Научная статья на тему 'Вопросы управления и организации системы подготовки специалистов по инновационному менеджменту'

Вопросы управления и организации системы подготовки специалистов по инновационному менеджменту Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА / AN INNOVATION / INNOVATIVE POTENTIAL / SCIENTIFIC POTENTIAL OF HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Засканов Виктор Гаврилович

В статье рассматривается влияние численности кадров, занятых научными исследованиями, на объём финансирования российской науки, анализируется разрыв между образованием и наукой, сделаны выводы, характеризующие инновационный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Засканов Виктор Гаврилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF MANAGEMENT AND ORGANIZATION OF SPECIALIST TRAINING SYSTEM FOR INNOVATIVE MANAGEMENT

In article influence of number of shots occupied with scientific researches on volume of financing of the Russian science is considered, rupture between science and education is analyzed, conclusions characterising innovative potential are drawn.

Текст научной работы на тему «Вопросы управления и организации системы подготовки специалистов по инновационному менеджменту»

УДК 338. 46 УДК 378 ББК 65. 012. 2

Засканов В.Г.

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИННОВАЦИОННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ

Zaskanov V.G.

ISSUES OF MANAGEMENT AND ORGANIZATION OF SPECIALIST TRAINING SYSTEM FOR INNOVATIVE MANAGEMENT

Ключевые слова: инновация, инновационный потенциал, научный потенциал вуза.

Key words: an innovation, innovative potential, scientific potential of high school.

Аннотация

В статье рассматривается влияние численности кадров, занятых научными исследованиями, на объём финансирования российской науки, анализируется разрыв между образованием и наукой, сделаны выводы, характеризующие инновационный потенциал.

Annotation

In article influence of number of shots occupied with scientific researches on volume of financing of the Russian science is considered, rupture between science and education is analyzed, conclusions characterising innovative potential are drawn.

Сложное состояние экономики России, обусловленное противоречивыми процессами перехода от социалистических к рыночным методам хозяйствования, требует принятия решительных мер, направленных на ее оздоровление. Одним из существенных инструментов решения данной задачи является резкий прорыв в области инноваций.

Термин «инновации» достаточно широко используется в настоящее время в литературе, освещающей вопросы управления экономическими и организационными системами, и требует определенной конкретизации. Впервые понятие «инновация» было введено в 1911 г. австрийским ученым И. Шумпетером. Он определял инновации как процесс, направленный на реорганизацию производства за счет использования новой техники, новых технологий, использования новых высокоэффективных материалов и сырья, внедрения новых видов продукции, возникновения новых рынков сбыта. Со временем исследователи ввели разнообразные трактовки понятия «инновация»: «изменение», «новый объект», «совокупность мероприятий по внедрению новшеств», «освоение новой продукции» и т. д. При этом инновации рассматриваются либо как процесс, либо как результат использования новшеств. Естественным следствием развития данного направления науки явилось появление инновационного менеджмента как дисциплины, направленной на разработку методов анализа и синтеза систем инноваций. Решение указанных задач невозможно без подготовки нового типа специалистов -инновационных менеджеров. Данные специалисты должны обладать совокупностью знаний, навыков и умений в области инновационного менеджмента. Создание системы подготовки кадров, специалистов в области инновационного менеджмента является актуальной задачей, решение которой, в конечном счете, предопределяет оздоровление экономики России и регионов.

В Самарской области по инициативе ее администрации создана система мероприятий по подготовке кадров в области инновационного менеджмента. В реализации этих мероприятий задействованы ведущие учебные заведения России, а именно

Московский физико-технический институт и Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ).

Силами ученых СГАУ разработана программа по формированию комплекса образовательных технологий, учебно-методического обеспечения подготовки кадров, преподавателей и специалистов высшей квалификации для решения задач инновационного менеджмента в интересах инновационной политики предприятий Самарской области.

1. Цель и основные задачи программы

Цель программы - создание комплекса образовательных технологий, учебнометодического обеспечения, кадрового потенциала сертифицированных преподавателей и материально-технической базы учебного процесса профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента в интересах инновационной экономики Самарской области.

Задачи программы:

- анализ потребности предприятий Самарской области в специалистах, обладающих знаниями и навыками управления процессом планирования, разработки, производства и продвижения на рынок новых видов продукции, оказании новых видов услуг;

- стимулирование спроса потребителей образовательных услуг в сфере инновационного менеджмента и создание рыночной среды для эффективной работы образовательной программы по профессиональному образованию, подготовке и переподготовке специалистов в сфере инновационного менеджмента;

- разработка комплекса образовательных технологий, включая учебно-методические материалы, пособия, видео- и аудио- учебные комплексы, обеспечивающих современный уровень профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента;

- подготовка квалифицированных сертифицированных преподавателей, специализирующихся на программах профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента;

- создание материально-технической базы, выделение аудиторий и оснащение их специализированным оборудованием, включая видео- и аудиоустройства, для современного профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента;

- организация и проведение учебного процесса в рамках программы профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента;

- организация системы информационного обеспечения учебного процесса профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента для непрерывного повышения уровня преподавания и усиления актуализации изучаемых дисциплин;

- организация механизмов взаимодействий университета и администрации Самарской области, а также инновационных предприятий для усиления практической направленности обучения и обеспечения трудоустройства слушателей.

2. Механизмы реализации программы интеграции вузов

2.1. Анализ потребности предприятии Самарской области в специалистах в сфере управления инновациями

Функционирование системы профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента основывается на комплексном учете всех факторов, оказывающих воздействие на инновационные процессы, важнейшим из которых является кадровое обеспечение инновационной активности предприятий. Необходимым условием формирования кадрового потенциала сегодня становится адекватность квалификации специалистов в сфере инновационного менеджмента целям и задачам, стоящим перед хозяйствующими субъектами. Для анализа

потребностей рынка в образовательных услугах в сфере инновационного менеджмента предлагается провести следующие мероприятия:

- анкетирование кадровых служб предприятий и организаций по вопросам потребности в специалистах по инновационному менеджменту;

- проведение выборочных опросов населения, включая студентов вузов, по вопросу необходимости получения профессионального образования, подготовки и переподготовки в сфере инновационного менеджмента;

- анализ потребностей рынка труда в образовательных услугах в сфере инновационного менеджмента на основе обобщения информации бюро по трудоустройству и Самарского центра занятости населения.

2.2. Стимулирование спроса потребителей образовательных услуг в сфере инновационного менеджмента

Создание рыночной среды для эффективной работы образовательной программы по профессиональному образованию, подготовке и переподготовке специалистов в сфере инновационного менеджмента невозможно без соответствующего стимулирования спроса потребителей образовательных услуг в сфере инновационного менеджмента. Предлагается провести следующие мероприятия, направленные на формирование устойчивой системы наполнения контингента платежеспособных слушателей образовательных программ.

Проведение краткосрочных семинаров, симпозиумов с руководителями и специалистами предприятий и организаций для стимулирования спроса в среде специализированного потребителя.

Проведение рекламных акций образовательных услуг в сфере инновационного менеджмента в средствах массовой информации, размещение рекламных проспектов на стендах, баннерах, перетягах, досках объявлений в целях обеспечения массового спроса в среде неспециализированного потребителя.

Интегрирование рекламной информации об оказании дополнительных (повышение квалификации, второе высшее образование) образовательных услуг в сфере инновационного менеджмента в структуру рекламной кампании университета для обеспечения массового спроса в среде потребителя общеобразовательных услуг.

Интегрирование образовательных услуг в сфере инновационного менеджмента в структуру учебных процессов оказываемых образовательных услуг для обеспечения перекрестного спроса в среде потребителя общеобразовательных услуг.

2.3. Разработка комплекса образовательных технологий в сфере инновационного менеджмента

Ключевая проблема обеспечения современного уровня профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента заключается в создании комплекса образовательных технологий, включая учебно-методические материалы, пособия, видео- и аудио- учебные комплексы. Для решения этой проблемы предлагается осуществить следующие мероприятия:

- разработка учебного плана специализации 061103 «Инновационный менеджмент» в рамках специальности 061100 «Менеджмент организации»;

- разработка модульной образовательной программы переподготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента;

- разработка рабочих программ профессионального образования и подготовки специалистов по учебным курсам специализации 061104 «Инновационный менеджмент» и адаптация этих рабочих программ к соответствующим модулям образовательной программы переподготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента;

- разработка учебно-методических материалов, пособий, видео- и аудио- учебных комплексов.

2.4. Подготовка преподавательских кадров, специализирующихся в сфере инновационного менеджмента

Задача подготовки кадров квалифицированных сертифицированных преподавателей, специализирующихся на программах профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента, может быть решена в результате осуществления следующих мероприятий:

- организация процесса непрерывного повышения квалификации преподавателей в рамках систематического прохождения специализированных программ совершенствования уровня преподавания инновационного менеджмента на основе постоянно действующих договоров с ведущими вузами экономико-управленческого профиля;

- организация периодических межвузовских и внугривузовских (межкафедральных) конференций и семинаров по обмену опытом преподавания инновационного менеджмента;

- систематическое проведение семинаров-совещаний преподавателей инновационного менеджмента и ведущих специалистов предприятий инновационной сферы экономики с целью актуализации преподавания инновационного менеджмента;

- подготовка кадров высшей квалификации профессорско-преподавательского состава в рамках аспирантуры и докторантуры.

2.5. Создание материально-технической базы образовательного процесса

Для создания материально-технической базы образовательного процесса необходимо осуществить следующие мероприятия:

- выделение аудиторий для проведения лекционных и практических занятий, а также дисплейного класса для проведения лабораторных работ;

- оснащение аудитории специализированным оборудованием, включая мебель, компьютерную технику, видео- и аудиоустройства.

2.6. Организация и проведение учебного процесса

В рамках программы профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента планируется организация обучения трех потоков слушателей: 1) потребители общеобразовательных услуг, обучающиеся по специализации «Инновационный менеджмент» в рамках специальности «Менеджмент организации» основного учебного процесса; 2) потребители общеобразовательных услуг: обучающиеся по другим специальностям и получающие дополнительное образование (повышение квалификации, второе высшее образование специализации «Инновационный менеджмент» в рамках специальности «Менеджмент организации»); 3) специалисты предприятий и организаций, а также неспециализированные потребители, получающие дополнительное образование (повышение квалификации, переподготовку) по модулю образовательной программы «Инновационный менеджмент» в рамках выбранных модулей (блоков). Для организации учебного процесса по этим потокам необходимо осуществление следующих мероприятий:

- создание в организационной структуре вуза подразделения, обеспечивающего организацию учебного процесса в сфере инновационного менеджмента;

Разработка, реализация и контроль планов-графиков учебного процесса в соответствии с этапами формирования контингента слушателей:

а) студенты, обучающиеся по специализации «Инновационный менеджмент» в рамках специальности «Менеджмент организации» основного учебного процесса, - в порядке учебного плана специальности;

б) студенты, обучающиеся по другим специальностям и получающие дополнительное образование по специализации «Инновационный менеджмент» в рамках специальности «Менеджмент организации», - в порядке набора соответствующих контингентов;

в) специалисты предприятий и организаций, а также неспециализированные потребители, получающие дополнительное образование по модульной образовательной программе, - в порядке комплектования групп.

2.7. Организация системы информационного обеспечения учебного процесса

Система информационного обеспечения учебного процесса профессионального

образования, подготовки и переподготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента предназначена для непрерывного повышения уровня преподавания и усиления актуализации изучаемых дисциплин. Организация системы информационного обеспечения учебного процесса предполагает проведение следующих мероприятий:

- создание учебно-методического кабинета инновационного менеджмента, функции которого включают в себя информационное обеспечение учебного процесса в сфере инновационного менеджмента;

- интегрирование дисплейного класса и учебно-методического кабинета инновационного менеджмента в корпоративную интернет-сеть вузов и приобретение сетевых ресурсов, обеспечивающих непрерывный доступ к консультационным и информационным системам;

- создание электронной библиотеки инновационного менеджмента, обеспечивающей передачу информационных ресурсов слушателям в рамках внутренней компьютерной сети дисплейного класса.

2.8. Организация взаимодействия вузов и администрации Самарской области, а также предприятий инновационной экономики

Для усиления практической направленности обучения и обеспечения трудоустройства слушателей необходимо осуществить следующие мероприятия по организации механизмов взаимодействий университета и администрации Самарской области и предприятий инновационной экономики.

Организация периодических межвузовских конференций с участием представителей Министерства экономики и Министерства образования Самарской области по тематике профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента.

Организация постоянно действующих (договорных) отношений вузов и крупнейших предприятий инновационной экономики Самарской области для выполнения целевого образовательного заказа на профессиональное образование, подготовку и переподготовку специалистов в сфере инновационного менеджмента с последующим трудоустройством выпускников. Организация постоянно действующих (договорных) отношений вузов и Самарского центра службы занятости населения, а также бюро по трудоустройству в целях обеспечения контингента слушателей образовательной программы в сфере инновационного менеджмента из числа стоящих на учете в службе занятости с последующим трудоустройством выпускников.

Создание комплексной системы дополнительного профессионального образования, подготовки и переподготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента в интересах инновационной экономики Самарской области включает в себя комплекс взаимосвязанных задач. Анализ потребности предприятий Самарской области в специалистах, обладающих знаниями и навыками управления инновациями, позволяет выявить объективные предпосылки создания комплексной образовательной системы в сфере инновационного менеджмента. Организация механизмов стимулирования спроса потребителей образовательных услуг в сфере инновационного менеджмента должна содействовать формированию устойчивого контингента платежеспособных слушателей и явиться предпосылкой эффективной работы образовательной программы в сфере инновационного менеджмента.

Проблемы организации учебного процесса образовательной программы в сфере инновационного менеджмента должны решаться на основе разработки комплекса образовательных технологий, обеспечивающих современный уровень профессионального образования в сфере инновационного менеджмента, подготовку кадров преподавателей, специализирующихся на образовательных программах в сфере инновационного менеджмента, создание материально-технической базы учебного процесса.

Перспективы развития образовательной программы в сфере инновационного менеджмента предопределены функционированием системы информационного обеспечения учебного процесса и реализацией механизмов взаимодействий университета и предприятий инновационной экономики Самарской области для усиления практической направленности обучения обеспечения трудоустройства слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.