ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
А.Л. Асланян,
доцент кафедры финансов и кредита Армянского государственного экономического университета (г. Ереван), доктор экономических наук
В статье анализируется состояние высшего профессионального образования Республики Армения, рассматриваются вопросы ценообразования на образовательные услуги, дается оценка финансовой целесообразности и эффективности затрат на образование.
Ключевые слова: Республика Армения, образование, ценообразование, стоимость образовательных услуг, инвестиционная деятельность.
Поступательное развитие любого государства в настоящее время больше, чем когда-либо обусловлено обеспеченностью ее экономики, науки, социальной сферы профессиональными кадрами. Важнейшим средством решения многообразных новых глобальных задач, стоящих перед человечеством является современное образование. В современном мире роль и значение государств во многом определяются их интеллектуальным потенциалом, условием формирования которого является эффективная система образования, и в первую очередь — высшего образования. Это обстоятельство наиболее существенно для государств, имеющих ограниченные природные и иные ресурсы, инвестиционные возможности, что несомненно относится также и к Армении. Таким образом, высокий образовательный уровень вообще и профессионального образования в частности является одним из важнейших условий экономического роста и развития. Поэтому важным и актуальным становится обеспечение качественного соответствия профессионального образования существующим требованиям и перспективам развития.
Процессы, проходящие в сфере высшего образования делают необходимым проведение соответствующих исследований и, в частности, организации системы высшего образования в условиях рынка, исходя из состояния и тенденций развития этих процессов в Республике Армения, а также международного опыта. Эта проблема становится особенно актуальной в связи с внедрением рыночных отношений в сферу образования, определенным сокращением доли участия государства в его финансировании, постоянно растущим спросом на получение профессионального образования, ростом затрат, связанных с подготовкой квалифицированного специалиста и т.д.
Одновременно в условиях ограниченности финансовых ресурсов актуальным становится подход к затратам на образование как одной из форм инвестиционной деятельности и, исходя из этого, оценка финансовой целесообразности и эффективности затрат, а также вопросы ценообразования в этой сфере.
Система образования по своей сущности сложна и многообразна и однозначно определить ее практически невозможно. Образование — важнейший общественный институт социального характера, и как таковой, представляет совокупность специализированных организаций, являющихся одним из звеньев общественного развития и осуществляющих совокупность функций, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности определенной сферы. Одновременно, образование — это процесс освоения совокупности знаний, навыков и умений, в процессе которого происходит передача знаний, накопленных и созданных человечеством духовных ценностей. Тем самым оно характеризуется также как совокупность хозяйственных и социальных отношений. Особенностью образования, в отличие от других подобных категорий, является то, что здесь требуется
наличие определенных средств и ресурсов, которые, будучи вложенными сегодня, гораздо в большем размере будут возмещены в будущем, при этом любая национальная система образования основывается на собственной истории и традициях. В конечном счете ее уровень обусловлен социально-экономическим положением страны и национальной государственной политикой, осуществляемой в сфере образования. Тем самым, вместе с мировыми тенденциями развития, система образования каждой страны наделена присущими ей особенностями.
В Армении образование имеет многовековую историю и традиции и всегда являлось важным фактором сохранения национальной самобытности. Настоящая система высшего образования в основном сформировалась в период союзного государства и в последующем претерпела значительные изменения. С одной стороны, она противостояла происходящим в республике переходным процессам и экономическим потрясениям (сокращение бюджетного финансирования, дифференциация доходов населения и сокращение платежеспособного спроса), с другой — система высшего образования за сравнительно короткий период сумела перестроиться в соответствии с новыми требованиями экономики и общества в целом, в том числе исходя из существующей в республике высокой потребности в получении высшего образования. Несмотря на глубокий экономический кризис 1990-х, системе высшего образования республики удалось не только сохраниться, но и значительно расшириться, чему способствовало также внедрение платной системы образования. Однако существует ряд требующих решения вопросов, что позволит обеспечить дальнейшее поступательное развитие образования и, в первую очередь, обеспечить оптимальное сочетание платности и доступности образования для широких слоев населения.
Подготовка профессиональных кадров в РА осуществляется в различных высших учебных заведениях, общая численность которых в 2007-2008 учебном году составила 85 вузов и 11 филиалов. При этом основная часть студентов обучается в государственных вузах. Число государственных вузов в республике за последние годы возросло и в настоящее время достигло 23. Вместе с этим функционирует 62 негосударственных вуза1. При этом, в среднем численность студентов в одном негосударственном вузе составляет 412 человек, тогда как в государственном — 37692
В вузах республики за последние годы возросла также общая численность студентов, в 2007-2008 учебном году составив 112,2 тыс. человек, увеличившись за рассматриваемый период (1998-2008 гг.) на 80%. Возросла также численность студентов в расчете на десять тысяч населения, составив свыше 364 человек. При этом общая численность студентов составляет около 3,7% от общей численности населения в целом.
Таблица 1
Основные показатели деятельности высших учебных заведений РА3
Учебный год 1998- 1999 1999- 2000 2000- 2001 2001- 2002 2002- 2003 2003- 2004 2004- 2005 2005- 2006 2006- 2007 2007- 2008
Общая численность студентов (тыс.чел) 59,7 61,7 60,7 65,6 72,3 77,9 85,1 97,8 105,8 112,2
Студенты в расчете на 10 тыс. чел. 157,2 162,2 159,6 172,6 225,2 242,7 264,8 303,7 328,3 364,5
По отношению к общей численности населения (%) 1,57 1,62 1,60 1,73 2,2 2,4 2,6 3,0 3,3 3,7
В государственных вузах, за рассматриваемый период, имел место рост общей численности студентов на 125,2%, составив в 2007-2008 учебном году около 87 тыс. человек, при этом численность студентов, обучающихся в государственных вузах составляет 77,3% от общей численности обучающихся11.
В настоящее время, в условиях ограниченности финансовых ресурсов, а также формирования рынка образовательных услуг, актуальным является отношение к затратам на образование как к одному из видов инвестиционной деятельности. При этом в сфере образования, в связи с ее особенностями, рыночные отношения несомненно должны иметь особые формы проявления и выражения.
Сфера образования — особая сфера, которая выражает такую совокупность экономических и социальных отношений, которые возникают по поводу приобретения определенных знаний, навыков и умений. Одновременно в настоящее время совокупность этих знаний, навыков и умений также можно рассматривать как специфический, особый товар, который имеет цену и может быть продан на соответствующем рынке. Важнейшей проблемой рынка образовательных услуг является вопрос формирования цены на образовательные услуги. Это сложный и многофакторный процесс, который должен удовлетворять как продавца, так и покупателя. При этом процесс ценообразования можно рассматривать с двух сторон — с позиции предложения услуг и с позиции потребления. Соответственно формируется два подхода к определению цены. Это та максимальная цена, которую готовы уплатить потребители, иначе говоря, цена спроса и та минимальная цена за которую производитель согласен продать свои услуги, или цена предложения. Цена спроса — это наивысший уровень, выше которого потребитель фактически не готов платить. Цена предложения — тот минимальный уровень, ниже которого она не может быть установлена.
Установление цен на образовательные услуги — важнейшая проблема для вуза, поэтому важным являются методологические подходы к этому вопросу. Актуальность проблемы возрастает еще и в связи с изменением и осложнением в этой сфере демографической ситуации, сокращением бюджетного финансирования, обострением конкурентной борьбы.
При рассмотрении вопроса ценообразования на образовательные услуги, как нам кажется, целесообразно было бы подойти несколько по-иному. Здесь можно выделить два подхода. Как известно наибольшее распространение имеет установление цены в зависимости от уровня затрат, так называемая «цена на основе затрат» или «цена предложения», которая устанавливается вузами и выражает их экономические интересы. Однако цена может устанавливаться также исходя из позиции потребителя, так называемая «цена потребления» или «цена спроса». В этом случае в первую очередь следует исходить из комплексной оценки полезности услуг и сложившегося по отношению к ним платежеспособного спроса. На рынке образовательных услуг в настоящее время превалирует «цена предложения», однако для обеспечения равновесия цена должна отражать также интересы другого субъекта рынка, то есть потребителя. Исходя из этого затраты по получению образовательных услуг нами рассматриваются как своеобразные инвестиции с целью получения доходов в будущем. При таком подходе возможно рассчитать «цену спроса», или ту сумму, которую потребители образовательных услуг считают экономически целесообразной и готовы запла-
тить. Задача состоит в определении стоимости этих денежных потоков на настоящий момент времени. Затраты, производимые с этой целью потребителями образовательных услуг нами рассмотрены как разница прогнозируемых доходов и экономического результата (прибыли), посредством дисконтирования, рассчитанная на настоящий момент времени. При этом исходим из того, что этот результат равен 0, поскольку нашей целью является определение той величины затрат, при которой они окупаются. С этой целью предложена следующая формула:
к, ^ р, „
7=0 (1 + г)7 7=0 (1 + г)7
где Рь — приведенная стоимость будущего результата,
— доход, получаемый в период времени I,
Rt — затраты, произведенные в период времени I, п — число периодов, г — ставка дисконтирования.
Когда происходит окупаемость, выполненные затраты и доходы уравновешиваются, то есть Рь = 0.
Исходя из этого, нами выполнен расчет финансовой целесообразности затрат на получение высшего образовзния по отдельным специальностям. Расчеты выполнены для двух случаев. В первом случае в качестве ставки дисконтирования принята та усредненная процентная ставка, (8%), которая начисляется банками РА за привлеченные средства, то есть эти затраты рассмотрены в качестве альтернативной формы инвестиционной деятельности. Во втором случае, в качестве ставки дисконтирования принята та минимальная усредненная процентная ставка (18%), по которой возможно получить краткосрочный кредит в банковской системе республики, то есть выполнен расчет эффективности затрат при условии привлечения заемных средств.
При принятии решений на основании произведенных расчетов и их оценке, исходим сугубо с точки зрения эффективности инвестиционной деятельности. В первом случае, согласно произведенным расчетам, затраты на высшее образование почти по всем рассмотренным специальностям могут расцениваться как финансово целесообразные, поскольку эффективность превышает их нормативную стоимость. Это, в частности, относится к таким специальностям как экономика (финансовая деятельность) и некоторым инженерным специальностям (строительство, горнорудная промышленность, энергетика), за исключением медицинского образования. В этом случае, согласно выполненным расчетам, затраты практически не окупаются в течение всего трудоспособного периода жизни. Расчеты так называемой цены спроса — это цена, которую рынок готов уплатить, или максимальная сумма платы за обучение, показывают, что при получении медицинского образования, цена предложения превышает ее почти в четыре раза, а по всем остальным специальностям, цена спроса превышает уровень существующих цен, следовательно здесь есть возможности их повышения.
Во втором случае финансово целесообразными могут расцениваться из рассмотренных специальностей лишь две (финансовая деятельность и горнорудная промышленность). Фактически цена спроса при данных исходных условиях продолжает оставаться высокой по сравнению с ценой предложения лишь по указанным специальностям (специальности приведены по видам экономической деятельности, в соответствии с данными статистической службы республики).
Таблица 2
Расчет эффективности и финансовой целесообразности затрат на высшее образование*
Специальность в соответствии с видом экономической деятельности Цена предложения, тыс. ед Ожидаемый годовой доход Показатель эффективности, год (вариант!) Цена спроса (варианті), тыс. ед. Показатель эффективности, год (вариант 2) Цена спроса (вариант 2), тыс. ед
Медицина 800 465084 * 200 * 30
Финансовая деятельность 450 2465448 5 2850 6 420
Государственное управление 450 915936 7 1150 8 200
Обрабатывающая промышленность 252 737880 6 900 7 150
Горная промышленность 252 1539348 5 1800 6 270
Строительство 330 1019412 6 1200 7 170
Транспорт и связь 252 907920 6 1100 6 165
Энергетика 252 1181004 6 1400 6 200
Сельское хозяйство 240 556716 7 700 8 120
Педагогика 300 551832 7 650 9 100
Коммунальные, социальные и прочие подобные службы 400 494412 9 600 13 80
Торговля 400 513252 9 650 12 85
Наука 250 529740 7 650 8 120
Культура 250 334764 9 400 12 100
Искусство 300 328680 10 400 16 110
Геология 250 434784 7 550 9 125
* расходы не окупаются в течение всего периода, (50 лет), на который была предусмотрена компьютерная программа для расчетов.
По всем остальным специальностям имело место резкое снижение цены. Таким образом, в действующих условиях в случае получения банковского кредита для получения высшего образования, согласно выполненным расчетам, цена спроса резко снижается, что отрицательно может сказаться на деятельности субъектов, оказывающих платные услуги. В целом, образовательные услуги можно считать очень эффективными, поскольку после их окупаемости, в течение всего трудоспособного периода жизни, происходит поступление денежных
потоков. Эти расчеты позволяют уточнить и скорректировать предлагаемые вузом цены, правильно сориентироваться при осуществлении вложений на рынке образовательных услуг: между различными видами и формами образования, предлагающими их субъектами, а также пересмотреть условия оплаты специалиста. Выполненные расчеты свидетельствуют также, что при действующих условиях привлечение средств из банковской системы отрицательно скажется на доступности получения образования.
1 Социальное положение Республике Армения в 2007 г. // Национальная служба статистики Республики Армения. — Ереван: НСС, 2008. — С.91—92, 102.
2 Там же.
3 Расчеты выполнены по материалам Национальной службы статистики Республике Армения за 2000-2007 гг.
4 Социальное положение Республике Армения в 2007 г. ... С.92, 102.
5 Для выполнения расчетов использованы: Статистический ежегодник Армении 2007. — Ереван, НСС, 2007. — С.73-75; Статистический ежегодник Армении 2006. — Ереван, 2006: НСС. — С.75-76; Справочник для поступающих в вузы Армении 2007-2008 гг. — Ереван: Аракс, 2007. — С.113-156.
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КНР С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СПРАВЕДЛИВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ
Лю Юйчжо,
аспирант экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
В статье проанализирована система налогообложения КНР с точки зрения справедливого распределения поступлений. Показано, что структуру налогообложения КНР отличает слабость функций распределения поступлений и стимулирования социальной справедливости при усиливающейся тенденции к неравномерности доходов.
Ключевые слова: налоговая система, налогообложение, Китай
В настоящее время в Китае насчитывается 25 видов налогов, которые в зависимости от их природы и выполняемых функций, могут быть объединены в 3 группы: налоги с оборота, эта группа включает 3 вида налогов: НДС, налог на потребление (налог с продаж), налог на предпринимательскую деятельность; налоги на прибыль, в данную группу входят налог на прибыль предприятий, подходный налог с физических лиц и прочие налоги. Соотношение между группами налогов отражено на рис. 1.
Несмотря на то, что доля поступлений от налогов с оборота в течение многих лет имеет непрерывную тенденцию к снижению, в системе налогообложения КНР данный налог занимает важнейшее место. В 2007 г. налоги с оборота заняли в общем потоке поступлений по-прежнему 56,83%, что демонстрирует огромную зависимость министерства финансов КНР от данного налога. Из-за сохраняющихся различий в уровнях, а также структурах расходов семей переложение налогов с оборота
неизбежно приведет к различиям в налоговом бремени, и, безусловно, повлияет на конечную структуру распределения доходов. По закону предельной склонности к потреблению доля налога с оборота, занимаемая в доходах физических лиц, снижается по мере увеличения доходов, поэтому налог с оборота обладает регрессивной особенностью. Ученые Лю И и Не Хайфэн на основе материалов, посвященных исследованию городских жителей провинции Гуандун в 2002 г., изучили налоговую нагрузку, приходящуюся на различные группы населения с разным уровнем доходов. Предположив, что если все налоги с оборота несут потребители, то эффективная ставка данного вида налога для семей с самым низким уровнем дохода составит 24,6%, с самым высоким — 14,7%. Разница между этими ставками — около 10%. До взимания налога с оборота коэффициент Джини (отклонение фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения) составляет