Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования уголовно-процессуального законодательства в современных условиях'

Вопросы совершенствования уголовно-процессуального законодательства в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Следственный комитет Российской Федерации / совершенствование уголовного судопроизводства / гуманизация / уголовная политика / Investigative Committee of the Russian Federation / improvement of criminal proceedings / humanization / criminal policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Иванович Бастрыкин

Проанализирована необходимость совершенствования уголовного судопроизводства. Рассмотрены вопросы улучшения международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Вносятся предложения о возвращении в УПК РФ в качестве цели правосудия установление объективной истины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of improving criminal procedure legislation in modern conditions

The necessity of improving criminal proceedings is analyzed. The issues of improving international cooperation in the field of criminal justice are considered. Proposals are being made to return to the Criminal Procedure Code of the Russian Federation as the goal of justice to establish objective truth.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования уголовно-процессуального законодательства в современных условиях»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-41 -45 EDN: https://elibrary.ru/bbovss NIION: 2003-0059-7/23-891 MOSURED: 77/27-003-2023-07-090

Вопросы совершенствования уголовно-процессуального законодательства в современных условиях

Александр Иванович Бастрыкин

Следственный комитет Российской Федерации, Москва, Россия

Аннотация. Проанализирована необходимость совершенствования уголовного судопроизводства. Рассмотрены вопросы улучшения международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Вносятся предложения о возвращении в УПК РФ в качестве цели правосудия установление объективной истины.

Ключевые слова: Следственный комитет Российской Федерации, совершенствование уголовного судопроизводства, гуманизация, уголовная политика

Для цитирования: Бастрыкин А. И. Вопросы совершенствования уголовно-процессуального законодательства в современных условиях // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 7. С. 41-45. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-41-45. EDN: BBOVSS.

Original article

Issues of improving criminal procedure legislation in modern conditions

Alexander I. Bastrykin

Investigative Committee of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. The necessity of improving criminal proceedings is analyzed. The issues of improving international cooperation in the field of criminal justice are considered. Proposals are being made to return to the Criminal Procedure Code of the Russian Federation as the goal of justice to establish objective truth.

Keywords: Investigative Committee of the Russian Federation, improvement of criminal proceedings, humanization, criminal policy

For citation: Bastrykin A. I. Issues of improving criminal procedure legislation in modern conditions. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(7):41-45. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-41-45. EDN: BBOVSS.

Современный российский уголовный процесс переживает непростые времена. Судебно-правовая реформа, которая началась в нашей стране в 1991 г., осуществляется практически непрерывно. Ее задачи были сформулированы в «Концепции судебной реформы в РСФСР», принятой 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР [1].

С того времени в правовой сфере страны многое изменилось — была принята Конституция России, сформировалась обновленная судебная система, в 2011 г. образован независимый следственный орган — Следственный комитет Российской Федерации (далее — СК России). Его образование как самостоятельной государственной структуры стало последовательным шагом по реорганизации органов прокуратуры и следствия.

© Бастрыкин А. И., 2023

С принятием Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [3] была создана новая система контроля за процессуальной деятельностью следователей со стороны руководителя следственного органа, которому передана значительная часть полномочий, ранее осуществлявшихся прокурором.

Необходимо отметить, что одним из непосредственных шагов по реализации Концепции судебно-правовой реформы явилось принятие Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) [2], вступившего в силу с 1 июля 2002 г. К числу его главных достоинств следует отнести состязательность уголовного судопроизводства и значительное рас-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ширение процессуальных гарантий обеспечения конституционных прав и свобод человека.

В выполнении этой задачи СК России принимает самое активное участие.

Так, по инициативе СК России еще в 2013 г. (28 декабря 2013 г.) был принят Федеральный закон № 432-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве». Этим законом значительно расширены конституционные права потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Для их обеспечения следователями ведомства активно проводится работа по возмещению причиненного преступлениями ущерба.

Только за девять месяцев 2023 г. государству и потерпевшим гражданам компенсировано более 86 млрд руб. (с 2011 по 2022 гг. эта сумма составила свыше 700 млрд руб.). Дополнительно наложен арест на имущество обвиняемых стоимостью свыше 76,2 млрд руб.

СК России планомерно участвует в решении проблемы обманутых дольщиков, в том числе в разработке и реализации мер государственной политики в данном направлении. Так, усилиями следователей ведомства удалось возместить потерпевшим дольщикам более 2,7 млрд руб., кроме того, наложен арест на имущество недобросовестных застройщиков на сумму 2,8 млрд руб.1.

При этом уголовно-правовые меры воздействия применялись сбалансированно. Из 89,8 тыс. подозреваемых только 15,4 тыс., или 17,1 % содержались в период предварительного следствия под стражей. Из них 95,5 % обвинялись в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, почти 79 % обвиняемых совершили насильственные деяния. Все шире используются меры пресечения, не связанные с лишением свободы (за последние пять лет их доля возросла почти на 30 %).

При этом в ходе проведения специальной военной операции в условиях военного положения (на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей военное положение введено Указом Президента России от 19 октября 2022 г. № 756 [8]) ужесточена такая мера процессуального принуждения, как задержание подозреваемого. Максимальный срок задержания подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления в условиях во-

енного положения составляет 30 суток с момента фактического задержания [7].

Важно подчеркнуть, что в современный период повышенное внимание уделяется обеспечению экономической безопасности, в том числе уголовно-правовыми средствами. Уголовная политика учитывает необходимость поддержки бизнеса и улучшения делового климата.

При этом идея гуманизации нашла свое воплощение в возможности освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление экономической направленности, при условии полного возмещения ущерба и перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения в установленном законом размере (ст.76.1 УК РФ, ст. 28.1 УПК РФ) [4].

Вместе с тем нельзя недооценивать опасность преступлений в налоговой сфере. В работе следователей на этом направлении, безусловно, наблюдается положительная динамика. Сумма возмещенного в ходе процессуальной деятельности ущерба по делам о налоговых преступлениях возросла с 5,3 млрд руб. в 2011 г. до 50,2 млрд руб. в 2022 г. За девять месяцев 2023 г. эта сумма составила 55,4 млрд руб.

Необходимо сказать о том, что в 2022 г. принят Федеральный закон от 9 марта 2022 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений в ст. 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [6]. Этим законом ст. 140 УПК РФ дополнена положением, устанавливающим, что поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ, служат только материалы, которые направлены налоговыми органами (исключая материалы органов внутренних дел) в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Тем самым с помощью возвращения практики возбуждения дел только после налоговой проверки будет снижена нагрузка на предпринимателей в условиях западных санкций.

Вместе с тем следует отметить, что при расследовании налоговых преступлений СК России нередко сталкивается с так называемыми площадками по продаже «бумажного налога на добавленную стоимость», на которых осуществляется подготовка за вознаграждение подложной налоговой документа-

1 Приведены статистические данные за девять месяцев 2023 г.

JURISPRUDENCE

ции, с помощью которых недобросовестные налогоплательщики уклоняются от уплаты налогов. Не секрет, что НДС — крупнейший источник доходов бюджета. В связи с этим по инициативе СК России, ФНС России и МВД России Государственной Думой ФС РФ в первом чтении принят законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за продажу «бумажного НДС» (заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций), что необходимо для защиты экономических интересов добросовестных предпринимателей.

Следует сказать и о том, что необходимо принимать меры и по совершенствованию международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Важнейшим направлением этой работы является сотрудничество с зарубежными коллегами в вопросах розыска обвиняемых, ареста и возврата из-за рубежа имущества, добытого преступным путем. К примеру, в 2022 и в текущем году компетентными органами иностранных государств исполнено порядка 1,5 тыс. международных запросов СК России.

Вместе с тем на фоне беспрецедентной антироссийской кампании, развернутой недружественными государствами, увеличилось количество отказов иностранных правоохранителей в исполнении российских запросов.

В таких условиях существенно возросла значимость качественного и своевременного выполнения российских запросов о международной правовой помощи. В связи с этим сейчас в Государственной Думе ФС РФ рассматривается проект Федерального закона № 280226-8 «О внесении изменений в статьи 453 и 456 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (по вопросу о консульской функции по выполнению отдельных процессуальных действий по уголовным делам по запросам компетентных органов представляемого государства).

Работа над этим документом велась СК России совместно с МИД России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и иными заинтересованными государственными органами несколько лет. Наделение консульских должностных лиц полномочиями по выполнению отдельных уголовно-процессуальных функций за рубежом позволит российским следственным органам решать задачи уголовного судопроизводства вне зависимости от политизированных решений отдельных государств.

Правоприменительная практика свидетельствует и о необходимости совершенствования способов собирания доказательств, основанных на использовании специальных технических средств для получения и фиксации доказательственной информации, в том числе содержащейся на электронных носителях информации. Значительной минимизации издержек человеческого фактора в уголовном судопроизводстве могли бы способствовать такие направления криминалистики, как, например, габитоскопия — отрасль криминалистической техники, направленной на совершенствование сбора и использования данных о внешнем облике человека. Применяемые в системах видеонаблюдения алгоритмы искусственного интеллекта позволяют устанавливать необходимые для расследования преступлений факты. К примеру, такие технологии позволили установить исполнителей и заказчиков убийств Дарьи Дугиной, Владлена Татарского (настоящее имя Максим Фомин), а также лиц, покушавшихся на Захара Прилепина, Владимира Соловьева.

Кроме того, в настоящее время Главным управлением криминалистики (Криминалистическим центром) СК России активно прорабатываются вопросы планомерного внедрения в практику криминалистического сопровождения следствия оперативной обработки и исследования данных телематических систем транспортных средств.

Исследуя электронные блоки управления различных систем автотранспорта, с помощью уже закупленного специального программного обеспечения специалисты Главного управления криминалистики СК России смогут устанавливать маршруты его передвижения, скорость, время холостого хода, расход топлива, неисправности автомобиля и многое другое. В перспективе мы должны стать способными осуществлять реконструкцию дорожно-транспортных происшествий, вплоть до определения последовательности ударов по транспорту. Уровень развития автомобильной техники сегодня позволяет это делать.

Еще одно важнейшее направление развития криминалистической деятельности — создание автоматизированной информационной системы учета транзакций цифровых валют, так как криптовалюта все чаще выступает предметом взятки, коммерческого подкупа, иных незаконных действий, а также предметом преступного посягательства.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Конечно же, это далеко не весь перечень перспективных направлений дальнейшего развития криминалистической деятельности с целью минимизации издержек человеческого фактора в уголовном судопроизводстве. Тем не менее, перечисленные направления развития являются одними из главных в развитии криминалистики.

Стоит также отметить, что Федеральным законом от 6 февраля 2023 г. № 8-ФЗ [5] существенно расширен перечень лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации. Теперь такой регистрации также будут подлежать лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение любых преступлений (ранее — только тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности), а также лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений. Полномочия по проведению обязательной государственной геномной регистрации возлагаются и на экспертные подразделения Следственного комитета России. Несомненно, это позволит существенно повысить уровень раскрываемости преступлений, особенно совершенных в прошлые годы.

Следует также учесть, что в целях дальнейшего реформирования уголовно-процессуального законодательства, на наш взгляд, в Уголовно-процессуальный кодекс РФ необходимо включить такое понятие, как установление объективной истины.

Принятый в 2001 г. УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР, не содержит положений, определяющих объективную истину в качестве цели уголовного судопроизводства.

В ст. 6 УПК РФ уголовное преследование и справедливое наказание виновных, а также ограждение от этих неблагоприятных правовых последствий невиновных определяются в качестве назначения уголовного судопроизводства. Вместе с тем сделать это невозможно без выяснения обстоятельств уголовного дела такими, какими они были в действительности, т. е. установления по делу объективной истины. И возвращение в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в качестве цели правосудия установление объективной истины по уголовному делу позволит также обеспечить гарантии конституционного права на справедливое правосудие и повысить степень доверия граждан к правосудию.

Кроме того, по нашему мнению, необходимо вернуть в головно-процессуальный кодекс Российской Федерации принцип полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела.

Этот принцип, кстати, сохранен в Уголовном кодексе Российской Федерации, в котором установлена уголовная ответственность (ст. 294 УК РФ) за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела.

Что же касается вопроса введении института уголовного проступка (в соответствии с которым предлагается распространить этот институт на составы преступлений небольшой тяжести, не наказуемых лишением свободы, если они совершены впервые), то реализация этого предложения Верховного суда Российской Федерации, на наш взгляд, будет способствовать более широкому применению мер, альтернативных уголовному наказанию. Это предложение Верховного суда Российской Федерации заслуживает внимания, так как наличие судимости препятствует социализации граждан, трудоустройству, получению финансовых услуг.

Список источников

1. Постановление ВС РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 2 ноября 2023 г.) // Парламентская газета. 2001. 22 дек.

3. Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 г.) // Парламентская газета. 2007. 15 июня.

4. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 9 дек.

5. Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской

JURISPRUDENCE

Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2023. № 6. Ст. 915.

6. Федеральный закон от 9 марта 2022 г. № 51 -ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2022. 11 марта.

7. Федеральный закон от 31 июля 2023 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Парламентская газета. 2023. 11 авг.

8. Указ Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» // Российская газета. 2022. 20 окт.

References

1. Resolution of the Supreme Council of the RSFSR of October 24, 1991 No. 1801-1 «On the concept of judicial reform in the RSFSR» // Vedomosti SND of the RSFSR and the Supreme Council of the RSFSR. 1991. No. 44. Art. 1435.

2. Criminal Procedure Code of the Russian Federation of December 18, 2001 No. 174-FZ (ed. November 2 2023) // Parliamentary newspaper. 2001. 22 Dec.

3. Federal Law No. 87-FZ of June 5, 2007 (as amended on December 22, 2014) «On Amendments to the Criminal Procedure Code of the Russian Federation and the Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» (with Amendments and Additions, introduction. effective from January 1, 2017) // Parliamentary Gazette. 2007. June 15th.

4. Federal Law No. 420-FZ of December 7, 2011 (as amended on July 3, 2016) «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2011. 9 Dec.

5. Federal Law No. 8-FZ of February 6, 2023 «On Amendments to the Federal Law «On State Genomic Registration in the Russian Federation» and Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // CL RF. 2023. No. 6. Art. 915.

6. Federal Law No. 9 March 2022 51FZ «On Amendments to Articles 140 and 144 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2022. March 11th.

7. Federal Law No. 396-FZ of July 31, 2023 «On Amendments to the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» // Parliamentary Gazette. 2023. 11 Aug.

8. Decree of the President of the Russian Federation dated October 19, 2022 No. 756 «On the introduction of martial law in the territories of the Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, Zapo-rizhia and Kherson regions» // Rossiyskaya Gazeta. 2022. October 20.

Библиографический список

1. Бастрыкин А. И. Суть суда // URL://https:// proza.ru/2017/03/13/829.

Bibliographic list

1. Bastrykin A. I. The essence of the court // URL:// https://proza.ru/2017/03/13/829.

Информация об авторе

А. И. Бастрыкин — председатель Следственного комитета Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, генерал юстиции Российской Федерации.

Information about the author

A. I. Bastrykin — Chairman of the Investigative Committee of the Russian Federation, Doctor of Legal Sciences, Professor, General of Justice of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 30.11.2023; одобрена после рецензирования 08.12.2023; принята к публикации 18.12.2023.

The article was submitted 30.11.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 18.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.