Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА'

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
357
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая система общества / государство / общество / общественные институты / проблемы политической системы / совершенствование политической системы.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лепин В. А., Проскуров Д. В.

В статье рассматривается ведущая роль политической системы общества в решении социально значимых для гражданского общества вопросов, формулируется ряд предложений по совершенствованию российской политической системы общества. В частности, предлагается развитие и совершенствование правовой культуры, а также правового сознания граждан, децентрализация и оптимизация государственной власти с целью правового и политического ограничения коррупции и бюрократии, а также устранение пробелов в законодательстве путем его модернизации. Выдвигается предположение об основных проблемах и перспективах развития политической системы общества, связанных с отсутствием демократического режима в российской политической системе, деполитизацией общества и слабой его интеграцией в политический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА»

ЛЕПИН В.А.,

старший преподаватель Санкт-Петербургского университета МВД России, Россия, Санкт-Петербург, e-mail: lainer38@mail.ru

ПРОСКУРОВ Д.В.,

старший преподаватель Санкт-Петербургского университета МВД России, Россия, Санкт-Петербург, e-mail: Dim-onDim-on@yandex.ru

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье рассматривается ведущая роль политической системы общества в решении социально значимых для гражданского общества вопросов, формулируется ряд предложений по совершенствованию российской политической системы общества. В частности, предлагается развитие и совершенствование правовой культуры, а также правового сознания граждан, децентрализация и оптимизация государственной власти с целью правового и политического ограничения коррупции и бюрократии, а также устранение пробелов в законодательстве путем его модернизации. Выдвигается предположение об основных проблемах и перспективах развития политической системы общества, связанных с отсутствием демократического режима в российской политической системе, де-политизацией общества и слабой его интеграцией в политический процесс.

Ключевые слова: политическая система общества, государство, общество, общественные институты, проблемы политической системы, совершенствование политической системы.

LEPIN V.A.,

Senior Lecturer St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russia, St. Petersburg

PROSKUROV D.V.,

Senior Lecturer St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russia, St. Petersburg

ISSUES OF IMPROVING THE RUSSIAN POLITICAL SYSTEM

OF SOCIETY

Annotation. The article considers the leading role of the political system of society in solving socially significant issues for civil society, formulates a number of proposals for improving the Russian political system of society. In particular, it is proposed to develop and improve the legal culture, as well as the legal consciousness of citizens, decentralize and optimize state power in order to legally and politically limit corruption and bureaucracy, as well as eliminate gaps in legislation by modernizing it. It is suggested that the main problems and prospects for the development of the political system of society are associated with the lack of a democratic regime in the Russian political system, the depoliticization of society and its weak integration into the political process.

Key words: political system of society, state, society, public institutions, problems of political system, improvement of political system.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-52-57 NIION: 2018-0076-10/22-1028 MOSURED: 77/27-023-2022-10-1226

Президент Российской Федерации в своих выступлениях перед широкой общественностью неоднократно отмечал оправданность курса на развитие политической системы, институтов прямой демократии, на повышение конкурентности выборов и подчеркнул необходимость его продолжения. Президент высказывался за осознанную консолидацию граждан ради успешного развития государства, указал, что смысл всей нашей политики - сбережение людей и умножение человеческого капитала. Государственный деятель не обошел своим вниманием молодое поколение, подтвердил, что видит в нем опору Российской государственности. В качестве приоритета для экономического роста и социального развития назвал поддержку молодых ученых, подчеркнул, что для них будет запущена специальная линейка грантов. В обращениях В.В. Путин обращает внимание и о попытках внешнего давления на политическую систему России, от мифов по поводу российской агрессии, вмешательства в чужие выборы, травли наших спортсменов, до абсурдных обвинений. Президент подтвердил, что сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза и другими государствами СНГ является приоритетным направлением внешней политики и что будущее России зависит только от нас, нашего труда и таланта. Реализация курса Верховного главнокомандующего станет вектором развития и совершенствования российской политической системы общества.

Необходимо отметить, что внешняя политика В.В. Путина в последние годы по результатам опережает внутреннюю. С одной стороны, видно успешную внешнюю политику мощной державы, а с другой, коррупция сводит на нет все усилия во внутренней.

Как мы видим, взгляды политических институтов так же, как и граждан, постоянно меняются. А это значит, что постоянно должна трансформироваться и политическая система общества.

На наш взгляд, одной из задач, направленной на совершенствование российской политической системы общества, признается расширение участия населения в политической деятельности органов государственной власти. Такое возможно путем увеличения представительства граждан в органах власти. Политические партии, не прошедшие установленный 5% барьер на выборах, должны иметь право на одно - два места в Государственной Думе. В этом случае такие партии смогут получить право на защиту интересов своих избирателей.

Стимулирование развития многопартийной системы в российском обществе выступает в качестве одной из целей развития политической

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

системы нашего общества, задачей которой выступает отказ от доминирования в системе одной, официальной, партийно-государственной идеологии. Следует отметить, что процесс идет сложно и противоречиво, это связано с тем, что партии зачастую выражают только свои собственные интересы, а значит, они не отражают реальные интересы граждан. В условиях отсутствия реальной социальной базы, партии имеют вместо нее лишь электорат, голосующий за них на выборах.

По нашему мнению, ротация руководителей является обязательным условием эффективного функционирования политической, социальной сферы общества и должна рассматриваться в качестве обязательного условия эффективной работы государственного аппарата, профилактики коррупционных правонарушений, повышения профессиональных компетенций, совершенствования политической системы. Все это в полной мере реализует В.В. Путин, тем самым давая молодым абсолютно четкий сигнал: социальные лифты в стране действуют, механизм есть, молодые управленцы могут реализовать себя и достичь административных высот. Верховную власть давно упрекали в том, что у нее короткая «Скамейка запасных». Чтобы ее усилить, в свое время был создан президентский Резерв управленческих кадров, совмещенный с программами повышения квалификации РАНХиГС, и который стал источником эффективных управленцев.

Согласимся, что применение ротации признается положительным фактом и влияет на конечный результат. Соблюдается принцип равенства возможностей: работайте, работайте много и честно, набирайтесь опыта, вас заметят, и у вас будет рост. И это, в конечном счете, реализация одного из базовых запросов общества на текущий момент - запроса на справедливость [5].

С октября 2017 г. по поручению Президента РФ стартовал конкурс «Лидеры России». Заявленная цель - усиление управленческой вертикали. Главная задача заключается в том, чтобы государство продвигало людей не по тому, кто у кого родственник, и не по тому количеству денег, которые есть у этих людей, а исключительно по их профессиональным и личным качествам. На наш взгляд, подобный открытый конкурс равных возможностей сформирует плеяду руководителей нового поколения, которые создадут сообщество лидеров, определяющих будущее Российского общества. Положительным эффектом выступит также антикоррупционный порядок назначения высших должностных лиц.

Для того, чтобы политическая система динамично развивалась необходимо постоянно обеспечивать преемственность, накопление тради-

ций. Без взаимосвязей прогресс невозможен, в свою очередь любой опыт предостерегает от просчетов и ошибок.

В качестве меры совершенствования системы считаем целесообразным политику России сделать более публичной [6, с. 8-10]. Систематическое проявление политической воли из единого и сильного центра сегодня налицо. Но процедура подготовки решений проходит в рамках «режима консультаций» (практика «нулевого чтения» в Государственной Думе и подключение элиты бизнеса к подготовке основных экономических законов), который все больше замещает публичный политический процесс подготовки и принятия политических решений. Содержание, как и прежде, определяется политической торговлей между участниками. Способствовать совершенствованию политической системы общества будет усиление открытости процесса подготовки и принятия политических решений.

Повышение ответственности исполнительной власти перед законодательной властью также будет способствовать реформированию существующей системы общества.

Формирование эффективно действующих механизмов вовлечения институтов гражданского общества в политический процесс выступает в качестве своего рода этапа в совершенствовании политической системы российского общества. Отдельные исследователи придерживаются мнения о том, что местного самоуправления как автономного института публичной власти в России больше нет. Есть нижний уровень государственной власти.

Полагаем, что в качестве инструмента совершенствования политической системы общества может являться децентрализация власти. Под децентрализацией понимается передача отдельных полномочий (и дополнительного финансирования) от центрального правительства региональным и местным органам власти. Это означает предоставление местной власти права не согласовывать с центром решения по тем региональным проблемам, которые не могут оказать отрицательного воздействия на остальную часть страны. Такой механизм способен вовлечь в политическую среду широкие круги граждан, обеспечить мотивацию власти работать в их интересах. Полагаем, что децентрализация позволит приблизить народ к власти, а властные структуры к проблемным вопросам, которые беспокоят население в регионах.

На протяжении всего периода становления и развития местного самоуправления в постсоветской России одной из главных его проблем является финансовая необеспеченность - очевидное несоответствие доходной базы местных бюдже-

тов объемам их расходных обязательств [9, с. 6-7]. Так, органы местного самоуправления выполняют основную часть деятельности по взаимодействию и поддержке малого бизнеса на своих территориях. Однако большая часть доходов от предприятий малого бизнеса, работающих по упрощенной системе налогообложения, поступает в бюджеты субъектов РФ. Кардинальным способом решения финансовых проблем местного самоуправления может быть передача ему значительной доли налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который выступает самым крупным источником доходов местных бюджетов и на формирование, которого органы местного самоуправления могут оказывать существенное влияние. В разных источниках назывались разные цифры, в частности, Всероссийский совет местного самоуправления предлагает передать на муниципальный уровень не менее 50% НДФЛ против сегодняшних 30%. Такое решение заслуживает всяческой поддержки, однако возможность его практической реализации в сегодняшней экономической ситуации весьма сомнительна [2].

Необходимым условием совершенствования политической системы выступает плюрализм в содержании деятельности средств массовой информации, или, как их еще называют «четвертой власти», отсутствие установок от государственных органов и правящего режима.

В реалиях настоящего времени средства массовой информации (телевидение, радио, газеты) зачастую выступают отражением политических и идеологических взглядов ведущей политической партии, несмотря на конституционную защиту их свобод и запрет цензуры. Правящая элита оказывает на их работу значительное влияние, некоторые печатные издания ангажированы на поддержку политики «партии власти» порой вопреки из подлинной социальной ценности. Наличие развитых, демократических масс -медиа, объективно освещающих политические события, является важнейшим элементом совершенствования политической системы.

Как показывает вышеизложенное, в настоящее время политическая система общества находится в стадии становления и не в полной мере соответствует своему призванию обеспечения прав и свобод граждан.

Есть отдельные причины, которые оказывают влияние на это, в частности [3, с. 12-13]:

- компоненты политической системы общества имеют недостаточный опыт деятельности;

- политическая культура граждан России недостаточно высока;

- отсутствует законодательная база, которая будет достаточным образом обеспечивать регулирование политических отношений;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

- неспособность российского государства покончить с преступностью, которая оказывает негативное воздействие на политический режим страны;

- коррупция во всех эшелонах власти.

Преодоление названных недостатков будет

способствовать развитию политической системы общества, содействовать созданию особого правового режима, при наличии которого любой гражданин может беспрепятственно реализовывать свои политические права, не нарушая прав других граждан.

Говоря о политической системе общества необходимо выделить первоочередные направления ее дальнейшего совершенствования.

Во-первых, это совершенствование законодательства, которое регламентирует правовой статус компонентов политической системы. В процессе совершенствования законодательства необходимо не только устранить пробелы, но и ликвидировать противоречия, которые в настоящее время существуют в федеральном законодательстве, а также в иных нормативных правовых актах [9, с. 6-7].

Достижение развитого гражданского общества возможно только в условиях формирования детальной регламентации деятельности общественных объединений. Мы предлагаем закрепить правовой статус такого важного субъекта общественных отношений, как «Трудовой коллектив» путем принятия соответствующего федерального закона. Актуальность закона «О трудовых коллективах» в значительной степени определяется тем, что коллективы предприятий являются важнейшими субъектами политических отношений и потому необходимо обеспечить их деятельность в делах общества и государства.

Согласно нашей концепции, принятие закона позволит активно участвовать в политической жизни страны созидающей силе государства -трудящимся, создаст условия заинтересованности работника в повышении эффективности предприятия (организации) и как следствие повышения уровня жизни работников. Демократизация управления предприятием (организацией) имеет неразрывную связь с повышением активности общественных объединений. В свою очередь равные права в реализации интересов предпринимателя и собственника, с одной стороны, и работников трудовых коллективов, с другой стороны, являются основой социальной стабильности общества, одной из предпосылок его совершенствования. Действующее законодательство не содержит норм, в которых бы упоминалось понятие «Трудовой коллектив», поэтому предложенный нами законопроект не согласуется и вступает в противоречие с действующими правовыми

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

актами. Считаем целесообразным внести соответствующие поправки: в Конституцию и Трудовой кодекс (в части касающейся определения понятия трудового коллектива и его структуры), Закон «Об общественных объединениях» (в части изменения принципа добровольности объединившихся), Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в части исключения дублирования полномочий по защите интересов работников), а также устранить появившиеся в связи с принятием законопроекта противоречия в Гражданском кодексе (в отношении определения понятия и признаков юридического лица).

Дискуссионный характер данного законодательного акта заключается в целесообразности разработки и принятия отдельного закона, так как на сегодняшний день действует Федеральный закон «Об общественных объединениях» и положения о трудовых коллективах могут быть включены в статьи данного закона.

Принимая во внимание то обстоятельство, что трудовой коллектив - важнейший, если не единственный субъект хозяйственной деятельности реально заинтересованный в развитии предприятия, сохранении, создании новых рабочих мест, повышении производительности и сокращении затрат, разработку отдельного федерального закона по этому поводу мы считаем уже назревшей необходимостью.

Нам представляется, что предлагаемый законопроект должен состоять из пяти глав, каждая из которых содержать по три раздела. В первой главе «Общие положения» мы предлагаем непосредственно закрепить статус трудового коллектива как предмета и субъекта социально - экономических отношений, закрепить принципы участия в управлении предприятием, определить сферу действия закона. Во второй главе «Структура трудового коллектива» определить состав трудового коллектива, его права и обязанности. Непременным условием должен выступить принцип обязательного участия в деятельности трудового коллектива всех без исключения работников. В третьей главе «Полномочия трудового коллектива» рассмотреть формы осуществления деятельности трудового коллектива, определить порядок принятия решений, форму взаимодействия с профессиональными союзами и порядок обеспечения трудовой дисциплины. Закрепить полномочия по планированию экономического развития, заключению коллективных договоров, обеспечению трудовой дисциплины, внедрению новейших научных достижений, оплате труда, распределении фондов экономического стимулирования, улучшению социальных и бытовых условий, зафиксировать гарантии. Четвертую главу «Взаимодействие трудового коллектива» посвя-

тить основам коммуникации с органами государственной и муниципальной власти, принципам социального партнерства трудового коллектива и собственника имущества, основам взаимодействия коллектива с администраций предприятия (организации). Пятая глава «Ответственность за нарушение прав трудовых коллективов» раскроет виды дисциплинарной, административной и граж-данско - правовой ответственности, особенности применения закона и порядок его вступления в силу.

Во-вторых, повышение правовой и политической культуры можно рассматривать в качестве действенных мер по совершенствованию политической системы общества и преодолению правового нигилизма [4, с. 31-32]. Повышение правового и политического сознания участников общества будет способствовать большему вовлечению последних в политический процесс, активному участию населения в делах государства и общества. Это мера долговременной перспективы, однако уже в период получения правовых знаний население сможет на собственном опыте убедиться в полезности участия в политической системе и привилегиях грамотного использования своих прав и свобод. Формирование эффективно действующих механизмов вовлечения институтов гражданского общества в политический процесс выступает своего рода этапом совершенствования политической системы российского общества. Для осуществления действенной политики государства, его органов и учреждений по политическому и правовому просвещению населения правительству надлежит разработать специальную целевую программу, определив в ней как конкретные меры, так и непосредственных исполнителей.

Отдельное внимание необходимо уделить вовлечению в деятельность по политическому и правовому просвещению населения прессы, радио и телевидения, а также образовательных учреждений. Политическим партиям и общественным объединениям следует также усилить связь с населением, планомерно вовлекая его в свои ряды. Активная работа политических партий и общественных организаций с населением позволит совершенствовать политическую систему общества. Без связи с массами, не имея в их лице поддержки и опоры, невозможно надеяться на успешную политическую борьбу, рассчитывать на места в Парламенте и достижение высоких результатов.

В-третьих, важное значение для политической системы общества играет законность, а это значит, что ее укрепление в деятельности всех компонентов политической системы будет способствовать совершенствованию системы. Укрепление законности в сфере политических отношений

занимает особую роль в государстве. А это значит, если оставить не решенной проблему законности, то деятельность государства и общества в целом не приведет к желаемым результатам. В первую очередь необходимо заняться усилением борьбы с преступностью и сведением до минимума деятельности преступных сообществ для устранения негативного правового и политического климата в государстве. Задачей правового государства признается не только соблюдение прав и свобод человека и гражданина, но и не допущение террора и насилия, а также своевременное пресечение совершения подобных действий со стороны социума.

В-четвертых, одним их важных направлений совершенствования политической системы общества, стоит признавать борьбу с коррупционными нарушениями со стороны государственных и муниципальных служащих [8, с. 52-57]. И если не решить данную проблему, политическая система общества не перейдет на новый уровень своего развития. Кроме того, при наличии незаконных действий со стороны чиновников и государственного аппарата в целом нельзя говорить вообще о построении правового общества [1, с. 136-137]. Власть, не уважающая и не соблюдающая свои законы, не сможет привлечь на свою сторону большую часть гражданского общества и построить правое государство. Без успешной борьбы с коррупционными проявлениями во властных структурах невозможно бороться с организованным преступным сообществом, сделать гражданское общество проводником политических амбиций государства.

В-пятых, предлагается при назначении на ключевые посты ориентироваться не на клановые и родственные интересы, а на потребности общества в целом. Силовые министры и идеологи, которые имитируют работу и «подбрасывают» руководству сомнительные ценности, должны быть остановлены [7, с. 269-271]. Реформировать таким же образом необходимо и бизнес сообщество в нашей стране. Полагаем, что такая активность может привести к возникновению в стране подобия революции, но считаем, что кардинальные меры в данном направлении давно уже необходимы, принимая во внимание масштабы бедствия. Мы также придерживаемся гражданской позиции, что важным условием совершенствования политической системы является ограничение сроков пребывания у власти первых лиц.

Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что совершенствование политической системы общества возможно в результате развития социально - экономических, духовно -культурных отношений в обществе, установления новых приоритетов во взаимоотношениях между

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

личностью и государством. Преодоление таких проблем, как деполитизация общества, клано-вость в системах органов власти и управления, коррупция, несовершенство законодательства, будет способствовать развитию российской политической системы и созданию предпосылок для его совершенствования.

Список литературы:

[1] Васецкий А.А. Развитие политической системы через взаимодействие государства и гражданского общества // Управленческое консультирование. 2006. № 4 (24). С. 128-142.

[2] Домрин А.Н., Попова Л.Н., Ширяева С.В. Унификация организационной культуры муниципальных образований как способ модернизации их деятельности // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2015. № 5-6 (140-141). С. 18-22.

[3] Калиева М.Ш. Модернизация в системе политического развития общества // Молодой ученый. 2015. № 6-1 (86). С. 11-13.

[4] Калиева М.Ш. Политическая культура в системе демократического развития общества // Система ценностей современного общества. 2014. № 33. С. 29-33.

[5] Комарова Т.С., Попова Л.Н., Ширяева С.В. Теоретические положения организации управления практикой стимулирования поведения молодежи и его правовое сопровождение // Образование и право. 2017. № 7. С. 228-233.

[6] Кузьмин С.П. Гражданское общество в современной России: трудности формирования и развития // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2015. Т. 1 (67). № 4. С. 3-12.

[7] Филякин Ю.П. О противостоянии двух тенденций в развитии политической и экономической систем // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2009. Т. 1. № 2. С. 268-271.

[8] Фишман Л.Г. Борьба с коррупцией как политика сегрегации // Сборник научных трудов по итогам второй Всероссийской научной конференции: актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. 2016. С. 49-58.

[9] Ширяева С.В., Розанова Е.В., Харламов П.В. Проблемы развития политической системы общества // Современное право. 2020. № 9. С. 5-8.

Spisok literatury:

[1] Vaseckij A.A. Razvitie politicheskoj sistemy cherez vzaimodejstvie gosudarstva i grazhdanskogo obshchestva // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2006. № 4 (24). S. 128-142.

[2] Domrin A.N., Popova L.N., SHiryaeva S.V. Unifikaciya organizacionnoj kul'tury municipal'nyh obrazovanij kak sposob modernizacii ih deyatel'nosti // Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. 2015. № 5-6 (140-141). S. 18-22.

[3] Kalieva M.SH. Modernizaciya v sisteme politicheskogo razvitiya obshchestva // Molodoj uche-nyj. 2015. № 6-1 (86). S. 11-13.

[4] Kalieva M.SH. Politicheskaya kul'tura v sisteme demokraticheskogo razvitiya obshchestva // Sistema cennostej sovremennogo obshchestva. 2014. № 33. S. 29-33.

[5] Komarova T.S., Popova L.N., SHiryaeva S.V. Teoreticheskie polozheniya organizacii uprav-leniya praktikoj stimulirovaniya povedeniya molo-dezhi i ego pravovoe soprovozhdenie // Obrazovanie i pravo. 2017. № 7. S. 228-233.

[6] Kuz'min S.P. Grazhdanskoe obshchestvo v sovremennoj Rossii: trudnosti formirovaniya i razvitiya // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo uni-versiteta imeni V.I. Vernadskogo. Filosofiya. Poli-tologiya. Kul'turologiya. 2015. T. 1 (67). № 4. S. 3-12.

[7] Filyakin YU.P. O protivostoyanii dvuh ten-dencij v razvitii politicheskoj i ekonomicheskoj sistem // Izvestiya Moskovskogo gosudarstvennogo tekh-nicheskogo universiteta MAMI. 2009. T. 1. № 2. S. 268-271.

[8] Fishman L.G. Bor'ba s korrupciej kak politika segregacii // Sbornik nauchnyh trudov po itogam vtoroj Vserossijskoj nauchnoj konferencii: aktual'nye problemy nauchnogo obespecheniya gosudarstven-noj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti protivodejst-viya korrupcii. 2016. S. 49-58.

[9] SHiryaeva S.V., Rozanova E.V., Harlamov P.V. Problemy razvitiya politicheskoj sistemy obsh-chestva // Sovremennoe pravo. 2020. № 9. S. 5-8.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.