Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
143
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПРОГРАММНЫЙ РОБОТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кубасов Игорь Анатольевич, Финогенов Дмитрий Васильевич

Актуальность темы обусловлена бурным развитием информационных технологий, а также в условиях цифровой трансформации МВД России потребностью в разработке практических предложений по их применению в оценке результатов оперативно-служебной деятельности информационных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. В настоящее время оценка оперативно-служебной деятельности информационных подразделений осуществляется в соответствии с методиками, которые не учитывают уровень цифровой зрелости и технической оснащенности. Выдвинутая гипотеза - основные проблемы при оценке оперативно-служебной деятельности информационных подразделений органов внутренних дел решаются путем развития и внедрения «сквозных» информационных технологий. Такими востребованными технологиями в первую очередь являются большие данные, искусственный интеллект, компоненты робототехники и сенсорика. Предложена технология программных роботов и искусственного интеллекта для повышения эффективности оценки деятельности информационных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кубасов Игорь Анатольевич, Финогенов Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN ASSESSING THE RESULTS OF OPERATIONAL AND SERVICE ACTIVITIES OF INFORMATION UNITSOF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the topic is due to the rapid development of information technologies, as well as in the context of the digital transformation of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the need to develop practical proposals for their application in assessing the results of operational and service activities of information units of the internal affairs bodies of the Russian Federation. Currently, the assessment of operational and service activities of information units is carried out in accordance with methods that do not take into account the level of digital maturity and technical equipment. The hypothesis put forward is that the main problems in assessing the operational and service activities of information units of internal affairs bodies are solved through the development and implementation of “end-to-end” information technologies. Such popular technologies are primarily big data, artificial intelligence, robotics components and sensors. The technology of software robots and artificial intelligence is proposed to improve the efficiency of evaluating the activities of information units of the internal affairs bodies of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Применение информационных технологий в оценке результатов оперативно-служебной деятельности информационных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации

КУБАСОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ,

профессор кафедры информационных технологий, доктор технических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: igorak@list.ru

ФИНОГЕНОВ ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

The Use of Information Technologies in Assessing the Results of Operational and Service Activities of Information Units of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation

KUBASOV IGOR ANATOLYEVICH,

Professor of Department of Information Technology, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: igorak@list.ru

FINOGENOV DMITRY VASILYEVICH,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

УДК 004.832.22

Аннотация. Актуальность темы обусловлена бурным развитием информационных технологий, а также в условиях цифровой трансформации МВД России потребностью в разработке практических предложений по их применению в оценке результатов оперативно-служебной деятельности информационных подразде-

Annotation. The relevance of the topic is due to the rapid development of information technologies, as well as in the context of the digital transformation of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the need to develop practical proposals for their application in assessing the results of operational and service activities of information units of

лений органов внутренних дел Российской Федерации. В настоящее время оценка оперативно-служебной деятельности информационных подразделений осуществляется в соответствии с методиками, которые не учитывают уровень цифровой зрелости и технической оснащенности. Выдвинутая гипотеза - основные проблемы при оценке оперативно-служебной деятельности информационных подразделений органов внутренних дел решаются путем развития и внедрения «сквозных» информационных технологий. Такими востребованными технологиями в первую очередь являются большие данные, искусственный интеллект, компоненты робототехники и сенсорика. Предложена технология программных роботов и искусственного интеллекта для повышения эффективности оценки деятельности информационных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова и словосочетания: информационные технологии; оценка результатов деятельности; оперативно-служебная деятельность; информационные подразделения; искусственный интеллект; программный робот.

the internal affairs bodies of the Russian Federation. Currently, the assessment of operational and service activities of information units is carried out in accordance with methods that do not take into account the level of digital maturity and technical equipment. The hypothesis put forward is that the main problems in assessing the operational and service activities of information units of internal affairs bodies are solved through the development and implementation of "end-to-end" information technologies. Such popular technologies are primarily big data, artificial intelligence, robotics components and sensors. The technology of software robots and artificial intelligence is proposed to improve the efficiency of evaluating the activities of information units of the internal affairs bodies of the Russian Federation.

Keywords and phrases: information technology; performance evaluation; operational and service activities; information units; artificial intelligence; software robot.

На информационные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации — информационные центры территориальных органов (далее — ИЦ) и ФКУ «ГИАЦ МВД России» — как на держателей региональных сегментов и федерального информационного ресурса сведений о преступности и результатах борьбы с ней возлагается обязанность организовать подготовку, сбор, отчет по установленным формам и снабжение необходимыми данными всех зарегистрированных пользователей. Уделяется серьезное внимание обеспечению своевременного, полного и достоверного предоставления сведений в централизованные оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты ФКУ «ГИАЦ МВД России», а также контролю за деятельностью территориальных органов внутренних дел в части представляемых ими сведений. Так, в целях совершенствования оперативно-служебной деятельности, в соответствии с приказом МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040, предложена к внедрению в практическую деятельность система оценки деятельности подчиненных подразделений1.

При этом в современных условиях цифровой трансформации МВД России информационные технологии (далее — ИТ) приобретают весомое

1 Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040.

значение в оперативной и объективной оценке результатов деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД), и прежде всего информационных подразделений [2]. Благодаря цифровизации повышается эффективность противодействия также трансформирующейся преступности, за счет чего обрабатывается значительный объем оперативно значимой информации, необходимый для незамедлительного принятия управленческих и оперативно-розыскных решений, касающихся изменения оперативной обстановки [3; 4].

Потребность в разработке практических предложений по применению и развитию информационных технологий в оценке результатов оперативно-служебной деятельности информационных подразделений ОВД обуславливает актуальность статьи.

Современная оценка результатов оперативно-служебной деятельности информационных подразделений ОВД

Для улучшения работы системы ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации приказом МВД России от 3 февраля 2012 г. № 772 утверждены инструкции по осуществлению зонально-

2 Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77.

го, особого, ведомственного контролей и целевых проверок.

В настоящее время оценка оперативно-служебной деятельности информационных подразделений осуществляется в соответствии с методиками, утвержденными распоряжением МВД России от 13 апреля 2018 г. № 1/140451. При этом ведомственная оценка результатов оперативно-служебной деятельности информационных подразделений ОВД производится по показателям, отражающим конечный результат, и осуществляется по следующим направлениям:

— информационное обеспечение, в том числе деятельность по формированию и использованию централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов (данное направление включает в себя следующие учеты: дактилоскопический, централизованные криминалистические и розыскные, оперативно-справочные и оперативные. Соответственно, оценивается организация архивной работы, сформированность статистической отчетности «О работе информационных подразделений», служебные командировки, ведение реестра лиц, подвергнутых задержанию сотрудниками полиции);

— управленческая деятельность руководства ИЦ (данное направление затрагивает исполнение решений коллегий, совещаний, указаний МВД России, документационное обеспечение. Оцениваются: своевременность и полнота представления учетных документов, организация служебной подготовки сотрудников, организация ведомственного контроля за направлениями деятельности, отнесенными к компетенции ИЦ);

— защита сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, обеспечение технической защиты информации в сфере информационного обеспечения деятельности территориального органа МВД России (рассматривается организация режима секретности в информационных подразделениях; проверка условий работы сотрудников со сведениями, составляющими государственную тайну и их сохранность; ведение секретного делопроизводства и документационное обеспечение деятельности по технической защите информации);

— состояние служебной дисциплины и законности в ИЦ;

1 Об утверждении методик изучения и оценки деятельности территориальных органов МВД России по отдельным направлениям, отнесенным к компетенции ФКУ «ГИАЦ МВД России»: распоряжение МВД России от 13 апреля 2018 г. № 1/14045.

— оказание государственных услуг по линии информационно-справочной работы (исполнение требований административных регламентов МВД России по предоставлению государственных услуг, доступность объектов и оказываемых в них государственных услуг для маломобильной категории граждан, информирование граждан о предоставлении государственных услуг).

Каждое из этих направлений подразделяется на показатели, индикаторы, критерии оценивания и выявления недостатков в ходе инспектирования.

Для оценки деятельности информационных подразделений ОВД используют программное обеспечение Microsoft Excel. В программном продукте можно выполнять ряд операций, таких как:

— ранжирование объектов (для определения ранга территориального подразделения по уровню доверия граждан следует создать четыре столбца: субъект, показатель в процентах, место, ранг. Но стоит учитывать следующую особенность определения ранга: при одинаковых значениях места суммируются номера занимаемых субъектами строк и делятся на количество);

— нормирование показателей (данную операцию можно проделать двумя способами: опираясь на стандартное отклонение, зависящее от величины показателя и отклонения; минимального нормирования, которое осуществляется за счет линейного отображения на нормированной шкале показателей);

— задачи многокритериального оценивания (к ним относятся нормализация показателей, подбор принципа оценивания, учет приоритетных критериев).

Оценка оперативно-служебной деятельности информационных подразделений ОВД как задача многокритериального оценивания рассчитывается с учетом количественных и качественных показателей результатов деятельности и соответствующего критерия оценивания и выражается в балльной системе [3].

Рассматривая направления оценки деятельности информационных подразделений ОВД, необходимо обратить внимание на основные проблемные вопросы, а именно недостаточную техническую оснащенность и уровень цифровой зрелости информационных подразделений ОВД.

С учетом изложенного выдвигается гипотеза: вышеуказанные основные проблемные вопросы при оценке оперативно-служебной деятельности информационных подразделений ОВД решаются путем развития и внедрения «сквозных» информационных технологий. Та-

кими востребованными технологиями являются большие данные, искусственный интеллект, компоненты робототехники и сенсорика.

О внедрении технологий больших данных и искусственного интеллекта уже написано много [7; 8; 9], поэтому в рамках данной статьи исследуем целесообразность внедрения технологии Robotic Process Automation как компоненты робототехники.

Robotic Process Automation как новая технология оценки деятельности информационных подразделений ОВД

Robotic Process Automation (RPA) — вид технологии автоматизации бизнес-процессов, основанный на использовании программных роботов (software robots) и искусственного интеллекта.

Применение технологии RPA для оценки деятельности информационных подразделений ОВД позволит автоматизировать:

— работу с таблицами в Excel, копировать и преобразовать данные;

— проверять информацию на корректность;

— заполнять экранные формы;

— формировать отчеты;

— переносить данные из одной системы в другую.

Внедрение RPA избавит от решения рутинных задач. Таким образом, RPA является эффективной технологией для оценки деятельности информационных подразделений ОВД с большим количеством несвязанных приложений или большим количеством ручных повторов данных. Целесообразность к использованию RPA напрямую связана с количеством существующих приложений и средств автоматизации, которые уже используются.

Привлекательность инструментов RPA состоит в скорости настройки и запуска. Это особенно важно по сравнению с другими, более медленными вариантами, такими как разработка эффективных API-модулей или замена устаревших приложений. RPA предоставила возможность для демократизации автоматизации и интеграции. Однако без надлежащего управления RPA может создать столько же проблем, как и решает.

Внедрение RPA часто тормозится из-за относительно высокой эксплуатационной нагрузки, а также сложности разработки сценариев интеграции на уровне пользовательского интерфейса.

Большинство автоматизаций работают на поверхностном уровне, а не на более глубоком, более устойчивом уровне API. Связанные данные не находятся в формате, который

инструмент RPA может легко обрабатывать. Это вызывает проблемы с масштабированием инициативы. Например, инструментам RPA трудно обрабатывать изображения документов без таких инструментов, как OCR, который затем объединяется с машинным обучением и/или NLP для извлечения правильных данных. Чат-боты все чаще включаются в решения, как и решения AI для интерпретации и извлечения данных.

Таким образом, ввиду сложности и значимости информации, оказывающей влияние на оперативно-служебную деятельность информационных подразделений ОВД, информационные технологии требуют постоянного развития и совершенствования. В силу этого растет необходимость повышения уровня цифровой зрелости и технической оснащенности информационных подразделений ОВД.

На основании проведенных исследований можно прийти к выводу, что перед Министерством внутренних дел Российской Федерации стоят сложные задачи, связанные с совершенствованием технологий сбора и обработки информации, улучшением технической оснащенности, повышением уровня цифровой зрелости информационных подразделений, что необходимо для оперативной и объективной оценки результатов оперативно-служебной деятельности и особенно актуально в условиях цифровой трансформации МВД России.

Важным фактором повышения эффективности оценки является учет дополнительных показателей, отражающих конечный результат по двум новым направлениям оценки (наряду с пятью современными направлениями): уровня технической оснащенности и цифровой зрелости информационных подразделений. При этом предлагается применение новой технологии оценки результатов деятельности, а именно RPA. Ее суть заключается в использовании программных роботов и искусственного интеллекта для выполнения различного рода задач.

Также представляется целесообразным применение информационных технологий для осуществления дистанционного контроля в рамках приказа МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77. Данный контроль может быть основан на следующих критериях: оценка качества и полноты заполнения сведений дактилоскопической карты в пределах автоматизированного дактилоскопического учета; возможность осуществления территориальными органами удаленного доступа к ЦК ЦИАДИС-МВД и проведение оперативных проверок; своевременная постановка на учет дактилоскопической информации; ка-

чество информации о государственной услуге, размещенной на официальных сайтах территориальных органов; полнота и качество фор-

мирования, ведения и использования дактилоскопических учетов в территориальных органах МВД России.

Список литературы:

1. Апульцин В. А., Гонов Ш. Х., Лебедев В. Н., Петрова В. Ю. Информационные технологии управления и организация защиты информации: курс лекций. Москва, 2021.

2. Кубасов И. А. Информационные технологии в следственной и судебно-экспертной деятельности // Развитие учения о противодействии расследованию преступлений и мерах по его преодолению в условиях цифровой трансформации: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции / под ред. Ю. В. Гаврилина, Ю. В. Шпагиной (Москва, 21 мая 2021 г.). Москва, 2021.

3. Кубасов И. А. Модели организационного построения информационных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2021. № 4.

4. Кубасов И. А., Лекарь Л. А., Кондрущен-ков О. М. Перспективные направления применения методов анализа больших дан-

ных в информационно-аналитическом обеспечении оперативно-розыскной деятельности // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы: сборник статей международной научно-практической конференции / под общ. ред. И. Г. Чистобородова, А. Л. Сит-ковского, В. О. Лапина (Москва, 23 октября 2020 г.). Москва, 2020.

5. Кубасов И. А. Проблемные вопросы применения технологий искусственного интеллекта в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Воронежского института МВД России. 2021. № 3.

6. Шапкин А. В., Кубасов И. А., Иванов А. И. Развитие отечественного ней-росетевого искусственного интеллекта в защищенном исполнении // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2019. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.