Научная статья на тему 'Экономическое развитие государств в условиях вооруженного конфликта: пример Армении'

Экономическое развитие государств в условиях вооруженного конфликта: пример Армении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ВВП / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / РАСХОДЫ НА ОБОРОНУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркосян Ашот, Авакян Борис, Матевосян Элянора

Рассматриваются современное состояние и динамика экономики Армении за последние годы; авторы исследовали некоторые статьи бюджетных расходов, а также провели сравнительный анализ показателей внешней торговли Республики Армения (РА) со странами региона. Вовлеченность в конфликт неизбежно влияет на экономику страны и существенно снижает ее инвестиционную привлекательность: инвесторы не любят неопределенности и избегают рисков; торговые партнеры стремятся минимизировать транзакционные издержки, а закрытые границы приводят к анклавному развитию. Именно таким путем последние два десятилетия развивается экономика Армении. Это ставит национальную экономику в зависимость от тех или иных игроков, от различных факторов и т.д. и приводит к монополизации основных отраслей и неразвитости секторов, которые в иных условиях могли бы стать катализатором хозяйственного прогресса. Анализ показывает, что экономический рост в Республике Армения пока мало влияет на уровень жизни населения, так как расходные статьи государственного бюджета ориентированы главным образом на оборону. Основным источником денежных доходов населения остаются частные трансферты. Характер инвестиций и торговли РА с соседними странами идет вразрез с мировыми тенденциями экономической интеграции. Данное обстоятельство еще больше отдаляет друг от друга страны, которые и без того находятся в состоянии конфликта. По мнению авторов, альтернативой продолжению конфликта должно стать экономическое сотрудничество всех стран региона Южного Кавказа (ЮК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое развитие государств в условиях вооруженного конфликта: пример Армении»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА:

ПРИМЕР АРМЕНИИ

Ашот МАРКОСЯН

доктор экономических наук, профессор Ереванского университета архитектуры и строительства

(Ереван, Армения)

Борис АВАКЯН

кандидат экономических наук, заместитель руководителя ТУ Росимущества по ЛО (Санкт-Петербург, Российская Федерация)

Элянора МАТЕВОСЯН

кандидат экономических наук, сотрудник некоммерческой организации «Центр политологических, юридических и экономических исследований и прогнозирований»

(Ереван, Армения)

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются современное состояние и динамика экономики Армении за последние годы; авторы исследовали некоторые статьи бюд-

жетных расходов, а также провели сравнительный анализ показателей внешней торговли Республики Армения (РА) со странами региона.

Вовлеченность в конфликт неизбежно влияет на экономику страны и существенно снижает ее инвестиционную привлекательность: инвесторы не любят неопределенности и избегают рисков; торговые партнеры стремятся минимизировать транзакционные издержки, а закрытые границы приводят к анклавному развитию. Именно таким путем последние два десятилетия развивается экономика Армении.

Это ставит национальную экономику в зависимость от тех или иных игроков, от различных факторов и т.д. и приводит к монополизации основных отраслей и неразвитости секторов, которые в иных условиях могли бы стать катализатором хозяйственного прогресса.

Анализ показывает, что экономический рост в Республике Армения пока мало влияет на уровень жизни населения, так как расходные статьи государственного бюджета ориентированы главным образом на оборону. Основным источником денежных доходов населения остаются частные трансферты.

Характер инвестиций и торговли РА с соседними странами идет вразрез с мировыми тенденциями экономической интеграции. Данное обстоятельство еще больше отдаляет друг от друга страны, которые и без того находятся в состоянии конфликта.

По мнению авторов, альтернативой продолжению конфликта должно стать экономическое сотрудничество всех стран региона Южного Кавказа (ЮК).

КЛЮЧЕВЫЕ Армения, ВВП, вооруженный конфликт, СЛОВА: тенденции экономического роста, расходы на оборону.

\ 4

Вместо введения.

Экономическая среда и уровень жизни населения

В 2000-х годах в РА сохранялась тенденция устойчивого экономического роста. Но, как и следовало ожидать, на экономику республики повлиял мировой кризис. Правда, на первом его этапе удалось не допустить резкого обвала рынка: небольшой объем внешнего долга республики в предкризисный период, рост уровня сбережений, а также сбалансированная и безрисковая фискальная политика создали своеобразную «подушку безопасности». Согласно другой точке зрения, основными причинами, позволившими Армении более или менее успешно справиться с первой волной спада, стали ее низкая интеграция в глобальную экономическую среду и приток значительных трансфертов.

Однако начиная с IV квартала 2008 года проявился отрицательный эффект снижения всеобщего внешнего спроса и уменьшения потоков капиталов. Значительно сократились объемы инвестиций; резкое изменение экономической среды в наибольшей степени отразилось на сфере жилищного строительства. Ярким подтверждением глубокого экономического спада стали показатели 2009 года: величина реального ВВП (в драмовом выражении) уменьшилась на 14,1%. Затем последовало медленное восстановление экономики: в 2010 году темпы прироста ВВП достигли 2,2%, в 2011 году — 4,7%, а в 2012 году — 7,2%.

Докризисные показатели экономического роста позволили Армении войти в группу стран со средним уровнем доходов. Экономический рост обеспечил стабилизацию занятости,

повышение реальной заработной платы и увеличение расходов консолидированного государственного бюджета, направляемых на реализацию социальных программ. Все эти факторы, равно как и повышение объемов денежных переводов (трансфертов), внесли значительный вклад в сокращение масштабов бедности.

В 2004—2008 годах средние темпы экономического роста постоянно росли почти во всех секторах и составили 11,6%, приведя также к существенным структурным изменениям ВВП. Наиболее высокие темпы были достигнуты в строительстве; в 2008 году они обеспечили 39,1% роста ВВП. При этом доля строительства в структуре ВВП выросла до 24,1%.

Однако в 2009 году реальный объем ВВП, как уже отмечалось, упал на 14,1%. Во многом это было обусловлено значительным сокращением объемов строительства. Спад в строительстве не прекратился и в последующие годы, а 2012 год стал для этой отрасли экономики годом отрицательной динамики: наблюдалось снижение объемов по сравнению с 2008 и 2009 годами (19,0%, и 11,7% соответственно).

В 2010 году в промышленности был зарегистрирован 9,2%-й экономический рост (по сравнению с падением на 6,9% в 2009 г.), который способствовал увеличению ВВП на 1,2 процентных пункта.

В аграрном секторе в 2009 году наблюдалась относительно неплохая ситуация, однако в 2010 году из-за неблагоприятных климатических условий объемы сельскохозяйственного производства упали на 16,0%, что также отрицательно сказалось на приросте ВВП (он составил всего 2,7 процентных пункта).

Правительство РА приняло меры по стимулированию предложения сельскохозяйственных товаров, привлечению инвестиций в промышленные предприятия и отрасли, дебюрократизации налоговой политики и смягчению налоговой нагрузки, предоставлению льгот по отложенной выплате налога на добавленную стоимость и др.

Благодаря этим мерам в 2010 году рост производства в сельском хозяйстве составил 113,7%, а в промышленности —113,5%. В результате в 2011 году структура ВВП республики заметно изменилась. Удельный вес данных секторов экономики в ВВП увеличился: с 17,1 до 20,2% для сельского хозяйства и с 15,4 до 16,3% для промышленности. В строительном секторе, как и в предыдущие годы, происходил спад, составивший 12,5%.

Одновременно со спадом рос показатель конечного потребления относительно объема ВВП. Так, в 2009—2011 годах средний уровень конечного потребления составил 95% от ВВП, в 2012 г. — 101,4%, тогда как в 2008 году данный показатель составлял лишь 81,8% от величины ВВП.

В течение 2005—2008 годов национальная валюта укрепилась по отношению к доллару США и другим иностранным валютам. Причиной этому послужило в первую очередь увеличение притока иностранной валюты в виде трансфертов частных лиц, государственных грантов, а также прямых иностранных инвестиций. В 2009—2012 годах в связи с уменьшением объемов частных денежных переводов в 2009-м и прямых иностранных инвестиций в 2009— 2012 годах валюта Армении обесценилась.

В 2011 году среднегодовая инфляция составила 7,7%; в 2012-м она была на уровне 2,6%.

Основные показатели социально-экономического развития РА (в долларовом эквиваленте) приведены в табл. 1.

Трудно положительно оценивать состояние экономики, если крайне низок уровень валового дохода на душу населения (в 2012 г. он составил 3 290 долл.), импорт почти в три раза превышает экспорт (2012 г.), треть населения живет за чертой бедности, а масштабы безработицы весьма значительны. Кроме того, отсутствие необходимой ресурсной базы приводит к усилению зависимости экономики от внешних трансфертов. Если к сказанному добавить монополизацию и технологическую отсталость промышленности, а также значительный внешний государственный долг, достигающий почти 40% ВВП, то можно сделать вывод, что такая

Основные социально-экономические показатели Армении в 2005—2012 годах

1 Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

к 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ш

1. Среднегодовой курс драм/доллар 457,7 416,0 342,1 305,9 363,3 373,7 372,5 401,8 87,8

2. Среднемесячная номинальная зарплата работающих, долл. 113,7 149,7 216,9 285,7 264,3 274,7 290,2 302,1 265,7

3. ВВП (рыночная стоимость), млрд долл. 4,90 6,38 9,21 11,66 8,65 9,26 10,14 9,95 203,1

4. ВВП на душу населения, долл. 1 523 1 982 2 853 3 606 2 666 2 844 3 363 3 290 216,0

5. Расходы на конечное потребление, млрд долл. 4,22 5,26 7,53 9,54 8,10 8,80 9,79 10,09 239,3

То же, % к ВВП 86,0 82,3 81,8 81,8 93,7 95,1 96,6 101,4 15,4 процентных пункта

6. Валовое накопление, млрд долл. 1,49 1,57 3,48 4,77 3,00 3,04 2,83 2,37 159,1

То же, % к ВВП 30,4 24,6 37,8 40,9 34,7 32,8 27,9 23,8 -6,6 процентных пункта

7. Продукция промышленности, млрд долл. 1,42 1,55 2,09 2,42 1,84 2,21 2,68 2,79 196,5

То же, % к ВВП 29,0 24,3 22,7 20,8 21,3 23,9 26,4 28,0 -1,0 процентных пункта

н Продукция сельского хозяйства, млрд долл. 1,08 1,34 1,85 2,05 1,52 1,70 2,13 2,09 193,5

сл

о> о

а 2 3 4 5 6 7 8 9 10 « 1

То же, % к ВВП 22,0 21,0 20,1 17,6 17,6 18,4 21,0 21,0 -1,0 процентных пункта

9. Объем строительства, млрд долл. 0,95 1,55 1,96 2,81 1,60 1,58 1,36 1,17 123,2

То же, % к ВВП 19,4 24,2 21,3 24,1 18,5 17,0 13,4 11,7 -7,7 процентных пункта

10. Товарооборот, млрд долл. 1,87 1,97 4,16 5,48 4,33 4,84 5,50 5,46 292,0

То же, % к ВВП 29,0 24,3 22,7 20,8 21,3 23,9 26,4 28,0 -1,0 процентных пункта

11. Объем услуг, млрд долл. 0,79 1,20 1,67 2,28 2,03 2,12 2,32 2,42 306,3

То же, % к ВВП 16,1 18,8 18,1 19,6 23,5 22,9 22,9 24,3 8,2 процентных пункта

12. Доходы консолидированного бюджета, млрд долл. 0,98 1,28 2,04 2,62 1,96 2,15 2,43 2,43 248,0

То же, % к ВВП 20,0 20,1 22,2 22,5 22,7 23,2 24,0 24,4 4,4 процентных пункта

13. Расходы консолидированного бюджета, млрд долл. 1,09 1,36 2,18 2,71 2,61 2,61 2,72 2,58 236,7

То же, % к ВВП 22,2 21,3 23,7 23,2 30,2 28,2 26,8 25,9 3,7 процентных пункта

14. Кредитные вложения в экономику, млрд долл. 0,42 0,57 1,23 2,05 2,00 2,39 3,36 3,96 942,9 -^

с~ 2 3 4 5 6 7 8 9 10

15. Внешнеторговый оборот, млн долл. 2 775,6 3 176,7 4 420,1 5 483,3 4 031,3 4 790 5 479,6 5 694,9 205,2

в том числе: Экспорт в том числе пищевых продуктов 973,9 985,1 1 152,3 1 057,2 199,7 7 10,2 134,8 1 041,1 170,15 1 334,3 237,1 1 428,1 323,2 146,6

Импорт в том числе пищевых продуктов 1 801,7 2 191,6 3 267,8 4 426,1 -760,7 3 321,1 -612,0 3 748,9 -673,5 4 145,3 -781,2 4 266,8 -812,5 236,8

16. Индекс потребительских цен (к предыдущему году, %) 100,6 102,9 104,4 109 103,4 108,2 107,7 102,6 102,0

17. Текущий счет платежного баланса, млн долл. -51,7 -117,1 -589,3 -1 381,8 -1 368,9 -1 373,2 -1 108,2 -1 056,4 2 043,3

счет капитала 73,3 86,4 142,8 148,9 89,1 107,9 96,2 103,9 141,7

финансовый счет -25,3 46,5 448,7 1 220,4 1 260,4 1 247,8 1 041,3 842,8 -3 331,2

18. Внешний торговый баланс пищевых продуктов, млн долл. — — — -560,9 -477,2 -503,0 -544,1 -489,3 —

19. Дефицит (-), профицит государственного бюджета, % к ВВП -1,7 -1,3 -1,5 -0,7 -7,7 -5,0 -2,8 -1,5 0,2 процентных пункта

20. Внешний государственный долг, млн долл. 1 099,2 1 205,6 1 448,9 1 577,1 2 966,7 3 299,0 3 568,2 3 737,8 340,0

То же, % к ВВП 22,4 18,9 15,7 13,5 34,3 35,6 35,2 37,7 15,3 процентных пункта

Источники: Статистический ежегодник Армении 2010. Ереван: НСС РА, 2010. С. 15, 18; Статистический ежегодник Армении 2012. Ереван: НСС РА, 2012. С. 15, 18; Социально-экономическое положение Республики Армения в январе —декабре 2012 года. Ереван: НСС РА, 2013. С. 9, 78, 79, 127; Социально-экономическое положение Республики Армения в январе — феврале 2013 года. Ереван: НСС РА, 2013. С. 9—12. \\ Л

о>

экономика вряд ли «вписывается» в цели и приоритеты, которые в современных условиях вынуждена ставить перед собой страна.

Уровень бедности населения является важнейшим показателем благополучия. Бедность проявляется в различных формах и затрагивает такие сферы общественной жизни, как потребление, продовольственная безопасность, здравоохранение, образование, права (включая право голоса) и подобающее качество жизни. При этом одним из важнейших средств преодоления бедности является возможность достойной работы.

Следует отметить, что начиная с 2011 года рост уровня бедности, наблюдавшийся в предшествовавшие два года, прекратился. В упомянутом году уровень бедности составлял 35,0%, что несколько ниже показателя 2010 года (35,8%).

Рост уровня бедности в РА в 2009—2010 годах был обусловлен главным образом более чем 14%-м экономическим спадом 2009 года. При этом в 2010 году экономика Армении выросла всего лишь на 2,2% по сравнению с предыдущим годом. В 2011 году экономический рост составил 4,7%, а в 2012 году — 7,2%. Однако изначально спад был настолько глубоким, что последующий рост экономики, можно сказать, никак не отразился на уровне жизни населения. Кроме того, есть сомнения в корректности исчисления факторов роста экономики.

В итоге глубокий экономический спад, сопровождавшийся увеличением неравенства доходов населения, способствовал уменьшению объемов потребления. Результаты всеобъемлю-

Таблица 2

Характеристики состояния бедности населения в 2011 году и стоимость ее преодоления

Среднее потребление бедного населения в расчете на одного взрослого человека за месяц, драмы

Крайне бедное население

18 619

28 038

Уровень доходов на одного взрослого человека в месяц, определяющий черту бедности, драмы

21 306

36 158

Дополнительное потребление, необходимое бедному населению, в расчете на одного взрослого человека за месяц, драмы 2 687 8 120

Дефицит — дополнительное потребление, необходимое бедному населению как доля от уровня доходов, определяющего черту бедности, % 12,6 22,5

ВВП, млрд драмов 3 776,4 3 776,4

Необходимый бюджет программы, млрд драмов 3,9* 111,5*

Доля необходимого бюджета программы по отношению к ВВП, % 0,1 3,0

>

' * Данный показатель рассчитывается как произведение среднегодовой численности постоянного населения, уровня бедности и величины дополнительного годового потребления, необходимого бедному населению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И с т о ч н и к и: Таблица составлена на основе результатов всеобъемлющего исследования уровня жизни домашних хозяйств в Армении за 2011 год. Национальная статистическая служба РА; Картина бедности и социального положения Армении. Статистический у. _аналитический доклад. Ереван: НСС РА, 2012. С. 47._ „

щего исследования уровня жизни домашних хозяйств Армении за 2011 год свидетельствуют, что реальное среднемесячное потребление по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 6,1%. При этом уменьшение объемов потребления коснулось всех слоев населения.

Эксперты подсчитали, что для преодоления бедности в 2011 году Армения должна была потратить 111,5 млрд армянских драмов, или 3% от ВВП в дополнение к тем средствам, которые уже были выделены для финансирования программ социальной поддержки населения1. Кроме того, необходимо обеспечить адресность социальной поддержки — в противном случае финансирование, предназначенное для бедных слоев населения, будет распыляться на другие нужды и поддержку тех, кому помощь не требуется.

В табл. 2 представлены характеристики состояния бедности населения в 2011 году, а также расходов, необходимых для ее преодоления.

Согласно расчетам, для искоренения крайней бедности требовалось 3,9 млрд армянских драмов, или 0,1% от ВВП сверх средств, уже выделенных на социальную поддержку.

Международный опыт свидетельствует, что 100%-е обеспечение адресности социальной поддержки является крайне сложной и почти невыполнимой задачей. Практика других стран также показывает, что иногда показатель числа бедных искусственно увеличивается за счет тех, кто хочет приобрести такой статус для получения субсидий и социальных льгот. Нельзя уверенно утверждать, что Армении удастся избежать подобных случаев. Учитывая данный фактор, можно предположить, что объем финансовых средств, которые придется фактически выделить на борьбу с бедностью, намного превысит наши оценки. Для обеспечения высокой адресности социальной помощи необходимо также удвоить задействованные в программах по преодолению бедности человеческие ресурсы.

На уровень жизни населения РА значительное влияние оказывают частные трансферты некоммерческого характера, получаемые от физических лиц из-за рубежа, в основном из России и США (см. табл. 3).

Из данных табл. 3 следует, что в течение 2005—2012 годов приток частных трансфертов некоммерческого характера вырос на 224,1%, в том числе из России — на 266,9, а из США — на 80,5%. Отток трансфертов рос на 154,0, 197,0 и 84,6% соответственно. Соотношение оттока частных трансфертов некоммерческого характера к притоку в 2005 году составило 25,2%, в 2006-м — 21,7, в 2007-м — 19,8, в 2008-м — 14,8, в 2009-м — 17,3, в 2010-м — 17,1, в 2011-м — 17,1 и в 2012 году — 17,3%.

Между тем чистый приток частных трансфертов некоммерческого характера, получаемых от физических лиц из-за рубежа, в течение 2005—2012 годов увеличился на 247,8%; в том числе из России — на 279,7, а из США — на 78,2%. В 2005 году доля России в частных трансфертах некоммерческого характера составила 71,9%, а США — 11,0%. В 2006 году эти показатели равнялись соответственно 76,9 и 9,8 %, в 2007-м — 81,7 и 5,8%, в 2008-м — 83,8 и 3,7%, в 2009-м — 80,4 и 5,3%, в 2010-м — 82,1 и 5,2%, в 2011-м — 83,7 и 4,8%, а в 2012 году — 85,6 и 3,9%.

Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что за последние годы доля России и США в общем объеме частных трансфертов некоммерческого характера составила около 90%. При этом заметим, что доля России увеличивается, а США, наоборот, уменьшается.

Заметим, что если в 2008 году соотношение показателей расходов государственного бюджета РА (2 649,2 млн долл.) и частных трансфертов (752,8 млн долл.) составляло 1:0,62, то в 2009 году оно равнялось 1:0,44, в 2010 году — 1:0,51, в 2011 году — 1:0,63, а в 2012 году — 1:0,71. Таким образом, после 2009 года относительная величина частных трансфертов некоммерческого характера, получаемых от физических лиц из-за рубежа, выросла на 0,27 процент-

1 См.: Картина бедности и социального положения Армении. Статистический аналитический доклад. Ереван: НСС РА, 2012. С. 46.

Частные трансферты некоммерческого характера, получаемые от физических лиц из-за рубежа и отправляемые физическими лицами за рубеж

через банковскую систему РА (данные за 2005—2012 гг., тыс. долл.)

в том числе

Россия

541 308

739 419

1 078 218

1 371 066

904 011

1 062 266

1 295 163

1 444 955

США

82 628

94 491

76 571

60 958

59 288

67 789

74 380

66 554

о>

■Р»

Отток

V.

189 793

208 436

261 170

242 240

194 884

221 763

264 602

292 249

в том числе

Россия

83 537

107 835

129 126

122 759

99 524

116 950

141 352

164 588

США

30 671

13 295

23 764

32 110

23 332

24 554

27 331

25 936

Чистый приток

563 025

752 490

1 058 310

1 393 067

929 235

1 071 973

1 282 357

1 395 014

в том числе

Россия

457 771

631 584

949 092 1 248 307

804 487

945 316 1 153 811 1 280 367

США

51 958

81 196

52 808

28 848

35 956

43 235

47 049

40 617

ных пункта, или на 38,0%. Расчеты показывают, что если принять фактические расходы государственного бюджета Армении за 5 единиц, то в течение 2008—2012 годов частные трансферты некоммерческого характера из-за рубежа составили около трех единиц; в натуральном выражении это число составляет значительную сумму, способную улучшить благосостояние населения РА.

С другой стороны, трансферты — это денежные средства, которые люди зарабатывают за рубежом (на родине они найти работу не могут) и отсылают членам своих семей.

Высокая доля частных некоммерческих трансфертов физических лиц является одной из характерных черт развития РА в 1990—2000-х годах; большая их часть направлялась в домашние хозяйства. Данных о том, насколько эти денежные средства способствовали накоплению, созданию других благ или инвестиционной деятельности, по существу, нет. Подобная ситуация сохраняется и в 2010-х годах; по нашему мнению, это одна из проблем, требующих более детального рассмотрения с точки зрения влияния на темпы экономического развития республики.

Бюджетные расходы и расходы на оборону

В 2008—2012 годах сумма государственных бюджетных средств, израсходованных по статье «Оборона», в среднем составила 384,12 млн долл., или 3,9% от ВВП (или 15,3% к общим расходам бюджета). Примечательно, что в 2008—2012 годах расходы (в том числе из резервных фондов, не относящиеся к основным статьям) на охрану общественного порядка, безопасность, судебную деятельность, развитие экономики, жилищное строительство, коммунальные услуги, здравоохранение, отдых, культуру, религию и образование снизились гораздо больше, чем оборонные.

Кроме того, если в 2012-м расходы государственного бюджета в целом уменьшились до уровня 89,4% от уровня 2008 года, то в области обороны они снизились лишь до 96,1% от того же уровня.

Следует отметить, что оборонные расходы огромны. Так, в 2012 году на оборону было потрачено 380,5 млн долл. — почти столько же, сколько и на охрану общественного порядка, безопасность и судебную деятельность (188,3 млн долл.), экономические отношения (98,9 млн долл.), охрану окружающей среды (9,5 млн долл.), жилищное строительство и коммунальные услуги (15,3 млн долл.), отдых, культуру и религию (48,2 млн долл.), вместе взятые. На оборону было израсходовано даже на 20,3 млн долл. больше.

Из вышеизложенного следует, что огромные расходы на оборону выделяются в ущерб другим статьям государственного бюджета республики.

Данные табл. 4 свидетельствуют, что в среднем за 2008—2012 годы расходы на оборону (15,3%) по своей величине занимают второе место после затрат на социальную защиту населения (27,3%).

Исходя из того, что страны не всегда предоставляют полные сведения о расходах на вооружение и оборону, мы воспользовались информацией Всемирного банка, которая публикуются в ежегодных отчетах «World Development Indicators» и отражена в базе данных, размещенной на официальном сайте организации. Для сравнения мы взяли данные о расходах на вооружение в странах Южного Кавказа, вовлеченных в конфликты после развала СССР, странах Прибалтики, которые в прошлом были частью той же страны и имели более или менее такую же экономику, что и страны ЮК, но после развала СССР не были вовлечены в конфликты, и трех европейских государствах (Австрии, Швейцарии и Чехии), которые за последние, как минимум, 40 лет не участвовали в каких-либо военных действиях.

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходы государственного бюджета РА по их функциональной классификации

Группы расходов н 2008 2009 2010 2011 2012 отношению к 2008 году,

у Расходы К 1 2 649,2 2 557,6 2 554,0 2 455,7 2 368,9 89,4 >

2 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

3 22,7 29,6 27,6 24,2 23,9 25,6* у

г 1 в том числе: к

Государственные службы общего назначения 1 342,6 311,1 383,5 408,2 392,4 114,5

2 12,9 12,2 15,0 16,6 16,6 14,7*

3 2,9 3,6 4,1 4,0 4,0 3,7*

Оборона 1 396 358,4 394,9 390,8 380,5 96,1

2 14,9 14,0 15,5 15,9 16,1 15,3

3 3,4 4,1 4,3 3,9 3,8 3,9

Общественный порядок, безопасность и судебная деятельность 1 201,7 191,2 180,5 188,7 188,3 93,4

2 7,6 7,5 7,1 7,7 7,9 7,6

3 1,7 2,2 1,9 1,9 1,9 1,9

Экономические отношения 1 292,3 368,4 300,9 93,8 98,9 33,8

2 11,0 14,4 11,8 3,8 4,2 9,0

3 2,5 4,3 3,2 0,9 1,0 2,4

Охрана окружающей среды 1 9,8 10,8 13,2 11,9 9,5 96,6

2 0,4 0,4 0,5 0,5 0,4 0,4

3 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Жилищное строительство, коммунальные услуги 1 45,9 58,1 114,6 85,3 15,3 33,4

2 1,7 2,3 4,5 3,5 0,6 2,5

3 0,4 0,7 1,2 0,8 0,2 0,7

Здравоохранение 1 163,3 154,6 150,2 164,2 154,1 94,3

2 6,2 6,0 5,9 6,7 6,5 6,3

3 1,4 1,8 1,6 1,6 1,6 1,6

Отдых, культура и религия ^_ 1 52,4 44,9 43,1 47,3 48,2 92,1

2 2,0 1,8 1,7 1,9 2,0 1,9

3 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5 _

Таблица 4 (продолжение)

Г Группы расходов Я 2008 2009 2010 2011 2012 отношению к 2008 году, 1

Образование 1 338,4 296,0 261,7 279,3 251,2 74,2

2 12,8 11,6 10,2 11,4 10,6 11,3

3 2,9 3,4 2,8 2,8 2,5 2,9

Социальная защита 1 694,7 670,7 653,5 687,5 726,2 104,5

2 26,2 26,2 25,6 28,0 30,7 27,3

3 6 7,8 7,1 6,8 7,3 7,0

Резервные фонды, не относящиеся к основным разделам 1 112,1 93,4 57,9 98,8 104,4 93,1

2 4,2 3,7 2,3 4,0 4,4 3,7

3 1 1,1 0,6 1,0 1,1 0,9

^С п р а в к а: обменный курс ВВП в млн драмов 2008 2009 2010 2011 2012 ^

305,97 363,28 373,66 372,50 401,76

3 568 228 3 141 651 3 460 203 3 776 443 3 981 506,5

О б о з н а ч е н и я: 1. млн долл.; 2. % к общим расходам; 3. % к ВВП.

* В среднем в 2008—2012 годах.

И с т о ч н и к и: Социально-экономическое положение Республики Армения в январе — декабре 2012 года. Ереван: НСС РА, 2013. С. 105—106; Статистический ежегодник Армении 2012. Ереван: НСС РА, 2012. С. 385—386; Национальные счета 2012. Ереван: 1 НСС РА, 2012. С. 22. )

На основе собственных расчетов нами составлена табл. 5, данные которой свидетельствуют о том, что как Армения, так и Азербайджан тратят на вооружение значительно больше средств, чем остальные исследуемые страны.

Данные табл. 5 позволяют также сделать следующие обобщения:

> за период 1992—2010 годов Азербайджан потратил на военные расходы на 326,4% больше, чем РА;

> в 1992—2010 годах среди перечисленных стран самый высокий показатель затрат на оборону (в процентном отношении к ВВП) был зарегистрирован в РА, а самый низкий — в Азербайджане. В республиках ЮК эти показатели распределились следующим образом: в Грузии — 4,5% (самый высокий показатель), в Армении — 3,4% и в Азербайджане — 3,0%. Примечательно, что за эти годы азербайджанские военные расходы на 1 645,5 млн долл. превысили армянские (2 523,4 млн долл.) и грузинские (4 067,3 млн долл.), вместе взятые, которые суммарно составляют 6 590,7 млн долл.;

> отношение военных расходов к уровню ВВП зависит от величины последнего. Так, за 1992—2010 годы ВВП Азербайджана (276,9 млрд долл.) почти в 1,7 раза превысил суммарную величину ВВП Армении (73,9 млрд долл.) и Грузии (91,4 млрд долл.); речь идет о 165,3 млрд долл.;

Таблица 5

Военные расходы (суммарно за 1992—2010 гг.)

яЖ Страна Я ВВП, млн долл. Военные расходы, млн долл. Военные расходы, % от ВВП ■К Военные расходы, % к расходам центрального правительства

Армения 73 880,4 2 523,4 3,4 17,1*

Азербайджан 276 865,4 8 236,1 3,0 1,2

Грузия 91 367,5 4 067,3 4,5 11,7

Эстония 192 784,1 3 329,7 1,7 4,4

Латвия 239 095,8 3 347,9 1,4 4,0

Литва 357 546,7 5 152,9 1,4 3,4

Австрия 5 005 934,0 47 790,0 1,0 1,9

Швейцария 6 384 196,0 68 920,8 1,1 4,5

Чехия 1 806 329,2 30 842,6 1,7 5,4

г ч Среднестатистическое.

И с т о ч н и к: Таблица рассчитана на основе данных сайта [data.w0rldbank.0rg/indicat0r/_], 2013-07-01.

> в расходах правительств южнокавказских республик за 1992—2010 годы доля военных затрат составила: в Азербайджане — 1,2%, в Грузии — 11,7%, а в Армении — 17,1%. Иначе говоря, при прочих равных условиях (исходя из доли военных расходов в структуре общих расходов) в течение всего периода 1992—2010 годов в Армении на военные расходы было потрачено в 14,25 раза (17,1:1,2), а в Грузии в 9,75 раза (11,7:1,2) больше, чем в Азербайджане;

> если предположить, что южнокавказские республики, следуя примеру Австрии (в этой стране величина военных расходов по отношению к ВВП составляет 1%), будут сокращать свои военные расходы, то Азербайджану удастся сэкономить 5,538 млрд долл. [276,9 млрд долл. х (3,0% - 1,0%)/100% = 5,538 млрд долл.], Грузии — 3,199 млрд долл. [91,4 млрд долл. х (4,5% - 1,0%)/100% = 3,199 млрд долл.], а Армении — 1,774 млрд долл. [73,9 млрд долл. х (3,4% - 1,0%)/100% = 1,774 млрд долл.], что в сумме составляет 10,511 млрд долл.

Эта огромная сумма могла бы быть направлена, например, на развитие национальных экономик, формирование межрегиональных добрососедских отношений, а также поддержку становления «общего» южнокавказского рынка. Использование столь значительных денежных средств в «правильных» сферах, несомненно, способно дать максимальный эффект.

Более того, если принять во внимание, что военные расходы в прямом смысле наносят ущерб богатству, созданному трудом всего общества, то в экономическом смысле их можно спокойно приравнять к убыткам, понесенным, например, в результате землетрясений, наводнений или других природных бедствий.

Торговать или вооружаться

По нашему мнению, не следует забывать слова одного из основоположников либеральной экономики Фредерика Бастиа (1801—1849 гг.): если границу не пересекают товары, то это делают солдаты.

Непроницаемость границ приводит к замедлению экономического роста, а территориальные противоречия — к повышению транзакционных издержек в торговле, а в худшем случае — к ее прекращению. В условиях современной глобализации огромное значение приобретает открытость экономики, положение, при котором нет ни ограничений для специализации, кооперации, развития всех видов предпринимательской деятельности, ни монополии. Несмотря на открытость экономики РА, низкий объем товарооборота с соседями становится причиной ее «удорожания».

Подтверждением сказанного могут служить приведенные в табл. 6 данные об объемах экспорта и импорта стран ЮК за последние три года и о взаимной торговле между ними. Как видно из проведенных нами расчетов, объемы экспорта и импорта Армении незначительны. Так, наибольшие объемы экспорта и импорта, которых удалось добиться республике, составили соответственно 5,7% от ВВП (в 2012 г.) и 6% (в 2011 г.). Комментарии, как говорится, излишни.

Другим важнейшим источником экономического роста являются инвестиции. В январе — декабре 2012 года приток иностранных инвестиций в экономику Армении (включая и полученные от государственных структур и банков) составил 1 587,0 млн долл., что на 8,6% меньше, чем в 2011-м. При этом в 2012 году приток прямых иностранных инвестиций составил 656,7 млн долл.; эта сумма на 27,5% ниже, чем была в 2011 году.

На долю прочих инвестиций пришлось 928,9 млн долл. (на 12,0% больше показателя 2011 г.), а портфельных — 1,4 млн долл.

На протяжении 2012 года отток денежных средств (без учета уплаченных процентов, дивидендов и погашения долга) составил 19,7 млн долл.; речь идет о средствах, вывезенных юридическими лицами-резидентами в виде инвестиций (см. табл. 7).

В январе — декабре 2012 года приток иностранных инвестиций в реальный сектор экономики РА (не считая полученных от государственных структур и банков) равнялся 751,8 млн долл., что на 7,9% меньше, чем в 2011 году. Приток прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по сравнению с 2011 годом уменьшился на 10,1% и составил 567,4 млн долл.

В январе — декабре 2012 года 37,6% от общего объема иностранных инвестиций в реальный сектор и 49,82% от объема прямых иностранных инвестиций были направлены в сферу телекоммуникаций. Для сравнения: в 2011 году самой привлекательной в инвестиционном отношении отраслью было производство базовых металлов, куда поступило 23,69% от общего объема иностранных инвестиций в реальный сектор и 21,47% прямых иностранных инвестиций2.

В 2012 году 9,6% прямых инвестиций было направлено в сферу сделок с недвижимостью, 6,37% — в отрасли растениеводства, животноводства и охоты (включая предоставление услуг в смежных с ними отраслях). В 2011-м 21,97% от общего объема прямых инвестиций было направлено в сферу телекоммуникаций и 15,45% — в отрасли, связанные с производством и распределением электроэнергии, газа, пара и кондиционного воздуха.

С нашей точки зрения, определенный интерес представляют наличие или отсутствие связи между внешней торговлей и инвестиционной деятельностью тех или иных стран (как при-

2 См.: Социально-экономическое положение Республики Армения в январе — феврале 2013 года. Ереван: НСС РА, 2013. С. 83—98.

Межрегиональный экспорт и импорт стран ЮК

ш Страны Экспорт Импорт ■

Всего, млн долл. Южный Кавказ Соседние страны Всего млн долл. Южный Кавказ Соседние страны

Я млн долл. Доля от ВВП, % млн долл. Доля от ВВП, % млн долл. Доля от ВВП, % млн долл. Доля от ВВП, % Л

С 2010 ]

Армения 973,6 48,2 5,0 88,5 9,1 3 606,9 49,7 1,4 478,0 13,3

Грузия 1 278,0 176,8 13,8 414,8 32,5 4 747,1 568,2 12,0 1 746,2 36,8

Азербайджан 20 765,3 411,0 2,0 1 480,4 7,1 6 092,0 50,4 0,8 2 085,1 34,2

Иран 25 418,3 562,6 2,2 8 774,4 34,5 53 328,5 184,5 0,3 3 197,0 6,0

Турция 109 670,1 2 320,7 2,1 13 365,1 12,2 185 523,7 1 158,3 0,6 15 205,4 8,2

Н Всего ЯН 158 105,3 3 519,3 5,92 24 123,2 15,3 253 298,2 2 011,1 0,79 22 711,7 ш:

С 2011 1

Армения 1 334,3 61,9 4,6 169,2 12,7 4 145,3 247,0 6,0 680,7 16,4

Грузия 1 990,8 282,0 14,2 533,3 26,8 6 389,0 711,0 11,1 2 306,8 36,1

Г*"6""""" 26 480,2 535,3 2,0 2 323,3 8,8 9 732,9 89,5 0,9 3 193,5 32,8 -^

о

Страны Экспорт Импорт

Всего, млн долл. Южный Кавказ Соседние страны Всего млн долл. Южный Кавказ Соседние страны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я млн долл. Доля от ВВП, % млн долл. Доля от ВВП, % млн долл. Доля от ВВП, % млн долл. Доля от ВВП, % Л

Иран 112 645,6 440,9 0,4 13 142,8 11,7 5 9421,6 255,0 0,4 3 982,1 6,7

Турция 134 915,3 3 156,8 2,3 19 845,9 14,7 240 838,9 576,7 0,2 18 505,6 7,7

и Всего 5Н 277 366,2 4 476,9 1,6 36 014,5 13,0 320 527,7 1 879,2 ■ ,6 28 668,7 га:

2012

Армения 1 428,1 81,6 5,7 180,3 12,6 4 266,8 49,1 1,1 482,5 11,3

Грузия 1 674,4 310,1 18,5 466,2 27,8 7 184,8 741,8 10,3 2 511,4 35,0

Азербайджан 23 827,2 570,7 2,4 2 217,9 9,3 9 641,7 129,9 1,3 3 205,2 33,2

Иран — — — — — — — — — —

Турция 152 560,8 3 841,7 2,5 28 182,1 18,5 236 536,9 520,2 0,2 18 995,4 8,0

179 490,5 4 804,1 2,7 31 046,5 17,3 257 630,2 1 441,0 В ,6 25 194,5 га:

Примечание: страны — соседи Ирана: Азербайджан, Афганистан, Турция, Туркменистан, Ирак, Пакистан, Сирия, Армения, Кувейт; страны — соседи Турции: Азербайджан, Болгария, Иран, Кипр, Армения, Греция, Саудовская Аравия, Сирия, Грузия; страны — соседи Грузии: Российская Федерация, Азербайджан, Армения, Турция; страны — соседи Азербайджана: Российская Федерация, Грузия, Армения, Турция, Иран.

^И с т о ч н и к: Таблица составлена и рассчитана на основе данных сайтов [www.intracen.org], [www.armstat.am] и [www.trademap.org], 2013-07-01. ^

Потоки иностранных инвестиций в Армению в 2009—2012 годах по видам (млн долл.)

Инвестиции в Армению (обязательства)

0 « ;

1 3 Э1 [ ир« 9 « = £

5 «г л* О 5 о о_т

< 3 и о ,

Инвестиции из Армении в другие страны (активы)

о .2

0 <и & 2

1 3 Э I

н I о щ

О О I

£ I см оо 5 о т- (в * О 5 о о_

< 3 и о ,

Всего инвестиций

2 555,4 1 555,8 1 735,9 1 587,0

-148,9

91,4 193,7 94,6 115,3 19,7

-95,6

17,1

Прямые инвестиции

906,2 706,9

906,3

656,7 -249,6

72,5

52,7

8,3

78,0 15,8

-62,2

20,3

Портфельные инвестиции

11,0

12,23

1,4

— 10,6

1,5

— 1,1

Другие инвестиции*

1 638,2

836,7 829,6

928,9

99,3

112,0 130,4 84,8

37,3

3,3

-34,0

8,8

м

Коммерческие кредиты

49,9

26,6

39,5

84,4

44,9

213,7

8,8 12,5

16,0

0,1

-15,9

0,6

Краткосрочные

31,2

5,9

4,2

4,4

0,2

104,8

8,8 12,5

16,0

0,1

-15,9

0,6

Долгосрочные

18,7

20,7

35,3

80,0

44,7

2,3 раза

Кредиты

1 588,3

810,1

790,1

844,5

54,4

106,9 121,6 72,3

21,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,7

-19,6

8,0

Краткосрочные

— 49,4

106,4

— 120,0 62,6

Долгосрочные

1 588,3 760,7

683,7

844,5

160,8

123,5

1,6

9,7

21,3

1,7

-19,6

8,0

Органы денежно-кредит-ного регулирования

337,4

100,0

91,1

99,5

8,4

109,2 — —

Органы государственного управления

1 065,0 313,7

284,0

348,7

64,7

122,8 — —

Банки

150,3 227,0

319,2

92,2

140,6 —

7,9

19,1

1,6

-17,5

8,4

Другие секторы

186,2

196,6

81,6

77,1

-4,5

94,5

1,6

2,0

2,2

0,1

-2,1

4,5

Без учета наличных денежных средств, вкладов и других обязательств (активов).

Источники: Социально-экономическое положение Республики Армения в январе — феврале 2011 года. Ереван: НСС РА, 2011. С. 70;

Социально-экономическое положение Республики Армения в январе — феврале 2012 года. Ереван: НСС РА, 2012. С. 85; л _Социально-экономическое положение Республики Армения в январе — феврале 2013 года. Ереван: НСС РА, 2013. С. 83.

Позиции (места) основных стран — партнеров Армении по объему внешнеторгового оборота и инвестиций

в 2006—2011 годах

Российская Федерация

1 1

111111111111111111

Германия

12

8 4 5

Сл>

США

6 5

Болгария

31 8

16 14 12 11 8 10

Нидерланды

28 27 31 25 29 24 15 13 14

15 18 16 10 12 9 15

Бельгия

11 14 15 14 16 22 27 17 20 15 24 17 19 11 14 16 17

Грузия

8 10 18 17 17 19 17 18 — 21 12 16

Канада

14 21 12 8 10

29 35 26 30 30 26 9 — — — 10

Италия

10 10

15 20 23 11 12 10

25 — —

16 20 21 21 — 4 11 13

Швейцария

Иран

Китай

13 10 11 11 23 25 35

10 10

41 17 31 11

15 13 18 15 15 14 13 11 19 15 9 10 7 11 6 6 — 26 16 19 18 25 — — 9 — 15 —

13

21 — — — — — 16 — — — — —

Украина

11 12

14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 12 13 15

14 19 — 11 — — 10 11 — 7 — —

Австрия

20 22 19 13 23 29 15 10 9 16 16 21 17 22 13 15 — 22 — 18 14 — — —

Испания

11 14 14 14 12 7 30 28 24 29 28 23 24

Франция

18 15 15 17 16 18 13 6 11 13 12 12 8 8

2 2 853222

ОАЭ

17 20 16 18 15 17 22 29 25 22 23 20

Соединенное Королевство

16 27 8 27 46 50 21 18 19 23 22 22 14

8 11 4 12 10 12 — 14 9

■Р»

Республика Корея

37 45 41 16 25 14 20 16 15 10 13 19

Таиланд

28 29 22 22 28 25 36 33 33 31 32 34

Индия

40 24 28 24 18 27 19 25 18 18 20 15

Казахстан

19 18 25 25 26 24 3 33 36 50 37 31 2

8 10 12 14 — 11 11 — — —

Молдова

34 32 32 31 36 48

Беларусь

22 31 27 20 22 20 24 24 29 28 24 28

Туркменистан 27 30 21 23 14 22 27 40 22 33 27 30

Узбекистан

33 37 24 28 31 33 54 36 40 51 50 63

Чехия

46 33 34 29 35 31 33 32 32 32 31 33 27 — 21

Швеция

49 50 39 30 41 38 37 22 20 27 21 35

Турция

8 9 I Ю I 11 I 12 I 13 I 14 I 15 I 16 I 17 I 18 I 19 I 20 I 21 I 22 I 23 I 24

24 26 30 32 34 37

Латвия

31 39 36 34 32 35 65 67 43 67 62 64 13

9 —

13 14 — — — 8

Польша

15 19 18 36 29 40 31 30 27 20 25 25

Израиль

5 12 20 38 24 28 10 20 30 37 35 29 20 — — — — — 15 — — — — —

Венгрия

62 42 55 40 47 46 34 23 28 34 33 32

Япония

45 23 45 42 55 51 17 13 8 12 11 14

Люксембург

27 36 35 43 — 44 59 77 92 78 81 87 16 11 10 17

11 10 8 10 10 12

сл

Литва

56 52 43 44 37 39

Кипр

55 47 50 61 39 32 63 50 67 65 66 60 11 12

13 8 13

3 7

Эстония

34 44 40 67 40 63

Румыния

60 41 53 62 51 47 12 15 13 14 10

Финляндия

21 16 49 64 57 86 39 34 37 24 39 39 10 18 — — 17 19

17 — — 12 —

Виргинские острова

35 13 77 — 54 69 — — — — — — 19 24 — — — 8 14 13 — — — 3

Белиз

13 34 29 — 21 16

Словакия

38 41 34 38 46 41

Ирландия

49 53 54 57 56 54 — 23 19 — — — — 12 7 — — 18

Сингапур

52 51 55 48 53 56

Греция

8 9 I Ю I 11 I 12 I 13 I 14 I 15 I 16 I 17 I 18 I 19 I 20 I 21 I 22 I 23 I 24

В

14 19 21 21 19 17

25 13 — 22 17

Дания

48 54 51 43 48 48 — — — — 20 — — — — — — 19

Словения

40 45 44 39 45 45

Бразилия

26 20 16 17 18 11

Индонезия

26 30 23 26 26 27

Малайзия

32 39 38 36 34 36

Аргентина

12

4 10

Австралия

10 20 — — — — 7 ____

о>

Кайманские острова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 16 — — 19 18 20 20 — — 13 —

Ливан

10 17

Лихтенштейн

28 17 11 18 23 16 — — — 13 14 —

Виргинские острова (США)

Сирия

20 18 — — 23 — — — — — 14

Панама

12

Багамы

ЮАР

21

Источник: Таблица составлена на основе данных «Статистического ежегодника Армении, 2010». Ереван: НСС РА, 2010. С. 482—488 и «Статистического ежегодника Армении, 2012». Ереван: НСС РА, 2012. С. 471—474.

нимающих инвестиции, так и осуществляющих их). Исследования статистических данных последних лет показывают, что прямой зависимости между внешней торговлей РА с той или иной страной и объемами инвестиций, поступающих в республику из этой страны, не существует (см. табл. 8).

Например, в 2008—2011 годах по общему объему инвестиций Германия занимала соответственно 6-е, 4-е, 5-е, 12-е, 4-е и 3-е места. Между тем объемы экспорта из РА в Германию занимали первые три строчки в списке других стран. Можно рассмотреть еще один пример: ОАЭ в 2006—2011 годах не инвестировали в экономику Армении, однако по объему экспорта из РА эта страна занимала соответственно 17-е, 20-е, 16-е, 1-е, 15-е и 17-е места. Что касается показателей импорта в Армению, то ОАЭ находились на 22-м, 29-м, 25-м, 22-м, 23-м и 20-м местах.

В табл. 8 мы отразили позиции (места) основных стран — партнеров Армении по объемам торгового оборота и инвестиций в 2008—2011 годах. Данные по экспорту, импорту и объемам инвестиций для стран, занимающих первые три позиции (Российская Федерация, Германия и США), демонстрируют хотя и не прямую, но вполне очевидную взаимозависимость.

Можно сделать вывод: когда страна открывается для внешней торговли, она становится более привлекательной и прозрачной для инвесторов.

Заключение

Существующие на ЮК межгосударственные конфликты препятствуют развитию экономик стран региона, пребывающих в состоянии транзита. Дефицит государственного бюджета и неразвитость рыночных институтов (в том числе механизмов защиты населения) не позволяют им одновременно в полной мере осуществлять экономическую и социальную политику и нести значительные расходы на вооружение.

Сотрудничество государств региона может быть активизировано в первую очередь путем «экономического примирения» сторон. Если действовать, исходя из этой позиции, то можно рассмотреть в числе прочего вопрос о создании в регионе свободных экономических зон, имеющих определенные особенности. Например, программу совместного экономического развития региона неразрешенного конфликта, рассчитанную на 10 лет. При этом особое внимание следует уделить размерам инвестиций, которые будут осуществлены за весь планируемый период, а также сохранению паритета (назовем это «паритетом инвестиций») в тех отраслях экономики, куда они направятся. Целью такого предложения является соблюдение интересов агентов экономической деятельности, которое поможет предотвратить бегство капитала.

Налаживание экономического сотрудничества и торговли между странами ЮК может стать тем средством, которое откроет новые перспективы для их взаимодействия как в плане обеспечения мира в регионе, так и в плане установления деловых взаимовыгодных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.