Научная статья на тему 'Налоговые инструменты стимулирования инвестиций'

Налоговые инструменты стимулирования инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
INVESTMENTS / INVESTMENT INCENTIVE TOOLS / TAX INSTRUMENTS / TAX INCENTIVES / TAX PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карасевич Ирина Владимировна, Карасевич Марина Петровна, Ошкина Светлана Юрьевна, Козлова Екатерина Алексеевна

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты стимулирования инвестиционной активности субъектов хозяйственной деятельности налоговыми методами. Целью исследования определено обобщение российской практики налогового стимулирования инвестиций и обоснование направлений их применения в условиях российской экономики. Рассмотрены инструменты налогового стимулирования инвестиционной деятельности, предусмотренные российским налоговым законодательством, раскрыта их сущность и механизмы применения, отражены преимущества и недостатки, а также эффективность использования хозяйствующими субъектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карасевич Ирина Владимировна, Карасевич Марина Петровна, Ошкина Светлана Юрьевна, Козлова Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые инструменты стимулирования инвестиций»

УДК 336.025

Карасевич Ирина Владимировна, магистрант экономического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» (Россия, г. Саранск) Карасевич Марина Петровна, преподаватель, ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Темниковский сельскохозяйственный колледж» (Россия, г. Темников) Ошкина Светлана Юрьевна, магистрант экономического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет им. Н.П. Огарева» (Россия, г. Саранск) Козлова Екатерина Алексеевна, магистрант экономического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» (Россия, г. Саранск)

НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты стимулирования инвестиционной активности субъектов хозяйственной деятельности налоговыми методами. Целью исследования определено обобщение российской практики налогового стимулирования инвестиций и обоснование направлений их применения в условиях российской экономики. Рассмотрены инструменты налогового стимулирования инвестиционной деятельности, предусмотренные российским налоговым законодательством, раскрыта их сущность и механизмы применения, отражены преимущества и недостатки, а также эффективность использования хозяйствующими субъектами.

Ключевые слова: инвестиции, инструменты стимулирования инвестиций, налоговые инструменты, налоговые льготы, налоговые преференции

Karasevich Irina Vladimirovna, graduate student of the Faculty of Economics, FGBU VO "National Research Mordovian State University. N.P. Ogareva

(Russia, Saransk)

Karasevich Marina Petrovna, teacher, GBOURMSPO (SSUZ) Temnikovsky Agricultural College (Russia, Temnikov) Oshkina Svetlana Yurievna, graduate student of the Faculty of Economics, FGBU VO "National Research Mordovian State University. N.P. Ogareva

(Russia, Saransk)

Kozlova Ekaterina Alekseevna, graduate student of the Faculty of Economics, FGBU VO "National Research Mordovian State University. N.P. Ogareva

(Russia, Saransk)

TAX INSTRUMENTS FOR INVESTMENT STIMULATION

Annotation. In the article theoretical and practical aspects of stimulation of investment activity of subjects of economic activity by tax methods are considered. The purpose of the study is to generalize the Russian practice of tax incentives for investment and justify the direction of their application in the Russian economy. The instruments of tax incentives for investment activities envisaged by the Russian tax legislation are considered, their essence and application mechanisms are disclosed, advantages and disadvantages are reflected, as well as efficiency of use by business entities.

Keywords: investments, investment incentive tools, tax instruments, tax incentives, tax preferences.

В современных условиях одним из определяющих факторов поддержания стабильной динамики экономического развития и укрепления конкурентоспособности национальной экономики является стимулирование инвестиций. Значимость последнего повышается в условиях, когда инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов непосредственно

связана с внедрением инноваций. Реализация инвестиций инновационного характера является необходимым условием обеспечения экономического роста на основе технологического прорыва. Именно поэтому повышение инвестиционной активности и государственная поддержка расширения инвестиций в инновационные проекты является одной из приоритетных целей государственной инвестиционной политики в России.

В условиях экономической нестабильности инвестиционная активность снижается вследствие сокращения инвестиционных ресурсов у потенциальных инвесторов, а также ухудшения инвестиционного климата. При этом возрастает роль стимулирования инвестиционных процессов в экономике страны с помощью различных финансовых инструментов.

Следует признать, что негативные тенденции в российской экономике, наблюдающиеся в последние годы, подтверждают необходимость комплексного применения инструментов стимулирования инвестиций. Не смотря на то, что в рейтинге Doing Busines, составляемом Всемирным банком, позиция России ежегодно улучшается. За период с 2011 по 2017 г. рейтинг России повысился со 124 до 40 места, оставив позади такие страны как Турция (69 место), Израиль (52 место), Италия (50 место) [11]. По данному показателю Россия входит в число 25 стран, демонстрирующих наиболее динамичные темпы улучшения инвестиционного климата. Вместе с тем, существуют и другие оценки привлекательности российской экономики для осуществления инвестиций. В частности, в рейтинге BDO InternationalBusiness, разработанным учеными и специалистами Гамбургского института мировой экономики и аудиторской компании BDO, по критерию инвестиционной привлекательности среди 174 стран России принадлежит 100-е место [10, с. 10] и наблюдается снижение ее позиций в рейтинге, в частности, по сравнению с 94 местом в 2014 г. По оценкам составителей рейтинга, ухудшение инвестиционного климата обусловлено влиянием политических и экономических факторов, среди которых усиление административных барьеров для ведения бизнеса [10]. Следует признать, что снижение позиций России в рейтинге BDO International

Business имеет вполне реальные основания. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, за 2011-2016 гг. объем иностранных инвестиций в экономику России уменьшился в 2,4 раза, а сокращение инвестиций в основной капитал превышает 1,5 раза. Кроме того, наблюдается снижение нормы валового накопления инвестиций в основной капитал: с 20,6% в 2010 г. до 19,5% - в 2015 г.[9].Между тем, по оценкам экспертов Минэкономразвития России, для обеспечения модернизации уровень инвестиций в основной капитал должен достигать не менее 30-40% ВВП [1, с. 54]. В сложившихся условиях задача обеспечения роста инвестиций в реальный сектор экономики, новые технологии, оборудование является одной из актуальных и требует безотлагательного решения.

В мировой практике стимулирования инвестиций наиболее существенный эффект достигается посредством применения налоговых методов. При этом основными формами налоговых льгот и преференций, применяемыми в зарубежной практике при взимании подоходных налогов с корпораций, являются инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, инструменты стимулирования роста вложений в НИОКР, применение ускоренной амортизации и пр. В качестве налоговых льгот получили распространение налоговые каникулы и освобождение от импортных пошлин. Менее популярны инвестиционные скидки [7, с. 380]. Грамотное и последовательное применение предусмотренных льгот и скидок способствует сохранению полученных финансовых накоплений, а также создает дополнительные возможности для финансирования расширения деятельности, осуществления новых инвестиций за счет налоговой оптимизации или даже за счет возврата налоговых платежей.

На основании изложенного, целью настоящего исследования является обобщение российской практики налогового стимулирования инвестиций и обоснование направлений их применения в условиях российской экономики.

Согласно руководству по стимулированию инвестиций, разработанному ЮНКТАД, налоговыми инструментами стимулирования инвестиций

определены: снижение налоговых ставок; перенос убытков на будущее; применение налоговых льгот (скидок) при осуществлении капитальных вложений; налоговые каникулы; инвестиционный налоговый кредит; льготный режим налогообложения при выплате дивидендов; льготный режим налогообложения доходов от прироста стоимости капитала при долгосрочных инвестициях; прямые налоговые вычеты (скидки) по определенным видам затрат компаний из налогооблагаемой прибыли; снижение либо отсутствие пошлин; налоговые кредиты при увеличении добавленной стоимости; налоговые льготы, исходя из численности занятых [12].

В России налоговым методам воздействия государства на развитие экономики отводится важнейшая роль. Среди них, одними из широко используемых инструментов являются налоговые льготы и преференции [6, с. 9]. На основе применения налоговых инструментов (льгот и преференций) государство обеспечивает регулирование объемов денежных средствв распоряжении организаций, а также оказывает влияние на процессы использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов. Основными налоговыми инструментами стимулирования инвестиций в России выступают инвестиционный налоговый кредит, амортизационная политика, налоговые каникулы, пониженные налоговые ставки, региональный инвестиционный проект [2-4; 7].

Инвестиционный налоговый кредит был введен в России в 1992 г. и имел своей целью реструктуризацию имеющейся задолженности предприятий по налогам и сборам. В настоящее время применение инвестиционного налогового кредита регламентировано нормами ст.66 Налогового кодекса РФ [5], согласно которым его следует понимать, как возможность хозяйствующих субъектов в течение определенного срока уменьшить уплачиваемые в бюджет налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и процентов. По своему экономическому содержанию, инвестиционный налоговый кредит является одной из форм изменения срока исполнения налогового обязательства в виде целевого налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит

предоставляется налогоплательщикам по налогу на прибыль организаций, а также по некоторым региональным и местным налогам (их виды определяются согласно решению органов власти субъектов РФ или местных органов власти). Механизм применения инвестиционного налогового кредита предусматривает возможность его получения налогоплательщиком на срок от одного года до пяти лет при условии осуществления определенных видов деятельности, в частности, научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения собственного производства, осуществления инновационной деятельности, в том числе, реализации проектов по совершенствованию технологий производства, создания новых видов сырья или материалов, выполнения программ по социально-экономическому развитию региона.

Несмотря на значительные возможности стимулирования инвестиций на основе предоставления инвестиционного налогового кредита, его применение не получило достаточного распространения в российской практике [1]. Основными сдерживающими факторами при этом выступают трудности административного и экономического характера: сложная процедура взаимодействия участников кредитных отношений, необходимость подготовки объемного пакета документов, согласование с налоговыми органами договора поручительства на сумму более 20 млн руб., малый срок предоставления,непоследовательные процедуры его установления и др.

Более доступным с точки зрения применения в хозяйственной практике российских предприятий и организаций следует признать налоговое стимулирование инвестиционной деятельности на основе регулирования амортизационной политики. По оценкам исследователей Института экономики РАН, «эффективность использования амортизационных отчислений для финансирования инвестиций в 2 раза выше, чем использование прибыли и в 4 раза больше по сравнению с банковским кредитом» [6, с. 142]. Вместе с тем, российскими компаниями значение амортизационной политики явно недооценивается, поскольку большинство из них не используют получаемую

амортизационную премию по целевому назначению и направляют ее не на финансирование обновления основных фондов, а на формирование дополнительной прибыли. В результате, доля амортизации в структуре инвестиций в основной капитал в России не превышает 23% [1], тогда как в США ее величина достигает 60%, а в странах Европы - 70% и более [7]. Таким образом, в российской практике амортизационная политика как инструмент стимулирования инвестиций используется недостаточно.

Практика предоставления налоговых каникул как инструмент налогового стимулирования инвестиций в России имеет в большей степени региональный характер и распространена главным образом на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири [5]. Целью предоставления налоговых каникул при этом является создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на данных территориях для вновь создаваемых предприятий. Механизм предоставления налоговых каникул предусматривает ряд преференций для обозначенных категорий налогоплательщиков обязательств по налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых (кроме нефти и газа, по добыче которых уже существуют определенные льготы, в т. ч. нулевая ставка НДПИ), земельному налогу, налогу на имущество организаций [5].

Наряду с налоговыми каникулами, российским налоговым законодательством предусмотрены инвестиционные льготы в виде пониженных ставок по налогу на прибыль организаций (по решению региональных властей ставка налога может снижаться до 13,5% и более в части ставки, зачисляемой в бюджет субъекта РФ) и налогу на имущество организаций [2, с. 87].

Среди новаций в системе налогового стимулирования инвестиций, которая была принята в 2013 г. на законодательном уровне, следует назвать региональный инвестиционный проект, под которым следует понимать инвестиционный проект, который осуществляется с целью производства товаров и при этом удовлетворяет одновременно ряду требований, предусмотренных п. 1 ст. 25.8 НК РФ[5]. В частности, производство товаров в

результате реализации регионального инвестиционного проекта осуществляется исключительно на территории субъектов РФ, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Среди них, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия, а также Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Красноярский край и некоторые другие. Кроме того, целями осуществления регионального инвестиционного проекта не может быть: 1) добыча и (или) переработка нефти, добыча природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата; 2) производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов); 3) осуществление деятельности, по которой применяется нулевая ставка по налогу на прибыль. Критерием отнесения инвестиционного проекта к категории региональных инвестиционных проектов также является объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией, который не может быть менее 50 млн. руб. для проектов со сроком реализации до 3 лет и 500 млн. руб. для проектов со сроком реализации до 5 лет. Предусмотрены также ограничения в отношении используемых для проекта земельных участков и количества его участников (их не может более одного) [8].

Для участников региональных инвестиционных проектов предусмотрен ряд налоговых льгот: 1) по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, применяется ставка налога 0% в течение 10-ти лет; 2) по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, применяется ставка налога не более 10% в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором впервые был получен доход от реализации проекта, и не менее 10% в течение следующих пяти лет; 3) при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении твердых полезных ископаемых к ставкам налога применяется коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого, в размере от 0 до 1, в зависимости от срока начала применения ставки налога на прибыль 0%. Преференции для

участников региональных инвестиционных проектов будут действовать до 1 января 2029 г. независимо от даты их включения в соответствующий государственный реестр[2].

Региональные органы власти и управления могут принимать законы, предусматривающие предоставление инвестиционных налоговых льгот предприятиям приоритетных для данного региона отраслей экономики. Цель этих льгот состоит в создании благоприятных налоговых условий для организаций, реализующих инвестиционные проекты регионального значения, внедряющих новые технологии, выпускающие конкурентоспособную продукцию, осуществляющих модернизацию и техническое перевооружение производства.

По результатам исследования российской практики налогового стимулирования инвестиций следует сделать вывод о том, что основные инструменты, применяемые в данной сфере хозяйственной деятельности в целом соответствуют мировому опыту. Особенностью российского законодательства, регулирующего применение налоговых методов стимулирования инвестиций является то, что решения в отношении их применения на территории субъектов РФ в большей степени связаны с решениями региональных органов власти и управления.

Библиографический список

1. Буров М.П., Маргалитадзе О.Н. Улучшать инвестиционный климат в России и форсировать привлечение инвестиций в научно-технологическое развитие страны // Экономические системы. 2016. № 4. С. 54-56.

2. Гончаренко Л.И. Налоговые методы повышения эффективности инвестиционных проектов: монография. М. : РУСАЙНС, 2015. С. 172.

3. Ермошина Т.В. Роль государства в инвестиционном регулировании // Контентус . 2010. № 12-2. С.17-24.

4. Королева Л.П. Инвестиции в основной капитал как фактор развития организованного рециклинга // ЭКО. 2017. №6(516). С.149-163.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ ред. от 01.01.2016. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]- http://www.consultant.ru. (дата обращения: 07.09.2017).

6. Сенчагов В.К. Модернизация финансовой системы России: монография . М.: СПб, Нестор-История, 2011. С.304 .

7. Султанов Г.С. Стимулирование инвестиционной деятельности компаний налоговыми методами: мировая практика / Г.С. Султанов, Б.Х. Алиев, В.Г. Глотова // Фундаментальные исследования. 2015. № 9 (часть 2) С. 379-383.

8. Понятие регионального инвестиционного проекта // Консультант Плюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года [Электронный ресурс]. -Режимдоступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155268/eac53c 221f51fЪ762ef22261de66c4f1c101d5e7/(дата обращения: 07.09.2017).

9. Федеральная служба государственной статистики РФ // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 07.09.2017).

10. BDO internationalbusinesscompass2016 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.bdo-ibc.com/fileadmm/dokumente/BDO-IBC-Summary-2016_ENG.pdf(дата обращения: 07.09.2017).

11. Doing Business 2017 - Measuring Regulatory Quality and Efficiency -World Bank Group [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/~/media/WBG/DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/English/DB17-Full-Report.pdf (дата обращения: 07.09.2017).

12. UNCTAD. Expert Meeting on Investment Promotion and Suggested Measures to Further Development Objectives, TB/B/COM.2/EM.2/L/1. P. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.