Зотова
ВОПРОСЫ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В СТРАНАХ «ГРУППЫ ДВАДЦАТИ»
«Группа двадцати» и ее роль в мировом развитии и формировании политики занятости. В современном мире продолжаются процессы глобализации. Одновременно с этим расширяется понимание данного феномена, развивается теория глобализации.
В первой половине 20 века две мировые войны и экономический спад явились мощнейшим катализатором экономической интеграции, в ходе которой возникло и получило свое развитие международное движение капитала. Быстрыми темпами началось развитие научно-технического прогресса, повысилась открытость национальных экономик, возникла свобода торговли, что в целом привело к сближению и взаимному приспособлению национальных экономик, включению их в единый процесс воспроизводства в мировом масштабе.
Вследствие международной экономической интеграции получили развитие торговые отношения на основе межгосударственных соглашений и под руководством межгосударственных органов, совместное решение экономических задач и реализация совместных проектов.
Результатом стала интернационализация экономической жизни и возникновение и развитие сложной, интегрированной, общемировой системы производства и обмена, приобретающей все более глобальный характер, еще более усилились взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран, возросло влияние международных экономических отношений на национальные экономики, изменились доли участия стран в мировом хозяйстве. Происходит унификации национальных хозяйств разных стран, развивается тесное сотрудничество между ними.
«Группа двадцати» стран была создана в 1999 г. для обсуждения финансовых вопросов глобального развития, исходя из растущего понимания того, что страны с развивающейся эко-
326
номикой не были на момент ее создания представлены в мировых экономических дискуссиях и принятии решений. «Группа двадцати» объединила министров финансов и председателей центральных банков двадцати стран с развитыми и развивающимися экономиками. Однако в 2008 г. после Вашингтонского саммита и в разгар мирового финансово-экономического кризиса было решено, что «Группа двадцати» будет заниматься более широким спектром вопросов экономического развития и так называемый финансовый трек будет дополнен экономическим треком или треком шерпы1.
Прошедшие годы показали эффективность обсуждения «группой двадцати» вопросов борьбы с кризисом - встречи «двадцатки» способствовали определению мер выхода из кризиса и принятию соответствующих решений.
Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в выступлении, посвященном началу российского председательства в «Группе двадцати»: - «Созданная в 2008 году "двадцатка" стала важным инструментом антикризисного реагирования. Благодаря согласованным действиям стран-участниц за короткий срок удалось приостановить спад экономики, усилить надзор за национальными финансовыми системами. А затем начать системное преобразование международной финансово-экономической архитектуры в соответствии с требованиями XXI в., приступить к формированию механизмов, позволяющих максимально застраховаться от рисков, укрепить взаимное доверие и придать импульс устойчивому и сбалансированному развитию глобальной экономики»2.
В 2013 г. под председательством России «Группа двадцати» отметила пятилетие расширения своих полномочий и повестки дня. Каждая страна-председатель (ротация стран-председателей происходит ежегодно) сама организует процесс подготовки к ежегодным встречам лидеров стран «группы двадца-
1 Институт шерп «Группы двадцати», являющихся координаторами реализации экономической повестки дня «Группы двадцати», был введен в то же время.
2 Обращение Владимира Путина по случаю начала председательства России в «Группе двадцати» 01.12. 2012г., 12:00, http://news.kremlin.ru/news/17001/print
327
ти» и определяет основные наиболее актуальные темы для глобального обсуждения.
Приоритетом российского председательства в «двадцатке» в 2013 г. стал поиск путей обеспечения экономического роста и ускорения выхода из послекризисного застоя. Основными темами обсуждения явились: экономический рост, создание рабочих мест, инвестиции, доверие, прозрачность и регулирование.
Восемь международных рабочих групп, объединивших делегатов из всех стран «Группы двадцати» в течение года готовили материалы для встречи лидеров:
1) рамочная группа по вопросам экономического роста;
2) целевая рабочая группа по занятости;
3) группа по международной архитектуре финансовой реформы;
4) группа по вопросам усиления финансового регулирования;
5) группа по вопросам энергетики;
6) группа по вопросам международного развития для всех;
7) группа по развитию международной торговли;
8) группа по вопросам борьбы с коррупцией.
Руководство работой указанных групп осуществляли представители разных стран - членов «Группы двадцати», а общую координацию их работы - шерпы соответствующих стран.
Каждая из указанных групп в ходе своих заседаний и аналитической работы опиралась на имеющуюся статистическую и иную информацию, в той или иной степени предпринимала попытки прогнозирования ситуации в зависимости от различных вариантов принимаемых решений.
Политика занятости и направления развития рынков труда явились основным предметом обсуждения международной целевой рабочей группы по занятости стран «Группы двадцати».
Международная целевая рабочая группа по вопросам занятости стран «Группы двадцати». Международная целевая рабочая группа по вопросам занятости стран «Группы двадцати» была создана в 2011 году для обмена опытом, лучшими практиками и достижениями по вопросам развития рынка труда и для ответа на вызовы, возникшие в сфере занятости в пе-
328
риод финансового кризиса и подготовки соответствующих рекомендаций правительствам стран «Группы двадцати». В ее состав вошли представители правительств стран «Группы двадцати» и эксперты международного уровня - представители международных организаций МОТ и ОЭСР. Сопредседателями группы выступают представители стран, являющихся председателем в «Группе двадцати» в текущем и следующем годах.
В 2012 г. Международная целевая рабочая группа по вопросам занятости стран «Группы двадцати» сыграла важную роль в обсуждении вопросов рынка труда, и в Лос-Кабосе лидеры стран «Группы двадцати» поддержали продление мандата группы еще на один год.
В 2013 г. под председательством Российской Федерации впервые для Международной целевой рабочей группы по вопросам занятости стран «Группы двадцати» было разработано и принято странами техническое задание/план работы, в котором определены мандат международной рабочей группы, состав ее членов и подотчетность группы шерпам соответствующих стран, цели и план работы на 2013 г. и основные ожидаемые результаты. До 2013 г. данная рабочая группа не имела подобного формального плана своей работы. Его создание и выполнение позволило повысить эффективность ее работы, что нашло отражение в качестве принятых по итогам мероприятий документов.
В 2013 г. Международная рабочая группа по вопросам занятости стран «Группы двадцати» продолжила объединение усилий для выполнения обязательств, взятых на себя лидерами стран «Группы двадцати» в сфере содействия экономическому росту и занятости. Социальные аспекты развития рынков труда, на которых группа фокусировалась в предыдущие годы, стали частью рассмотрения более широкого круга вопросов, таких как: создание рабочих мест, повышение инклюзивности5 рынка труда и мониторинг рынков труда. Целью работы Международной рабочей группы по вопросам занятости стран «Группы двадцати» в
5 Повышение инклюзивности рынка труда - термин широко используемый в мировой практике, который предполагает широкое вовлечение на рынок труда тех, кто не работает, но хотел бы работать - к таковым относятся инвалиды и другие уязвимые группы, для работы которых требуется создание определенных условий.
329
2013 г. была подготовка материалов по вопросам занятости для обсуждения на встречах шерп, министров труда и занятости, а также встрече министров труда и занятости и министров финансов. Делегаты, представляющие все страны «Группы двадцати», рассматривали возможности принятия странами обязательств в отношении их кратко-, средне- и долгосрочных политик по вопросам занятости, в том числе по следующим направлениям:
• сотрудничество государственного и частного секторов экономики (государственно-частное партнерство) в целях создания рабочих мест;
• содействие выработке эффективной финансово-экономической политики, обеспечивающей, в том числе, социальную защиту населения стран «Группы двадцати»;
• формирование равного доступа к ресурсам, необходимым для развития микро-, малого и среднего бизнеса как важного элемента повышения возможностей трудоустройства;
• устранение барьеров, с которыми сталкивается население на рынке труда, при получении образования, развитии навыков;
• содействие перемещению работников на более производительные и более высокооплачиваемые рабочие места.
Учитывая замедленное восстановление глобальной экономики, не снижающиеся уровни безработицы и длительной безработицы во многих странах, а также обозначенные выше приоритеты, Международная рабочая группа по вопросам занятости стран «Группы двадцати» уделяла внимание решению проблем роста экономической активности и занятости уязвимых групп населения.
В связи с расширением круга рассматриваемых вопросов к участию в Международной рабочей группе по вопросам занятости стран «Группы двадцати» были впервые приглашены представители Всемирного банка.
Ситуация на рынках труда стран «Группы двадцати». В результате глобального финансового кризиса 2008 г., рост экономики в мире замедлился. Последние доступные показатели рынка труда наглядно демонстрируют, что ситуация с занятостью, уровнем экономической активности населения и безработицей в разных странах «Группы двадцати» улучшается
330
медленнее, чем прогнозировалось ранее, и одновременно между странами сохраняются существенные отличия.
Как отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем приветствии Министрам труда стран «Группы двадцати»4, ситуация с занятостью все еще остается сложной: «сейчас около двухсот миллионов безработных в мире по оценке Международной организации труда. Для многих стран настоящим бичом стала молодёжная безработица. Структурная безработица, нехватка рабочих мест для квалифицированных специалистов порождает «новых бедных» и иждивенцев. Рост неформальной занятости приводит к сокращению налоговых поступлений, дефициту средств в социальных и пенсионных фондах».
По состоянию на 2013 г. рынки труда стран «группы двадцати» характеризовались следующим образом5.
Уровень безработицы в Аргентине, Германии, Индонезии, Республике Корея, Мексике, России, Турции и США заметно снизился, в то время как в Южной Африке и в большинстве европейских стран безработица сохраняется на высоком уровне. Кризис повлиял не только на уровень занятости и безработицы, заметным его последствием было повышение удельного веса неполной занятости, сопровождающегося снижением заработной платы и стандартов жизни работников и членов их семей.
Доля молодежи, которая не вовлечена в занятость, обучение или профессиональную подготовку, варьируется от 10% и менее от общей численности всей молодежи в Германии, Канаде и Японии до более чем 25% в Индии, Турции и Южной Африке. В ряде стран «Группы двадцати» за последние 5 лет значение этого показателя снижалось, тогда как в Австралии, Великобритании, Испании, Италии и Франции росло. Доля длительной безработицы во Франции, Германии, Японии и Соединенном Королевстве в целом
4 Приветствие Владимира Путина к встрече министров труда и занятости, проходившей в г. Москве 18 -19 июля 2013 года - цитируется по стенограмме заседания.
5 По данным международных организаций: Global Employment Trends 2014: Risk of a jobless recovery? / International Labour Office. Geneva: ILO, 2014, pp/126.
OECD (2013(, OECD Employment Outlook 2013, OECD Publishing, pp.263 http://dx.doi.org/10.1787/empl_outlook-2013-en
331
увеличилась, составляя от одной трети до половины всех безработных. Существует риск, что женщины и мужчины, не имеющие возможности найти работу в течение длительного периода времени, будут испытывать трудности при реинтеграции в трудовую деятельность, даже если ситуация на рынке труда изменится к лучшему. Безработица и неполная занятость накладывают дополнительную нагрузку на работающих и членов их семей.
Уровень экономической активности населения продолжает снижаться во многих странах, сигнализируя об ухудшении ситуации на рынке труда и росте структурных проблем безработицы. Все это может иметь долгосрочные последствия для работающих с точки зрения ухудшения качества трудовых навыков, роста несоответствия квалификаций потребностям экономики и снижения способности трудоустроиться. Продолжительность и глубина кризиса рынка труда усугубляют несоответствие навыков потребностям на рынке труда, оказывая дополнительное воздействие на увеличение продолжительности безработицы и увеличивая риски. Новые рабочие места требуют новых знаний, которыми безработные не обладают. Такое несоответствие навыков и профессиональных потребностей приводит к тому, что рынок труда реагирует медленнее на любое повышение активности в среднесрочном масштабе, если не проводить политику, поддерживающую активность соискателей и их профессиональную переподготовку.
Структура занятости стран «Группы двадцати» постоянно меняется под влиянием ряда факторов. Технологические изменения и возросшая конкуренция в мире приводят к существенным структурным изменениям занятости во всех экономиках «Группы двадцати».
Структурная безработица представляет серьезный риск для стран «Группы двадцати». Более того, разработка новых технологий, структурные преобразования, демографические и миграционные смещения в занятости и рабочей силе делают минимизацию несоответствий спроса на рабочую силу и ее предложения более сложной задачей. Устойчивая структурная безработица, помимо разрушительного влияния на отдельных работников и сообщества, снижает производственный потенциал экономики
332
в целом. Важной задачей для многих стран «Группы двадцати» является необходимость решения основных структурных проблем, одновременно оказывающих влияние на безработицу и способствующих экономическому выравниванию, необходимому для обеспечения устойчивого и сбалансированного роста. Проблемы у разных стран «Группы двадцати» отличаются, но общим пониманием является необходимость улучшения структуры занятости, способствующей экономическому росту на благо страны.
Неформальная занятость растет и остается одной из главных проблем рынка труда во многих странах «Группы двадцати». Несмотря на длительное улучшение основных показателей рынка труда, широко распространенная и растущая неформальная занятость означает, что качество занятости не улучшилось. Для некоторых стран «Группы двадцати» характерны высокие уровни неформальной занятости, неоплачиваемого семейного труда и самозанятости, которые для работников и членов их семей зачастую выражаются в значительно более низких уровнях оплаты труда и социальной защиты, повышенной вероятности оказаться бедными. Например, в Индии и Индонезии более половины занятых находятся в неформальном секторе.
Ключевые вопросы политики занятости, общие для всех стран «Группы двадцати». В целом говоря о состоянии рынков труда в странах «Группы двадцати», необходимо отметить не только наличие проблем разной степени сложности (безработицы, неформальной занятости и т.д.), но, что особенно важно, то, что в отличие от рынков капитала или товарных рынков, рынки труда в основном сохраняют свой локальный характер и их развитие обусловлено политикой соответствующих государств.
Вместе с тем, обсуждение проблем развития рынков труда странами «Группы двадцати» нельзя считать бесполезным. Не претендуя на выработку универсальных рецептов, эти обсуждения позволили определить непротиворечивый набор мер, из которых страны могут формировать собственную эффективную политику занятости.
В 2013 г. обсуждение вопросов занятости велось вокруг двух основных тем - как стимулировать развитие спроса на труд и как стимулировать развитие предложения труда. Отвечая на главный
333
вопрос, как добиться устойчивого экономического роста, в рамках направления «Занятость» Российская Федерация предложила, и страны «Группы двадцати» с этим согласились, обратить особое внимание на следующие три момента.
Во-первых, рассматривать создание рабочих мест и повышение экономической активности населения, как источник экономического роста, а не только как его следствие. Для этого необходимо сосредоточить усилия на формировании условий, обеспечивающих создание рабочих мест и вовлечение на рынок труда дополнительных работников из социально уязвимых групп населения. В соответствии с общими приоритетами российского председательства условия для создания рабочих мест и роста экономической активности предлагается формировать на основе стимулирования инвестиций, повышения доверия к проводимой политике, ее прозрачности и совершенствования регулирования. Создание рабочих мест актуально для всех стран независимо от уровня безработицы в них и степени неформальности их рынка труда. Как страны с устойчивыми рыночными механизмами, так и страны с сильным влиянием государства нуждаются в новых качественных и высокопроизводительных рабочих местах.
Во-вторых, Российская Федерация заявила о том, что наилучший результат может быть достигнут только, если политика на рынке труда будет интегрирована с экономической и финансовой политикой и перестанет рассматриваться как нечто отдельное и второстепенное. Нельзя, чтобы политика на рынке труда ограничивалась только вопросами формирования предложения труда, игнорируя вопросы формирования спроса на труд.
Интегрированная политика поддержки спроса и предложения на рынке труда формирует условия для экономического роста и содействует структурным преобразованиям. Решение проблем предложения на рынке труда (формирование трудовых навыков, и т.п.) без одновременного формирования спроса на рабочую силу и стимулов к созданию рабочих мест не эффективно.
Страны «Группы двадцати» согласились с предложением Российской Федерации о необходимости применения интегрированного подхода к поддержке спроса и предложения на рынке
334
труда и реализации скоординированных действий по стимулированию экономического роста посредством инвестирования в создание рабочих мест, дополненных мерами по развитию навыков, переобучению, повышению квалификации, необходимыми для устранения несоответствия спроса на рабочую силу и предложения трудовых навыков.
Решение о необходимости интеграции политики на рынке труда с макроэкономической и финансовой политикой было очень непростым, поскольку значительно расширило спектр обсуждаемых в рамках направления «Занятость» вопросов и вывело его за пределы ответственности министров труда и занятости.
Наконец, в-третьих, при проведении любых реформ и преобразований в экономиках и на рынках труда стран «Группы двадцати» в центре их фокуса должен стоять человек и его права. Поэтому развитие социальной защиты и ее совершенствование являются также необходимым условием обеспечения экономического роста и создания инклюзивного общества.
Итак, в рамках направления «Занятость» были определены три механизма, использование которых стимулирует ускорение экономического роста - создание рабочих мест и повышение экономической активности населения, интеграция политики на рынке труда с макроэкономическими и финансовыми мерами и развитие социальной защиты.
Именно обсуждению этих вопросов были посвящены все мероприятия, проведенные в рамках направления «Занятость» в 2013 г.
Основные рекомендации по совершенствованию политики занятости в странах «Группы двадцати». Основные рекомендации по совершенствованию политики занятости нашли отражение в нескольких документах. Во-первых, в Декларации министров труда и занятости стран «Группы двадцати», принятой на встрече министров труда и занятости в Москве 19 июля 2013 г.6, во-вторых в Коммюнике первой в истории «Группы двадцати» совместной встречи министров труда и
6 Декларация министров труда и занятости стран «Группы двадцати», принятая на встрече министров труда и занятости в Москве 19 июля 2013 г. http://www.trudcontrol.ru/files/editor/files/Декларация%20Группы%2020.pdf
335
занятости и министров финансов7 и, наконец в Декларации принятой Лидерами стран «Группы двадцати» 6 сентября 2013 г. на саммите в Санкт-Петербурге8.
Суммируя все принятые обязательства, можно сказать, что в их числе четко выделяются две группы обязательств - обязательства, которые формулируют цели политики на рынках труда и обязательства, которые определяют средства и способы достижения поставленных целей.
Основными целями, на достижение которых должна быть направлена политика занятости и развитие рынков труда в странах «Группы двадцати» названы следующие цели.
Во-первых, создавать более производительные рабочие места лучшего качества для обеспечения устойчивого экономического роста и снижения уровня безработицы, неполной и неформальной занятости.
Во-вторых, в полной мере уважать право на труд и обеспечивать социальную защиту интересов работника.
В-третьих, для обеспечения всеобъемлющего развития рынка труда привлекать на рынок труда тех, кто не работает, но хотел бы работать, увеличивая и расширяя тем самым возможности экономического роста и инклюзивность рынков труда.
Для достижения этих целей лидеры стран и министры договорились о следующем.
Во-первых, мобилизовать, координировать и добиваться интеграции национальной политики (макроэкономической, финансовой, налоговой, политики в сфере образования, развития навыков, инноваций, занятости, социальной защиты), чтобы способствовать созданию качественных рабочих мест и вовлечению на рынок труда социально уязвимых групп населения из тех, кто хотел бы, но не может по каким-то причинам найти работу.
Во-вторых, инвестировать в человеческий капитал и социальную защиту работников.
7 Коммюнике министров труда и занятости и министров финансов «Группы двадцати» Москва, 19.07.2013 г. http://ru.g20russia.rU/documents/#p3
8 Санкт-Петербургская Декларация Лидеров «Группы двадцати», принятая 6.09.2013г. http://www.kremlin.ru/media/events/fdes/41d48a73994e28b71688.pdf
336
В-третьих, провести ряд мероприятий с учетом национальной специфики, направленных на поддержку частного сектора, создание рабочих мест, благоприятного делового климата и стимулирования работников к работе в формальном секторе.
В-четвертых, осуществить в странах, где это необходимо, разработку собственных конкретных методик мониторинга, направленных на то, чтобы отслеживать и информировать руководителей, принимающих решения, и лиц, отвечающих за реализацию политики на рынке труда, о ходе достижения поставленных целей.
В-пятых, страны «Группы двадцати» договорились разработать конкретные национальные планы или наборы мероприятий по занятости, которые должны будут стать составной частью национальных стратегий по обеспечению экономического роста в странах «Группы двадцати» и включать в себя информацию о сочетания политических мер и программ, используемых странами членами «Группы двадцати» для решения соответствующих проблем в области занятости.
В числе основных рекомендаций, предложенных министрами труда и занятости стран «Группы двадцати» по стимулированию создания рабочих мест можно отметить:
• проведение такой бюджетно-налоговой и монетарной политики, которая будет содействовать всестороннему росту, укреплению доверия и поддержке совокупного спроса;
• развитие деловой среды, обеспечивающей добросовестную конкуренцию, равенство доступа к финансированию, в особенности для малых и средних предприятий, и содействующей развитию предпринимательства, в том числе молодежного, а также предпринимательской деятельности с опорой на инновации и инвестиции;
• инвестирование в инфраструктуру для укрепления роста, повышения производительности труда и уровня занятости;
• содействие расширению формальной занятости путем создания условий для перехода в эту сферу работников, роста повышения их квалификации и производительности труда, а также усиления надзора в сфере трудовых отношений и социальной защиты для повышения качества занятости;
337
• повышение степени соответствия профессиональных компетенций имеющимся предложениям на рынке труда посредством повышения качества информации о ситуации на рынке труда, оказания эффективных услуг по трудоустройству и содействия структурным изменениям на рынке труда за счет предоставления больших гарантий трудовой мобильности;
• продолжение модернизации и укрепление национальных систем социальной защиты для повышения их эффективности, действенности, охвата, адекватности и устойчивости, в том числе путем развития доступа для всех к национальному минимуму социальной защиты;
• оптимизация и отслеживание соотношения между ростом производительности труда, уровнем занятости и уровнем отплаты труда, установившегося в том числе посредством социального диалога, через механизм заключения коллективных договоров;
• повышение уровня минимальной заработной платы и охвата данной политикой населения с учётом особенностей национальных систем определения заработной платы с целью решения проблем бедности и неравенства трудящихся при содействии повышению внутреннего спроса;
• обеспечение достойных и безопасных с точки зрения сохранения здоровья условий труда для всех трудящихся;
• развитие инклюзивных рынков труда путем разрешения разнообразных форм работы для заинтересованных категорий работников и предоставления гарантий полного уважения прав трудящихся и доступа к социальной защите.
Наряду с этим министры труда и занятости приняли на себя обязательство содействовать инвестициям в человеческий капитал, образование, программы профессиональной подготовки, развития навыков и повышения квалификации, которые соответствуют требованиям работодателей к квалификации для высококачественных рабочих мест, и разрабатывать такую политику, которая будет стимулировать активизацию занятости и инклюзивность рынка труда, повышать качество предложения рабочей силы посредством подходящего для этих целей сочета-
338
ния стимулов, поддержки и принятия обязательств в отношении лиц, ищущих работу, и потенциальных работников.
К числу приоритетных для политики активизации занятости групп населения относятся низкоквалифицированные работники, безработные в течение длительного периода времени лица, лица с ограниченными возможностями, женщины, молодежь и лица пожилого/преклонного возраста. Для каждой из указанных групп населения министрами труда и занятости разработан и согласован комплекс мер, направленных на облегчение вовлечения представителей этих групп на рынок труда.
1. Молодежь: укреплять и расширять качественные программы стажировок и другие программы приобретения опыта работы для облегчения перехода от получения образования к трудовой деятельности; улучшать возможности трудоустройства путем субсидирования найма или сокращения стоимости косвенных затрат на рабочую силу в отношении низкоквалифицированных работников. Достойные программы переквалификации также могут повысить вероятность трудоустройства молодых людей, которые не имеют базовых навыков. Содействие передаче знаний от опытных пожилых работников молодым участникам рынка труда может быть очень полезно, особенно, для тех молодых людей, которые решают создавать новые стартапы, но при этом не имеют профессионального опыта в начале предпринимательской деятельности.
2. Женщины: расширять возможности девушек и женщин посредством обеспечения равного доступа к качественному образованию и возможностям трудоустройства. Меры социальной защиты для женщин из неблагополучных семей могут позволить им присутствовать на рынке труда. Наличие экономически доступного и качественного ухода за детьми, а также возможностей выйти в отпуск по уходу за ребенком, работать по удобному графику и в достойных условиях играют важную роль в поддержке участия женщин в процессах на рынке труда.
3. Длительно безработные: поощрять активный поиск работы, а также участие в адресных программах возвращения к занятости, включая программы по профессиональной ориентации, развитию «мягких навыков» и профессиональному обу-
339
чению, оказание помощи с переселением и субсидирование найма. Активизирующаяся в течение периода безработицы поддержка может способствовать продолжению эффективного поиска работы и сохранению мотивации работника. Вмешательство на ранней стадии также может помочь предотвратить пребывание без работы в течение длительного периода времени, в том числе путем снижения потерь рабочих мест за счет внедрения схем краткосрочного трудоустройства.
4. Люди с ограниченными возможностями: обеспечить помощь лицам с ограниченными возможностями, которые могут и хотят войти на рынок труда. Это может включать меры по улучшению их участия путем субсидирования постепенной реинтеграции и интеграции; субсидирования затрат, связанных с принятием сотрудника на испытательный срок; поддержки обучения, создания специально приспособленных рабочих мест и оказания помощи в размещении на рабочем месте для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями. Важно также, насколько это возможно, оказывать поддержку трудящимся с проблемами со здоровьем на ранней стадии, чтобы помочь им остаться на работе и не уйти с рынка труда навсегда по причине нетрудоспособности.
5. Пожилые работники: поощрение активного участия в процессах на рынке труда пожилых работников является ключевой задачей для всех наших стран. Соответствующая политика по их поддержке должна разрабатываться таким образом, чтобы они имели более широкий выбор решений относительно работы и выхода на пенсию, а также чтобы оказывать содействие занятости и создавать возможности по трудоустройству в старшем возрасте. Доступ к помощи в поиске работы и профессиональной подготовке должен быть обеспечен для пожилых работников и лиц пожилого возраста, ищущих работу.
Министры труда и занятости и министры финансов на их совместной встрече, которая была организована впервые в истории «Группы двадцати» 19 июля 2013 г., договорились уделять в своей деятельности особое внимание следующим вопросам:
• интегрированным мерам макроэкономической, финансовой политики и политики в отношении рынка труда, на-
340
правленным на стимулирование экономического роста и повышение занятости;
• содействию создания благоприятного инвестиционного и делового климата, в особенности в отношении малых и средних предприятий, стартапов, венчурного бизнеса;
• проведению необходимых реформ в целях содействия экономическому росту и созданию рабочих мест, борьбы с сегментацией рынка труда, снижения занятости в неформальном секторе и продвижения инклюзивных рынков труда при полном соблюдении прав трудящихся и обеспечении их защиты;
• проведению политики, направленной на усиление трудовой активности населения, включая молодежь, женщин, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями, а также на сокращение структурной безработицы, долгосрочной безработицы, неполной занятости и занятости в неформальном секторе;
• реализации мер в отношении рынка труда и инвестиций в социальную сферу, способных укрепить совокупный спрос и снизить уровень социального неравенства, к числу которых относятся повышение производительности труда на основе широкого спектра факторов, предоставление адресной социальной защиты, установление соответствующего уровня минимального размера оплаты труда с учетом особенностей национальных систем, проведение коллективных переговоров на национальном уровне и другие способы укрепления взаимосвязей между динамикой производительности труда, ростом заработной платы и уровнем занятости;
• продвижению четко специфицированных по объектам воздействия, экономически эффективных и действенных программ по активизации занятости, ориентированных на обучение и повышение квалификации работников, особенно в отношении социально уязвимых групп населения, а также на содействие занятости молодежи путем предоставления гарантий занятости молодежи, развития программ профессионального обучения и стажировок и
341
упрощения системы обмена опытом по проблематике активизации занятости среди стран «Группы двадцати» и социальных партнеров.
Взаимодействие с социальными партнерами — ключ к успешному решению многих задач рынка труда. Роль работодателей и профсоюзов в совершенствовании процессов, происходящих на рынках труда и обеспечении занятости, традиционно велика. Однако в современных условиях она приобретает новый характер: необходимость находить решения в области создания стабильного и эффективно работающего рынка труда, создающего предпосылки для роста инвестиций, в том числе и в создание рабочих мест, требует новых подходов к обеспечению баланса между гибкостью рынков труда и соблюдением основополагающих принципов и прав в сфере труда. Очевидно, что любые решения, которые можно предложить в данной сфере, будут действенными, только если они будут вырабатываться и внедряться в рамках реально действующего социального диалога. Таким образом, целью социального диалога и взаимодействия с социальными партнерами является выработка более эффективной социальной политики и обеспечение ее реализации с участием всех заинтересованных сторон.
Исходя из этого, для достижения поставленной цели повышения эффективности и реализуемости принимаемых решений по вопросам труда и занятости в течение всего председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» осуществлялось взаимодействие с социальными партнерами - группами, занимающимися вопросами занятости в Бизнес двадцатке (В20), Профсоюзной двадцатке (Ь20) и Гражданской двадцатке (С20). Взаимодействие проходило в рамках и в полном соответствии со стратегией, принятой Российским председательством в «Группе двадцати».
Инновацией стало то, что социальные партнеры с первого заседания стали участниками Международной рабочей группы по вопросам занятости стран «Группы двадцати» и получили доступ на сайт Международной рабочей группы, где смогли участвовать во всех обсуждениях и вносить свои предложения.
342
Социальные партнеры предложили свои рекомендации по вопросам занятости министрам труда и занятости. Эти предложения включали в себя, в том числе:
• создание благоприятных условий для предприятий и предпринимательства (В20);
• ориентацию национальных систем образования и профессиональной подготовки в первую очередь на обеспечение возможностей трудоустройства выпускников (В20);
• признание инвестиций в образование как приоритетных (С20);
• содействие реализации обязательств, взятых на себя лидерами стран «Группы двадцати» (В20);
• создание рабочих мест, обеспечение экономического роста и доверия к проводимой политике на рынке труда (Ь20);
• ликвидацию или сокращение барьеров на пути создания рабочих мест и мобильности рабочей силы (С20);
• поддержка создания качественных рабочих мест на малых и средних предприятиях (Ь20);
• укрепление активных программ занятости, в первую очередь направленных на молодежь (Ь20, С20);
• не допущение дискриминации на рынке труда и обеспечение равенства прав всех участников рынка труда (С20);
• повышение финансовой грамотности населения (С20);
• обеспечение инклюзивного экономического роста и сокращения неравенства (Ь20);
• выполнение обязательств, взятых на себя лидерами стран «Группы двадцати» в предыдущие годы (Ь20);
• разработка унифицированных статистические индикаторов для мониторинга рынка труда (С20).
Широкое представительство социальных партнеров позволило подробно затронуть все болевые точки существующих проблем и обозначить позицию участников со стороны Деловой двадцатки и Профсоюзной двадцатки по отношению к предлагаемым мерам и подходам. Социальные партнеры четко обозначили свою заинтересованность в укреплении стабильности и ускорении экономического роста при условии жесткого соблюдения прав трудящихся.
343
Все рекомендации, данные социальными партнерами министрам труда и занятости стран «Группы двадцати», в том или ином виде нашли отражение в Декларации министров и совместном Коммюнике встречи министров труда и занятости с министрами финансов.
Как отметил в своем выступлении на встрече министров труда и занятости министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилин: «Эти консультации очень полезны - они позволяют увидеть вопросы с другой точки зрения. Советы и рекомендации социальных партнеров, основанные на их опыте, помогают при принятии ключевых решений, касающихся вопросов занятости, развития трудовых от-
~ 9
ношений, социальной защиты» .
Что нового привнесло Российское председательство в «Группе двадцати» в решение вопросов занятости. Занятость является одним из наиболее важных показателей, характеризующих экономическую и социальную ситуацию в любой стране. Именно поэтому, вопросы занятости постоянно присутствуют в повестке дня «Группы двадцати» начиная с 2009 г. (после Вашингтонского саммита), когда в разгар мирового финансово-экономического кризиса было принято решение о том, что «Группа двадцати» должна заниматься более широким спектром вопросов экономического развития, нежели только финансовыми вопросами.
Российское председательство не осталось в стороне от обсуждения направления «Занятость». При этом, по сравнению с предыдущими годами российское председательство привнесло в обсуждение вопросов занятости следующие новые моменты.
Существенно расширился круг вопросов, обсуждаемых «Группой двадцати» в рамках данного направления. Если раньше вопросы занятости сводились в основном к занятости молодежи (безусловно актуальной для многих стран «Группы двадцати» проблеме) и в качестве решения предлагалось в основном совершенствование системы обучения и профессиональной подготовки молодежи, то в 2013 г. в ходе российского
9 В Москве состоялась встреча министров труда и занятости 020 с социальными партнерами, 19.07.2013 http://www.fnpr.rU/n/256/8194.html
344
председательства был поставлен вопрос о необходимости обеспечения баланса между предложением труда и спросом на труд. В связи с этим на первый план была выдвинута задача создания новых качественных рабочих мест и предложены меры, которые должны обеспечить их создание. При этом вопросы предложения труда - обучения, профессиональной подготовки также рассматривались и обсуждались. Вопросы молодежной занятости не исчезли из обсуждения, но число социально-уязвимых групп населения, нуждающихся в поддержке их занятости, было расширено и включило в себя наряду с молодежью лиц старших возрастов, неквалифицированных работников, женщин; одиноких родителей, имеющих детей; длительно безработных и людей с ограниченными возможностями.
Был предложен принципиально новый интегрированный подход к формированию политики на рынке труда - интеграция этой политики с макроэкономической и финансовой политикой, которая позволяет обеспечить необходимый баланс между спросом на труд и предложением труда, создать условия для развития бизнеса и инвестиций в создание рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров, обеспечить социальную защиту работников. Проведение совместных рабочих встреч на уровне рабочих групп «Группы двадцати» и совместной встречи министров труда и занятости и министров финансов стало первым реальным шагом на пути предложенной интеграции.
Разработана корзина непротиворечивых мер по обеспечению роста занятости, снижению безработицы и содействию устойчивому экономическому росту, из которой каждая страна «Группы двадцати» может сформировать свой набор мер, в наибольшей степени соответствующий ее ситуации и приоритетам. До сих пор рынки труда в значительной степени остаются локальными (в отличие, например, от финансовых рынков) и выработка единого рецепта по обеспечению занятости невозможна. Вместе с тем, есть ряд проблем, которые присутствуют во всех без исключения странах - безработица, в том числе длительная и структурная безработица; неформальная занятость, отсутствие эффективной системы социальной защиты работников; законодательные барьеры, с которыми сталки-
345
ваются на рынке труда, как работники, так и работодатели; отсутствие необходимой инфраструктуры и многие другие. Их решение в каждой стране может осуществляться по-разному. Однако эффективность принимаемых мер будет выше, если эти меры будут скоординированы между странами и не будут противоречить друг другу.
Впервые начат сбор информации о выполнении странами обязательств по решению вопросов занятости, взятых на себя лидерами «Группы двадцати», и сформирована база данных, в которой отражен как положительный, так и отрицательный опыт стран «Группы двадцати» по реализации этих программ. Страны «Группы двадцати» предпринимают активные действия на рынках труда в соответствии с решениями лидеров «Группы двадцати» начиная с 2010 г., однако до сих пор не предпринималось попыток наладить/организовать систему мониторинга выполнения решений лидеров по вопросам занятости и результатов, достигнутых странами «Группы двадцати» в решении этих вопросов. Предпринятая российским председательством попытка нашла поддержку в странах, а база данных стала источником информации при подготовке международными организациями аналитических докладов по состоянию рынков труда и эффективности политик занятости стран.
Впервые участие социальных партнеров в обсуждении и выработке решений по вопросам занятости было столь широким. Участие социальных партнеров всегда было значимым для обсуждения и выработки решений по вопросам занятости. С 2013 г. число социальных партнеров было расширено, к представителям бизнеса и профсоюзов присоединились представители гражданского общества, которые также внесли свои предложения в формирование рекомендаций по вопросам занятости и создания рабочих мест.
Вопросы мониторинга и оценки перспективных тенденций на рынках труда. Несмотря на то, что «двадцатка» работает по расширенной программе уже пять лет, в течение которых принималось множество решений и обязательств разного уровня - министрами развития, министрами финансов, министрами труда и занятости, лидерами стран, - вопросам мони-
346
торинга, в частности мониторинга реализации решений по вопросам развития трудовых отношений, занятости и рынков труда до 2013 г. внимания практически не уделялось.
Включение с самого начала российского председательства в программу работ Международной группы по занятости вопросов мониторинга вызвало у стран участниц бурное обсуждение, которое трудно было назвать позитивным. Интересно, что и у российского Минтруда вопрос мониторинга не вызвал поначалу большого энтузиазма.
Основные возражения против обсуждения вопросов мониторинга сводились к тому, что мониторинг внутреннее дело каждой страны и никакому внешнему обсуждению его проведение и результаты не подлежат. Особенно явно против мониторинга выступала Индия, в которой очень неплохо развита статистика труда формального сектора, но беда в том, что сам формальный сектор катастрофически мал по сравнению с неформальным, который никак не отслеживается. Часть стран утверждала, что вопросами мониторинга успешно занимаются международные организации и нет необходимости рассматривать эти вопросы на рабочих совещаниях стран; другие страны, напротив, не соглашались с тем, чтобы официально поручить заниматься мониторингом международным организациям, особенно это касалось стран, которые в определенные международные организации не входят.
Консенсус по данному вопросу был достигнут лишь тогда, когда договорились понимать под «мониторингом» только описание прогресса достигнутого в реализации ранее принятых двадцаткой решений. Тем самым обсуждение вопросов мониторинга было существенно сужено и в него не вошли в частности вопросы гармонизации статистики труда и сопоставимости данных.
Не секрет, что даже международные организации, в которых работают специальные подразделения, занимающиеся вопросами статистики, пользуются данными стран и очень часто в одной таблице, в которой представлена динамика одного показателя по разным странам можно увидеть несопоставимые по времени и наполнению данные. Решение этих вопросов не является простым -действительно страны разные, и если в одной стране малым пред-
347
приятием считается предприятие с числом работников от 3 до 5, то в другой к такому типу предприятий относятся предприятия с численностью от 50 до 100 работников и т.п. Примеры различий можно продолжать достаточно долго.
Возможно, такая реакция на вопросы мониторинга обусловлена теми же причинами, что и первоначальная настороженная реакция на необходимость дополнить обсуждение вопросов предложения труда вопросами стимулирования спроса на труд, т.е. вопросами создания рабочих мест. Ведомственный подход преобладает во всех без исключения странах «двадцатки» и, если рабочей группе поручено готовить встречу министров труда и занятости, то и обсуждаться должны только те вопросы, которые входят в компетенцию этих министров и являются предметом их непосредственного ведения. К мысли о том, что вопросы занятости и развития рынка труда далеко выходят за пределы компетенций одного министерства, а являются межведомственными и требуют серьезной координации работы и интеграции подходов и решений, страны привыкали в течение всего года. Ключевым аргументом в дискуссии о том: включать или не включать вопросы, выходящие за рамки ведения собственно министров труда и занятости, - стал аргумент о том, что именно министры должны будут предложить лидерам стран принять решения, направленные на развитие занятости и рынков труда в странах в целом, а не только по предметам ведения одного министерства. Но и при понимании того, что лидеры принимают решения, охватывающие всю систему в целом, по отдельным вопросам, и в частности по мониторингу, получилось так, что вопрос был включен в программу работ, но в «урезанном» виде.
В результате последовательных переговоров и настойчивости страны председателя в 2013 г. впервые удалось создать базу данных лучших (и худших, то есть наиболее сложных в исполнении) практик реализации решений лидеров стран «Группы двадцати», касающихся политики на рынках труда, которая была одобрена лидерами и по которой было принято решение о ее доработке и расширении в последующие годы.
348
Что касается оценки перспектив, то очевидно на первом месте в обсуждениях рабочей группы стояли вопросы краткосрочного характера. Вместе с тем, вопросы средне- и долгосрочного плана также обсуждались, но в значительно меньшей степени.
Определенный срез прогнозных оценок, а именно изменения демографической ситуации во всех без исключение странах «двадцатки» - будь то страны со стареющим населением или страны с молодым населением - был затронут и заинтересовал всех.
Совершенно очевидно, что прогноз численности рабочей силы является важнейшей задачей, поскольку определяет уровень экономического развития и безопасности государства. Прогнозирование численности рабочей силы относится к классу ресурсных задач, решение которых позволяет заранее спланировать последствия изменений на рынке труда, определить необходимую интенсивность миграционного потока, а также потребность экономики в рабочих местах отдельных видов специальностей, оценить необходимость развития инфраструктуры рынка труда, а также сфер образования, здравоохранения и т.п. При этом демографические волны и изменения демографической структуры напрямую влияют на рынок труда и нуждаются в изучении.
В ходе дискуссии по данному вопросу странам был предложен коэффициент, который авторы назвали «коэффициентом структуры населения» и который можно использовать при прогнозировании уровня занятости в странах10. Этот коэффициент предложено рассчитывать как отношение численности населения в интервале возрастов 20-40 к численности населения в интервале возрастов 41-60. Он легко рассчитывается и прогнозируется, поскольку демографические процессы обладают в целом значительной устойчивостью (особенно в сравнении с экономическими процессами), а тесная и устойчивая корреляция динамики этого коэффициента с уровнем безрабо-
10 Расчет коэффициента проводился в ходе подготовки к заключительному заседанию Целевой Рабочей группы по занятости к.ф.м.н. Д.В. Помазкиным на основе данных, представленных странами «Группы двадцати» и был представлен в рабочих документах встречи.
349
тицы позволяет использовать данный коэффициент при прогнозировании уровня безработицы и занятости населения.
Используя данный коэффициент были построены прогнозы численности населения в трудоспособном возрасте в странах «Группы двадцати», которые показали, что уже начиная с 2013 г. страны вступили в стадию демографического перехода, которая приведет к снижению доли населения в трудоспособном возрасте во всех странах, независимо от того к какому типу стран они относятся (молодым или старым). Имевшийся так называемый «демографический дивиденд», а именно «запас» трудоспособного населения, избыточного с точки зрения возможностей производства, из стран с молодым населением быстро исчерпает себя и основной задачей станет поиск новых путей развития рынков труда и источников экономического роста.
Не дожидаясь критической ситуации, уже сейчас следует сосредоточится на росте производительности труда и развитии технологий, позволяющих заменить человека, стимулировать мобильность трудовых ресурсов.
Страны «Группы двадцати» с интересом восприняли данные предложения, которые дополнительно обсуждались на организованном Аргентиной семинаре по интегрированному подходу к формированию политики на рынке труда.
Новое в обсуждениях вопросов труда и занятости в 2014 году. Начавшийся год является годом Австралийского председательства в «Группе двадцати». В целом повестка дня группы по занятости не изменилась и ею будут рассматриваться вопросы создания рабочих мест; вовлечения на рынок труда представителей групп населения, недопредставленных на рынке труда; вопросы мобильности рабочей силы. Однако, поскольку каждая страна-председатель предлагает свою программу на год председательства и определяет свой список приоритетных тем для обсуждения, то, конечно, страна заинтересована не только в том, чтобы обсудить наиболее острые вопросы мирового развития и выработать совместные подходы к их решению, но и в том, чтобы проявить себя, показать свою оригинальность и нестандартность подходов.
350
Вероятно, именно поэтому рабочей группе по занятости за период ее существования предлагался разный набор тем - от молодежной безработицы и методов борьбы с ней, развития ученичества и гарантий для молодежи (в ходе Мексиканского председательства); вопросов обеспечения экономического роста путем балансирования спроса и предложения на рынках труда (Российское председательство) до вопросов расширения числа создаваемых рабочих мест и роста экономической активности населения (в основном глобальный разговор предложено сфокусировать на росте женской занятости), вопросов преодоления структурной безработицы и расширения трудовой мобильности (Австралийской председательство).
Такая вариация тем безусловно отражает широту спектра актуальных вопросов труда и занятости. Конечно ежегодное изменение формулировок не означает, что та или иная тема стала менее актуальной - скорее всего можно говорить о том, что комплексность стоящих перед мировым сообществом вопросов в сфере развития рынков труда и занятости, заставляет рассматривать и обсуждать их с разных сторон, что в конечном счете способствует более комплексному их решению.
В течение этого года страны должны разработать свои национальные планы по занятости, которые будут сформированы в увязке с разрабатываемыми стратегиями экономического роста.
Подводя итог, можно утверждать, что предложенные Россией интегрированные подходы и координация разных планов и политик начинают активно внедрятся в практику стран «Группы двадцати». Достижения социальных целей, к которым относится и развитие занятости и рынков труда стран «двадцатки», не происходит мгновенно, а зачастую требуют весьма значительного времени, но, как мы видим, движение в нужном направлении продолжается.
Литература и информационные источники
1. Обращение Владимира Путина по случаю начала председательства России в «Группе двадцати», 01.12.2012 г., 12:00, http://news.kremlin.ru/news/17001/print
351
2. Приветствие Владимира Путина участникам встречи министров труда и занятости стран «Группы двадцати» с социальными партнерами 18 июля 2013 года www. http://www.kremlin.ru/letters?since=16.07.2013&till=21.07.2013
3. Global Employment Trends 2014: Risk of a jobless recovery? / International Labour Office. Geneva: ILO, 2014, pp. 126
4. OECD Employment Outlook 2013, OECD Publishing, pp.263 http://dx.doi.org/10.1787/empl_outlook-2013-en
5. Декларация министров труда и занятости стран «Группы двадцати», принятая на встрече министров труда и занятости в Москве 19 июля 2013 года http://www.tmdcontrol.ru/files/editor/filesЩекларация%20Группъl%2020.pdf
6. Коммюнике министров труда и занятости и министров финансов «Группы двадцати», Москва, 19 июля 2013 г., http://ru.g20russia.ru/documentsMp3
7. С.-Петербургская Декларация Лидеров «Группы двадцати», принятая 6.09.2013 г. http://www.kremlin.ru/media/events/files/41d48a73994e28b71688.pdf
8. В Москве состоялась встреча министров труда и занятости G20 с социальными партнерами, 19.07.2013 http://www.fnpr.ru/n/256/8194.html
352