Научная статья на тему 'Вопросы страхования граждан, принимающих участие в мероприятиях по охране общественного порядка'

Вопросы страхования граждан, принимающих участие в мероприятиях по охране общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ / PROTECTION OF PUBLIC ORDER / PARTICIPATION OF CITIZENS IN PUBLIC SECURITY / PUBLIC LAW ENFORCEMENT ASSOCIATIONS / PEOPLE'S GROUPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золотых Александр Васильевич

Одним из направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является охрана общественного порядка, а один из способов ее обеспечения привлечение граждан к охране общественного порядка. Одно из условий привлечения граждан к охране правопорядка это личное страхование. Возможность страхования закреплена только в отношении народных дружинников. В статье рассматривается вопрос о возможности страхования всех категорий граждан, которые могут принимать участие в охране общественного порядка.One of the activities of State authorities and local self-government bodies is the protection of public order, and one way of ensuring it is to involve citizens in the protection of public order. One of the conditions for involving citizens in law enforcement is personal insurance. The possibility of insurance is fixed only for people's friends. The article considers the possibility of insurance for all categories of citizens who may take part in the protection of public order.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы страхования граждан, принимающих участие в мероприятиях по охране общественного порядка»

УДК 342.9 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10254

ВОПРОСЫ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАН, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Александр Васильевич ЗОЛОТЫХ, магистрант кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России E-mail: alex42zol@.mail.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. Одним из направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является охрана общественного порядка, а один из способов ее обеспечения — привлечение граждан к охране общественного порядка.

Одно из условий привлечения граждан к охране правопорядка — это личное страхование.

Возможность страхования закреплена только в отношении народных дружинников.

В статье рассматривается вопрос о возможности страхования всех категорий граждан, которые могут принимать участие в охране общественного порядка.

Ключевые слова: охрана общественного порядка, участие граждан в обеспечении общественной безопасности, общественные объединения правоохранительной направленности, народные дружины.

Annotation. One of the activities of State authorities and local self-government bodies is the protection of public order, and one way of ensuring it is to involve citizens in the protection of public order. One of the conditions for involving citizens in law enforcement is personal insurance. The possibility of insurance is fixed only for people's friends. The article considers the possibility of insurance for all categories of citizens who may take part in the protection of public order.

Keywords: protection of public order, participation of citizens in public security, public law enforcement associations, people's groups.

Рецензент: Н.Н. Пестов, доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, кандидат юридических наук

Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ (далее — Закон) регулирует правоотношения, возникающие при добровольном участии граждан в охране общественного порядка. Закон предусматривает три формы участия граждан в охране правопорядка: в составе добровольных народных дружин, в качестве внештатных сотрудников полиции, а также членов общественных организаций правоохранительной направленности.

Охрана общественного порядка, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. №131-Ф3, относится к ведению органов местного самоуправления. Основными подразделениями полиции, которые осуществляют охрану общественного порядка в общественных местах, являются патрульно-постовая служба полиции и участковые уполномоченные полиции.

В связи с тем, что данная деятельность связана с возможным риском причинения сотруднику полиции вреда здоровью либо жизни в соответствии с постановлением Правительства РФ

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020

от 8 декабря 2011 г. № 1021 им предусмотрена дополнительная денежная надбавка к окладу месячного денежного содержания.

Следовательно, деятельность по охране общественного порядка всегда сопряжена с возможным причинением вреда жизни и здоровью участвующим в ней лицам, в том числе и гражданам, оказывающим помощь в патрулирова-нии7. Если жизнь и здоровье сотрудника полиции на законодательном уровне обязательно страхуются, а также выплачивается дополнительное денежное вознаграждение за непосредственное обеспечение охраны общественного порядка, то в соответствии с п. 6 ст. 26 Закона возможность осуществлять личное страхование предоставлена только в отношении народных дружинников.

С учетом того, что кроме народных дружинников в охране общественного порядка могут принимать участие члены общественных объединений правоохранительной направленности и внештатные сотрудники полиции, которые также подвергаются потенциальной опасности, они также нуждаются в страховании. Однако возможность их страхования не предусмотрена действующим Законом.

Иными категориями граждан, которых возможно привлекать к охране общественного порядка, являются представители родительских школьных комитетов, управляющих компаний и других общественных объединений граждан.

Например, в Японии, кроме приведенных категорий граждан, дополнительно взаимодействие осуществляется с реабилитационными центрами, ассоциациями родителей и учителей, комитетами самоуправления [8]. Как результат, Япония является страной с наименьшим уровнем преступности среди других азиатских стран.

Из приведенных примеров видно, что к мероприятиям по охране общественного порядка могут привлекаться широкие круги населения, результатом чего является общее снижение уровня преступности и повышение престижа полиции.

Следовательно, установив возможность страхования в ст. 26 Закона только для народных дружинников, ограничиваются права других граждан, которые могут принимать участие в охране общественного порядка на возможное их страхование за счет государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

С целью учета интересов всех категорий граждан, которые могут принимать участие в ох-

ране общественного порядка, считаем необходимым словосочетание «народные дружинники» в п. 6 ст. 26 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ заменить словом «граждане».

При соответствующей замене приведенная норма Закона будет выглядеть следующим образом:

«Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование граждан на период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для них, гарантии правовой и социальной защиты членов их семей в случае их гибели в период участия в мероприятиях по охране общественного порядка, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации».

При принятии приведенного изложения нормы Закона будут учтены интересы любого гражданина РФ, который будет принимать участие в мероприятиях по охране общественного порядка.

Несомненно, проводить исследование по приведенной норме ст. 26 Закона возможно и дальше, изучая пределы применения страхования, а также его возможность либо обязанность. Ведь участие конкретного гражданина в охране правопорядка носит эпизодический характер, т.е. непосредственно он несет службу совместно с сотрудниками полиции в среднем не более двух раз месяц, а то и реже.

Следовательно, необходимо рассматривать страхование не отдельно взятых граждан, а, например, определенного их количества, принимающего участие в мероприятиях по охране общественного порядка. Для изучения данного предположения необходимо проводить дополнительные исследования, которые будут изложены в нашей научной работе по теме: «Правовые и организационные основы привлечения граждан к охране общественного порядка».

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020

№ 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 26.02.2020)

2. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 26.02.2020)

3. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 02.04.2014 г. №44-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 26.02.2020)

4. Об общих принципах организации местного самоуправления: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 26.02.2020)

5. О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции: Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 1021 (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 26.02.2020)

6. О некоторых вопросах деятельности народных дружин: Закон Кемеровской области от

17.11.2014 г. № 106-03 (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 26.02.2020)

7. Байгажаков C.B. Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности: Учебник / Под ред. С.В. Байгажакова и др. М., 2017 Ч. 1. С. 168-210.

8. Зиядуллаев М.З. Зарубежный опыт системы охраны общественного порядка и профилактики правонарушений в населенных пунктах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного поведения. 2017. № 2. С. 42—47.

9. Майорова C.A. Формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2015. № 4 (34). С. 115—121.

10. Народные дружины — решение проблем или имитация деятельности // URL:http:// zhukvesti.ru/articles/detail/33316/ (Дата обращения: 14.02.2020)

11. Шапошников В.Л. О некоторых проблемах участия граждан в охране общественного порядка // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 3. С. 20—24.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.