УДК 2964
ВОПРОСЫ ВЛИЯНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Т.В. Михеева
Интеллектуальный капитал является важнейшим активом в структуре капитала предприятия, непосредственно влияющим на ключевые показатели хозяйственной деятельности. В этой связи современные российские предприятия уделяют особое внимание вопросам управления и развития интеллектуального капитала. В статье изложены особенности использования интеллектуального капитала в российских предприятиях, приведены ключевые проблемы и текущие задачи, стоящие перед российскими предприятиями в условиях современной экономики.
Ключевые слова: нематериальные активы, интеллектуальный капитал, человеческий капитал, структурный капитал, клиентский капитал
Информационная экономика определяет интеллектуальный капитал в качестве основного фактора производства предприятия, позволяющего максимизировать благосостояние экономического субъекта. На настоящий момент в российских компаниях существует проблема управления имеющимися интеллектуальными активами, необходимыми для использования и создания новых продуктов интеллектуальной деятельности. В этой связи менеджмент российских предприятий должен уделять большее внимание вопросам управления компонентами интеллектуального капитала, в том числе и его созданию, в целях роста эффективности работы предприятия в условиях креативной экономики.
Каждая российская компания обладает интеллектуальными активами, однако структура их распределения в зависимости от сферы деятельности компании значительно отличается. В этой связи распределение человеческого, структурного и клиентского капиталов в структуре интеллектуального капитала российских компаний неравномерно.
Согласно результатам анализа деятельности 40 российских компаний, можно сделать вывод, что человеческий капитал является важнейшим структурным элементом интеллектуального капитала российских предприятий. При этом человеческий капитал представляется как совокупность качеств работников фирмы, позволяющих создавать продукты интеллектуальной деятельности и распространять их на российском и зарубежном рынках [1].
Однако для создания продуктов интеллектуальной деятельности требуется высокий уровень подготовки, в связи с чем к квалификации сотрудников предприятия, являющимся основой интеллектуального капитала предприятия, предъявляются высокие требования. В частности, большинство исследованных компаний заинтересованы в увеличении числа сотрудников с одним и более законченным высшим образованием, а также наличием послевузовской подготовки [2]. При этом для финансовой, нефтегазовой и строительной отраслей характерно наличие у работников высшего юридического, экономического и технического образования, в том время как в отраслях связи, пищевой промышленности и транспорта преобладают сотрудники со средним специальным образованием.
Руководство большинства российских компаний понимает необходимость повышения квалификации сотрудников для роста интеллектуального капитала предприятия, в связи с чем, во многих организациях существуют внутрикорпоративные системы повышения квалификации.
Квалификационные и функциональные качества работников предприятия имеют наибольшее значение для финансовой, нефтегазовой и строительной отраслей, поскольку данные качества отвечают за создание и качественное совершенствование интеллектуальных активов предприятия, что является ключевым направлением для развития компаний данных отраслей. Личностные и коммуникативные навыки сотрудников играют большую роль в пищевой промышленности и торговле, поскольку деятельность предприятий в данной отрасли связана с созданием сбытовой и коммуникационной политики [3]. Общий вывод исследования заключается в том, что для всех российских компаний, вне зависимости от отраслевой принадлежности, совокупность качеств человеческого капитала предприятия является важнейшим фактором развития и создания добавленной ценности, что в свою очередь благотворно влияет на финансово-экономические результаты предприятия.
Наличие тех или иных интеллектуальных активов у российских предприятий связано со спецификой отрасли, субъектом которой они являются. В зависимости от рыночных условий и отраслевых требований, интеллектуальные активы могут создаваться экономическим субъектом как самостоятельно с привлечением человеческого капитала, так и с привлечением сторонних отраслевых экспертов, консультантов и специализированных компаний [4]. Так, например, специфика интеллектуальных активов компаний по добыче полезных ископаемых заключается в том, что наибольший удельный вес в структурном капитале таких организаций занимают объекты патентного права (устройства для бурения скважин и т.д.). Созданные продукты интеллектуального труда впоследствии коммерциализируются предприятием за счет использования в собственном производственном процессе, либо в результате продажи сторонним организациям с целью увеличения финансовых активов предприятия [5].
Многообразием интеллектуальных активов в составе элементов структурного капитала отличаются предприятия нефтегазовой и строительной отрасли. Структурный капитал позволяет данным компаниям создавать и использовать новые технологии в сфере строительства и добычи полезных ископаемых [6]. В предприятиях отрасли торговли, финансов и транспорта в структурном капитале преобладают инфраструктурные активы, которые позволяют компаниям быстрее реагировать на рыночные изменения с целью соответствия его требованиям [7]. Общим признаком структурного капитала всех российских предприятий является наличие в его составе элементов, позволяющих соответствовать требованиям рыночной конъюнктуры и быстро реагировать на изменения.
Клиентский капитал предприятия представляет собой систему отношений между акционерами, клиентами, поставщиками, партнерами и другими экономическими агентами, формирующими конкурентное преимущество компании в рыночных условиях.
Роль клиентского капитала в хозяйственной деятельности предприятия заключается в создании доверитель-
ных и взаимовыгодных отношений с внешними экономическими субъектами, что на основе эффекта синергии дает весомое конкурентное преимущество перед фирмами, чьи системы отношений с внешними агентами слабы [8]. Каждое российское предприятие обладает средствами индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Российские предприятия являются владельцами товарных знаков и фирменных наименований, зарегистрированных как в Российской Федерации, так и за рубежом. Наличие правовой охраны торговых знаков и фирменных наименований позволяет обеспечить идентификацию продукции предприятия потребителями.
Характерной тенденцией стало внедрение систем лояльности для постоянных клиентов, позволяющих удерживать потребителя в течение длительного срока. Существующие системы лояльности обеспечивают привлечение клиентов из смежных отраслей и удержание существующих потребителей за счет внедрения системы накопительных скидок (например, «мили» компании «Аэрофлот», дающие скидки на аэробилеты, могут быть получены за счет использования кредитной карты«Сбербанка»). Также в целях расширения клиентской сети транспортные компании используют рекламные продукты, что позволяет информировать существующих и потенциальных потребителей о предоставляемых компаниями услугах.
В этой связи следует отметить, что влияние интеллектуального капитала наиболее велико в отраслях связи, торговли, пищевой промышленности и сфере финансовых услуг.
Таким образом, в качестве характерных особенностей интеллектуального капитала российских организаций можно выделить:
• многообразие всех компонентов интеллектуального капитала: человеческий, структурный и клиентский капитал присутствует в той или иной степени во всех российских компаниях;
• высокий уровень человеческого капитала в финансовой, строительной и нефтегазовой отраслях;
• перманентное совершенствование элементов клиентского капитала в торговой, пищевой, финансовой и транспортной отраслях;
• накапливаемость продуктов интеллектуального труда в каждой отрасли;
• приобретение конкурентных преимуществ за счет использования компонентов интеллектуального капитала во всех отраслях.
В результате анализа деятельности российских предприятий в различных отраслях народного хозяйства выяснилось, что интеллектуальный капитал является важнейшим активом, имеющим высокую ценность для успешного ведения хозяйственной деятельности предприятия. Благодаря выдающимся качественным характеристикам компонентов интеллектуального капитала исследованным российских предприятиям удалось достичь высоких финансовых результатов и получить уникальные конкурентные преимущества в рыночных условиях.
Intellectual capital is one of the most important assets in capital's structure of an organization, which is directly connected with the key indicators of economic performance. Thus many companies became pay particular attention to the development and management of organization intellectual capital. This article describes the features of intellectual capital performance in Russian enterprises defines main problems and tasks Russian enterprises to meet in creative economy environment.
Key words: intangible assets, intellectual capital, human capital, structure capital, relationship capital
Список литературы
1. Al-Horani A, Pope PF, Stark AW. Research and development activity and expected returns in the United Kingdom. European Finance Review 7, - 2003.
2. Bontis N. Intellectual capital: an exploratory study that develops measures and models. Management Decision 36, -1998.
3. Быкова А.А., Молодчик М.А. Влияние интеллектуального капитала на результаты деятельности компании // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. «Менеджмент». - 2011. - Вып. 1
4. Clarke T, Rollo C. Capitalising knowledge: corporate knowledge management investments. Creativity and Innovation Management 10, - 2001.
5. Grasenick K, Low J. Shaken, not stirred: defining and connecting indicators for the measurement and valuation of intangibles. Journal of Intellectual Capital 5, - 2004.
6. Мильнер Б.З. Управление знаниями. - М.: ИНФРА-М, 2003.
7. Tseng C, Goo YJ. 2005. Intellectual capital and corporate value in an emerging economy: empirical study of Taiwanese manufacturers. R&D Management 35, - 2005.
8. Wang WY, Chang C. Intellectual capital and performance in causal models: Evidence from the information technology industry in Taiwan. Journal Intellectual Capital 6, - 2005.
Об авторе
Михеева Т.В. - аспирант, Российского Экономического Университета имени Г.В. Плеханова, mikheevatv@gmail.com