Научная статья на тему 'Приоритетные направления деятельности и основные элементы информационно-аналитической работы подразделений ГИАЦ МВД России в условиях цифровизации органов внутренних дел'

Приоритетные направления деятельности и основные элементы информационно-аналитической работы подразделений ГИАЦ МВД России в условиях цифровизации органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
банки данных / Главный информационно-аналитический центр / Министерство внутренних дел Российской Федерации / цифровизация / государственное управление / государственные услуги / data banks / Main Information and Analytical Center / Ministry of Internal Affairs of Russia / digitalization / public administration / public services

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Александрович Вихляев, Светлана Викторовна Калинина

Актуальность. Действующая Ведомственная программа цифровой трансформации МВД России на 2022–2024 годы, утвержденная распоряжением Министра внутренних дел Российской Федерации от 11 января 2022 года № 1/37, предусматривает широкий перечень комплексных мероприятий, направленных на совершенствование деятельности органов внутренних дел, и прежде всего – на построение цифровой инфраструктуры и обеспечение информационно-аналитического сопровождения правоохранительных органов. Кроме того, не менее важным сегментом оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на современном этапе выступает и деятельность по оптимизации предоставления государственных услуг населению, часть из которых отнесена к ведению Министерства внутренних дел. Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации является одним из наиболее передовых подразделений полиции, реализующих приоритетные программы сферы государственного управления и, что не менее важно, ее цифрового сегмента. В связи с имеющимися глобальными преобразованиями в правоохранительной сфере приказом МВД России от 21 декабря 2021 года № 1083 было утверждено Положение об информационном центре территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, в котором определены основные векторы совершенствования и оптимизации информационно-аналитического сопровождения органов внутренних дел, непосредственно реализуемого Главным информационно-аналитическим центром Министерства внутренних дел Российской Федерации. В рамках исследования был проведен анализ структуры, технического потенциала и информационно-технологического сопровождения оперативно-служебной деятельности Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации в контексте цифровой трансформации органов внутренних дел. Эмпирической основой исследования выступили материалы из официальных открытых источников (официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации, информационные ресурсы средств массовой информации, имеющих государственную аккредитацию), а также действующие нормативные правовые акты федерального и ведомственного уровня. В качестве инструментария были использованы общие и частнонаучные методики получения и анализа информации: контент-анализ, системный анализ, социологические методы исследования. По результатам исследования было установлено, что Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации в условиях цифровизации правоохранительной сферы является флагманом информационно-аналитического сопровождения органов внутренних дел, а также способен в пределах полномочий реализовывать широкий спектр функций в области предоставления наиболее актуальных государственных услуг населению, что положительно сказывается не только на деятельности органов внутренних дел, но и существенно повышает потенциал подразделения в управленческой, правоохранительной и социальной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Александрович Вихляев, Светлана Викторовна Калинина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority areas of activity and main elements of information and analytical work of the departments of the MIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of digitalization of Internal Affairs bodies

Relevance. The current Departmental Digital Transformation Program of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2022–2024, approved by Decree of the Minister of Internal Affairs №1/37 dated January 11, 2022, provides for a wide range of comprehensive measures aimed at improving the activities of internal affairs bodies, and, above all, building a digital infrastructure and providing information and analytical support to law enforcement agencies. In addition, an equally important segment of the operational and service activities of the internal affairs bodies at the present stage is the activity aimed at optimizing the provision of public services to the population, some of which are under the jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs. The Main Information and Analytical Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia (hereinafter referred to as the MIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia) is one of the most advanced police units implementing priority programs in the field of public administration and, no less important, its digital segment. In connection with the existing global transformations in the law enforcement sphere, by order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated December 21, 2021 №1083, the regulation on the information center of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia was approved, which defines the main vectors for improving and optimizing the information and analytical support of internal affairs bodies directly implemented by the MIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In this regard, within the framework of the study, an analysis was made of the structure, technical potential and information and technological support of the operational activities of the MIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of the digital transformation of the internal affairs bodies. The empirical basis of the study was materials from official open sources (the official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia, information resources of the mass media with state accreditation), as well as the current regulatory legal acts of the federal and departmental levels. General and specific scientific methods of obtaining and analyzing information were used as tools: content analysis, system analysis, sociological research methods. According to the results of the study, it was found that the MIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in the context of digitalization of the law enforcement sphere, is the flagship of information and analytical support for internal affairs bodies, and is also capable, within the limits of its authority, of implementing a wide range of functions in the field of providing the most relevant public services to the population, which has a positive effect not only on the activities of the internal affairs bodies, but also significantly increases the potential of the unit in the managerial, law enforcement and social spheres.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления деятельности и основные элементы информационно-аналитической работы подразделений ГИАЦ МВД России в условиях цифровизации органов внутренних дел»

Правоохранительная деятельность

Научная статья УДК 342.518+342.951

Приоритетные направления деятельности и основные элементы информационно-аналитической работы подразделений ГИАЦ МВД России в условиях цифровизации органов внутренних дел

Александр Александрович Вихляев1, Светлана Викторовна Калинина2

1, 2Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия

1vih.alexander2011@mail.ru

2kswik@mail.ru

АННОТАЦИЯ. Актуальность. Действующая Ведомственная программа цифровой трансформации МВД России на 2022-2024 годы, утвержденная распоряжением Министра внутренних дел Российской Федерации от 11 января 2022 года № 1/37, предусматривает широкий перечень комплексных мероприятий, направленных на совершенствование деятельности органов внутренних дел, и прежде всего - на построение цифровой инфраструктуры и обеспечение информационно-аналитического сопровождения правоохранительных органов.

Кроме того, не менее важным сегментом оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на современном этапе выступает и деятельность по оптимизации предоставления государственных услуг населению, часть из которых отнесена к ведению Министерства внутренних дел.

Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации является одним из наиболее передовых подразделений полиции, реализующих приоритетные программы сферы государственного управления и, что не менее важно, ее цифрового сегмента.

В связи с имеющимися глобальными преобразованиями в правоохранительной сфере приказом МВД России от 21 декабря 2021 года № 1083 было утверждено Положение об информационном центре территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, в котором определены основные векторы совершенствования и оптимизации информационно-аналитического сопровождения органов внутренних дел, непосредственно реализуемого Главным информационно-аналитическим центром Министерства внутренних дел Российской Федерации. В рамках исследования был проведен анализ структуры, технического потенциала и информационно-технологического сопровождения оперативно-служебной деятельности Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации в контексте цифровой трансформации органов внутренних дел.

Эмпирической основой исследования выступили материалы из официальных открытых источников (официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации, информационные ресурсы средств массовой информации, имеющих государственную аккредитацию), а также действующие нормативные правовые акты федерального и ведомственного уровня.

В качестве инструментария были использованы общие и частнонаучные методики получения и анализа информации: контент-анализ, системный анализ, социологические методы исследования.

По результатам исследования было установлено, что Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации в условиях цифровизации правоохранительной сферы является флагманом информационно-аналитического сопровождения органов внутренних дел, а также способен в пределах полномочий реализовывать широкий спектр функций в области предоставления наиболее актуальных государственных услуг населению, что положительно сказывается не только на деятельности органов внутренних дел, но и существенно повышает потенциал подразделения в управленческой, правоохранительной и социальной сферах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: банки данных, Главный информационно-аналитический центр, Министерство внутренних дел Российской Федерации, цифровизация, государственное управление, государственные услуги

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Вихляев А. А., Калинина С. В. Приоритетные направления деятельности и основные элементы информационно-аналитической работы подразделений ГИАЦ МВД России в условиях цифровизации органов внутренних дел // Научный портал МВД России. 2023. № 1 (61). С. 43-48.

© Вихляев А. А., Калинина С. В., 2023

Law Enforcement

Original article

Priority areas of activity and main elements of information and analytical work of the departments of the MIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of digitalization of Internal Affairs bodies

Alexander A. Vikhlyaev1, Svetlana V. Kalinina2

12Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

1vih.alexander2011@mail.ru

2kswik@mail.ru

ABSTRACT. Relevance. The current Departmental Digital Transformation Program of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2022-2024, approved by Decree of the Minister of Internal Affairs №1/37 dated January 11, 2022, provides for a wide range of comprehensive measures aimed at improving the activities of internal affairs bodies, and, above all, building a digital infrastructure and providing information and analytical support to law enforcement agencies.

In addition, an equally important segment of the operational and service activities of the internal affairs bodies at the present stage is the activity aimed at optimizing the provision of public services to the population, some of which are under the jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs.

The Main Information and Analytical Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia (hereinafter referred to as the MIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia) is one of the most advanced police units implementing priority programs in the field of public administration and, no less important, its digital segment.

In connection with the existing global transformations in the law enforcement sphere, by order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated December 21, 2021 №1083, the regulation on the information center of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia was approved, which defines the main vectors for improving and optimizing the information and analytical support of internal affairs bodies directly implemented by the MIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In this regard, within the framework of the study, an analysis was made of the structure, technical potential and information and technological support of the operational activities of the MIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of the digital transformation of the internal affairs bodies.

The empirical basis of the study was materials from official open sources (the official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia, information resources of the mass media with state accreditation), as well as the current regulatory legal acts of the federal and departmental levels.

General and specific scientific methods of obtaining and analyzing information were used as tools: content analysis, system analysis, sociological research methods.

According to the results of the study, it was found that the MIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in the context of digitalization of the law enforcement sphere, is the flagship of information and analytical support for internal affairs bodies, and is also capable, within the limits of its authority, of implementing a wide range of functions in the field of providing the most relevant public services to the population, which has a positive effect not only on the activities of the internal affairs bodies, but also significantly increases the potential of the unit in the managerial, law enforcement and social spheres.

KEYWORDS: data banks, Main Information and Analytical Center, Ministry of Internal Affairs of Russia, digitalization, public administration, public services

FOR CITATION: Vikhlyaev A. A., Kalinina S. V. Priority areas of activity and main elements of information and analytical work of the departments of the MIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of digitalization of Internal Affairs bodies // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2023. № 1 (61). P. 43-48 (In Russ.).

В настоящее время Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИАЦ МВД России) является одним из наиболее циф-ровизированных и динамично развивающихся подразделений в составе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В качестве наиболее приоритетных целей развития ГИАЦ МВД России можно выделить централизацию и интеграцию данных, в

том числе и с использованием современных средств сбора и обработки оперативно значимой, аналитической информации и больших данных. В свою очередь анализ больших данных ГИАЦ МВД России осуществляется путем обобщения и систематизации как внутренних информационных ресурсов, так и разрозненной информации, находящейся в свободном доступе или поступающей из иных федеральных органов исполнительной власти.

В рамках приоритетных направлений развития ГИАЦ МВД России ведется активная работа по повышению эффективности использования облачных технологий, совершенствуется практика применения в правоохранительной работе нейронных сетей и искусственного интеллекта.

С целью обработки информационных массивов данных в структуре Центра криминальной информации ГИАЦ МВД России с 2020 г. функционирует специальный отдел, позволяющий с помощью современных программно-аппаратных комплексов устанавливать обстоятельства правонарушений, совершаемых в условиях неочевидности, сверять их с информационными массивами, поступающими из центров оказания государственных услуг населению, и специальными реестрами, выявляя тем самым важные данные, отражающие взаимосвязь между различными объектами исследования.

С июня 2020 г. в структуре ГИАЦ МВД России введена в эксплуатацию подсистема интегрированного банка данных федерального уровня (ИБД-Ф) «Опознание (биометрическая идентификация)», в основе работы которой лежит принцип распознавания лиц, основанный на сверхточных нейронных сетях. При введении изображения предполагаемого правонарушителя система производит его обработку и выдает рекомендованный список лиц для идентификации. Оператор, ответственный за обслуживание аппаратно-программного комплекса, просматривает предложенные варианты и осуществляет операцию отождествления правонарушителя в соответствии с предполагаемыми приметами.

Важность системы трудно переоценить, поскольку современные технологии идентификации позволяют не только успешно противостоять преступности, но и выявлять лиц, имеющих определенные ограничения или задолженности на территории Российской Федерации (правонарушителей, лиц, уклоняющих от исполнения решений судов, и пр.).

В сентябре 2021 г. в ГИАЦ МВД России создан банк биометрических данных россиян, иностранных граждан, полное введение в эксплуатацию которого планируется в 2023 г.

Создание Федеральной информационной системы биометрических данных является одной из наиболее приоритетных задач, разрешаемых МВД России в рамках реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1.

Система объединяет ресурсы дактилоскопической и фоноскопической информации, лабораторий ДНК-анализа, комплексов биометрической идентификации личности и фиксации передвижения транспортных средств, систем проверки по оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам.

Также благодаря банку биометрических данных реализуется возможность проведения процедур идентификации личности и неопознанных тел по дактилоскопической информации, изображению лица, а также геномной информации путем взаимодействия с объединенной поисковой федеральной системой генетической идентификации.

Только за 2021 г. число собранных биометрических данных россиян увеличилось более чем в 400 раз - со 164 тыс. до 70 млн2. Основной способ пополнения банков данных будет реализован посредством административных ресурсов и процедур - прежде всего благодаря обязательной биометрической регистрации при предоставлении ряда государственных услуг.

Приоритетным направлением видится и сбор биометрических данных пользователей каршеринга и некоторых лицензируемых видов деятельности, прежде всего связанных с непосредственным взаимодействием с гражданами и предоставлением им услуг различного уровня (например, такси).

Добровольная дактилоскопическая регистрация является наиболее важной среди государственных услуг, реализуемых ГИАЦ МВД России.

Данная государственная услуга позволяет в современных условиях каждому, кто прошел дактилоскопическую регистрацию, без проблем осуществить идентификацию личности в случае утери или порчи документов, при несчастных случаях, при чрезвычайных обстоятельствах и происшествиях.

В современных условиях дакторегистрация осуществляется в электронной форме, что крайне удобно для ее реализации.

Важное значение дактилоскопическая регистрация имеет для граждан, страдающих потерей памяти, особенно в тех случаях, когда они не могут сообщить о себе сведений. Регистрация позволяет найти их родственников или оказать указанным лицам своевременную медицинскую помощь.

1 См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, п. 69 // СПС КонсультантПлюс.

2 См.: Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ш_ : https://digital.gov.ru/ru/ (дата обращения : 01.11.2022).

Приведенные примеры показывают высокую социальную значимость дактилоскопической регистрации. Основная ее цель - защита интересов человека, обеспечение его законных прав, сохранности здоровья и безопасности.

В настоящее время национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»3, вне всякого сомнения, является одним из наиболее амбициозных и перспективных комплексных государственных проектов.

Цифровая трансформация охватывает не только переход социально значимых общественных отношений в цифровую среду, но и предусматривает важнейший инструмент совершенствования государственного аппарата, направленного на удовлетворение наиболее важных потребностей общества, - его цифровое развитие.

Важный регулятор программы цифровой трансформации «цифровое правительство» уже сейчас способен обеспечить высокий уровень взаимодействия не только органов государственной власти и населения, но и организовать комплексное взаимодействие федеральных органов государственной власти при разрешении социально значимых и функциональных задач.

Основным инструментом при реализации социально значимых задач является Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ).

ЕПГУ также представляет собой один из флагманов реализации системы межведомственного электронного взаимодействия и доступности функционала федеральных органов исполнительной власти для населения, прежде всего в рамках предоставления государственных услуг.

Основной целью предоставления электронных услуг населению выступает максимальное избавление граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации, от сложных бюрократических процедур посещения различных ведомственных кабинетов при непосредственном обращении к государству.

Посредством ЕПГУ ГИАЦ МВД России в электронном формате реализует следующие государственные услуги:

3 См.: Программа «Цифровое государственное управление» // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ш_ : https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/882/ (дата обращения : 01.11.2022).

1) выдачу справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования;

2) выдачу справок о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

При этом такие услуги, как выдача архивных справок и копий архивных документов, связанных с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации; выдача справок о реабилитации по факту применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, реализуются в неэлектронном или в смешанном форматах (предусматривая в качестве основной нарочно-почтовую форму информирования граждан о результатах рассмотрения их обращений).

Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности ГИАЦ МВД России при предоставлении государственных услуг населению в неэлектронной форме будет выступать такая организация взаимодействия с населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги будет осуществляться в электронном виде, и прежде всего через Интернет, а по итогам принятия решения заявителю предоставляется результат в форме электронного документа [1].

Преимуществами получения государственной услуги в электронной форме выступают:

упрощение для граждан процедуры получения государственной услуги и другой полезной информации в связи с ней (подать заявление можно в любой удобный день и час); оптимизация документооборота; нивелирование временных затрат, которые граждане могут тратить на поездку в государственный орган или ожидание в очереди;

снижение коррупционных рисков, возникающих при личном обращении в органы государственной власти;

снижение административных барьеров и повышение доступности получения услуг;

информирование гражданина на каждом этапе работы по его обращению.

При этом для получения подобных услуг достаточно однократной регистрации - данные пользователя сохраняются в системе. Для подобной регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) можно обратиться в любой филиал Многофункционального центра, что, безусловно, удобно для обычных граждан: при себе им достаточно иметь паспорт и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). А для того чтобы получить государственную и муниципальную услуги в электронной форме, достаточно пройти регистрацию на Портале государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, перевод полного спектра государственных услуг, предоставляемых ГИАЦ МВД России, полностью в электронный формат выступает важным этапом, приближает Главный информационно-аналитический центр к населению.

Посредством доступной каждому заявителю электронной среды любой гражданин сможет получить сведения о порядке и сроках предоставления государственной услуги, а также разъяснения о возможностях досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, а также их должностных лиц.

В свою очередь удобный интерфейс на официальных ресурсах портала Госуслуги уже сейчас позволяет заявителю ознакомиться не только с порядком и сроками исполнения государственной услуги, но и с важными аспектами документального сопровождения и основаниями отказа в ее реализации, что существенно разгружает административный аппарат и позволяет более качественно и быстро рассматривать обращения граждан.

Не менее актуальным выглядит и применение рг-кодов при осуществлении информирования и оценки услуг, осуществляемых ГИАЦ МВД России. Применение специальных технологических решений (например, сканера для рг-кодов, который можно установить на любой смартфон) позволит оперативно реагировать на проблемы, связанные с исполнением социально значимых государственных услуг, реализуемых ГИАЦ МВД России, в целях их своевременного устранения и совершенствования системы их предоставления.

Применение рг-кодов, в отличие от активных гиперссылок, которые можно использовать только в случаях использования информационно-телекоммуникационных сетей, позволяет информировать граждан об особенностях предоставления государственных услуг в упрощенном порядке, в том числе и при обращении в иные фе-

деральные органы государственной власти (например, по вопросам получения справки о судимости - при обращении в территориальный орган МВД России; или по вопросам получения справки с архивной информацией - при посещении территориальных центров социального обеспечения населения).

Важнейшим элементом инфраструктуры государственных услуг, предоставляемых ГИАЦ МВД России, безусловно, является их непосредственное включение в единый суперсервис, позволяющий реализовать комплексную систему взаимодействия органов государственной власти и повысить рентабельность использования информационных систем.

Предоставление государственных услуг в рамках суперсервиса существенно расширит возможности при организации предоставления государственных услуг в электронной форме и позволит интегрировать функционал, доступный ГИАЦ МВД России, в систему по реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере социально-экономического развития, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, в условиях динамично развивающихся общественных отношений.

Большое внимание в деятельности ГИАЦ МВД России уделяется и внутриведомственному взаимодействию в процессе реализации иных государственных услуг, реализуемых МВД России. Так, с 1 июля 2021 г. Федеральным законом № 274-ФЗ4 были внесены изменения в Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан5, согласно которым стала обязательной дактилоскопическая регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем виз.

Так, в процессе предоставления ГУВМ МВД России государственных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства от последних требуется однократное прохождение обязательной дактилоскопической регистрации, проведение фотографирования и последующая биометрическая идентификация.

4 См.: О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» : Федер. закон от 1 июля 2021 г. № 274-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

5 См.: О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : Федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

Подобное внутриведомственное взаимодействие позволит в ближайшем будущем повысить уровень раскрываемости преступлений, а также упростить процедуру миграционного учета.

Кроме того, в сегменте цифровизационно-го развития инновационным выглядит введение в рамках миграционного учета пластиковых карт с чипом или без него, а также с возможностью бесконтактного считывания информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства (прежде всего, идентификационных сведений о лице - папиллярных узоров и пр.).

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что ГИАЦ МВД России уже давно перестал быть только источником сбора и обобщения справочных ресурсов. Благодаря имеющимся в распоряжении МВД России аппаратно-программным комплексам и банкам данных он выступает неотъемлемым элементом противодействия преступности, реализации важных направлений предоставления государственных услуг населению и осуществления контрольно-надзорной деятельности государства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Сторожева А. Н., Дадаян Е. В. Электронные услуги как передовые цифровые технологии // Современные технологии в юриспруденции: применение специальных познаний : материалы региональной (межвузовской) науч.-практ. конференции (г. Красноярск, 18 ноября 2021 г.). - Красноярск : Красноярский государственный аграрный университет, 2021. С. 98-101.

REFERENCES

1. Storozheva A. N., Dadayan E. V. Sovremennye tekh-nologii v yurisprudentsii: primenenie spetsial'nykh poznanij : materialy regional'noj (mezhvuzovskoj) nauch.-prakt. konfer-entsii (Krasnoyarsk, 18 noyabrya 2021 g.) (Modern technologies in jurisprudence: the use of special knowledge: materials of the regional (interuniversity) Scientific and Practical conference (Krasnoyarsk, November 18, 2021)), Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2021, pp. 98-101.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

А. А. Вихляев - преподаватель кафедры противодействия преступлениям в сфере информационно-телекоммуникационных технологий федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя» (Российская Федерация, 117437, Москва, ул. Академика Волгина,

д. 12);

С. В. Калинина - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет Министерства внутренних дел Рос-

сийской Федерации имени В. Я. Кикотя» (Российская Федерация, 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

A. A. Vikhlyaev - Lecturer of the Department of combating crimes in the field of information and telecommunication technologies of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Edication «Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Y Kikot» (Academician Volgina str., 12, Moscow, 117437, Russian Federation);

S. V. Kalinina - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies o of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Edication «Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Y Kikot» (Academician Volgina str., 12, Moscow, 117437, Russian Federation).

ВКЛАД АВТОРОВ

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CONTRIBUTION OF THE AUTHORS

The authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Рукопись поступила в редакцию 09.11.2022; одобрена после рецензирования 21.11.2022; принята к публикации 30.01.2023.

The article was submitted 09.11.2022; approved after reviewing 21.11.2022; accepted for publication 30.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.