Научная статья на тему 'Вопросы уголовно-правовой защиты общественной нравственности от незаконного игорного бизнеса'

Вопросы уголовно-правовой защиты общественной нравственности от незаконного игорного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы уголовно-правовой защиты общественной нравственности от незаконного игорного бизнеса»

5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, КРИМИНАЛИСТИКА, СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

5.1. ВОПРОСЫ УГОЛОВНОПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ ОТ НЕЗАКОННОГО ИГОРНОГО БИЗНЕСА

Севостьянов Р. А., адъюнкт Саратовский юридический институт МВД России

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

С начала 90-х годов ХХ века до начала ХХ1 столетия в России сформировался новый вид предпринимательства - игорный бизнес. Осуждаемые общественной моралью и государством азартные игры получили широкое распространение на всей территории страны. В период с 1989 по 2000 г. только в г. Москве появилось 108 казино. Количество игровых автоматов по России с 35 000 в 2001 г. увеличилось до 500 000 в 2006 г. Доступность азартных игр повлекла негативные последствия: разложение общественной морали, возникновение игромании, рост преступлений и правонарушений, связанных со сферой игорного бизнеса.

Общественная опасность азартных игр не вызывала сомнений у отечественного законодателя на протяжении многих веков. Уголовная ответственность за азартные игры существовала в российском законодательстве с пятнадцатого века. Советское государство также боролось жесткими уголовно-правовыми методами с этим негативным общественным явлением.

По мнению А. Лохвицкого большую опасность азартные игры представляют для общественной нравственности. Автор утверждал, что «распространение в народе азартных игр всегда вело к общей бедности и деморализации, увеличивало число преступлений»1.

Охрана нравственности ставится российским государством в один ряд с защитой национальных интересов в сфере обороны, экономики и внешней политики. Как указано в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, «национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны»2.

Понятие «нравственность» происходит от слова «нрав». В. И. Даль определяет «нрав» как одно из двух основных свойств духа человека, к которым также относится и ум. По мнению данного автора к сфере нравственности относятся такие категории как добро и зло. Нравственные истины В. И. Даль отождествляет с мо-

1 Лохвицкий А. Курс русского уголовного права. - СПб: Издательство Шрейера, 1871. С. 455.

2 Концепция национальной безопасности Российской Федерации / Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 // Собрание законодательства РФ, 2000. № 7. Ст. 170.

ральными истинами3. С. И. Ожегов правилами нравственности считает нормы, «определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе»4. В. В. Лопатин и Л. Е. Лопатина определяют «нравственность» как «совокупность норм поведения человека в обществе; духовные качества, проявляющиеся в этом поведении»5. Данные авторы отождествляют понятие «нравственность» с понятием «мораль»6. Однако, существует мнение, что данные категории не равнозначны. В частности, А. Ребер утверждает, что «если мораль представляет собой абстракцию, лежащую в основе действия, то нравственность - ее осмысление»7. По мнению данного автора, мораль представляет собой «доктрину или набор принципов действий; моральный кодекс»8. А «нравственность» определяется им как «принципы или модели поведения, которые являются проявлениями принципов, оцениваемые с точки зрения их правильности или неправильности»9. Таким образом, А. Ребер полагает, что фундаментальные нормы морали реализуются в нравственности, заключающуюся в способности человека действовать определенным образом.

Однако представляется, что различное понимание нравственности и морали весьма условно. Само слово «мораль» происходит от латинского «moralis», что переводится на русский язык как нравственный10. Эти понятия идентичны и в немецком языке, где слова «Sittlichkeit» (нравственность) и «Moral» (мораль) являются синонимами11. В уголовном праве вряд ли возможно провести грань между понятиями моральные и нравственные нормы, на которые совершается посягательство. В связи с этим предлагается рассматривать данные понятия как идентичные.

Мораль является категорией исторически изменчивой, зависимой от конкретной социально-экономи-ческой ситуации. Кроме того, различные люди могут иметь разные нравственные ориентиры. Однако, несмотря на это, всегда существуют постоянные общечеловеческие моральные ценности.

Увлечение азартными играми считается безнравственным на протяжении длительного исторического периода. В основе такого отношения к азартным играм лежит устойчивое убеждение большей части человечества о том, что средства для существования нужно зарабатывать своим трудом.

3 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Издательство «Русский язык», 1998. Т. 2. С. 298.

4 Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е издание, стереотипное. - М.: Издательство «Русский язык», 1989. С. 399.

5 Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. - М.: Издательство «Русский язык», 1998. С. 353.

6 Там же. С. 303.

7 Ребер А. Большой толковый психологический словарь. - М.: Издательство «Вече-АСТ», 2000. Т. 1. С. 524.

8 Там же. С. 461.

9 Там же. С. 524.

10 Латинско-русский словарь / Под ред. И. Х. Дворецкого. - М.: Издательство «Русский язык», 1976. С. 647.

11 См.: Большой немецко-русский словарь // Под ред. О. И. Москаль-ской. - М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1969. Т. 2. С. 109.

Севостьянов Р. А.

ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

«Терпение и труд все перетрут», «кто не работает, тот не ест», «делу время - потехе час», «праздность - мать пороков»12, - такие правила на протяжении многих веков отражают в русском языке общечеловеческую ценность труда и негативное отношение к лени и безделью.

«Упорство в труде все преодолеет», «злой выигрыш злом оборачивается», «трудолюбивому Бог и корову дает», «спящий волк овцу не поймает»13, - так говорят о труде и заработке немецкие пословицы.

Как справедливо отмечал А. Лохвицкий, «надежда сделаться богатым в несколько часов завлекает людей преимущественно недостаточных; оставляется трудовая жизнь, честный способ составлять достаток; тысячи людей разоряются, один обогащается, но и тому обыкновенно идет не впрок случайно приобретенное состояние. Даже принцип собственности колеблется азартными играми: коль скоро богатство является результатом случая, оно теряет всякое нравственное значение»14.

Все, что человек получает не посредством труда, а в виде легкой наживы, не может быть нравственным. И сам человек не способен оценить и почувствовать результаты своей деятельности, если он получает незаслуженные «легкие» деньги. Способ обогащения в результате азартных игр можно лишь сравнить с получением денег путем совершения преступления. Азартные игры не создают полезного продукта, не способствуют ни моральному, ни физическому развитию личности. Люди, вовлеченные в сферу азартных игр, постепенно утрачивают свою социальную значимость, уходя от общества, и, погружаясь в свой замкнутый мир азарта.

В последние годы общественная нравственность подвергалась серьезным испытаниям. Политические и социально-экономические перемены, произошедшие в России, принесли не только открытие границ и вновь открывшиеся возможности для свободного передвижения, приобретения западных товаров, свободу прессы и плюрализм мнений, но также и утрату ряда гарантий, которые обеспечивались социалистическим государством, а именно, гарантий стабильного заработка, рабочего места, жилья, медицинского и социального обслуживания. В прошлое ушли государственный контроль и тотальное наблюдение за гражданами, но была потеряна и уверенность людей в обеспеченности минимальными, но все же жизненно необходимыми благами. «Согласно капиталистической западной модели граждане должны были принять на себя ответственность за собственный жизненный успех»15. Многие к этому не были готовы.

Потеря социальной защищенности и минимальных гарантий способствовали вовлечению людей в азартные игры, которые иллюзорно надеялись на быстрое решение своих материальных проблем с помощью игровых автоматов. В связи с этим в условиях социальноэкономических перемен распространение азартных игр представляет гораздо большую опасность, чем в стабильных обществах. Несмотря на общий рост экономики, проблема бедности и безработицы не решена. По данным Фонда стратегической культуры России более 60 млн. человек имеют доходы ниже прожиточного миниму-

12 Цвиллинг М. Я. Русско-немецкий словарь пословиц и поговорок. -М.: Издательство «Русский язык», 2002. С. 32, 44, 72, 86.

13 Там же. С. 100, 102, 105, 108.

14 Лохвицкий А. Указ. соч. С. 455.

15 Кюри Х. Уголовное право и преступность. Тенденции развития в

Центральной и Восточной Европе. Фрайбург, 2003. С. 9.

ма, составляющего на июнь 2007 г. в среднем по России 3 тыс. рублей. Число безработных на июнь 2007 г. составило 5 196 000 человек (7% от общего числа экономически активного населения)16. В данных условиях контроль государства за состоянием общественной нравственности должен быть особенно пристальным. Без повышения уровня нравственности нельзя говорить о позитивных переменах в обществе.

Распространение азартных игр серьезно обеспокоило и Русскую православную церковь. В октябре 2006 г. глава Саратовской епархии епископ Лонгин выступил с открытым обращением о необходимости юридических ограничений распространения игорного бизнеса. По словам Лонгина, «существует такое понятие, как «социальная болезнь», то есть болезнь всего общества, когда нет никакой гарантии, что смертельная угроза минует тебя самого и самых близких тебе людей. Социальные недуги всегда имеют своей первопричиной недуги духовные, и так же, как и многие другие тяжелые болезни, они распространяются стремительно, бесконтрольно и заканчиваются гибелью больного: не только духовной, но и физической. Можно говорить уже совершенно уверенно, что в обществе не только появилась, но приобрела страшную власть над душами россиян новая социальная болезнь, которую достаточно условно можно назвать «игроманией»17.

Обобщая сказанное, приходим к выводу, что угроза общественной нравственности со стороны азартных игр состоит в создании иллюзии быстрого обогащения без приложения каких-либо усилий, утрате общечеловеческой ценности труда, и как результат - в потере человеком социальной значимости.

Опасность распространения азартных игр вызвала необходимость принятия 20 декабря 2006 г. Государственной Думой РФ Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 244-ФЗ, который вводит строгие ограничения по распространению игорного бизнеса и усиливает контроль за данным видом предпринимательства.

Однако декларативные нормы данного Закона не способны стать серьезным препятствием на пути распространения азартных игр. Единственно верным решением представляется введение уголовно-правовых норм, которые установили бы запреты на ряд деяний в сфере игорного бизнеса.

Учитывая опасность незаконного игорного бизнеса для состояния нравственности и здоровья населения, а также, исходя из требований Федерального закона от 20 декабря 2006 г. № 244-ФЗ предлагается установить уголовноправовой запрет на следующие деяния:

1) организацию и проведение азартных игр вне игорных зон (кроме букмекерских контор и тотализаторов);

2) организацию и проведение азартных игр лицами, не имеющими соответствующих разрешений (лицензий), требуемых законодательством;

3) организацию и проведение азартных игр с использованием телекоммуникационных сетей;

4) участие несовершеннолетних в азартных игр в качестве игроков либо в качестве работников, организующих и проводящих игры.

На наш взгляд, именно нормы Уголовного кодекса могли бы стать надежной защитой общественной нравст-

16 См.: томл/ЛЪэки/ш по состоянию на 05.06.2007

17 \ммл//ерагЫа-зага1оу/ги по состоянию на 01.11.2006

венности от негативного влияния незаконного игорного бизнеса.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.