Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Право»

451
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Образование / правовое регулирование / Российская Федерация / модернизация / систематизация / нормативноправовые акты / законодательство. / Education / legal regulation / Russian Federation / modernization systematisation / regulatory legal acts / legislation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Погосян Кристина Камоевна, Царгасов Арсен Германович, Лолаева Альбина Славовна

Авторами статьи рассмотрены вопросы совершенствования законодательства, регулирующего оказание образовательных услуг. Также изучена нормативно правовая база, координирующая сферу образования, и их специфика. Особое внимание уделено систематизации нормативно правовых актов, которые важны для развития, повышения эффективности образовательных услуг. Помимо этого, в статье изложены причины, приводящие к разбалансированности образовательного законодательства и пути их решения. Равным образом рассмотрены цели государственной политики в области образования и роль правого регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Погосян Кристина Камоевна, Царгасов Арсен Германович, Лолаева Альбина Славовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF IMPROVING LEGISLATION THE PROVISION OF EDUCATIONAL SERVICES

The authors of the article considered the issues of improving the legislation governing the provision of educational services. Also, the regulatory legal framework coordinating the sphere of education and their specificity have been studied. Particular attention is paid to the systematization of regulatory legal acts that are important for the development, increasing the efficiency of educational services. In addition, the article outlines the reasons leading to the imbalance in educational legislation and the ways to solve them, as well as the goals of state policy in the field of education and the role of legal regulation.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

XIVМеждународная научно-практическая конференция

УДК 347

Погосян Кристина Камоевна, Pogosyan Kristina Kamoevna,

студентка 3 курса юридического факультета Царгасов Арсен Германович, Tsargasov Arsen Germanovich,

студент 3 курса юридического факультета Лолаева Альбина Славовна, Lolaeva Albina Slavovna,

научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО Северо-Кавказский горно-металлургического

института (государственный технологический университет) North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University)

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

ISSUES OF IMPROVING LEGISLATION THE PROVISION OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация. Авторами статьи рассмотрены вопросы совершенствования законодательства, регулирующего оказание образовательных услуг. Также изучена нормативно правовая база, координирующая сферу образования, и их специфика. Особое внимание уделено систематизации нормативно правовых актов, которые важны для развития, повышения эффективности образовательных услуг. Помимо этого, в статье изложены причины, приводящие к разбалансированности образовательного законодательства и пути их решения. Равным образом рассмотрены цели государственной политики в области образования и роль правого регулирования.

Ключевые слова: Образование, правовое регулирование, Российская Федерация, модернизация, систематизация, нормативно- правовые акты, законодательство.

Abstract: The authors of the article considered the issues of improving the legislation governing the provision of educational services. Also, the regulatory legal framework coordinating the sphere of education and their specificity have been studied. Particular attention is paid to the systematization of regulatory legal acts that are important for the development, increasing the efficiency of educational services. In addition, the article outlines the reasons leading to the imbalance in educational legislation and the ways to solve them, as well as the goals of state policy in the field of education and the role of legal regulation.

«Научные междисциплинарные исследования»

Keywords. Education, legal regulation, Russian Federation, modernization systématisation,, regulatory legal acts, legislation.

Эффективное правовое регулирование общественных отношений является одним из важнейших факторов, призванных обеспечить дальнейшее развитие России. Функции образования как одного из основных социальных институтов общества, разнообразны, при этом оно вступает в взаимодействие с другими социальными институтами [1, с. 92]. В качестве основных функций образования в современной России можно выделить следующие.

Система образования оказывает серьезное воздействие на человека с самого раннего возраста. Можно сказать, что образование формирует каждого отдельного гражданина России. В связи с этим очевидна связь образования с политической сферой жизни общества.

Культурно-воспитательная функция образования позволяет ему влиять на духовную жизнь человека и общества в целом.

Благодаря образованию происходит сохранение и передача системы научных знаний и социальных норм от поколения к поколению. Тем самым через обучение, воспитание и развитие личности происходит её социализация.

Существует прямая связь между качеством образования и экономикой страны. В связи с этим, правовое регулирование образования непосредственно влияет на качество трудовых ресурсов, от которых зависит состояние российской экономики, и которые непосредственно определяют возможные пути развития Российской Федерации в будущем.

Всё вышесказанное позволяет утверждать, что образование позволяет и обществу и индивиду творчески решать сложнейшие задачи, которые стремительно меняющийся мир неизбежно ставит перед ними.

Этим обусловлен тот особый интерес, который практически любое из развитых государств современности проявляет к образовательной сфере. Цели государства, если сравнивать современную жизнь с прошлым, видоизменяются. В прошлом главным было сделать образование доступным практически для всех

XIVМеждународная научно-практическая конференция граждан, причем подобная цель ставилась независимо от государственного строя. Так, для СССР основной принцип образования был сформулирован уже в Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Рес -публики от 10 июля 1918, в которой декларировались такие принципы образования, как его бесплатность, всесторонность, полнота и общедоступность. Все -общий и бесплатный характер образования подтвердили положение «О единой трудовой школе РСФСР» (1918 год) и декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919).

В Великобритании всеобщее образование было введено «Законом о всеобщем образовании» в 1870 году. В дальнейшем правовые акты лишь расширяли возраст получения обязательного образования: согласно «Закону Форстера» (1870) обязаны были посещать школы дети в возрасте от 5 до 12 лет; «Закон об образовании 1918 года» (также известный как «Закон Фишера») продлил этот срок до 14 лет; «Закон об образовании 1944 года» (также известный как «Закон Батлера») - до 15 лет»; реформы 1973 года - до 16. При этом планируется дальнейшее повышение возраста для обязательного образования: до 17 лет с 2013 года и до 18 лет с 2015.

Тем не менее, в настоящее время гарантия общего, обязательного и бес -платного образования уже не является единственной целью современного государства при правовом регулировании образовательной сферы. Образование должно, помимо этих признаков, обладать и другими: быть качественным, со -ответствовать вызовам эпохи, быть способным в перспективе определять будущее развитие государства и общества [2, с. 74].

В современном массмедийном дискурсе часто озвучивается мнение, что образование можно считать именно тем фактором, который не только будет способствовать развитию экономики страны, но и поможет ответить на акту -альные для данной экономики вопросы. К ним можно отнести повышение качества и уровня жизни населения, стимулирование темпов экономического роста,

«Научные междисциплинарные исследования» что означает модернизацию экономики в целом. И нельзя не отметить, что об -

разование, влияя на экономическое развитие страны, неизменно влияет на уровень развития государства, приводя повышению общего благосостояния страны.

Высокий уровень развития образования невозможен без использования комплексного подхода к его регулированию и стимулированию.

База для развития образования создается развитием науки и общества в целом, а образование в свою очередь является основой для обеспечения без -опасности страны, как в рамках своих границ, так и за ее пределами. Необхо -димость модернизации образования обусловлена потребностями общества и развитием государственной системы [3, с. 232].

Под модернизацией обычно понимаются следующие процессы развития образования:

возрождение национальной культуры и ценностей российского образования; при этом предполагается учёт и внедрение общих передовых тенденций развития образования в мире;

укрепление образования как социального института; усиление роли воспитательной функции образования; использования для ускорения модернизации российского образования инновационных программ и инновационных технологий.

Распад Советского Союза, выход Российского образования на международную арену и ряд международных договоров, несущих ряд серьезных обяза -тельств, согласно которым происходит переход к новым стандартам, явились предпосылками для радикальных изменений в системе образования. Причем необходимо уточнить, что российское образование все еще в процессе перехода в новую форму. Есть ряд факторов, которые определяют скорость и эффективность процесса перехода [4, с. 20].

И первый фактор, который стоит принять во внимание - грамотное государственно-правовое регулирование образовательной сферы. Поскольку образование занимает важнейшее место в социально -экономической жизни РФ,

XIVМеждународная научно-практическая конференция данное регулирования также имеет первоочередную важность для перспектив

общего развития России.

Другим фактором, призванным оптимизировать образовательное законодательство, может стать активизация научной деятельности в данной области. Среди подобной деятельности можно наблюдать исследование как системы образования в целом, так и ее составляющих.

Среди основных функций подобного рода исследований правовых отношений и правового регулирования в области образования, можно выделить следующие:

Научные исследования в сфере образования позволяют выявить основные недостатки существующей нормативной правовой базы, в том числе - пробелы и коллизии в действующем законодательстве;

В связи с этим перспективным направлением является активизация де -ятельности, способствующей совершенствованию образовательного законода -тельства Российской Федерации;

Результатом подобных научных изысканий должны стать сформулиро-ванные ученой средой выводы, пригодные для использования государством с целью устранения наиболее важных законодательных проблем;

Исследования правового регулирования в области образования и по -следующая гармонизацией нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, должны быть направлены на самые актуальные на данный момент задачи, стоящие перед российской образовательной системой РФ. Среди них следует выделить задачу интеграцию образовательной с Российской Федерации в общемировое образовательное пространство, а также успешное функционирование образовательных учреждений России на международном рынке образовательных услуг [5, с. 15].

Процесс обновления современной образовательной системы, а также про -цесс интеграции Российской Федерации в мировую систему образования по большей части определяются готовностью и эффективностью правовой базы, регулирующей сферу образования.

«Научные междисциплинарные исследования» Нормативные правовые акты различной юридической силы, которые

принимаются государством по мере необходимости для решения наиболее насущных задач общественного и экономического развития, образуют систему законодательства. Одним из признаков современной системы законодательства РФ является комплексный характер этой сферы, так как она включает в себя нормативные акты, регулирующие сферу образования в целом, а также, нормативные акты, имеющие локальный характер и регулирующие деятельность от -дельных организаций. Нельзя не отметить, что именно этот признак определяет процесс развития этой системы.

Нормативные правовые акты, регулирующие сферу образования, отличаются своей спецификой, вытекающей из специфики отношений, которые они призваны регулировать. В сферу общественных отношений в области образо -вания вовлечено все российское общество, включая представителей всех его групп: возрастных, гендерных и социальных. Субъекты образовательных отно -шений включают в себя различные группы, среди которых можно выделить обучающихся, педагогических работников, образовательные учреждения, органы управления образованием, государство.

Для развития образовательной сферы важен процесс систематизации нормативно-правовых актов сферы образования, поскольку он позволяет получить целостное представление об образовательном праве, его статике и динамике [6, с. 48].

Таким образом, круг общественных отношений, регулируемый современным законодательством об образовании РФ, является достаточно широким. Законодательство в области образования носит комплексный характер, при этом в его структуру включаются: образовательное законодательство;

нормативные правовые акты, регулирующие различные сферы общественных отношений.

Законодательная система образовательной сферы включает в себя нормативные правовые акты, регулирующие непосредственно систему образования,

XIVМеждународная научно-практическая конференция управление данной системой, включая такие составляющие как процесс воспитания и обучения.

Второй пункт данной структуры включает правовые документы, отвеча -ющие за контроль административного, гражданского, финансового, налогового, бюджетного, семейного, трудового и конституционного аспектов образования.

Следует отметить, что эти разноплановые правовые документы долгое время воспринимались как единое правовое пространство, что было обусловлено единством образовательной системы.

Характерной чертой развития образовательного законодательства в советский период, было то, что основную часть возникающих вопросов решали при помощи административного права. Позже, в 70-80-х годах XX века, необходимость расширять использование норм гражданского, семейного и трудового права в сфере образования становится очевидной.

Современные реалии требуют упорядочения законодательной системы в сфере образования установления соотношения между различными видами нормативных актов, что усложняется комплексным характером образовательного законодательства [7, с. 28]. При этом возможны два подхода. При принципе «максимизации» образовательное законодательство включает в себя различные нормы самых различных отраслей, например - административного, трудового, гражданского права. Именно этот принцип чаще всего реализуется на практике. Главными недостатками этого подхода является избыточность нормативно -правовых норм, а также нелогичность, когда при всём богатстве норм, регули -рующих самые разные стороны образования как социального института, вопро -сы, касающиеся непосредственно образовательного процесса, приходится решать с помощью подзаконных актов.

Возможным путём решения этой проблемы является использование принципа «минимизации» при правовом регулировании образовательной дея -тельности. Суть данного принципа состоит в том, что при регулировании смежных отношений нормы базовых и тематических законов образовательном праве должны иметь приоритет в том случае, когда затрагиваемые ими вопросы

«Научные междисциплинарные исследования» регулируются также нормами законов других отраслей. При этом нормы

остальных отраслей законодательства, конкретизируясь и уточняясь, могут становиться нормами образовательного законодательства. При этом базовым явля -ется Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», нормам которого имеют приоритет при коллизии правовых норм.

Под систематизацией образовательного законодательства понимается упорядочение нормативных правовых актов. При этом происходит:

Создание системы нормативно -правовых актов, взаимосвязанной по отраслям права;

Учёт нормативных актов;

Последующее информирование заинтересованных лиц о правовых нормах, актуальных в образовательной сфере на данный момент.

Формирование правовой базы образования и учет нормативных актов позволит отменить те нормы, которые потеряли актуальность на данный момент. Систематизация, учет и оптимизация нормативно-правовых актов в качестве цели преследуют достижение системности и логичности образовательного законодательства на федеральном и региональном уровнях, а также устранение внутренних противоречий и пробелов.

В качестве причин, приводящих к разбалансированности образовательного законодательства, принято выделять следующие причины.

Нарушение принципа последовательности в развитии.

Отступление от стратегического курса законотворчества.

Задержка с принятием федеральных законов, призванных регулировать различные аспекты образовательной сферы.

Законодательство, включающее в себя как важнейшие для отрасли феде -ральные законы, так и подзаконные акты, зачастую просто не успевает за стре -мительно меняющимися общественными отношениями в данной сфере, которые, к тому же, сами по себе имеют весьма сложный по своей сути и по структуре характер. Это приводит к целому ряду негативных явлений в сфере обра -зовательного законодательства. Среди них можно выделить следующие.

XIVМеждународная научно-практическая конференция

Коллизионность. Под этим термином подразумевается несогласованность правовых норм в рамках системы образовательных нормативных актов.

Ретроспективный характер нормативных правовых норм. В целом ряде случаев они не направлены на будущее, но отражают отношения, которые дей -ствует на данный момент, или, даже, характерны для ситуации, которая возникла в прошлом.

Несоответствие характера подзаконного нормативного акта ситуации, которую он призван регулировать.

Так, издание подобного акта, посвященного только одной конкретной сфере образования, должно свидетельствовать о том, что в данной сфере сло -жилась неординарная, критичности ситуации, требующая срочных мер в области законотворчества. Вместе с тем, реальное положение дел в данной сфере может абсолютно не совпадать с той картиной, которая создается массмедий- ным дискурсом. На практике получается, что созданный средствами массовой информации и общественным мнением миф заставляет заниматься проблемой органы власти, в обязанности которых это совершенно не входит. В то же время, принятие подобных подзаконных актов напрямую свидетельствует о том, что структуры, задачей которых являются прикладные задачи, такие как контроль над качеством образования, повышение качества образовательных программ, совершенствования образования, не вполне справляются со своими функциями. Это вызывает необходимость в дополнительных мерах по правовому регулированию, что неминуемо приводит к повторению одних и тех же вещей на различных уровнях.

Повышение эффективности образования находится в прямой зависимости от состояния образовательного законодательства страны. Нормы других отраслей права в ходе деятельности по оптимизации нормативно-правовых актов, регулирующих образование (в том числе, образовательную деятельность и оказание образовательных услуг), образуют общую нормативную систему. В дальнейшем они либо становятся частью системы, регулирующей образовательные отношения, либо отвергаются этой системой и не приживаются

«Научные междисциплинарные исследования» в ней. Одной из особенностей развития законодательства в образовательной сфере является интеграция норм различных отраслей права, которая, в свою очередь, приводит к специализации. Этот процесс приводит к созданию новой отрасли права на прочной унифицированной основе.

Таким образом, можно констатировать, что образовательное законодательство в РФ утрачивает свой комплексный характер. Конечной целью этого процесса должно стать выделение образовательного законодательства в полно -ценную и полноправную отрасль права.

На этом пути образовательное законодательство должно будет соответствовать двум прямо противоположным критериям. Первый критерий обуславливает процесс совершенствования юридической лексики, в нашем случае, лексики нормативных актов. В данной ситуации процесс обновления лексики за -конодательных актов в сфере образования должен учитывать современные достижения кадрового менеджмента, инновационного и стратегического менеджмента, менеджмента качества. В то же время, эти процессы не должны привести к исчезновению из них традиционной юридической лексики, что позволит в образовательном праве традиционные фундаментальные подходы к правовому регулированию и подчеркнет их преемственность от классических источников права.

Работа по оптимизации образовательного законодательства для более эф -фективного осуществления образовательной деятельности и оказания образовательных услуг требует принятия новых нормативных правовых актов. Статья 4 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что « нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом».

XIVМеждународная научно-практическая конференция В то же время, необходимо не воспринимать образование и призванный регулировать его закон как изолированную систему.

Роль правового регулирования обусловлена принятием новых законов и переходом от использования административных методов управления к сугубо экономическим. Следует отметить, что акты исполнительной власти, в силу ча -стых изменений и корректировок, весьма динамичны, и существует необходимость совершенствовать законодательство в образовательной сфере, делая его устойчивым и стабильным.

Таким образом, правовое регулирование общественных отношений явля -ется крайне важным для эффективного развития России. Функции образования в обществе разнообразны. Оно тесно связано с другими сферами жизни общества, которые определяют возможные пути развития РФ в будущем: с политикой, культурой, наукой и экономикой.

Цели государственной политики в области образования различаются в зависимости от факторов, определяющих развитие страны в ту или иную эпоху. В недавнем прошлом главной целью, которую ставило перед собой государство, было сделать образование общедоступным и обязательным. Всеобщий и бес -платный характер образования подтверждается целым рядом нормативно -правовых актов в Великобритании и России в Х1Х-ХХвеках.

В настоящее время правовое регулирование образовательной сферы направлено на достижение качественного современного образования, которое выступает фактором, определяющим будущее развитие государства и общества. Таким образом, от направления государственной политики в области правового регулирования образовательной деятельности и образовательных услуг зависят такие важные вещи, как увеличение темпов экономического роста, модернизация экономики, повышение уровня и качества жизни населения РФ.

Концепция модернизации образования подразумевает возрождение национальной культуры и ценностей российского образования, учёт и внедрение в практику общих передовых тенденций развития образования в мире, укрепление образования как социального института, усиление роли воспитательной

«Научные междисциплинарные исследования» функции образования, использования для ускорения модернизации российского

образования инновационных программ и инновационных технологий.

Таким образом, серьезные изменения, обусловленные выходом Российской Федерации на международный рынок образовательных услуг, а также принятием ряда обязательств в рамках международных договоров, делают особо актуальной проблему интеграции системы образования РФ во всемирное образовательное пространство. Грамотное государственно -правовое регулирование образовательной сферы определят то, насколько быстро и эффективно будет осуществлен переход от старых порядков к новым стандартам.

Научная деятельность также является фактором, призванным оптимизи -ровать образовательное законодательство, а также устранить наиболее важные законодательные проблемы при помощи результатов научных изысканий. Особое внимание стоит уделить научному исследованию правового регулирования образовательных отношений в целом, что позволит регулировать образователь -ную сферу. Не стоит забывать о мониторинге и систематизации сферы образо -вания как системы, и ее составляющих, таких как, отдельные нормативные акты.

Система современного законодательства об образовании РФ носит комплексный характер и включает в себя различные нормативные правовые акты. Для развития образовательной сферы важен процесс систематизации нормативно-правовых актов сферы образования, под которым понимается упорядочение нормативных правовых актов. При этом происходит создание системы нормативно-правовых актов, взаимосвязанной по отраслям права, учет нормативных актов, а также последующее информирование заинтересованных лиц о правовых нормах, актуальных в образовательной сфере на данный момент. Систематизация, учет и оптимизация нормативно-правовых актов стремятся к достижению системности и логичности образовательного законодательства на федеральном и региональном уровнях, а также устранение внутренних противоречий и пробелов.

XIVМеждународная научно-практическая конференция

Повышение эффективности образования находится в прямой зависимости

от состояния образовательного законодательства страны. Образовательное за -конодательства стремится к тому, чтобы выделиться в полноценную и полно -правную отрасль права.

Работа по оптимизации образовательного законодательства для более эф -фективного осуществления образовательной деятельности и оказания образовательных услуг требует принятия новых нормативных правовых актов. Принятие новых законов повышает роль правового регулирования, позволяя перейти от административных методов управления к экономическим методам.

Совершенствование законодательства в сфере образования должно пре -следовать следующие цели: стремиться к логической законченности; развиваться в направлении формализованности и стабильности; достигать непроти -воречивости и целостности; ставить задачи движения к иерархичности, четкости, ясности и внутренней согласованности.

Анализ судебной практики и перспектив развития законодательства, ре -гулирующего образовательную деятельность, позволяет сделать следующие выводы.

Можно выделить наиболее часто рассматриваемые вопросы, которые касаются оказания образовательных услуг. К их числу относится проблема по -лучения отсрочки от обязательной военной службы, вопрос оказания платных услуг при обучении по договору, проблемы совмещении работы и получения профессионального образования, а также вопросы, возникающие при отчисле -нии из образовательного учреждения.

Серьезные изменения во всех сферах общественной жизни РФ делают особо актуальной проблему интеграции системы образования РФ во всемирное образовательное пространство. Грамотное государственно-правовое регулирование образовательной сферы определят то, насколько быстро и эффективно будет осуществлен переход от старых порядков к новым стандартам.

«Научные междисциплинарные исследования» Научная деятельность является фактором, который может оптимизировать

образовательное законодательство и устранить наиболее важные законодательные проблемы при помощи результатов научных изысканий.

Для развития образовательной сферы РФ важен процесс систематизации нормативно-правовых актов сферы образования, под которым понимается упорядочение нормативных правовых актов. Систематизация, учет и оптимизация нормативно-правовых актов стремятся к достижению системности и логичности образовательного законодательства на федеральном и региональном уровнях, а также помогают достигнуть устранения внутренних противоречий и пробелов.

Повышение эффективности образования находится в прямой зависимости от состояния образовательного законодательства страны. полноценную и полноправную отрасль права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа по оптимизации образовательного законодательства для более эффективного осуществления образовательной деятельности и оказания образовательных услуг требует принятия новых нормативных правовых актов, позволяя перейти от административных методов управления к экономическим методам.

Совершенствование законодательства в сфере образования стремиться к логической законченности; развиваться в направлении формализованности и

стабильности; достигать непротиворечивости и целостности; ставить задачи движения к иерархичности, четкости, ясности и внутренней согласованности.

Библиографический список:

1. Лолаева А.С. Информационная безопасность в свете развития цифровой экономики в Российской Федерации // Междисциплинарные исследования: опыт прошлого, возможности настоящего, стратегии будущего: сборник статей III Международной научно-практической конференции. - Мельбурн: МЦНИР «Научный взгляд», 2021. С. 90-98.

XIVМеждународная научно-практическая конференция

2. Лолаева А.С. Правовое регулирование информационных технологий // Advances of science 2021: Proceedings of articles the VII International scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, Moscow, February 27-28, 2021. С. 73-79.

3. Лолаева А.С., Гогаева А.Л. Преступность в информационной сфере как основная угроза информационной безопасности России // Вестник научных трудов молодых ученых, аспирантов и магистров. Выпуск 54. Владикавказ, 2017. С. 231-234.

4. Лолаева А.С., Джикаева Ф.З. Цифровые права как новый вид обязательств // Аграрное и земельное право. 2020. № 8. С. 19-21.

5. Лолаева А.С., Джикаева Ф.З. Понятие и признаки объектов интеллектуальной собственности // Аграрное и земельное право. 2020. № 9. С. 14-18.

6. Лолаева А.С. Цифровые права в структуре объектов гражданских прав // Аграрное и земельное право. 2019. № 6. С. 47-49.

7. Лолаева А.С. Имущественный оборот цифровых данных // Аграрное и земельное право. 2019. № 7. С. 27-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.