортизации нелинейным способом сумма налога, которая подлежит уплате в региональный бюджет Хабаровского края, за первый год эксплуатации единицы имущества стоимостью 3 000 тыс. руб. составит 39,899 тыс. руб. В сравнении с линейным методом отмечается снижение величины налоговых выплат в размере 5,701 тыс. руб. (45,600 - 39,899).

2.3. Налоговые льготы (по налогу на имущество)

Согласно ст. 56 Налогового кодекса РФ, льготами по налогам и сборам (налоговые льготы), признаются:

1) преимущества, которые предоставляются отдельным категориям плательщиков по налогам и сборам, в сравнении с другими плательщиками;

2) возможности для отдельных категорий плательщиков не уплачивать налог или

сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В качестве одной из целей установления налоговых льгот, в отношении конкретной организации или отрасли в целом, следует рассматривать стимулирование процессов развития бизнеса и/или инвестиционной деятельности.

К числу традиционных видов налоговых льгот относят:

1) налоговые изъятия - отдельные предметы (объекты) налогообложения, которые высвобождаются от уплаты налога на постоянной основе или на ограниченный срок;

2) скидки - вид льгот, которые снижают налоговую базу;

3) налоговый кредит - предполагает уменьшение налоговых ставок или суммы налога (налогового оклада), к его разновидностям относят:

3.1) инвестиционный налоговый кредит - это право на уменьшение налоговых выплат и начисленных процентов организациям с уплатой этих сумм поэтапно, для ор-

ганизаций, которые инвестируют денежные средства в НИОКР, техническое перевооружение своих производств, создание новых технологий или на выполнение особо важных заказов по социально-экономическому развитию региона(ов);

3.2) целевой налоговый кредит - это замещение денежной формы уплаты налога или его части натуральным исполнением, например, произведенной продукцией, оказанием услуг или выполнением работ;

3.3) отсрочка или рассрочка - реализуются изменением срока уплаты налога, но не более одного года, возможны варианты -единовременно или поэтапно;

4) налоговые каникулы - на установленный период налогоплательщик освобождается от уплаты налога.

ОАО «РЖД», в соответствии с утвержденным государством (РФ) комплексным планом по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры на 20192025 года, является активным и крупным участником в реализации инвестиционных проектов, в числе которых:

- модернизация железнодорожных магистралей и инфраструктуры;

- развитие инфраструктуры для транзитного контейнеропотока, а также пропускных и провозных способностей;

- реконструкция участков;

- расширение сети высокоскоростных магистралей;

- переход на «цифровую железную дорогу;

- повышение транспортной мобильности людей;

- и другое [3].

По базовому сценарию долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» и железнодорожного транспорта РФ до 2025 года, утвержденной в марте 2019 года, сумма инвестиций указывалась в размере 4 671,4 млрд руб. В настоящий момент времени, реализация базового сценария программы ставиться под сомнение и требует предложений по созданию потенциала к увеличению объёмов инвестиций. Пути решения сложившейся проблемы разрабатываются, например, выпуск бессрочных облигаций, которые не учитываются в объеме долговой нагрузки по правилам RAS (Rus-

sian Accounting Standarts) и IFRS (International Financial Reporting Standards), продажа активов и ряд других [1, 3, 8].

В контексте содержания статьи предлагается рассмотреть вопрос о предоставлении налоговых льгот для ОАО «РЖД», его дочерних компаний и филиалов, участвующих в реализации долгосрочной инвестиционной программы, с обязательствами направлять высвобожденные от налоговых отчислений средства на реализацию проектов.

Вопрос о предоставлении льгот для ОАО «РЖД» не является революционным. В частности, для холдинга на 2022-2024 года ставка налога на имущество стабилизирована на уровне 2020 и 2021 годов, также от Министерства финансов поступило предложение внести ряд налоговых льгот по налогу на имущество и НДС в отношении строителей, эксплуатантов и арендаторов инфраструктуры высокоскоростных магистралей.

Однако считаем, что при установлении налоговых преференций для ОАО «РЖД», его дочерних компаний и филиалов целесообразно учитывать региональную составляющую, а именно регион их размещения в совокупности с уровнем его развития и инвестиционной привлекательности. Так в депрессионных, кризисных, развивающихся регионах - снижение налога на имущество, как одного из источников регионального бюджета, нецелесообразно. В высокоразвитых и развитых (инвестиционно привлекательных) - возможно рассмотрение налоговых каникул на срок реализации долгосрочной инвестиционной программы.

3. Выводы

1. Рассмотрев два варианта применения лизинга (финансовой аренды), наиболее эффективным следует признать, тот, когда имущество числиться на балансе у лизингодателя. Именно этот вариант, в отличие от второго (когда имущество будет числиться на балансе у лизингополучателя) имеет пролонгированное действие, а именно создает потенциал к снижению величины налога на прибыль организаций.

2. Уменьшение налога на имущество возможно, если в организации заменить линейный метод начисления амортизации на нелинейный. В качестве доказательства в статье представлены примеры применения каждого метода. Расчеты показали, что переход на нелинейный метод (в сравнении с линейным) в отношении единицы имущества, приведет к снижению суммы налога на владение им.

3. Введение налоговых льгот для организаций следует рассматривать как инструмент стимулирования инвестиционной деятельности и развития бизнеса. В тоже время, налог на имущество - это источник финансовых ресурсов бюджета региона, поэтому при определении налоговых преференций необходимо учитывать уровень развития и инвестиционной привлекательности региона, в котором организация, претендующая на льготы по уплате налогов, является налогоплательщиком.

4. Следует отметить, что если в статье применение лизинга и нелинейного метода начисления амортизации с целью оптимизации налоговых обязательств доказаны расчетным способом, то вопрос о введении налоговых льгот и их видов требует дополнительных исследований с учетом конкретных факторов внутренней и внешней среды организаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. В РЖД оценили потери инвествозможностей до 2025 года в 1,1 трлн. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/06/03/2021/604342049a79475fa79b4d74. (дата обращения 25 октября 2021 г.).

2. Дергачев, А.А., Зотников, Н.З., Кураков, А.Л. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения. - М.: Дашков и Ко. 2011. - 265 с.

3. Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги до 2025 года»: распоряжение Правительства Российской Федерации от

19 марта 2019 г. № 466-р. Режим доступа: https://static.govenment.ru (дата обращения 18 сентября 2021 г.).

4. Жукова, Е.В. Актуальные вопросы учёта основных средств в НКО: износ и амортизация. / Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2020. № 1.Т 2.

5. Колодий, А.Е., Стецюк, Н.М. Факторный анализ затрат транспортных предприятий (организаций) / Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2016. Т. 2. С. 208-211.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон: (принят Гос. Думой 19 июля 2000 года №117-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2021 г.). Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения 17 сентября 2021 г.).

7. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. закон (принят Гос. Думой 15 июля 1998 года № 39-Ф3 (ред. от 25.02.1999 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 08.12.2020 г.). Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения 20 сентября 2021 г.).

8. Официальный сайт ОАО «РЖД». Инвестпроекты. Режим доступа: https://company.rzd.ru (дата обращения 18 сентября 2021 г.).

9. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 31 декабря 2010 г. № 311 г. «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества "Российские железные дороги"». Режим доступа: https://rg.ru/2011/04/20/mintrans-dok.html.

10. Стецюк, Н.М., Стецюк, А.Е. Группа "РЖД": признаки с позиций системного подхода, стандартизации и законодательной базы. Транспорт: наука, техника, управление, Научный информационный сборник. 2015. № 6. С. 3-8.

11. Bell, T., Thomas, J., 2013. Tax Benefits of Leasing. Economics Letters. Economics Letters. https://doi.org/10.1016/j.econlet.2013.05.005.

12. Chen, W., Huang, K., Ardiansyah, M., 2018. A Mathematical Programming Model for Aircraft Leasing Decisions. Journal of Air Transport Management. Vol. 69, 15-25. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2018.01.005.

13. Gerasimova, V., 2018. Role of Leasing for Sustainable Development of the Russian Economy. MATEC Web Conf., 170, 01051. https://doi.org/10.1051/matecconf/201817001051.

14. Makasheva, S., Pinchukov, P., 2016. Cost Reduction Ability by Electricity Tariff Selection for Construction Facilities Located in Non-price Areas. MATEC Web of Conferences, Vol.86. 05025. https://doi.org/10.1051/matecconf/20168605025.

15. Nechaev, A., Romanova, T., Tyapkina, M., 2018. Author's Toolkit of the State Regulation Of The Development Of Leasing. MATEC Web Conf., 212 09010. https://doi.org/ 10.1051/matecconf/201821209010.

16. Zhang, Y., Xian, J., Huang, M., 2020. Online Leasing Strategy for Depreciable Equipment Considering Opportunity Cost. Information Processing Letters. Vol. 162. https://doi.org/ 10.1016/j .ipl.2020.105981.

Дата поступления: 17.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.