Научная статья на тему 'Дальнейшее реформирование аудиторской деятельности в Узбекистане в соответствии с международными стандартами аудита'

Дальнейшее реформирование аудиторской деятельности в Узбекистане в соответствии с международными стандартами аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AUDITING SERVICES / СТАНДАРТЫ АУДИТА / AUDITING STANDARDS / АУДИТОРСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ / AUDIT REPORTS / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / QUALITY CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хакимов Акмал Лолашевич

В статье рассмотрены некоторые вопросы дальнейшего совершенствования аудиторской деятельности, а именно законодательное обеспечение данного вида деятельности со стороны государства и при интеграции потенциала профессиональных сообществ в разработке стандартов, методического обеспечения проведения аудита и повышения его качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дальнейшее реформирование аудиторской деятельности в Узбекистане в соответствии с международными стандартами аудита»

Промышленное развитие России: проблемы и перспективы. Труды XII Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов: в 3 томах. Кафедра экономики предприятия, 2014. С. 135-142.

3. Nifontov A., Kushnerov U., Chernikova O. The development of awarding bonus-es system of mining preparatory sections employees // Mines week-2015. Reports of the XXI international scientific symposium, 2015. P. 221-228.

4. Хусаинова Я. Р., Тюфякова О. П. Планирование карьеры на предприятии как инструмент для достижения стратегический целей предприятия // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Материалы Международной научно-практической конференции, 2005. С. 199-201.

5. Тюфякова О. П. Оценка деловой активности горного предприятия при внедрении новой техники // Нетрадиционные и интенсивные технологии разработки месторождений полезных ископаемых. Труды XI Международной конференции, 2007. С. 27-30.

6. Черникова О. П. Методический подход к управлению производительностью труда работников угольных предприятий // Вестник НГУЭУ, 2015. № 1. С. 355-362.

7. Гостинцев З. А., Черникова О. П. Факторная модель производительности труда работников горных предприятий // Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию СибГИУ. Сибирский государственный индустриальный университет, 2015. С. 93-98.

FURTHER REFORM OF AUDIT ACTIVITY IN UZBEKISTAN IN ACCORDANCE WITH INTERNATIONAL AUDITING STANDARDS Khakimov A. (Republic of Uzbekistan) ДАЛЬНЕЙШЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТА Хакимов А. Л. (Республика Узбекистан)

Хакимов Акмал Лолашевич /Khakimov Akmal - соискатель,

кафедра экономического анализа и аудита, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены некоторые вопросы дальнейшего совершенствования аудиторской деятельности, а именно законодательное обеспечение данного вида деятельности со стороны государства и при интеграции потенциала профессиональных сообществ в разработке стандартов, методического обеспечения проведения аудита и повышения его качества.

Abstract: the article discusses some of the issues of further improvement of audit activity, namely the legislative provision of this type of activity on the part of state-building and integration of communities in the development of standards, methodological support of auditing and improving its quality.

Ключевые слова: аудиторская деятельность, стандарты аудита, аудиторские заключения, контроль качества.

Keywords: auditing services, auditing standards, audit reports, quality control.

35 ■ European science № 1(23)

Переход Узбекистана к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место занимает и институт аудиторства. В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая необходима:

- государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении;

- владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности;

- банкам, страховым компаниям, для оценки платежеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска;

- поставщикам, покупателям, другим предприятиям и организациям, имеющих деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования, для уверенности в оплате поставок, в получении товаров, услуг, работ;

- потенциальным инвесторам, для оценки доходов по вкладам.

Аудит - элемент рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой - либо группы участников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос. В своё время развитие и усложнение производства, развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы и кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта соответствуют требованиям закона и правильно отражены в учёте.

Таким образом, с одной стороны:

- необходимость уверенности заинтересованных пользователей бухгалтерской отчётности в её достоверности (поскольку бухгалтерская отчётность используется для принятия ответственных решений)

С другой стороны:

- отсутствие у заинтересованных пользователей специальных знаний и опыта;

- отсутствие свободного доступа к документации организации;

- возможность необъективной информации со стороны руководства и бухгалтерии организации в конфликтных ситуациях;

- подверженность бухгалтерской отчётности искажениям вследствие действия неизбежных факторов (субъективность составителей, неоднозначность интерпретации нормативных актов и т. д.) привели к возникновению института независимых высококвалифицированных специалистов-аудиторов, мнению которых о достоверности бухгалтерской отчётности организации заинтересованные пользователи могли бы доверять.

Система аудита является неотъемлемой частью финансовой сферы экономики Узбекистана. Государство обращает пристальное внимание на совершенствование и развитие данной сферы. На сегодняшний день создана комплексная законодательно -правовая основа аудиторской деятельности, существенно упрощена и либерализована система выдачи лицензий.

Созданы экономические стимулы и налоговые льготы и преференции для активного развития аудита в нашей стране. Например, такие как:

- выдача лицензий на осуществление аудиторской деятельности без ограничения срока действия;

- освобождение аудиторских организаций от уплаты налога на прибыль и единого налогового платежа до 1 января 2017 г.;

- принятие решений о прекращении действия лицензий за допущенные нарушения только судом и др.

По данным реестра аудиторов и аудиторских организаций Министерства Финансов Республики Узбекистан по состоянию на 1 декабря 2015 г. в республике осуществляют свою деятельность 103 аудиторские организации, где работают 624 аудитора

Аудиторские организации, являющихся членами международной аудиторской сети и международных ассоциаций, по состоянию на 01.01.2016 года в Узбекистане 17, из них 3 международные аудиторские организации [4.1.].

Также, в 2007 году в Узбекистане было создано рейтинговое агентство ООО «Аудитрейтинг», которое проводит рейтинговую оценку деятельности аудиторских организаций республики. Целью рейтинговой оценки аудиторских организации является: информирование общественности, информирование уполномоченных государственных органов, инвесторов, акционеров, хозяйствующих субъектов о состояния каждой аудиторской организации путем комплексной оценки ее деятельности на основе бальной системы что, несомненно, доказывает сильную заинтересованность государства в повышении уровня аудита в Узбекистане.

Общеизвестно, что в ряду документов регламентирующих аудиторскую деятельность на особом месте находятся стандарты аудита. В настоящее время существуют аудиторские стандарты нескольких уровней:

- международные;

- национальные;

- внутренние (стандарты саморегулируемых организаций аудиторов и стандарты аудиторских фирм - внутрифирменные стандарты).

Международные стандарты аудита (МСА) призваны унифицировать подход к аудиту в международном масштабе и содействовать развитию аудита в странах. Отметим, что МСА не являются нормативными документами и имеют рекомендательный характер.

На протяжении ряда лет в Узбекистане реализуются меры по реформированию аудита в соответствии с международными стандартами аудита. План мероприятий Минфина Узбекистана по реализации программы развития аудита включает задачи повышения качества информации, формируемой в аудиторских отчетности и заключениях, создание инфраструктуры применения МСА, усиление контроля качества аудиторской деятельности, подготовку и повышение квалификации кадров.

Заинтересованность нашего государства в переходе на МСА подчёркивает также, Постановление Президента Республики Узбекистан от 26.11.2010 г. ПП-1438 «О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011-2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей» приложение № 2 к Постановлению Президента Республики Узбекистан № ПП-1438 мероприятия по дальнейшему развитию сферы микрофинансирования и небанковского финансового сектора республики на 2011-2015 годы [1.1].

Таблица 1. Сведения о выполнении нормативных актов по внедрению независимого аудита деятельности крупнейших предприятий Узбекистана

Название нормативного документа Цели и задачи Основание Сроки Хозяйствующие субъекты

ПП 1438 «О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011-2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей» Приложение №2 п. 56 «Мероприятия по дальнейшему развитию сферы микрофинансирования и небанковского финансового сектора республики на 2011-2015 годы» Внедрение практики проведения независимого аудита деятельности крупнейших предприятий Узбекистана на основе Международных Стандартов Аудита(МСА). Решения соответствующих органов управления предприятий 20112015 годы НХК «Узбекнефтегаз», ГАК «Узбекэнерго», ГАЖК «Узбекистан темир йуллари», НАК «Узбекистан хаво йуллари», ГАК «Узкимёсаноат», АК «Узавтосаноат» и другие

Источник: Материалы Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов Республики Узбекистан. Т., 2016 г.

В данном Постановлении Президента особенно отмечается необходимость:

- совершенствования законодательства об аудиторской деятельности в соответствии с международными принципами и стандартами;

- внедрения практики проведения аудиторских проверок крупнейших предприятий на основе международных стандартов аудита;

- совершенствования системы подготовки и повышения квалификации аудиторов;

- совершенствования деятельности республиканских профессиональных объединений аудиторов.

В Узбекистане международные аудиторские стандарты принимаются во внимание при разработке национальных стандартов, которые призваны решать те же задачи, что и международные, но в масштабе Узбекистана.

Настоящее время МСА имеют 36 стандартов. В нашей стране в настоящее время действуют 21 НСАД, они разрабатываются с 1999 года Министерством Финансов Республики Узбекистан совместно с профессиональными организациями. НСАД представляют собой адаптированную версию МСА к условиям Узбекистана, и, по сути, достаточно близки к МСА, а имеющиеся расхождения связаны в первую очередь со спецификой правовой практики. Очевидно, что одним из основных направлений дальнейшего совершенствования аудиторской деятельности является дальнейшее совершенствование НСАД путём максимального его соответствия МСА.

В целях совершенствования Закона «Об аудиторской деятельности Республики Узбекистан» введена новая статья 2-2. «Стандарты аудиторской деятельности» от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352, где четко описана правила их применения:

- Стандарты аудиторской деятельности определяют порядок проведения аудиторской проверки, оказания профессиональных услуг и организации системы контроля качества работы аудиторов.

- Национальные стандарты аудиторской деятельности устанавливают единые требования по осуществлению аудиторской деятельности.

- Аудиторские организации при проведении аудиторской проверки в соответствии с договором об оказании аудиторских услуг могут применять международные стандарты аудита.

В результате сопоставления международных стандартов аудита с национальными стандартами аудиторской деятельности мы пришли к выводу, что, одним из самых отличительных особенностей НСАД от МСА является отсутствие в аудиторском заключении, безусловно-положительного заключения с пояснительным параграфом и условно-положительного заключения. Аудиторы в Узбекистане обычно представляют или положительное заключение, что при наличии существенных неопределенностей является большим риском для аудитора, или - отрицательное заключение, что является неверным решением со стороны аудитора, так как финансовая отчетность составлена достоверно во всех существенных аспектах.

Анализ распределения выданных аудиторских заключений по видам приведена в таблице 2.

Таблица 2. Распределение выданных аудиторских заключений по видам

Виды выданных аудиторских заключений Удельный вес в общем количестве выданных аудиторских заключений, %

2014 2015

Аудиторские заключения всех видов 100,0 100,0

в том числе:

с выражением положительного мнения 94,8 95,2

с выражением отрицательного мнения 4,8 4,2

с отказом от выражения мнения 0,1 0,2

другие виды аудиторского заключения 0,3 0,4

Из общего количества аудиторских заключений по результатам проведенных проверок по Международным стандартам аудита:

с выражением положительного мнения 1,7 1,8

с выражением отрицательного мнения 0,1 0,1

с отказом от выражения мнения 0,1 -

другие виды аудиторского заключения 0,2 0,4

Источник: Сайт министерства финансов Республики Узбекистан. Т., 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.mf.uz/mf-resources-menu/mf-accounting-menu/auditorskaya-deyatelnost.html.

Наличие в международной практике, безусловно-положительного заключения с пояснительным параграфом и условно-положительного заключения является индикатором ответственности аудитора, так как дает ему возможность предупредить пользователей о возможных последствиях ввиду наличия неопределенностей в будущей деятельности субъекта или указать на имеющиеся существенные ограничения масштаба работы или несогласия по учетной политике. Исходя из вышесказанного, считаем целесообразным введение безусловно-положительного заключения с пояснительным параграфом и условно-положительного заключения в НСАД.

В Узбекистане планируется переход на МСА и рассматриваются основные проблемы которые могут возникнуть при переходе: совершенствование законодательной базы для применения МСА; недостаточный уровень подготовки аудиторов для использования МСА, что отрицательно скажется на качестве аудиторских проверок; высокие затраты на переподготовку аудиторов по применению МСА.

Для решения этих задач отмечается необходимость: законодательного признания официального перевода текста МСА; разработки механизма распространения опыта применения МСА; организации системы контроля качества работы аудиторов; проведения переподготовки действующих аудиторов по МСА; внедрения обучения МСА в высших учебных заведениях.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что реформирование и дальнейшее усовершенствование аудиторской деятельности обеспечит достоверной информацией о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, что в свою очередь поможет привлечь долгосрочные вложения капитала в различные отрасли экономики страны.

Литература

1. «О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011-2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей». Постановление Президента Республики Узбекистан от 26.11.2010г. ПП-1438.

2. Бычкова С. М., Газарян А. В. Планирование в аудите. М.: Финансы и статистика, 2001. 264 с.

3. Национальные стандарты аудиторской деятельности Республики Узбекистан. Т.: изд. НАБА., 2012. 231 с.

4. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Республике Узбекистан в 2015 г. Официальный сайт Министерства финансов Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.mf.uz/mf-resources-menu/mf-accounting-menu/-auditor-skaya-deyatelnost.html/ (дата обращения: 05.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.