Научная статья на тему 'Вопросы оценки и учета интеллектуального капитала в экономике предприятия'

Вопросы оценки и учета интеллектуального капитала в экономике предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1246
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTANGIBLE ASSETS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / СТРУКТУРНЫЙ КАПИТАЛ / STRUCTURAL CAPITAL / КЛИЕНТСКИЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL RECORD KEEPING / УЧЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА / CUSTOMER EQUITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михеева Татьяна Владимировна

В настоящее время интеллектуальный капитал становится стратегическим активом компании, непосредственно влияющим на развитие организации, в связи с чем, большинство современных предприятий предпочитают уделять особое внимание вопросам управления и развития интеллектуального капитала. Поэтому создание системы отчетности для интеллектуального капитала становится ключевой задачей в целях дальнейшего развития фирмы. В статье изложены основные подходы к учету интеллектуального капитала, даны рекомендации к оценке и управлению интеллектуальным капиталом, приведены ключевые проблемы и текущие задачи, стоящие перед организациями в условиях современной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of Assessment and Management of Intellectual Capital in Business Economy

The article describes the main approaches to intellectual capital record keeping, provides recommendations regarding the assessment and management of intellectual capital, and enumerates the key issues and current challenges faced by organizations in the conditions of today's economy.

Текст научной работы на тему «Вопросы оценки и учета интеллектуального капитала в экономике предприятия»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1

Михеева Т.В.

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Вопросы оценки и учета интеллектуального капитала в экономике предприятия

АННОТАЦИЯ:

В статье изложены основные подходы к учету интеллектуального капитала, даны рекомендации к оценке и управлению интеллектуальным капиталом, приведены ключевые проблемы и текущие задачи, стоящие перед организациями в условиях современной экономики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нематериальные активы, интеллектуальный капитал, человеческий капитал, структурный капитал, клиентский капитал, учет интеллектуального капитала

JEL: 030, О34, J24 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Михеева Т.В. Вопросы оценки и учета интеллектуального капитала в экономике предприятия // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 125-136. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/82/

Михеева Татьяна Владимировна, аспирант кафедры экономики и организации производства Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Москва ([email protected])

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 02.09.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.01.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://www.creativeconomy.ru/iournals/index.php/ce/article/view/82/ (с) Михеева Т.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Metadata in English is available.

For detailed information, please, visit

http://en.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/ce/article/view/82/

Интеллектуальный капитал (далее - ИК) становится ключевым фактором развития инноваций и создания конкурентного преимущества на предприятиях в условиях экономики знаний. Однако за последние несколько лет для понятия ИК исследователями было предложено большое количество определений и классификаций. Но, несмотря на разнообразие, большинство подходов к определению сходятся на точке зрения, что ИК - это запас знаний, которые могут быть использованы в производственных целях. Притом каждый из исследователей дает свое толкование данному подходу. Так, Л. Эдвинссон и П. Сулливан в совместной работе 1996 года называют ИК совокупностью знаний, которые могут быть конвертированы в некую ценность для компании. Э. Брукинг в 1996 году определила ИК как совокупность нематериальных активов, которые необходимы компании для ее функционирования.

Согласно определению, предложенному скандинавской корпорацией «Скандия», ИК - это владение знаниями, которые включают опыт, организационные технологии, отношения с клиентами, отношения с поставщиками и профессиональными качествами. Н. Бонтис представляет ИК как стремление к эффективному использованию знаний. Согласно определению Т. Стюарта, ИК - это интеллектуальный материал организации: знания, информация, интеллектуальная собственность и опыт, который может быть использован для создания ценности компании.

Несмотря на то, что данные подходы к определению ИК выглядят разными, многие исследования показывают, что ИК имеет признаки, обозначенные в каждом из этих определений. Так, в первую очередь, ИК представляет собой совокупность нематериальных ресурсов. При этом данные ресурсы обязательно образуют взаимосвязь, именно при условии использования взаимосвязи всех компонентов интеллектуального капитала возможны учет, оценка и отражение в отчетности активов ИК. Отчетность в сфере ИК при этом также может столкнуться с проблемой, которая состоит в том, что фирма не всегда имеет право собственности на все свои ресурсы. Так, существуют права собственности на товарные знаки компании, но таких прав нет, например, для организационной культуры, знаний и умений сотрудников, несмотря на то, что данные компоненты ИК несомненно принимают участие в создании ценности для компании.

Классификации интеллектуального капитала

На настоящий момент в литературе приведено множество классификаций ИК. Однако, несмотря на то, что практически все эти модели базируются на подходе, где знания играют принципиальную роль в создании стоимости, существуют различия в классификации компонентов интеллектуального капитала. Далее приведены основные направления классификации ИК. В представленных подходах к классификации отражены важность опыта, навыков и знаний сотрудников, многогранность клиентского капитала, включающий в себя, в том числе отношения с различными заинтересованными лицами, а также фундаментальную роль структурного капитала, который включает в себя различные базирующиеся на знаниях (знаниеориентированные) активы.

Челове ческий капитал

Возрастающее значение человеческого капитала всегда связывалось с появлением нового типа работников - креативного класса в условиях корпорации знаний, характерной для нового типа экономики. Согласно определению человеческого капитала [1], можно выделить следующие его компоненты:

- возможности работников (образование, профессиональные навыки, опыт, сеть контактов, ценности и идеи);

- потенциал роста работников (потенциал работника к достижению целей организации за пределами своей нынешней роли);

- мотивация сотрудников (ценности фирмы как основа для мотивации сотрудников);

- инновационность деятельности сотрудников (вклад в создание новых продуктов и услуг компании, лояльность к переменам компании, желание учиться).

Разумеется, практически невозможно произвести оценку данных компонентов. Однако в целях измерения работы с человеческими ресурсами, было создано большое количество различных показателей эффективности, в том числе в части оценки затрат и ценообразования. Таким образом, появилась возможность оценить человеческий капитал при помощи подсчета возможности замены сотрудника, в том числе стоимости обучения или найма нового сотрудника. В качестве альтернативного способа оценки человеческого капитала исследователи Б. Лев и А. Шварц в 1971 году предложили [10] оценить текущую

стоимость всех доходов, которые сотрудник может принести компании в будущем.

Однако данные методы при попытке соответствовать требованиям бухгалтерской отчетности сталкиваются с проблемой в виде неоднозначной природы такого компонента ИК, как человеческий капитал, поскольку его сущность динамична и нестабильна для возможности точной оценки.

Структурный капитал

Структурный капитал включает в себя организационный капитал (все ресурсы, поддерживающие текущую деятельность компании) и отношенческий капитал (отношения с клиентами, поставщиками и прочими контрагентами компании). Организационный и отношенческий капитал совместно формируют структурный капитал, притом данные компоненты ИК принадлежат организации в отличие от человеческого капитала, который не может принадлежать организации, ввиду того, что любой сотрудник может в любой момент ее покинуть. Структурный же капитал (организационная стратегия и культура) являются более независимым от рабочей силы.

Согласно определению, данному в модели ИК корпорации «Скандия» в 1994 году, организационный капитал - это все то, что остается в компании, после того как весь персонал уходит домой в конце дня. С точки зрения организационной идентичности и ресурсов он включает в себя базы данных, технологические инструкции, стратегии и т. д.

Человеческие ресурсы в состоянии производить ценность для компании только при условии, что в компании есть необходимая для этого инфраструктура. Без необходимой инфраструктуры, то есть организационного/структурного капитала, эффективное использование человеческого капитала становится практически невозможным [7]. В этой связи одной из главных целей корпоративного менеджмента становится включение знаний сотрудников в организационную систему и бизнес-процессы компании, преобразовав, таким образом, человеческий капитал в структурный капитал, что позволило бы снизить зависимость организации от человеческого капитала.

Отношенческий капитал

Отношенческий капитал состоит из знаний, включенных в основу отношений с внешней средой организации [4]. Данный тип ресурсов может включать в себя знания, полученные от поставщиков, клиентов, государственных органов и даже конкурентов. Отношенческий капитал - это так называемое восприятие фирмы другими участниками рынка, то есть, иными словами, ее репутация [5]. Отношения с внешними заинтересованными сторонами очень важны для фирмы, однако проблемы с определением права собственности объектов отношенческого капитала делают практически невозможным точную оценку стоимости отношенческого капитала.

Интеллектуальный капитал и нематериальные активы

Термины «интеллектуальный капитал» и «нематериальные активы» зачастую используются как синонимы. Однако данный подход является неверным, поскольку между этими понятиями существует колоссальная разница. В то время как под интеллектуальным капиталом подразумевают практически все неосязаемые источники создания стоимости, нематериальные активы - это идентифицируемый

«_» «_» и 1 "1 Г «_»

неденежный актив, не имеющий материальной формы. Нематериальный актив - это ресурс, созданный в результате прошлых действий организации (в том числе покупки или непосредственного создания) и управляемый организацией, с помощью которого организация планирует в будущем получить экономическую выгоду. Согласно данному подходу, нематериальные активы имеют следующие признаки:

- идентифицируемость;

- возможность юридической защиты;

- установленное право собственности;

- материальные доказательства, подтверждающие существование

актива;

- создание в результате определенного события или идентифицируемого временного промежутка;

- возможность уничтожения или прекращения существования в результате определенного события или по истечению времени.

Очевидно, что лишь малая часть ИК может соответствовать вышеназванным требованиям. Патенты и торговые марки в большинстве случаев удовлетворяют этим условиям. Однако многие другие объекты ИК под эти требования не подходят. Практически невозможно

определить момент, когда возникает лояльность клиента к организации, зарождается инновационный дух компании или когда заканчивается компьютерная грамотность сотрудника. В этом и кроется основная причина, почему при работе с активами ИК используются не привычные формулы для расчета стоимости, а скорее интегральные схемы для определения приближенных значений, которые используются затем для принятия управленческих решений, как в случае со схемой фирмы Скандия (Scandia Value Scheme) и отчетной формой Скандия Навигатор (Skandia Navigator).

Значение интеллектуального капитала

Существуют доказательства, что ИК в значительной степени влияет на рыночную стоимость компании и ожидаемую доходность акций компании. Так, ИК и его компоненты стали причиной изменения рыночной стоимости компаний в легкой промышленности [6], а также компаний сферы информационных технологий [3]. Волатильность доходности акций, базирующихся на знаниях компаний, была связана с переливом знаний как на микроуровне (в пределах одной фирмы), так и на макроуровне (в пределах отрасли). Кроме того, интенсивность НИОКР и прочих исследований, связанных со структурным (организационным) капиталом фирмы, в значительной степени влияла на ожидаемую доходность компании [8].

В области финансового анализа включение объектов ИК в прогнозную прибыль компании может вызвать неоправданные ожидания и привести к ошибке прогноза [9]. Однако, в то же время при принятии стратегического решения о покупке или продаже компании ИК всегда необходимо оценить для установки реальной стоимости активов организации. Так, потребность в оценке интеллектуальных активов может возникнуть при заключении договора о ссуде или при оценке компании в случае слияний или поглощений, а также отдельной продаже или покупке активов ИК.

Интеллектуальный капита как конкурентное преимущество компании

Интеллектуальные ресурсы компании - основные генераторы стоимости в экономике знаний [13]. В связи с этим, такая инициатива менеджмента знаний, как создание отчетности ИК в управленческих целях может помочь расширить перечень возможностей для оценки ИК

на организационном уровне. Данная инициатива, увязывающая анализ и оценку ИК, позволит структурировать приоритеты и цели организации, что в условиях экономики знаний становится первоочередной задачей.

Кроме того, если представить фирму, как совокупность ресурсов, то интеллектуальные ресурсы компании - это стратегический актив фирмы, позволяющий ей создать и удерживать конкурентное преимущество: релевантную ценность с продолжительным жизненным циклом, которую трудно скопировать или украсть, и которая в некоторых случаях позволяет владельцу получать ренту.

Отчетность в сфере интеллектуального капитала

Таким образом, учитывая все положительные стороны внедрения отчетности для активов ИК, следовало бы ожидать высокой степени распространенности внедрения этого инструмента в различных типах организаций. Однако в реальности данный подход до сих пор считается новаторской управленческой технологией: определение ИК, его классификация, бухгалтерская и управленческая отчетность, представленная в компании Скандия наряду с ее аналитическим инструментом «Скандия-Навигатор» стали одним из немногих примеров отчетности ИК.

Помимо уже ставшего классическим примера компании Скандия, существует множество корпораций, в которых ИК-отчетность и менеджмент всегда подчинялся особенностям фирмы, как, например, в случае с компаниями IBM, APiON и Coloplast [11]. Первоначально ИК-отчетность создавалась для решения текущих проблем по оценке и управлению ИК, связанными с созданием ценности при помощи активов, основанных на знаниях. Данный подход породил множество дополнительных схем отчетности и управленческих систем для работы с ИК. Однако несмотря на новизну и оригинальность предложенных решений, данный способ работы с ИК не получил ожидаемого распространения. Популярность внедрения отчетности ИК компании не выросла за последние несколько лет, хотя необходимость ее распространения в условиях современной креативной экономики нельзя переоценить.

В целях создания эффективного бухгалтерского учета и управленческой отчетности в условиях организации элементы ИК должны классифицироваться и учитываться как отдельные и независимые ИК-активы. Притом классификация ИК в некоторой

степени выполнима: количество новых продуктов, оценка лояльности клиентов, процент сотрудников, имеющих ученую степень - данные количественные показатели практически тождественны активам ИК (человеческий, структурный и отношенческий капитал). Однако активы ИК зачастую взаимозависимы, что исключает возможность отделения друг от друга и последующей независимой классификации. Именно из-за сложной природы ИК распространился подход к включению всех активов ИК в один актив - гудвилл [12]. Фактическая величина «гудвилл» есть сравнение рыночной стоимости материальных и нематериальных активов с контрактной ценой на приобретаемое предприятие (фирму). Если контрактная цена превышает рыночную стоимость всех активов, возникает положительный гудвилл. И, наоборот, если контрактная цена ниже рыночной стоимости всех активов, возникает отрицательный гудвилл [10].

Однако данные количественные показатели все равно затруднительно перевести в денежную стоимость, чтобы включить их в отчетность или использовать в качестве механизма управления. Более того, даже если денежная оценка станет возможной, то убедить менеджмент в ее необходимости гораздо сложнее. Так, к примеру, если попытаться оценить уникальные бизнес-методы компании, то их патентование, оценка и определение стоимости может привести к потере их уникальности, например в результате публикации патентной документации, что понизит их «стоимость» и уничтожит конкурентное преимущество компании.

Вместе с тем, инициатива создания системы строгой отчетности, оценки и управления активами ИК должна исходить, прежде всего, от инвесторов и топ-менеджмента компании, которые готовы вкладывать свои ресурсы в создание и развитие ИК, и заинтересованы в принятии взвешенных решений на основании разработанной системы отчетности активов ИК. Разработка подобной системы отчетности требует от инвесторов определенных вложений, которые, впрочем, окупятся многократно в результате внедрения данной системы отчетности. Рассматривая в качестве рабочего примера человеческий капитал, попробуем представить, что данный актив ИК и его характеристики будут отражены в системе отчетности компании. Предположим, что сотрудники рассматриваемой компании имеют более высокую компьютерную грамотность, чем сотрудники конкурентов, и что эта особенность является конкурентным преимуществом организации и,

следовательно, причиной создания стоимости. Разумеется, в данном случае инвесторы компании будут готовы инвестировать в мероприятия по повышению компьютерной грамотности сотрудников, а значит, разработка такой системы отчетности для организации необходима, ведь если компьютерная грамотность сотрудников - это конкурентный актив компании, то он обязательно должен быть отражен в бухгалтерской отчетности. Однако сложно оценить рост компьютерной грамотности персонала, возникший благодаря вложениям инвесторов, и отделить его от предыдущего уровня компьютерной грамотности, а также от всей совокупности ИТ-навыков сотрудников (таких как программирование, системное администрирование и т.д.) и общей организационной культуры компании. Это порождает проблему денежной оценки такого отдельно взятого актива, как компьютерная грамотность персонала, а значит, не позволит определить необходимые вложения инвесторов для роста и управления этим активом. В то же время, компания не может погасить долг перед кредиторами при помощи ИТ-навыков сотрудников или части организационной культуры, поощряющей освоение компьютерной грамотности, учредители не могут ликвидировать ИТ-навыки сотрудников в результате банкротства компании, а сейлз-менеджмент не в состоянии продать этот ИК-актив лицам, желающим его приобрести. Таким образом, учитывая, что ИТ-грамотность сотрудников - актив, не имеющий ликвидности на рынке, инвесторы и учредители компании не всегда поддерживают разработку специальной системы отчетности для учета ИК-активов. В связи с этим, многие инвесторы не готовы вкладывать средства в создание подобной системы отчетности ИК-активов, а многие финансовые аналитики не могут извлечь выгоду согласно существующей системе отчетности, ввиду проблематичной денежной оценки ИК-активов.

Заключение

1. На текущий момент потребность в эффективной системе отчетности нематериальных активов остается высокой, и концепция ИК, совместно с обыкновенной финансовой отчетностью, для этих целей является наиболее подходящей в условиях новой экономики, где знание является источником богатства. Нами были исследованы причины необходимости создания системы ИК-отчетности, а также факторы, которые препятствовали для внедрения ИК-отчетности на большинстве хозяйствующих субъектов.

2. ИК-активы с трудом поддаются классификации, оценке и идентификации и зачастую могут использоваться лишь в совокупности с другими ИК-активами, что затрудняет их отдельную оценку, и, в конечном счете, влияет на надежность предложенных систем ИК-отчетности. В то же время неэффективный рынок ИК-активов не позволяет произвести точную оценку и многократно увеличивает цену контракта при сделке с участием ИК-активов, что, в свою очередь, влияет на участников рынка и владельцев активов, которые не ходят вкладывать свои ресурсы в создание системы отчетности ИК-активов ввиду высоких издержек. Однако самой важной проблемой в этой области являются разногласия между практикой и теорией ИК, поскольку до тех пор, пока бухгалтерский учет нематериальных активов и бухгалтерский учет ИК не будут отделены друг от друга, возможность создания точной системы отчетности активов ИК является спорным моментом.

ИСТОЧНИКИ:

1. Быкова А.А., Молодчик М.А. Влияние интеллектуального капитала на результаты

деятельности компании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8 «Менеджмент». — 2011. — Вып. 1. — С. 27-55.

2. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Экономическая наука

современной России. Экспресс-выпуск. — 2003. — № 1 (11). — С. 5-31.

3. Мильнер Б.З. Управление знаниями. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 178 с.

4. Al-Horani A, Pope PF, Stark AW. Research and development activity and expected returns in

the United Kingdom // European Finance Review. Vol. 7, issue 1, 2003. pp. 27-46.

5. Bontis N. Intellectual Capital: an exploratory study that develops measures and models //

Paper presented at ASAC, 17th Annual McMaster Business Conference, Managing Intellectual Capital and Innovation. - Hamilton, Canada, 1996.

6. Bontis N. Intellectual capital: an exploratory study that develops measures and models.

Management Decision. Vol. 36, issue 2, 1998. pp. 63-76.

7. Clarke T, Rollo C. Capitalising knowledge: corporate knowledge management investments //

Creativity and Innovation Management. Vol. 10, issue 3, 2001. pp 177-188.

8. Edvinsson L, Sullivan P. Developing a model for managing intellectual capital // European

Management Journal. Vol. 14, issue 4, 1996. pp. 356-364.

9. Grasenick K, Low J. Shaken, not stirred: defining and connecting indicators for the

measurement and valuation of intangibles // Journal of Intellectual Capital. Vol. 5, issue 2, 2004. pp. 268-281.

10. Lev B, Schwartz A. On the economic concept of human capital in financial statements //

Accounting Review. 46, 1971.

11. Luft JL, Shields MD. Why does fixation persist? Experimental evidence on the judgment

performance effects of expensing intangibles // Accounting Review. Vol. 76, issue 4, 2001. pp. 561-587.

12. Tseng C, Goo YJ. Intellectual capital and corporate value in an emerging economy: empirical

study of Taiwanese manufacturers // R&D Management. Vol. 35, issue 2, 2005. pp. 187-201.

13. Wang WY, Chang C. Intellectual capital and performance in causal models: Evidence from

the information technology industry in Taiwan // Journal of Intellectual Capital. Vol. 6, issue 2, 2005. pp. 222-236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.