Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности'

Вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровая среда / информационные технологии / информационно-психологическая безопасность / органы внутренних дел / профилактика правонарушений / информационная работа / контрпропаганда / digital environment / information technologies / information and psychological security / law enforcement agencies / crime prevention / information work / counterpropaganda

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Александрович Смирнов

Введение. Посвящена изучению деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности. Проанализированы основные изменения, произошедшие в 2022 году в рассматриваемой сфере. С учетом положений новых документов стратегического планирования в области национальной безопасности и указаний Президента Российской Федерации формулируются предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности. Целью исследования выступает выработка предложений по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности в современных условиях. Выводы. Органы внутренних дел играют важную роль в институциональной системе обеспечения информационно-психологической безопасности. Ключевые изменения в 2022 году в рассматриваемой сфере были связаны с проведением специальной военной операции на Украине и усилением информационного противоборства. Также произошло изменение организационной структуры подразделений МВД России по борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий. Обоснован комплекс предложений, направленных на совершенствование деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности, включая предложения по активизации информационной работы МВД России по повышению культуры информационной безопасности граждан и профилактике правонарушений в цифровой среде, трансформации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в условиях новых цифровых вызовов, а также по усилению контрпропагандистской работы с целью противодействия националистической бандеровской идеологии в новых субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Александрович Смирнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of improving the activities of internal affairs bodies to ensure information and psychological security

Introduction. The article is devoted to the study of the activities of the internal affairs bodies to ensure information and psychological security. The article analyzes the main changes that occurred in 2022 in the fi eld under consideration. Taking into account the provisions of the new strategic planning documents in the field of national security and the instructions of the President of the Russian Federation, proposals are formulated to improve the activities of internal affairs bodies to ensure information and psychological security. The purpose of the study is to develop proposals for improving the activities of internal affairs bodies to ensure information and psychological security in modern conditions. Conclusions. The internal affairs bodies play an important role in the institutional system of information and psychological security. The key changes in 2022 in this area were related to the conduct of a special military operation in Ukraine and the strengthening of information warfare, as well as changes in the organizational structure of units to combat crimes committed using information technology. The article substantiates a set of proposals to improve the activities of internal affairs bodies to ensure information and psychological security, including proposals to intensify the information work of the Ministry of Internal Affairs of Russia to improve the culture of information security of citizens and the prevention of offenses in the digital environment, the transformation of the activities of juvenile affairs units in the face of new digital challenges, as well as to strengthen counter-propaganda work in order to counteract nationalist Bandera ideology in the new subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности»

научный портал мвд России № 3 (63) 2023

SCIENTIFIC PORTAL OF THE RUSSIA MINISTRY OF THE INTERIOR

Правоохранительная деятельность

Научная статья УДК 349:681

Вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности

Александр Александрович Смирнов

ВНИИ МВД России, Москва, Россия smirnovsng@yandex.ru

АННОТАЦИЯ. Введение. Посвящена изучению деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности. Проанализированы основные изменения, произошедшие в 2022 году в рассматриваемой сфере. С учетом положений новых документов стратегического планирования в области национальной безопасности и указаний Президента Российской Федерации формулируются предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности.

Целью исследования выступает выработка предложений по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности в современных условиях.

Выводы. Органы внутренних дел играют важную роль в институциональной системе обеспечения информационно-психологической безопасности. Ключевые изменения в 2022 году в рассматриваемой сфере были связаны с проведением специальной военной операции на Украине и усилением информационного противоборства. Также произошло изменение организационной структуры подразделений МВД России по борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий.

Обоснован комплекс предложений, направленных на совершенствование деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности, включая предложения по активизации информационной работы МВД России по повышению культуры информационной безопасности граждан и профилактике правонарушений в цифровой среде, трансформации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в условиях новых цифровых вызовов, а также по усилению контрпропагандистской работы с целью противодействия националистической бандеровской идеологии в новых субъектах Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровая среда, информационные технологии, информационно-психологическая безопасность, органы внутренних дел, профилактика правонарушений, информационная работа, контрпропаганда

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Смирнов А. А. Вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности // Научный портал МВД России. 2023. № 3 (63). С. 56-63.

Law Enforcement

Original article

Issues of improving the activities of internal affairs bodies to ensure information and psychological security

Aleksandr A. Smirnov

NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia smirnovsng@yandex.ru

ABSTRACT. Introduction. The article is devoted to the study of the activities of the internal affairs bodies to ensure information and psychological security. The article analyzes the main changes that occurred in 2022 in the field under consideration. Taking into account the provisions of the new strategic planning documents in the field of national security and the instructions of the President of the Russian Federation, proposals are formulated to improve the activities of internal affairs bodies to ensure information and psychological security.

© Смирнов А. А., 2023

The purpose of the study is to develop proposals for improving the activities of internal affairs bodies to ensure information and psychological security in modern conditions.

Conclusions. The internal affairs bodies play an important role in the institutional system of information and psychological security. The key changes in 2022 in this area were related to the conduct of a special military operation in Ukraine and the strengthening of information warfare, as well as changes in the organizational structure of units to combat crimes committed using information technology.

The article substantiates a set of proposals to improve the activities of internal affairs bodies to ensure information and psychological security, including proposals to intensify the information work of the Ministry of Internal Affairs of Russia to improve the culture of information security of citizens and the prevention of offenses in the digital environment, the transformation of the activities of juvenile affairs units in the face of new digital challenges, as well as to strengthen counter-propaganda work in order to counteract nationalist Bandera ideology in the new subjects of the Russian Federation.

KEYWORDS: digital environment, information technologies, information and psychological security, law enforcement agencies, crime prevention, information work, counterpropaganda

FOR CITATION: Smirnov A. A. Issues of improving the activities of internal affairs bodies to ensure information and psychological security // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2023. № 3 (63). P. 56-63 (In Russ.).

В условиях активного развития цифровых технологий и все более их широкого применения в различных сферах общественной жизни увеличивается количество и опасность информационных рисков. Причем рост угроз информационной безопасности носит стремительный характер и сопровождается расширением уязвимой для их воздействия аудитории.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2021 года1 определила информационную безопасность в качестве стратегического национального приоритета, направленного на обеспечение реализации национальных интересов Российской Федерации, связанных с развитием безопасного информационного пространства, защитой российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия. В развитие положений базового документа стратегического планирования в 2022 г. были приняты Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей2 и Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации3.

1 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : утв. Указом Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // и^ : http://publication.pravo.gov. ги^оситетЛ^еш/0001202107030001 (дата обращения : 08.07.2021).

2 См.: Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : утв. Указом Президента Рос. Федерации от 9 нояб. 2022 г. № 809 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 46, ст. 7676.

3 См.: Концепция формирования и развития культуры

информационной безопасности граждан Российской Феде-

рации : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 22 дек. 2022 г. № 4088-р // Собр. законодательства Рос.

Федерации. 2022. № 52, ст. 9726.

Данные концептуально-стратегические документы касаются предметной области информационно-психологической безопасности, определяемой нами в качестве составной части системы информационной безопасности и представляющей собой состояние защищенности личности, социальных групп и общества от деструктивного информационно-психологического воздействия. В рамках проведенного диссертационного исследования разработана авторская концепция обеспечения информационно-психологической безопасности, включающая понятийный аппарат, определение основных объектов информационно-психологической безопасности, системы информационных угроз и их источников, а также задач, направлений и субъектов обеспечения информационно-психологической безопасности [1].

Изучение системы субъектов обеспечения информационно-психологической безопасности показало, что одну из ключевых ролей в данной системе играет Министерство внутренних дел Российской Федерации, обладающее наиболее широкой компетенцией в изучаемой области среди других федеральных органов исполнительной власти.

На основе анализа норм Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»4, Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 2485, и структуры центрального аппарата МВД России нами были выделены четыре основные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности:

4 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

5 См.: Там же. 2016. № 52, ст. 7614.

1) противодействие преступности в сфере информационно-психологической безопасности;

2) противодействие административной де-ликтности в сфере информационно-психологической безопасности;

3) противодействие проявлениям терроризма и экстремизма в информационной среде;

4) информационное сопровождение деятельности МВД России [2].

В настоящей статье нами будут проанализированы изменения, произошедшие за 2022 г. в рассматриваемой сфере, и определены приоритетные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности.

Трансформация деятельности полиции в новых условиях

Ключевым событием 2022 г. стало начало специальной военной операции на Украине (далее - СВО). Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем обращении от 24 февраля 2022 г. отметил, что главная цель СВО - «защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины. А также преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации»6.

Данный вооруженный конфликт, как и многие конфликты последнего времени, сопровождается активным информационным противоборством. Украинские вооруженные силы и спецслужбы демонстрируют наступательную агрессивную тактику информационных операций. В информационной войне против России они участвуют вместе с силами информационных операций НАТО и отдельных стран Запада. По информации экспертов, помимо правительственных структур, в эту деятельность вовлечены многочисленные западные негосударственные организации, включая политические НПО, производителей программного обеспечения, пиар-агентства и др.

В качестве одного из ключевых инструментов информационной войны против России украинскими структурами и их сторонниками на территории нашей страны используется распространение фейковой информации. В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) и Кодексе Российской Федерации об административных право-

нарушениях (далее - КоАП РФ) содержится целый ряд статей, предусматривающих уголовную и административную ответственность за распространение заведомо ложной информации (ст. 207, 207.1 УК РФ, чч. 9-11 ст. 13.15 КоАП РФ). После начала СВО в УК РФ был введен новый состав преступления - публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий, оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (ст. 207.2 УК РФ)7. Также была установлена ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (ст. 280.3 УК РФ).

Органы внутренних дел участвуют в выявлении и документировании таких преступлений, составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 9-11 ст. 13.15 КоАП РФ. Полиция также реализует мероприятия информационного реагирования на факты распространения фейковой информации, включая выступления официального представителя Министерства и иных должностных лиц в СМИ, публикацию информации на ведомственных ресурсах МВД России в сети Интернет. Для этой цели, в частности, используется подраздел «опровержения и уточнения» официального сайта МВД России.

Кроме того, оперативные подразделения полиции совместно с органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации участвуют в выявлении преступлений террористического характера и экстремистской направленности, инспирированных украинскими спецслужбами, в частности, поджогов военкоматов, терактов на объектах ТЭК и транспортной инфраструктуры.

В 2022 г. произошли существенные изменения в организационной структуре подразделений по борьбе с преступлениями в сфе-

6 Обращение Президента Российской Федерации // Президент России. 2023. 24 февр. URL : http://www.kremlin.ru/ events/president/news/67843 (дата обращения : 22.02.2023).

7 Здесь и далее приводятся формулировки нормы УК РФ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18 марта 2023 г. № 58-ФЗ.

ре информационных технологий. Ранее таким подразделением в системе МВД России выступало Управление «К». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 688 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» в структуре МВД России было создано новое Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий (УБК МВД России)8. В соответствии с Положением об УБК МВД России9 на него возложены функции головного подразделения Министерства в области борьбы с преступлениями, совершенными с использованием (в сфере) информационно-коммуникационных технологий, а также противодействия распространению противоправной информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 2). К числу основных задач УБК МВД России отнесены организация пресечения распространения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, создающей угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, по вопросам деятельности Управления (п. 8.4), выработка единых подходов в области формирования безопасной среды оборота достоверной информации в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет (п. 9.20). Указанные задачи напрямую относятся к сфере информационно-психологической безопасности.

Предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности

Президент Российской Федерации В. В. Путин в ходе выступления на коллегии МВД России 20 марта 2023 г. назвал борьбу с преступлениями с использованием информационных технологий одним из безусловных приоритетов работы ведом-ства10. При этом Глава государства обратил внима-

8 См.: В структуре МВД России создано Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий // МВД МЕДИА. 2022. 30 сент. URL : https://mvdmedia.ru/news/official/v-strukture-mvd-rossii-sozdano-upravlenie-po-organizatsii-borby-s-protivopravnym-ispolzovaniem-infor/ (дата обращения : 09.01.2023).

9 См.: Об утверждении Положения об Управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 29 дек. 2022 г. № 1110 // СПС КонсультантПлюс.

10 См.: Расширенное заседание коллегии МВД России //

Президент России. 2023. 20 марта. URL : http://www.kremlin.ru/ events/president/news/70744 (дата обращения : 20.03.2023).

ние на необходимость информирования граждан о новых разновидностях подобных преступлений, обучения их способам обезопасить себя от этих преступлений, а также повышения цифровой грамотности людей в целом. Данное указание считаем исключительно важным.

Ранее мы отмечали необходимость усиления информационной линии профилактики правонарушений, направленной на повышение культуры информационной безопасности граждан [2]. В конце 2022 г. была принята Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации (далее - Концепция). В документе культура «информационной безопасности» определена как «совокупность сформированных знаний, умений и навыков по вопросам информационной безопасности, обеспечивающая безопасное пребывание гражданина Российской Федерации в информационном пространстве» (раздел «Общие положения»).

В Концепции говорится о необходимости «с самого раннего возраста прививать гражданам Российской Федерации знания по всему спектру вопросов информационной безопасности, таких как распознавание фишинговых сайтов и писем, телефонного мошенничества, создание надежных паролей, распознавание недостоверной информации и другого вредоносного контента» (раздел «Общие положения»). В качестве основной формы работы по повышению уровня культуры информационной безопасности граждан названа информационная кампания для граждан Российской Федерации (раздел IV).

В тексте Концепции четко не определено, кто и как формирует и запускает такую информационную кампанию11. Определено только, что такая кампания должна «осуществляться на регулярной основе и проводиться посредством ненавязчивого донесения правил личной информационной безопасности преимущественно через интересующие граждан Российской Федерации темы на привычных площадках в сети „Интернет"» (раздел IV). Также обращено внимание на донесение

11 Отметим, что 1 августа 2022 г. на официальном сайте Минцифры была опубликована информация о запуске ведомством совместно с СПбГУТ, «РТК-Солар» и АНО «Диалог Регионы» всероссийской программы кибергигиены с целью привлечения внимания к вопросам кибербезопасности и формирования у граждан навыков безопасного поведения в Интернете. (См.: Минцифры повышает киберграмотность россиян // Минцифры России. 2022. 1 авг. URL : https://digital.gov. ru/ru/events/41771/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex. ru%2f (дата обращения : 21.02.2023)).

сведений о важности соблюдения правил личной информационной безопасности «через фокусировку на позитивной мотивации». Для наиболее эффективного донесения информации требуется выстраивание четкого таргетинга целевой аудитории, которая сегментируется на определенные возрастные группы (там же). Приоритетными целевыми группами определены несовершеннолетние и лица старше 45 лет.

Другими формами работы по формированию и развитию культуры информационной безопасности названы образовательные мероприятия (включение в образовательную программу уроков по повышению грамотности по вопросам информационной безопасности, создание специального курса по информационной безопасности для граждан старше 45 лет), социальная реклама. Интересно отметить, что в Концепции отдельное внимание уделено мероприятиям по повышению грамотности по вопросам информационной безопасности лиц, замещающих должности государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации (раздел IV).

Обеспечение реализации положений Концепции распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2022 г. № 4088-р возложено на Минцифры России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Одним из таких заинтересованных ведомств, несомненно, является МВД России. В связи с этим требуется комплексная проработка вопроса об ответственных подразделениях, формах и способах участия МВД России в данной работе.

МВД России также участвует в реализации перечня федеральных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции, на 2022-2027 годы (далее - Перечень мероприятий), утвержденного приказом Минцифры России от 22 марта 2022 г. № 22612. Помимо участия в осуществлении мониторинга сети Интернет в целях выявления негативного контента, МВД предписано проведение профилактических акций, размещение в сети Интернет мультимедийных и информационных материалов, направленных на предупреждение незаконного оборота и потребления наркотиков среди подростков и молодежи, а также организация и проведение Всероссийского конкурса социальной

12 См.: Минцифры России. URL : https://digital.gov.ru/ru/ documents/8175/ (дата обращения : 12.03.2023).

рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни «Спасем жизнь вместе», направленного на формирование у подростков и молодежи негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков (пп. 18-19 Перечня мероприятий).

Однако, на наш взгляд, информационная работа МВД России по повышению культуры информационной безопасности граждан должна носить комплексный характер и касаться всего спектра преступлений и административных правонарушений, профилактика которых отнесена к компетенции органов внутренних дел. Безусловно, приоритетное внимание при этом должно уделяться профилактике преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Основной формой осуществления данного направления деятельности должна являться информационно-разъяснительная работа с целью информирования граждан об актуальных информационных угрозах, мерах их профилактики и алгоритмах действий при столкновении с такими угрозами, включая обращение в правоохранительные и иные государственные органы. Также до граждан необходимо доводить общие рекомендации о правилах безопасного поведения в цифровой среде. Делать это следует, используя как традиционные, офлайновые методы информирования граждан, так и посредством распространения сведений в сети Интернет.

Что касается традиционных форм работы, то плакаты, информационные щиты, баннеры и т. п. с информацией профилактической направленности необходимо разместить в служебных помещениях территориальных органов МВД России, в которых осуществляется прием граждан, включая участковые пункты полиции.

Кроме того, МВД России совместно с иными заинтересованными федеральными государственными органами (МЧС России, Минцифры России, Следственным комитетом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации), Центральным банком Российской Федерации, а также региональными и муниципальными органами публичной власти целесообразно проработать вопрос о размещении информационных материалов профилактической направленности в отношении информационных угроз в образовательных и медицинских организациях, учреждениях социального обслуживания населения, объектах транспортной инфраструктуры и иных местах массового пребывания граждан. Здесь вполне мог бы использоваться

обкатанный алгоритм распространения в общественных местах информационных материалов антитеррористического характера.

Также возможна раздача профилактических памяток, брошюр и буклетов сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних и участковыми уполномоченными полиции.

В профилактической работе в цифровой среде представляется необходимым активнее задействовать ведомственные интернет-ресурсы, прежде всего официальный сайт МВД России, официальные аккаунты Министерства в социальных сетях и мессенджерах, равно как и аналогичные ресурсы территориальных органов МВД России. Еще раз повторим идею создания на официальном сайте МВД России отдельного тематического раздела с материалами профилактического характера, посвященными цифровым угрозам. Содержащаяся в нем информация должна быть ориентирована не только на детей (как сейчас на странице «Безопасный интернет - детям»13), но и на взрослых, особенно пожилых граждан. В проведенном в 2022 г. ВНИИ МВД России исследовании убедительно доказана высокая уязвимость граждан старшего поколения от информационных угроз (особенно интернет-мошенничества) и обоснована рекомендация о распространении материалов профилактической направленности для данной категории в ведомственных и иных информационных ресурсах, а также в офлайновых форматах14.

Второе предложение касается совершенствования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (далее - ПДН) в условиях новой цифровой среды. Количество угроз, исходящих из этой среды, вполне сопоставимо, а иногда и превышает офлайновые угрозы. Поэтому требуется серьезная перестройка работы ПДН с активным вовлечением данного подразделения в работу в цифровой среде. Как выразился в разговоре с автором статьи один опытный сотрудник регионального ЦПЭ, «нынешний ПДН уже отжил свое ввиду тотального перехода молодежи в Интернет».

Требуется значительное усиление мониторинговой, профилактической и информационно-разъяснительной работы инспекторов ПДН в сети Интернет. Для реализации данных функций необходимо расширение профессиональных компетенций сотрудников ПДН посредством ор-

13 См.: Безопасный Интернет - детям // МВД России. URL : ИПрз://мвд.рф/тус1/81:гис1:иге1/иргау1епуа/убк/безопас-ный-интернет-детям (дата обращения : 02.02.2023).

14 См.: Деятельность территориальных органов МВД

России по профилактике правонарушений в отношении граждан старшего поколения : аналитический обзор с предложе-

ниями. М. : ВНИИ МВД России, 2022.

ганизации курсов повышения квалификации и самообучения. Также требуется оснащение данных подразделений программно-техническими средствами мониторинга в сети Интернет наряду с оперативными подразделениями системы МВД России. По имеющейся информации, данная проблема на общесистемном уровне в Министерстве до сих пор не решена, хотя стоит как минимум с 2017 г.

Дискуссионным является вопрос о наделении инспекторов ПДН полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. В пользу такого решения есть весомый аргумент: получив право проведения оперативно-розыскных мероприятий, инспекторы ПДН могли бы гораздо более эффективно участвовать в противодействии опасным цифровым угрозам в молодежной среде, в частности деструктивным молодежным субкультурам, получившим широкое распространение в современных условиях. Однако имеются и контраргументы, в частности наличие большого числа профильных подразделений (уголовного розыска, по противодействию экстремизму, по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий), участвующих в решении данных задач. Поэтому данное решение на текущем этапе нам представляется нецелесообразным.

Еще одно авторское предложение нацелено на совершенствование деятельности органов внутренних дел по информационному противодействию экстремизму в условиях СВО. Одной из задач данной операции, объявленной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, является денацификация Украины15. Ее значимость чрезвычайно высока, поскольку опору киевского режима составляют исповедующие радикальную бандеровскую идеологию националисты и нацисты. Именно они являлись главной движущей силой государственного переворота («Евромайда-на») на Украине в 2013-2014 гг. Военизированные украинские националистические формирования принимают активное участие в боевых действиях против Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляют обстрелы территорий Донбасса, Запорожской и Херсонской областей, иных субъектов Российской Федерации, совершают диверсионно-террористические акты, проводят карательные акции против местного населения.

15 См.: Владимир Путин объявил о специальной военной операции в Донбассе // РИА Новости. 2022. 24 февр. URL : https://rg.ru/2022/02/24/vlaCimir-putin-soobshchil-o-specialnoj-voennoj-operacii-v-Conbasse.html (дата обращения : 12.01.2023).

В годы Великой Отечественной войны украинские националистические формирования воевали на стороне фашистской Германии и осуществляли массовый террор против населения западных регионов СССР, особенно западных областей УССР. НКВД, а затем и МВД СССР совместно с органами государственной безопасности больше десяти лет велась беспощадная борьба с украинским бандподпольем16.

Если раньше в фокусе внимания подразделений по противодействию экстремизму находились преимущественно представители исламистских группировок, то в условиях СВО происходит частичная переориентация на носителей бандеров-ской ультраправой идеологии. Основной костяк украинских националистических формирований перемалывается в ходе боевых действий на востоке Украины. Однако на освобожденных территориях имеются скрытые ячейки националистов и отдельные последователи бандеровской идеологии. Таковые имеются и в других субъектах Российской Федерации, о чем свидетельствуют проводимые на регулярной основе органами безопасности и внутренних дел задержания сторонников националистических идей.

В связи с этим в рамках проводимой полицией работы по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы необходима выработка и реализация комплекса контрпропагандистских мероприятий, направленных на противодействие националистической бандеровской идеологии.

Прежде всего проведение таких мероприятий необходимо на освобожденных территориях

Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Очевидно, что ведение контрпропагандистской работы является комплексной задачей федеральных и региональных органов власти, а также институтов гражданского общества. Тем не менее, органы внутренних дел должны играть в ней значимую роль.

В рамках своей компетенции полицией должны осуществляться мероприятия по разоблачению бандеровской идеологии, дискредитации лидеров и участников националистических формирований, склонению их к отказу от противоправной деятельности. Также требуется проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, подвергшимися влиянию экстремистских идей. Важное значение имеет разъяснительная работа с населением, направленная на повышение бдительности людей, недопущение оказания помощи членам националистических формирований.

Установление мира и стабилизация обстановки в новых субъектах Российской Федерации являются долгосрочными стратегическими задачами, а потому информационно-разъяснительная и контрпропагандистская работа должна выстраиваться на системной основе.

В проведении контрпропаганды на новых территориях необходимо использовать накопленный правоохранительными органами Российской Федерации опыт в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма, особенно опыт информационного противодействия исламистскому бандподполью в Северо-Кавказском регионе17 [3; 4]. Также требует изучения и применения положительно зарекомендовавший себя опыт работы местных правоохранительных органов ДНР и ЛНР.

16 См.: Опыт деятельности НКВД (МВД) СССР по борьбе с националистическими формированиями в западных регионах Советского Союза и его использование при проведении специальной военной операции : аналитическая справка. М. : ВНИИ МВД России, 2023.

17 См.: Организация в субъектах Российской Федерации деятельности по противодействию идеологии терроризма : методические рекомендации / под общ. ред. А. И. Ковалева. М., 2018.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Смирнов А. А. Формирование системы правового обеспечения информационно-психологической безопасности в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2022. - 444 с.

2. Смирнов А. А. Роль и функции МВД России в системе обеспечения информационно-психологической безопасности // Научный портал МВД России. 2022. № 2 (58). С. 41-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Смирнов А. А. Организация контрпропаганды в области борьбы с терроризмом и экстремизмом : науч.-практ. пособие / под ред. А. П. Новикова. - М. : АТЦ СНГ, 2020. - 232 с.

4. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности : монография / Сундиев И. Ю., Смирнов А. А., Кунде-тов А. И., Федотов В. П. - М. ; Вологда : ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2014. - 240 с.

REFERENCES

1. Smirnov A. A. Formirovanie sistemy pravovogo obespecheniya informatsionno-psikhologicheskoj bezopasnosti v Rossijskoj Federatsii : dis. ... d-ra yurid. nauk (Formation of the system of legal support of information and psychological security in the Russian Federation: Doctor's thesis), Moscow, 2022, 444 p.

2. Smirnov A. A. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2022, No. 2 (58), pp. 41-49.

3. Smirnov A. A. Organizatsiya kontrpropagandy v oblasti bor'by s terrorizmom i ehkstremizmom : nauch.-prakt. posobie / pod red. A. P. Novikova (Organization of counter-propaganda in the field of combating terrorism and extremism: Scientific and Practical guide / ed. A. P. Novikova), Moscow: ATC CIS, 2020, 232 p.

4. Sundiev I. Yu., Smirnov A. A., Kundetov A. I., Fedotov V. P. Teoriya i praktika informatsionnogo protivodejstviya ehkstremistskoj i terroristicheskoj deyatel'nosti : monografiya (Theory and practice of information counteraction to extremist and terrorist activities: monograph), Moscow; Vologda: FGKU «VNII of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2014, 240 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

A. A. Smirnov - Doctor of Juridical Sciences, Associate professor, Leading Researcher of the Department for Researching the Problems of Administrative and Jurisdictional Activities of Internal Affairs Bodies of the Research Center for Researching the Problems of Administrative and Legal Activities of Internal Affairs Bodies of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation).

А. А. Смирнов - доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию проблем административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел научно-исследовательского центра по исследованию проблем административно-правовой деятельности органов внутренних дел

Рукопись поступила в редакцию 10.04.2023; одобрена после рецензирования 22.05.2023; принята к публикации 10.08.203.

The article was submitted 10.04.2023; approved after reviewing 22.05.2023; accepted for publication 10.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.