Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ВОПРОСЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / РЫНОК / ПРИНЦИПЫ / МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валижонов А.Р.

В статье рассмотрены вопросы трансформации крупных хозяйственных обществ в Узбекистане. В статье изучена сущность понятия «трансформация» и определены основные задачи трансформации предприятий, рассмотрены суть и содержание указов Президента Республики Узбекистан, посвященных вопросам трансформации предприятий, выявлены особенности трансформируемых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF TRANSFORMATION OF ECONOMIC SOCIETIES WITH THE PARTICIPATION OF THE STATE IN UZBEKISTAN

The article deals with the issues of transformation of large corporation in Uzbekistan. The article studies the essence of the concept of "transformation" and defines the main tasks of the transformation of enterprises, considers the essence and content of the decrees of the President of the Republic of Uzbekistan on the issues of transformation of enterprises, identifies the features of enterprises being transformed.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ»

ВОПРОСЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ С УЧАСТИЕМ

ГОСУДАРСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

А.Р. Валижонов, канд. экон. наук, заведующий отделом

Центр исследований Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-2-79-81

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы трансформации крупных хозяйственных обществ в Узбекистане. В статье изучена сущность понятия «трансформация» и определены основные задачи трансформации предприятий, рассмотрены суть и содержание указов Президента Республики Узбекистан, посвященных вопросам трансформации предприятий, выявлены особенности трансформируемых предприятий.

Ключевые слова: хозяйственное общество, трансформация, приватизация, реформирование, рынок, принципы, механизмы.

Хозяйственные общества, то есть акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, являются одной из наиболее распространенных форм хозяйствующих субъектов и действуют во всех отраслях экономики. В Узбекистане создание хозяйственных обществ, в том числе акционерных, началось в основном одновременно с процессами приватизации. За годы независимости была проведена значительная работа по приватизации государственного имущества и предприятий. Но, несмотря на это, доля государства в ряде крупных хозяйственных обществ остается высокой.

В последние годы фраза «трансформация предприятий» часто используется в правительственных решениях о приватизации и реформировании государственных предприятий. В то же время понятие трансформации в нашем действующем законодательстве не определено. Определения понятию «трансформация» даются в экономической литературе. Трансформация - это изменение структуры, формы, методов и направлений хозяйственной деятельности [1]. Исследователи при характеристике трансформации очень часто используют ряд понятий-синонимов: «изменение», «преобразование», «реформирование», «движение», «обновление», «развитие», «переход» и др. [2].

С учетом вышеизложенного понятие трансформации хозяйственного общества с государственным участием можно определить следующим образом: трансформация хозяйственного общества с государственным участием - это совокупность мер по переводу его к функционированию на основе рыночных принципов и механизмов, созданию его оптимальной организационной структуры и эффективной системы управления.

Основными задачами трансформации хозяйственных обществ с государственным участием могут быть:

- обеспечение конкурентоспособности производимой продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках;

- внедрение международных стандартов финансовой отчетности;

- повышение эффективности операционных и бизнес-процессов;

- развитие системы корпоративного управления, предусматривающей современный менеджмент, в том числе обеспечение интересов всех заинтересованных сторон;

- повышение инвестиционной привлекательности предприятия;

- формирование эффективных собственников в хозяйственных обществах путем приватизации государственных акций;

- ограничение государственного вмешательства в деятельность предприятий.

В соответствии с Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов» от 27 октября 2020 года №УП-6096 утвержден перечень крупных государственных предприятий и хозяйственных объединений, подлежащих трансформации. В данный перечень включены 32 предприятий с участием государства, из них 22 являются хозяйственными обществами. Эти хозяйственные общества функционируют в нефтегазовой отрасли, отраслях химической промышленности и энергетики, сферы геологии и других ведущих отраслях экономики.

Данным указом в структуре центрального аппарата Министерства финансов Республики Узбекистан образован Департамент по трансформации крупных предприятий с участием государства.

Вопросы развития процесса трансформации крупных хозяйственных обществ предусмотрены также в Указе Президента Республики Узбекистан «Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста путем улучшения предпринимательской среды и развития частного сектора» от 8 апреля 2022 года №УП-101. Указ в качестве одного из основных направлений повышения роли частного сектора в обеспечении экономического роста, создании благоприятных условий для развития частного сектора во всех отраслях определяет следующие:

- ускорение трансформации и приватизации предприятий и коммерческих банков с участием государства, стимулирование увеличения качественно новых, в частности основанных на принципах экологического, социального и корпоративного управления, инвестиций и высокоэффективных технологий производства, за счет уменьшения доли неэффективно функционирующих предприятий в экономике;

- придание импульса развитию разных сегментов финансового рынка за счет дальнейшей либерализации денежного рынка и рынка капитала, создание, таким образом, условий для формирования при-

ватизированными и находящимися в процессе трансформации предприятиями альтернативных источников финансирования своей деятельности.

На наш взгляд, особенностями трансформируемых предприятий являются следующие:

- наличие значительной доли государства в уставном фонде;

- занятие доминирующего положения на товарных рынках (некоторые из них являются субъектами естественной монополии, в частности АО «Узбекистон темир йуллари», АО «Узтрансгаз», АО «Узбекские национальные электрические сети» и

др.);

- наличие большого количества дочерних организаций.

Стимулирование развития частного бизнеса на товарных и финансовых рынка, в которых крупные предприятия занимают доминирующее положение является одним из важных вопросов, на который следует обратить внимание при разработке стратегии трансформации хозяйственных обществ с участием государства.

Большинство хозяйственных обществ, которые планируется трансформировать, представляют собой крупные компании, объединившие несколько предприятий. Например, в АО «Узавтосаноат» (автомобилестроение) количество дочерних организаций составляет 45, в АО «Узбекистон темир йуллари» (железные дороги) - 42, в АО «Узбекнефтегаз» - 33.

На сегодняшний день не существует отдельного нормативного документа, регулирующего отношения между головным обществом и дочерними обществами. Поэтому отношения между такими обществами должны регулироваться их внутренними документами, в том числе уставом.

В связи с этим были изучены уставы ряда хозяйственных обществ, в частности, АО «Узбекнефтегаз», АО «Узтрансгаз», АО «Узавтосаноат», АО «Региональные электрические сети», АО «Узтелеком», АО «Уздонмахсулот» и другие. В результате анализа выявлено, что при наличии в структуре данных хозяйственных обществ нескольких дочерних структур, в их уста-

вах недостаточно норм, посвященных регулированию отношений между основным и дочерними обществами.

Регулирование отношений между основным обществом и дочерними обществами на основе рыночных механизмов должно стать одной из основных задач трансформации крупных хозяйственных обществ.

Другим важнейшим направлениям трансформации крупных хозяйственных обществ с участием государства является развитие процесса приватизации долей (пакетов акций) государства. Для решения данной задачи на наш взгляд целесообразно:

- определение целей, задач и необходимого уровня участия государства в каждом государственном предприятии или хозяйственном обществе, имеющем стратегическое значение;

- разработка методологических основ оценки рисков при приватизации крупных предприятий;

- совершенствование механизма привлечения на фондовый рынок средств населения - как развитием институтов коллективных инвестиций, так и предоставлением простого и понятного доступа на рынок индивидуальным инвесторам;

- рассмотрение возможности внедрения критериев финансового оздоровления предприятий с государственным участием, разработанных Р.И. Каюмовым [3], в целях их трансформации в эффективные, способные конкурировать на внутреннем и внешнем рынках предприятия.

В заключении следует отметить, что эффективная реализация трансформационных процессов в крупных хозяйственных обществах будет способствовать развитию свободной конкурентной среды и

рыночных отношении в экономике страны.

Библиографический список

1. РаИзберг Б.А., ЛозовскиИ Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: «ИНФРА-М», 1997. - 496 с.

2. Лебедев Д.С. Институциональная трансформация социально-экономических систем: теория, методология анализа, практика применения во внешней торговле России. 2-е изд. - М.: Изд-во «Проспект» 2015. - 201 с.

3. Каюмов Р.И. Несовершенство законодательства как фактор сдерживания экономического роста в Узбекистане // Проблемы современной экономики. - 2022. - № 3 (83). -С. 192-196. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=7414.

ISSUES OF TRANSFORMATION OF ECONOMIC SOCIETIES WITH THE PARTICIPATION OF THE STATE IN UZBEKISTAN

A.R. Valizhonov, Candidate of Economic Sciences, Head of the Department

Research Center of the State Assets Management Agency of the Republic of Uzbekistan

(Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. The article deals with the issues of transformation of large corporation in Uzbekistan. The article studies the essence of the concept of "transformation" and defines the main tasks of the transformation of enterprises, considers the essence and content of the decrees of the President of the Republic of Uzbekistan on the issues of transformation of enterprises, identifies the features of enterprises being transformed.

Keywords: corporation, transformation, privatization, reformation, market, principles, mechanisms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.