Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ «ЗЕЛЕНЫХ» ИНВЕСТИЦИЙ В МАРКЕТИНГЕ ТЕРРИТОРИИ'

ВОПРОСЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ «ЗЕЛЕНЫХ» ИНВЕСТИЦИЙ В МАРКЕТИНГЕ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
маркетинг территории / «зеленые» проекты / «зеленые» инвестиции / territory marketing / green projects / green investments.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомина Ксения Романовна

В качестве цели при написании работы было уточнение того, насколько значимым для регионов является привлечение средств под «зеленые» проекты, осуществляемые в рамках «зеленого» инвестирования, и может ли такой вариант привлечения инвестиций быть сегодня востребован в рамках территориального маркетинга для отечественных условий. Маркетинг территории выступает неотъемлемой доминантой регионального развития, а при следовании тренду на устойчивость, значимым выступает осуществление «зеленых» проектов, что актуализирует привлечение «зеленых» инвестиций. Оправданным является активное вовлечение власти, делового и местного сообщества в рамках территориального маркетинга в вопросы осуществления «зеленых» проектов в части их поддержки и гарантий. Считаем, что, несмотря на существующие сложности, такой инструмент как «зеленое» инвестирование в рамках маркетинга территории может способствовать положительным социальноэкономическим преобразованиям регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of Demand for «Green» Investments in the Marketing of the Territory

The aim of the paper was to clarify how significant for the regions is the attraction of funds for ‘green’ projects implemented within the framework of ‘green’ investment, and whether this option of attracting investment can be in demand today within the framework of territorial marketing for domestic conditions. Territory marketing is an integral dominant of regional development, and when following the trend towards sustainability, the implementation of ‘green’ projects is significant, which actualises the attraction of ‘green’ investments. Active involvement of the authorities, business and local community within the framework of territorial marketing in the implementation of ‘green’ projects in terms of their support and guarantees is justified. We believe that, despite the existing difficulties, such a tool as ‘green’ investment in the framework of territorial marketing can contribute to positive socioeconomic transformation of regions.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ «ЗЕЛЕНЫХ» ИНВЕСТИЦИЙ В МАРКЕТИНГЕ ТЕРРИТОРИИ»

УДК / UDC 339.138

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-7325-71-73

ВОПРОСЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ «ЗЕЛЕНЫХ» ИНВЕСТИЦИЙ В МАРКЕТИНГЕ ТЕРРИТОРИИ

Issues of Demand for «Green» Investments in the Marketing of the Territory

Фомина Ксения Романовна,

соискатель кафедры «Менеджмент и маркетинг», Белгородский государственный научно-исследовательский университет; г. Белгород, Россия, ул. Победы, д. 85 Fomina Ksenia Romanovna,

Applicant at Management and Marketing Department, Belgorod State National Research University; 85 Pobeda St., Belgorod, Russia ksenya_fomina1999@mail.ru https://orcid.org/0009-0004-5658-4014

В качестве цели при написании работы было уточнение того, насколько значимым для регионов является привлечение средств под «зеленые» проекты, осуществляемые в рамках «зеленого» инвестирования, и может ли такой вариант привлечения инвестиций быть сегодня востребован в рамках территориального маркетинга для отечественных условий. Маркетинг территории выступает неотъемлемой доминантой регионального развития, а при следовании тренду на устойчивость, значимым выступает осуществление «зеленых» проектов, что актуализирует привлечение «зеленых» инвестиций. Оправданным является активное вовлечение власти, делового и местного сообщества в рамках территориального маркетинга в вопросы осуществления «зеленых» проектов в части их поддержки и гарантий. Считаем, что, несмотря на существующие сложности, такой инструмент как «зеленое» инвестирование в рамках маркетинга территории может способствовать положительным социально-экономическим преобразованиям регионов.

Ключевые слова: маркетинг территории; «зеленые» проекты; «зеленые» инвестиции.

The aim of the paper was to clarify how significant for the regions is the attraction of funds for 'green' projects implemented within the framework of 'green' investment, and whether this option of attracting investment can be in demand today within the framework of territorial marketing for domestic conditions. Territory marketing is an integral dominant of regional development, and when following the trend towards sustainability, the implementation of 'green' projects is significant, which actualises the attraction of 'green' investments. Active involvement of the authorities, business and local community within the framework of territorial marketing in the implementation of 'green' projects in terms of their support and guarantees is justified. We believe that, despite the existing difficulties, such a tool as 'green' investment in the framework of territorial marketing can contribute to positive socio-economic transformation of regions.

Keywords: territory marketing; green projects; green investments.

LI I

Введение (Introduction)

В настоящее время, несмотря на сложности геополитической обстановки, определенные проблемы с привлечением инвесторов в российские регионы, проблематика маркетинга территории не только не утратила своей актуальности, но стала в еще большей степени востребованной, поскольку позволяет консолидировать внутренние ресурсы территории, выстраивать долгосрочный и среднесрочный сценарий развития с акцентом на целевые аудитории и формировать проекты по привлечению внешних игроков, ресурсное участие которых необходимо для их успешной реализации.

Маркетинг территории стал значимым фактором положительных изменений в социально-

экономическом развитии регионов, которые сегодня, в том числе, стремятся развиваться в направлении устойчивости, повышения ответственности при осуществлении хозяйственной деятельности, что выражается в соответствующих мониторингах, рейтингах и подкрепляется регулярным сбором статистических показателей на региональном уровне. Данное обстоятельство вызывает вопрос о том, насколько значимым для регионов является привлечение средств под так называемые «зеленые» проекты, осуществляемые в рамках «зеленого» инвестирования, и может ли такой вариант привлечения инвестиций быть сегодня востребован в рамках территориального маркетинга для отечественных условий.

Материалы и методы (Materials and Methods)

В ходе написания статьи были изучены материалы, представленные в трудах ученых, исследующих маркетинг территории и вопросы «зеленых» инвестиций, проанализированы эмпирические материалы относительно привлечения регионами РФ инвестиций, цель которых — принести пользу окружающей среде. Использованы методы сбора, сопоставления и верификации данных, анализа и синтеза для формулирования выводов.

Результаты и обсуждение (Results and discussion)

Вопрос привлечения «зеленых» инвестиций и реализации «зеленых» проектов представляется актуальным в рамках маркетинга

Практический маркетинг №7 (325). 2024

территории, поскольку, с одной стороны, такая активность способствует сотрудничеству с ответственными инвесторами, а, с другой, позволяет осуществлять в регионе экологически ориентированные проекты, позволяющие повышать качество жизни населения. Такая деятельность в полной мере соотносится с пониманием маркетинга территории, как маркетинга в интересах территории, озвученной в классических работах Панкрухина А. П. [1], а также она подтверждает ролевое участие маркетинга территории в качестве элемента региональной экономической политики [2], позволяющего направлять траекторию развития в необходимое русло.

Говоря о «зеленых» инвестициях, например, Полоник С. С. подчеркивает, что эти инвестиции направляются целевым образом на экологические преобразования в социально-экономическом развитии региона [3]. Ряд зарубежных исследователей справедливо относят данный инструмент в реализации проектов для улучшения экологической обстановки и защиты окружающей среды [4]. Группа российских исследователей рассматривает участие экологического маркетинга в направленных социально-экономических преобразованиях региона, выделяя в этом процессе участие «зеленых» инвестиций. Мы, в свою очередь, считаем, что территориальный маркетинг, нацеленный, в том числе, на повышение качества жизни населения и условий для деловой активности, а также привлечение ответственных инвесторов, объективно ориентирован на использование данного инструмента.

В России сегодня, несмотря на предпринимаемые регионами усилия в части устойчивого развития и мониторинг соответствующих показателей, в части привлечения такого инструмента, как «зеленые» инвестиции при осуществлении решений по маркетингу территории возникает ряд сложностей. Одна из них может быть идентифицирована как отсутствие реальной возможности на регулярной основе получать внешние (зарубежные) инвестиции такого рода, что объясняется усложненной геополитической повесткой.

В такой ситуации ряд специалистов полагают, что в российских условиях банки самостоятельно не ориентированы на активную позицию по, например, кредитованию «зеленых» проектов» [5], и инвесторы тоже проявляют «холодную» позицию, а именно желают осуществлять вложения в перспективные в плане отдачи проекты и совсем не обязательно эти интересные для них проекты имеют «зеленую» составляющую. Тогда как для территории и при использовании маркетинга территории в ее интересах, целесообразным является именно привлечение «зеленых» инвестиций, средств по осуществление «зеленых», дружелюбных по отношению к природе проектов.

В данной связи востребованным становится участие государства, которое может внедрять гарантии по «зеленым» кредитам. В России данная деятельность также в перспективе должна стать востребованной. Вместе с тем, сейчас в таких проектах участвует преимущественно крупный бизнес, тогда как существенные результаты для региональных экономик можно будет увидеть при включении в дан-

ную активность малого и среднего бизнеса.

Гибким инструментом для осуществления в регионах «зеленых» проектов выступают также государственные субсидии и не только для товаропроизводителей, но и для потребителей, которые вовлекаются в приобретение экологически дружелюбной продукции на первом этапе из-за выгод, а далее такой формат потребления становится полезной привычкой. Зарубежными примерами такого рода являются субсидии на приобретение электромобилей, светодиодных ламп и т.д. Такой опыт субсидирования оправдан и имеет практику применения в России.

Многие регионы сегодня вовлечены в привлечение «зеленых» инвестиций. Лидирующие позиции (при оценке суммарных инвестиций) занимают Иркутская область, Москва, Красноярский край, Республика Башкортостан*.

Следует понимать, какие инвестиции относят к категории «зеленых». Например, в первую очередь, это инновационные решения по внедрению возобновляемых источников энергии, ресурс эффективности на предприятиях, в том числе, в части потребления электроэнергии, рационализация использования ресурсов и переход к их циркулярному использованию, а также привлечение средств на мероприятия по борьбе с изменениями климата. Следует также понимать, что лидирующие по данным параметрам регионы, при учете густоты населения (расчете инвестиции на душу населения) формально теряют лидирующее положение, ввиду большей плотности заселения.

Показательным является то, что в России среди компаний, которые

* Мотивы российский компаний к зеленому инвестированию [Электронный ресурс]. - Режим досгупа:И^р5://тй'адгееп.гиДгог^ег^/ 1таде5/РРР/!МР1*АС1*ЕЕМ_Сгееп_йпапсе_ЕЗС_1*и551а_2023^ (дата обращения: 02.06.2024).

К. Фомина. Вопросы востребованности «зеленых» инвестиций в маркетинге территории

Охрана и рациональное Охрана атмосферного Охрана и рациональное

использование водных воздуха и предотвращение использование земель ресурсов изменения климата

Рис. Наиболее популярные направления «зеленого» финансирования

в РФ*

Fig. The most popular areas of green finance in the Russian Federation

* Тюмень, Москва и Красноярск стали регионами-лидерами в сфере «зеленых» инвестиций [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/12828533 (дата обращения: 30.05.2024).

на регулярной основе публикуют нефинансовую отчетность, явную активность проявляют энергетические, ресурсодобывающие компании, такие как: «Русгидро», «Газпром» и «Сургутнефтегаз». Как отмечалось ранее, малый и средний сегмент бизнеса достаточно пассивен в данном отношении.

По регионам страны можно также укрупненного выделить основные направления, на которые выделяются «зеленые» инвестиции (рис.)

Как видим, данные направления представляют определенный интерес для территорий и данный инструмент целесообразно активно использовать в маркетинге территорий применительно к практике российских регионов. Вместе с тем, в текущей ситуации ряд экспертов отмечают, что по ряду территорий затраты на «зеленые» преобразования выступают в качестве существенной нагрузки, а здоровье жителей территорий и экологическая ситуация не достигают желательных показателей. Это актуализирует внедрение мер в рамках территориального маркетинга, позволяющих использовать потенциал государства/властей в регионе для инструментов, позволяющих реализо-вывать гарантийные и стимулирующие механизмы для товаропроизводителей и потребителей,

а также выявление потребностей делового и местного сообщества для их учета и использования в «зеленых» преобразованиях.

Заключение (Сопс!из1оп)

Применение маркетинга территории в настоящее время в высокой степени актуализировано при планировании и осуществлении территориального развития. Учитывая тренд на устойчивость в современном социуме, немаловажным является следование устойчивому развитию при реализации маркетинга территории. В таком контексте для регионов важным является привлечение средств под «зеленые» проекты, что предполагает осуществление «зеленого» инвестирования. В отечественных условиях есть подобные практики, и регионы аккумулируют и анализируют соответ-

ствующие статистические данные. Однако, при достаточно больших расходах на «зеленые» преобразования результативность в части повышения качества жизни населения и экологического благополучия остается в ряде регионов недостаточной.

В таком контексте оправданным является активное вовлечение власти, делового и местного сообщества в рамках территориального маркетинга в вопросы осуществления «зеленых» проектов в части их поддержки и гарантий, участия в них и предъявления запроса на такие проекты. Считаем, что несмотря на существующие сложности такой инструмент, как «зеленое» инвестирование в рамках маркетинга территории может способствовать положительным социально-экономическим преобразованиям.

ИСТОЧНИКИ (References)

1. Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий / А. П. Панкрухин; А. П. Панкрухин. — 2-е изд., [доп.]. — Москва [и др.]: Питер, 2006. - 411 с. - (Маркетинг для профессионалов). - ISBN 5-469-00706-5. - EDN QRDDLT.

2. Бондаренко, В. А. Маркетинговые аспекты реализации социально-экономической политики в устойчивом развитии регионов России / В. А. Бондаренко, А. А. Воронов, Н. В. Полуянова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2022. -№ 1. - С. 12-18. - EDN NEPLDN.

3. Полоник, С. С. Мировой опыт формирования и развития «зеленых» инвестиций в условиях обеспечения устойчивого экономического роста / С. С. Полоник, Э. В. Хоробрых, А. А. Литвинчук // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. - 2018. - № 13. - С. 2-11. - EDN YWGNZZ.

4. Sun H., Wan Y., Zhang L, Zhou Zh. Evolutionary game of the green investment in a two-echelon supply chain under a government subsidy mechanism // Journal of cleaner production. 2019. Vol. 235. P. 1315-1326.

5. Тагаева, Т. О. «Зеленое» инвестирование в регионах российской Федерации / Т. О. Тагаева, Л. К. Казанцева, Д. Д. Си-нигаева // Развитие территорий. - 2022. - № 2(28). - С. 8-14. - DOI 10.32324/2412-8945-2022-2-08-14. - EDN XGKVFP.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.