Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

729
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера туризма / правовое регулирование / потребитель / регулирование деятельности / туристический рынок / путевка / туруслуги / турагенство / авиакомпания / защита прав. / tourism / legal regulation / consumer / regulation of activities / tourism market / voucher / travel services / travel agency / airline / protection of rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таймазова Светлана Эдуардовна, Бзыкова Дзерасса Эльбрусовна, Лолаева Альбина Славовна

Авторами рассмотрены актуальные проблемы и тенденции развития законодательства в сфере туристической деятельности. В настоящей статье автор определяет проблемы правового регулирования в сфере туризма, возможные причины их возникновения и делает вывод о возможных способах решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION IN THE FIELD OF TOURISM

The authors consider the current problems and trends in the development of legislation in the field of tourism. In this article, the author defines the problems of legal regulation in the field of tourism, the possible causes of their occurrence and concludes about possible solutions.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

XIVМеждународная научно-практическая конференция

УДК 347

Таймазова Светлана Эдуардовна, Taimazova Svetlana Eduardovna,

студентка 3 курса юридического факультета Бзыкова Дзерасса Эльбрусовна Bzykova Dzerassa El'brusovna,

студентка 3 курса юридического факультета Лолаева Альбина Славовна, Lolaeva Albina Slavovna,

научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ACTUAL PROBLEMS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION IN THE FIELD OF TOURISM

Аннотация. Авторами рассмотрены актуальные проблемы и тенденции развития законодательства в сфере туристической деятельности. В настоящей статье автор определяет проблемы правового регулирования в сфере туризма, возможные причины их возникновения и делает вывод о возможных способах решения.

Ключевые слова. сфера туризма, правовое регулирование, потребитель, регулирование деятельности, туристический рынок, путевка, туруслуги, турагенство, авиакомпания, защита прав.

Abstract: The authors consider the current problems and trends in the development of legislation in the field of tourism. In this article, the author defines the problems of legal regulation in the field of tourism, the possible causes of their occurrence and concludes about possible solutions.

Key words: tourism, legal regulation, consumer, regulation of activities, tourism market, voucher, travel services, travel agency, airline, protection of rights.

В соответствии с российским законодательством, одним из принципов государственного регулирования туристской деятельности является содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для развития

«Научные междисциплинарные исследования» туризма. К данным условиям относится выработка, реализация, а также

усовершенствование правовых основ в данной отрасли. Большое внимание

уделяется регулированию деятельности субъектов туризма: туроператорам,

турагентствам, средствам размещения, авиакомпаниям.

С увеличением количества туристских поездок растёт число жалоб и конфликтов, которые затрагивают качество и объём туристских услуг, описанных в договоре о реализации туристских услуг.

Претензии потребителей в туристской сфере подразделяются на несколько категорий:

неисполнение или ненадлежащее исполнение услуг;

несвоевременное информирование потребителя об изменениях в программе тура;

недостоверная или неточная информация о туре.

Наиболее благоприятный вариант регулирования туристской деятельности - это комплекс мер государственного регулирования и саморегулирования.

Меры, предпринимаемые органами государственной власти, направлены главным образом на повышение прозрачности рынка и защиту прав туристов [1].

Ситуация, произошедшая в сентябре 2017 года на туристском рынке с авиакомпанией «ВИМ-Авиа», побудила государство защищать авиапассажиров.

По данным опроса туристского онлайн-журнала «time.travel» на вопрос: «Сможет ли государство на практике повысить ответственность авиакомпаний и туроператоров перед пассажирами?» 52% опрошенных ответили - «да, в том случае, когда контролирующие органы убедятся, что финансовое состояние у всех перевозчиков кроме «Аэрофлота» затруднительное», однако, следует также обратить внимание, что 47% опрошенных считают, что «нет, так как в скором времени скандал с «ВИМ-Авиа» забудется и всё будет как прежде»; незначительная часть респондентов ответили: «меры, запланированные в сфере перевозки полезны, риски пассажиров снизятся». Большая часть опрошенных считает, что государство сможет повысить ответственность, в случае если будет

XIVМеждународная научно-практическая конференция тщательно разрабатывать и уделять активное внимание туристской отрасли, в

частности сфере перевозок.

Банкротство авиакомпании «ВИМ-Авиа» дало резкий толчок к корректировке законодательной базы, как в сфере пассажирских перевозок, так и турагентской и туроператорской деятельности.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил о необходимости создать специальный фонд для вывоза пассажиров проблемных авиакомпаний. Данный фонд будет оперативно покрывать расходы на вывоз пассажиров проблемных авиакомпаний. Также Министерству транспорта, Министерству экономики и Росавиации поручено выработать методику оценки финансово-экономического состояния авиакомпаний. Премьер-министр считает необходимым внести изменения в транспортное и туристское законодательство, целью которого станет обеспечение пассажиров чартерных и регулярных рейсов равными условиями правовой защиты [2].

Советник главы Ростуризма по транспорту и участник ^-комитета при «Турпомощи» Дмитрий Горин порекомендовал туроператорам оформлять письменные обращения в ассоциацию в случае невыписки авиакомпанией обратных билетов или глобальных задержек; чиновник считает, что чартерные рейсы получат более пристальное внимание.

Олег Сафонов (глава Ростуризма) предложил отслеживать ситуацию на рынке чартерной перевозки с помощью системы «Электронная путевка». Она сделает продажу тура без обратного билета невозможной, кроме того в ней будут отражаться все актуальные данные: время вылета, аэропорт и т.д. [3].

Назначение информационной системы, в которую вносятся электронная путёвка - автоматизация процессов, которые позволяют осуществлять эффективный государственный контроль в сфере туристской деятельности, обеспечение сверки реальных объемов реализации тур-продукта с заявленными и обеспеченными финансовой ответственностью туроператора. Дополнительные цели - обеспечение «прозрачности» реализации туристского продукта путем создания механизма, позволяющего туристу проследить процесс оформления и

«Научные междисциплинарные исследования» оплаты тура и проверить полномочия и легальность действий турагента и

туроператора [4].

Несмотря на возможности, которые предлагаются при внедрении системы электронной путёвки, имеются также некоторые факторы, препятствующие запуску. Во-первых, для корректного функционирования путевки в туристской отрасли (далее - туротрасль) необходимы соответствующие законодательные акты, которые должны быть приняты к моменту запуска системы. Во-вторых, есть небольшое сопротивление со стороны участников рынка, которое вполне понятно на фоне предстоящих перемен.

В целях регулирования туристской отрасли, принимаются также нормативные акты в области страхования. Государственная Дума приняла законопроект, который предусматривает изменения в действующем Федеральном законе №132 «Об основах туристской деятельности». Новая редакция направлена на совершенствование регулирования туристской отрасли. Документом предусмотрено устранение целого ряда как технических, так и правовых пробелов в законодательстве. Также предусматривается освобождение туроператора в сфере выездного туризма от необходимости получать финансовые гарантии и делать взносы в фонд персональной ответственности «при достижении максимального размера фонда» не со следующего года, а со следующего квартала. Это должно снизить финансовую нагрузку на участников туррынка и в какой-то мере разрядить ту напряженную ситуацию, сложившуюся в области страхования туроператорского бизнеса. В соответствии с изменениями, увеличивается срок предоставления документов в Ростуризм при досрочном расторжении договора страхования либо в случае отзыва у страховщика лицензии (банковской гарантии) или признании его банкротом [5].

Для обеспечения безопасности перевозки Госдума приняла пакет законов, позволяющий авиакомпаниям составлять черные списки пассажиров -дебоширов и отказывать им в перевозке.

Включение пассажира в черный список будет осуществляться на основании вступившего в силу административного наказания за совершение на

XIVМеждународная научно-практическая конференция борту правонарушения, угрожающего безопасной эксплуатации транспортного средства [6, с. 83].

Перевозчик, согласно принятому закону, обязан исключить пассажира из черного списка по истечении года с даты вступления в законную силу постановления о назначении лицу административного наказания за соответствующее правонарушение [7].

Закон также обязывает перевозчика в письменной форме уведомлять пассажира о внесении в черный список, а также о случаях, при которых ему не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки. Пассажиру предоставляется возможность обжаловать в судебном порядке решение о включении его в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена [8, с. 37].

Вторым принимаемым законом вносятся поправки в Гражданский кодекс. Они разрешают авиаперевозчику не продавать билет на самолет гражданину, который включен в черный список.

Третий закон предполагает внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Поправки устанавливают получение авиакомпаниями уведомлений о штрафах за дебош на борту самолета.

Юристами Российского Союза Туриндустрии (далее - РСТ) подготовлен законопроект, который предполагает внесение поправок в нормативноправовые акты: закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и Воздушный кодекс РФ. Главная цель данного законопроекта - определить границы ответственности туроператоров и авиакомпаний по услугам, входящим в туристский пакет. Согласно Воздушному кодексу РФ, главная забота авиакомпании - регулярные рейсы, а чартерные рейсы - дело заказчика, поэтому сам заказчик (туроператор) и несёт ответственность согласно Закону об основах туристской деятельности.

В законопроекте особое внимание уделяется обратной перевозке в случае неисполнения заказчиком своего обязательства по оплате чартерного рейса. Таким образом, в Воздушном кодексе должен быть зафиксирован принцип: вывез туристов неоплаченным рейсом или при неоплаченном обратном - обязан обеспечить возвращение. Норма применяется на практике, но законодательно не

«Научные междисциплинарные исследования» закреплена. При этом авиакомпания вправе предоставить пассажиру билет на

рейс другого перевозчика в указанную или в ближайшую дату и может

предъявить регрессное требование к заказчику, не оплатившему рейс [9, с. 43].

Воздушный кодекс предлагается дополнить статьей, которая обяжет

авиакомпанию в случае невозможности оказания услуг по воздушной перевозке,

в том числе чартерной, незамедлительно оповестить об этом уполномоченный

орган исполнительной власти. И в этих обстоятельствах перевозчик должен

прекратить «накапливать обязательства», то есть остановить продажу билетов

[10, с. 226].

Гражданско-правовое регулирование туристской отрасли представляет собой многоуровневую систему, которая включает в себя:

согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений;

взаимосвязь и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций.

Государственное регулирование развития туристской отрасли - это направленные действия государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы [11, с. 92].

Субъекты рынка туристских услуг, как и субъекты иных рынков, имеют большое количество прав и обязанностей. В туристской индустрии они закреплены в таких нормативных актах как: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», закон «О защите прав потребителей» и иных [12, с. 74].

Государство предпринимает различные меры по регулированию деятельности субъектов туристского рынка. Основными тенденциями по

XIVМеждународная научно-практическая конференция развитию законодательства в сфере туристской деятельности являются:

обеспечение безопасности туристов на транспорте, повышение качества

туристского продукта, снижение финансовой напряженности между игроками

рынка, защита прав туристов.

права и обязанности субъектов рынка туристских услуг закреплены в

различных нормативно-правовых актах таких как: Конституция РФ,

Гражданский Кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, ФЗ «Об основах туристской

деятельности в РФ», закон «О защите прав потребителей» и других;

главным документом, который подтверждает права и обязанности

субъектов туристских услуг, является договор о реализации туристского

продукта, туристская путёвка, а также приложения к договору на туристское

обслуживание. В целях предотвращения незаконных действий со стороны

субъектов туррынка, государство принимает различные меры, направленные на

защиту прав туристов, повышение качества туристского продукта, а также

формирование оптимальных условий на нашем рынке.

основными тенденциями по развитию законодательства в сфере

туристской деятельности являются: обеспечение безопасности туристов на

транспорте, снижение финансовой напряженности между игроками рынка,

повышение привлекательности на международном рынке [13, с. 232].

Предлагаем внести изменение в главу 39 ГК РФ "Возмездное оказание

услуг", включив в нее отдельный параграф, посвященный туристским услугам, в

котором закрепить понятие договора на оказание туристских услуг, права и

обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение взаимных

обязанностей.

Библиографический список:

1. Интерфакс-туризм: Госдума начала рассмотрение законопроекта об усовершенствовании туристической отрасли [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://profi.travel/news/31746/details (дата обращения 16.04.2021).

«Научные междисциплинарные исследования»

2. Ахтырко А.М. Медведев дал поручение по созданию фонда для вывоза пассажиров [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. tоurdоm.ru/news/medvedev-pо-sоzdaniyu-fоnda-dlya-vyvоza (дата обращения 16.04.2021).

3.Павлова О.Ю. Электронная путёвка: как это будет работать [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://profi.travel/news/26292/details (дата обращения 16.04.2021).

4. Козлов, И.В. Электронная путёвка практически готова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news_17102017_2.

5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 29.07.2020) // СЗ РФ. 1997. №12. Ст. 1383

6. Хамидуллина А.А. Грядущие новеллы в регулировании туристской деятельности // Российское законодательство: современное состояние и перспективы развития: материалы 14 Межрегиональной научной студенческой конференции с международным участием (Вологда, 22-23 апреля, 2012 г.). -Вологда, 2012.

7. Писаревский Е.Л. «О государственной политики в области обеспечения безопасности туризма» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garaX2t.ra/iX2terview/31006 (дата обращения 16.04.2021).

8. Писаревский Е.Л. Актуальные вопросы административно-правового обеспечения безопасности туризма // Юридический мир. - М.: Юрист, 2012. № 9 (177).

9. Писаревский Е.Л. Административно-правовое обеспечение безопасности туризма в Российской Федерации. - М.: Юрист, 2012.

10. Чабанюк О.В. Ранжирование факторов развития туризма // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Московского университета МВД России, 2013, № 6.

11. Лолаева А.С. Информационная безопасность в свете развития цифровой экономики в Российской Федерации // Междисциплинарные исследования: опыт прошлого, возможности настоящего, стратегии будущего:

XIV Международная научно-практическая конференция

сборник статей III Международной научно-практической конференции. -Мельбурн: МЦНИР «Научный взгляд», 2021. С. 90-98.

12. Лолаева А. С. Правовое регулирование информационных технологий // Advances of science 2021: Proceedings of articles the VII International scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, Moscow, February 27-28, 2021. С. 73-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Лолаева А.С., Гогаева А.Л. Преступность в информационной сфере как основная угроза информационной безопасности России // Вестник научных трудов молодых ученых, аспирантов и магистров. Выпуск 54. Владикавказ, 2017. С. 231-234.

УДК 342.572

Утенин Дмитрий Сергеевич, Utenin Dmitry Sergeevich,

магистрант Юридического института Сибирского Федерального Университета.

Master's student of the Law Institute of the Siberian Federal University.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ НАРОДОВЛАСТИЯ

PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF THE LAW-MAKING INITIATIVE OF CITIZENS IN THE SYSTEM OF DEMOCRACY

Аннотация: Статья посвящена вопросу реализации правотворческой инициативы гражданами. Актуальность изучения данного вопроса заключается в низкой востребованности у граждан такого политического права, как выдвижения правотворческой инициативы для непосредственного участия в осуществлении государственной власти, а также повышения роли института правотворческой инициативы в системе народовластия. Путем анализа правовых актов субъектов Российской Федерации выявлены основные проблемы реализации

370

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.