Tashkent Medical Academy Volume 3 | TMA Conference | 2022
The significance of the scientific, cultural Abu Rayhon Beruniy ilmiy-madaniy
heritage of Abu Rayhon Beruni and its role in merosining ahamiyati va uning fan
НАТУРФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛЬ-БЕРУНИ
Н. Т. Парпиева
и.о.доцента кафедры «Общественных наук» ТФИ nargizapnt@gmail .com
Великий ученый Центральной Азии Аль-Беруни является автором около 150 фундаментальных трудов по философии, истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и другим областям науки. Будучи философом и естествоиспытателем, он сделал свой вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы.
Аль-Беруни признан в истории науки основоположником новой отрасли науки об измерениях рельефа местности и поверхности земли - геодезии. В области минералогии ученый впервые измерил удельные веса твердых тел и жидкостей с помощью изобретенного им же прибора и на основе этого предложил классификацию минералов, разработал теорию их происхождения и парагенетические сведения.
Ученый-энциклопедист владел многими языками: арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом, аль-Беруни способствовал выработке принципов перевода естественно-научной терминологии с одного языка на другой.
Наш великий предок считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а постигнуть эти законы можно только с помощью науки. Его работы, посвященные математике и астрономии, имели огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма, в том числе для поливного земледелия и торгового обмена.
В труде «Индия» аль-Беруни дал детальное описание быта, культуры и науки индийского этноса, изложил их религиозно-философские взгляды. Созданная им на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду.
Помимо его колоссального вклада в мировую науку великий ученый оставил великое философское наследие. В своих онтологических, естественнонаучных и эпистемологических воззрениях, старается рационально постичь целостность природы, делает попытки разными способами найти «первоначало» природы, осмыслить общие законы природы в их единстве и многообразии, выявить внутренние принципы
December 16
https://tma.uz/ Republican Scientific and Practical Conference
173
Tashkent Medical Academy
The significance of the scientific, cultural
heritage of Abu Rayhon Beruni and its role in
Volume 3 | TMA Conference | 2022 Abu Rayhon Beruniy ilmiy-madaniy merosining ahamiyati va uning fan
взаимосвязи частей природы, и как человек постигает это единство и взаимосвязь частей мира.
Аль- Бируни не оставил нам философских произведений в их «чистом виде», как это сделали, например, Фараби или Ибн Сина. Пока не найдены его собственно философско-мировоззренческие труды, по этой причине, его философию можно реконструировать только на основе его естественнонаучных трудов. Его философское наследие мы попытаемся проанализировать на основе исследования его естественнонаучных и историко-культурологических трудов, объектом которых являются природа, общество и их явления, также как и человек со всеми его свойствами. В его философии вопрос о первопричине бытия занимает важное место и имеет многогранное значение. Создание мира и его история рассматривается Бируни согласно с традицией, предложенной священными авраамическими книгами, т.е. как создание мира из «ничего». В этом вопросе Бируни открыто выступает против тех древнегреческих философов, которые допускали вечность или со- вечность мира и Бога. Однако нужно уточнить, что подход Бируни к священным источникам особый: он интерпретирует их эзотерический, приблизительно в том ключе, как это делали другие эзотерические течения ислама, но более научным способом. Суть его в целом можно охарактеризовать таким образом: причиной или «космологический аргумент» опирается на существование Вселенной, которое влечет за собой существование Силы или существа, которое его создало. Это означает, что у Вселенной было начало и там должен быть аргумент в пользу причины того, что было первопричиной Вселенной. Так, объяснение вопроса растягивается по времени в длинную причинно-следственную цепочку и каждое событие в ней становится причиной события, идущего после него, и эффектом события, которое происходит до него. Не представляется возможным, что прошлое уходит в бесконечность, а, скорее, она должна иметь начало. Поэтому идея о том, что Вселенная имеет бесконечное прошлое, так же проблематично, как и идея об отсчете времени от бесконечности. Если бы Вселенная была бесконечной в прошлом, то время должно было бы отсчитываться от бесконечности до достижения нулевого момента времени в настоящем, что немыслимо. Тот факт, что мы достигли настоящего, следовательно, показывает, что прошлое не бесконечное, а конечное. Вселенная имеет начало. Это утверждение, было подтверждено современной наукой, которая ведет отсчет времени Вселенной от точки «большого взрыва». С методологической точки зрения изучение натурфилософию во взглядах Бируни как философа и ученого можно начать по следующим направлениям: а) философия религии и теоретико-
December 16
https://tma.uz/
Republican Scientific and Practical Conference
174
Tashkent Medical Academy The significance of the scientific, cultural heritage of Abu Rayhon Beruni and its role in the development of science
Volume 3 | TMA Conference | 2022 Abu Rayhon Beruniy ilmiy-madaniy merosining ahamiyati va uning fan taraqqiyotidagi o'rni
логический метод; б) первопричина - не только в смысле Бога как перводвигателя жизни сущих, но первопричина - как начало природных и физических явлений, человека и его структуры, а также и общества. В обоих случаях в конечном итоге, речь идет о несотворённой или самосотворённой, самодовлеющей причине, к которой, в конечном счёте, должен приводить любой причинно-следственный ряд. В философии религии вопрос о первопричине связан с идеей Бируни о сотворении Вселенной, о перводвигателе и его роли в этом процессе. В философии религии Бируни, как и у его предшественников, так и европейских философов, основные проблемы онтологического характера, и в частности о первопричине, связываются с такими кардинальными вопросами, как вечность или сотворенность мира, о первопричине, которой мог являться либо Бог, либо природа и либо их деистическое или дуалистическое значения. В этом смысле, он, как и другие представители восточпризнанием сотворенности мира и его перводвигателя -Бога, Бируни объективный, реальный мир находил развивающимся по собственным законам и принципам. Одним из таких важнейших законов развития мира он считал движение и изменчивость всего материального. Его философский перипатетизм находился под влиянием философии древнегреческих философов. Ученый рассматривает онтологию и натурфилософию не только греческих и индийских, но и восточных мыслителей, начиная от Мани, Заратустры и т.д. Особый интерес вызывают их характеристики, которые даны взглядам ученых-энциклопедистов и философам того времени, изучившим происхождение времени, места, природы и особенностей их проявления.
Аль-Беруни в своих натурфилософских взглядах признает первопричину как самодвижущаяся вечность и считал бездоказательной теорию о существовании небесного мира, также высказывал несогласие с некоторыми элементами философии Аристотеля.
Таким образом, величайшие научные труды аль-Беруни имеют бесценное значение в развитии не только мировой научной, но и философской мысли. Его величие, как одного из ученых-энциклопедистов средневековья, отражается в неизмеримом наследии, его вкладе в развитие многих наук не только той эпохи, но и многих тысячелетий вперед.
https://tma.uz/
December 16 Republican Scientific and Practical Conference
175