Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ТРУДАХ АЛЬБЕРУНИ'

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ТРУДАХ АЛЬБЕРУНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

126
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ТРУДАХ АЛЬБЕРУНИ»

Tashkent Medical Academy

The significance of the scientific, cultural

heritage of Abu Rayhon Beruni and its role in

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ТРУДАХ АЛЬ-

БЕРУНИ

Сабохат Газиевна Алимова

доцент кафедры Общественных наук Ташкентской медицинской академии

Развитие экономической мысли в Центральной Азии связано с именами таких всемирно известных ученых, как Фараби, Ибн Сина, Беруни, Юсуф Хас Ходжиб, А. Навои и другими учеными энциклопедистами.

Одним из них является Абу Райхан Беруни проживший в 973-1048 гг. На наш взгляд, и сегодня актуальна мысль Беруни о том, что каждый человек не повторим как личность, и то что он преподносит остальным в своём роде должно в том или ином количестве вознаграждено. Конечно же Беруни будучи гуманистом осуждал принудительный труд и считал, что люди должны объединяться, чтобы совместно противостоять силам природы. Именно Беруни впервые исследовал происхождение, сущность и функции денег и связывал их появление с увеличением потребностей, для большего удовлетворения которых необходим обмен между людьми. Мерилом для определения цен служило золото, которое является редким, долго сохраняется, восхищает людей своим видом, может уменьшаться или укрупняться, используется для изделий разного рода. Беруни считал, что с помощью золота может быть достигнута любая цель и государство также должно его копить для выполнения своих функций, но он отрицал его обоготворение. Эта идея своего рода поддержание экономической идеологии об меркантилизме.

Но нужно отметить, что в произведениях Беруни и других восточных ученых древности экономические идеи еще не отделены от философских и всей совокупности общественных знаний, но представляют значительный интерес. Так например в воззрениях Фараби и Ибн Сины центральное место занимало учение о потребностях человека. По мнению Фараби (870-950), материальные потребности людей являются первопричиной формирования общества.

Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037) - один из выдающихся мыслителей средневековья, величайший ученый-энциклопедист и гуманист -известен прежде всего своими трудами в области медицины, однако его интересовали и экономические вопросы. Наиболее любопытны его рассуждения о балансе доходов и расходов в рамках не только семьи, но и города и государства. По его

https://tma.uz/

December 16 Republican Scientific and Practical Conference

216

Tashkent Medical Academy

The significance of the scientific, cultural

heritage of Abu Rayhon Beruni and its role in

мнению, необходимо достижение сбалансированности доходов и расходов с учетом выделения средств для образования резервов на случай стихийных бедствий или войны.

Абу Райхан Беруни современник Ибн Сины в своих трудах, исходя из объективного фактора взаимодействия человека с окружающим его миром, он показал решающее значение труда для человека. Беруни развил учение Фараби и Ибн Сины об экономических факторах формирования общества.

В то время город Кот был центральным городом Хорезма, столицей династии Афригидов X века и одним из главных торговых центров Средней Азии. Процветали торгово-экономические и культурные связи с Ираном, Индией, Китаем, Ближним Востоком и странами Кавказа. Хорезмийцы вывозили в основном мех, крупный рогатый скот, рыбу и изделия ремесленников. Из Китая привозили керамику и шелк, а из Индии - разные виды специй.

Торговцы из Европы, Рима и Сирии привозили различные изделия ручной работы и ювелирные украшения. В Хорезме были развиты гончарное дело, изготовление ювелирных изделий из стекла, текстиль и бройлерные изделия по дереву, а также такие науки, как математика, астрономия, геодезия и другие отрасли науки. Исторические источники сообщают, что люди, заинтересованные этими отраслями науки, приезжали в Хорезм из разных уголков мира и учились там. Можно было увидеть людей из Китая, Сирии, Рима, даже из Андалусии (Испания), Греции и других стран.

Они приехали сюда не только учиться, но и распространять свои знания в этой стране. Факты говорят о том, что возможности учиться и получать знания в Хорезме были довольно широкими. Беруни вырос в таких благоприятных условиях. Беруни всю свою жизнь посвятил поискам знаний и образования. Даже в последние минуты своей жизни он был склонен получить некоторые знания, которые считал необходимыми для себя. Историк Якута Хамави приводит следующую историю с языка ближайшего друга Беруни судьи Валвалиджи: «Я вошел в комнату, где он лежал и делал последний вздох. Он спросил меня: «Расскажите мне, что вы думаете о разделе наследства между сторонами в судебном процессе».

Беруни поддерживал справедливость и милосердие. Ученый приводит следующую историю по этому поводу: «Халиф Умар ибн Абдулазиз услышал, что его сын Абдулла купил кольцо с куском драгоценного камня за тысячу дирхамов

https://tma.uz/

December 16 Republican Scientific and Practical Conference

217

Tashkent Medical Academy The significance of the scientific, cultural heritage of Abu Rayhon Beruni and its role in the development of science_

taraqqiyotidagi o'rni

'.qqtyottüa^

(разновидность валюты), и написал ему письмо, в котором говорилось: «Согласно дошедшей до меня информации, вы купили кольцо. Советую сразу продать и на эти деньги накормить тысячу голодных людей. Закажите себе серебряное кольцо с камнем из серебра». Абдулла поступил так, как сказал его отец».

Мужчина попросил Беруни научить его чему-нибудь, что принесет прибыль. Ученый взял книгу аль-Кинди под названием «Книга знаков» и написал ему составные части лекарства, приготовленного из очень острых и острых ингредиентов. Если бы его смешали с водой, а затем уронили на минеральный камень, на нем бы появилось белое письмо.

Узнав секрет этого снадобья, человек начал писать имена святых как «Мухаммад» или «Али» и обманул простых людей, сказав, что это имя было выцарапано на священном камне, и таким образом заработал бесчестные деньги. Беруни сожалел о том, что обучил секретам химии такого нечестного человека, и умолял Бога простить его за его поступок и заявил, что обучение науке тех, кто будет использовать ее в своих собственных пристрастных целях, будет равносильно разделению его вины.

Английский востоковед Дж. Сартон утверждал, что «Беруни был Леонардо да Винчи IX века». В ответ на это сравнение академик С. Толстов написал, что с таким сравнением нельзя согласиться, потому что мы не можем называть Птолемея «Беруни II века». Поэтому было бы правильно называть Леонардо да-Винчи «Беруни 16 века». Европейские специалисты, занимавшиеся деятельностью Беруни, отметили, что в одиночку Беруни проделал такой объем научно-исследовательских работ, который не может быть выполнен даже целым исследовательским институтом.

Таким образом исследования показали, что все труды и исследования великого ученого являются основой как для изучения экономической науки и других наук.

REFERENCES

1. Фаррух Сайдуллаев- Международный научно-исследовательский центр Имама Термизи. Статья https://termiziy.uz/ru/news/158

2. Кариева Латофат Саидакрамовна// 1П:етайопа1 Scientific Jоumаl "Шетаика" http: //www.rnter-паикасот/

3. http://edu.tltsu.ru/er/book view.php?book id=189e&page id=

https://tma.uz/

14400

Republican Scientific and Practical Conferenc«

December 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.