ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУ РЕЙХАНА АЛЬ-БЕРУНИ
Мухайё Улашевна Джураева
Преподаватель Ангренского педагогического колледжа
АННОТАЦИЯ
В данной статье автором проанализированы морально-нравственные воззрения Абу Рейхана Беруни. В частности, раскрыты некоторые аспекты воспитания и образования молодого поколения.
Ключевые слова: воспитание, образование, совершенствование, справедливость, труд, Ренессанс.
Современный мир закономерно связан с глобальными трансформационными процессами, которые оказывают непосредственное влияние на процессы политики, экономики, социальной действительности, а также на сферы образования, культуры и воспитания. В частности, сегодня особо важными, волнующими стали вопросы воспитания и образования как важнейшими факторами дальнейшей судьбы обществ, государств, в целом, человеческой цивилизации. Также важно особо отметить тот факт, что вопросы воспитания всегда были и остаются важными субстанциальными составляющими, связанными с когнитивным аппаратом сознания человека. Так, к проблеме воспитания и образования обращались в эпоху античности, средневековье, эпохи Ренессанса, и последующие исторические периоды. Однако, бесценный вклад к мировую научную, культурную, воспитательную системы цивилизационной парадигмы внесли мыслители эпохи Возрождения, жившие на территории Средней Азии. В частности, это философия нравственного совершенствования личности Абу Насра аль-Фараби, аль-Фергани, аль-Хорезми, Ибн Сина, Омар Хайям, Мирзо Улугбек, Алишер Навои и многие другие величайшие умы Ренессанса.
В этом аспекте нельзя не выделить особый вклад хорезмийского ученого Абу Рейхана аль-Беруни, что послужило важным вкладом в сокровищницу научной мысли, педагогической науки. Богато научное наследие Беруни, что выделяет его как энциклопедиста: астрономия, математика, геодезия, физика, философия, история, минералогия, география и другие сферы познания. Следует подчеркнуть
https://tma.uz/
December 16 Republican Scientific and Practical Conference
132
значимость наследия Беруни, а период его творчества, по верному убеждению, американского ученого Дж.Сартона, эпохой Беруни (XI век).
Говоря о степени изученности, научного наследия великого мыслителя, рассмотрению различных аспектов научного наследия Беруни посвящены работы Ж. Рено, Б. Бонкомпаньи, М. Фиорини, Э. Видемана, Г. Зутера, К. Шоя, С. Х. Насра и др.
Что касается той эпохи, в которую жил и творил Беруни, это период остро социальных столкновений и междоусобных войн. Несмотря на это, научно-педагогическое наследие ученых, поэтов, великих мыслителей раннего средневековья составляет величайшее достояние прогрессивной мировой литературы и науки. Огромные достижения в области науки и культуры оказали определяющее влияние и формирование личности великого ученого и мыслителя Абу Райхана Беруни.
Особенностью данной эпохи является интерес к вопросам формирования всесторонне развитой гармоничной личности, для реализации программы которой важно было совершенствование системы образования.
Процесс образования в философском учении Аль-Беруни состоит из следующих составляющих:
1. Сознательность обучения;
2. Наглядность;
3. Системность и последовательность;
4. Обоснованность;
5. Связь теории с практикой;
6. Требования к учебнику.
Объективность и беспристрастность ученого, наблюдения, опыты, изучение устных и письменных памятников, критический подход к полученным сведениям, сравнение их с целью установления истины, логическое обобщение фактов в умозаключения, а умозаключений в теорию - вот характерные черты и основы научного метода Беруни. Для его эпохи этот метод был огромным достижением и представлял большую научную ценность. Сам Беруни, руководствуясь этим методом, добился огромных успехов в научной деятельности о сознательности обучения.
Весьма значима роль в процессе обучения, по представления информации в наглядном виде. В частности, этот факт в процессе обучения является более доступным, конкретным, при этом развивает наблюдательность и
мысли Беруни,
https://tma.uz/
December 16 Republican Scientific and Practical Conference
133
Volume 3 | TMA Conference | 2022 Abu Rayhon Beruniy ilmiy-madaniy merosining ahamiyati va uning fan ^^^^^^^^^^araqqiyotidagi^o'rn^
критическое мышление у учащегося. Еще одним важным аспектом в образовательном процессе является логическая последовательность и систематизированность нового материала, передаваемого слушателю. Великий ученый считал, что обучение всегда должно строиться на строгой научной основе о научной строгости и точности сведений.
Говоря о процессе воспитания молодых людей, Беруни указывает на те пороки, которые следует искоренить в человеке. В частности, мыслитель выделяет такие разрушительные качества человека, как «насилие, лжесвидетельство, нарушение верности, захват чужого имущества обманом, воровством и прочие пороки, от которых происходит порча мира и рода человеческого»1. Данные негативные стороны человеческой сущности возникают в результате событий внешнего характера, а сама же природа человека стремится «к снисканию возможно больших похвал и одобрения, ведь сердца созданы, чтобы любить это и противоположное»2.
Так, духовно-нравственное совершенствование человека состоит, прежде всего, в том, чтобы обрести положительные качества, добродетели, которые одобряются обществом и полезны для самого человека.
Говоря о положительных качествах человека, Беруни подчеркивает их созидательную роль в общественном становлении. В частности, мыслитель выделяет справедливость как важное качество, которое должно быть присуще каждому. Отсутствие справедливости в обществе ведет социум к гибели. «Как справедливость по своей природе вызывает одобрение, своей сущностью снискает любовь, привлекает присущей ей красотой, точно так же обстоит дело
- 3
с правдой» .
В своем произведении «Минералогия» Беруни выделяет еще одно важное качество, которое должно быть в человеке- стремление к познанию и радость познания: «Истинное наслаждение доставляет лишь то, стремление к чему возрастает тем больше, чем больше человек этим владеет. И таково состояние человеческой души, когда он познает то, чего не знал ранее». Положительные качества человека, которые воспитываются в нем с раннего возраста, влияют на судьбу общества, способны освободить народ от нищеты и невежества.
Еще одной важной закономерностью развития человеческой цивилизации в позитивном русле были воззрения мыслителя о трудовом воспитании с
Абу Райхан Беруни. Индия. // Избранные произведения. - Ташкент: Фан, 19
2 Там же. -С. 58.
3 Абу Райхан Беруни. Индия. // Избранные произведения. - Ташкент: Фан,
December 16
https://tma.uz/
Republican Scientific and Practical Conference
134
Tashkent Medical Academy The significance of the scientific, cultural heritage of Abu Rayhon Beruni and its role in the development of science_
taraqqiyotidagi o'rni
'.qqtyottüa^
ранних лет, которое непосредственно связано с воспитание и силы воли человека. Так, человек учится преодолевать трудности посредством труда, воспитывая и организую себя. Видя вокруг себя невежество обман, вражду, несправедливость, отрицательно сказывающиеся на воспитании молодежи, великий просветитель выступал за нравственное воспитание народа. Большое значение уделял Беруни вопросам дружбы и товарищества, которые считал «драгоценнейшим даром жизни». Раскрывая характерные черты дружбы, мыслитель требует воспитывать учеников в духе товарищества и взаимовыручки. Абу Райхан Беруни стал всемирно известным не только благодаря своим выдающимся научным достижениям, но и передовым по тому времени идеям и убеждениям. Многие из них, в том числе и педагогические, сохраняют свое значение и в наши дни.
REFERENCES
1. Абу Райхан Беруни. Индия. // Избранные произведения. - Ташкент: Фан, 1963. -С. 58.
2. Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни. - Ташкент, Фан.1972.
3. Абдуллаев И. «Памятники минувших поколений» Беруни и их изучение в Узбекистане //Беруни и гуманитарные науки. -Ташкент: Фан, 1972.
https://tma.uz/
Republican Scientific and Practical Conferena
December 16