Научная статья на тему 'Вопросы организации и перспективы развития системы образовательного кредитования в Республике Армения'

Вопросы организации и перспективы развития системы образовательного кредитования в Республике Армения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асланян А.Л.

В статье обосновывается, что в Республике Армения важнейшим источником привлечения средств в сферу высшего профессионального образования и обеспечения его доступности являются заемные средства. Образовательный кредит охарактеризован как особый кредит социальный, инвестиционный и обоснована необходимость разработки и применения нетрадиционных механизмов в системе организации образовательного кредитования, выделены основные подходы к его осуществлению. Обосновано, что для формирования и становления системы образовательного кредитования в Республике, первоочередное значение имеет создание небанковской кредитной организации. Выделены задачи, на решение которых должна быть направлена деятельность такой организации, а также представлен расчет движения ее денежных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы организации и перспективы развития системы образовательного кредитования в Республике Армения»

Зарубежный опыт

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

А. л. АСлЛнян,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Армянского государственного экономического университета

В настоящее время больше, чем когда-либо экономический рост напрямую зависит от качества образования и эффективности функционирования системы образования. Развитие любого государства во многом обусловлено обеспеченностью его экономики и социальной сферы квалифицированными профессиональными кадрами, при этом необходимым условием формирования кадрового потенциала и соответствущих знаний является высшее образование.

Внедрение и развитие рыночных отношений в социальной сфере, хроническая нехватка бюджетных средств, непрерывно растущая объективная потребность в получении профессионального образования, а также рост затрат по получению качественного образования предполагают изыскание и привлечение дополнительных источников финансирования, а также совершенствование методов использования уже существующих. Так, за последние почти десять лет, несмотря на тенденцию сокращения численности населения рес-

публики, численность студентов в высших учебных заведениях Армении возросла на 41,6 тыс. чел. или на 74,0 %, при этом 3 % населения республики в настоящее время — студенты.

Важнейшим источником привлечения дополнительных средств в сферу высшего образования, повышения платежеспособности населения являются заемные средства, благодаря чему возможно повышение доступности высшего образования для широких слоев населения, при условии функционирования достаточно доступной системы кредитования.

Следует отметить, что в настоящее время заемные средства довольно широко используются на образовательные цели во многих странах, преимущественно экономически развитых, при этом повсеместно образовательное кредитование осуществляется очень дифференцированно, что во многом обусловлено особенностями этого кредита, его ролью и значением. Образовательный кредит — особый денежно-кредитный инструмент, посредством которого создается система вложений в

Таблица 1

Основные показатели высших учебных заведений Республики Армения1

Показатель 1997 - 1998 1998 - 1999 1999 - 2000 2000 - 2001 2001 - 2002 2002 - 2003 2003 - 2004 2004 - 2005 2005 - 2006

Общая числен-

ность студентов (тыс. чел.) 56,2 59,7 61,7 60,7 65,6 72,3 77,9 85,1 97,8

Студентов на 10 000 чел. населения 148,2 157,2 162,2 159,6 172,6 225,2 242,7 264,8 303,7

В общей

численности 1,48 1,57 1,62 1,60 1,73 2,2 2,4 2,6 3,0

населения (%)

1 Социальное положение Республики Армения в 2005 г. Национальная служба статистики. Ереван, 2006. С. 77, 87.

интеллектуальный потенциал человека. Вложения в профессиональное образование, или расходы на его осуществление можно считать одним из основных направлений стратегии развития, направленных на обеспечение полноценного и всестороннего развития общества, что одновременно является важнейшим видом инвестиционной деятельности. Поэтому это кредит, имеющий в значительной мере социальный и инвестиционный характер, направленный именно на развитие человеческого капитала, и, как нам кажется, никак нельзя согласиться с существующим в экономической литературе отношением к нему как к сугубо потребительскому кредиту, что по-видимому обусловлено в основном тем, что заемщиками являются как правило физические лица.2 Создание и развитие доступной системы образовательного кредитования в наибольшей мере будет способствовать тому, чтобы лица, имеющие желание и способности для получения образования, имели бы также возможность для его получения, а государство будет иметь квалифицированные кадры, обеспечивающие поступательное развитие экономики.

В целом, как уже отмечалось, условия и методы образовательного кредитования в различных странах различны в зависимости от их социально-экономического положения, степени развития правовой, банковской системы и прочего, однако всем системам образовательного кредитования присущи проявляющееся в различных формах активное государственное содействие, сугубо льготный характер, а также дифференциация и персонификация кредитования. В соответствии с этим было бы целесообразно, чтобы каждое высшее учебное заведение имело отдел оказания финансовой помощи, где в соответствии с разработанными методиками оценивались бы все затраты, связанные с получением образования, на основании ряда соответствующих показателей рассчитывались возможности финансового содействия семье, и давалась бы конкретная консультация относительно возможностей получения недостающих финансовых средств из различных источников.

Как нам кажется, следует выделить два основных подхода к осуществлению образовательного кредитования, когда погашение кредита, уплата процентов по нему ставятся в зависимость от будущих доходов заемщика, и когда погашение кредита и

2 См.: Банковское дело. /Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 283. Чернова Е. Г. и др. Финансы, деньги, кредит. М., 2005. С. 79. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. М., 2005. С. 223.

уплата процентов по нему не ставятся в зависимость от будущих доходов заемщика. По нашему мнению, для нашей республики наиболее приемлемым является применение второго подхода. Это в основном объясняется тем, что вариант погашения, обусловленный доходами, целесообразно применять там, где действует достаточно действенная система налогового администрирования, высок уровень налоговой дисциплины, собираемости налогов и правовой сознательности граждан. При этом предполагается, что обеспечение выполнения кредитных обязательств должно осуществляться налоговыми органами. Следует отметить, что при низком уровне доходов заемщика, процесс аккумуляции кредита может стать чрезмерно длительным, трудоемким и требующим дополнительных затрат, кроме того информация о величине и распределении доходов выпускников может быть недостаточной для адекватной оценки размеров погашения. Если погашение должно осуществляться лишь при наличии определенного уровня дохода, например выше среднего, то это может в определенной мере повлиять на стремление к росту доходов и возможность их сокрытия.

При осуществлении любой кредитной деятельности неизбежно возникновение рисков. Наиболее высок уровень риска при образовательном кредитовании, что обусловлено его особенностями (долговременный характер кредитования, низкие процентные ставки по кредитам, обязательный льготный срок погашения, состоящий из двух частей — периода, когда заемщик учится и при этом освобождается от выполнения кредитных обязательств или может выполнять их частично, и периода погашения кредита, условием необеспеченности кредита), при этом во многих странах отсутствуют четкие механизмы его предоставления, какие-либо гарантии со стороны государства, методики полноценной оценки заемщика, и каждый кредитор при этом имеет свой субъективный подход.

Следует отметить, что надежность и стабильность деятельности любого хозяйствующего субъекта, в том числе кредитной организации, во многом зависит от системы управления рисками, что представляет собой совокупность методов и инструментов по снижению рисков. Это сложный процесс, предполагающий оценку и определение величины риска, его измерение и управление. При образовательном кредитовании оценку риска можно было бы

осуществлять следующим образом: Я = | /(х,

—да

где R — величина риска, X — величина ожидаемых потерь, /(х) — функция вероятностного

распределения потерь. При этом предполагается, что потери — случайные величины нормального

„ . 1 х (X - т)1 . распределения, т. е. /(%) = —= ехр(---),

стл/ 2п 2О

где т — математическое ожидание, а а — среднее квадратичное отклонение. Следует отметить, что если а — растет, то уменьшается величина Я , или риск. Так, исходя из имеющихся экспертных оценок, при т = 500, о =10, приемлемая величина риска Я = 0,3. В соответствии с этим можно рассчитать наибольшую величину ожидаемых потерь,

а именно

х 1

: ехр(-

(х - 500)

,— 2 ) = 0,3 , откуда

_10л/2Л 2 * 102 7

X = 494,765 . При этом по мере роста объема информации относительно заемщиков и выполнения ими своих кредитных обязательств, возрастает также среднее квадратичное отклонение, а следовательно — сокращается величина риска.

Первоочередной задачей по снижению кредитных рисков является оценка кредитоспособности заемщика. По нашему мнению, проблема оценки кредитоспособности заемщика — физического лица, приобретает особую актуальность при образовательном кредитовании, особенности которого не позволяют применять принципы кредитования традиционными методами и, в частности, отказ от обеспеченности кредита, поэтому актуальным становится принятие решений на основе правильной оценки именно кредитоспособности заемщика. Кредитоспособность — важнейшая экономическая категория и одновременно показатель, характеризующий заемщика, выражающий его способность полностью и своевременно выполнять свои кредитные обязательства, а также — оценка и прогнозирование возможностей и предпосылок их осуществления.

В нашей республике система платного высшего образования начала формироваться с начала 1990-х гг и в настоящее время ею охвачено 79,5 %3 студентов, т. е. подавляющее большинство. Как свидетельствуют мировой опыт и имеющиеся наблюдения, при развитии рыночных отношений платная система образования имеет тенденцию к дальнейшему расширению. При этом изыскание источников финансирования является серьезной проблемой для большинства населения республики. Таким образом существует как стабильная потребность в получении средств на доступных условиях, так и постоянный объект для образовательного кредитования. Однако для банков, как основных субъектов предоставляющих подобные услуги осуществление такого вида кредитования

3 Социальное положение Республики Армения в 2005 г. Национальная служба статистики, Ереван. 2006. С. 97, 101.

нельзя считать эффективным. Банки в первую очередь организации, осуществляющие коммерческую деятельность в целях получения прибыли, и следовательно, не могут предоставлять кредит на льготных основаниях, что, на наш взгляд, обязательно при образовательном кредитовании. Отсюда следует, что для становления системы образовательного кредитования наиболее приемлемым является создание специализированной небанковской кредитной организации, имеющей особый статус, посредством которой было бы возможным осуществить весь процесс образовательного кредитования. Эта структура должна быть сформирована при участии всех заинтересованных сторон, при этом основным должно быть, как нам представляется, участие государства, в особенности на первоначальном этапе. Государство тем самым получит возможность наиболее эффективно осуществлять финансирование данной сферы, предоставляя средства не на основе безвозвратности, бессрочности и бесплатности, что присуще бюджетному финансированию, а наоборот — исходя из принципов кредитования. Тем самым государственное финансирование будет осуществляться по различным каналам как безвозмездно, путем предоставления пособий, стипендий, при наличии определенных предъявляемых требований, что уже в определенной мере применяется, так и на возвратной основе, через механизм кредитования. Одновременно это позволит эффективно решить ряд важнейших задач государства в этой сфере: социальную, регулирующую, создать условия для обеспечения доступности образования, стимулирования платежеспособного спроса и, конечно, повысит эффективность использования бюджетных средств.

Деятельность этой структуры должна быть направлена на решение следующих задач: предоставление образовательных кредитов на льготных условиях, организацию и осуществление кредитного процесса, выдачу кредитов на основании оценки кредитоспособности заемщиков при установлении соответствующих критериев их оценки с обязательным учетом особенностей образовательного кредитования, а также обеспечение возвратности кредитов и осуществление кредитного мониторинга. По нашему мнению, наиболее эффективным при образовательном кредитовании является применение балльного метода оценки кредитоспособности, при котором возможно выделить те характеристики, которыми в наибольшей мере обусловлена вероятность выполнения заемщиком своих обязательств, иначе говоря, его надежность, а также характеристики, посредством которых воз-

Таблица 2

расчет движения денежных средств небанковской кредитной организации, тыс. ед.

год величина требуемого кредита размер финансирования общая сумма финансирования погашение кредита уплата процентов платежи по кредиту расходы организации поступления организации

1-й 1 625,0 1 625,0 1 625,0 0,0 48,8 48,8 48,8 0,0

2-й 3 250,0 3 250,0 4 875,0 0,0 97,5 97,5 48,8 48,7

3-й 4 875,0 4 826,3 9 701,3 0,0 146,3 146,3 48,8 97,5

4-й 6 500,0 6402,6 16 103,9 0,0 195,0 195,0 48,8 146,2

5-й 6 500,0 6 353,8 22 457,7 0,0 195,0 195,0 48,8 146,2

6-й 6 500,0 6 353,8 28 811,5 1 625,0 390,0 2 015,0 48,8 1 966,2

7-й 6 500,0 4 533,8 33 345,3 3 250,0 390,0 3 640,0 48,8 3 591,2

8-й 6 500,0 2 908,8 36 254,1 4 875,0 390,0 5 265,0 48,8 5 216,2

9-й 6 500,0 1 283,8 37 537,9 6 500,0 390,0 6 890,0 48,8 6 841,2

10-й 6 500,0 -341,2 37 196,7 6 500,0 390,0 6 890,0 48,8 6 841,2

11-й 6 500,0 -341,2 36 855,5 6 500,0 390,0 6 890,0 48,8 6 841,2

12-й 6 500,0 -341,2 36 514,3 6 500,0 390,0 6 890,0 48,8 6 841,2

13-й 6 500,0 -341,2 36 173,1 6 500,0 390,0 6 890,0 48,8 6 841,2

14-й 6 500,0 -341,2 35 831,9 6 500,0 390,0 6 890,0 48,8 6 841,2

можно реализовать государственные приоритеты в этой сфере. При этом каждой характеристике должно быть дано соответствующее весовое значение, исходя из присущего ей уровня риска.

Важным вопросом осуществления образовательного кредитования является обеспечение данной организации необходимыми финансовыми ресурсами. Как показывают выполненные нами расчеты, организация через определенный, сравнительно небольшой промежуток времени с начала осуществления своей деятельности сможет перейти на самофинансирование (табл. 2). Так, согласно исходным данным, численность учащихся в государственных вузах республики 4 в 2005 — 2006 учебном году составила 73 716 человек, в том числе 53 847, или 73,0 % обучались платно. Исходя из кредитных ресурсов организации, а также по экспертным оценкам, первоначально возможно предоставить кредит 13 000 студентам, обучающимся платно. Исходим из того, что средняя величина предоставляемого кредита составляет 500 единиц, погашение кредита предполагается начать через год после окончания вуза. В течение льготного срока кредитования осуществляется только взимание процентов. При этом процент предусматривается в размере запланированной инфляции — 3 %, а затем, начиная с шестого года (после окончания вуза предполагается год перерыва), когда студент уже начинает работать, — 6 %. Кредит предоставляется в первый год 3 250 студентам, что соответственно составляет 1 625 тысяч единиц, а начиная с четвертого года — 6 500 тыс единиц. Сумма, поступившая от процентов

4 Социальное положение Республики Армения в 2005 г. Национальная служба статистики, Ереван, 2006. С. 77, 97.

за первый год направляется на финансирование деятельности организации, которая ежегодно, по расчетам, составляет 48,8 тысяч единиц. При этом все поступления полностью направляются на финансовое обеспечение организации или пополнение ее финансовых ресурсов, следовательно, на столько сокращается величина необходимых для кредитования средств и соответственно сумма общего долга перед учредителями, и уже начиная с 10-го года у организации образуется излишек средств в размере 341,2 тыс. единиц.

Таким образом, при данных исходных условиях организация начиная с 10-го года уже не будет испытывать необходимости в привлечении средств, при этом максимальная величина привлеченных средств достигнет 37 537,9 тыс. единиц, то есть начиная с этого же времени организация уже сможет начать выполнять свои обязательства перед учредителями и, в частности, перед бюджетом.

Конечно, существующие проблемы экономического, правового и прочего характера, а также особенности самого образовательного кредитования не позволяют ожидать его широкого применения в ближайшем будущем, однако, несомненно, оно является одним из наиболее перспективных источников финансирования сферы высшего образования республики. Внедрение системы образовательного кредитования позволит получить образование любому учащемуся, имеющему достаточные знания и способности, тем самым никто не будет лишен возможности получения образования из-за отсутствия средств, что во многом будет способствовать развитию самой системы образования, повышению ее эффективности, а также обеспечению социальной справедливости в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.