Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ельцов Николай Сергеевич

Раскрыты особенности местоположения профессиональных юридических общественных объединений в структуре гражданского общества. Отмечено, что их роль определена несколькими обстоятельствами, в частности, возрастанием их участия в жизни общества и государства, что подтверждается тем, что в деятельности практически всех современных профессиональных юридических общественных организаций существуют такие важные направления, как бесплатная юридическая помощь и правовое просвещение, общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов, противодействие коррупции, содействие кадровому отбору в институтах публичной власти, а также значимостью их в становлении институтов гражданского общества и в функционировании государства, что необходимо учитывать при развитии современного российского законодательства в целях учета особенностей и тенденций влияния объединений юристов на реализацию социально-ориентированных функций государства. Проанализированы роль профессиональных юридических общественных объединений и их влияние на деятельность государства, в частности, в реализации его отдельных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL LEGAL PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE CIVIL SOCIETY STRUCTURE

Bstract. The peculiarities of location of the legal professional associations in the civil society are considered. It is noted that their role is determined by several factors, particularly the increase of their role in society and the state, which is confirmed by the fact that almost all modern professional legal public organizations have such important directions, as free legal assistance and legal education; public examination of projects of regulatory legal acts, anti-corruption, the assistance of personnel selection in the institutions of public power, as well as their significance in the development of civil society institutions and in the functioning of the state that must be considered in the development of modern Russian legislation in order to reflect the characteristics and trends of the influence of lawyers associations for the implementation of socially-oriented functions of the state. The role of professional legal associations and their influence on the activities of the state, in particular in the implementation of its individual functions, are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 340.0

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

© Н.С. Ельцов

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: 120001k@mail.ru

Аннотация. Раскрыты особенности местоположения профессиональных юридических общественных объединений в структуре гражданского общества. Отмечено, что их роль определена несколькими обстоятельствами, в частности, возрастанием их участия в жизни общества и государства, что подтверждается тем, что в деятельности практически всех современных профессиональных юридических общественных организаций существуют такие важные направления, как бесплатная юридическая помощь и правовое просвещение, общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов, противодействие коррупции, содействие кадровому отбору в институтах публичной власти, а также значимостью их в становлении институтов гражданского общества и в функционировании государства, что необходимо учитывать при развитии современного российского законодательства в целях учета особенностей и тенденций влияния объединений юристов на реализацию социально-ориентированных функций государства. Проанализированы роль профессиональных юридических общественных объединений и их влияние на деятельность государства, в частности, в реализации его отдельных функций.

Ключевые слова: профессиональные юридические общественные объединения; гражданское общество; политическая система общества; функции государства

Построение гражданского общества и правового государства немыслимо без освоения более высокого уровня политической культуры, связанного с развитием гражданственности, инициативности, индивидуальной и коллективной ответственности, что обусловливает широкое политическое и идеологическое многообразие. Через общественные объединения реализуются разнообразные права и свободы человека и гражданина, в первую очередь право на объединение. Обеспечение государством возможности реализации данного права осуществляется через конституционные гарантии свободы создания и деятельности общественных объединений, их равенства перед законом, признания политического многообразия и многопартийности. С.А. Солдатов счи-

тает, что для общественных объединений этот процесс связан с преодолением их прежнего положения в социально-политической жизни, приобретением нового политического опыта, участием в формировании государственных органов, органов местного самоуправления, правового пространства общества [1, с. 4].

Присоединимся к мнению Л.А. Морозовой о том, что «взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, то такое государство следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека - право на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей» [2, с. 113].

В условиях развития правового государства и гражданского общества актуализируется деятельность профессиональных сообществ. Особое место среди них занимают профессиональные юридические организации, имеющие особое влияние на проводимую государством политику, правотворчество, социально-экономические процессы. Отметим, что в исследованиях, посвященных общественным объединениям, практически отсутствует анализ и даже упоминание об объединениях данного вида. В основном ученые рассматривают деятельность таких объединений, как судейские, нотариальные и адвокатские, которые являются особыми публичными корпорациями.

Мы полагаем, что сущность профессиональных юридических общественных объединений проявляется через два ключевых признака: эти организации должны состоять из представителей, лиц юридических профессий, имеющих юридическое образование, и эти организации должны носить общественный характер, то есть иметь неправительственную (негосударственную) основу. В данных признаках выражается правовая природа профессиональных общественных юридических объединений, являющихся в свою очередь разновидностью общественных объединений.

Большинство ученых в качестве основы для разграничения профессиональных юридических организаций в целом, а не только общественных, придерживаются их деления по степени участия в реализа-

ции функций государства и наличия властных полномочий на два блока - правительственные и неправительственные.

Правительственные профессиональные юридические организации -это организации, представляющие интересы юридических корпораций, созданные по инициативе государства, действующие от его имени, включенные в механизм государства и обладающие властными полномочиями.

К правительственным организациям можно отнести, например, органы судейского сообщества, которые формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти (ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»).

Неправительственные организации могут ассоциироваться с политическими партиями, которые стремятся к участию в политической жизни, в том числе в государственном управлении, овладеть государственной властью и учреждениями, реализующими государственную власть, имеют связь с избирательной системой посредством участия в выборах представительных органов власти, несут в себе определенную идеологию.

Более точным, на наш взгляд, является утверждение В.Н. Шело-менцева о том, что неправительственные организации выступают зримым выражением того, что вкладывается в понятие «гражданское общество», то есть являются сферой, в которой социальные движения формируются в зависимости от целей, круга участников и тематических интересов [3, с. 108].

В этом контексте понятие «общественное объединение» несет родовой характер, обозначая самостоятельные организационно-правовые формы юридических лиц общественного характера, к которым система позитивного права может относить общественные организации, движения, фонды, учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии. Общественные объединения весьма разнообразны по своему характеру. Они различаются по идеологическим и программным установкам, социальной базе, структуре и методам деятельности и могут использоваться в широком смысле как синоним неправительственных (негосударственных) организаций.

Законодательство европейских стран относит профессиональные объединения юристов к некоммерческим общественным объединениям и устанавливает принципы их взаимоотношения с государственными

структурами (между «первым» и «третьим» секторами). Как отмечает Ю.В. Баталова, «некоммерческий сектор в развитых странах представляет собой значительный и динамично развивающийся компонент общественной жизнедеятельности. В странах с социально ориентированным типом экономики благодаря третьему сектору - государству -удается эффективно справляться с множеством острых проблем, опираясь не только на аппарат государственного управления и бюджетные средства, но и на общественность, благотворительность и самодеятельность. В России значимость этого явления лишь начинает осознаваться субъектами власти и управления, а формы взаимодействия пока остаются большей частью «не работающими», требуют качественного, системного совершенствования» [4, с. 3].

Разногласия, которые существовали некоторое время в западной и отечественной науке в отношении того, что следует понимать под термином «некоммерческие организации», были разрешены с появлением концепции третьего сектора, под которым понимается сфера добровольной активности граждан, не имеющая своей целью обладание политической властью или извлечение дохода. «Введение термина «третий сектор», - считает А.А. Демидов, - позволило очертить рамки добровольной активности индивидов с акцентом на том, что эта деятельность может принимать различные организационные формы, одной из которых является форма некоммерческих организаций» [5]. Учеными были обозначены так называемые структурно-операционные признаки некоммерческих организаций (НКО), что существенно упрощает исследования этого феномена с позиции методологии, а также проведен анализ того, какие функции выполняют НКО в обществе. Таким образом, и в западной, и в российской науке вместо терминологических разногласий в отношении того, что такое НКО, а также что наполняет третий сектор, наблюдается терминологическое единство при изучении функционирования третьего сектора и НКО. Третий сектор рассматривается как сфера добровольной ассоциативной активности граждан, объединяющихся для реализации своих интересов и целей и организационно оформляющих свою деятельность. Термин «НКО» является одним из наиболее распространенных терминов, обозначающих особенности организационных форм, выбираемых гражданами.

Отметим, что понятие «третий сектор» исходит из горизонтального деления всей политической системы общества, подразумевающей существование трех равноправных секторов, выделяемых по приоритету деятельности. Первые два сектора включают в себя, во-первых, госу-

дарственные и политические институты, а во-вторых, деловые частные организации и предприятия. К этому в последнее время добавляется третий, неприбыльный сектор. Третий сектор рассматривают как сферу активности, развиваемую между семьей и более широким бюрократическим сектором прибыльного бизнеса и правительства.

Ю.В. Соболева определяет понятие «негосударственная организация» как «группу людей, выступающую персонифицировано от своего имени, выполняющую собственные, корпоративные задачи и функции, не обладающую государственно-властными полномочиями, действующую без вмешательства государства и им не финансируемую» [6, с. 7]. В качестве признаков таких организаций некоторые авторы выделяют следующие:

1) добровольность формирования;

2) деятельность общественных объединений на принципе самоуправления;

3) некоммерческий характер формирования;

4) создание группой физических лиц и наряду с ними юридическими лицами - общественными объединениями;

5) создание для реализации общих целей, указанных в уставе;

6) выступление только от своего имени;

7) отсутствие государственно-властных полномочий [6, с. 7].

В литературе отмечается, что «одним из компонентов политической системы общества является институциональный компонент, включающий в себя собственно политические организации - государство, политические партии, политические движения, некоторые общественные объединения политического характера. Особенность этих элементов - непосредственная связь с политикой, а цель деятельности -овладение государственной властью, участие в реализации внутренней и внешней политики, политическое воздействие на отдельные группы и слои населения, проведение политических интересов определенных групп и слоев» [2, с. 106].

Неправительственная основа предполагает учреждение организации частными лицами или другими общественными, некоммерческими организациями независимо или без участия институтов публичной власти и осуществление деятельности на основании устава за счет собственных средств, которые формируются из членских взносов и привлеченных ресурсов (пожертвования юридических и физических лиц, государственные (муниципальные) заказы, гранты).

По оценке А.П. Любимова «неправительственные организации играют важнейшую роль в процессе социального развития и составляют фундаментальную основу гражданского общества. Их полноценная деятельность является фактором, создающим благоприятные условия для развития экономики, социальной сферы, некоммерческого предпринимательства и укрепления гражданского общества» [7, с. 28].

Таким образом, на наш взгляд, неправительственный (негосударственный) характер профессиональных юридических общественных объединений, бесспорно, относит их к гражданскому обществу. Бесспорно и то, что общественные объединения являются неотъемлемой частью политической системы общества, представляющей собой упорядоченную совокупность политической организации, различных социальных норм, политической и правовой культуры, механизмов взаимосвязей и коммуникаций ее элементов. В этой связи считаем, что профессиональные общественные юридические объединения принимают участие не только в функционировании гражданского общества, но и в механизме реализации функций государства, так как в деятельности объединения юристов ярко прослеживаются их социально ориентированные цели, участие в политической системе общества.

В юридической науке справедливо отмечается, что для социального демократического правового государства крайне важен вопрос его рационального взаимодействия с институтами гражданского общества, развитие которого невозможно без теоретической разработки и внедрения в практику стабильных основополагающих начал, в качестве которых выступают принципы механизма государства [8, с. 18]. В этом же контексте представляется обоснованной позиция В.Е. Чиркина, который считает, что для государства особое значение имеют те объединения публичного характера, главной целью которых служит участие в общественной жизни [9, с. 284].

Исходя из того, что механизм реализации функций государства включает в себя и участников механизма государства, и негосударственные структуры (общественные, некоммерческие, коммерческие организации), мы можем выделить две группы участников механизма реализации функций государства: 1) со стороны механизма государства (органы государственной власти, а также государственные учреждения и предприятия); 2) со стороны иных участников (общественные, некоммерческие и коммерческие организации).

Это указывает на то, что в процессе реализации функций государства задействован весь механизм государства, а также негосударствен-

ные структуры, привлеченные для содействия реализации функций государства. Полагаем, что участниками механизма реализации функций государства являются различные общественные объединения, и соответственно профессиональные объединения также занимают свое место в данном механизме, участвуя в реализации определенных функций, в большей степени, конечно, внутренних, таких как социальная, обеспечение народовластия, охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка, экологическая.

Область сотрудничества государства и некоммерческих организаций и общественных объединений постепенно упорядочивается, растут объемы государственного финансирования, медленно отлаживаются правила его получения. Но при этом сфера сотрудничества существенно ограничена жесткими правилами регулирования деятельности некоммерческих организаций, направлениями деятельности, которые могут получить поддержку, слабой возможностью влиять на осуществление государственной политики.

Местоположение профессиональных юридических общественных объединений в структуре гражданского общества вызвано несколькими обстоятельствами, во-первых, возрастанием их роли в жизни общества и государства, высокой оценкой юридической профессии, что подтверждается тем, что в деятельности практически всех современных профессиональных юридических общественных организаций существуют такие направления, как бесплатная юридическая помощь и правовое просвещение, содействие развитию и совершенствованию юридического образования, общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов, противодействие коррупции, содействие кадровому отбору в институтах публичной власти.

Во-вторых, значимостью их в становлении институтов гражданского общества и в функционировании государства, что необходимо учитывать при развитии современного российского законодательства в целях учета особенностей и тенденций влияния объединений юристов на реализацию социально ориентированных функций государства.

Так, профессиональные юридические общественные объединения принимают участие в социально ориентированных проектах, поддерживаемых органами власти субъектов Российской Федерации. В частности, многие региональные отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» ежегодно реализуют проекты, связанные с консолидацией бесплатной юридической помощи, правового просвещения, юридической науки и образования, поддер-

живаемые субсидиями из областного бюджета на конкурсной основе. Все это показывает включенность профессиональных юридических общественных объединений в деятельность институтов гражданского общества и механизм реализации функций государства.

Неслучайно в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2014 г. было отмечено, что социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) будут поддерживаться государством1. В такие НКО, как правило, объединяются люди, остро чувствующие свой гражданский долг, понимающие, как много значат милосердие, внимание, забота, доброта. Надо использовать их предложения и опыт, в том числе при реализации социальных инициатив.

Список литературы

1. Солдатов С.А. Общественные объединения в Российской Федерации: правовое и институционное исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1995.

2. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Эксмо, 2005.

3. Шеломенцев В.Н. Правовые методы образования и деятельности неправительственных организаций // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. № 196. С. 108-111.

4. Баталова Ю.В. Взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами государственной власти и управления в России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2004.

5. Демидов А.А. Некоммерческие организации в государственной политике и управлении: участие в разработке и реализации социальной политики: на примере Республики Карелия: автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2008.

6. Соболева Ю.В. Общественные объединения как субъекты административного права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000.

7. Любимов А.П. Состояние законодательства о неправительственных организациях // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2004. № 1. С. 27-29.

8. Григорьев А.В. Современная юридическая наука о принципах организации и функционирования механизма государства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 1. С. 14-26.

9. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Юристъ, 2005.

Поступила в редакцию 22.02.2017 г. Принята в печать 22.05.2017 г.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. // Российская газета. 2014. 5 декабря.

Информация об авторе

Ельцов Николай Сергеевич - руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, зав. кафедрой теории и истории государства и права института права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент, e-mail: 120001k@mail.ru

Для цитирования

Ельцов Н.С. Профессиональные юридические общественные объединения в структуре гражданского общества // Актуальные проблемы государства и права. 2017. Т. 1. № 1. С. 7-17.

UDC 340.0

PROFESSIONAL LEGAL PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE CIVIL SOCIETY STRUCTURE

© N.S. Eltsov

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: 120001k@mail.ru

Abstract. The peculiarities of location of the legal professional associations in the civil society are considered. It is noted that their role is determined by several factors, particularly the increase of their role in society and the state, which is confirmed by the fact that almost all modern professional legal public organizations have such important directions, as free legal assistance and legal education; public examination of projects of regulatory legal acts, anticorruption, the assistance of personnel selection in the institutions of public power, as well as their significance in the development of civil society institutions and in the functioning of the state that must be considered in the development of modern Russian legislation in order to reflect the characteristics and trends of the influence of lawyers associations for the implementation of socially-oriented functions of the state. The role of professional legal associations and their influence on the activities of the state, in particular in the implementation of its individual functions, are analyzed.

Key words: professional legal public associations; civil society; political system of society; functions of the state

References

1. Soldatov S.A. Obshchestvennye obedineniya v Rossiyskoy Federatsii: pravovoe i insti-tutsionnoe issledovanie. Avtoref. diss. ... dokt. yurid. nauk [Public Enterprises in the Russian Federation: Legal and Institutional Research. Dr. jurid. sci. diss. abstr.]. Moscow, 1995. (In Russian).

2. Morozova L.A. Teoriya gosudarstva iprava [Theory of State and Law]. Moscow, Eks-mo Publ., 2005. (In Russian).

3. Shelomentsev V.N. Pravovye metody obrazovaniya i deyatel'nosti nepravitel'stvennykh organizatsiy [The legal methods of forming and activities of non-governmental organizations]. Nauchnyy vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta grazhdanskoy aviatsii - Civil Aviation High Technologies, 2013, no. 196, pp. 108-111. (In Russian).

4. Batalova Y.V. Vzaimodeystvie negosudarstvennykh nekommercheskikh organizatsiy s organami gosudarstvennoy vlasti i upravleniya v Rossii. Avtoref. diss. ... kand. polit. nauk [Interaction of Non-Governmental and Non-Profit Organizations with Public Authorities and Governance in Russia. Cand. polit. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2004. (In Russian).

5. Demidov A.A. Nekommercheskie organizatsii v gosudarstvennoy politike i upravlenii: uchastie v razrabotke i realizatsii sotsial'noy politiki: na primere Respubliki Kareliya. Avtoref. diss. ... kand. polit. nauk [Non-Profit Organizations in Public Policy and Management: Participation in the Development and Implementation of Social Policy: the Example of the Republic of Karelia. Cand. polit. sci. diss. abstr.]. St. Petersburg, 2008. (In Russian).

6. Soboleva Y.V. Obshchestvennye obedineniya kak subekty administrativnogo prava. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk [Public Associations as Subjects of Administrative Law. Cand. jurid. sci. diss. abstr.]. Saratov, 2000. (In Russian).

7. Lyubimov A.P. Sostoyanie zakonodatel'stva o nepravitel'stvennykh organizatsiyakh [The state of the legislation on non-governmental organizations]. Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy - Representative Power -21st century: Legislation, Commentary, Problems, 2004, no. 1, pp. 27-29. (In Russian).

8. Grigorev A.V. Sovremennaya yuridicheskaya nauka o printsipakh organizatsii i funktsionirovaniya mekhanizma gosudarstva [Modern jurisprudence about the principles of the organization and functioning of the mechanism of the state]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki - Perm University Herald. Juridical Sciences, 2012, no. 1, pp. 14-26. (In Russian).

9. Chirkin V.E. Sistema gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [The System of State and Municipal Management]. Moscow, Yurist Publ., 2005. (In Russian).

Received 22 February 2017

Accepted 22 May 2017

Information about the author

Eltsov Nikolay Sergeevich - Head of the Federal Service for State Registration,

Cadastre and Cartography in Tambov Province, Head of Theory of State and Law

Department of Law and National Security Institute of Tambov State University

named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, e-mail: 120001k@mail.ru

For citation

Eltsov N.S. Professional'nye yuridicheskie obshchestvennye obedineniya v struk-ture grazhdanskogo obshchestva [Professional legal public associations in the civil society structure]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2017, vol. 1, no. 1, pp. 7-17. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.