Научная статья на тему 'РОЛЬ И ФУНКЦИИ МВД РОССИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

РОЛЬ И ФУНКЦИИ МВД РОССИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
614
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / МВД РОССИИ / ПОЛИЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Александр Александрович

Введение. Определяется понятие информационно-психологической безопасности, изучаются роль и функции МВД России в механизме ее обеспечения. Выделяются основные направления деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности. Формулируются организационные предложения по совершенствованию противодействия МВД России новым информационным угрозам. Целью исследования выступает анализ роли и функций МВД России в системе обеспечения информационно-психологической безопасности. Выводы. МВД России является одним из ключевых федеральных органов исполнительной власти в системе органов обеспечения информационно-психологической безопасности. На основе проведенного анализа выделены следующие основные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности: противодействие преступности; противодействие административной деликтности; противодействие терроризму и экстремизму; информационное сопровождение деятельности МВД России. Обосновывается необходимость создания самостоятельного подразделения МВД России по противодействию новым информационным угрозам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND FUNCTIONS OF THE RUSSIA MINISTRY OF THE INTERIOR IN THE SYSTEM OF INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY

Introduction. The article defines the concept of information and psychological security, examines the role and tasks of the Russia Ministry of the Interior in the mechanism of its provision. The main directions of the activities of the internal affairs bodies in the field of information and psychological security are highlighted. Organizational proposals are formulated to improve the counteraction of the Russia Ministry of the Interior to new information threats. The purpose of the study is to analyze the role and functions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the system of information and psychological security. Conclusions. The Russia Ministry of the Interior is one of the key federal executive authorities in the system of information and psychological security agencies. Based on the analysis, the following main areas of activity of the internal affairs bodies to ensure information and psychological security are identified: countering crime; countering administrative tort; countering terrorism and extremism; information support for the activities of the Russia Ministry of the Interior. The necessity of creating an independent unit of the Russia Ministry of the Interior to counteract new information threats is substantiated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ФУНКЦИИ МВД РОССИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

научный портал мвд России № 2 (58) 2022

scientific portal of the russia ministry of the interior " м '

Правоохранительная деятельность

Научная статья УДК 349:681

Роль и функции МВД России в системе обеспечения информационно-психологической безопасности

Александр Александрович Смирнов

Институт государства и права Российской академии наук, г. Москва, Россия, [email protected]

АННОТАЦИЯ. Введение. Определяется понятие информационно-психологической безопасности, изучаются роль и функции МВД России в механизме ее обеспечения. Выделяются основные направления деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности. Формулируются организационные предложения по совершенствованию противодействия МВД России новым информационным угрозам.

Целью исследования выступает анализ роли и функций МВД России в системе обеспечения информационно-психологической безопасности.

Выводы. МВД России является одним из ключевых федеральных органов исполнительной власти в системе органов обеспечения информационно-психологической безопасности. На основе проведенного анализа выделены следующие основные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности: противодействие преступности; противодействие административной деликтности; противодействие терроризму и экстремизму; информационное сопровождение деятельности МВД России. Обосновывается необходимость создания самостоятельного подразделения МВД России по противодействию новым информационным угрозам.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационно-психологическая безопасность, деструктивное информационно-психологическое воздействие, МВД России, полиция, противодействие, деструктивные молодежные субкультуры

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Смирнов А. А. Роль и функции МВД России в системе обеспечения информационно-психологической безопасности // Научный портал МВД России. 2022. № 2 (58). С. 41-49.

Law Enforcement

Original article

The role and functions of the Russia Ministry of the Interior in the system of information and psychological security

Alexander A. Smirnov

Department of Informational Law and International Information Security, Moscow, Russia, [email protected]

ABSTRACT. Introduction. The article defines the concept of information and psychological security, examines the role and tasks of the Russia Ministry of the Interior in the mechanism of its provision. The main directions of the activities of the internal affairs bodies in the field of information and psychological security are highlighted. Organizational proposals are formulated to improve the counteraction of the Russia Ministry of the Interior to new information threats.

The purpose of the study is to analyze the role and functions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the system of information and psychological security.

Conclusions. The Russia Ministry of the Interior is one of the key federal executive authorities in the system of information and psychological security agencies. Based on the analysis, the following main areas of activity of the internal affairs bodies to ensure information and psychological security are identified: countering crime; countering administrative tort; countering terrorism and extremism; information support for the activities of the Russia Ministry of the Interior. The necessity of creating an independent unit of the Russia Ministry of the Interior to counteract new information threats is substantiated.

KEYWORDS: information and psychological security, destructive information and psychological influence, Russia Ministry of the Interior, police, counteraction, destructive youth subcultures

FOR CITATION: Smirnov A. A. The role and functions of the Russia Ministry of the Interior in the system of information and psychological security // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2022. № 2 (58). Р. 41-49 (in Russ.).

© Смирнов А. А., 2022

Введение

В условиях развития глобального информационного общества и построения цифровой экономики возрастает «уязвимость общественных процессов от информационного воздействия» [1, с. 6]. Количество и опасность информационных вызовов и угроз постоянно возрастают.

В этой ситуации абсолютно обоснованным является выделение информационной безопасности в качестве стратегического национального приоритета, т. е. важнейшего направления обеспечения национальной безопасности в новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1 (далее - Стратегия НБ 2021). Данный приоритет направлен на обеспечение реализации национальных интересов РФ, связанных с развитием безопасного информационного пространства, защитой российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия (подп. 4 п. 25 Стратегии НБ 2021).

Последний национальный интерес составляет предмет информационно-психологической безопасности (далее - ИПБ), под которой автором понимается составная часть системы информационной безопасности, представляющая собой состояние защищенности личности, социальных групп и общества от деструктивного информационно-психологического воздействия. Само деструктивное информационно-психологическое воздействие определяется нами как негативное влияние на личность, социальные группы и общество деструктивного контента или коммуникации, а также сигналов от технических устройств, дистанционно воздействующих на психику человека через зрительные и слуховые сенсорные системы, создающее опасность причинения вреда интересам личности, общества и государства.

Проведенный нами анализ системы субъектов обеспечения информационно-психологической безопасности показал, что ключевую роль в ее структуре играют следующие федеральные органы исполнительной власти: МВД России, ФСБ России, Минобороны России, МИД России, Минцифры России, Россотрудничество, Роскомнадзор. Среди них особенно выделяется Министерство внутренних дел Российской Федерации, обладающее наиболее широкой компетенцией в изучаемой области.

Характеристика роли и функций МВД России в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности

Деятельность органов внутренних дел в изучаемой области регламентируется комплексом нормативных правовых актов, основным из которых является Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»2 (далее - ФЗ «О полиции»). Помимо базового федерального закона, правовой статус МВД России комплексно регламентирован в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 2483 (далее - Положение о МВД).

К числу основных задач МВД России относятся обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел (подп. 4 п. 2 Положения о МВД). Данные задачи возложены на полицию, которая является важнейшей составной частью единой централизованной системы МВД России.

Анализ основных направлений деятельности полиции показывает, что часть из них прямо или косвенно связаны с обеспечением ИПБ. Прежде всего это относится к защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению и раскрытию преступлений, обеспечению правопорядка в общественных местах. В них наиболее ярко проявляет себя природа полиции в качестве правоохранительного органа. Однако обеспечение информационной безопасности как отдельное направление деятельности полиции не выделено.

Переходя от общих рассуждений к конкретике, на основе анализа норм ФЗ «О полиции» и Положения о МВД, действующей структуры центрального аппарата МВД России, мы выделяем четыре основных направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационно-психологической безопасности: 1) противодействие преступности в сфере ИПБ;

1 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : утв. Указом Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. иЯ1_ : http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202107030001 (дата обращения : 08.07.2021).

2 См.: О полиции : Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

3 См.: Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 // Собр. законодательства Рос. Федерации.

2016. № 52, ст. 7614.

2) противодействие административной деликт-ности в сфере ИПБ; 3) противодействие терроризму и экстремизму; 4) информационное сопровождение деятельности МВД России. Рассмотрим их подробнее.

1. Противодействие преступности в сфере ИПБ.

Само комплексное понятие «противодействие преступности» в ФЗ «О полиции» не используется, вместо этого в нем говорится о его слагаемых - предупреждении, пресечении, выявлении и раскрытии преступлений, производстве дознания по уголовным делам. Применив утвердившийся в российском законодательстве в правоохранительной сфере подход к определению содержания понятия «противодействие», можно заключить, что противодействие преступности включает в себя следующие элементы: а) предупреждение преступности, включая ее профилактику; б) борьбу с преступностью (выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений); в) минимизацию и (или) ликвидацию последствий преступлений и преступности в целом. Полиция участвует во всех трех обозначенных линиях работы, но наиболее ярко она проявляет себя в сфере борьбы с преступностью.

Что касается предупреждения преступлений, то в соответствии с п. 4 ст. 1 ФЗ «О полиции» на нее возложена обязанность выявлять причины преступлений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний. Таким образом, полиция осуществляет как общую, так и индивидуальную профилактику преступлений, включая профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В рамках профилактической деятельности полиция реализует полномочия и использует формы профилактического воздействия, предусмотренные Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»4. Отдельно отметим, что полиция является одним из важнейших субъектов госу-

дарственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних5.

Задачи в области профилактики преступлений и иных правонарушений возложены на многие подразделения органов внутренних дел (патрульно-постовую службу, подразделения уголовного розыска и др.), но основную роль здесь играют служба участковых уполномоченных полиции6 и подразделения по делам несовершеннолетних7, координацию деятельности которых в центральном аппарате МВД России осуществляет Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ГУОООП МВД России).

Борьба с преступностью включает в себя использование полицией всех предусмотренных ФЗ «О полиции», Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», УПК РФ и иными законодательными актами средств и методов в целях выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений. Нами был выделен весьма широкий перечень преступлений, относящихся к сфере ИПБ и связанных с производством и оборотом негативной информации, оказанием деструктивного коммуникационного воздействия на отдельных лиц либо социальные группы. Раскрытие и расследование многих из них осуществляют органы внутренних дел.

В контексте темы исследования прежде всего представляет интерес противодействие полиции преступлениям в информационной сфере, связанным с оказанием деструктивного информационно-психологического воздействия. В целом количество преступлений, совершенных с использованием ИКТ, неуклонно растет, причем очень высокими темпами8.

Ключевую роль в борьбе с такими преступлениями играет Управление «К» Бюро специальных технических мероприятий МВД России

4 См.: Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 26, ст. 3851.

5 См.: Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федер. закон от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ : в ред. от 24 апр. 2020 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177.

6 См.: О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности : приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 // СТРАС «Юрист».

7 См.: Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 15 окт. 2013 г. № 845 // СТРАС «Юрист».

8 См.: Состояние преступности в России за 20172021 гг. / ГИАЦ МВД России. Ист.: Статистика и аналитика // МВД России. Ш_ : https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics (дата обращения : 29.12.2021).

(далее - Управление «К»), к числу основных направлений работы которого отнесены выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере компьютерной информации и преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) и направленных против здоровья несовершеннолетних и общественной нравственности, включая изготовление и распространение материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних; использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов9.

Говоря о совершенствовании борьбы с преступностью, относящейся к сфере ИПБ, в качестве его приоритетного направления следует выделить повышение потенциала подразделений МВД России в борьбе с новыми угрозами, включая рост уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, обучение их новым методикам работы, умениям сбора и процессуального оформления цифровых доказательств, оснащение необходимыми материально-техническими средствами. Важную роль играет налаживание взаимодействия с другими органами государственной власти, институтами гражданского общества и представителями бизнес-среды.

Однако всего перечисленного недостаточно. На наш взгляд, требуется организационно-штатное укрепление самих подразделений МВД России, занимающихся противодействием ки-берпреступности, поскольку удельный вес преступлений в сфере высоких технологий составляет уже более 25 % (25,8 % по итогам 2021 г.10). Шаги в этом направлении уже были предприняты. В ноябре 2019 г. по итогам заседания коллегии МВД России Министром внутренних дел РФ В. Колокольцевым было принято решение о создании в структуре Министерства подразделений, которые будут специализироваться на противодействии преступлениям, совершаемым с использованием 1Т-технологий. Кроме того, было объявлено о существенном увеличении штата Бюро специальных технических мероприятий МВД России (далее - БСТМ), а также подразде-

9 См.: Управление «К» МВД России // МВД России. URL : https://v^^/mvd/structure1/Upravlenija/Upravlenie_K_MVD_ Rossii (дата обращения : 28.06.2021).

10 См.: Состояние преступности в России за январь-декабрь 2021 г. М. : ФКУ «ГИАЦ МВД России», 2022. URL :

https://v^^/reports/item/28021552/ (дата обращения : 02.03.2022).

лений БСТМ на региональном уровне11. Следует и дальше продолжать укрепление подразделений МВД России по борьбе с киберпреступностью.

2. Противодействие административной де-ликтности в сфере ИПБ.

Важным направлением участия МВД России в обеспечении ИПБ является противодействие административной деликтности в данной сфере. Как справедливо отмечал А. П. Шергин, «наряду с преступностью административная деликтность представляет сложную деструктивную систему, опасность которой для правопорядка нельзя недооценивать. Административные правонарушения были и остаются наиболее распространенными видами противоправного поведения» [2, с. 14].

ФЗ «О полиции» выделяет производство по делам об административных правонарушениях и исполнение административных наказаний в числе основных направлений деятельности полиции. Полиция наделена полномочиями по выполнению «полного цикла» административного процесса по делам об административных правонарушениях, начиная с приема и регистрации заявлений и сообщений об административных правонарушениях и завершая исполнением административных наказаний. Но главная роль полиции в сфере противодействия административным правонарушениям состоит в выявлении и пресечении таких правонарушений и сборе доказательственной базы.

Анализ п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ позволяет выделить широкий перечень составов административных правонарушений, относящихся к сфере ИПБ, по которым должностные лица органов внутренних дел вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, такие так: «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ» (ст. 6.10); «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ» (ст. 6.13); «Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изобра-

11 См.: В МВД России будут созданы новые подразделения по борьбе с преступностью в сфере высоких технологий // МВД России. 1 ноября 2019 г. URL : https://v^^/news/ item/18809813 (дата обращения: 28.06.2021).

жениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов» (ст. 6.20); «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» (ст. 6.21); «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации» (ст. 13.21); «Заведомо ложный вызов специализированных служб» (ст. 19.13); «Мелкое хулиганство» (ст. 20.1); «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами» (ст. 20.3); «Производство и распространение экстремистских материалов» (ст. 20.29) и др.

Как видно из анализа приведенного перечня, сотрудники полиции имеют право выявлять и составлять протоколы об административных правонарушениях, преимущественно связанных с коммуникационными угрозами ИПБ, такими как обман (дезинформация); запугивание, принуждение; пропаганда, поощрение деструктивных взглядов и действий, подстрекательство к совершению последних или вовлечение в их совершение. Хотя правонарушения последней группы могут совершаться также через распространение информации в СМИ и сети Интернет. Вместе с тем среди указанных правонарушений имеются и те, которые касаются исключительно массовой коммуникации и связаны с распространением негативного контента в СМИ и сети Интернет (ч. 2 ст. 13.15, ст. 13.21 КоАП РФ).

Помимо основных функций выявления административных правонарушений и осуществления производства по ним, на полицию возложена обязанность выявлять причины административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению (п. 4 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции»). Профилактическая работа по административным правонарушениям во многом схожа с профилактикой преступлений как по субъектам ее осуществления, так и по используемым формам профилактического воздействия.

3. Противодействие экстремизму и терроризму.

МВД России играет важную роль в противодействии терроризму и экстремизму. ФЗ «О полиции» на нее возложены обязанности принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и

пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан (п. 16 ч. 1 ст. 12), участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму (п. 17 ч. 1 ст. 12).

В структуре терроризма и экстремизма как угроз национальной безопасности к интересующей нас сфере ИПБ относится их «информационная компонента», связанная с пропагандой идеологии терроризма, публичными призывами к осуществлению террористической или экстремистской деятельности, вовлечением в совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности. В условиях цифровой среды эта компонента приобретает доминирующую роль.

В рамках противодействия экстремистской деятельности полиция использует как свои общие полномочия по осуществлению профилактической, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и административно-юрисдикционной деятельности, так и применяет специальные инструменты, предусмотренные федеральными законами «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму».

Основную роль в противодействии экстремизму и терроризму в системе МВД России играют подразделения по противодействию экстремизму, координацию работы которых в структуре центрального аппарата Министерства выполняет Главное управление по противодействию экстремизму (далее - ГУПЭ МВД России). Оно выступает в пределах своей компетенции, осуществляя функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в области противодействия экстремистской деятельности и террориз-му12.

Подразделениями по противодействию экстремизму МВД России реализуется широкий комплекс мероприятий, направленных на противодействие угрозам ИПБ экстремистского толка. Проводится целенаправленная профилактическая работа в Интернете, пресекаются факты публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства, выявляются и ликвидируются экстремистские сообщества. Отдельное внимание

12 См.: Главное управление по противодействию экстре-

мизму // МВД России. URL : https://v^^/mvd/structure1/ Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_po_protivodejstviju_j (дата обращения : 30.01.2022).

уделяется пресечению противоправной деятельности различных деструктивных сект и тоталитарных культов, практикующих насилие над личностью, причиняющих вред физическому и психическому здоровью, совершающих иные злоупотребления при реализации свободы совести и вероисповедания [3].

Одним из важных направлений деятельности полиции по борьбе с экстремизмом и терроризмом выступает информационное противодействие данным угрозам. В Концепции противодействия терроризму, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.13, совершенствование системы информационного противодействия терроризму включено в число задач предупреждения (профилактики) терроризма (п. «б» ст. 15). Функция информационного противодействия экстремизму выполняется ГУПЭ МВД России и территориальными подразделениями по противодействию экстремизму. Подготовленные с нашим участием научно-методические издания по данной тематике [4; 5] успешно внедрены в работу подразделений по противодействию экстремизму МВД России.

4. Информационное сопровождение деятельности МВД России.

ФЗ «О полиции» в числе основных принципов деятельности полиции называет принцип открытости и публичности (ст. 8). Помимо общих положений об открытости полиции для общества, праве граждан и общественных институтов на получение достоверной информации о ее работе, названная статья предусматривает регулярное информирование государственных и муниципальных органов, граждан о своей деятельности через СМИ, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Кроме того, полиция в соответствии с законодательством РФ предоставляет сведения о своей деятельности СМИ по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Ключевую роль здесь играет Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России (УОС МВД России) и его территориальные подразделения. Их деятельность ре-

гламентируется комплексом приказов МВД России: от 16 июня 2011 г. № 683 «Об утверждении Положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации»; от 27 октября 2015 г. № 1010 «Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации»; от 19 июня 2018 г. № 385 «О совершенствовании взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации»14 (далее - приказ № 385).

В контексте обеспечения ИПБ важное значение имеет использование информационной работы МВД России для профилактики угроз в цифровой среде. Посредством выступлений официального представителя Министерства и иных должностных лиц в СМИ, размещения информации на ведомственных ресурсах МВД России в сети Интернет, распространения тематических печатных изданий и иной информационной продукции полиция осуществляет информирование общества о существующих информационных угрозах, формах и способах их проявления, а также методах и средствах защиты от них. Так, на сайте МВД России имеется тематический раздел «Безопасный Интернет -детям»15. В нем содержатся ценные практические рекомендации для детей по обеспечению безопасности в Сети. Также размещены методические рекомендации по данной теме16. По нашему мнению, данное направление работы требует усиления. В частности, на официальном сайте МВД России следует создать целостный тематический раздел с материалами профилактического характера для граждан (в настоящее время такие материалы глубоко «упрятаны» на отдельных страницах).

Еще один аспект, касающийся сферы ИПБ, связан с защитой интересов самого МВД России. Речь идет о противодействии дискредитации ведомства и отдельных сотрудников полиции. Угроза дискредитации зачастую связана с целенаправленными информационными вбросами, преследующими цели причинения вреда имид-

13 См.: Российская газета. 2009. 20 окт.

14 Приказы содержатся в информационном массиве СПС СТРАС «Юрист».

15 См.: Безопасный Интернет - детям // МВД России. URL : https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravlen¡ja/Upravlenie_K_ MVD_Rossii/безопасный-интернет-детям (дата обращения : 01.07.2021).

16 См. : Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети Интернет // МВД России. URL : https://media.mvd.ru/files/ embed/1546721 (дата обращения : 01.07.2021).

жу МВД России или конкретному его сотруднику, противодействия определенной деятельности подразделений Министерства (например, расследованию преступлений). В частности, дискредитация может использоваться для противодействия криминальной среды деятельности полиции по раскрытию и расследованию преступлений [6].

Вред имиджу МВД России может наносить и распространение достоверной негативной информации (например, сообщения о факте совершения сотрудником полиции преступления). Это вовсе не означает отнесение ее к диффамации, однако она также требует определенного реагирования со стороны органов внутренних дел. Упомянутый приказ № 385 обязывает УОС МВД России проводить круглосуточный мониторинг материалов СМИ, содержащих недостоверную информацию или критику деятельности подразделений системы МВД России, их сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников, а также организовывать с заинтересованными подразделениями системы МВД России незамедлительное реагирование в соответствии с законодательством РФ (пп. 4.2, 4.4).

Следует отметить, что в МВД России действует отдельный приказ от 19 декабря 2018 г. № 850 «Об организации защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России в связи с осуществлением ими служебной деятельности, деловой репутации подразделений системы МВД России»17. Согласно данному приказу защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел РФ, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России в связи с осуществлением ими служебной деятельности, деловой репутации подразделений системы МВД России - это комплексная и согласованная деятельность, реализуемая несколькими подразделениями МВД России: собственной безопасности, информации и общественных связей, кадровыми и правовыми подразделениями. Эта

17 См.: Об организации защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России в связи с осуществлением ими служебной деятельности, деловой

репутации подразделений системы МВД России : приказ от

19 дек. 2018 г. № 850 // СПС СТРАС «Юрист».

деятельность включает оказание правовой помощи и информационное реагирование на факты распространения в СМИ не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений. В качестве основной формы последнего названо опровержение (пп. 11.3, 19.1). В то же время, если речь идет не о ложных сведениях, а негативных оценочных суждениях в СМИ, затрагивающих права и законные интересы подразделений МВД России, формой реагирования выступает ответ (комментарий, реплика), в котором предлагается иная оценка распространенной информации. Такой ответ должен размещаться на соответствующих интернет-сайтах, входящих в состав аппаратно-программного комплекса «Официальный интернет-сайт МВД России» (п. 25).

Предложения по совершенствованию деятельности МВД России по обеспечению информационно-психологической безопасности

Рассмотрев основные направления участия органов внутренних дел в обеспечении ИПБ, регламентированные ведомственными нормативными правовыми актами, выскажем одно авторское предложение. Оно касается противодействия новым информационно-психологическим угрозам. К ним относятся прежде всего деструктивные молодежные субкультуры, пропаганда которых активно осуществляется в сети: скулшутинг, криминальные (А.У.Е.) и суицидальные субкультуры («группы смерти»), агрессивные, девиант-ные, радикальные и депрессивные сообщества18.

Директор Лиги безопасного интернета Е. Мизулина в ходе выступления на дискуссионной экспертной площадке в МГЮА 1 июля 2021 г. привела данные о том, что каждый второй ребенок в России подвергается деструктивному воздействию в социальных сетях. В период с 2018 по 2021 г. число детей и подростков, состоящих в деструктивных сообществах в Интернете, практически удвоилось (с 5 млн до 9,5 млн). В качестве основных тенденций, продвигаемых среди детей и подростков в социальных медиа, ею были названы: социопатия, сатанизм и культы, наркомания, нацизм и национализм, массовые и серийные убийства, обесценивание собственной жизни и стремление к смерти, ритуальные убийства и самоубийства, насильственные видео и трэш-стримы, шок-контент, призывы к участию

18 См.: Чернова И. Г., Нечаева Ю. Б., Бабина Е. В. Дети в Сети : методическая памятка для переживающих взрослых / экспертный КИБЕРсовет Ресурсного центра профилактики деструктивного влияния информации на несовершеннолетних в Пермском крае. Пермь, 2019.

в незаконных акциях и митингах, экстремизм и терроризм, ультрадвижение, кибербуллинг, пропаганда оружия, скулшутинг [1].

Деятельность, связанная с распространением подобных молодежных субкультур в Интернете, не всегда носит криминальный характер. Хотя в последнее время часть из них признана экстремистскими или террористическими19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что противодействие данным угрозам находится в сфере компетенции МВД России. Опыт научно-исследовательской и практической работы автора во ВНИИ МВД России и центральном аппарате МВД России показал, что данная линия не закреплена в полном объеме ни за одним подразделением Министерства. Хотя многие из них занимаются профилактикой и борьбой с данными угрозами в пределах своей компетенции: ГУПЭ - по линии противодействия экстремизму и терроризму, ГУОООП - по линии профилактики правонарушений, Управление «К» - по линии борьбы с киберпреступностью, ГУУР - по линии борьбы с общеуголовной преступностью. Однако такая распыленность значительно снижает эффективность проводимой работы.

Но дело даже не столько в ней, сколько в специфике используемого инструментария. Подразделения охраны общественного порядка (участковые, по делам несовершеннолетних) в основном используют традиционные методы профилактической работы в офлайн-среде (профилактический учет, посещение по месту жительства/учебы, профилактические беседы и т. п.). Кроме того, они не являются субъектами ОРД и не наделены средствами мониторинга интернет-среды. Подразделения криминальной полиции (уголовного розыска, по противодействию экстремизму, преступности в сфере высоких технологий) выступают субъектами ОРД, но работают четко в рамках своей линии и только по борьбе с конкретными преступлениями. Когда же речь идет о таких диффузных угрозах с мощным идеологическим компонентом, как деструктивные молодежные субкультуры, то здесь их традиционные механизмы правоохранительной деятельности просто не срабатывают.

Определенный опыт противостояния идеологическим угрозам имеется только у подраз-

19 См.: Верховный Суд признал экстремистским и запретил движение АУЕ // РБК. 17 августа 2020 г. URL : https:// www.rbc.ru/society/17/08/2020/5f3a5acc9a79473da0c66a9f (дата обращения : 02.07.2021); Верховный суд признал «Ко-лумбайн» террористическим движением // РБК. 2 февраля 2022 г. URL : https://www.rbc.ru/society/02/02/2022/61fa80e89 a7947fc73792fb5 (дата обращения : 22.02.2022).

делений по противодействию экстремизму. Он построен на основе сочетания оперативно-розыскных, административно-правовых и профилактических мер, а также мер по информационному противодействию. Однако только часть обозначенных угроз относится к экстремистским (террористическим). Но как быть с остальными? Кейс суицидальных сообществ («групп смерти») показал, что возникает вопрос: кто и как в системе МВД России должен с ними бороться? Он был решен управленческим решением о закреплении данной обязанности за Управлением «К» и образовании рабочей группы МВД России с привлечением других подразделений центрального аппарата Министерства. Но это решение ad hoc не снимает общесистемной проблемы.

Наше предложение состоит в создании самостоятельного подразделения МВД России по противодействию новым информационным угрозам. Учитывая нетрадиционный характер угроз, оно также должно носить гибридный характер, сочетающий оперативно-розыскные, профилактические и информационные формы деятельности. Причем акцент должен быть сделан именно на мониторинге, профилактике и контрпропаганде в цифровой среде.

Потребует ли это создания нового подразделения в структуре МВД России либо, может, ограничиться реорганизацией и расширением функционала имеющихся подразделений (например, ГУПЭ или БСТМ), - дискуссионный, но вторичный вопрос. Он требует обсуждения и проработки всех заинтересованных структур. Однако в самой необходимости учреждения подразделения МВД России по противодействию новым информационным угрозам мы твердо убеждены, поскольку количество и опасность таких вызовов будет непременно возрастать.

В заключение отметим, что 24 марта 2022 г. советник Министра внутренних дел РФ В. С. Овчинский в ходе доклада на II Всероссийской научно-практической конференции «Новые, появляющиеся и видоизменяющиеся формы преступности: научные основы противодействия (Долговские чтения)» в Университете прокуратуры РФ довел информацию о проработке руководством МВД России вопроса о создании самостоятельного подразделения по борьбе с киберпреступностью (возможное название - «Управление киберполиции»). Полагаем, что в случае успешной реализации данной инициативы на указанное подразделение могут быть возложены функциональные обязанности по противодействию новым информационным угрозам.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Мизулина Е. М. Мониторинг распространения деструктивного контента в интернет-среде : доклад на дискуссионной экспертной площадке «Противодействие деструктивной пропаганде среди молодежи в интернет-среде» (1 июля 2021 г.). - М. : МГЮА им. О. Е. Кутафина, 2021.

2. Шергин А. П. Концептуальные основы админи-стративно-деликтного права // Научный портал МВД России. 2008. № 1. С. 14-22.

3. Не допустить ненависти и вражды. Начальник Главного управления по противодействию экстремизму МВД России генерал-майор полиции Олег Ильиных // Полиция России. 2019. № 9. С. 10-14.

4. Смирнов А. А. Организация контрпропаганды в области борьбы с терроризмом и экстремизмом : науч.-практ. пособие / под ред. А. П. Новикова. - М. : АТЦ СНГ, 2020.

5. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности : монография / Сундиев И. Ю., Смирнов А. А., Кундетов А. И., Федотов В. П. - М. ; Вологда : ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2014.

6. Дьяченко Н. Н. Дискредитация как форма противодействия криминальной среды деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по выявлению и раскрытию преступлений // Научный портал МВД России. 2021. № 4. С. 63-68.

tific portal of the Russia Ministry of the Interior), 2008, No. 1, pp. 14-22.

3. Policiya Rossii (Police of Russia), 2019, No. 9, pp. 10-14.

4. Smirnov A. A. Organizaciya kontrpropagandy v oblasti bor'by s terrorizmom i ekstremizmom (Organization of counter-propaganda in the field of combating terrorism and extremism): a Scientific and Practical guide / A. A. Smirnov; pod red. A. P. Novikova, Moscow: ATC SNG, 2020.

5. Sundiev I. Yu., Smirnov A. A., Kundetov A. I., Fedo-tov V. P. Teoriya i praktika informacionnogo protivodejstviya ekstremistskoj i terroristicheskoj deyatel'nosti (Theory and practice of information counteraction to extremist and terrorist activities): monograph, Moscow, Vologda: FGKU «VNII MVD Rossii», 2014.

6. D'yachenko N. N. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior), 2021, No. 4, pp. 63-68.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

А. А. Смирнов - кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук (Российская Федерация, 119019, г. Москва, Знаменка, д. 10).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

REFERENCES

1. Mizulina E. M. Monitoring rasprostraneniya destruk-tivnogo kontenta v internet-srede. Doklad na diskussion-noj ekspertnoj ploshchadke «Protivodejstvie destruktivnoj propagande sredi molodezhi v internet-srede» (Monitoring the spread of destructive content in the Internet environment. Report at the expert discussion platform "Countering destructive propaganda among young people in the Internet environment") (July 1, 2021), Moscow, Universitet imeni O. E. Kutafina (MGYUA), 2021.

2. Shergin A. P. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scien-

A. A. Smirnov - Candidate of Juridical Sciences, Associate professor, Senior Research Fellow of the Department of Informational Law and International Information Security, the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (Znamenka str., 10, Moscow, 119019, Russian Federation).

Рукопись поступила в редакцию 08.04.2022; одобрена после рецензирования 18.04.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 08.04.2022; approved after reviewing 18.04.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.