Научная статья на тему 'Государственное регулирование доходов населения в Армении'

Государственное регулирование доходов населения в Армении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / MONETARY INCOMES / STATE REGULATION / SOCIAL TRANSFERS / SALARY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Торосян Арцруни Ерджаникович

В статье на основе анализа богатого статистического материала за 2004-2009гг. выявлены основные преимущества проводимой в Армении политики, направленной на существенное сокращение уровня бедности в республике. Наряду с этим исследованы отрицательные последствия влияния мирового экономического кризиса на уровень до-ходов населения и намечены основные меры по сокращению уровня бедности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main advantages of policy conducted in Armenia directed to essential reduction of poverty in the republic based on the analysis of the rich material for the period of 2004-2009 are revealed in the given paper. Negative impact of world economic crisis on the level of population's income is also studied, and the basic measures to reduce poverty level are pointed out.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование доходов населения в Армении»

РАЗДЕЛ 1. МИРОВАЯ, РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

А.Е.Торосян

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В АРМЕНИИ Аннотация

В статье на основе анализа богатого статистического материала за 2004-2009гг. выявлены основные преимущества проводимой в Армении политики, направленной на существенное сокращение уровня бедности в республике. Наряду с этим исследованы отрицательные последствия влияния мирового экономического кризиса на уровень доходов населения и намечены основные меры по сокращению уровня бедности.

Annotation

The main advantages of policy conducted in Armenia directed to essential reduction of poverty in the republic based on the analysis of the rich material for the period of 2004-2009 are revealed in the given paper. Negative impact of world economic crisis on the level of population’s income is also studied, and the basic measures to reduce poverty level are pointed out.

Ключевые слова

Денежные доходы, государственное регулирование, социальные трансферты, заработная плата.

Key words

Monetary incomes, state regulation, social transfers, salary.

Усиление государственного регулирования доходов населения Армении в условиях перехода к рыночным отношениям обусловлено не только и не столько деформациями факторной модели их формирования, сколько усложнением и ростом качественного многообразия социально-экономических отношений, изменением форм и методов формирования, распределения и перераспределения доходов.

Начиная с Дж. Кейнса, необходимость государственного регулирования в тех областях, где не срабатывает механизм свободной конкуренции, признается большинством представителей современной экономической мысли. В

концепции

Дж. Кейнса особая роль отводится инвестиционному процессу как условию роста занятости, дохода и совокупного спроса. Он подчеркивал, что слабость побуждения к инвестициям во все времена была главнейшей экономической проблемой. Пытаясь найти способ решения этой проблемы, Дж. Кейнс находит, что традиционные функции государства как «ночного сторожа» необходимо расширить. «Свободная игра экономических сил» нуждается в обуздании и контроле. По мнению Дж. Кейнса, для государства важна не собственность на орудия производства, а возможность воздействия на объем инвестиции и на

ставки вознаграждения владельцев инвестиционных ресурсов1.

Методы рыночного саморегулирования и государственного регулирования доходов населения, являясь относительно самостоятельными, взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Поэтому важной методологической проблемой является определение их оптимального и гибкого сочетания. Однако соотношение рыночного и государственного регулирования доходов населения не дано раз и навсегда. Оно зависит от специфики и уровня развития экономических отношений, складывающихся на конкретном этапе развития общества, от исторических национальных традиций.

В Республике Армении в современных условиях, когда не до конца срабатывают рыночные механизмы, представляется, что роль государственного регулирования должна быть намного выше, чем в развитых странах. Структурные диспропорции, деформации факторной модели формирования доходов населения республики, общая

Данные таблицы 1 свидетельствуют, что в процессе рыночных преобразований в Республике Армении произошли существенные изменения в формировании доходов населения. Существенно возрос удельный вес оплаты труда в денежных доходах домашних

экономическая нестабильность, неусто-явшаяся институциональная структура обусловливают низкую эффективность рыночных методов регулирования. Однако границы и глубина государственного участия в регулировании этого процесса определяются характером и причинами сложившихся диспропорций. Для этого представляется вполне обоснованным проведение анализа результатов осуществленной государством политики в области формирования доходов населения Армении за последние годы, при этом исследовав, в первую очередь, важнейшие и общепринятые в развитых странах такие рычаги государственного регулирования, как: потребительская корзина, минимальный размер заработной платы, а также основные социальные гарантии, предоставляемые государством населению Армении.

В результате трансформационного кризиса в Армении структура денежных доходов населения за годы рыночных преобразований претерпела существенные изменения.

хозяйств с 23,0% в 1996г. до 60,1% в 2009г. Наряду с этим возросла доля социальных трансфертов с 7,0% в 1996г. до 20,1% в 2009г. Следует отметить, что в середине 90-х годов в структуре денежных доходов домашних хозяйств первое место (более 50%) приходилось

Таблица 1. Структура денежных доходов домашних хозяйств РА ___________________________в 1996-2009гг., %2_____________________________

Денежные доходы Годы

1996 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Всего в том числе 100 100 100 100 100 100 100

- оплата труда 23,0 56,5 60,7 61,9 65,2 62,8 60,1

- социальные трансферты 7,0 13,6 14,1 13,9 13,7 18,1 20,0

- доходы от всех видов продаж 28,0 11,3 10,3 9,9 7,3 6,8 6,1

- прочие денежные поступления 42,0 18,6 14,9 14,3 13,8 12,3 13,8

на поступления из финансовой системы, доходы от собственности, предпринимательской деятельности и другие . В дальнейшем часть из них в качестве трудовых доходов стали учитываться Национальной статистической службой РА как оплата труда, что и привело, начиная с 2004г., к существенному (на 33,5 процентных пункта) увеличению ее доли.

На первый взгляд, структура денежных доходов населения республики по форме соответствует тенденциям, характерным для стран с развитой рыночной экономикой, имеющих социальную ориентацию. Абстрактно оцениваемая как достаточно прогрессивная факторная модель доходов населения, в реальности она носит несколько искаженный характер.

В денежных доходах населения доля оплаты труда (включая и скрытую заработную плату) значительна, однако не является стабильно растущей, и за последние два года ее доля снизилась с 65,2% в 2007г. до 62,8% в 2008г., а в 2009г. составила уже 60,1%. В результате произошла утрата позиций оплаты труда в пользу роста удельного веса социальных трансфертов. Правда, это изменение объясняется в определенной степени влиянием мирового экономического кризиса на экономику Армении.

Так, как видно из таблицы 1, в 2009г. по сравнению с 2007-м предкризисным годом удельный вес оплаты труда уменьшился на 5,1 процента, а социальные трансферты увеличились на 6,3 процента. Более того, это сопровождается уменьшением и без того низкой доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте РА. Так, если доля оплаты труда в ВВП РА в 1996г. составляла 40%, то в 2004г. -39,5%, в 2005г. -39,4%, в 2006г. - 39,0%, в 2007г. -

38,2%, а в 2008г. уже составила 37,2%4. Для сравнения надо отметить, что в странах Евросоюза, США и Японии доля заработной платы в ВВП составляет, соответственно 68,9%, 72,0% и 75,9%5.

В условиях рыночной экономики, особенно при нестабильном ее развитии, важная роль отводится государственным социальным гарантиям в области регулирования уровня доходов населения. Это, в частности, касается установления минимальной заработной платы, являющейся действенным рычагом регулирования уровня оплаты труда в экономике республики в целом. С этих позиций особую значимость приобретают исследования динамики соотношений между установленной минимальной заработной платой и потребительской корзиной.

Как видно из таблицы 2, установленный минимальный размер заработной платы покрывает лишь экстремальную (продовольственную) линию бедности, за исключением 2005г., когда минимальный размер заработной платы был сохранен на уровне 2004г., а экстремальная (продовольственная) линия бедности вследствие инфляции была повышена.

За счет поступательного роста минимальной заработной платы покрыть с ее помощью общую линию бедности удалось лишь в 2009г. Это было достигнуто за счет трехкратного превышения среднегодовых темпов прироста установленного минимального размера заработной платы по сравнению с среднегодовыми темпами прироста обоих уровней потребительской корзины. Более того, среднегодовые темпы прироста установленной минимальной реальной заработной платы за этот период составили 19,0% против номинальной 18,2 %.

Таблица 2.Динамика установленного минимального размера заработной платы ________________и потребительских корзин РА в 2004-2009гг.6 ___________

Показатели Годы, драм Среднегодовые темпы прироста за 2004-2009гг., %

2004 2005 2006 2007 2008 2009

1. Установленный минимальный размер заработной платы 13000 13000 15000 20000 25000 30000 18,2

2. Потребительские корзины: - экстремальная (продовольственная) линия бедности - общая линия бедности 12467 19373 13266 20289 14300 21555 15753 23168 17232 25188 17141 25877 6,6 6,0

3. Установленный минималь ный реальный размер зара ботной платы 12150 12922 14577 19157 18349 29014 19,0

4. Установленный минимальный реальный размер заработной платы, рассчитанный в ценах 2004г.* 13000 12082 13550 17301 19841 23024 12,1

Однако наиболее правильное представление о влиянии размера минимальной заработной платы на уровень благосостояния населения Армении за 2004-2009гг. дают среднегодовые темпы ее прироста, рассчитанные в неизменных ценах 2004г. По расчетам они составили 12,1% против 18,2% и 19,0% .

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что реальные среднегодовые темпы прироста минимальной заработной платы опережали среднегодовые темпы прироста потребительских корзин обоих уровней не в трех - как указывалось, а в двухкратном размере.

Следовательно, для обеспечения ускоренного роста доходов населения республики правительству необходимо изыскание дополнительных ресурсов для дальнейшего увеличения минимальной заработной платы. К сожалению, этого не происходит: в 2010г. ее уровень оставался без изменений, а в 2011г. установлен на уровне 32500 драм., то есть среднегодовой темп прироста за 2009-2011гг. составил всего 4,1%.

Указанные процессы оказали отрицательное влияние на уровень бедно-

сти населения РА. Так, если в 2004г. 41% населения республики являлись крайне бедными и бедными, то в 2008г. - уже 26,6%. Однако в 2009г. удельный вес этих категорий населения увеличился, составив 33,9%7.

Ухудшение показателя уровня бедности, видимо, явилось следствием влияния мирового экономического кризиса на экономику республики. Причем, кризис наиболее больно ударил по городскому населению (кроме г. Еревана) и менее ощутим был населением г. Еревана и сельских местностей, где уровень жизни более высок.

Таким образом, основной удар кризиса пришелся на бедные слои населения республики. Поэтому представляется, что острие деятельности правительства РА в области предоставления социальных гарантий населению должно было за последние годы, а также в ближайшем будущем направлено на повышение жизненного уровня наиболее уязвимых слоев. К ним, в первую очередь, следует отнести низкооплачиваемых наемных работников, безработных, пенсионеров, инвалидов, студентов, а также семьи, получающие пособие по

бедности.

Как видно из данных таблицы 3, правительством РА за 2004-2008гг. последовательно проводилась деятельность по предоставлению населению республики целого ряда социальных гарантий, направленных на повышение

его жизненного уровня. Так, минимальные размеры заработной платы и пенсий за этот период ежегодно в среднем увеличивались в реальном измерении (с учетом инфляции), соответственно на 11,2 % и 15,8%.

Таблица 3. Темпы прироста основных реальных социальных гарантий,

Наименование показателей Среднегодовой темп прироста за 2004-2008гг. % Прирост в 2009г. по сравнению с 2008г., % Отклонения прироста 2009г. от среднегодовых темпов прироста за 2004-2008гг. (+, -), процентных пункта

1. Минимальный размер установленной заработной платы 11,2 16,0 + 4,8

2. Минимальный размер пенсий 15,8 13,8 - 2,0

3. Средний размер пособия по безработице 34,4 16,1 - 18,3

4. Средний размер пенсий 17,7 11,0 - 6,7

5. Средний размер пенсий по инвалидности, вследствие общих заболеваний (I, II, III групп) 21,4 13,0 - 8,4

6. Средний размер месячных пособий по бедности одной семьи 20,9 8,0 - 12,9

Вследствие довольно высокого уровня безработицы в РА средний размер пособия по безработице увеличился за 2004-2008гг. на 34,4%. Правда, даже при столь высоких среднегодовых темпах прироста это повышение не позволило перекрыть экстремальную (продуктовую) линию бедности. В то же время благодаря быстрому росту минимального размера пенсий значительно увеличивались средние размеры пенсий в целом и пенсий по инвалидности (вследствие общих заболеваний) в частности, что позволило им в 2008 г. вплотную приблизиться к экстремальной (продуктовой) линии бедности.

Весомую роль в сокращении уровня бедности в Армении сыграла социально ориентированная политика правительства республики, направленная на поддержку беднейших семей. Так, в 2005г. был принят Закон РА “О государственных пособиях”, который урегулировал отношения, связанные с выделением государственных пособий и выплатой единовременной денежной помощи. В результате средний реальный размер месячных пособий по бедности одной семьи за 2004-2008гг. увеличивался в среднем на 20,9%. При этом благодаря указанному закону были упорядочены и критерии отбора семей,

нуждающихся в получении семейного пособия по бедности и единовременной денежной помощи.

К сожалению, того же нельзя сказать о минимальных размерах стипендий студентов вузов и средних специальных учебных заведений. На протяжении указанного периода стипендии студентов не менялись, и под влиянием инфляционных процессов их реальный уровень в 2008г. составил соответственно 76,7% и 79,4% по сравнению с 2004г. Лишь в 2009г. незначительное повышение минимального размера стипендий студентов средних специальных учебных заведений не решило проблемы их реального достижения до уровня 2004г.

Между тем не решены полностью задачи социальной политики, проводимой в республике в условиях кризиса. Как видно из данных таблицы 3, сравнение прироста указанных показателей за 2008-2009гг. с среднегодовыми темпами прироста за предшествующие 2004-2008гг. свидетельствует о существенном ослаблении социальных гарантий, предоставляемых населению государством.

Так, кроме реального уровня минимального размера установленной заработной платы, где прирост, был увеличен по сравнению с предыдущими годами на 4,8 процента, что совершенно оправдано в условиях усиления социальной напряженности, то по всем остальным направлениям социальных гарантий государства произошло уменьшение прироста. Причем наибольшее уменьшение прироста пришлось на наиболее уязвимые слои общества: безработных и семьи, получающие пособие по бедности. Снижение прироста здесь составило, соответственно 18,3 и 12,9 процента.

Незначительное уменьшение прироста минимального размера пенсий закономерно привело к большему (на 6,7 процента) падению среднего реального размера пенсий. Причем в наибо-

лее неблагоприятной ситуации оказались пенсионеры, получающие пенсии по инвалидности. Снижение темпов прироста пенсий этой наиболее уязвимой группы населения составило 8,4 процента, то есть больше, чем остальных пенсионеров.

Исходя из проведенного анализа, становится ясным, что ухудшение уровня бедности в Армении в 2009-м кризисном году обусловлено как последствиями мирового кризиса, так и неадекватными действиями по ее преодолению.

Таким образом, шаги Правительства РА в этой области в последующие годы следует направить на дальнейшее усиление курса социальной политики по улучшению жизни малообеспеченных слоев населения.

Библиографический список

1. Статистический ежегодник Армении, 2001. Ереван, НСС РА, 2001, 537с.

2. Статистический ежегодник Армении,

2008. Ереван, НСС РА, 2008, 589с.

3.Статистический ежегодник Армении,

2009. Ереван, НСС РА, 2009, 589с.

4. Статистический ежегодник Армении,

2010. Ереван, НСС РА, 2010, 608с.

5.Социальный облик Армении и бедность. Статистико-аналитический доклад. Ереван, 2010, (на арм. яз.), 239с.

6.Львов Д. С. Экономика развития. М., Экзамен, 2002, 346с.

Bibliographic list

1.Statistical Almanac of Armenia, 2001. Yerevan, NSS RA, 2001, 537 p.

2.Statistical Almanac of Armenia, 2008. Yerevan, NSS RA, 2008, 589 p.

3.Statistical Almanac of Armenia, 2009. Yerevan, NSS RA, 2009, 589 p.

4.Statistical Almanac of Armenia, 2010. Yerevan, NSS RA, 2010, 608 p.

5.Social image of Armenia and poverty. Statistical-analytical report. Yerevan, 2010, (Armenian language), 239 p.

6.Lvov D.S. Economics of development. M., Exams, 2002, 346 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.