ВОПРОСЫ ВОЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА В СВЕТЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО И МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА УСТРОЙСТВА КАЗАЧЬЕЙ ОБЩНОСТИ
© Ерохин И.Ю.*
Кройдон Колледж, Великобритания, г. Лондон
В современном российском обществе казачество начинает играть очень значительную роль. Государство пытается выстроить отношения с казачеством путем привлечения последнего к участию в системе государственной и военной службы. Здесь важно учитывать многие факторы, важнейшими из которых являются, - многовековая история особых традиций государственного и военного служения казаков, а так же многонациональность состава казачьего этноса.
Ключевые слова: государство, казаки, власть, национальная политика, религия, казачьи войска, вопросы истории, отечественная история, история казачества, казачий этнос, казачье сословие.
К вопросу истории традиций военного служения.
Во все времена государственная власть широко использовала идеологию государственной и военной службы казаков для упрочения и укрепления собственных позиций, создания пропагандистских материалов разного рода направленности. Если в душе, в глубинном подсознании она и противилась идеям казачества, опасалась и побаивалась его, то в структуре пропагандисткой машины государства тема казачества как важного государственного элемента и механизма широко эксплуатировалась и никогда особо не скрывалась.
Активная деятельность казачества по защите государственности и государства нашла своё концентрированное выражение в произведениях литературы и искусства. Ещё в 40-х годах XVII века увидела свет «Повесть об Азовском сидении донских казаков». Историки дают очень высокую оценку данному произведению, говорят об его исключительном воздействии на эмоции и чувства. «Повесть отличается великолепным патриотическим пафосом, точностью описаний, простонародностью языка и поэтичностью стиля, в котором заметны традиционные приёмы русских воинских повестей и донского фольклора. Это оригинальное, новаторское произведение и по содержанию, и по стилю изложения». Интересно и важно, что и авторство «Повести» приписывается не простому человеку, а человеку «государственному», - войсковому дьяку Фёдору Ивановичу Порошину.
* Старший научный сотрудник, Р1Ш.
Принципиально важное значение при рассмотрении вопроса о государственности менталитета казачества имеют факты отношения казаков к общегосударственным регалиям и регалиям казачьей славы, ратной доблести, атрибутам военного назначения. Из чисто утилитарных и прикладных предметов они превращаются у казаков в знаки особой сакральной связи с историей предков, традициями государства и государственной службы. Полковые знамёна, бунчуки, шашки..., - данный список можно значительно продолжить. Целый раздел в положениях современных казачьих обществ, определяющих их деятельность, посвящён именно этой теме, а ряд разделов получил недвусмысленное название «Казак и оружие», что само по себе говорит о важности затронутого вопроса. «Казак, берущий шашку по прихоти, не достоин носить оружие...; Шашка без нужды не снимается со стены и не вынимается из ножен...; В церкви в момент слушания Евангелия шашка обнажается наполовину...; Не обладающий полноправием шашку носить не смеет...; Шашка - символ всей полноты прав казака...; С потерей силы старик меняет шашку на посох...; При отсутствии наследника шашка ломается пополам и укладывается в гроб. Шашку и шапку казак теряет только вместе с головой. По решению Круга казак может быть лишён права ношения оружия. ; Шашку без нужды не обнажай, без чести не вкладывай. Тот не казак, у кого скверное оружие...; Оружие казака - «ясная зброя» - береглась как зеница ока.» [1, с. 10-11].
К вопросу формирования состава казачьей общности.
Очень важно, что государствообразующая, цементирующая роль казачьей военной службы, деятельности казачьих войск выражалась в участии в этой деятельности представителей совершенно огромного круга народов, народностей и национальностей. Ещё бывший председатель Временного правительства А.Ф. Керенский по этому поводу справедливо заметил: «В будущей, внутренние свободной и федеративной России не будет никаких поводов к психологическому отчуждению между бытовыми группами русского народа. Включая казачество в понятие русского народа, я отнюдь не покушаюсь тем на своеобразную самобытность казачьих областей. Разнообразие местных политических и социальных укладов только обогащает культуру, умножает творческие возможности народа и тем крепит государство. Совершенно естественно, что в новых условиях свободного внутреннего государственного строительства казачество внутри своих областей сотрёт грань между собой и так называемыми иногородними. Ведь некоторые местные сословно-войсковые дореволюционные «привилегии» только прикрывали собой исключительные воинские тяготы, которые несло казачество и которые на самом деле в корне подрезывали хозяйственную мощь его.» [6].
Источники говорят нам о том, что в дореволюционной России были распространены казачьи формирования мусульман. Только башкирских казаков из числа мусульман в начале XX века насчитывалось около 100 тыс. чело-
век. На территории Южного Урала с 1798 по 1865 гг., например, существовало отдельное казачье Башкирско-мещерское войско. Оно активно участвовало во многих войнах Российского государства, - в Отечественной войне 1812 года, заграничных кампаниях 1813-14 гг. участвовало 20 полков этого войска, по два полка участвовали в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., Хивинском походе 1839 г, Крымской войне 1853-56 гг. Несмотря на то, что в последних трёх случаях башкиро-мещерянским казакам пришлось воевать с единоверцами (турками и народами Центральной Азии), тем не менее они проявили чудеса доблести и героизма на полях этих сражений.
Масянов Л.Л., вспоминая о службе на Урале писал: «Были полноправными казаками татары, калмыки, и были они великолепными казаками. Из татар даже было даже офицерство». Хорошо известны имена казачьих командиров-мусульман: войсковой старшина (подполковник) Узбек Тюняев, сотники Шамай Тангаев и Абыш Ураев, хорунжие Искандер Тангатаров и Ах-медфазыл Акиров, подхорунжие и урядники Ахмет Хаметьев, Искандер Чу-беков, Утяп Юсупов, Апкеш Утяпов, Ариста Наиптиев и др.
В том же Уральском казачьем войске отдельной боевой единицей был выделен башкирский мусульманский конный полк. В 1862 г. из 81.998 уральских казаков было: русских (а фактически также украинцев, белорусов, обрусевших татар, мордвы и т.д.) - 70.331 (85,8 %), башкир - 6.095 (7,4 %), татар - 4.168 (5,1 %), калмыков - 1.184 (1,4 %), все остальные (казахи, каракалпаки) составляли очень незначительную часть - 220 чел. (0,3 %). Как видим, процент мусульман в Уральском войске в середине XIX в. превышал отметку в 12 %. Сотники Искаков и Нуралин командовали пятой сотней пятого полка и третей сотней шестого полка Уральского войскового казачества. К концу уже XIX в. подъесаул Мурза-Ахмет Искаков возглавит казачью степную бригаду в Уильском укреплении.
В Уральске, Илецке и станице Сламихинской казачьи мусульманские объединения возглавлялись ахунами. К 1900 году ими соответственно были Абдулсалих Ишкулов, Абдулгаллям Давлетшин и Губайдулла Галькиев. В ряде казачьих станиц, например - Уральской, Илецкой, Мустаевской, Сту-деновской и некоторых других, даже функционировали мечети.
Уже в современный период истории развития казачества в 2004-ом году на территории Пермского края при посредничестве Духовного управления мусульман была возрождена первая мусульманская казачья сотня, которая вошла в состав Прикамского отдельного казачьего округа.
Источники говорят нам и о многонациональности сибирского казачества: «Среди сибирских казаков встречались представители казахского народа, потомки калмыков, башкир, мордвы» [4, с. 152]. Вот только небольшие статистические данные: В 1754-1828 гг. командирами, начальниками пограничных линий и командующими отдельным Симбирским корпусом являлись четырнадцать человек, при этом семь из них были этническими немцами и даже не меняли свои немецкие фамилии [8, с. 387].
Сибирское линейное казачье войско [8] было создано в 1808 году, после перевода регулярных драгунских частей из Сибири на запад. Одно время его историю пытались вести от казаков атамана Ермака Тимофеевича. Однако, в 1586 году, когда в Сибири закрепилась царская администрация, казаков, пришедших с Ермаком, оставались единицы. А основу нового казачества составили уже не они, а «охотчие» люди с русских северов, местные служилые татары. Сибирское войско, в отличии от вольных общин - Донского, Уральского, Терского войск, было создано государством. В 1822 году появился «Устав о сибирских городовых казаках», определяющий место казачества в социально-политической жизни региона. В Сибири были сформированы семь полков городовых казаков. Среди них и Сибирский татарский казачий полк, укомплектованный из тобольской, тюменской и томской городовых татарских казачьих команд.
Одним из последних походных атаманов Донского войска был немецкий генерал Гельмут фон Паннвиц. В 1637-ом году при осаде казаками Азо-ва всеми подкопными работами руководил тоже немец - Иоганн Арадов. Как и когда он попал на Дон, точных сведений не сохранилось. Разные источники дают различные объяснения [3, 7, 8]. Один только факт неопровержим, - немец Ардов честно и преданно служил делу казачества и российской государственности. В царствование Петра 1-го из Пруссии на русскую службу приехал и другой немец, - сын полковника, артиллерист Абрам Егорович Миллер. Позже он участвовал во взятии Азова в 1696 г. и прославил себя ратными подвигами. Сыновья Миллера стали донскими казачьими старшинами. Один из них заведовал переселением донских казаков на Кавказскую линию, второй - Фёдор служил офицером в донском полку и участвовал во взятии Измаила в 1790 г. За боевую доблесть был награждён двумя золотыми крестами. Позже он так же руководил строительными работами Новочеркасска до 1817 г., когда был командирован с донскими частями на охрану границ с Персией. Старший сын Миллера, - Александр был командиром сотни Александровского полка, позже - командиром донского казачьего полка. В дальнейшем большинство Миллеров служило в гвардейском Атаманском полку или начинало в нём свою службу [2].
Казачьими офицерами из числа лиц немецкого происхождения были, -Фердинант барон фон Винценгероде, Фридрих Карл барон Тетенборн, которые отличились на полях сражений войны 1813 года.
Существенное разнообразие в этнический состав казачьих войск и самого российского казачества вносили и плененные иноземцы, которые сначала ссылались властями, а затем органически вливались в состав казачьих частей [5, с. 6].
Историк казачества А.Т. Ветров указывает на существование мусульманских и буддистских казачьих полков, где соответствующим образом служили мусульмане и буддисты. И устроен быт этих полков был в соответствии с национальными традициями.
Российскому государству по определению не важна была национальность казака, принципиальное значение имели лишь ратная доблесть, заслуги перед Отечеством, личная храбрость и отвага. Они играли определяющую роль в государствостроении, становясь славными страницами исторического прошлого страны. Не зря Л.Н. Толстой писал: «... Вся история России сделана казаками» [10, с. 3].
История современного казачества.
События современной истории и совсем недавнего прошлого в свете межэтнических и локальных конфликтов дали новый виток интереса в обращении к проблеме казачества и государственности. Высшему военному руководству России давно в целом была понятна выгода от использования в различных мероприятиях военного ведомства прирождённых воинов - казаков.
Представляется логичным, что вопрос взаимодействия государства и современного казачества или «неоказачества», как его ещё иногда называют в современных источниках, заслуживает отдельной большой темы разговора, самого внимательного и пристального изучения.
Современные источники пишут: «В конце 80-х - начале 90-х годов в ряду новых общественных неформальных демократических движений быстро на мощной эмоциональной волне развилось движение за возрождение казачества, которое нашло поддержку не только традиционных казачьих областей, но даже Москвы и Санкт-Петербурга. Как отмечали новоявленные атаманы, возрождаясь, казачество ставило целью доказать и государству, и обществу, что оно есть и будет, что его не сломили ни репрессии, ни десятилетия небытия. В своём новом самосознании оно является носителем не только собственно казачьей культуры, в частности, общинного земледельческого образа жизни, православной веры и военного служения Отечеству, но и созидателем Российского государства.».
Националистический и одновременно антикоммунистический характер движения казачества в ходе «перестроечного» этапа его развития в известном смысле был инициирован руководством самой КПСС, которое в 1989 году санкционировало публикацию в журнале «Известия ЦК КПСС» документа, - Циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП(б) по отношению к казакам (от 24 января 1919 года). Этот документ в глазах подавляющего большинства казачества стал символом и воплощением не только большевистской политики расказачивания в годы гражданской войны, но и в целом коммунизма как идеологии. «Казаки по невежеству или вполне сознательно проигнорировали исторические факты, антиказачья политика в период гражданской войны определилась тем фактом, что казачество стало основой кавалерии белых армий, что в 1925 году проводилась умеренная казачья политика в период НЭПа». На долгие годы после этого жупел «геноцида казачьего народа» стал определяющим в казачьей среде по отношению к большевизму и всему тому, что так или иначе было с ним связано.
Либеральный лагерь интеллигенции на первоначальном этапе сознательно поддержал казачество, видя в нём авторитетную силу в борьбе с коммунистическими функционерами, союзника в борьбе с привилегиями партократов от КПСС. Однако, позднее, по прошествии некоторого времени, либеральная общественность начала заметно разочаровываться в своих союзниках, видя в их кругах отнюдь не либеральные наклонности, и ценности отличные от оных.
В целом, история современного казачества еще продолжает оставаться «белым пятном» и ждет своего вдумчивого, целенаправленного и внимательного исследования. Сделать это невозможно без глубинного анализа всеобщей истории казачьей общности во всей ее противоречивости, сложности, многоэтапности.
Список литературы:
1. Астраханское окружное казачье общество: Идеология казачества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kotyaev66.narod2.ru/ideologiya_ka-zachestva.
2. Богаевский Б. Казаки из «немцев» // Родной край. - 1974. - № 112 (май-июнь). - Изд.: Донское Войсковое Объединение. 230, Av. dela Division Leclerc, 95. - Montmorency, France.
3. Броневский История Войска Донского. - 1834.
4. История казачества Азиатской России. В 3-х т. Т.1 XVI - первая половина XIX в. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995.
5. Казаки Урала и Сибири в 17-20 вв.: сб. науч. трудов. - Екатеринбург: УрО РАН, Институт истории и археологии, 1993.
6. Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. - Париж: Изд. Казачий Союз, 1928.
7. Краснов П.Н. Исторические очерки Дона. - 1944.
8. Недбай Ю.Г. Сибирское казачье войско. Книга 3 (1846-1861 гг.). -Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2004.
9. Ригельман История о донских казаках. - 1846.
10. Шишков А.В. Казачьи атаманы. - М.: Вече, 2008.