Научная статья на тему 'Вопросы управления и хозяйственной деятельности лесопарковой зоны Санкт-Петербурга'

Вопросы управления и хозяйственной деятельности лесопарковой зоны Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. Е. Скачкова

Представлены проблемы управления и регулирования хозяйственной деятельности лесопарковой зоны Санкт-Петербурга. Рассмотрены такие актуальные проблемы, как юридический статус, экономические особенности ведения хозяйства, оценка стоимости лесных земель, лесное законодательство, механизм финансирования и вопросы благоустройства городских рекреационных лесов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the problems of management and regulation of economic activities in the forest-park zones of St. Petersburg. Such actual problems, as the legal status, economic features of the forestry activities, a cost estimation of wooded lands, the forestry legislation, the finance mechanism and the issues of redevelopment of the city’s recreational forests are studied.

Текст научной работы на тему «Вопросы управления и хозяйственной деятельности лесопарковой зоны Санкт-Петербурга»

УДК 630*652.4

М.Е.СКАЧКОВА

Факультет освоения подземного пространства, аспирантка кафедры инженерной геодезии

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕСОПАРКОВОЙ ЗОНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Представлены проблемы управления и регулирования хозяйственной деятельности лесопарковой зоны Санкт-Петербурга. Рассмотрены такие актуальные проблемы, как юридический статус, экономические особенности ведения хозяйства, оценка стоимости лесных земель, лесное законодательство, механизм финансирования и вопросы благоустройства городских рекреационных лесов.

This article presents the problems of management and regulation of economic activities in the forest-park zones of St. Petersburg. Such actual problems, as the legal status, economic features of the forestry activities, a cost estimation of wooded lands, the forestry legislation, the finance mechanism and the issues of redevelopment of the city's recreational forests are studied.

Лесопарковое хозяйство как отрасль материального производства характеризуется длительностью производственного процесса и наличием двух взаимосвязанных компонентов: земли и древостоя, которые являются динамической системой и основными средствами производства в садово-парковом хозяйстве. Именно длительность процесса воспроизводства пригородных лесов определяет специфику экономической организации хозяйства в целом.

Несмотря на длительный период существования лесопарковой зоны г. Санкт-Петербурга (более 70 лет), существует множество проблем, которые до настоящего времени остаются нерешенными. Рассмотрим те из них, которые на данный момент являются важнейшими.

По состоянию на 01.01.2005 г. у лесопарковой зоны Санкт-Петербурга отсутствует единый юридический статус. В недалеком будущем лесопарковая зона может быть поделена между городом и областью. Сейчас данной территорией управляет ГУП «Лесопарковая зона Санкт-Петербурга». Однако в последнее время в лесопарках появилось множество самовольных мусорных свалок, под видом пейзажных ведутся «агрессивные рубки леса». В лесопарковой

части широко внедряются рубки обновления и переформирования. Кроме того, в настоящий момент деятельность ГУП «Лесопарковая зона Санкт-Петербурга» оспаривается в судебном порядке налоговой инспекцией, которая выявила превышение полномочий данного государственного предприятия. В частности, ГУП «Лесопарковая зона Санкт-Петербурга» выписывало самому себе лесорубочные билеты, а также пользовалось налоговыми льготами федеральных лесхозов, которых не имеет. Территориально лесопарковая зона расположена на землях двух субъектов федерации: Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В связи с этим, около 80 % территории лесопарковой зоны может перейти в подчинение правительству Ленинградской области. Остальные 20 % останутся у городской администрации. Такое деление недопустимо. Рекреационный ресурс внутри и вокруг Санкт-Петербурга должен быть единым. Необходимо решить вопрос с финансированием хозяйственной деятельности парклесхозов.

Экономические особенности ведения лесного хозяйства в лесопарковых зонах находят свое отражение, прежде всего, в экономической организации ведения лесного хозяйства. Под экономической организацией

ведения лесного хозяйства в городских лесах понимается организация экономических отношений в процессе деятельности парклесхозов, определяемая системой планирования, источниками и порядком финансирования, оплаты труда, расходованием средств, реализацией продукции, стимулированием производства.

Особенность лесопарковой зоны выражается в том, что она может рассматриваться как средство производства рекреационных услуг и выступать материальным носителем информации ее потенциальной потребительской стоимости. Для этого нужны кадастровые показатели городских лесов.

Лесопарковая зона по своему составу более неоднородна с точки зрения ее экономической оценки, чем эксплуатационные леса, входящие в лесной фонд. В этой связи следует иметь в виду, что сама территория парклесхоза представляет уникальный при-родно-территориальный комплекс (ПТК). На территории парклесхозов проживают редкие представители животного и растительного мира, социально-экономический ущерб от потери которых вообще не может быть компенсирован. Следовательно, экономическая оценка этих видов природных объектов равна бесконечности.

Еще одна проблема - оценка стоимости земель. Вопрос заключается в том, что при наличии большого спроса на рекреационные услуги со стороны населения и доходов от промежуточного и побочного лесопользований, отсутствует адекватная экономическая оценка этих пользований и, как следствие, несовершенная организация ведения хозяйства.

В конечном счете, нельзя принимать нормальным сложившееся положение, когда лесопарковые зоны, предназначенные для массового отдыха населения, не имеют экономической оценки и остаются вне сферы действия механизма экономического стимулирования хозяйственной деятельности в этих рекреационных ресурсах. Оценка стоимости лесных земель и древостоев может производиться в разных целях. В силу многоцелевого характера использования лесных земель количество целей и задач определения

стоимости лесных ресурсов и лесных земель может быть довольно большим. Участки лесного фонда могут передаваться в аренду и концессию [1]. В связи с этим возникает потребность в оценке прав лесопользования. При оценке лесных земель определяется стоимость прав, дающих возможность их использования в целях получения дохода от промежуточного, побочного и рекреационного лесопользований, а также стоимость запасов древесины. За последние пять лет более половины расходов идет на проведение санитарных и побочных рубок, от которых предприятия получают достаточно внебюджетных средств. Востребованность населением рекреационных услуг должна оцениваться количеством посещений парков, лесопарков и других категорий зеленых насаждений пригородной зоны.

В мировой практике методология оценки лесных ресурсов развита довольно хорошо. В ее основе лежат традиционные технологии оценки недвижимости, адаптированные к такому специфическому объекту оценки, как лес, и позволяющие учитывать основные особенности формирования лесного дохода. Однако в нашей стране оценка лесных земель слабо разработана [2].

На данный момент устанавливается нормативная база по учету и оценке лесных земель. Существующие нормативные документы не направлены на защиту общественных интересов и не позволяют принять действенные меры к сохранению и приумножению природного потенциала города [4].

Недостатки в современном лесном законодательстве, разночтения и его противоречивость создают трудности при осуществлении хозяйственной деятельности в городских лесах. Специфическое назначение последних требует особой организации и правового регулирования лесных отношений в области их использования, охраны, защиты, содержания, воспроизводства, учета и оценки.

Также проблема состоит и в том, что оценка должна быть основана на реальных и достаточно новых материалах. Однако доступные сейчас документы по большей части устарели и не могут служить исходными

148 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.167. Часть 1

данными для массовой кадастровой оценки зеленых насаждений.

Механизм финансирования «зеленого» хозяйства развит довольно плохо. Это еще одна из многочисленных причин, по которой учет и оценка лесных земель столь мало разработаны. Несовершенство системы финансирования автоматически порождает несовершенство порядка планирования, расходования бюджетных средств и экономического стимулирования.

Сложившаяся ситуация является примером того, как отсутствие экономического влияния (в том числе учета и экономической оценки) на хозяйственную деятельность предприятий и населения дает повод относиться к городским лесам, как к бесплатным природным богатствам. Из-за отсутствия действенных экономических рычагов и стимулов практически никто не заинтересован в обеспечении комплексного и рационального использования предоставленных им лесных ресурсов, их охраны и защиты.

Мало внимания уделяется вопросам благоустройства парков Санкт-Петербурга. Городская администрация уделяет внимание лишь вопросам строительства и эксплуатации зеленых насаждений в черте города. В рамках российско-датской программы «Система планирования и управления зеленым поясом Санкт-Петербурга» [3] планируется создавать «экологические тропы». В ближайшем будущем начнутся работы по переводу Ток-совского лесопарка в образцовый «модельный лес». На его территории будут проводиться научные исследования, применяться современные экспериментальные технологии работ и методики исследований. Параллельно начнутся работы по формированию экологических маршрутов на Новокавголов-ской территории. Здесь должны появиться современные садово-парковые дорожки, малые архитектурные формы и ночное освещение. Создается обширная информационная база данных о состоянии растительности

и животного мира лесопарковой зоны города. База поможет определить функции конкретных сегментов лесопарковой зоны, оценить их состояние с учетом различных факторов, и в перспективе - организовать более эффективную схему управления развитием лесов.

Однако эти мероприятия пока лишь планируются. В действительности мы имеем недостаточно развитую дорожную и тропи-ночную сеть, нехватку озелененных мест отдыха для рекреантов и отсутствие благоустройства в лесопарках. За пределами городской черты из-за отсутствия средств вообще не проводятся мероприятия по благоустройству.

Для выхода из сложившейся ситуации с лесопарковой зоной Санкт-Петербурга и создания эффективной системы управления зеленым фондом необходимо безотлагательное принятие новых законов прямого действия, ориентированных конкретно на решение перечисленных важнейших проблем.

Управление зеленым фондом необходимо рассматривать как часть концепции устойчивого развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области, причем целью управления должно стать системное наращивание природного рекреационного потенциала территорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лесной кодекс РФ от 29.01.1997. Принят Государственной Думой 22.01.1997. В ред. ФЗ от 25.07.2002 N 116-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ.

2. Медведева О.Е. Оценка стоимости лесных земель // Вопросы оценки. 2003. № 2.

3. Новости природы. «Санкт-Петербург. Стартовал российско-датский проект по созданию системы планирования и управления зеленым поясом города на Неве». http://news.priroda.ru/index.php.

4. Петров В.Н. Экономические и правовые особенности ведения лесного хозяйства в городских лесах // Лесной вестник. М.: МГУЛ, 2002.

Научный руководитель к.т.н. доцент В.Ф.Ковязин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.