Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОЦЕНОЧНЫЕ ИНДИКАТОРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ УЧЁТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крупина Марина Александровна

Введение. В статье рассматриваются актуальные вопросы цифровизации ведомственного контроля в органах внутренних дел Российской Федерации. Цель исследования. Обосновать актуальность повышения эффективности методов ведомственного контроля, в том числе посредством цифровизации. Методы. Методологическую основу исследования составил диалектический подход к научному познанию общественных отношений, складывающихся при осуществлении ведомственного контроля в органах внутренних дел Российской Федерации. Анализ выявленных факторов, синтез результатов, полученных в ходе исследования, позволили представить предложения об эффективности использования цифровых методов, применяемых на современном этапе. Применены также такие специальные методы, как исследование нормативных правовых актов и документов, эмпирический, метод обработки и анализа данных. Результаты. Определена необходимость развития системы взаимосвязи проверяемого и проверяющего субъектов на уровне министерства и регионов. Раскрыт механизм осуществления ведомственного контроля направления деятельности «Информационное обеспечение» на примере ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Обозначены основные критерии, индикаторы и показатели, влияющие на итоговые результаты деятельности проверяемого подразделения. Описан порядок организации работы с информационным порталом Информационного центра ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Акцентировано внимание на принципиально новых возможностях организации ведомственного контроля, путём применения современных цифровых технологий, таких как прозрачность, доступность, простота восприятия, оперативность осуществления и как результат - достижение максимальной полноты, достоверности и своевременности пополнения баз данных соответствующей информацией, используемой в оперативно-служебной деятельности. Обозначены проблемные вопросы применения и возможные перспективы развития современных информационных технологий в целях повышения эффективного ведомственного контроля и управленческой деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крупина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALISATION OF DEPARTMENTAL CONTROL OF INFORMATION SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Introduction. The article deals with actual issues of digitalisation of departmental control in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Research purpose is to substantiate the relevance of improving the effectiveness of departmental control methods, also by means of digitalisation. Methods. The research methodology was based on the dialectical approach to the scientific cognition of social relations developed during the implementation of departmental control in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Analysis of the identified factors, synthesis of the results obtained in the research, made it possible to present proposals on the effectiveness of digital methods used at the current stage. Such special methods as study of normative legal acts and documents, empirical method, method of data processing and analysis were also applied. Results. The need to develop a system of interconnection between the audited and the auditing subjects at the level of the ministry and regions is determined. The article reveals the mechanism of departmental control over the «Information support» activity direction by the example of St. Petersburg and the Leningrad region Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The basic criteria, indicators and indices influencing the final results of the activity of the inspected subdivision are outlined. The procedure of work with the information portal of the Information Centre of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in St. Petersburg and the Leningrad region is described. The author focuses attention on essentially new possibilities of organising departmental control by means of application of modern digital technologies, such as transparency, availability, simplicity in perception, operational efficiency, and as a result - achievement of maximum completeness, reliability and timely filling databases with corresponding information, used in operational and service activity. Problematic issues of application and possible prospects for the development of modern information technologies in order to improve the effectiveness of departmental control and management activities in the internal affairs bodies of the Russian Federation as a whole are outlined.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 342.9

doi: 10.35750/2071-8284-2023-2-62-70

Марина Александровна Крупина

кандидат юридических наук https://orcid.org/0000-0002-0430-7101, krupina78@yandex.ru

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д.1

Цифровизация ведомственного контроля информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

Аннотация. Введение. В статье рассматриваются актуальные вопросы цифровизации ведомственного контроля в органах внутренних дел Российской Федерации.

Цель исследования. Обосновать актуальность повышения эффективности методов ведомственного контроля, в том числе посредством цифровизации.

Методы. Методологическую основу исследования составил диалектический подход к научному познанию общественных отношений, складывающихся при осуществлении ведомственного контроля в органах внутренних дел Российской Федерации. Анализ выявленных факторов, синтез результатов, полученных в ходе исследования, позволили представить предложения об эффективности использования цифровых методов, применяемых на современном этапе. Применены также такие специальные методы, как исследование нормативных правовых актов и документов, эмпирический, метод обработки и анализа данных.

Результаты. Определена необходимость развития системы взаимосвязи проверяемого и проверяющего субъектов на уровне министерства и регионов. Раскрыт механизм осуществления ведомственного контроля направления деятельности «Информационное обеспечение» на примере ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Обозначены основные критерии, индикаторы и показатели, влияющие на итоговые результаты деятельности проверяемого подразделения. Описан порядок организации работы с информационным порталом Информационного центра ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Акцентировано внимание на принципиально новых возможностях организации ведомственного контроля, путём применения современных цифровых технологий, таких как прозрачность, доступность, простота восприятия, оперативность осуществления и как результат - достижение максимальной полноты, достоверности и своевременности пополнения баз данных соответствующей информацией, используемой в оперативно-служебной деятельности.

Обозначены проблемные вопросы применения и возможные перспективы развития современных информационных технологий в целях повышения эффективного ведомственного контроля и управленческой деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации в целом.

Ключевые слова: органы внутренних дел, цифровизация, современные информационные технологии, ведомственный контроль, информационное обеспечение, оценочные индикаторы, формирование учётов

Для цитирования: Крупина М. А. Цифровизация ведомственного контроля информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 2 (98). - С. 62-70; ао1: 10.35750/2071-82842023-2-62-70.

Marina A. Krupina

Cand. Sci. (Jurid.) https://orcid.org/0000-0002-0430-7101, krupina78@yandex.ru

Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

© Крупина М. А., 2023

Digitalisation of departmental control of information support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation

Annotation: Introduction. The article deals with actual issues of digitalisation of departmental control in the internal affairs bodies of the Russian Federation.

Research purpose is to substantiate the relevance of improving the effectiveness of departmental control methods, also by means of digitalisation.

Methods. The research methodology was based on the dialectical approach to the scientific cognition of social relations developed during the implementation of departmental control in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Analysis of the identified factors, synthesis of the results obtained in the research, made it possible to present proposals on the effectiveness of digital methods used at the current stage. Such special methods as study of normative legal acts and documents, empirical method, method of data processing and analysis were also applied.

Results. The need to develop a system of interconnection between the audited and the auditing subjects at the level of the ministry and regions is determined. The article reveals the mechanism of departmental control over the «Information support» activity direction by the example of St. Petersburg and the Leningrad region Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The basic criteria, indicators and indices influencing the final results of the activity of the inspected subdivision are outlined. The procedure of work with the information portal of the Information Centre of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in St. Petersburg and the Leningrad region is described. The author focuses attention on essentially new possibilities of organising departmental control by means of application of modern digital technologies, such as transparency, availability, simplicity in perception, operational efficiency, and as a result - achievement of maximum completeness, reliability and timely filling databases with corresponding information, used in operational and service activity.

Problematic issues of application and possible prospects for the development of modern information technologies in order to improve the effectiveness of departmental control and management activities in the internal affairs bodies of the Russian Federation as a whole are outlined.

Keywords: internal affairs bodies, digitalisation, modern information technology, departmental control, information support, assessment indicators, record-keeping

For citation: Krupina M. A. Digitalisation of departmental control of information support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - № 2 (98). - P. 62-70; doi: 10.35750/2071-8284-2023-262-70.

Введение

Цифровизация представляет собой процесс внедрения цифровых технологий в разные сферы жизни общества. Основу этих процессов составляет преобразование первичных данных в полезные знания, что позволяет уйти от рутинных процессов, вывести эффективность решаемых задач на новый качественный уровень с наименьшими трудозатратами.

Целью исследования является обоснование актуальности повышения эффективности методов ведомственного контроля, в том числе посредством цифровизации.

Методы

Методологическую основу исследования в этой области составляет прежде всего диалектический подход к научному познанию общественных отношений, складывающихся при осуществлении цифровизации ведомственного контроля в органах внутренних дел Российской Федерации; анализ выявляемых факторов, синтез результатов, исследование нормативных правовых актов и документов, эмпирический метод, метод обработки и анализа данных.

Результаты

Необходимость развития системы взаимосвязи проверяемого и проверяющего субъектов на уровне министерства и регионов обусловливает «процессы по оптимизации управленческой деятельности, предполагает подбор наиболее эффективных вариантов решения задач и учёт заданных параметров в ходе реализации функций управления» [1].

«Такая форма управленческой деятельности как контроль обеспечивает выполнение стимулирующей, корректирующей, познавательной, прогностической и функции обратной связи» [2].

МВД России активно участвует в происходящих в этой сфере процессах, в частности, в осуществлении ведомственного контроля активно применяются новые информационные технологии.

Ведомственный контроль является одним из наиболее эффективных инструментов управленческой деятельности. В системе МВД России ведомственный контроль осуществляется силами самого Министерства.

«Ведомственный контроль направлен на совершенствование управленческой деятельности и системы управления в целом» [3].

Контролю подвержены наиболее значимые направления деятельности, одним из которых является информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел. Важность направления обусловлена тесной взаимосвязью между оптимизацией функционирования информационных систем, главной задачей которых является удовлетворение потребностей органов внутренних дел в своевременной, полной, достоверной информации, в том числе о недостатках, несоответствиях, задолженностях, просчётах в служебной деятельности, и оперативностью информационных связей, обеспечивающих циркуляцию управляющей и осведомительной информации в виде и объёмах, соответствующих характеру решаемых задач.

Важно наличие информационных связей, обеспечивающих взаимообмен управляющей и осведомительной информации; эффективных способов сбора, обработки, хранения и выдачи данной информации заинтересованным элементам системы управления.

Приоритетным направлением на современном этапе является цифровизация процессов управления в целом, а в частности внедрение современных информационных технологий в процессы, связанные с передачей и получением информации.

«Цифровизация процессов обработки первичной информации позволяет высвобождать время для решения наиболее сложных и важных задач. Расширяются возможности по осуществлению мониторинга статистики и оперативной обстановки» [4].

Федеральное казённое учреждение «Главный информационно-аналитический центр МВД России» (далее - ФКУ «ГИАЦ МВД России») и информационные центры субъектов являются ответственными подразделениями за данное направление деятельности на уровне МВД России. Они созданы для формирования и ведения централизованных учётов, баз данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, а также для обеспечения межведомственного и межгосударственного информационного взаимодействия.

Информационным подразделениям отводится ведущая роль во внедрении современных информационных технологий в системе МВД России в целом и организации ведомственного контроля в частности.

Система работы с информацией нацелена на максимально высокую и эффективную информационную обеспеченность системы управления и ведомственного контроля. Приоритетными являются интенсификация информационных процессов; единство информационного обеспечения на федеральном уровне; оптимальность и интеграция информационного обеспечения, максимальная функциональность и доступность для всех участников процесса.

«Информационно-аналитическое обеспечение осуществляется на всех уровнях организации органов внутренних дел, в том числе и на районном, имеет свою систему, структуру» [5].

«Задачей систем информационного обеспечения является накопление, обработка и предоставление в систематизированном и удобном для использования виде оперативной, оперативно-розыскной, оперативно-справочной, аналитической, статистической информации в целях принятия обоснованных решений» [6].

Очевидно, что информация должна быть полной, достоверной, своевременной. Только в этом случае она может использоваться в оперативно-служебной деятельности.

Ведомственный контроль информационного обеспечения призван выявлять несоответствия, расхождения, нарушения сроков поступления документов, на основе которых происходит формирование учётов и баз данных в информационных подразделениях, т. е. обеспечить полноту и достоверность ведомственных информационных ресурсов.

Информационные ресурсы в свою очередь позволяют «своевременно выявлять факторы, отрицательно влияющие на оперативную обстановку, и реализовывать комплекс организационных и практических мер по устранению несоответствий, корректировке ситуации, повышению эффективности использования сил и средств территориального органа по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также иной текущей работы на обслуживаемой территории с учётом её особенностей и потребностей» [7].

«Одним из важнейших условий эффективной деятельности ОВД является функционирующая на должном уровне система ведомственного контроля за работой подразделений на региональном и территориальном уровне» [8].

Цифровизация осуществления ведомственного контроля, несомненно, позволит вывести эту деятельность на новый качественный уровень. Своевременным будет обозначить ряд проблем, которые требуют решения и существенно тормозят внедрение современных информационных технологий в систему ведомственного контроля.

На современном этапе «эффективность использования имеющихся информационно-вычислительных ресурсов и в целом уровень информационной обеспеченности оперативно-служебной деятельности требуют оптимизации. Просчёты в вопросах полноты, достоверности и своевременности поступления информации в федеральные и региональные банки данных, формируемые органами внутренних дел, существенно снижают эффективность их использования. В информационных массивах зачастую отсутствует часть информации, подлежащей постановке на учёт, данные не всегда своевременно актуализируются. Важным фактором, имеющим решающее значение для повышения эффективности и целесообразности формирования баз данных и их использования, является

возможность оперативного доступа к информационным ресурсам.

Базы данных МВД России в организационном отношении не обладают достаточной степенью интеграции. Большинство из них формируются обособленно даже в пределах информационных подразделений, вследствие чего взаимодействие и сопоставление сведений становится достаточно сложной в техническом плане, трудоёмкой, требующей значительных временных затрат задачей. Актуальна на современном этапе и проблема обеспеченности оргтехникой и программным обеспечением.

Также «требует оптимизации информационная согласованность автоматизированных информационных систем, функционирующих в ОВД с автоматизированными системами других правоохранительных ведомств и органов власти» [9].

Во многом вследствие большого объёма вопросов, подлежащих оценке и рутинности процесса проверки, «оказанию практической помощи, так необходимой и востребованной, не уделяется должное внимание. В результате выезды в подконтрольные органы в рамках ведомственного контроля зачастую влекут необоснованное, избыточное отвлечение сотрудников от выполнения обязанностей» [10].

«Ведомственный контроль призван не только сравнивать фактическое состояние дел с должным, выявлять степень отклонения деятельности подразделений и отдельных его сотрудников от намеченных планов и требований нормативных документов, но и выявлять причины несовершенств в оперативно-служебной деятельности, предлагать и сопровождать реализацию мероприятий, направленных на минимизацию нарушений» [11].

Применение современных методов выявления нарушений с использованием цифровых технологий в связи с этим приобретает особую актуальность, поскольку позволяет наиболее продуктивно использовать время, отведённое на проверку подконтрольного органа. Современные информационные технологии дают возможность проводить дистанционный мониторинг состояния дел в подконтрольном органе.

Важно помнить и о таких принципах, как «прозрачность и неотвратимость контроля, которые должны идти рука об руку. Прозрачность обеспечивается путём доступности информации о критериях, индикаторах и показателях, подлежащих проверке и оценке. Неотвратимость контроля тоже должна быть очевидна и являться дополнительным стимулом для успешного выполнения поставленных задач.

Система организации и принципы осуществления проверок должны быть простыми и доступными для ознакомления и восприятия, суть и содержание контрольных мероприятий понятны личному составу, иначе их следует признать неэффективными и нецелесообразными» [12].

«На современном этапе внедрение информационных технологий в работу органов власти

приобретает всё большую популярность. Это оптимизирует организацию работы в целом, расширяет границы возможностей и способствует повышению эффективности управления. На федеральном уровне цифровые информационные технологии активно развиваются и внедряются во все сферы жизнедеятельности общества.

Широкое распространение получило использование ведомственных информационных порталов» [13].

В ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области имеется положительный опыт в осуществлении ведомственного контроля направления деятельности «Информационное обеспечение».

Прежде чем перейти к описанию этих аспектов, необходимо отметить, что оценка направления информационного обеспечения осуществляется путём изучения деятельности территориальных органов МВД России как на уровне субъекта, так и на районном уровне. Показатели формируются по направлениям деятельности информационных центров на региональном уровне.

Основным нормативным актом, регламентирующим эту работу, является приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью ОВД Российской Федерации». На уровне субъектов издаются соответствующие нормативные документы, регламентирующие порядок и организацию ведомственного контроля на местном уровне.

В ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области издан приказ ГУ МВД России от 8 октября 2017 г. № 587 «Об организации ведомственного контроля в ГУ МВД России». Нормативный документ регламентирует проведение инспектирований, контрольных, целевых проверок; осуществление зонального и особого контроля на районном уровне и уровне подразделений ГУ МВД России.

Направление деятельности «Информационное обеспечение» является одним из направлений сводной ведомости по результатам инспектирования. В совокупности с результатами проверок других направлений они составляют итоговые результаты деятельности проверяемого подразделения.

Спектр проверяемых вопросов определяется ФКУ «ГИАЦ МВД России» путём разработки соответствующих руководств и методик по изучению и оценке деятельности по отдельным направлениям, отнесённым к компетенции информационных центров на региональном уровне.

В 2018-2022 годах МВД России вопросы оценки деятельности были существенно расширены:

На основе распоряжения МВД России от 13 апреля 2018 г. № 1/4045 «Об утверждении методики изучения и оценки деятельности территориальных органов МВД России по отдельным направлениям, отнесённым к компетенции ФКУ "ГИАЦ МВД России"» в ГУ МВД России

по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области издано распоряжение ГУ МВД России от 18 июля 2018 г. № 97 «Об утверждении Руководства по изучению и оценке деятельности по отдельным направлениям, отнесённым к компетенции Информационного центра ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» (далее - ИЦ ГУ МВД России), которое включает в себя ряд оценочных индикаторов по следующим направлениям деятельности:

- порядок предоставления доступа к информационным ресурсам программно-технического комплекса федерального интегрированного банка данных (ПТК ИБД-Ф) и программно-технического комплекса регионального интегрированного банка данных (ПТК ИБД-Р) ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области», организация парольной защиты;

- полнота и качество формирования дактилоскопических учётов, а именно, сверка сведений по количеству стоящих на учёте в ИЦ ГУ МВД России дактилоскопических карт;

- полнота формирования оперативно-справочных учётов;

- полнота формирования криминалистических учётов;

- полнота формирования розыскных учётов (подсистемы ИБД-Р «Автопоиск», «Вещи», «Федеральный розыск - Оповещение» (ФР-Оповещение);

- формирование и ведение Реестра лиц, подвергнутых задержанию.

Отдельным блоком выделена «Управленческая деятельность руководства территориального органа». Этот показатель напрямую зависит от оценки показателей информационного обеспечения. Неудовлетворительные показатели свидетельствуют о просчётах управленческой деятельности, отсутствии либо недостаточном, неэффективном осуществлении контроля руководителем.

Цифровизация в современном обществе в последнее время выходит на первый план. МВД России не исключение.

В целях достижения целей и решения задач зонального контроля МВД России за деятельностью территориальных органов МВД России в условиях временных ограничений на служебные командировки (выезды), связанных с пандемией коронавируса, и сохранения необходимого уровня управленческого воздействия Министерства на организацию и эффективность оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел издано распоряжение № 1/15209 от 31 декабря 2020 г. «Об утверждении Временного порядка осуществления зонального контроля за деятельностью территориальных органов МВД России».

В числе других задач министр внутренних дел генерал полиции Российской Федерации В. А. Колокольцев предлагает Организационно-аналитическому департаменту МВД России (далее - ОАД МВД России), ФКУ «ГИАЦ МВД России», Главному управлению по охране обще-

ственного порядка (ГУОООП), Главному управлению по вопросам миграции (ГУВМ), Главному управлению по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России во взаимодействии с иными заинтересованными подразделениями МВД России определить перечни сверок баз данных по направлениям оперативно-служебной деятельности, проведение которых возможно в безвыездном режиме, и ввести в действие алгоритмы их проведения. Также ОАД, Департаменту информационных технологий, связи и защиты информации (ДИТ-СиЗИ) МВД России предписано во взаимодействии с иными заинтересованными подразделениями МВД России проработать вопрос о возможности создания единого ведомственного информационного ресурса, входящего в инфраструктуру Интегрированной системы обмена данными (ИСОД) МВД России, для размещения проверяемыми территориальными органами МВД России материалов с обеспечением доступа к нему членов комиссии МВД России.

В целях оптимизации работы по повышению эффективности и оперативности решения задач по обеспечению своевременности, полноты и достоверности формирования государственной статистической отчётности, повышения качества ведомственного контроля предпринят комплекс необходимых мер по выявлению и информированию иных субъектов ведомственного контроля о недостатках учётно-статистической деятельности, созданию условий и предпосылок для устранения и предупреждения нарушений.

По инициативе ИЦ ГУ МВД России в соответствии с распоряжением ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 13-2018 был введён в действие информационный портал ИЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - портал) Ы1р://1с8рЬ.ре1ег/, который является информационным ресурсом, размещённым в ведомственной информационно-телекоммуникационной сети на сервере icspb.peter.

Доступ к порталу имеют все пользователи сети, но часть специализированных вкладок доступна только обладателям паролей.

Портал содержит сведения о результатах формирования и ведения централизованных учётов, уголовной статистики, предоставления государственных услуг по направлениям деятельности ИЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, оценке информационного обеспечения деятельности и статистической работы ГУ МВД России и его территориальных органов; обзорно-аналитические, методические и справочные материалы по направлениям деятельности ИЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, иную информацию, размещаемую ИЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В целях оптимизации деятельности ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в сфере информационного обеспечения

правоохранительной деятельности, сокращения документооборота, повышения качества управленческого воздействия и контроля своевременности, качества и полноты направляемой субъектами учёта информации в централизованные учёты со стороны руководителей структурных подразделений ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, территориальных органов МВД России на районном уровне Санкт-Петербурга и Ленинградской области издан приказ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 7 февраля 2022 г. № 82 «О порядке работы с информационным порталом ИЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области».

Разъясняется, что портал предназначен для реализации ИЦ ГУ МВД России контроля за своевременностью и полнотой постановки информации в централизованные учёты, формируемые на базе органов внутренних дел, в том числе посредством размещения на портале в ведомственной информационной сети сведений о результатах формирования оперативно-справочных, розыскных, криминалистических, дактилоскопических, статистических учётов, о выявленных недостатках их формирования или несоответствии информации о тождественных объектах, внесённой в разные учёты.

Руководителям (начальникам) структур -ных подразделений ГУ МВД России, территориальных органов МВД России на районном уровне Санкт-Петербурга и Ленинградской области предписано назначить своим организационно-распорядительным актом администратора доступа к порталу; обеспечить еженедельное получение пользователями информации с использованием портала, в том числе упреждающих контролей, информационно-аналитических материалов о результатах формирования централизованных учётов, и своевременное устранение выявленных недостатков формирования учётов или несоответствия информации, внесённой в разные учёты, о тождественных объектах; обеспечить полноту, достоверность информации и своевременность её внесения в централизованные оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, дактилоскопические, статистические учёты. При выявлении недостатков работы по данному направлению незамедлительно принимать меры по их устранению, а также созданию условий, препятствующих их повторному возникновению.

Также предписано назначить организационно-распорядительным актом должностное лицо из числа руководящего состава, ответственное за осуществление контроля за работой пользователей с порталом и своевременное устранение выявленных недостатков. Информация на портале постоянно обновляется, появляются новые рубрики, перечень сверок расширяется.

Важно отметить, что на портале размещены нормативные документы, регламентирующие порядок осуществления проверок, включая

индикаторы и показатели, которые учитываются при выставлении оценки подразделению. Таким образом обеспечивается абсолютная прозрачность. Потенциальные проверяемые располагают полной информацией о состоянии дел в своём подразделении и при эффективной организации работы имеют возможность минимизировать нарушения, недостатки, несоответствия и задолженности по предоставлению учётных документов в ИЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области для формирования баз данных.

Применение новых подходов к выявлению нарушений и механизму доведения их до проверяемых позволяет сократить время на осуществление проверок. Дистанционное выявление нарушений путём применения современных цифровых технологий экономит средства на командировочные расходы, даёт возможность уйти от рутинных процессов, охватить проверкой значительно больший круг вопросов, подлежащих оценке. Следовательно, можно больше внимания уделить оказанию практической и методической помощи, внедрению прогрессивных методов работы.

Таким образом в ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области реализован комплекс мер по оптимизации ведомственного контроля информационного обеспечения с применением современных и цифровых технологий.

«Основной задачей процесса управления является выработка таких форм и методов, которые позволят достигать целей с использованием минимальных ресурсов» [14].

«Эффективность контроля напрямую зависит от оптимальности формы его осуществления. Практика показывает, что наиболее эффективным является разумное сочетание различных форм и методов» [15].

Стремительно меняющаяся действительность диктует необходимость внесения изменений и в процессы управления, что в свою очередь требует оптимизации существующих методик осуществления контроля всех направлений деятельности ОВД, в том числе и информационного обеспечения.

Контроль должен быть объективным, всесторонним и являться мощным стимулом для максимально эффективного и добросовестного выполнения стоящих перед сотрудниками ОВД задач на всех уровнях.

«От того, как организованы учёт, анализ и оценка всех факторов, влияющих на функционирование системы, во многом зависит контрольная деятельность. В зависимости от целей и задач контроля определяются масштаб, методы и формы проверок. Решение этих вопросов - предмет нормативного регулирования организации ведомственного контроля в ОВД.

Вопросы актуализации ведомственного контроля являются предметом постоянного внимания со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации» [16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методики изучения и оценки деятельности территориальных органов МВД России по отдельным направлениям деятельности, отнесённым к компетенции ФКУ «ГИАЦ МВД России», в частности, «Информационное обеспечение», находятся на особом контроле в ОАД МВД России. «Правовое регулирование вопросов практического применения технологий искусственного интеллекта органами исполнительной власти в ходе осуществления контрольной и надзорной деятельности в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка на современном этапе находится на стадии становления» [17].

«Дальнейшее их внедрение требует разработки соответствующей стратегии, которая зафиксирует основные направления, формы и методы применения, обозначит временные этапы внедрения в практику, рассчитает возможные риски» [18].

Заключение

Цифровизация общества и системы МВД России неизбежна. Темпы происходящих процессов нарастают с каждым днем. Объективная реальность стимулирует общество в целом и органы внутренних дел в частности к активным действиям в этом направлении. Информационное обеспечение, в этой связи, выходит на первый план среди иных обеспечивающих функций управления. В свою очередь, ведомственный контроль за этим направлением служебной деятельности, являясь общей функцией управления, приобретает особое значение.

Настоящее исследование свидетельствует о необходимости развития системы взаимосвязи

проверяемого и проверяющего субъектов на уровне министерства и регионов. Механизм осуществления ведомственного контроля направления деятельности «Информационное обеспечение» на примере ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области подтверждает актуальность рассматриваемых вопросов. Обозначены основные критерии, индикаторы и показатели, влияющие на итоговые результаты деятельности проверяемого подразделения. Описан порядок организации работы с информационным порталом Информационного центра ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Акцентировано внимание на принципиально новых возможностях организации ведомственного контроля, путем применения современных цифровых технологий, таких как прозрачность, доступность, простота восприятия, оперативность осуществления и как результат - достижение максимальной полноты, достоверности и своевременности пополнения баз данных соответствующей информацией, используемой в оперативно-служебной деятельности.

Раскрыты проблемные вопросы применения и возможные перспективы развития современных информационных технологий в целях повышения эффективного ведомственного контроля и управленческой деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации в целом.

Очевидна необходимость осуществления постоянного мониторинга и внедрения наиболее эффективных форм и методов организации ведомственного контроля на основе применения современных информационных технологий.

Список литературы

1. Алахверенова Г. У, Горюнова Д. В. Оптимизация управленческой деятельности ОВД / Эволюция российского права: материалы XIX Международной научной конференции молодых учёных и студентов, Екатеринбург, 29-30 апреля 2021 года / Уральский государственный юридический университет. - Екатеринбург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный юридический университет», 2021. - С. 20-23.

2. Белогривый И. А. Казимиренко Д. Р. Контроль как форма управленческой деятельности в ОВД / Интеграционные процессы в современной науке: сборник научных трудов по материалам XXII Международной научно-практической конференции, Анапа, 26 июля 2021 года. - Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2021. - С. 18-23.

3. Мусин М. А. Актуальные проблемы ведомственного контроля и прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью оперативных аппаратов ОВД / Юридическая наука и практика : альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России / главный редактор А. А. Вотинов. - Вып. 3. - Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2015. - С. 149-151.

4. Дубровин А. К. Исполнение управленческих решений в подразделениях органов внутренних дел // Вопросы российского и международного права. - 2022. - Т. 12. - № 1А. - С. 425-433. - Б01 10.34670ZAR.2022.37.30.042.

5. Глущенко А. Н. О сущности и содержании информационно-аналитического обеспечения в органах внутренних дел [Электронный ресурс] // Молодой учёный. - 2019. - № 34 (272). - С. 151-152.

6. Попов Д. П. Информационное обеспечение правоохранительных органов в розыскной деятельности // Молодой учёный. - 2018. - № 36 (222). - С. 36-39.

7. Беликов А. П., Власов К. А., Пролетенкова С. Е. Модернизация системы организации зонального контроля в органах внутренних дел // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2020. - № 4(95)/ - С. 236-253.

8. Ровняков Н. Р. Ведомственный контроль в органах внутренних дел Российской Федерации / Образование в России и актуальные вопросы современной науки : сборник трудов III Всероссийской научно-практической конференции, 25-26 мая 2020 года. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. - С. 70-75.

9. Гуляутдинов Р. Ф. Вопросы совершенствования информационного обеспечения ОВД России в современных условиях // Правовое государство: теория и практика. - 2017. - W 1 (47). -С.107-111.

10. Анисимов А. П., Трофимов Д. А. О проблемах организации зонального контроля и повышения эффективности инспекторских проверок территориальных органов МВД России на районном уровне // Административное право. Административная деятельность полиции. - 2019. - W 4 - С. 59-62.

11.Зуева О. В. Оценка эффективности ведомственного контроля в органах внутренних дел МВД России (по материалам социологического исследования) // Теория и практика общественного развития. - 2021. - W 1 (155). - С. 23-27.

12. Варнакова Г. Ф., Васильева Е. В., Горловская Е. А., Клепикова М. В. Порядок и виды контроля в ОВД // Столыпинский вестник. - 2021. - Т. 3. - W 1. - С. 22-29.

13. Попова Д. И. Совершенствование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел (по материалам УМВД России по г. Севастополю) // Молодой учёный. - 2018. - W 49 (235). - С. 155-157.

14. Рыбак А. В., Данилов Р. М. Вопросы постановки цели в управленческой деятельности ОВД // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. - 2020. - W 12. - С. 104-109. - DOI 10.37882/2223-2966.2020.12.32.

15. Занина Т. М., Федотова О. А. Особенности осуществления ведомственного контроля как способа обеспечения законности и дисциплины в ОВД // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. - 2017. - W 3-1. - С. 27-30.

16. Маркина Э. В., Сосновская Ю. Н. Актуальные вопросы по подготовке к проведению инспектирования территориальных органов Министерства внутренних дел России на районном уровне // Вестник экономической безопасности. - 2016. - W 1. - С. 157-160.

17. Мартынов А. В., Бундин М. В., Ширеева Е. В. [и др.]. Концепция правового регулирования использования информационных технологий в сфере государственного контроля и надзора в условиях «цифровой экономики»: результаты исследования. - Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2021. - 250 с.

18. Мартынов А. В. Актуальные вопросы применения искусственного интеллекта при осуществлении контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2020. - W 2. - С. 175-186.

References

1. Alakhverenova G. U., Goryunova D. V Optimizatsiya upravlencheskoy deyatel'nosti OVD / Evolyutsiya rossiyskogo prava: materialy XIX Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii molodykh uchonykh i studentov, Yekaterinburg, 29-30 aprelya 2021 goda / Ural'skiy gosudarstvennyy yuridicheskiy universitet. - Yekaterinburg: Federal'noye gosudarstvennoye byudzhetnoye obrazovatel'noye uchrezhdeniye vysshego obrazovaniya «Ural'skiy gosudarstvennyy yuridicheskiy universitet», 2021. - S. 20-23.

2. Belogrivyy I. A. Kazimirenko D. R. Kontrol' kak forma upravlencheskoy deyatel'nosti v OVD / Integratsionnyye protsessy v sovremennoy nauke: sbornik nauchnykh trudov po materialam XXII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Anapa, 26 iyulya 2021 goda. - Anapa: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-issledovatel'skiy tsentr ekonomicheskikh i sotsial'nykh protsessov» v Yuzhnom Federal'nom okruge, 2021. - S. 18-23.

3. Musin M. A. Aktual'nyye problemy vedomstvennogo kontrolya i prokurorskogo nadzora za operativno-rozysknoy deyatel'nost'yu operativnykh apparatov OVD / Yuridicheskaya nauka i praktika : al'manakh nauchnykh trudov Samarskogo yuridicheskogo instituta FSIN Rossii / glavnyy redaktor A. A. Votinov. - Vyp. 3. - Samara: Samarskiy yuridicheskiy institut Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, 2015. - S. 149-151.

4. Dubrovin A. K. Ispolneniye upravlencheskikh resheniy v podrazdeleniyakh organov vnutrennikh del // Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava. - 2022. - T. 12. - W 1A. - S. 425-433. - DOI 10.34670/ AR.2022.37.30.042.

5. Glushchenko A. N. O sushchnosti i soderzhanii informatsionno-analiticheskogo obespecheniya v organakh vnutrennikh del [Elektronnyy resurs] // Molodoy uchonyy. - 2019. - W 34 (272). - S. 151-152.

6. Popov D. P. Informatsionnoye obespecheniye pravookhranitel'nykh organov v rozysknoy deyatel'nosti // Molodoy uchonyy. - 2018. - W 36 (222). - S. 36-39.

7. Belikov A. P., Vlasov K. A., Proletenkova S. Ye. Modernizatsiya sistemy organizatsii zonal'nogo kontrolya v organakh vnutrennikh del // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. - 2020. -W 4 (95). - S. 236-253.

8. Rovnyakov N. R. Vedomstvennyy kontrol' v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii / Obrazovaniye v Rossii i aktual'nyye voprosy sovremennoy nauki : sbornik trudov III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 25-26 maya 2020 goda. - Penza: Penzenskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet, 2020. - S. 70-75.

9. Gulyautdinov R. F. Voprosy sovershenstvovaniya informatsionnogo obespecheniya OVD Rossii v sovremennykh usloviyakh // Pravovoye gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2017. - № 1 (47). - S. 107-111.

10. Anisimov A. P., Trofimov D. A. O problemakh organizatsii zonal'nogo kontrolya i povysheniya effektivnosti inspektorskikh proverok territorial'nykh organov MVD Rossii na rayonnom urovne // Administrativnoye pravo. Administrativnaya deyatel'nost' politsii. - 2019. - № 4. - S. 59-62.

11. Zuyeva O. V. Otsenka effektivnosti vedomstvennogo kontrolya v organakh vnutrennikh del MVD Rossii (po materialam sotsiologicheskogo issledovaniya) // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2021. - № 1 (155) - S. 23-27.

12. Varnakova G. F., Vasil'yeva Ye. V, Gorlovskaya Ye. A., Klepikova M. V. Poryadok i vidy kontrolya v OVD // Stolypinskiy vestnik. - 2021. - T. 3. - № 1. - S. 22-29.

13. Popova D. I. Sovershenstvovaniye informatsionnogo obespecheniya operativno-rozysknoy deyatel'nosti organov vnutrennikh del (po materialam UMVD Rossii po g. Sevastopolyu) // Molodoy uchonyy. - 2018. - № 49 (235). - S. 155-157.

14. Rybak A. V., Danilov R. M. Voprosy postanovki tseli v upravlencheskoy deyatel'nosti OVD // Sovremennaya nauka: aktual'nyye problemy teorii i praktiki. Seriya: Yestestvennyye i tekhnicheskiye nauki. - 2020. - № 12. - S. 104-109. - DOI 10.37882/2223-2966.2020.12.32.

15. Zanina T. M., Fedotova O. A. Osobennosti osushchestvleniya vedomstvennogo kontrolya kak sposoba obespecheniya zakonnosti i distsipliny v OVD // Obshchestvennaya bezopasnost', zakonnost' i pravoporyadok v III tysyacheletii. - 2017. - № 3-1. - S. 27-30.

16. Markina E. V., Sosnovskaya Yu. N. Aktual'nyye voprosy po podgotovke k provedeniyu inspektirovaniya territorial'nykh organov Ministerstva vnutrennikh del Rossii na rayonnom urovne // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. - 2016. - № 1. - S. 157-160.

17. Martynov A. V, Bundin M. V, Shireyeva Ye. V [i dr.]. Kontseptsiya pravovogo regulirovaniya ispol'zovaniya informatsionnykh tekhnologiy v sfere gosudarstvennogo kontrolya i nadzora v usloviyakh «tsifrovoy ekonomiki»: rezul'taty issledovaniya. - Nizhniy Novgorod: Natsional'nyy issledovatel'skiy Nizhegorodskiy gosudarstvennyy universitet im. N. I. Lobachevskogo, 2021. - 250 s.

18. Martynov A. V Aktual'nyye voprosy primeneniya iskusstvennogo intellekta pri osushchestvlenii kontrol'no-nadzornoy deyatel'nosti organov ispolnitel'noy vlasti // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. - 2020. - № 2. - S. 175-186.

Статья поступила в редакцию 18.08.2022; одобрена после рецензирования 17.05.2023; принята к публикации 20.06.2023.

The article was submitted August 18, 2022; approved after reviewing May 17, 2023; accepted for publication June 20, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.