АТЭС: в поисках оптимальных решений для обеспечения роста экономики, торговли и занятости
Е.А. Сафонкина
Сафонкина Елизавета Андреевна — м.н.с. Научно-исследовательского центра содействия международному развитию Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20; E-mail: [email protected]
Форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) является одной из ключевых площадок для многостороннего диалога по вопросам международной повестки дня в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Несмотря на региональный характер объединения АТЭС, ежегодные саммиты лидеров стран АТЭС по своей значимости и потенциалу для развития сотрудничества сопоставимы с саммитами ключевых институтов глобального управления, таких как «Группа восьми» и «Группа двадцати». По мере усиления интеграции членов АТЭС и развития экономических связей и налаженного взаимодействия усиливается влияние АТЭС на региональную и глобальную экономическую повестку дня. Несмотря на то, что изначально АТЭС позиционировал себя как «свободную совокупность экономик», а не политическое объединение, постепенно внимание экономик АТЭС обращается и к наиболее острым общемировым политическим вопросам, что находит отражение в заявлениях лидеров в ходе саммитов. Представленный в данной статье анализ итогов саммита АТЭС, состоявшегося в рамках председательства Индонезии на о. Бали 7—8 октября 2013 г., позволяет оценить, какие вопросы формируют актуальную повестку дня АТЭС. В силу того что в настоящее время практически все страны мира сталкиваются со сходными экономическими и социальными проблемами — замедлением экономического роста, необходимостью дальнейшей фискальной консолидации, сохраняющейся структурной безработицей, углублением разрыва в уровне дохода, размыванием налогооблагаемой базы и перемещением прибыли, уклонением от уплаты налогов, негативными последствиями изменения климата, важно проанализировать, какие меры по решению данных проблем предпринимаются на региональном (АТЭС) и глобальном уровне («Группа двадцати»). Сравнение с «двадцаткой» обусловлено в большой степени пересекающимся составом участников: почти половина стран-участников обоих институтов входит в оба объединения, а именно такие влиятельные экономики как Австралия, Индонезия, Канада, Китайская Народная Республика (КНР), Мексика, Республика Корея, Россия, США и Япония. Повестка дня последних лет АТЭС и «Группы двадцати» фокусируется на общих проблемах, поиске новых моделей роста. Анализ опирается на ключевые документы саммита — декларацию лидеров, совместное заявление министров, выступления лидеров и другие сопутствующие материалы. Результаты анализа позволяют определить вектор будущего развития повестки дня АТЭС.
Ключевые слова: АТЭС, саммит АТЭС 2013 г., региональное сотрудничество, глобальные вызовы, экономический рост, занятость, торговля, «зеленый» рост, развитие, безопасность, «Группа двадцати»
Введение
В рамках насыщенной повестки дня индонезийского председательства в АТЭС в 2013 г. особое значение имел 21-й саммит лидеров АТЭС на о. Бали, состоявшийся 7— 8 октября. Ключевые документы председательства — декларация лидеров и совместное
48
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
заявление министров, принятые на саммите, формируют будущую повестку дня форума. В саммите приняли участие главы большинства ключевых экономик АТЭС, кроме президента США Б. Обамы, который не смог приехать на саммит из-за проблем с согласованием государственного бюджета. Вместо Б. Обамы на саммите выступил госсекретарь США Дж. Керри, который в своем выступлении представил приоритеты США в АТЭС и в АТР в целом1.
Основные вопросы в повестке дня лидеров были сфокусированы на задачах, обеспечивающих решение проблемы слабого экономического роста. Лидеры обсудили возможности устранения препятствий для роста, роль государства и бизнеса в стимулировании роста, инвестиции для обеспечения устойчивости роста (в том числе в инфраструктуру и человеческий капитал), стратегии и политические меры по обеспечению инклюзивного роста, обмен опытом экономик АТЭС в этой сфере, состояние глобальной торговой системы, преодоление протекционизма, развитие инноваций и их влияние на конкурентоспособность и рост, вопросы взаимосвязанности (connectivity) в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также будущее развивающихся стран.
В силу того что бизнес является одним из драйверов экономического роста в регионе, особое значение имел диалог представителей власти с бизнес-сообществом. На Балийском саммите эффективности диалога способствовало участие лидеров ведущих компаний и бизнес-корпораций региона — компании Sumitomo Chemical (Япония), малазийской авиакомпании AirAsia, китайской корпорации национальных злаков, масел и пищевых продуктов (COFCO), японской федерации бизнеса KEIDANREN, индонезийской корпорации нефти и природного газа Pertamina, тайваньской корпорации VIA Technologies, группы компаний по страхованию жизни AIA2. Деловое сообщество России представляли Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ)3, ОАО Банк ВТБ4 и «Русал»5. Отметим, что роль площадки для диалога с бизнесом для экономик АТЭС выполняет также Деловой консультативный совет АТЭС (ДКС), который был создан по инициативе лидеров АТЭС в 1995 г. для получения рекомендаций по выполнению Осакской программы действий (ОПД) и предоставления информации о приоритетах бизнеса в различных сферах. ДКС включает три представителя бизнеса от каждой эко-номики6, причем представители номинируются лидерами и представляют различные сферы, в том числе малые и средние предприятия. В 2013 г. структура ДКС включала рабочие группы по вопросам региональной экономической интеграции, финансам и экономике, устойчивому развитию, малому, среднему и микропредпринимательству, по
1 Kerry at APEC CEO Summit in Bali, 7 October 2013. U.S. Department of State Official Website. Режим доступа: http://translations.state.goV/st/english/texttrans/2013/10/20131007284135.html#axzz2oBt7kctn (дата обращения: 22.12.2013).
2 About the Speakers. APEC 2013 CEO Summit Official Website. Режим доступа: http://www.apec2013-ceosummit.com/speaker.html (дата обращения: 19.12.2013).
3 Генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев на саммите АТЭС. 7 октября 2013 г. Режим доступа: http://rdif.ru/fullNews/471/ (дата обращения: 28.12.2013).
4 Глава ВТБ выступил модератором дискуссии президента России и деловых кругов АТЭС. 7 октября 2013 г. Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/article/89133/ (дата обращения:
28.12.2013) .
5 Олег Дерипаска выступил на саммите АТЭС в Индонезии. 7 октября 2013 г. Режим доступа: http://www.deripaska.m/in_focus/news/detail.php?ELEMENT_ID=1113#.Ur6KIEBHu30 (дата обращения:
28.12.2013) .
6 Представителями от России в ДКС являются президент — председатель правления банка ВТБ Андрей Костин, генеральный директор «Русал» Олег Дерипаска и глава РФПИ Кирилл Дмитриев.
49
ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)
развитию инфраструктуры, рабочую группу по разработке плана действий и адвокации7. ДКС ежегодно представляет министрам АТЭС письма с рекомендациями, лидерам — доклад с рекомендациями по приоритетам бизнес-сообщества по ключевым вопросам повестки дня АТЭС. Рекомендации доклада ДКС 2013 г. [ABAC, 2013] направлены на ускорение процесса либерализации торговли и инвестиций, усиление взаимосвязанности цепочек поставок, укрепление продовольственной безопасности, обеспечение энергетической безопасности, стимулирование инвестиций в инфраструктуру и развитие, содействие распространению технологий и инноваций, стимулирование развития малых и средних предприятий в регионе, поощрение участия женщин в экономике, ускорение региональной интеграции финансовых рынков, мобилизацию региональных накоплений для долгосрочных инвестиций, облегчение интернационализации валют развивающихся экономик. Как показывает анализ документов саммита, лидеры учли запрос бизнеса по приоритетам регионального и глобального управления: значительная часть рекомендаций бизнес-сообщества была воспринята лидерами.
В дискуссиях саммита принимали участие представители экспертного сообщества, в том числе ведущие исследователи из крупнейших национальных университетов — Колумбийского университета (США), Национального университета Сингапура, Чилийского университета8. Диалог с экспертным сообществом является неотъемлемой составляющей работы форума АТЭС. Решения, которые находят отражение в итоговых документах, проходят экспертное обсуждение в рамках конференций, семинаров и рабочих встреч. Балийский саммит сопровождался серией экспертных мероприятий, в том числе состоялась трехдневная конференция по вопросам развития чистой и устойчивой энергетики, предсаммитовская конференция, посвященная инвестициям в Индонезии, международная конференция по устойчивому развитию. Можно с уверенностью утверждать, что в АТЭС сформирован эффективный механизм консультаций с социальными партнерами.
Саммиты АТЭС являются не только важным политическим, но и ярким культурным и медийным событием, привлекающим внимание прессы во всем мире. Согласно сложившейся с саммита в Сиэтле 1993 г. традиции лидеры экономик АТЭС надевают традиционную одежду страны-председателя, в рамках саммита проходят мероприятия, демонстрирующие национальную культуру страны-председателя9. В 2013 г. участники саммита оделись в традиционную одежду Индонезии — балийские рубашки из ткани «эндек». В рамках саммита состоялся международный кинофестиваль, на котором были показаны документальные и короткометражные фильмы режиссеров из Новой Зеландии, Индонезии, Кореи, Таиланда, США и Канады10. Таким образом, у страны-председателя есть возможность использовать саммит для усиления своего влияния не только на уровне высокой политики и экономических отношений, но и на уровне бизнеса, академического и гражданского сообщества экономик региона.
7 About ABAC // The Voice of U.S. Business in the Asia Pacific. Режим доступа: http://www.ncapec. org/abac/ (дата обращения: 19.12.2013).
8 About the Speakers // APEC 2013 CEO Summit Official Website. Режим доступа: http://www. apec2013ceosummit.com/speaker.html (дата обращения: 19.12.2013).
9 Хотя некоторые страны отказывались от данной традиции (как, например, США в 2011 г. и Россия в 2012 г.), лидеры АТЭС за прошедшие 20 лет успели примерить традиционную одежду Таиланда, Чили, Кореи, Вьетнама и других стран.
10 BALINALE 2013 International Film Festival Official Website. Режим доступа: http://www.balinale. com/content/view-complete-film-program (дата обращения: 22.12.2013).
50
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
Устойчивый Азиатско-Тихоокеанский регион -двигатель глобального роста
Повестку дня АТЭС главным образом определяют два фактора: сложившийся комплекс задач, для решения которых создавалось объединение, и необходимость противодействия текущим вызовам, с которыми сталкиваются экономики АТЭС в настоящий момент. Появление АТЭС было обусловлено необходимостью либерализации региональной торговли и взаимных инвестиций для стимулирования экономического роста, региональной интеграции для развития человеческих ресурсов и улучшения качества жизни в регионе. В 1989 г. по инициативе Австралии и Новой Зеландии состоялось первое совещание на уровне министров, в 1993 г. по инициативе президента США Б. Клинтона в Сиэтле (США) прошел первый саммит форума. Постепенное расширение повестки дня обусловило необходимость создания рабочих групп и других экспертных объединений по широкому кругу вопросов, как, например, противодействие коррупции, энергетика, здравоохранение. Расширение АТЭС проходило в несколько этапов. К базовому ядру стран, которое составили Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и США, в 1991 г. присоединились Тайвань, Гонконг и КНР, в 1993 г. — Мексика и Папуа — Новая Гвинея, в 1994 г. — Чили. Последнее расширение форума произошло в 1998 г., когда в АТЭС вошли Перу, Россия и Вьетнам. Таким образом, в настоящее время АТЭС насчитывает 21 участника.
Форум состоялся как успешное региональное объединение. На сегодняшний день на долю АТЭС приходится 55% мирового ВВП и 44% мировой торговли11. Важно отметить, что страны АТЭС сильно различаются по темпам экономического роста и уровню развития экономики: так, в 2012 г. рост (% ВВП) в Папуа — Новой Гвинее составил 9,10, в Таиланде, Перу и Филиппинах превышал 6,0, в Чили и Малайзии превышал 5,0 по сравнению с 2,8 в США, 2,0 в Японии, 1,6 в Канаде12. В 2012 г. ВВП на душу населения в экономиках АТЭС варьировался от 60800 долл. США (в ППС) в Сингапуре до 3800 долл. США (в ППС) во Вьетнаме13. Тем не менее, поскольку АТЭС создавался и действует на основе таких принципов, как равенство и равноправие, различия в уровне развития экономик-участниц воспринимаются как совершенно нормальное явление14.
Доля взаимной торговли между экономиками АТЭС составляет почти 70% их суммарного внешнеторгового оборота, заключено 110 соглашений о свободной торговле (44 — между экономиками АТЭС) [Лавров, 2012].
По словам министра иностранных дел России С.В. Лаврова, «страны АТЭС — динамичные, экономически и технологически развитые участники мировой экономики» [Лавров, 2012]. Скоординированная политика АТЭС по ключевым вопросам экономики является исключительно важной для устойчивой и стабильной глобальной экономической системы. Лидеры АТЭС рассматривают регион АТР как основной двигатель глобального роста, что нашло отражение в заявленной Индонезией теме председатель-
11 What is Asia-Pacific Economic Cooperation? // Indonesian APEC presidency Official Website. Режим доступа: http://www.apec2013.or.id/index.php/about/apec (дата обращения: 22.11.2013).
12 CIA World Factbook. Country Comparison: GDP — real growth rate. Режим доступа: https://www. cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2003rank.html (дата обращения: 22.10.2013).
13 CIA World Factbook. Country Comparison : GDP — per capita (PPP). Режим доступа: https://www. cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2004rank.html (дата обращения: 22.10.2013).
14 Лекция Роберта Сколлея «Форум АТЭС, его история, цели и задачи», 20 февраля 2012 г. Режим
доступа: http://www.apec-center.ru/publications/29/591/print/index.html?lang=en (дата обращения:
24.11.2013).
51
ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)
ства в 2013 г.15 Таким образом, приняв на себя ответственность за динамичное развитие региональной и глобальной экономики, форум АТЭС определил набор ключевых вопросов, которые ему предстоит решать в будущем.
Стимулирование роста
В условиях, когда восстановление экономики проходит неравномерно, а в среднесрочной перспективе сохраняются риски снижения темпов роста [МВФ, 2013], перед региональными и глобальными институтами стоит задача максимально использовать свой потенциал для стимулирования роста. В повестке дня АТЭС вопрос обеспечения экономического роста является ключевым на протяжении нескольких лет. Впервые обязательство по обеспечению «сбалансированного, всеобъемлющего, устойчивого, инновационного и безопасного роста» было заявлено в Иокогамской декларации АТЭС 2010 г. [APEC Leaders, 2010]. Этим решением экономики АТЭС подтвердили приверженность внести свой вклад в обеспечение «уверенного, устойчивого и сбалансированного роста», определенного «Группой двадцати» в качестве приоритетной цели на саммите в Питтсбурге в 2009 г. Экономики АТЭС обязались предпринимать необходимые меры для того, чтобы сделать глобальную финансовую систему более устойчивой и гибкой, укреплять глобальный спрос, осуществлять продуманную фискальную политику. АТЭС координирует свои усилия с другими глобальными объединениями, в первую очередь с «Группой двадцати»: в 2010 г. лидеры АТЭС заявили о намерении работать с «двадцаткой» для реализации Стратегии роста, это обязательство нашло отражение и в документах последующих саммитов [APEC Leaders, 2012]. В Приложении «A» «Содействие эффективной, недискриминационной и рыночно-ориентированной инновационной политике» к декларации 2011 г., принятой на саммите в Гонолулу (США), лидеры заявили, что экономический рост и конкурентоспособность напрямую зависят от развития инноваций, поэтому необходима «открытая и недискриминационная политика в области торговли и инвестиций, обеспечивающая конкуренцию и способствующая развитию инноваций, необходимых для роста» [Лидеры АТЭС, 2011]. В рамках председательства России в АТЭС в 2012 г. акцент также был сделан на инновационном росте16. В 2013 г. одним из трех заявленных в рамках индонезийского председательства приоритетов наряду с достижением Богорских целей и стимулированием взаимосвязанности стало обеспечение устойчивого роста на справедливой основе, что было обусловлено обеспокоенностью Индонезии существованием значительных разрывов в уровне развития экономик АТЭС. На Балийском саммите лидеры договорились укреплять и углублять экономическую интеграцию в регионе, устранять барьеры для торговли и инвестиций, усилить макроэкономические стратегии, создавать качественные и эффективные рабочие места с целью превращения АТР в основной двигатель глобального роста.
Одной из первоочередных задач, которые стоят перед многими развитыми и развивающимися странами, является борьба с безработицей, которая по-прежнему сохраняется на неприемлемо высоком уровне [МВФ, 2013]. В рамках индонезийского председательства вопрос о создании более качественных и эффективных рабочих мест активно прорабатывался на уровне рабочих групп и в ходе экспертных мероприятий.
15 About APEC 2013 // Indonesian APEC presidency Official Website. Режим доступа: http://www. apec2013.or.id/index.php/about/apec2013 (дата обращения: 23.11.2013).
16 Приоритетные задачи АТЭС — 2012. Режим доступа: http://rus.apec2012.ru/docs/about/ apec2012.html (дата обращения: 24.11.2013).
52
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
Необходимо отметить, что на данном направлении лидеры АТЭС заявили о своем решении создавать благоприятные условия для предпринимателей, чтобы они могли расширять свой бизнес и создавать новые рабочие места; поддерживать инвестиции в инфраструктуру, поскольку, по оценкам экспертов, инвестирование в размере 1 млрд долл. США в развитие инфраструктуры приводит к созданию более 10 тыс. рабочих мест [APEC Ministers, 2013, Annex F]; способствовать инвестициям в образование и профессиональное обучение, которое позволяет обеспечить рынок труда квалифицированными работниками, в которых заинтересованы работодатели; развивать трансграничное образование. Другие меры, которые также призваны служить повышению уровня занятости, включают устранение барьеров, препятствующих свободному функционированию торговой системы, и поддержку малых и средних предприятий (МСП).
В силу того что документы Балийского саммита содержат конкретные обязательства по данным направлениям работы, как, например, обязательство «увеличить к 2020 г. обмен студентами между университетами экономик АТЭС до 1 млн человек в год» [Лидеры АТЭС, 2013а, п. 15], можно ожидать смягчения остроты проблемы безработицы в регионе в ближайшем будущем и постепенный вывод ее из повестки дня форума.
В значительной степени решения АТЭС, направленные на создание рабочих мест и повышение уровня занятости, характеризуются общностью подходов с мерами, предпринимаемыми странами «Группы двадцати», в том числе проведение «скоординированной и интегрированной государственной политики в сфере макроэкономики, финансов, фискальной сфере, в области образования, повышения профессиональной квалификации, инноваций, занятости, а также социальной защиты» [Лидеры «Группы двадцати», 2013, п. 6].
Положительное влияние на темпы и устойчивость экономического роста оказывают инвестиции в инфраструктуру. Одним из приоритетов экономик АТЭС является создание благоприятного климата для подобного рода инвестиций. Во Владивостокской декларации 2012 г. лидеры АТЭС признали важность инвестиций частного сектора в развитие региональной инфраструктуры и подчеркнули значимость налаживания работы в форме частно-государственных партнерств в этой сфере [APEC Leaders, 2012]. В рамках индонезийского председательства был разработан Долгосрочный план АТЭС по инфраструктурному развитию и инвестированию, рассчитанный на 2013—2016 гг. (Приложение «В» к Балийской декларации). План направлен на создание благоприятной институциональной среды для максимального вовлечения частного сектора в развитие инфраструктуры. В плане отмечается, что для создания необходимой институциональной среды требуется надежная нормативная база, «сводящая к минимуму фактор неопределенности и обеспечивающая максимальную транспарентность и предсказуемость», а также принимающая во внимание интересы частного сектора; усовершенствованные механизмы комплексного планирования; «наращивание потенциала правительств для идентификации и подготовки коммерчески рентабельных инфраструктурных проектов»; и финансовая среда, благоприятная для долгосрочных инвесторов [Лидеры АТЭС, 2013а, Приложение «В»]. Предложенные в плане АТЭС меры согласуются с рекомендациями, разработанными на глобальном уровне и представленными в Рабочем плане «Группы двадцати» по финансированию инвестиций, который был подготовлен к саммиту в Санкт-Петербурге [«Группа двадцати», 2013]. В контексте создания благоприятного инвестиционного климата экономики АТЭС рассматривают и вопросы налогообложения, в частности, повышение транспарентности налогового режима призвано способствовать улучшению условий для ведения бизнеса [Лидеры АТЭС, 2013а, Приложение «В»]. Вопрос об улучшении обмена налоговой информаци-
53
ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)
ей, который прорабатывался в рамках российского председательства в «двадцатке» при возросшей роли ОЭСР, актуален и для экономик АТЭС17.
Обеспечение доверия и транспарентности для создания благоприятного инвестиционного климата, а в глобальной перспективе для содействия устойчивому росту, предполагает усиление мер по борьбе с коррупцией, поэтому в последние годы данный вопрос разрабатывался в рамках глобальных и региональных объединений, на уровне международных институтов и их стран-членов. В 2013 г. борьба с коррупцией стала одной из составляющих приоритета по обеспечению доверия и транспарентности российского председательства в «Группе двадцати». Итогом работы экспертов и представителей органов власти стран «двадцатки» стала Санкт-Петербургская рамочная программа для рабочей группы G20 по противодействию коррупции и Антикоррупционный план действий «Группы двадцати» на 2013—2014 гг., что свидетельствует о решимости стран «двадцатки» решить данную проблему при помощи скоординированной и продуманной политики.
АТЭС имеет богатый опыт работы в сфере борьбы с коррупцией. В 2004 г. был разработан18 курс действий АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности [APEC Ministers, 2004]. Действия включают усиление работы по принятию и исполнению условий Конвенции ООН против коррупции (UNCAC), наращивание взаимодействия между участниками АТЭС по вопросу борьбы с коррупцией, отказ в убежище должностным лицам и гражданам, обвиняемым в коррупции, борьбу с коррупцией как в государственном, так и в частном секторе, развитие частно-государственных партнерств для обеспечения транспарентности. Вопрос о борьбе с коррупцией был включен в повестку дня АТЭС в 2013 г. На саммите 2013 г. лидеры экономик АТЭС подтвердили свое обязательство «углублять сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, взяточничеством, отмыванием денег и незаконной торговлей посредством создания Сети антикоррупционных и правоохранительных органов АТЭС (ACT-NET)» [Лидеры АТЭС, 2013а, п. 17]. Координирует работу Сети Рабочая группа по противодействию коррупции и обеспечению прозрачности (ACTWG).
Открытая, прозрачная и недискриминационная многосторонняя торговая система является одним из ключевых факторов для восстановления глобального роста. В 1994 г. лидерами АТЭС была принята декларация, в которой провозглашены Богорские цели, определившие ключевые приоритеты повестки дня форума в последующие годы. Согласно Богорским целям, долгосрочная цель развития АТЭС заключается в создании открытого и благоприятного пространства для торговли и инвестиций в регионе (для развитых стран к 2010 г., для развивающихся — к 2020 г.) для реализации потенциала роста19. Средством достижения целей должно было стать сокращение торговых и инвестиционных барьеров, а также стимулирование свободного потока товаров, услуг и капитала. С этого момента экономики АТЭС проводили активную работу в этом направлении. С целью конкретизации путей достижения Богорских целей в 1995 г. была разработана Осакская программа действий (ОПД), определившая шаги по либерализации в 15 сферах, таких как тарифы, нетарифные меры, инвестиции, стандарты и соответствие, таможенные процедуры и др. [APEC, 1995]. Для реализации ОПД экономиками — участницами АТЭС были приняты индивидуальные планы действий. В 2010 и
17 Выступление на заседании делового саммита АТЭС, 7 октября 2013 г. // Официальный сайт Президента РФ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/19375 (дата обращения: 23.10.2013).
18 Инициаторами курса были Чили, Республика Корея и США.
19 Богорские цели форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» // Официальный сайт Президента РФ (архив). Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2005/11/97292/ 97314.shtml (дата обращения: 22.12.2013).
54
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
2012 г. были подготовлены доклады с оценкой прогресса, достигнутого в области достижения Богорских целей. В докладе 2012 г. в качестве ключевых достижений были названы снижение тарифов, отказ или сокращение ряда нетарифных мер, достигнутый прогресс в отношении либерализации услуг, улучшение условий для инвестиций, более эффективные таможенные процедуры, увеличение эффективности реформ регулирования, высокий уровень открытости [APEC Policy Support Unit, 2012]. В Балийской декларации отмечается, что «основанная на правилах многосторонняя торговая система и приверженность принципам открытого регионализма» стимулировали развитие инновационных экономик, которые, в свою очередь, обеспечивают рост [Лидеры АТЭС, 2013а, п. 2].
Совершенствованию торговой системы в регионе призвана служить АзиатскоТихоокеанская зона свободной торговли (ФТААП). Платформой для создания ФТААП стали такие региональные интеграционные проекты, как Транстихоокеанское партнерство20, АСЕАН + 3 и АСЕАН + 621. Важным механизмом функционирования ФТААП являются региональные торговые соглашения (РТС) и соглашения о свободной торговле (ССТ), охватывающие все экономики АТЭС. В 2004 г. были разработаны лучшие практики для заключения РТС и ССТ [APEC, 2004]. В 2005 г. лидеры АТЭС приняли Пусанскую дорожную карту по достижению Богорских целей, включающую среди прочих обязательство по заключению высококачественных РТС и ССТ [APEC Leaders, 2005]. Экономики АТЭС стремятся не только стимулировать региональную торговлю посредством наращивания РТС/ССТ, но и сделать их скоординированными и тем самым полезными для многосторонней торговой системы. В 2005 г. был одобрен перечень типовых примеров по либерализации торговли в рамках подобных соглашений. В ходе российского председательства АТЭС в 2012 г. особое внимание было уделено повышению прозрачности РТС/ССТ. По инициативе России была принята модельная глава по транспарентности в РТС/ССТ (Приложение «А» к совместному заявлению министров) [APEC Ministers, 2012a], направленная на продвижение качественных и всеобъемлющих соглашений о свободной торговле в АТР посредством обмена информацией между участницами форума. Отметим, что у России до сегодняшнего момента нет заключенных РТС/ССТ с партнерами по АТЭС, однако с 2010 г. ведутся переговоры между Новой Зеландией, Россией и ее партнерами по Таможенному союзу — Беларусью и Казахстаном о заключении соглашения о свободной торговле (ССТ)22 и переговоры о создании зоны свободной торговли между Вьетнамом и ЕврАзЭС23.
РТС/ССТ способствовали снижению тарифов с 16,9% в 1989 г. до 5,7 в 2011 г. Общий объем торговли (в форме товаров и услуг) вырос с 3,1 трлн долл. США в 1989 г.
20 Транстихоокеанское партнерство сформировалось на базе Соглашения о стратегическом экономическом Транстихоокеанском партнерстве 2005 г. (P4) (соглашения о свободной торговле) между Брунеем, Чили, Новой Зеландией и Сингапуром. С 2010 г. партнерство было расширено за счет Австралии, Канады, Японии, Малайзии, Мексики, Перу, США и Вьетнама.
21 Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) + 6 представляет собой АСЕАН + 3 с включением Австралии, Новой Зеландии и Индии.
22 WTO. Participation in Regional Trade Agreements Database. Russian Federation. Режим доступа: http://rtais.wto.org/UI/PublicSearchByMemberResult.aspx?MemberCode=643&lang=1&redirect=1, New Zealand - Russia-Belarus-Kazakhstan Free Trade Agreement (FTA). Ministry of Foreign Affairs and Trade of New Zealand. Режим доступа: http://www.mfat.govt.nz/Trade-and-Economic-Relations/2-Trade-Relationships-and-Agreements/Russia-Belarus-Kazakhstan/index.php (дата обращения: 19.01.2014).
23 Фокус мировой политики и экономики сдвигается в АТР — А. Улюкаев. Режим доступа: http://1prime.ru/Politics/20131007/767644796.html; ‘Special Comrades’ Russia and Vietnam to double trade by 2015, 12 November 2013. Режим доступа: http://rt.com/business/russia-vietnam-trade-agreement-580/ (дата обращения: 19.01.2014).
55
ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)
до 20 трлн долл. США в 2012 г. Объем торговли между экономиками АТЭС вырос с 3,5 трлн долл. США в 1996 г. до 11,8 трлн долл. США в 2012 г. и составил 67% от общего объема торговли24.
Лидеры экономик АТЭС обеспокоены отсутствием прогресса в Дохийском раунде переговоров ВТО, направленного на дальнейшую либерализацию международной торговой системы с учетом потребностей развивающихся стран. В ходе Балийского саммита лидеры АТЭС опубликовали Заявление в поддержку многосторонней торговой системы и IX Министерской конференции Всемирной торговой организации [Лидеры АТЭС, 2013b], которая призвана служить трамплином «для обеспечения прогресса Дохийского раунда в постбалийский период и дальнейшей многосторонней торговой либерализации».
Общие вызовы и задачи определяют общность подходов экономик АТЭС и стран — членов «Группы двадцати». Подтверждением этому может служить Санкт-Петербургская декларация «двадцатки», в которой содержится заявление в поддержку IX Министерской конференции ВТО и признается важность РТС [Лидеры «Группы двадцати», 2013, п. 42—44, 47].
Одним из приоритетов индонезийского председательства в 2013 г. стало укрепление взаимосвязанности (connectivity), рассматриваемой в трех измерениях — «физической», «институциональной» и «человеческой». Первое измерение предполагает совершенствование, поддержание и обновление физической инфраструктуры экономик АТЭС, в том числе для улучшения инвестиционного климата на основе Долгосрочного плана по развитию инфраструктуры25. С целью укрепления «физической» взаимосвязанности лидеры АТЭС обязались «повысить на 10% к 2015 г. эффективность цепочек поставок по параметрам временных затрат, стоимостных издержек и надежности». Укрепление «физической» взаимосвязанности и развитие инфраструктуры в краткосрочной перспективе также направлено на создание к 2015 г. экономического сообщества АСЕАН.
«Институциональная» взаимосвязанность предполагает реализацию мер по повышению транспарентности и эффективности рынков; внедрению и развитию лучших регулятивных практик, определенных в 2011 г., включающих единые интернет-базы данных по регулятивным системам; перспективное планирование и проведение обзоров регулятивных норм; развитию трансграничного образования, которое способствует расширению доступа к образовательным услугам, повышению уровня занятости, производительности, что, в свою очередь, стимулирует экономический рост; развитию глобальных цепочек поставок.
С целью укрепления взаимосвязанности между людьми предполагается повышать мобильность студентов, исследователей и поставщиков образовательных услуг, активизировать работу Инициативы по облегчению передвижения физических лиц, направленную на стимулирование туризма и предпринимательской деятельности; поощрять участие молодых людей в работе АТЭС, для того чтобы выработать у них чувство ответственности за устойчивое развитие АТР. В Балийской декларации лидеры экономик АТЭС приняли на себя конкретное обязательство «увеличить к 2020 г. обмен студентами между университетами экономик АТЭС до 1 млн человек в год; поддерживать даль-
24 Achievements. APEC Committee on Trade and Investment. Режим доступа: http://www.apec.org/ Groups/Committee-on-Trade-and-Investment (дата обращения: 22.12.2013).
25 APEC, G20, and ASEAN chart way forward on connectivity. 6.07.2013 // APEC Official Website. Режим доступа: http://www.apec.org/Press/News-Releases/2013/0706_connectivity.aspx (дата обращения: 24.10.2013).
56
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
нейшие шаги по повышению мобильности студентов, исследователей и поставщиков образовательных услуг, а также по развитию сети существующих двусторонних соглашений в сфере образования» [Лидеры АТЭС, 2013a, п. 15].
Следует отметить, что сотрудничество в образовательной сфере, направленное на создание конкурентоспособных качественных образовательных систем в регионе, распространение образования для всех, укрепление роли образования в содействии социальному, индивидуальному, экономическому устойчивому развитию, является одним из значимых направлений работы АТЭС. В рамках рабочей группы по развитию человеческих ресурсов (HRDWG) действует Образовательная сеть АТЭС (EDNET)26. Приоритетные сферы EDNET включают использование потенциала глобализации, содействие распространению инноваций и развитие сотрудничества между экономиками АТЭС. В частности, отмечается необходимость обеспечения доступа к информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) для студентов в процессе обучения. Изменения, происходящие в образовательном секторе, требуют, чтобы образовательные программы были более универсальными и глобальными, что определяет потребность в наращивании сотрудничества. В 2013 г. был разработан Рабочий план АТЭС по стимулированию сотрудничества в сфере трансграничного образования. Экономики АТЭС планируют расширить обмен информацией о системах обеспечения качества образовательных услуг, аккредитации и признании дипломов; способствовать торговле образовательными услугами и инвестициям в образовательный сектор [APEC Ministers, 2013, Annex A]. Строгий подход экономик АТЭС к сотрудничеству в области образования обусловлен важностью этого фактора для региональной интеграции в АТР.
«Зеленый» рост
Важным направлением работы АТЭС является борьба с изменением климата. В 2007 г. в Сиднее была принята декларация лидеров по изменению климата, энергетической безопасности и развитию чистых технологий [APEC Leaders, 2007], в которой были заложены направления дальнейшей работы АТЭС в этом направлении: повышение энергоэффективности, сохранение и восстановление лесов в регионе, развитие чистой энергетики и использование возобновляемых источников энергии, снижение тарифов на экологически чистые товары.
В 2011 г. экономики АТЭС обязались снизить общую энергоемкость на 45% к 2035 г. (в качестве базового был взят показатель 2005 г.). В 2013 г. в документы Балийского саммита были включены рекомендации по применению энергоэффективных технологий в промышленности, при строительстве зданий и в сфере транспорта [APEC Ministers, 2013, Annex C].
В ноябре 2009 г. экономики АТЭС приняли на себя обязательство постепенно отказаться от неэффективных субсидий на ископаемое топливо, вызывающих расточительное потребление и тем самым ухудшающих состояние экологии27, а также стимулировать развитие новых проектов в области добывающей промышленности и металлургии с более низким уровнем негативного воздействия на окружающую среду. В Балийской декларации лидеры обязались одобрить методологию проведения добровольных отчетов и обзоров по неэффективным субсидиям на ископаемые виды топлива; использо-
26 В основе EDNET лежал Образовательный форум, созданный в 1992 г. (он был преобразован в EDNET в 2000 г.).
27 Fossil-Fuel Subsidy Reform in APEC Economies. 6 November 2012. Режим доступа: http://www. iisd.org/gsi/fossil-fuel-subsidy-reform-apec-countries (дата обращения: 28.12.2013).
57
ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)
вать потенциал частно-государственного партнерства для поиска возобновляемых источников энергии и разработки технологий чистой энергетики.
В качестве площадки для усиления диалога между странами АТЭС по вопросу снижения тарифов на экологически чистые товары используется частно-государственное партнерство по экологически чистым товарам и услугам (PPEGS). В совместном заявлении министров 2013 г. отмечается важность обмена опытом в сфере РТС по экологически чистым товарам [APEC Ministers, 2013, para. 25].
Меры по борьбе с изменением климата, предпринимаемые экономиками АТЭС, сопрягаются с обязательствами «Группы двадцати» в этой сфере, впервые принятыми лидерами на саммите в Питтсбурге (постепенно отменить неэффективные субсидии на ископаемое топливо, наращивать энергоэффективность, стимулировать развитие чистой и устойчивой энергетики) [Лидеры «Группы двадцати», 2009a, п. 24; Лидеры «Группы двадцати», 2009b, п. 28—29, 31].
Для экономик АТЭС огромную роль играет использование морских ресурсов. Учитывая, что все они имеют выход к морю, являются островными, полуостровными или государствами-архипелагами, участники форума обеспокоены состоянием глобальной морской среды. В 2010 г. в Паракасе были приняты декларация и план действий по вопросам, связанным с океаном [APEC, 2010]. Ключевые направления работы, заявленные в декларации, включают: устойчивое развитие и защиту морской среды; смягчение изменения воздействия климата на океаны; стимулирование свободной и открытой торговли и инвестиций; устойчивое рыболовство, призванное способствовать усилению продовольственной безопасности. В соответствии с данными приоритетными направлениями АТЭС делает упор на борьбу с незаконным рыболовством, устойчивое управление в сфере рыболовства, развитие новых возобновляемых источников энергии, как, например, использование энергии морских приливов, развитие туризма, расширение транспортной и морской взаимосвязанности в регионе, что нашло отражение в заявлении министров в рамках индонезийского председательства в 2013 г. [APEC Ministers, 2013, para. 69]. В Балийской декларации лидеры АТЭС обязались стимулировать работу в рамках Инициативы АТЭС по ключевым вопросам, связанным с океаном.
Изменение климата усиливает риск стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, цунами, засух, ураганов). Для экономик АТЭС данный риск более чем актуален. В Азиатско-Тихоокеанском регионе происходит до 70% всех стихийных бедствий. Например, Индонезия в силу своего расположения в самой сейсмически активной зоне подвержена землетрясениям и цунами. Частые ураганы наносят огромный экономический ущерб США. В России в последние годы часто происходят наводнения. Меры по предупреждению и оперативному реагированию на стихийные бедствия, а также развитие сотрудничества между странами в этой сфере становятся критически важными. В 2005 г. была учреждена рабочая группа АТЭС по подготовленности к стихийным бедствиям (TFEP) для координации и обеспечения подготовленности экономик АТЭС к стихийным бедствиям. В рамках работы TFEP проводятся семинары и учебные курсы. В Балийской декларации лидеры обязались «работать над облегчением условий для трансграничного перемещения персонала и оборудования служб чрезвычайного реагирования в целях незамедлительного осуществления мер по спасению жизни пострадавших от катастроф людей, а также улучшать взаимодействие по снижению риска стихийных бедствий, в том числе путем привлечения частного сектора к разработке планов обеспечения бесперебойного ведения бизнеса» [Лидеры АТЭС, 2013а, п. 18].
Задача преодоления последствий и предотвращения стихийных бедствий актуальна для многих стран «Группы двадцати». Впервые данный вопрос был включен
58
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
в повестку дня «двадцатки» в рамках мексиканского председательства в 2012 г. В ходе председательства велась экспертная работа по оценке риска природных катастроф. В Лос-Кабосской декларации лидеры отметили важность «средств управления рисками катастроф (УРК), а также стратегических решений, нацеленных на более эффективное предотвращение катастроф, защиту населения и материальных ценностей и решение финансовых вопросов, связанных с их экономическими последствиями» [Лидеры «Группы двадцати», 2012, п. 68].
Таким образом, управление рисками стихийных бедствий требует объединения усилий глобальных и региональных институтов.
Наращивание потенциала развивающихся
экономик - участниц АТЭС
Поскольку АТЭС объединяет как развитые, так и развивающиеся страны, повестка дня форума включает задачи по наращиванию потенциала развивающихся стран-участниц посредством обеспечения продовольственной безопасности, предотвращения распространения инфекционных болезней, обеспечения безопасности морских перевозок и портов, распространения лучших практик ИКТ в сфере «зеленого» роста. Особое значение в повестке дня АТЭС играет продовольственная безопасность, поскольку качество продовольствия, его доступность и стоимость определяют, смогут экономики — участницы форума в полной мере воспользоваться преимуществами свободной и открытой торговой системы или нет28. Обязательства АТЭС по продовольственной безопасности впервые были озвучены в декларации Ниигаты 2010 г. [APEC Ministers, 2010] и Казанской декларации 2012 г. [APEC Ministers, 2012b]. Механизмом для развития сотрудничества в этой сфере является политическое партнерство по продовольственной безопасности (PPFS), созданное в 2011 г.29 В рамках АТЭС также действует Форум по сотрудничеству в области безопасности пищевых продуктов (FSCF). Экономики АТЭС уделяют важную роль обучению МСП стандартам безопасности пищевых продуктов. Для обмена информацией страны АТЭС используют Азиатско-Тихоокеанскую информационную платформу по продовольственной безопасности (APIP). Главные цели в сфере продовольственной безопасности, как отмечается в Казанской декларации, включают устойчивое развитие сельскохозяйственного сектора и содействие инвестициям и торговле в этой сфере. Экономики АТЭС придерживаются Римских принципов устойчивой глобальной продовольственной безопасности (включающих, в том числе, стратегическую координацию на национальном, региональном и глобальном уровнях, среднесрочные и долгосрочные программы в области устойчивого сельского хозяйства, продовольственной безопасности, питания и развития сельских районов для устранения коренных причин голода и бедности, обеспечение важной роли многосторонней системы) [Европейское сообщество, 2009]. Ключевые меры по усилению продовольственной безопасности экономик АТЭС включают: повышение производительности сельского хозяйства, содействие торговле и развитию продовольственных рынков, повышение безопасности и качества продовольствия, улучшение доступа к продовольствию для социально уязвимых групп населения, содействие устойчивым экосистемам [APEC Ministers, 2012b]. В Балийской декларации лидеры АТЭС заявили, что они на-
28 APEC and Food Security. Режим доступа: http://www.apec.org/About-Us/About-APEC/Fact-Sheets/APEC-and-Food-Security.aspx (дата обращения: 22.12.2013).
29 Policy Partnership on Food Security. Режим доступа: http://wwwapec.org/Groups/Other-Groups/ Policy-Partnership-on-Food-Security.aspx (дата обращения: 28.12.2013).
59
ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)
мерены «добиваться реализации дорожной карты АТЭС по продовольственной безопасности на период до 2020 г. в целях улучшения взаимосвязанности цепочек поставок, повышения производительности сельского хозяйства, сокращения отходов и потерь после сбора урожая и совершенствования к 2020 г. структуры продовольственной системы для обеспечения долгосрочной продовольственной безопасности экономик АТЭС» [Лидеры АТЭС, 2013a, п. 18]. Дорожная карта представляет собой стратегию для государственного и частного сектора в области продовольственной безопасности в регионе АТР. Согласно дорожной карте правительства и частный сектор должны развивать устойчивый сельскохозяйственный и рыболовный сектор, а также содействовать инвестициям в инфраструктуру в этих секторах. В дорожной карте подчеркивается важная роль фермеров и рыбаков в увеличении производства продовольствия и его безопасности. Для этого предполагается обучать мелких фермеров стратегиям проникновения на международный рынок; развивать сотрудничество между крупными продовольственными корпорациями и фермерами для получения выгод обеими сторонами. В 2013 г. был начат многолетний проект по укреплению частно-государственного партнерства для снижения потерь продовольствия в цепочках поставок, реализация которого рассчитана до 2017 г. [APEC, 2013]. Данные меры должны способствовать повышению дохода и возможностей мелких фермеров30. На Балийском саммите было принято обязательство по разработке и реализации в ближайшие годы рабочего бизнес-плана, направленного на обеспечение устойчивого развития продовольственного сектора, содействие инвестициям и развитие инфраструктуры, наращивание торговли и рынков [APEC Ministers, 2013, para. 71].
В связи с тем, что внутри экономик АТЭС и между ними наблюдается большой разрыв в уровне доходов, нередко беднейшие слои населения не имеют доступа к финансовым услугам. Отсутствие доступа к финансовым услугам препятствует экономическому росту в регионе, поэтому меры по решению данной проблемы были включены в повестку дня индонезийского председательства в АТЭС. В 2013 г. состоялся АзиатскоТихоокеанский форум по финансовой включенности, организованный ДКС, Институтом Азиатского банка развития и другими организациями. Итоги обсуждения в рамках форума были представлены министрам финансов АТЭС [APEC Finance Ministers, 2013]. Участники форума подчеркнули необходимость развития мобильных и дистанционных банковских услуг для повышения уровня финансовой включенности в регионе [APEC Finance Ministers, 2013]. В Балийской декларации лидеры экономик АТЭС заявили о своем стремлении «к расширению финансовой инклюзивности в регионе путем ответственных инновационных подходов к расширению доступа к финансированию для неохваченных банковскими услугами бедных слоев населения и МСП» [Лидеры АТЭС, 2013а, п. 17].
Опасные инфекционные болезни31 в первую очередь представляют угрозу для развивающихся экономик — участниц АТЭС, поэтому вопросы здравоохранения традиционно включены в повестку дня АТЭС. В Балийской декларации лидеры обязались развивать устойчивые системы здравоохранения для обеспечения всестороннего медицинского обслуживания; наращивать потенциал частно-государственного партнерства
30 APEC to Set Up Food Security Road Map. 8 October 2013. APEC Official Website. Режим доступа: http://www.apec2013.or.id/index.php/read/c/2013/10/08/1526/APEC-to-Set-Up-Food-Security-Road-Map (дата обращения: 24.10.2013).
31 В качестве примера можно привести вспышки птичьего гриппа, которые за последние пять лет преимущественно имели место в регионе АТР. Источник: Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Режим доступа: http://www.who.int/csr/don/archive/disease/influenza/ru/index. html (дата обращения: 24.11.2013).
60
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
для борьбы с новыми инфекционными заболеваниями; содействовать распространению традиционной медицины, близкой и приемлемой для коренных жителей региона; бороться с новыми и уже существующими инфекционными заболеваниями, в частности с ВИЧ/СПИД, в том числе посредством международного сотрудничества [Лидеры АТЭС, 2013а, п. 18].
Все рассмотренные выше направления по наращиванию потенциала развивающихся стран являются неотъемлемой частью повестки дня «Группы двадцати». Например, продовольственная безопасность включена в повестку дня «Группы двадцати» с саммита в Сеуле (в 2010 г.): многолетний план действий в области развития (Multi-Year Action Plan on Development), представленный на саммите, включал раздел, посвященный продовольственной безопасности [G20, 2010]. В ходе российского председательства проблематика продовольственной безопасности рассматривалась в контексте содействия развитию в рамках приоритета «инвестиции для роста экономики и создания рабочих мест». В Санкт-Петербургской декларации лидеры признали «необходимость стимулирования сельскохозяйственного производства, инвестиций и торговли для укрепления мировой продовольственной системы для стимулирования экономического роста и создания рабочих мест». «Двадцатка», как и АТЭС, признает значимость обмена лучшими практиками и поддерживает платформу по обмену знаниями «Обеспечить питание». Важно отметить, что «двадцатка» в качестве одной из мер обеспечения продовольственной безопасности рассматривает борьбу с волатильностью цен на продовольственные товары.
В официальных документах «Группы двадцати» прослеживается практически идентичная позиция по вопросу финансовой включенности. В качестве механизма координации действий «двадцатка» использует Глобальное партнерство по расширению доступа к финансовым услугам.
Лидеры «двадцатки», как и лидеры экономик АТЭС, признают опасность распространения новых болезней, поэтому в Санкт-Петербургской декларации они призвали страны «укрепить меры по соблюдению Международных медико-санитарных правил ВОЗ» [Лидеры «Группы двадцати», 2013, п. 25]. Таким образом, общие вызовы и задачи составляют основу для взаимодополняющих и взаимоусиливающих коллективных действий регионального и глобального объединения.
Противодействие терроризму
Международный терроризм является серьезным вызовом для АТЭС, во многих экономиках — участницах форума за последнее десятилетие имели место жестокие террористические акты. Теракт 11 сентября 2001 г. заставил мировое сообщество по-новому работать по проблеме международного терроризма. С этого года вопросы борьбы с терроризмом включены в повестку дня АТЭС. Это нашло отражение в двух заявлениях лидеров экономик АТЭС, принятых на саммитах в Шанхае и Лос-Кабосе в 2001 и 2002 г. соответственно. Сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом призвано служить повышению безопасности торговли в регионе и росту взаимосвязанности между экономиками форума. В 2003 г. была создана Специальная группа АТЭС по борьбе с терроризмом (APEC Counter-Terrorism Task Force, CTTF), главными задачами которой являются координация исполнения экономиками — участницами АТЭС обязательств по противодействию терроризму, наращивание потенциала экономик АТЭС по противодействию терроризму посредством организации обмена опытом, реализации программ и проектов, разработанных в соответствии с решениями лидеров форума
61
ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)
в рамках саммитов. В рамках председательства Индонезии в 2013 г. CTTF был присвоен статус рабочей группы, был одобрен стратегический план ее работы на 2013—2017 гг. [CTTF, 2013]. Помимо главной задачи по координации исполнения обязательств в сфере противодействия терроризму, в план включены следующие цели: выявление ключевых вызовов, с которыми сталкиваются экономики АТЭС в данном направлении, расширение взаимодействия с другими субфорумами в рамках АТЭС, международными объединениями и международными организациями, а также частным сектором. Четыре главных направления работы АТЭС в сфере противодействия терроризму, определенные в Консолидированной стратегии противодействия терроризму и обеспечения безопасной торговли 2011 г., включают безопасные цепочки поставок, безопасные поездки, безопасные финансы и безопасную инфраструктуру. Согласно стратегии, работа по данным направлениям предполагает также обеспечение кибербезопасности.
Всеми экономиками — участницами АТЭС были приняты индивидуальные планы действий по противодействию терроризму (CTAPs), включающие краткий перечень мер, предпринимаемых данной экономикой АТЭС для реализации ключевых элементов инициативы по обеспечению безопасной торговли в АТР (STAR), запущенной в 2002 г. Меры предполагают обеспечение безопасности грузов, кораблей и самолетов, которые осуществляют международные перевозки грузов, кибербезопасности и безопасности перемещения людей; противодействие угрозам безопасности. Разработанная форма CTAP регулярно обновляется и совершенствуется. Так, в период индонезийского председательства больше половины экономик — участниц АТЭС представили свои обновленные планы действий32.
В 2013 г. министры АТЭС подтвердили свое обязательство по выполнению консолидированной стратегии по противодействию терроризму и обеспечению безопасности торговли, в том числе посредством наращивания сотрудничества с частным сектором и многосторонними организациями.
АТЭС является организацией — наблюдателем Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием денег (АТГ), которая при выработке политики по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма использует рекомендации ФАТФ, а также имеет статус Ассоциированного члена Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). За время своей работы Специальная группа АТЭС по борьбе с терроризмом (CTTF) реализовала ряд проектов, направленных на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствии с международными стандартами ФАТФ [APEC, 2011].
Таким образом, АТЭС на протяжении более чем 10 лет вносит значительный вклад в решение глобальной проблемы международного терроризма посредством координации усилий экономик — участниц форума, имплементации международных стандартов в этой сфере и наращивания взаимодействия с частным сектором и многосторонними организациями. В силу того что проблема международного терроризма продолжает сохранять свою актуальность, несмотря на предпринимаемые мировым сообществом меры, вопросы противодействия терроризму останутся в повестке дня форума в ближайшем будущем.
32 Counter Terrorism Action Plans. Режим доступа: http://www.apec.org/Groups/SOM-Steering-Committee-on-Economic-and-Technical-Cooperation/Working-Groups/Counter-Terrorism/Counter-Terrorism-Action-Plans.aspx (дата обращения: 17.01.2014).
62
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
Двусторонний диалог в рамках саммита АТЭС
Двусторонние встречи лидеров являются важной составляющей саммитов АТЭС, как и других форумов подобного рода. Формат саммита предоставляет лидерам экономик-участниц удобную возможность обсудить текущие вопросы двусторонних отношений с несколькими партнерами за короткий интервал времени, определить текущие позиции партнеров, выразить свою позицию по тем или иным вопросам. В рамках Балийского саммита состоялось более 30 двусторонних встреч. Обсуждались вопросы наращивания двустороннего сотрудничества в экономической, торговой, научной, образовательной, культурной и туристической сферах, в том числе посредством заключения соглашений о стратегических партнерствах между экономиками. Так, например, между Индонезией и Вьетнамом был подписан План действий по реализации стратегического партнерства на 2014—2018 гг.33, а президент Чили Себастьяна Пиньера и председатель КНР Си Цзиньпин подписали меморандум о создании межгосударственной комиссии и механизма стратегического диалога для развития экономического сотрудничества и коор-динации34. Президент России Владимир Путин обсудил с главами КНР, Индонезии и Японии механизмы усиления взаимодействия в торгово-экономической и культурной сферах. В ходе встречи президента Чили с премьер-министром Новой Зеландии были затронуты конкретные аспекты реализации программы сельскохозяйственной дипломатии и образовательных программ35. На полях саммита Индонезия и Мексика подписали совместное заявление о расширении политического диалога на всех уровнях, развитии взаимосвязанности и наращивании объемов торговли, инвестиций, туризма, технического сотрудничества, социокультурных связей, сотрудничества в сфере образования и связей между людьми.
Выбор стран-партнеров для проведения двусторонних обсуждений определялся несколькими факторами, такими как наличие острых общих проблем, о чем свидетельствует встреча министра иностранных дел С.В. Лаврова и госсекретаря США Дж. Керри для обсуждения Сирийского кризиса; геополитическое положение партнера, площадка саммита создает возможность встречи между странами-партнерами, разделенными значительными расстояниями, что доказывает конфигурация встреч президента Индонезии, который встретился с лидерами России36, Мексики37, Канады38 и Перу; наличие сложившегося интенсивного диалога между странами в последнее время, что демонстрирует встреча президента России и премьер-министра Японии, четвертая в 2013 г.
33 Indonesia and Vietnam Sign Strategic Partnership Plan. 8 October 2013 // APEC Official Website. Режим доступа: http://www.apec2013.or.id/index.php/read/c/2013/10/08/1525/Indonesia-and-Vietnam-Sign-Strategic-Partnership-Plan (дата обращения: 25.10.2013).
34 Jefe de Estado se reune con el Presidente de la Republica Popular de China en Indonesia, 6 October 2013. Режим доступа: http://chileabroad.gov.cl/indonesia/2013/10/06/jefe-de-estado-se-reune-con-el-presidente-de-la-republica-popular-de-china/ (дата обращения: 24.12.2013).
35 Presidente Sebastian Pinera y Primer Ministro John Key sostienen reunion bilateral en el marco de la Cumbre APEC, 8 October 2013. Режим доступа: http://chileabroad.gov.cl/nueva-zelanda/2013/10/07/ bilateral-con-el-primer-ministro-de-nueva-zelandia/ (дата обращения: 24.12.2013).
36 Встреча с Президентом Индонезии Сусило Бамбангом Юдойоно. 7 октября 2013 г. // Официальный сайт Президента РФ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/19376 (дата обращения: 25.10.2013).
37 Joint Statement between the Republic of Indonesia and The United Mexican States. 6 октября 2013 г. Режим доступа: http://www.apec2013.or.id/index.php/read/c/2013/10/06/1350/Joint-Statement-Between-The-Republic-of-Indonesia-and-The-United-Mexican-States (дата обращения: 25.10.2013).
38 Indonesia and Canada Agree to Support One Other, 5 October 2013. Режим доступа: http://www. deplu.go.id/Pages/News.aspx?IDP=6515&l=en (дата обращения: 24.12.2013).
63
ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)
Еще одним фактором, определяющим выбор партнера для проведения встречи, стало совместное участие в каком-либо другом значимом региональном или глобальном объединении. Так, например, президент Мексики Энрике Пенья Ньето провел встречи с лидерами Австралии39 и Кореи40, на которых обсуждалось сотрудничество в рамках «Группы двадцати».
Наибольшее число двусторонних встреч в рамках саммита провел Сусило Бамбанг Юдойоно, президент Индонезии, страны — председателя АТЭС в этом году, президент Мексики Энрике Пенья Ньето, председатель КНР Си Цзиньпин, президент России Владимир Путин и президент Чили Себастьян Пиньера. Подобная заинтересованность в двустороннем диалоге представителей данных стран объясняется тем, что все они являются ключевыми акторами глобальной системы международных отношений или же стремятся ими стать. Президент Индонезии встретился с лидерами России41, Мексики42, Канады43, Перу, Вьетнама, Японии44, а также присутствовал при подписании ряда важных документов, направленных на развитие двустороннего сотрудничества. Энрике Пенья Ньето, президент Мексики, помимо встречи с президентом Индонезии, провел четыре двусторонние встречи с главами Австралии, Кореи, Сингапура45 и Перу. Потенциал для развития двустороннего сотрудничества в сфере торговли, инвестиций, образования, туризма, защиты окружающей среды обсуждался на встречах председателя КНР Си Цзиньпина и лидеров Австралии, Новой Зеландии, Кореи и Гонконга.
Значительное число и достигнутые результаты двусторонних встреч по наиболее актуальным вопросам сотрудничества и ключевых глобальных вызовов последнего времени на полях саммита АТЭС свидетельствуют об эффективности площадки саммитов форума для ведения переговоров, что также доказывает заявление госсекретаря США Дж. Керри о том, что встреча по Сирийскому вопросу в ходе саммита АТЭС была наиболее продуктивной с момента встреч в Женеве в прошлом году46.
Заключение
Как показывает анализ, повестка дня АТЭС, несмотря на то, что форум представляет собой региональное объединение, отвечает на ключевые глобальные вызовы, что под-
39 President Pena Nieto Meets with Leaders of Korea and Australia, 7 October 2013. Режим доступа: http://en.presidencia.gob.mx/articles-press/president-pena-nieto-meets-with-leaders-of-korea-and-austra-lia/ (дата обращения: 24.12.2013).
40 President Pena Nieto Meets with Leaders of Korea and Australia, 7 October 2013. Режим доступа: http://en.presidencia.gob.mx/articles-press/president-pena-nieto-meets-with-leaders-of-korea-and-austra-lia/ (дата обращения: 24.12.2013).
41 Встреча с Президентом Индонезии Сусило Бамбангом Юдойоно. 7.10.2013 // Официальный сайт Президента РФ. Режим доступа: http://www.kremIin.ru/news/19376 (дата обращения: 25.10.2013).
42 Joint Statement between the Republic of Indonesia and the United Mexican States. 6.10.2013. Режим
доступа: http://www.apec2013.or.id/index.php/read/c/2013/10/06/1350/Joint-Statement-Between-The-
Republic-of-Indonesia-and-The-United-Mexican-States (дата обращения: 25.10.2013).
43 Indonesia and Canada Agree to Support One Other, 5 October 2013. Режим доступа: http://www. deplu.go.id/Pages/News.aspx?IDP=6515&l=en (дата обращения: 24.12.2013).
44 Japan-Indonesia Summit Meeting, 7 October 2013. Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/region/ page23e_000005.html (дата обращения: 24.12.2013).
45 President Pena Nieto Meets with Prime Minister of Singapore Lee Hsien Loong, 6 October 2013. Режим доступа: http://en.presidencia.gob.mx/articles-press/president-pena-nieto-meets-with-prime-min-ister-of-singapore-lee-hsien-loong/ (дата обращения: 24.12.2013).
46 Joint Press Availability with Russian Foreign Minister Sergey Lavrov after Their Meeting 7 October 2013 // US Department of State Official Website. Режим доступа: http://www.state.gov/secretary/ remarks/2013/10/215162.htm (дата обращения: 23.11.2013).
64
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
тверждает роль АТЭС как важного фактора глобального роста и безопасности. Этот факт объясняется тем, что существующие мировые проблемы (слабый экономический рост, необходимость либерализации торговли, повышения занятости, противодействия глобальным вызовам и угрозам) представляют одинаковую значимость для всех игроков глобальной системы. Можно ожидать, что в будущем усилия форума будут направлены на повышение уровня устойчивости экономик-участниц к кризисам, поскольку, несмотря на благоприятные экономические показатели, сохраняются два серьезных риска — снижение спроса на промышленные товары и массовый отзыв облигаций из стран региона, что может негативно сказаться на экономических характеристиках региона и пошатнуть их финансовую систему. Поскольку между экономиками форума все еще сохраняются значительные разрывы в уровне доходов, одной из приоритетных задач АТЭС станет преодоление данных разрывов. На это направлена дальнейшая региональная интеграция. В русле углубления интеграции для экономик АТЭС продолжит сохранять свою приоритетность вопрос создания более открытой и свободной торговой системы. Поиск ответов на глобальные вызовы объективно вызовет необходимость развития сотрудничества форума с глобальными институтами, первые шаги в этом направлении были сделаны в ходе индонезийского председательства: в Балийской декларации лидеры АТЭС подтвердили свое стремление работать с «Группой двадцати» по широкому кругу вопросов. Развитие подобного сотрудничества приведет к дальнейшему укреплению позиции форума на международной арене и росту его значимости и влияния.
В 2014 г. председателем в АТЭС станет Китай — крупнейшее и одно из наиболее влиятельных государств в мире. Председательство пройдет под лозунгом «Создавая будущее посредством азиатско-тихоокеанского партнерства»47. Три заявленных приоритета включают стимулирование экономической интеграции в АТР, обеспечение устойчивого роста в регионе, в том числе посредством развития инноваций, и расширение взаимосвязанности, которая призвана служить экономическому развитию, улучшению жизни людей в регионе, свободному потоку товаров, развитию субрегиональных экономических коридоров. Можно предположить, что решения будущего Пекинского саммита АТЭС будут способствовать как дальнейшей региональной интеграции, так и усилению значимости АТЭС для глобального роста.
Общие вызовы, общие подходы, вклад АТЭС в глобальное управление, цели АТЭС, отраженные в повестке дня «двадцатки», наличие вопросов, которые экономики АТЭС не могут самостоятельно решить в рамках своего региона, определяют необходимость сотрудничества и координации усилий в повестке дня между институтами.
Литература
«Группа двадцати» (2013) Рабочий план «Группы двадцати» по финансированию инвестиций. Сентябрь 2013 г. Режим доступа: http://ru.g20russia.ru/load/782769040 (дата обращения: 23.10.2013).
Европейское сообщество (2009) Декларация всемирного саммита по продовольственной безопасности. Ноябрь 2009 г. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/ summit2009_declaration.pdf (дата обращения: 23.10.2013).
Лавров С. (2012) Россия в АТЭС: к новым горизонтам азиатско-тихоокеанской интеграции // Специальный выпуск журнала «Международная жизнь». Режим доступа: http://interaffairs.ru/i/2012_rus.pdf (дата обращения: 24.11.2013).
47 Shaping future through Asia-Pacific partnership: China's FM, 11 December 2013. Режим доступа: http://www.apec-china.org.cn/41/2013/12/12/[email protected] (дата обращения: 24.11.2013).
65
ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)
Лидеры «Группы двадцати» (2009a) Питтсбургский саммит — заявление глав государств «Группы двадцати». Сентябрь 2009 г. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ref_notes/300 (дата обращения:
28.12.2013) .
Лидеры «Группы двадцати» (2009b) Рамочное соглашение об уверенном, устойчивом и сбалансированном росте. Сентябрь 2009 г. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ref_notes/300 (дата обращения:
28.12.2013) .
Лидеры «Группы двадцати» (2012) Итоговая декларация лидеров «Группы двадцати». 19 июня. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1245 (дата обращения: 28.12.2013).
Лидеры «Группы двадцати» (2013) Санкт-Петербургская декларация лидеров «Группы двадцати». Сентябрь 2013 г. Режим доступа: http://ru.g20russia.ru/load/782775267 (дата обращения: 22.12.2013).
Лидеры АТЭС (2011) Содействие эффективной, недискриминационной и рыночно-ориентированной инновационной политике (Приложение «А»). Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1081 (дата обращения: 22.12.2013).
Лидеры АТЭС (2013a) Декларация двадцать первой встречи лидеров экономик — участниц АТЭС (Балийская декларация). 8 октября. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1539 (дата обращения: 22.10.2013).
Лидеры АТЭС (2013b) Заявление в поддержку многосторонней торговой системы и IX Министерской конференции Всемирной торговой организации. 8 октября. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ ref_notes/1540 (дата обращения: 23.10.2013).
МВФ (2013) Перспективы развития мировой экономики. 8 октября. Режим доступа: http://www.imf. org/external/russian/pubs/ft/weo/2013/02/pdf/textr.pdf (дата обращения: 24.11.2013).
ABAC (2013) APEC Business Advisory Council Report to APEC Economic Leaders. Режим доступа: http:// apec2013.or.id/download/ABAC_Report_to_Leaders_2013.pdf (дата обращения: 19.12.2013).
APEC (1995) The Osaka Action Agenda. Implementation of the Bogor Declaration. Режим доступа: http:// wwwapec.org/~/media/Files/Groups/IP/02_esc_oaaupdate.pdf (дата обращения: 22.12.2013).
APEC (2004) Best Practice for RTAs/FTAs in APEC. Режим доступа: http://www.apec.org/Home/Groups/ Other-Groups/~/media/D3CEA02503D04FB49D9859EA10D29520.ashx (дата обращения: 24.10.2013).
APEC (2010) Paracas Declaration. Third APEC Oceans-Related Ministerial Meeting — AOMM3. Healthy Oceans and Fisheries Management Towards Food Security. Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/policy/ economy/apec/2010/docs/paracas_declaration_2010aomm3.pdf (дата обращения: 22.12.2013).
APEC (2011) APEC Consolidated Counter-Terrorism and Secure Trade Strategy. Режим доступа: aimp.apec. org/Documents/2011/SOM/CSOM/11_csom_009.doc (дата обращения: 19.01.2014).
APEC (2013) APEC Multi Year Project — Strengthening Public-Private Partnership to Reduce Food Losses in the Supply Chain. Режим доступа: http://mddb.apec.org/Documents/2013/PPFS/PPFS1/13_som_ ppfs1_012.pdf (дата обращения: 23.12.2013).
APEC Finance Ministers (2013) Annex B: Report of 2013 APEC Finance Ministers’ Process Initiatives. Режим доступа: http://www.mof.go.jp/english/international_policy/convention/apec/20130920_2.htm (дата обращения: 24.10.2013).
APEC Leaders (2005) Leaders' Declaration Busan Declaration - Towards One Community: Meet the Challenge, Make the Change. Режим доступа: http://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2005/2005_ aelm.aspx (дата обращения: 24.10.2013).
APEC Leaders (2007) Sydney APEC Leaders’ Declaration on Climate Change, Energy Security and Clean Development. Режим доступа: http://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2007/2007_ aelm/aelm_climatechange.aspx(дата обращения: 22.12.2013).
APEC Leaders (2010) Leaders Declaration “The Yokohama Vision — Bogor and Beyond”. Режим доступа: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2010/11/13/apec-leaders-declaration-yokohama-vision-bogor-and-beyond (дата обращения: 24.10.2013).
APEC Leaders (2012) Leaders’ Declaration Vladivostok Declaration — Integrate to Grow, Innovate to Prosper. Режим доступа: http://apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2012/2012_aelm.aspx (дата обращения: 22.12.2013).
66
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
APEC Ministers (2004) APEC Course of Action on Fighting Corruption and Ensuring Transparency. Режим доступа: http://www.apec.org/Groups/SOM-Steering-Committee-on-Economic-and-Technical-Cooperation/
Working-Groups/~/media/Files/Groups/ACT/04_amm_033rev2.ashx (дата обращения: 22.12.2013).
APEC Ministers (2010) Niigata Declaration on APEC Food Security. Режим доступа: http://www.mofa. go.jp/policy/economy/apec/dec_fs_1010.pdf (дата обращения: 24.10.2013).
APEC Ministers (2012a) Annex A. APEC Model Chapter on Transparency for RTAs/FTAs. Режим доступа: http://www.apec.org/Meeting-Papers/Ministerial-Statements/Annual/2012/2012_amm/annex-a.aspx (дата обращения: 19.01.2014).
APEC Ministers (2012b) Kazan Declaration on APEC Food Security. Режим доступа: http://www.apec.org/ Meeting-Papers/Ministerial-Statements/Food-Security/2012_food.aspx (дата обращения: 24.10.2013)
APEC Ministers (2013) Joint Ministerial Statement. 5 October. Режим доступа: http://www.apec2013.or.id/ userfiles/2013_AMM_JointMinisterialStatement.pdf (дата обращения: 24.10.2013).
APEC Policy Support Unit (2012) APEC’s Bogor Goals Progress Report, August. Режим доступа: http://www.apec.org/About-Us/About-APEC/Achievements-and-Benefits/~/media/Files/AboutUs/ AchievementsBenefits/20120822_APECsBogorGoalsProgressReport.ashx (дата обращения: 22.12.2013).
CTTF (2013) APEC Counter-Terrorism Task Force Strategic Plan 2013-2017. Режим доступа: http:// report.nat.gov.tw/ReportFront/report_download.jspx?sysId=C10202727&fileNo=003 (дата обращения:
19.01.2014).
G20 (2010) Multi-Year Action Plan on Development. Режим доступа: http://www.g20.utoronto.ca/2010/ g20seoul-development.html (дата обращения: 24.10.2013).
67
APEC: Looking for Optimal Decisions
to Support Economic Growth, Trade and Employment
E. Safonkina
Elizaveta Safonkina — Researcher at the Research Center for International Development Assistance of the International Organisations Research Institute, National Research University Higher School of Economics; 20 Myasnitskaya, 101000, Moscow, Russian Federation; E-mail: [email protected]
Abstract
The Asia-Pacific Economic Cooperation forum (APEC) is one of the key platforms of the multilateral dialogue on global agenda issues in the Asia-Pacific region. Notwithstanding its regional character, the annual APEC leaders' summits significance is comparable with that of the key global governance institutions, such as the G8 and G20, summits. With increasing integration and enhanced economic relationships as well as established interaction pattern the APEC influence on regional and global economic agenda is growing. In spite of the fact that APEC initially positioned itself as a “free group of economics” not a political association, the member states step-by-step turn to the most acute worldwide political issues, which is reflected in the leaders' statements made during the summit. The analysis of the APEC 2013 summit which was held within the Indonesian presidency on 7—8 October 2013 on Bali provides an insight into the main drivers of the APEC agenda. Given that currently all countries face similar economic and social challenges: low and stalling economic growth, need to pursue fiscal consolidation, persistent structural unemployment, widening income disparities, base erosion and profit shifting as well as tax evasion, climate change negative consequences etc, it's useful to analyze the measures implemented at the regional level (APEC), as well as the global level (G20). A comparison with the G20 is largely determined shared challenges and by the intersecting memberships: almost half of the members of the institutions participate in both fora, namely Australia, Canada, China, Indonesia, Japan, Mexico, Republic of Korea, Russia and the United States. The recent APEC and G20 agendas aim to coordinate actions to resolve the shared problems and move towards new growth models. The analysis is based on the key summit documents — Bali Declaration “Resilient Asia-Pacific, Engine of Global Growth”, Joint Ministerial Statement, leaders' statements and accompanying documents. The analysis permits to identify the vector of APEC agenda development.
Key words: APEC, APEC 2013 summit, regional cooperation, global challenges, economic growth, employment, trade, green growth, development, security, G20
References
ABAC (2013) APEC Business Advisory Council Report to APEC Economic Leaders. Available at: http://apec2013. or.id/download/ABAC_Report_to_Leaders_2013.pdf (accessed 19 December 2013).
APEC (1995) The Osaka Action Agenda. Implementation of the Bogor Declaration. Available at: http://www.apec. org/~/media/Files/Groups/IP/02_esc_oaaupdate.pdf (accessed 22 December 2013).
APEC (2004) Best Practice for RTAs/FTAs in APEC. Available at: http://www.apec.org/Home/Groups/Other-Groups/~/media/D3CEA02503D04FB49D9859EA10D29520.ashx (accessed 24 October 2013).
APEC (2010) Paracas Declaration. Available at: http://www.mofa.go.jp/policy/economy/apec/2010/docs/ paracas_declaration_2010aomm3.pdf (accessed 22 December 2013).
APEC (2011) APEC Consolidated Counter-Terrorism and Secure Trade Strategy. Available at: aimp.apec.org/ Documents/2011/SOM/CSOM/11_csom_009.doc (accessed 19 January 2014).
APEC (2013) APEC Multi Year Project - Strengthening Public-Private Partnership to Reduce Food Losses in the Supply Chain. Available at: http://mddb.apec.org/Documents/2013/PPFS/PPFS1/13_som_ppfs1_012.pdf (accessed 23 December 2013).
68
REGIONAL INTEGRATION PROCESSES: IN SEARCH OF THE BEST SOLUTIONS TO COMMON CHALLENGES
APEC Finance Ministers (2013) Annex B: Report of 2013 APEC Finance Ministers’ Process Initiatives. Available at: http://www.mof.go.jp/english/international_policy/convention/apec/20130920_2.htm (accessed 24 October 2013).
APEC Leaders (2005) Leaders’ Declaration Busan Declaration - Towards One Community: Meet the Challenge, Make the Change. Available at: http://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2005/2005_aelm. aspx (accessed 24 October 2013).
APEC Leaders (2007) Sydney APEC Leaders’ Declaration on Climate Change, Energy Security and Clean Development. Available at: http://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2007/2007_aelm/ aelm_climatechange.aspx (accessed 22 December 2013).
APEC Leaders (2010) Leaders Declaration “The Yokohama Vision — Bogor and Beyond”. Available at: http:// www.whitehouse.gov/the-press-office/2010/11/13/apec-leaders-declaration-yokohama-vision-bogor-and-beyond (accessed 24 October 2013).
APEC Leaders (2012) Leaders’ Declaration Vladivostok Declaration — Integrate to Grow, Innovate to Prosper. Available at: http://apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2012/2012_aelm.aspx (accessed 22 December 2013).
APEC Ministers (2004) APEC Course of Action on Fighting Corruption and Ensuring Transparency. Available at: http://www.apec.org/Groups/SOM-Steering-Committee-on-Economic-and-Technical-Cooperation/
Working-Groups/~/media/Files/Groups/ACT/04_amm_033rev2.ashx (accessed 22 December 2013).
APEC Ministers (2010) Niigata Declaration on APEC Food Security. Available at: http://www.mofa.go.jp/ policy/economy/apec/dec_fs_1010.pdf (accessed 24 October 2013).
APEC Ministers (2012a) Annex A. APEC Model Chapter on Transparency for RTAs/FTAs. Available at: http://www. apec.org/Meeting-Papers/Ministerial-Statements/Annual/2012/2012_amm/annex-a.aspx (accessed 19 January 2014).
APEC Ministers (2012b) Kazan Declaration on APEC Food Security. Available at: http://www.apec.org/ Meeting-Papers/Ministerial-Statements/Food-Security/2012_food.aspx (accessed 24 October 2013)
APEC Ministers (2013) Joint Ministerial Statement (5 October). Available at: http://www.apec2013.or.id/ userfiles/2013_AMM_JointMinisterialStatement.pdf (accessed 24 October 2013).
APEC Policy Support Unit (2012) APEC’s Bogor Goals Progress Report (August). Available at: http:// www.apec.org/About-Us/About-APEC/Achievements-and-Benefits/~/media/Files/AboutUs/ AchievementsBenefits/20120822_APECsBogorGoalsProgressReport.ashx (accessed 22 December 2013).
CTTF (2013) APEC Counter-Terrorism Task Force Strategic Plan 2013—2017. Available at: http://report.nat. gov.tw/ReportFront/report_download.jspx?sysId=C10202727&fileNo=003 (accessed 19 January 2014).
Evropejskoe soobshhestvo (2009) Deklaracija vsemirnogo sammita po prodovol’stvennoj bezopasnosti, nojabr’ [Declaration of the World Summit on Food Security, November]. Available at: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/pdf/summit2009_declaration.pdf (accessed 23 October 2013).
G20 (2010) Multi-Year Action Plan on Development. Available at: http://www.g20.utoronto.ca/2010/g20seoul-development.html (accessed 24 October 2013).
“Gruppa dvadcati” (2013) Rabochij plan «Gruppy dvadcati» po finansirovaniju investicij (sentjabr’) [G20 Workplan on Financing for Investment (September)]. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/782769040 (accessed 23 October 2013).
Lavrov S. (2012) Rossija v ATJeS: k novym gorizontam aziatsko-tihookeanskoj integracii [Russia and APEC: Towards New Asia-Pacific Integration Horizons]. Special’nyj vypusk zhurnala “Mezhdunarodnaja zhizn’”. Available at: http://interaffairs.ru/i/2012_rus.pdf (accessed 24 November 2013).
Lidery «Gruppy dvadcati» (2009a) Pittsburgskij sammit — zajavlenie glav gosudarstv “Gruppy dvadcati” (sentjabr’) [G20 Leaders Statement: The Pittsburgh Summit (September)]. Available at: http://news.kremlin. ru/ref_notes/300 (accessed 28 December 2013).
Lidery “Gruppy dvadcati” (2009b) Ramochnoe soglashenie ob uverennom, ustojchivom isbalansirovannom roste (sentjabr’) [Framework for Strong, Sustainable and Balanced Growth (September)]. Available at: http://news. kremlin.ru/ref_notes/300 (accessed 28 December 2013).
69
INTERNATIONAL ORGANISATIONS RESEARCH JOURNAL. Vol. 9. No 1 (2014)
Lidery “Gruppy dvadcati” (2013) Sankt-Peterburgskaja deklaracija liderov “Gruppy dvadcati” (sentjabr’) [Saint Petersburg G20 Leaders Declaration (September)]. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/782775267 (accessed 22 December 2013).
Lidery ATJeS (2011) Sodejstvie jeffektivnoj, nediskriminacionnoj i rynochno-orientirovannoj innovacionnoj poli-tike (Prilozhenie “A”) [Annex A — Promoting Effective, Non-Discriminatory, and Market-Driven Innovation Policy]. Available at: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1081 (accessed 22 December 2013).
Lidery ATJeS (2013a) Deklaracija dvadcat’ pervoj vstrechi liderov jekonomik — uchastnic ATJeS (Balijskaja deklaracija, 8 oktjabrja) [The 21st APEC Economic Leaders’ Declaration (Bali Declaration, 8 October)]. Available at: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1539 (accessed 22 October 2013).
Lidery ATJeS (2013b) Zajavlenie v podderzhku mnogostoronnej torgovoj sistemy i IX Ministerskoj konferencii Vsemirnoj torgovoj organizacii (8 oktjabrja) [Supporting the Multilateral Trading System and the 9th Ministerial Conference of the World Trade Organization (8 October)]. Available at: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1540 (accessed 23 October 2013).
MVF (2013) Perspektivy razyitija mirovoj jekonomiki (8 oktjabrja). [World Economic Outlook, 8 October]. Available at: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/weo/2013/02/pdf/textr.pdf (accessed 24 November 2013).
70