Научная статья на тему 'Эффективность организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях социальной напряженности и протестной активности в субъектах Российской Федерации'

Эффективность организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях социальной напряженности и протестной активности в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ И ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕРОПРИЯТИЯ С МАССОВЫМ УЧАСТИЕМ ГРАЖДАН / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SOCIAL TENSION AND PROTEST ACTIVITY / EVENTS WITH MASS PARTICIPATION OF CITIZENS / EFFICIENCY / PROTECTION OF PUBLIC ORDER / PUBLIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грамотеев Сергей Валерьевич

В целях эффективной организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях социальной напряженности и протестной активности в статье рассматриваются взгляды на реализацию в каждом конкретном случае всего комплекса необходимых организационных и практических мероприятий, надлежащей организации взаимодействия и совершенствования нормативно-правовой базы.In order to effectively organize the protection of public order and ensure public safety in conditions of social tension and protest activity, the article considers views on the implementation in each case of the entire set of necessary organizational and practical measures, proper organization of interaction and improvement of the legal framework.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях социальной напряженности и протестной активности в субъектах Российской Федерации»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10242

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ В СУБЪЕКТАХ

W W _ _

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сергей Валерьевич ГРАМОТЕЕВ, магистрант кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России E-mail: gramserg@mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. В целях эффективной организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях социальной напряженности и протестной активности в статье рассматриваются взгляды на реализацию в каждом конкретном случае всего комплекса необходимых организационных и практических мероприятий, надлежащей организации взаимодействия и совершенствования нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: социальная напряженность и протестная активность, мероприятия с массовым участием граждан, эффективность, охрана общественного порядка, общественная безопасность.

Annotation. In order to effectively organize the protection of public order and ensure public safety in conditions of social tension and protest activity, the article considers views on the implementation in each case of the entire set of necessary organizational and practical measures, proper organization of interaction and improvement of the legal framework.

Keywords: social tension and protest activity, events with mass participation of citizens, efficiency, protection of public order, public safety.

Рецензент: Н.Н. Пестов, доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, кандидат юридических наук

Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации является охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности граждан в период подготовки и проведения мероприятий с массовым участием людей, в том числе акций, обусловленных социальной напряженностью и протестной активностью в обществе, проявляющихся как в урегулированных законодатель-

ством Российской Федерации, так и в иных формах.

Например, можно констатировать факт, что в настоящее время не редкостью являются случаи проведения такого рода мероприятий, не предусмотренных Федеральным законом РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (далее — ФЗ № 54)1, а, следовательно, являющихся незаконными.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020

Таким образом, в настоящее время необходимо особое внимание уделять эффективности деятельности по организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях социальной напряженности и протестной активности.

Поскольку в современных нормативных правовых актах Российской Федерации не содержится определения понятий социальной напряженности и протестной активности, необходимо их четко сформулировать и законодательно закрепить, обозначив при этом их основные признаки и формы проявления.

Предполагается, что данное явление в жизни общества может найти свое отражение в нормах конкретного федерального закона с целью определения правового статуса данных понятий и четкого урегулирования процесса, связанного с необходимостью регламентации процедур подготовки и реализации мер по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях социальной напряженности и протестной активности, в том числе облаченных в форму различных мероприятий с массовым участием граждан.

Этим федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации должны быть определены правовые и организационные основы организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях социальной напряженности и протестной активности в субъектах Российской Федерации, установлена ответственность за нарушения, допускаемые в обозначенной сфере.

Одновременно с этим данный федеральный закон может быть расширен или дополнен рядом других норм, либо, отменив ФЗ № 54, вобрать в себя содержащиеся в нем положения.

Не следует забывать и о повышении профессионального уровня сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, которые непосредственно участвуют в процедуре согласования публичных мероприятий.

Это необходимо в связи с тем, что не редкостью являются случаи, когда организатор публичного мероприятия в уведомлении указывает форму проведения, не соответствующую реальному формату проведения мероприятия (например, запланировано собрание, а реально проводится митинг или пикет и т.д.).

В свою очередь, должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления после получения данного уведомления, не вникнув должным образом в его содержание или просто в связи с отсутствием достаточных знаний, согласует проведение публичного мероприятия без внесения необходимых корректив его организатором в уведомление.

Одновременно необходимо акцентировать внимание и на том, что, согласовав конкретную форму публичного мероприятия, нужно будет строго ее придерживаться. Таким образом, если будет согласован митинг в определенном месте, то организатор и участники акции уже не смогут изменить форму проведения и, например, организованно пройти к другому месту для выражения своей позиции.

В противном случае согласованный митинг автоматически превратится в незаконное шествие, на которое не было получено согласование, что предоставит сотрудникам органов внутренних дел законные основания для пресечения такой акции и привлечения виновных к ответственности.

Помимо этого, имеют место случаи привлечения сотрудников комплексных сил полиции, задействованных в единой дислокации на обслуживаемой территории, к деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении мероприятий с массовым участием граждан в часы непосредственного несения ими службы и вне зоны их маршрута патрулирования.

Безусловно, это приводит к отвлечению данных сотрудников от выполнения прямых функциональных обязанностей и снятию с маршрута патрулирования, что можно расценить как невыполнение требований п. 2.4 приказа МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции», а именно: «Исключить деятельность сотрудников патрульно-постовой службы полиции на службе, не связанной с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, и обеспечить привлечение в установленном порядке к ответственности должностных лиц, допустивших использование сотрудников патрульно-постовой службы полиции не по назначению»2.

Данная порочная практика может крайне негативно повлиять на состояние оперативной обстановки на маршруте патрулирования нарядов патрульно-постовой службы полиции.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020

Таким образом, должен быть определен единый подход к эффективной организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях социальной напряженности и протестной активности в субъектах Российской Федерации.

В результате можно сделать следующий вывод.

Деятельность по организации органами внутренних дел охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении мероприятий, обусловленных социальной напряженностью и протестной активностью, бесспорно, выйдет на новый, более совершенный уровень при условии реализации в каждом конкретном случае всего комплекса необходимых организационных и практических мероприятий, надлежащей организации взаимодействия и совершенствования нормативно-правовой базы в данном направлении.

1 Обеспечение правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения протестных публичных мероприятий: методические рекомендации /

A.Г. Елагин, А.Н. Гугунский, И.Г. Чистобородов,

B.О. Тулев, Б.И. Ларионов, М.Д. Филиппов. 2016.

2 Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: Приказ МВД РФ от 29.01.2008 г. № 80 (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 29.02.2020)

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конститу-

ции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 29.02.2020)

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 29.02.2020)

3. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 29.02.2020)

4. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 29.02.2020)

5. Вопросы организации полиции: Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 250 (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 29.02.2020)

6. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: Приказ МВД РФ от 29.01.2008 г. № 80 (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 29.02.2020)

7. Обеспечение правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения протестных публичных мероприятий: методические рекомендации / А.Г. Елагин, А.Н. Гугунский, И.Г. Чистобородов, В.О. Тулев, Б.И. Ларионов, М.Д. Филиппов. 2016. 124 с.

8. Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: Учебник: В 2-х ч. / С.В. Байгажаков и др. М.: Академия управления МВД России, 2017.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.