Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЦЕЛЯХ СНИЖЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ ПРИ РАЗВИТИИ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ'

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЦЕЛЯХ СНИЖЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ ПРИ РАЗВИТИИ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ЦИКЛЫ / ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕК / ЗНАНИЯ / ПРИРОДА / ПРОГРАММНЫЙ ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / GOVERNMENT / DIGITAL SYSTEMS OF DEVELOPMENT / AN ARTIFICIAL INTELLECT / REINVESTMENT CYCLES / A SO-CIETY / PERSON / KNOWLEDGE / NATURE / PROGRAM TARGET APPROACH / LEGISLATIVE LEGAL MECHANISMS / INTELLECTUAL TECHNOLOGICAL WAY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новицкий Николай Александрович

Рассматриваются вопросы государственного управления экономикой при развитии цифровых систем с искуственным интеллектом. Исследованы глобальные тенденции формирования цифровых экономических систем. Обоснованы рыночные предпосылки развития цифровых систем. Рассмотрены программные методы формирования цифровых систем Определены новые подходы организации цифрового уоправления инвестиционными циклами с искусственным интеллектом. Рекомендованы правовые и законодательные принципы создания Национальной системы государственного управления цифровой экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF PERFECTION OF THE GOVERNMENT WITH A VIEW OF REDUCTION OF INVESTMENT RISKS AT DEVELOPMENT OF DIGITAL SYSTEMS WITH AN ARTIFICIAL INTELLECT

Questions of the government are considered(examined) by economy at development of digital systems with искуственным intelligence. Global tendencies of formation of digital economic systems are investigated. Market preconditions of development of digital systems are proved. Program methods of formation of digital systems new approaches of the organization digital уоправления by reinvestment cycles with искуственным intelligence are considered Are determined. Legal and legislative principles of creation of National system of the government are recommended digital economy.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЦЕЛЯХ СНИЖЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ ПРИ РАЗВИТИИ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ»

12. Леонтьев Р.Г. Ложные цели, задачи, объект, предмет и область «исследования аэропортов МВЛ» (как не следует представлять характеристику диссертации) // Вестник транспорта. - 2017. - № 10. - С. 34-39.

13. Леонтьев Р.Г. Ложные цели, задачи, объект, предмет и область «исследования аэропортов МВЛ» (как не следует представлять характеристику диссертации) (окончание) // Вестник транспорта. - 2017. - № 11. - С. 41-44.

14. Леонтьев Р.Г. Очковтирательские «результаты» нелепого «исследования аэропортов МВЛ» (как не следует представлять характеристику диссертации) // Вестник транспорта. - 2018. - № 1. - С. 39-44.

15. Леонтьев Р.Г. Очковтирательские «результаты» нелепого «исследования аэропортов МВЛ» (как не следует представлять характеристику диссертации) (продолжение) // Вестник транспорта. - 2018. - № 2. - С. 40-44.

16. Леонтьев Р.Г. Очковтирательские «результаты» нелепого «исследования аэропортов МВЛ» (как не следует представлять

характеристику диссертации) (окончание) // Вестник транспорта. - 2018. - № 3. - С. 38-44.

17. Технико-экономическое обоснование создания Федерального казенного предприятия по аэропортовой деятельности на базе северных аэропортов Хабаровского края. - Хабаровск: Министерство промышленности, транспорта и связи Хабаровского края, 2009. - 190 с.

18. Программа развития и модернизации аэропортов Николаевск-на-Амуре, Охотск, Аян, Чумикан, Богородское, Херпучи на период до 2029 года. - Хабаровск: Министерство промышленности, транспорта и связи Хабаровского края, 2009. - 162 с.

19. Азимов Л. Перспективная модель аэропорта как основа развития бизнеса (Источник: журнал "Аэропорт - партнер"). - Сайт ЗАО ПАКК 2003 - http://transport.pacc.ru

20. Волкова Л.П. Управление деятельностью аэропорта. Часть 2. Организационные основы управления: учебное пособие. - М.: ФГОУ ВПО «МГТУГА», 2007. - 105 с.

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЦЕЛЯХ

СНИЖЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ ПРИ РАЗВИТИИ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ С _ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.3.77.974 Новицкий Николай Александрович

д.э.н., профессор, главный научный сотрулник, \ФГБУН институт экономики РАН

QUESTIONS OF PERFECTION OF THE GOVERNMENT WITH A VIEW OF REDUCTION OF

INVESTMENT RISKS AT DEVELOPMENT OF DIGITAL SYSTEMS WITH AN ARTIFICIAL

INTELLECT

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются вопросы государственного управления экономикой при развитии цифровых систем с искуственным интеллектом. Исследованы глобальные тенденции формирования цифровых экономических систем. Обоснованы рыночные предпосылки развития цифровых систем. Рассмотрены программные методы формирования цифровых систем Определены новые подходы организации цифрового уоправления инвестиционными циклами с искусственным интеллектом. Рекомендованы правовые и законодательные принципы создания Национальной системы государственного управления цифровой экономикой.

ABSTRACT

Questions of the government are considered(examined) by economy at development of digital systems with искуственным intelligence. Global tendencies of formation of digital economic systems are investigated. Market preconditions of development of digital systems are proved. Program methods of formation of digital systems new approaches of the organization digital уоправления by reinvestment cycles with искуственным intelligence are considered Are determined. Legal and legislative principles of creation of National system of the government are recommended digital economy.

Ключевые слова: государственное управление, цифровые системы развития, искусственный интеллект, инвестиционные циклы, общество, человек, знания, природа, программный целевой подход, законодательные правовые механизмы, интеллектуальный технологический уклад.

Key words: the government, digital systems of development, an artificial intellect, reinvestment cycles, a society, the person, knowledge, a nature, the program target approach, legislative legal mechanisms, intellectual technological way.

Введение

Всеми странами мира признается, что современный интеллектуально-технологический прогресс с применением искуственного интеллекта

становится главным фактором генерации эволюционного развития мировой экономики. Проблема целевой переориентации на путь развития экономики нового интеллектуально-

технологического уклада с применением искусственного интеллекта и цифровых систем особенно остро стоит перед Россией. Многие ученые считают, что именно рождение новой экономики с искусственным интеллектом сможет обеспечить экономический рост и приведет к будущим качественным переменам, если инновационный фактор будет патриотично генерироваться всеми членами общества и обеспечивать социальный прогресс путем эффективного управления инвестированием цифровой экономики на основе Знаний. Новый синтез интеллектуального, биотехнологического и социально-экономического прогресса в условиях рождения ноосферного интеллектуально -технологического уклада позволит создать предпосылки и обстоятельства, которые сегодня представляют собой величайшую общественную ценность, в то же время содержат в себе и потрясающие новые возможности человеческого прогресса путем перехода к новой супериндустриальной ноосферной Цивилизации.

Президент РФ Путин В.В.указывает, что «.. .цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути - это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества», на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам РФ [1].

Вместе с тем углубляющаяся неуправляемость научно-технологического развития и его социальными результатами, особенно в условиях пандемии, автоматически не приводят к цифровой экономике нового интеллектуально-

технологического уклада. Усиливается воздействие новых социально-политических и

биопсихотронных факторов и повышаются риски неуправляемости цифровыми системами с искусственным интеллектом.

На новые качественные биопсихотронные особенности нового этапа человеческого прогресса указывает и раскрывает в своей работе Элвин Тофлер [2]. Его исследование посвящено новым тенденциям развития современной цивилизации в условиях нарастающей психоэнергетики и неустойчивости социально-политических систем. Автор обращает внимание на неслыханный темп, который характерен нарастание неуправляемости для современных неокультурных

биопсихотронных цивилизаций. Автор, по его мнению утверждает, что человечество захватывает неведомое ранее психологическое состояние, которое по своему воздействию может быть приравнено к «заболеванию», но у этой болезни и свое название - «шок будущего» («футурошок») [3].

По мнению Э.Тофлера [4] при переходе к супериндустриальной волне новой

интеллектуально-технологической эволюции (прошли «третью волну» по его определению, а с учетом его новой работы «шок будущего» уже неизбежно возникает и «четвертая волна») речь уже идет о зарождении новой интеллектуально-

технологической биопсихотронной цивилизации -более здоровой, благоразумной и устойчивой, более пристойной и более демократической, чем любая из известных нам до сих пор (если не будет приведен в действие сценарий самоуничтожения). Новый синтез интеллектуально-технологического и социально-экономического прогресса в условиях рождения нового интеллектуально-

технологического уклада позволит создать предпосылки и обстоятельства, которые сегодня представляют собой величайшую общественную ценность, в то же время содержат в себе и потрясающие новые возможности человеческого прогресса путем перехода к новой супериндустриальной цивилизации на основе Знаний. На основе синтеза множества новых отношений в технико-технологической и социально-экономической сферах, ожидаются самые оптимистические прогрессивные достижения в различных областях, в том числе между меняющимися энергетическими возможностями и новыми формами семейной жизни, между современными методами производства и движением за нравственное самоусовершенствование (и это лишь небольшое количество примеров), что неизбежно будет приводить к зарождению новой человеческой цивилизации, благодаря которой перемены, происходящие во внешнем и внутреннем мире, приведут к грандиозному росту эволюционного человеческого прогресса и повлияют на достижение высшего качества нашей биотронной и интеллектуальной (в том числе личной) жизни. Речь идет о формировании суперинтеллектуальной ноосферной цивилизации на основе Знаний, которую академик В.И.Вернадский назвал ноосферой [5].

1. Эволюционные предпосылки развития

ноосферной цифровой системы Советский академик В.И.Вернадски [5] обосновал теоретические положения

эволюционного движения человечества к эпохе Разума, Ментального Интеллекта, Духовности, основанных на Знаниях, и назвал будущую эпоху ноосферой (ее начало подтвеждается биологами, психологами, экономистами и политологами) [6], [7]. По мере развития человеческого индивидуума, и обшественного его обособления от природной среды возникает глобальная системная триада -«человек, общество и природа» [6], довольно подробно исследованные в экономической и мировой общественной литературе.

Экономическая история мира свидетельствует о непрерывном прорыве современной цивилизации в новый интеллектуально-технологический уклад на основе Знаний [7]. Однако на современном этапе глобального эволюционного прогресса целесообразно расширить традиционную триаду и дополнительно включить в нее системный блок «знаний». Предстоит создать новые механизмы и инструменты государственного управления новой цивилизационной системой [8], основные контуры которой уже начали оформляться в

государственном управлении. В условиях современного эволюционного прогресса государство должно управлять цифровой экономикой в системном единстве «общество -

человек - знания - природа» (ОЧЗП) [9] в качестве глобальной системы эволюционного человеческого прогресса или «квадриады» (рис. 1).

Рисунок 1. Формирование управляющих взаимосвязей в процессе развития цифровой макроэкономической системной платформы эволюционного развития человеческой цивилизации.

Сегодня всеми признается, что интеллектуальный биотехнологический прогресс становится главным фактором генерации эволюционного развития мировой экономики. Перед Россией особенно остро стоит проблема целевой переориентации на путь развития цифровой экономики нового биотронного интеллектуально-технологического ноосферного уклада на основе Знаний, Ментального Интеллекта и Духовности.

Из огромного теоретического наследия академика В.И.Вернадского [10], включающего более нескольких тысяч трудов, определяется ведущее понятие НООСФЕРА, как невидимой оболочки из синтеза Знаний и Разума и Духовности, обволакивающей Земной Шар и простирающейся далеко вокруг планеты в Космическое Пространство, в ареале которой зарождаются Знания, фонтанируют Научные Идеи, передаются мгновенно Ментальные образы и Мыслеформы, сплачиваается и нарастает Духовность, формируются Общественное Сознание, Астральные Поля, которые мгновенно заполняют окружающее Космическое

Пространство вокруг Земли. Великий Советский Ученый В.И.Вернадский, несмотря на примитивизм советской элиты, выдвинул и защищал Космические Идеи Ноосферы для всего Человечества, численность которого мечтают сократить наши царствующие олигархи почти в семь раз и конечно урезать Космическую Оболочку Ноосферы, от которой полностью зависит Судьба Человечества! (Современная ноосферная теория в сравнении с древними учениями, по мнению специалистов, примерно совпадает в отдельных теоретических положениях с миропониманием Шамбалы на Востоке).

Многие ученые считают, что именно рождение новой цифровой экономики биопсихотронного типа сможет обеспечить экономический рост [11] и

приведет к будущим качественным переменам, если интеллектуально-инновационный фактор будет патриотично генерироваться всеми членами общества и обеспечивать социальный прогресс путем эффективного управления цифровой экономикой на основе Знаний. Вместе с тем углубляющаяся неуправляемость интеллектуально-технологического развития, с генерированием новых биотронных социальных результатов автоматически не приведет к экономике нового биотехнологического ноосферного уклада. Предстоит сделать гигантский прорыв и сконцентрировать все интеллектуальные и финансовые ресурсы на новых интеллектуально-информационных технологиях путем перехода к новому этапу ноосферной супериндустриализации с широким применением Искусственного Интеллекта. Новый синтез интеллектуально-технологического, биопсихологического и социально-экономического прогресса в условиях рождения ноосферного биотронного

интеллектуально-технологичесого уклада позволит создать предпосылки и обстоятельства, которые сегодня представляют собой величайшую общественную ценность, в то же время содержат в себе и потрясающие новые возможности человеческого прогресса путем перехода к новой супериндустриальной ноосферной Цивилизации.

На гребне «четвертой волны» человеческого прогресса происходит интеллектуально-ментальный прорыв в предкосмическую ноосферную цивилизацию, более здоровую, благоразумную и ментально устойчивую, более интеллектуально пристойную и более демократическую, чем любая из известных нам до сих пор, охватывающая все ноосферное космическое пространство вокруг нашей планеты. на основе возникающего синтеза множества новых отношений в интеллектуально-технологической и социально-экономической сферах человеческого

прогресса, создающая и синтезирующая самые оптимистические прогрессивные достижения в различных областях нового постиндустриального воспроизводства. Прежде всего, возникает синтез новых общественных и интеллектуально -технологических отношений между прорывными энергетическими квантовыми возможностями воспроизводства и новыми формами биопсихотронной семейной жизни, основанной на духовнопсихотронных механизмах взаимодействия между интеллектуальными достижениями человечества и современными методами воспроизводства, основанные на движении человеческого общества за нравственное самоусовершенствование (духовность, телекинез, телепортация, квантовая энергетика, ментальные формы взаимодействия искусственного интеллекта на основе программирования - и это лишь небольшое количество примеров), что неизбежно будет приводить к зарождению

суперинтеллектуального воспроизводства

ноосферной космической цивилизации, благодаря которой перемены, происходящие во внешнем и внутреннем мире, приведут к грандиозному росту эволюционного человеческого прогресса и повлияют на достижение высшего качества нашей интеллектуальной (в том числе личной) жизни. Речь идет о формировании ноосферной интеллектуальной биотронной космической цивилизации, генерирующей духовные ментально -интеллектуальные цели биопсихотронного космического развития.

2. Рыночные факторы неуправляемости научно-техническим и социально-экономическим развитием

Россия, как и весь мир, стоит на пороге новой научно-цивилизационной трансформации,

базирующейся на знаниях и инновациях. Открывающиеся перед человечеством новые инновационные и технологические возможности вместе с кардинальными трансформациями в экономике, науке, культуре и других сферах общественной жизни позволят обеспечить последовательное движение к цивилизационному прогрессу и к нооосферной экономике знаний. Новая стратегия социально-экономического прогресса, основанного на знаниях, подвергается негативному воздействию факторов рыночного хаоса и требует обеспечения новых механизмов управления интеграцией интеллектуального труда и капитала на основе повышения эффективности интеллектуально-технологического развития. В свою очередь применение искусственного интеллекта в условиях синергетики знаний являются внутренними факторами

неуправляемости современного цивилизационного прогресса. Однако для активизации ноосферных знаний и генерирования инноваций интеллектуально-технологического уклада

необходимо создавать новые социально -экономические и общественно-творческие предпосылки общедоступные как воздух, как солнечная энергия, как водная среда, то есть

одновременно с процессами интеграции и глобализации труда и капитала должно усиливаться действие антихаосных тенденций, обеспечивающие сбалансированность развития научно-инновационной и социально-

экономической системы [11].

В современном мировом рынке, характеризующемся развертыванием глобального системного кризиса, усилением

гиперконкурентной борьбы, нарастанием неопределенности в управления прорывами в интеллектуально-технологическом прогрессе, усилении рисков и нестабильности во всех сферах общества и на всех уровнях экономики, наблюдается разрушение индустриально-рыночного фундаментализма и разрастание хаоса на глобальном и на региональных рынках [12]. Одновременно происходит разрушение теоретических догм: проповедование

самопроизвольного формирования

саморегулируемого рынка из хаоса экономических отношений, ожидание стихийного установления механизмов индустриально-рыночного порядка на фоне понижающейся нормы прибыли и надежда на продолжение экономического роста за счет традиционных факторов, вера в догмы безвозмездного и непрерывного развития научно-технического прогресса при непрерывной диверсификации интеллектуальных предпосылок роста (ведь пока не переводятся в мире шизофреники-изобретатели).

В общественных науках усложняется концептуальное восприятие сути происходящего кризиса неуправляемости научно-технологическим прогрессом при отсутствии возможности цифрового математического описания хаотических процессов, а где нарастает хаос научного и социального восприятия современной эволюции, делаются поиски неуправляемых (независимых) моделей развития, нарастает бессистемное прогнозирование и разрушение структуры воспроизводства, потребления и рынка. В научных исследованиях ученых, менеджеров и политиков, все более укрепляются убеждения, которые характеризуют системный кризис, как хаотический, определяя в качестве ведущих причин системные понятия [13]: «энтропия рыночных отношений и действия монетарных механизмов», обусловленных неуправляемым ростом цен и падением качества товаров и услуг, «институциональная энтропия и неэффективность управления», дополняемые расширением круговой коррупции и кумовством, «усиливающаяся энтропия и разрушение стабильности в генерировани научных знаний и непрырывного изменения форм образования», усугубляемая малограмотным и аллогичным тестированием знаний по типу ЕГЭ, «устойчивая энтропия социально-экономических отношений»,

подстегиваемых резким разрывом реальных доходов между группами населения и снижения качества труда при постоянном снижения эффективности бизнеса и главных факторов

производства - капитала, труда, ресурсов. Надежды на быстрые прорывы в научно-технологическом прогрессе и ожидаемые достижения в применении цифровых систем пока не дают реальных результатов именно из-за нарастания хаоса в экономике и науке при отсутствии системной организации и эффективных механизмов управления в социально-экономическом и научно-технологическом развитии.

Развитые страны продолжают навязывать неэквивалентные механизмы убыточного перетока капиталов из региональных и малоразвитых стран в метрополии. Особенно много потерь инвестиций и ресурсов приходится на страны с топливно-сырьевой структурой экономики. Причем Россия стоит в ряду стран, пока недостаточно активизирующих механизмы противодействия вызовам интеллектуально-технологического

развития и обуздания хаоса. Поэтому в целях обеспечения национального социального и научно-технологического прогресса экономические отношения в нашей стране подлежат существенной трансформации с учетом отказа от создания обстоятельств, чтобы не весь окружающий ареал знаний должен быть товаром. Кроме того, динамика цивилизационного прогресса на базе искуственного интеллекта не предусматривает создания механизмов противодействия процессам неуправляемости природно-экологических

факторов: без решения экологических проблем и поддержания эколого-экономического равновесия все достижения в области знаний и социально -экономического прогресса могут быть низвергнуты в пучину экологической катастрофы и новых видов пандемий, из которых человечеству пока не видно реального выхода.

Поэтому опираясь на прорывы в достижениях цифровых систем предстоит совершить ускоренный переход к цифровой экономике с широким применением искуственного интеллекта.

3. Современные подходы к управлению цифровой экономикой

В экономической литературе приводится множество формулировок научного содержания понятия цифровой экономики и методов управления. По-нашему мнению, самое емкое определение сформулировал Президент РФ Путин В.В, который указывает, что это новый уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества: «И конечно, формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России», о чем он особо подчеркнул в своей речи на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам [2].

Стратегический Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» целенаправленно ориентирует на

совершенствование системы государственного управления:

■ на обеспечение троекратного повышения инвестиционных затрат на развитие цифровой

экономики за счет всех источников финансирования;

■ на создание современной и надежной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домашних хозяйств;

■ на использование преимущественно отечественного программного обеспечения органами государственного управления, органами местного самоуправления и социально-экономическими организациями.

Ключевые механизмы государственного управления, системно направленные на достижение целей программного национального проекта, предстоит создавать на базе синергетики интегрированной с искусственным интеллектом институционально-технологической платформы:

•организационно-правовой системы

государственного регулирования цифровой экономикой и реализации инвестиционных циклов с применением искуственного интеллекта;

•формирования глобальной

конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки, хранения информации и цифровых данных преимущественно на основе отечественных разработок;

•организации системной подготовки высококвалифицированных кадров и специалистов и отечественных программистов для цифровой экономики с широким применением искусственного интеллекта;

•обеспечении информационной безопасности на основе отечественных разработок и страхования рисков при передаче, обработке и хранении информационных и цифровых данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;

•создании сквозных цифровых системных технологий преимущественно на основе отечественных разработок;

•внедрения цифровых систем и платформенных организционных технологий в сферах государственного управления и оказания госуслуг;

•преобразования приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе развития воспроизводственных инвестиционных циклов;

•создания комплексной системы

финансирования и кредитования проектов по разработке и внедрению цифровых технологий и платформенных решений;

•разработка и применение прогрессивного национального механизма согласованной межрегиональной политики государств-членов ЕАЭС при реализации планов в области развития цифровой экономики.

На основе новой институционально -технологической платформы цифровой экономики предстоит сделать гигантский рывок в формировании национальной системы управления

социально-интеллектуальным развитием с применением искусственного интеллекта, создать институционально-правовой базис и

сконцентрировать все интеллектуальные и финансовые ресурсы на прорывных электронно-информационнных технологиях и электронной супериндустриализации путем перехода к цифровой экономике, основанной на ноосферном технологическом укладе.

Предстоит сформулировать цели

государственного управления стратегическим развитием матричной системной платформы «ОЧЗП» на пути эволюционного перехода к новому технологическому укладу с применением искусственного интеллекта, которые представляют основу для системной цифровизации экономики, что позволяет рассматривать и формировать, как минимум, четыре генотипа институциональных цифровых подсистем государственного управления экономикой:

— цифровая подсистема информационно-инновационного общественно-социального развития на основе формирования инвестиционных воспроизводственных циклов экономики, позволяющая сформировать воспроизводственно-интеллектуальные цифровые системы управления инвестиционными циклами в соответствии с альтернативами потребления товаров и услуг соответствующими группами населения, целевые формы программирования повышения социального благосостояния, стимулирования положительных тенденций демографических процессов, повышения качества отдыха, путешествий и т.д.;

— цифровая подсистема реализации научно-интеллектуальных продуктов и программных разработок, определяющая формирование механизмов эффективного управления в поиске альтернатив накопления знаний, роста качества образования, развития изобретательства инновационной мысли, повышение уровней образования и культуры и др.;

— цифровая подсистема программно-интеллектуального обеспечения экономических рыночных отношений (производственно -трудовых и инвестиционно-финансовых взаимодействий), позволяющая оптимизировать государственные и частные инициативами инвестирования макроинновационных генераций на базе искуственного интеллекта, целенаправленные на формирование альтернатив накопления капитала, оптимизации нормы прибыли на капитал, а также на снижение корпоративных издержек, повышение качества товаров и услуг, необходимых для победы частных компаний в конкурентной борьбе на рынках;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— цифровая подсистема оптимизации использования природно-ресурсного потенциала, определяющая формирование механизмов эффективного управления альтернативами эксплуатации природных богатств,

использования биоресурсного потенциала, развития рекреационных зон и расширения заповедников, снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и т. п.

4. Механизмы управления цифровыми инвестиционными циклами

Вместе с тем, российская экономика на фоне мировой пандемии продолжает приобретать новые контуры социально-экономического и

интеллектуально-технологического прогресса и непрерывно генерирует основные целевые векторы государственного управления народным хозяйством в условиях развития цифровых систем с искусственным интеллектом [8].

Поскольку положение в инвестиционной деятельности российских предприятий остается катастрофическим, особенно из-за резкого падения промышленного производства в процессе борьбы с пандемией (спад более 12 процентов в первом полугодии 2020, а за год около 5-6), предстоит реализовать новые подсистемы реализации инвестиционных циклов, прежде всего с применением искуственного интеллекта. Целесообразно расширить применение новых рыночных форм государственно-частного партнерства (ГЧП) с применением цифровых систем и первоочередной активизации инвестиционных механизмов в гражданской сфере, которая из-за пандемии еще продолжает находится на грани ожидаемого коллапса. В этой связи предстоит осуществлять развитие новых организационных форм ГЧП [14] и осваивать новые инвестиционные объекты с новыми цифровыми технологиями и предпочтительно замкнутыми инвестиционно-технологическими роботизированными циклами, обеспечивающими на основе применения искусственного интеллекта производство конкурентоспособной

интеллектуально-цифровой продукции. Главным итогом государственного инвестирования воспроизводственных циклов и системной организации ГЧП должен стать роботизированный цифровой полный цикл воспроизводства, синхронизированный по вертикали (отраслевой цепочке) и горизонтали (в регинальных комплексах) на основе сбалансированных инвестиционных циклов, способных выдавать конечный результат в виде конкурентоспособной продукции и высоких прорывных цифровых технологий с искусственным интеллектом, квантовых и гравитационно-телепортационных технологий.

Выводы

Эффективное управление экономическими цифровыми системами дожно быть надежно принадлежать государству, а не частным цифровым системам с искуственным интеллектом, из-за особых рисков управления, особенно в социально-экономической и интеллектуально-психотронной сферах, в условиях формирования ноосферных биотронных механизмов с искуственным интеллектом. Человеческое ментальное мышление невозвожно полностью заменить цифровыми

системами, поскольку уровень ментальности определяется духовностью и интуицией, генерируемых только человеческим сознанием. Целесообразно создать национальную синхронную систему взаимодействующих законодательных актов для обеспечения государственного управления подсистемами цифровой экономики в симбиозе с субьектами ГЧП, которые объединить в Кодексе законов о развитии цифровых систем и рыночной финансово-инвестиционной

инфраструктуры. Причем, обоснование законодательно-правовых актов должно определяться критериями и показателями роста результатов цифровой экономики, а также обеспечивать национальную, экономическую и кибернетическую безопасность и страхование рисков.

Список литературы

1. В.В.Путин. О программе развития цифровой экономики. // Материалы «Заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам». Москва. Ново-Огарево. 5 июля 2017г. /http//kremlin/ru/president/news/54083

2. В.В.Путин. Выступление на заседании .Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам». Москва. Ново-Огарево. 05.07.2017г. /http//kremlin/ru/president/news/54083

3. Тофлер Элвин. Шок будущего. — М., 2001, /http://apparat. cc >world/toffler-futureshock/.

4. Тофлер Элвин. Третья волна. М.: "Издатетьство ACT", 1999.

5. В.И.Вернадский. Научная мысль как планетарное явление. М. Наука. 1991.

6. Гирусов Э.В. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. // Общество и природа. М., 1981.

7. Экономическая история мира в 5 томах. Том 5.// Под общ. ред. М. В. Конотопова. - 3-е изд., доп. и дораб. - СПб.: Алетейя, 2018. - Т. 5. Реформы 9031.08.2020

УДК 338.246.8.2/.05:656.2]:351.86](477)(043.3)

х годов XX века в странах Восточной Европы. (Новицкий Н.А.: Раздел 11), с.502-546.

8. Смотрицкая И.И.Российская экономика на фоне мировой пандемии: основные контуры «новой реальности». // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2020. №2.,с. 4-15. /https://elibrary.ru/item.aspid=42959889

9. Новицкий Н.А. Эволюционные основы государственного управления в системе: "общество - человек - знания - природа". // Экономика и предпринимательство. №2 (91). 2018. с.61-68

10. В.И.Вернадский. Биосфера и Ноосфера. Москва. «Наука». 1989.

11. С.Глазьев. Российскую экономику спасет долгосрочное планирование. Коммерсант.т. 01.10.2016

12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой./ Пер. с англ. Под общ.ред. Аршинова В.И., Клинонтовича Ю.Л. //М.: Прогресс. 1986.

13. Дятлов С.А. Денежная энтропия как элемент воспроизводства глобального кризиса.//М.: «Экономист». №9. 2015.

14. Зельднер А.Г.Офсетные контракты в управлении привлечением инвестиций в проекты с гарантированным спросом.// Финансовая экономика. 2020. № 2, с. 41 -44. /https ://www.elibrary.ru/item. aspid=42469840

Автор: Главный научный сотрудник ФГБУН Институт экономики Российской академии наук,

доктор экономических наук, профессор Новицкий Николай Александрович

Адрес: 117218, Россия, Москва, Нахимовский проспект, 32

Дом.адрес: 127247, Москва, Бескудниковский бульвар, д.58, кор.3, кв.80

Тел: 8 (903) 012 35 39; Веб-сайт: http://inecon.org.

КЛЮЧОВ1 ЕЛЕМЕНТИ ЗАХИСТУ ЗАЛ1ЗНИЧНОГО ТРАНСПОРТУ ЯК СКЛАДОВО1 _КРИТИЧНО1 ШФРАСТРУКТУРИ 1НОЗЕМНИХ ДЕРЖАВ_

Потетюева Марина Володимир^вна

кандидат економ1чних наук, доцент начальник Управлгння АТ«Укрзал1зниця»

KEY ELEMENTS OF RAILWAY TRANSPORT PROTECTION AS A COMPONENT OF CRITICAL

INFRASTRUCTURE OF FOREIGN COUNTRIES

Maryna Potetiuieva

PhD in Economics, Associate Professor Head of the Office JSC « Ukrainian railways»

SUMMARY

The article reveals the essence of methodological tools of ensuring of protection of railway transport as a component of critical infrastructure based on the analysis of foreign countries. It is noted that railway transport as an object of critical infrastructure plays a significant role in ensuring of defense capabilities of foreign countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.