Научная статья на тему 'Вопросы становления, развития и формирования духовно-нравственного потенциала студентов классического университета'

Вопросы становления, развития и формирования духовно-нравственного потенциала студентов классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / СТУДЕНТЫ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОД / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / СТАНОВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна, Венидиктова Елена Александровна, Яруллина Альфия Шаукатовна, Литвина Лилия Михайловна

В статье представлен анализ вопросов к проблеме формирования, развития и становления духовно-нравственного потенциала современных студентов классического университета. Авторы проводят анализ вопросов к данной проблематике в полипарадигмальном пространстве исторического, философского, психологического, педагогического, дидактического аспектов. Авторами представлены различные характеристики данных аспектов анализа изучаемых вопросов, проблемы духовно-нравственного воспитания студентов на основе различных принципов и подходов профессионального образования в условиях современного классического университета. В статье отмечается важность субъектно-ориентированного подхода и принципа субъектности в решении проблемы становления и развития духовно-нравственного потенциала студенчества как индикатора подготовки компетентного выпускника в современном классическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна, Венидиктова Елена Александровна, Яруллина Альфия Шаукатовна, Литвина Лилия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы становления, развития и формирования духовно-нравственного потенциала студентов классического университета»

Вопросы становления, развития и формирования духовно-нравственного потенциала студентов классического университета

Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна

доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет, florans955@mail.ru

Венидиктова Елена Александровна

кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора Института международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e_venidiktova@mail.ru

Яруллина Альфия Шаукатовна

кандидат педагогических наук, доцент Елабужского института, Казанский (Приволжский) федеральный университет, yarullina-74@mail.ru

Литвина Лилия Михайловна

преподаватель кафедры уголовного процесса , Казанский юридический институт МВД России (КЮИ МВД России), liliyalitvina@mail.ru

В статье представлен анализ вопросов к проблеме формирования, развития и становления духовно-нравственного потенциала современных студентов классического университета. Авторы проводят анализ вопросов к данной проблематике в полипарадигмальном пространстве исторического, философского, психологического, педагогического, дидактического аспектов. Авторами представлены различные характеристики данных аспектов анализа изучаемых вопросов, проблемы духовно-нравственного воспитания студентов на основе различных принципов и подходов профессионального образования в условиях современного классического университета. В статье отмечается важность субъектно-ориентированного подхода и принципа субъектности в решении проблемы становления и развития духовно-нравственного потенциала студенчества как индикатора подготовки компетентного выпускника в современном классическом университете.

Ключевые слова: высшее образование, классический университет, студенты, субъектность, субъектно-ориентированных подход, духовно-нравственный потенциал личности, становление, развитие, формирование.

Статья выполнена в рамках ВНИК АНО «Университет Талантов 2.0.»

Сегодня в обществе задается много вопросов к проблеме духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в контекстах становления, развития и формирования их духовно-нравственного потенциала. Духовно-нравственный фактор в воспитании детей и современной студенческой молодежи выполняет роль объединяющего фактора, интегрирующее общество, государство и его субъектов [13]. Проблема духовно-нравственного воспитания студентов раскрыта в ряде работ авторов: Алексеенко О.И. и др. [1], Антонова Г.В. [2], Ар-утюнян К.С. [3], Кивелева А.В. [6], Мережко М.Е. [7], Шатохина Н.Н. [14], Чалдышкина Н.Н. [10], Лос-кутова Р.Р. [10]., Сорокоумова С.Н. [9] и др. Как считает М.Е. Мережко [7], актуальность изучения проблемы духовно-нравственного воспитания студентов вуза детерминирована рядом положений. Во-первых, современное общество испытывает острую потребность в высоко-нравственных субъектах профессиональной деятельности [7]. Во-вторых, в современном мире дети и студенческая молодежь развиваются под влиянием различных источников, которые оказывают как негативное, так и позитивное влияние на формирующуюся сферу нравственности [7]. В-третьих, высшее образование еще не гарантирует высокого уровня развития духовно-нравственного потенциала студента [7]. В-четвертых, формирование нравственности у студентов происходит как в процессе его становления, так и развития, и саморазвития их как субъектов учебно-профессиональной деятельности и проявляется как индикатор их поведения на различных полюсах, как соблюдения, так и нарушения норм поведения [7].

Однако остается еще много вопросов к проблематике духовно-нравственного воспитания современных студентов вуза, в особенности студентов классического университета.

Проблемное поле понятия «духовно-нравственное воспитание» отражено в государственном документе «Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России». Духовно-нравственное воспитание рассматривается как целостный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих при этом иерархическую структуру и сложную организацию. В тоже время современное об-

00 ^

0

сч

W

01

щество находится в состоянии нравственного и духовного кризиса, проявляющегося в разрушении духовных и нравственных идеалов у детей и студенческой молодежи.

Проведенный нами пилотный этап исследования отношения студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (К(П)ФУ) к проявлению духовных и нравственных ценностей на основе краткого опроса более 300 российских магистрантов Института международных отношений КФУ показал, что более 76% студентов-магистрантов не причисляют духовные и нравственные ценности к терминальным, а считают их инструментальными. Институт международных отношений (ИМО) является одним их ведущих структурных подразделений Казанского (Приволжского) федерального университета и насчитывает наибольшее количество магистрантов. Как известно, К(П)ФУ - один из классических университетов, с более чем двухсотлетней историей, в котором учится более 44 тысяч студентов. Наблюдение за поведением студенческой молодежи на уровне магистерской подготовки, в том числе и включенное наблюдение, в образовательном процессе ИМО К(П)ФУ, вызывает у нас обоснованное беспокойство за будущее выпускников вуза и страны, в целом. Наши волнения за судьбы будущих магистров-выпускников К(П)ФУ обоснованы еще тем фактом, что многие из них будут молодыми преподавателями и сами начнут процесс духовно-нравственного воспитания современного студенчества в университетах и высших учебных заведениях. Духовно-нравственное воспитание современных детей и молодежи является государственным заказом и востребовано в период социально-экономических, политических и духовных преобразований в РФ.

Исследование вопросов проблемы духовности и нравственности строится на основе полипара-дигмального подхода в контекстах лингвистики, истории, культурологии, философии, психологии, святоотеческой литературы и педагогики. С точки зрения лингвистики понятия духовности и нравственности не являются синонимами и тождественными. В словаре В. Даля выделяется, что, всё, что относится к Богу, церкви, вере, душе - как духовное, а все что понимается как сила, ум и воля человека, то определяет нравственное в человеке [4]. В словаре С.И. Ожегова нравственное соотносится с умственной деятельности, а духовное с областью духа [8].

Итак, духовность, многими исследователями рассматривается как сущностная характеристика личности человека. В тоже время в человеке может быть заложен только потенциал духовно-нравственное способности. В связи, с чем для субъекта жизнедеятельности необходим процесс развития и саморазвития, воспитания духовного характера. Именно так считал К.Д. Ушинский, выделяя влияние нравственного как главную задачу воспитания. При этом одним из главных измерений духовности человека является нравственность. В то время как основой духовно-

нравственной личности является совесть. Изучению категории совести в современной отечественной философии и психологии посвящены труды В.Д. Шадрикова [10-12] и Е.П. Ильина [5]. Совесть рассматривается ими как высшая нравственная инстанция. В.Д. Шадриков в своей книге «Совесть и ее воспитание», рассматривает совесть как одну из фундаментальных категорий, раскрывающих сущность человека [12]. Шадриков В.Д. акцентирует внимание на феномене покаяние как факторе формирования совести [13].

Мы считаем, что с точки зрения психологии, духовно-нравственное воспитание студентов университета, должно выстраиваться с учетом по-требностно-мотивационной сферы личности и учитывать «нужду» студента как «клеточку» его учебно-профессиональной деятельности. Мы уверены в том, что формирование мотивации достижения успеха студента будет проходить эффективнее по схеме «снизу-вверх». Например, К.С. Арутюнян считает, что духовно-нравственное воспитание студентов является доминантой профессиональной подготовки будущих специалистов [3].

Нам импонируют идея Н.Н. Чалдышкиной и Р.Р. Лоскутовой о том, что в университете должна быть разработана и реализована Концепция духовно-нравственного воспитания [10]. Согласно Концепции духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи рассматривается как формирование духовной и нравственно устойчивой цельной личности на основе учета отечественных культурно-исторических традиций. Мы считаем, что это, прежде всего, должны быть культурно-исторические традиции классического университета, ресурсы всемирного культурного наследия на территории субъектов РФ и этнические особенности региона. Вслед за этими авторами можно выделить несколько первостепенных задач в реализации модели Концепции духовно-нравственного воспитания студентов университета:

1. Выделить область духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи университета как объект и субъект целенаправленного внимания профессорского-преподавательского состава (ППС) и студенческого самоуправления и включить это направление в дорожную карту университета [10].

2. Ориентировать ППС университета как субъектов высоких культурных традиций, представителей творческой нравственной интеллигенции и носителей высокого духовно-нравственного потенциала [10].

3. Со стороны ППС университета фасилитиро-вать (облегать, сопровождать) процесс формирования и самоформирования у студентов нравственного и духовного отношения к миру, людям, науке, духовности, религии, субъектам конфессий.

4. Создавать организационные и психолого-педагогические условия для развития студентов как субъектов добра, красоты и эмоционального сопереживания[10].

5. Работать со студентом в «зоне его ближайшего развития духовно-нравственного потенциа-

ла», оказывая «дозированную помощь» в восприятии и осмыслении таких понятий, как образ мира, творение мира, вера, покаяние, совесть, любовь, милосердие, надежда, послушание.

6. Интегрировать учебно-профессиональную, внеучебную, воспитательную, научно-исследовательскую деятельность студентов в единое пространство духовно-нравственного воспитания и саморазвития [10].

7. Научно-исследовательскую деятельность магистрантов осуществлять на основе принципа научной коллаборации молодых ученых и наставников, используя ресурсы научных журналов для молодых ученых и научно-практических конференций.

8. Основным подходом в реализации стратегии духовно-нравственного воспитания выделить субъектно-ориентированный подход к студентам.

Мониторинг эффективности духовно-нравственного воспитания студентов классического университета включает ряд критериев, показателей и уровней [2]:

- когнитивно-познавательный критерий. Показатели: система представлений студентов о ценностях, нормах и принципах; понимание студентом себя как субъекта духовно-нравственного развития;

- мотивационно-ценностный критерий. Показатели: осознание студентом себя как субъекта духовно-нравственного развития и преобразования; стремление следовать идеалам гражданина России;

- субъектно-деятельностный критерий. Показатели: соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали; готовность выражать и отстаивать общественную позицию гражданина РФ, критически оценивать мысли, поступки, намерения;

- интегральный критерий. Показатели: сформи-рованность ориентации на соблюдение базовых национальных норм.

-синергийный критерий. Показатели: умение работать в команде и содружестве со студентами и ППС по развитию и саморазвитию духовно-нравственного потенциала студента и преподавателя.

Для оценки духовно-нравственного потенциала воспитания студентов университета, нами были выявлены ряд компонентов: мотивационно-ценностный; когнитивно-познавательный; субъект-но-деятельностный; рефлексивно-оценочный; субъектно-корректирочный. Системообразующим фактором проявления и развития субъектного духовно-нравственного потенциала студента университета является субъектно-деятельностный компонент.

Итак, духовно-нравственное воспитание современных студентов классического университета рассматривается нами как доминирующий фактор успешного развития РФ и ее субъектов, в том числе и Республики Татарстан, и создает условия государству для духовного единства народов и формирования политической и экономической стабильности.

Литература

1. Алексеенко О.И., Даниленко Т.В., Кирий Е.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в современном вузе // Современное педагогическое образование. 2018. № 3. С. 3-5.

2. Антонова Г.В., Левченко Н.В., Маслов С.И. духовно-нравственное воспитание студентов в процессе обучения педагогических дисциплин // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. С. 87-92.

3. Арутюнян К.С. Формирование духовно-нравственных основ личности специалиста по социальной работе // Исторические, философские, политические и юридические науки культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов Грамота. 2015. № 12 (62): в 4-х ч. Ч. III. С. 19-22.

4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: ЭКСМО-Пресс. 2011. 736 с.

5. Ильин И.А. Психология совести: вина, стыд, раскаяние: Питер. Санкт-Петербург. 2017. 175 с.

6. Кивилева А.В. Духовно-нравственное воспитание личности студентов колледжа // Вестник Пермского государственного гуманитарного педагогического университета. 2017. № 1. С. 106-108.

7. Мережко М.Е. Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вузов // Обществ: философия, история, культура. 2011. № 34. С. 118-120.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. 1200 с.

9. Сорокоумова С.Н., Исаев В.П. к проблеме развития духовно-нравственных ценностей личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013, т. 15, № 2 (3). С. 695700.

10. Чалдышкина Н.Н., Лоскутова Р.Р. Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1, т. 2 (Психолого-педагогические науки). С. 49-55.

11. Шадриков В.Д. Совесть: психолого-философский анализ // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 1. С. 5-14.

12. Шадриков В.Д. Совесть и ее воспитание. Университетская книга, 2017. 112 с.

13. Шадриков В.Д. Покаяние как фактор формирования совести // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3, № 4. С. 3-13.

14. Шатохина Н.Н. Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов // Ученые записки. Электронный журнал Курского университета. 2011.№ 3 (10). Т. 1.

Questions of the formation, development and formation of spiritual-moral potential of students of the classical university

Mukhametzyanova F.G., Venidiktova E.A., Yarullina A.Sh., Litvina L.M.

Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (KII Ministry of Internal Affairs of Russia)

The article presents the analysis of questions to the problem of formation, development and formation of the spiritual and moral potential of modern students of the classical university. The authors analyze questions to this problem in the polyparadigmatic space of historical, philosophical, psychological, pedagogical, didactic aspects. The authors present various characteristics of these aspects of the analysis of the studied issues of the problem of spiritual and moral education of students on the basis of various principles and approaches of professional education in the conditions of the modern classical university. The article highlights the importance of the subject-oriented approach and the principle of subjectivity in solving the problem of the formation and development of the spiritual and moral potential of students as an indicator of the preparation of a competent graduate in a modern classical university.

Keywords: higher education, classical university, students, subjectivity, subject-oriented approach, spiritual and moral potential of the individual, formation, development, formation.

References

1. Alekseyenko O.I., Danilenko T.V., Kiriy E.V. Problemy obucheniya i vospitaniya studentov v sovremennom vuze // Sovremennoye pedagogicheskoye obrazovaniye. 2018. No. 3. P. 3-5.

2. Antonova G.V., Levchenko N.V., Maslov S.I. dukhovno-nravstvennoye vospitaniye studentov v protsesse obucheniya pedagogicheskikh distsiplin // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki. 2014. P. 87-92.

3. Arutyunyan K.S. Formirovaniye dukhovno-nravstvennykh osnov lichnosti spetsialista po sotsial'noy rabote // Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki. Tambov Gramota. 2015. No. 12 (62): v 4-kh ch. Ch. III. P. 19-22.

4. Dal' V.I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. Sovremennaya versiya. M.: EKSMO-Press. 2011. 736 P.

5. Il'in I.A. Psikhologiya sovesti: vina, styd, raskayaniye: Piter. Sankt-Peterburg. 2017. 175 p.

6. Kivileva A.V. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye lichnosti studentov kolledzha // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. No. 1. P. 106-108.

7. Merezhko M.E. Analiz problem dukhovno-nravstvennogo vospitaniya studentov vuzov // Obshchestv: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2011. No. 3-4. P. 118-120.

8. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka: Ok. 53 000 slov / Pod obshch.red. prof. L.I. Skvortsova. 24-e izd., ispr. M.: Oniks, Mir i Obrazovaniye, 2007. 1200 p.

9. Sorokoumova S.N., Isayev V.P. k probleme razvitiya dukhovno-nravstvennykh tsennostey lichnosti // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. 2013, Vol. 15, No. 2 (3). P. 695- 700.

10. Chaldyshkina N.N., Loskutova R.R. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya studencheskoy molodezhi // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2014. No. 1, t. 2 (Psikhologo-pedagogicheskiye nauki). P. 49-55.

11. Shadrikov V.D. Sovest': psikhologo-filosofskiy analiz // Psikhologicheskiy zhurnal. 2018. Vol. 39, No. 1. P. 5-14.

12. SHadrikov V.D. Sovest' i eye vospitaniye. Universitetskaya kniga, 2017. 112 p.

13. Shadrikov V.D. Pokayaniye kak faktor formirovaniya sovesti // Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2006. Vol. 3, No. 4. P. 3-13.

14. Shatokhina N.N. Problemy dukhovno-nravstvennogo vospitaniya studentov // Uchenyye zapiski. Elektronnyy zhurnal Kurskogo universiteta. 2011. No. 3 (10). Vol. 1.

CO

0

C4

W

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.